ЗАИНСК
152. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Двухпрестольный храм построен в 1826 на средства прихожан, вместо старого, деревянного (приход существовал с XVII в.). Придел освящен во имя Святого Великомученика Иоанна Нового. В конце 80-х-начале 90-хгг. XX в. храм отремонтирован на средства местных жителей. В 1991-1992 заново возводятся колокольня, купол центрального объема.
Церковь построена в стиле русского классицизма.
153. БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный храм построен в 1881 г. на средства прихожан. Второй приход в селе открылся в середине 30-х годов XVIII в. Церковь построена вместо старой, деревянной (возведена в 30-е гг. XIX в.). Полностью утрачен интерьер. Отсутствуют колокольня, кровля трапезной, завершение центрального объема. Сохранились только стены.
ЗАИНСКИЙ РАЙОН
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА
154. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Двухпрестольный храм построен в 1814г. на средства прихожан. Престолы в честь Рождества Христова и во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Церковь к началу XX в. трижды перестраивалась.
Прихожане русские, татары-кряшены. Построена в традиционной продольно-осевой композиции.Утрачены завершение центрального объема трапезной. От колокольни сохранились два нижних яруса. Церковь построена в стиле ампир. Священниками в храме служили: в 1883-1890 гг. Евфимий Дмитриевич Фелицин (ум. 1890), в 1890-1910 гг. Алексей Котлов (ум. 1910), в 1910-1917 гг. Павел Минеев.
ВЕРХНИЙ БАГРЯЖ
155. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный деревянный храм построен в 1887-1889 гг. (приход существовал с начала XVIII в.) на средства елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева по проекту уфимского епархиального архитектора Александра Владимировича Перкица. Освящена вторично 5 марта 1897г. после пожара, происшедшего в здании храма 16 июня 1896г.
Приход церкви состоял из татар-кряшен, русских, чуваш и мордвы.
Небольшой храм традиционной планировки с двухъярусной колокольней. Эклектика псевдорусского направления.
В 1893-1917 гг. в храме служил священник, позже протоиерей Павел Абрамович Сельский. Церковь закрыта в 1931 г.
КАРА ЕЛГА
156. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный храм построен в 1860- 1867гг. вместо обветшавшего деревянного, на средства прихожан и деньги, выделенные местным землевладельцем, генерал-майором артиллерии Греви. Строительство велось под наблюдением священника А.В. Желвицкого. В 1910-1912 гг. храм отремонтирован. Прихожане русские, татары-кряшены.
Крупных размеров сельская церковь, построенная в сочетании древнерусских и классицистических элементов. Утрачены завершение колокольни и центрального объема. В приходе в 1865-1890гг. служил священник Арсений Васильевич Желвицкий (1841-?) (выпускник Уфимской духовной семинарии 1864г.), в 1890г. переведен в село Большая Шильна.
НАЛИМ
157. КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный храм построен на средства прихожан и деньги, выделенные местным помещиком Петром Озеровым и елабужским купцом Андреем Павловичем Земляновым. Приход существовал с начала XVIII века. Строительство церкви велось в несколько этапов, в 1875 г возводится часть колокольни и стены до простенков, после чего работы прекращены за неимением средств. В конце 1880г. возводятся стены до свода куполов и колокольня. Освящение храма произошло через 22 года после начала строительства - в 1897г. До этого службы велись в старой деревянной церкви, построенной в 1735-1 736 гг., которая была разобрана в конце XIX в. и перенесена в приходскую деревню Байсар.
Приход состоял из села и десяти деревень. Большую часть прихожан составляли татары-кряшсны.
Крупная сельская церковь, построенная в псевдорусском стиле эклектики.
В приходе служили священники: в 1880-1890 гг. Дмитрий Кириллович Сперанский; в 1890-1910гг. (вновь с августа 1917г.)-Афанасий Ермолаев; в 1900-1910 гг.-Лев Павлов (окончил в 1900г. миссионерские курсы КДА).
ОНБИЯ
158. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Двухэтажный храм построен на средства прихожан в 1868-1875 гг. вместо обветшавшего деревянного. Престолы: главный во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен 5 июня 1882г.), правый-в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 1 октября 1875 г.). Храм назван по придельному престолу Покровским.
Прихожане - русские, чуваши.
Средних размеров сельская церковь, построенная в классицистическом стиле. Сохранившиеся ворота в ограде - в стиле ампир. Утрачены колокольня, завершение центрального объема.
СТАРЫЙ ТОКМАК (Токмак)
159. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный деревянный храм построен в 1856-1859 гг., на средства елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева (приход существует с середины XVIII в.).
Прихожане - русские, татары-кряшены.
Небольшой храм, выстроенный по образцовому проекту К. Тона. Колокольня утрачена.
Церковь закрыта в 30-е годы.
ФЕДОТОВО (Алексеевка)
160. КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Трехпрестольный храм построен в 1864-1868 гг. на средства, выделенные помещиком Василием Ивановичем Харькевичем и елабужским купцом Дмитрием Ивановичем Стахеевым. Приход существовал со второй половины XVIII в. Дата закладки храма выбита на камне фундамента: "Храм сей заложен 12 июня 1864 года". Приделы: во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Ивана Златоуста и во имя Святителя Митрофания Воронежского Чудотворца.
Прихожане-татары-кряшены, русские.
Утрачены колокольня, завершение центрального объема. Общий стиль постройки провинциальный ампир. В 1883-1916 гг. в приходе служил священник Борис Васильевич Васильев (ум. 1916), выпускник Центральной крещено-татарской школы 1870г.
Достарыңызбен бөлісу: |