За много веков до появления ислама Азербайджан становится крупным центром зороастризма. Здесь находятся самые почитаемые зороастрийские храмы, здесь живут маги зороастрийские жрецы



Дата28.06.2016
өлшемі35.17 Kb.
#164195
За много веков до появления ислама Азербайджан становится крупным центром зороастризма. Здесь находятся самые почитаемые зороастрийские храмы, здесь живут маги - зороастрийские жрецы. Поэтому неудивительно, что когда в Азербайджане в начале IX века поднялось крестьянское восстание под руководством простого крестьянина Бабека, превратившегося впоследствии в народного вождя и великого полководца, лозунгом своим восставшие принимают борьбу с исламом и восстановление древних верований.Историки утверждают что Бабек родился в 798 году в близи Ардебилья. (Южная часть Азербайджана) Его отец торговал оливковым маслом, а мать была служанкой. Когда Бабеку было, всего год его отца убили в горах во время путешествий. Его мать, забрав его, переехала. Она с трудом воспитала и вырастила сына. Будучи подростком Бабек несколько лет поработал чабаном, а потом встретился с Джавиданом (предводитель Хурамитов). Бабек привлек его внимание своим умом и мышлением. И он забрал его в крепость Базз. За короткое время Бабек сумел завоевать уважение и симпатии не только соратников Джавидана, но и его супруги. Так что когда Джавидан погибает в очередной стычке с Абу Имраном, жена, собрав всех воинов у тела покойного, объявляет его предсмертную волю:" Передай моим товарищам, - я знаю, что сегодня ночью должен умереть, - что душа моя перейдет из моего тела в тело Бабека, сольется с его душой и он с вашей помощью достигнет такого могущества, которого еще никто из нас не достигал, истребит сильных мира сего, восстановит учение Маздака; презренный среди вас достигнет почета и униженные возвысятся". Став приемником Джавидана Бабек возглавляет общину хуррамитов в Баззе и восстанавливает свое немусульманское имя Бабек. Задолго до Бабека хуррамиты начали борьбу с арабами и насильственной исламизацией. При Джавидане Азербайджан становится центром этой борьбы, а Базз хуррамитской столицей. Религия хуррамитов, основываясь на догмах маздакизма и зороастризма, проповедовала существование извечной борьбы двух начал, светлого темного, добра и зла. Возглавив хуррамитскую общину Бабек приступает к решительным действиям. Перед хуррамитами он ставит задачи изгнания арабов, уничтожения ислама и восстановления религии предков. По условленному сигналу сторонники Бабека вырезают в окрестностях Базза всех арабов и их сторонников. После этого восстание распространяется на соседние области. Вскоре почти весь Азербайджан оказывается в руках хуррамитов. Отсюда восстание перекидывается на север в Арран и на юго-восток в Джабиль и Хорасан. Бабек везде действует по одному сценарию - все захваченные укрепления сносятся, а гарнизон и арабское население вместе с сочувствующими им жестоко вырезаются. Истребляются и местные феодалы, выступающие против Бабека. В результате Бабеком за двадцать лет было казнено свыше 200 тысяч человек и около 10 тысяч взято в плен. Быстрый успех Бабека, в какой-то степени, объясняется благоприятным стечением обстоятельств. Прежде всего, надо сказать, что Бабек объединил всех Хурамитов. И послал своих

людей в разные уголки Азербайджана и призывал объединиться и бороться против Халифата, призывал спасти страну. Источники отмечают, что вскоре Бабек собрал большую армию. Число всадников за короткое время дошло до 20000. С временем Бабека поддерживали все больше и больше.

До 819 года Халиф не принимал Хурамитов и Бабека всерьез и не посылал в Азербайджан сильную Халифаскую армию. Но к 819 году Халифа понял что Бабек и его соратники серьезная угроза для его власти для Халифата в целом.

И Халиф Мамун в 819 впервые дал приказ отправить, армию в Азербайджан.

Хурамиты уничтожили эту армию и одержали яркую победу над хорошо вооруженной и организованной армией. И так продолжалось около 10 лет. ЗА ЭТИ 10 ЛЕТ Халиф посылал все новые и новые армии с новыми полководцами, но все они были разгромлены, а полководцы были взяты в плен.

В 821-822 году Хурамиты освободили много Азербайджанских земель от арабской оккупации.

Халиф все больше и больше попадал в отчаяние. Хурамиты все больше и больше ослабляли Халифат. Как силой, так и авторитетом.

В 829 году , 3 июня - Новая мощная армия Халифата под руководством известного полководца Мухаммеда ибн Гамида вступили в бой с Хурамитами вблизи гор Хаштадсара. ( I Хаштадсарский бой) Основной целю арабов, было взятие башни Базз, но со своим умением и талантом Бабек не дал им осуществит эту цель. Из 150 000 армии 30 000 были убиты, также полководец Мухаммед. Историки отмечают, что смерть Мухаммеда был сильном ударом для Халифа.

В 830 году - Хурамиты освободили Гамадман (расположенного на северо-востоке Азербайджана). Это быль стратегически важный город для Халифата. Именно через этот город проходил единственный путь соединяющие восточные земли Халифата с Багдадом

В 833 год - к этому времени Бабек смог почти освободит весь Азербайджан от арабских войск. Восстание против Халифата перешло на Иран. В этом году умер Халиф Мамун. Историк Табари отмечает, что при смерти он завешал своему наследнику Мотасиму быть беспощадным в отношении Бабека и Хурамитов.

В 833, 25 декабрь - Бой вблизи Гамадман. Это быль первый бой, где Хурамиты проиграли. Многие из них были убиты. Некоторые источники гласят, что число убитых Хурамитов было 60 000 а некоторые что число достигло 100 000 солдат.

Следует, отметит, после того как Мотасим стал Халифом, он полностью изменил стратегию борьбы против Бабека. Он остановил войну с противниками и направил все силы государства против него. Также он в 835 году назначил Афшина главным полководцем во главе армии Халифата.

Афшин тоже внес много изменений в тактику борьбы. Он умело использовал разведку. Также он с помощью своих лазутчиков и разведчиков смог зажечь огонь разногласия между повстанцами. Так же многие феодалы, которые ранее помогали Бабеку деньгами и боеприпасами предали его и перешли на сторону Афшина. В основном из за того что Афшин им обещал золотые горы и щедро наградил их за предательство..

В имении одного из феодалов Афшин взял в плен Исма -Курди. (друга и полководца Бабека) Его долго мучили и в результате он выложил все планы Бабека.

Далее Афшин послал шпиона к Терхану (тоже друг и главный полководец) в качестве гостя . Терхан принял гостя как подобает. А ночью шпион Афшина отрубил голову спящему Терхану. Это было сильным ударом для Хурамитов и для Бабека.

Постепенно Афшин коварно одного за другим убирал с пути самых верных соратников Бабека. Особенно отличались предательством феодалы.

В 836 год - Бой вблизи Хаштадсара. Хурамиты одержали победу над армией Афшина.

Бесстрашие Хурамитов умение вести бой и ум Бабека сыграли важную роль в победе.

В 837 году - Решающий бой между Афшином и Бабеком вблизи башни Базз. В источниках отмечается что Афшин попытался договорится.

Афшин и Халиф обещали ему помилование также земли и богатство в обмен на мир. Но Бабек не оставил своих соратников и своих идей.

В 837 году, 26 августа начался бой. Это был одни из самых кровавых битв средних веков. Из армии арабов были убиты около 100 000 солдат а из Хурамитов 80 000. Несмотря на то, что армия арабов была, хорошо вооружена Хурамиты, сражались отважно. Даже арабские историки, которые описывали, этот бой в своих рукописях не скрывали удивление. И Афшина поразило бесстрашие Хурамитов. Арабы одержали победу, Афшин приказал жечь вес город. 7600 человек были взяты в плен. Среди них была и семья Бабека…

После боя, Афшин еще раз попытался договориться с Бабеком. У него в руках было письмо о помиловании, в случае если он добровольно сдастся. Но Бабек даже после поражения в бою не сдался. Вблизи Шеки он встретил Сахль ибн Сумбата (армянский феодал). Он воспользовался тем что Бабек ему доверял и повел его к себе в качестве давнего друга. Сам же сразу послал человека к Афшину с вестью, что Бабек у него.

Бабека взяли в плен, а Сахль ибн Сумбату, Халифа подарил за это 1000 000 дирхам золота и золотую корону.

В 838 году 14 март - Бабек был казнен в городе Самире.

Бабек даже при смерти потряс всех свидетелей казни своим бесстрашием. По приказу Халифы казнь начали с того что Бабеку отрубили руки и ноги. Когда палач отрубил правую руку он взял и забрызгал кровью себе лицо. Удивленный Халиф спросил «Бабека почему ты так сделал?» Он ответил

«Ты приказал что бы меня казнили и за мою смерть ты ответишь. Мне отрубили руку, и моя кровь течет. Твоя власть не сможет остановить эту кровь. Боюсь что после потери крови мое лицо побелеет, а люди подумают что я боюсь смерти. Но я не боюсь … Пусть никто не видит мое лицо поболевшим….»

Бабек прожил всего 40 лет. Этот человек портяс мир, потряс Халифат. Он был голосом Азербайджана. И это голос кричал - СвободаАрабские историки писали про него..

«Бабек становиться все опаснее для Халифата. Арабы боятся его. Они сражаются, против него но не могут его победить. Он громит армии и побеждает полководцев»

Источник: IX век, Арабский историк Динавар

« Бабек был самым великим героем своего времени. Он смог держать Халифат долгие годы в страхе»

Источник: IX век, арабский историк Ибн Тегбериди

«Победа над Бабеком самая яркая победа исламского государства. День, когда его вязли в плен, все мусульмане отмечали как праздник»

Источник: IX век арабский историк , Муггедиси

«Удачи Бабека состоялось в том, что он смог объединить народ и что народ не приемлет рабства. Бабек выражал желание народа»

Источник: IX век, арабский историк Сеид Нефиси

А некоторые историки сравнивали Бабека С Ганнибалом из Карфагена



Ни угроза не смерть, не муки не смогли сломить не его, не его соратников. Хоть Бабек и погиб героически, но его идее жили долгие годы и живут сейчас. Даже после его смерти Азербайджан не смирился с оккупантами и не смириться не когда. Бабек смог в значительной форме ослабить власть Халифата. Начиная со второй половины 9 века, на территории Азербайджана были основаны феодальные государства. (Ширваншахи, Саджи, Салари и т.д.)

Крестьянское восстание Бабека охватило огромную территорию, равную территориям современных европейских государств. В течение двадцати лет Бабек, благодаря своему необыкновенному полководческому и организаторскому таланту, руководил огромным крестьянским государством, в котором он пытался сделать людей счастливыми и свободными. И каждый раз, когда азербайджанский народ встает на борьбу за независимость и свободу, имя и дела великого предка служат ему путеводительной звездой.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет