Зарождение философской мысли. Исторические типы мировоззрения. Место Ф. в системе научных знаний



бет1/6
Дата26.06.2016
өлшемі0.55 Mb.
#159003
  1   2   3   4   5   6

  1. Зарождение философской мысли. Исторические типы мировоззрения. Место Ф. в системе научных знаний.

Ф. – наука или нет? – спорно.

Вопрос о мировоззрении: совокупность знаний, представлений об окружающем человека мире, человеке и обществе, совокупность убеждений, идеалов, ценностных ориентаций и целей.

Аспекты духовного мира, которые охватывает мировоззрение:


  • Информ. – познават. сторона – совокупность знаний и представлений об окружающем мире и человеке, картина мира = миропонимание.

  • Эмоционально-ценностная сторона – убеждения, ценностные ориентации, художественные взгляды, религиозные верования. Картина мира = мироощущения.

  • Проективно-волевая сторона – совокупность целей и планов.

Мировоззрение в зависимости от глубины отражения действительности, системности, обоснованности взглядов, логичности и теоретичности может быть

Мифологическим: синкретизм и антропоморфизм. Следовательно, мифологенная концепция возникновения Ф.

Религиозным: узкое понимание. широкое и научно-материалистическое.

Религиозное мировоззрение как социальный институт и не всегда эквивалент духовности (Ветхий Завет и Русская правда). Религиогенная концепция. Религия – внешняя форма и содержание: страшилки снаружи и внутренний глубинный вопрос о возникновении мира.


Философия.


  1. Время возникновения: Древний Восток, Запад, и там и там. Требовалось: высокий уровень общественных отношений, профессиональная умственная деятельность, высокого уровня абстрактное мышление.

  2. Объект Ф.: та область дейст-ти, которая изучается наукой – весь мир, место человека в мире, человек и мир.

  3. Предмет Ф.: круг проблем, связанных с объектом – общие закономерности развития мира, закономерности его познания.

Эволюция предмета: 1. древнейшая философия = натурфилософия (природа и внешний космос). Она синкретична.

2. древняя философия – сократовские идеи. Философия должна изучать человека. Эпикурейцы, стоики. Экзистенциалисты.

3. философия должна изучать первопричины мира. Аристотель. Материалисты и марксисты – философия это наука о наиболее общих законах развития природы. Общества и человеческого сознания.

4. средневековье = богопознание. Христианская философия. Августин Блаженный. Фома Аквинский.

5. новое время = позитивизм. Положительны те науки, которые приносят пользу человеку. Главный предмет – логика, давно уже разработанная Аристотелем.


  1. Узкое понимание Ф.: наука, которая отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к науке - понятийный аппарат. Гипотезы и их логическое обоснование. Аргументация на основе теоретических выкладок других наук. Философия – совокупность философских наук: общая Ф. (онтология и гносеология), социальная Ф., история Ф., диалектика – учение о взаимосвязях развития, логика, аксиология (этика и эстетика). В19 веке отделилась психология, связанные с Ф. дисциплины: Ф. права, Ф. физической культуры, Ф. физики и пр.

  2. Широкое понимание Ф.: явление культуры +жизненная философия людей, смысложизненные размышления человека, отражение смысла жизни в произведениях искусства, в словесных жанрах прежде всего, общемировоззренческие проблемы, возникающие на базе естественных наук и пр.

  3. Наукогенная концепцияпервопричина всего = наука. Способность человека абстрактно мыслить. Платон: «Начало философии заключалось в изумлении». Аристотель: «Не в изумлении, а в способности находить причину всему».

  4. Философия – методология для других наук. Общая концепция, которая служит исходным пунктом для постановки целей деятельности, определения ее стратегии, осознания ее результатов, разработки конкретных идей.

Тенденция дифференциации и интеграции в современной науке.


Роль рассудка и разума для человека. Рассудок – осуществляет оперативно-тактическое функционирование человека = конкретные науки.

Разум – ставит цели, определяет стратегию = философия. Сейчас эта функция на уровне социума выполняется плохо. Стихийно развивающееся человечество пока не может себя критически осмыслить.




  1. Основной вопрос. Формы материализма и разновидности идеализма.



Основной вопрос нужен, чтобы структурировать философское знание, решать частные вопросы. В разное время – особый смысл.


  1. новое время: как познать законы природы и общества? – Ф.Бэкон: «Как познать законы природы и общества», Гоббс: «Как прекратить гражданские войны», Гельвеций: «Как стать счастливым человеком», Энгельс: «как соотносится материальное и идеальное в этим мире». Так сформулирован основной вопрос в работе «Людвиг Фейербах и коней классической немецкой философии».

  2. 20 век. А.Камю: «стоит ли жить», Ясперс: «Как умирать».

  3. конец 20 века: постмодернисты – как относится человек к машине? Может ли искусственный интеллект заменить человека?




  1. Онтологическая сторона: что первично: сознание или материя?

Материализм: материально-природный мир – основа, сознание – его продукт. Мир развивается по своим собственный законам, его можно познать.

Наивный мат. Древнего мира: Фалес, Эпикур, Демокрит, Лукреций Карр.

Метафизич. мат. 18 века: Джон Локк, Гоббс, Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Ломоносов, А.Н.Радищев.

Диалектический мат.: марксисты.

Современный естественно-научный мат.
Идеализм: идеальное творит материальный мир и управляет им.

Объективный ид.: первоосновой мироздания является космический абсолют, вселенский разум. Религиозные представления. Сократ, Платон, Аристотель, Гегель. Философия неоплатонизма – официальная философия католической церкви. Основатель Фома Аквинский..

Субъективный ид.: абсолютизируется сознание субъекта. Мир существует потому, что мы его воспринимаем. Он есть только в нашем сознании. Джордж Беркли.

Солипсизм – крайняя форма субъективного ид. Мир это человек и пустота.
Часто встречается волюнтаризм – абсолютизация человеческого сознания в развитии общества.

Все это – монистический подход – признание того, что мир возник благодаря одной причине.



Дуалистический подход:

Дуализм: материя и сознание – два самост. начала, существующие независимо друг от друга.

Синкретический дуализм: материальное и духовное это две взаимодействующие стороны целостного мира (Спиркин).

Деизм: специфическое проявление дуализма. Мир сотворен Богом но с тех пор развивается по собственным законам. Галилей. Наука и религия не должны вмешиваться в дела друг друга.

Пантеизм – бог во всем. Николай Кузанский. Эпоха Возрождения. Готовилась почва для материалистических взглядов об активности материи.

Гилозоизм – «одушевленная материя». Бруно. Вся материя одушевлена, только в разной степени. Материя обладает чувствительностью, т.е. сходностью с сознанием.


  1. гносеологическая сторона: способно ли сознание познать окружающий мир?

Материалисты – гностики. Сознание – результат развития материального мира.

Объективный ид.: многие гностики.

Субъктивный ид.: агностики. Границы возможности человеческого познания.

Скептицизм: Человек познает мир, но он никогда не будет уверен в достоверности своих знаний. Агностицизм Канта: объективный внешний мир, сущность которого непознаваема. «Мы в мире, как собаки и кошки в наших библиотеках».

Агностицизм Юма: наши знания основываются на наших ощущениях, за их пределы мы выйти не можем. Нет достоверного знания.

Релятивизм: все в мире относительно, все непрерывно меняется. Наше сознание не отражение мира, а инструмент приспособления к меняющемуся миру.

3. Социальные и гносеологические корни материализма и идеализма.
Материализм:

  1. социальные причины. Связь с общественными отношениями эпохи. Настроения прогрессивных общественных сил, их связь с производственной деятельностью, научным познанием мира. Основа атеизма – свободомыслия.

  2. гносеологические причины. Материально-социальное происхождение человеческого сознания, практический опыт людей, наблюдения за окружающей дейст-тью. Выводы об объективности этого мира.


Идеализм:

  1. социальные причины.

  • Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые профессии.

  • Разделение умственного и физического труда. Представление о том. Что умственная деятельность служит двигателем развития общества. Люди попали под влияние соц. сил. «Христос победил, потому что проиграл Спартак». Власть поддерживает церковь.

  • Отчуждение. Результаты человеческой деятельность превращаются в силу. Господствующую над человеком. («Портрет» Гоголя, оружие). Эсхатологические настроения.

  1. гносеологические причины. Абсолютизируются некоторые стороны духовного мира человека, «раздувается» разум.

    • Объективно творческий характер человеческого сознания. Искусственная природа развивается из идей.

    • Объяснения строгой упорядоченности в живой природе. Всякий порядок вносится разумом. Кто же навел порядок в природе? Как человек мог возникнуть из немыслящей материи? Телеология – объективно-идеологическая концепция, согласно которой мир развивается по заранее составленному плану. Мир движется к поставленной цели.

    • Сложность абстрактных понятий, трудность связи их с конкретными реалиями. Проблема общего и единичного. Общее сесть существенное. Платон – идея лошадности. Спор же возник в Средние века по поводу универсалий. Общее существует в нашем сознании + общее есть сущность реальных явлений.


4. Метод в философии. Диалектика и метафизика.
Методы разные: по причине (детерминизм и индетерминизм), по разуму (рационализм и иррационализм), по воле (волюнтаризм и фатализм), по познанию и объяснению действительности ( диалектика и метафизика).

Метафизика – «после физики». 1. специфический раздел Философии. Проблемы первооснов бытия.

    1. противоположность диалектики (Гегель, марксисты). Метод познания мира, при котором явления дейст-ти и понятия, их отражающие, рассматриваются в изолированном друг от друга состоянии, в состоянии покоя. Отрицаются качественные изменения, только кол-ые. Т.к. метафизика возникла в средние века, то каждая наука рассматривает дейст-ть со своей стороны.

Широкое понимание метафизики – одностороннее понимание дейст-ти при умолчании значений других сторон знания. Характерна и для нашего времени. Основа – в мире есть стабильность.

Метафизика признает механическое движение, движение по кругу. Источник развития – вне предмета.



Формы: Античная, элейская метафизика. ПАРМЕНИД и ЗЕНОН. ПЛАТОН – неизменные идеи, постоянные сущности.

Средневековье: бог это идеальное начало. ФОМА АКВИНСКИЙ.

Материалисты. ГЕЛЬВЕЦИЙ, Ф.БЭКОН, ГОББС, ЛОКК. Обособленность материального и идеального.

20 век.
Диалектика – («выяснять истину», «вести беседу») – метод познания и объяснения дейст-ти, при котором явления мира и понятия отражающих сознаний рассматриваются во взаимодействии и в процессе изменения, порождаемо этим взаимодействием. Развитие – результат противоположных стороны. Переход количества в качество, отрицание старого новым и пр. (Детство и Отрочество Л.Н.Толстого).

Мир противоречив, сознание тоже должно быть противоречиво.

Объективная Д.: изменение самого мат. Мира. Непрерывность кач-ых изменений, сохранение на определенное время качества.

Субъективная Д.: изменение человеческого сознания для понимания диалектического мира.

Диалектика признает глубинные изменения. Источник развития – внутри предмета и внешние точки.



Формы: Античная, стихийная. ГЕРАКЛИТ, КРОТИЛ.

Идеалистическая. ГЕГЕЛЬ. Идея – мировой разум.

Материалистическая. МАРКС и ЭНГЕЛЬС. Материя сама по себе внутренне противоречива. Взаимодействие материального и идеального.

Теория синергетики – самоорганизующаяся материя. БОР.




5. Философия античности (конспект).
Предфилософия – Др. Египет. Вавилон.

Собственно Ф. – Др. Греция, Др. Китай, Др. Рим.


Предпосылки: экономические, взаимодействие культур, демократия (ср. с диктатом в Спарте).

Особенности: По форме. Ф. вышла из мифологии. Форма художественно образная.

По содержанию. – энциклопедичность

- формирование рационально-научного мышления. Наука.



    • формирование диалектики. Мир – космос, в котором все взаимосвязано.

    • Атеизм. Право человека мыслить и дейст-ть не согласуясь с божеством.

    • Материализм и диалектика имеют наивный хар-р, не обосновываются науч. данными.

Периодизация.

1. Досократовский период. 7 – 6 вв. до н.э.

Милеты: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

Эфес: Гераклит.

Италия: пифагорейцы, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит.

Элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон Красавчик.

2. Сократовский = классический период. Первая половина 5 века до н. э.

Сократики.



Вторая половина 5 века – 4 век до н.э.

Софисты. Сократ, Платон. Аристотель.



3. Эллино-римский период. 4 век до н.э. – 6 век н.э.

Эпикур, стоики (ЗЕНОН, ХРИСИПП) и скептики (ПЕРРОН).

Эпикурейцы (Лукреций Карр), стоики (Марк Аврелий).

Неоплатонизм –основы новой Ф. на идеях Платона (Прокл, Порфирий, Плотин).


Материалистическое направление.

Фалес Милетский – купец. Впервые – создать картину мироздания. У истоков мира не стояли боги. В основе всего вода, но вода преобразованная. Понятие АРХЭ. Главная постановка проблемы о единстве всего сущего: «Что есть все?».

Анаксимен – архэ это воздух, который сгущается, но не которым мы дышим.

Анаксимандр – архэ – это некая первооснова АПЕЙРОН, она вечна и бесконечна. Из воды появились рыбы…до человека посредством тепла. Ощущается идея об атомах.

Эмпедокл – архэ – земля, воздух, огонь, вода.

Анаксагор – сколько вещей, столько и архэ. Полюрализм.
Гераклит – основоположник диалектики. Отрывки работ. Маркс: «Гегель древнего мира».

Всеобщность явлений и их изменений в мире.

Архэ – огонь.

Источник развития – единство и борьба противоположностей. Идея всеобщей закономерности развития – ЛОГОС. Мир не хаос. Впервые идея детерминизма.



Гераклито-элеатская коллизия. 1. Апории Зенона. «Стрела», «Дихотомия», «Ахилл и черепаха» - движение это сумма покоев т.е движения нет. Движение непрерывное это сумма прерывистостей, т.о. движения нет.

2. истинное интеллектуальное бытие неизменно и недискретно, не противоречиво. Все. Что внутренне противоречиво, того нет.


Демокрит – разработал атомистическую теорию. Архэ – атомы и пустота. Атомы сталкиваются, образуются атомные вихри, образуются тела и целые миры. Атомы отличаются по размерам и по форме, присоединяются посредством крючка.

Детерминизм. Движение атомов – причина всего сущего. Естественная причинность. Позже – Лаплассовская концепция: зная прошлое (причины) , можно предсказать настоящее. Но фаталистические выводы + снимается вопрос о нравственности (Ипполит Терентьев).

История человечества. Человек развивался подражая животным естественным путем.

Эпикур. Продолжает идеи Демокрита. Распадается империя Александра Македонского. Человек должен сохранить себя. Разработка теории гедонистической этики: наслаждение от познания. Эвдемонист- понимание смысла жизни ка к достижение наслаждений.

Новое в атомистической концепции: атомы движутся сверху вниз с одинаковой скоростью. Случайно атом отклоняется от своей траектории. Случайность – обоснование свободы человека. Ее отрицание ведет к фатализму. (пример: смерть человека. Множество объективно возможных вариантов как умереть и субъективные конкретные причины).


Лукреций Карр – философ. трактат в стихах «О природе вещей».

    • Бесконечность мира в S и вечности в t.

    • Упорядоченность мира есть результат самоорганизации материи.

    • Целенаправленность живой материи (Дарвин).

    • Генетика (дети похожи на дедов).

    • Причины религии в непонимании причин души (душа развивается вместе с телом, она смертна) и страх перед смертью.

Идеалистическое направление.



Пифагор. Основа мироздания – гармония чисел, созданная богом.
Сократ. Не писал, т.к. письменная речь обедняет мысль.

    • выступал против софистов, обосновывающих ложь с помощью логики.

    • Против надуманной натурфилософии того времени.

    • Главное – познать самого себя. Антрополгия. Надо прожить добродетельную жизнь. Мир прекрасен, надо соединиться с этим миром. Добродетели: мужество, сдержанность, умение укрощать страх, справедливость. Злые дела человек делает из-за невежества, значит надо образование, оно возвышает мораль.

    • Технология познания добродетелей. Для рядовых людей – МАЙЕВТИКА – сомнение, вопрошание, индукция. Для избранных – ДАЙМАНИОН – внутренний голос, с помощью которго человек общается с богом.

    • Мир управляется разумом всевышнего. Нравственность связана с религиозностью. Монотеизм.


Платон. Драма жизни – Сократ на его глазах принял яд. Как же может мир быть прекрасен?.

Организовал Академию.



    • мир идей и мир вещей (производный, он мерзок). Расколотость миров можно преодолеть с помощью любви

    • душа человека бессмертна. Она когда-то обитала в мире идей, потом стала переселяться .

    • специфическая теория познания – теория априорного знания. Душа сможет вспомнить то, что знала раньше из мира идей.

    • Модель идеального государства. Три группы: философы и воины (свободные) и демиурги. Деление на группы под влиянием порыва души. Но короли не должны быть философами, они не дадут развиваться другим, сделав свою философию господствующей (Кант).

    • Для свободных не д\б частной собственности.

    • Идея общих жен и мужей. Демографическая проблема. Евгеника–«человеководство».


Аристотель. Энгельс – «А. – АЛ. Македонскийи греческой философии». Ликей.

    • не во всем был согласен с Платоном. «Не может сущность вещей существовать отдельно от того, сущность чего она является».

    • Классифицировал все науки: теоретические, практические (экономика, поэтика, этика), творческие (риторика и поэтика), логика.

    • Начала мира четыре: 1. материя как глина для скульптора.

2. форма – активное начало мира. Идеальная причина мира. Целая иерархия форм-планов; миром правит форма форм – БОГ. Идеи текучи, а не стабильны, и находятся они на земле.

3. источник движения.

4. цель. Конечная стадия развития.


  • Теория познания. Человек многое взял от животного. Животные обладают памятью, опыт зависит от памяти. Опыт создал искусство.

  • Создал науку о правильном мышлении – логику.

  • Естественно-научная проблематика. Космология – наука о строении мира. Центр – Земля; подлунный мир несовершенный, надлунный мир образован эфиром. В нем идеальные круглые тела движутся по круговым орбитам. доработал Птоломей.

  • Соц.-полит. проблемы. Умеренный реформатор.1. Правомерные разные формы правления, но в разные эпохи и в разных странах. Умеренная демократия. Главное – не допускать культа личности, т.к. это ведет к тирании. 2. Правомерна частная собственность. 3. средний класс способствует устойчивости гос-ти. Оправдывает рабовладельчество.



Дополнения.

Софисты. «Мудрецы». Искусство словесного фехтования. Старшие соф. (Протагор, Гиппий, Горгий), младшие соф. (Критий, Фразимах).

  • античные просветители.

  • Разработка идей языкознания.

  • Разработка идей антропологии и гносеологии. «Человек не средство достижения целей, он сама цель».

  • Отказ от истины вообще. Сколько людей – столько истин.

  • Безнравственный релятивизм. Все изменчиво. Цель оправдывает средства.



Стоики. Главная задача философии – в этике; знание это средство мудро жить. Жить надо сообразно природе. В жизни се предопределено.
Скептики. Возникли как реакция на предшествующие философские учения, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир. Противоречия.
Неоплатонизм. 3-6 вв. н.э. Мистическая философия. Материя – дух – первосущность. Высшая ступень философии достигается путем мистического экстаза. Оказал влияние на христианство и на развитие общества в христианских и мусульманских странах.

Христианство же возникло как секта в среде иудеев. Оно изначально обращалось к обездоленным и выступало против засилья римской знати. Постепенно в нем увеличивались призывы к покорности, смирением перед знатью. Монотеистическая религия объясняла царскую власть.



6. Философия средневековья. Проблема универсалий.
С 5 – 15 века средневековая ф. порождение неоплатонизма.

Античная философия космоцентрична. Природа рассматривалась антропоморфно, при этом были сильны и религиозные мотивы.

Средневековая Ф. выбрала религию.

Теизм – представление о боге, который противостоит миру, он сотворил мир и управляет им, он стоит вне мира.



Особенности: - христианская религия на монопольном положении

  • Она крупный социально-политический институт

  • Она крупный феодал; иерархия по феодальной системе.

  • Она монополист в сфере образования. Все политические учения – богословские ереси.

  • Схоластика. Тип мышления, рассуждений, для которого хар-но обоснование положения с помощью формальной логики на основе некоторых непререкаемых, священных в то время истин. Бесплодное мудрствованиево (ангелы, камень).

Этапы средневековой Ф.:

  1. Патристика – попытка перевести богословие в философию, создать философское учение христианства. Патристы=апологета, защитники христианства, отцы церкви, канонизированы. Все неоплатоники. Августин до 40 лет не мог выбрать м\д язычеством и христ. После гибели Рима «О граде Божьем» - исповедь.

  2. Схоластика. Ранняя схоластика – платонизм. Ансельм Кентнрберийский.

Зрелая схоластика – идеи Аристотеля. Попытка объяснить идеи христианства с т\з формальной логики, с помощью разума. Фома Аквинский. Современной учение католиков – неотомизм. Жанры: СУММА (система доказательств) - «Сумма против язычников», «Сумма теологии».
Основные проблемы Ф. средневековья.

  1. доказательства существования бога.

Космологические: - все движется и имеет причину движения. Предмет-перводвигатель – бог.

    • мир – следствие производящей причины. Первопричина все причин – бог.

    • Любое событие могло произойти или нет. Первопричина всех необходимостей – бог.

Телеологические: - вселенной есть совершенные и несовершенные предметы. Причина всех совершенных предметов – бог.

    • все в мире носит цель, заданную богом.

Антропологическое: - как могло возникнуть такое чудо на земле как человек?


  1. проблема богопознания. Вера или разум.

Вера. Тертуллиан: «Верую, ибо разум абсурден».

Разум помощник веры. Августин Блаженный: «Чтобы верить, надо понять, а чтобы понять, надо верить».

Ф. Аквинский: теория «двойственности истины» - мир земной и мир божественный не противоречат друг другу.


  1. проблема теодицеи (богооправдание). Бог или не всемогущ или не вседобр (Карамазов, Николенька Иртенев).

А.Блаженный. метафизическая теодицея. – теория креоцентризма. Мир сотворен из небытия, которое стремится к самоуничтожению.

- теория эстетическая. В мире существует только добро. То, что в конкретном случае кажется злом, с т\з вечности есть благо.



Ф.Аквинский. два типа зла. Зло физическое (катаклизмы) уничтожить нельзя. Зло нравственное должен отвергать человек сам. Причина – неправильное употребление свободы.


  1. проблема универсалий. Общие идеи. Спор возник по поводу вопроса: Бог один или конкретные лица божественной Троицы?



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет