-
Зарождение философской мысли. Исторические типы мировоззрения. Место Ф. в системе научных знаний.
Ф. – наука или нет? – спорно.
Вопрос о мировоззрении: совокупность знаний, представлений об окружающем человека мире, человеке и обществе, совокупность убеждений, идеалов, ценностных ориентаций и целей.
Аспекты духовного мира, которые охватывает мировоззрение:
-
Информ. – познават. сторона – совокупность знаний и представлений об окружающем мире и человеке, картина мира = миропонимание.
-
Эмоционально-ценностная сторона – убеждения, ценностные ориентации, художественные взгляды, религиозные верования. Картина мира = мироощущения.
-
Проективно-волевая сторона – совокупность целей и планов.
Мировоззрение в зависимости от глубины отражения действительности, системности, обоснованности взглядов, логичности и теоретичности может быть
Мифологическим: синкретизм и антропоморфизм. Следовательно, мифологенная концепция возникновения Ф.
Религиозным: узкое понимание. широкое и научно-материалистическое.
Религиозное мировоззрение как социальный институт и не всегда эквивалент духовности (Ветхий Завет и Русская правда). Религиогенная концепция. Религия – внешняя форма и содержание: страшилки снаружи и внутренний глубинный вопрос о возникновении мира.
Философия. -
Время возникновения: Древний Восток, Запад, и там и там. Требовалось: высокий уровень общественных отношений, профессиональная умственная деятельность, высокого уровня абстрактное мышление.
-
Объект Ф.: та область дейст-ти, которая изучается наукой – весь мир, место человека в мире, человек и мир.
-
Предмет Ф.: круг проблем, связанных с объектом – общие закономерности развития мира, закономерности его познания.
Эволюция предмета: 1. древнейшая философия = натурфилософия (природа и внешний космос). Она синкретична.
2. древняя философия – сократовские идеи. Философия должна изучать человека. Эпикурейцы, стоики. Экзистенциалисты.
3. философия должна изучать первопричины мира. Аристотель. Материалисты и марксисты – философия это наука о наиболее общих законах развития природы. Общества и человеческого сознания.
4. средневековье = богопознание. Христианская философия. Августин Блаженный. Фома Аквинский.
5. новое время = позитивизм. Положительны те науки, которые приносят пользу человеку. Главный предмет – логика, давно уже разработанная Аристотелем.
-
Узкое понимание Ф.: наука, которая отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к науке - понятийный аппарат. Гипотезы и их логическое обоснование. Аргументация на основе теоретических выкладок других наук. Философия – совокупность философских наук: общая Ф. (онтология и гносеология), социальная Ф., история Ф., диалектика – учение о взаимосвязях развития, логика, аксиология (этика и эстетика). В19 веке отделилась психология, связанные с Ф. дисциплины: Ф. права, Ф. физической культуры, Ф. физики и пр.
-
Широкое понимание Ф.: явление культуры +жизненная философия людей, смысложизненные размышления человека, отражение смысла жизни в произведениях искусства, в словесных жанрах прежде всего, общемировоззренческие проблемы, возникающие на базе естественных наук и пр.
-
Наукогенная концепция – первопричина всего = наука. Способность человека абстрактно мыслить. Платон: «Начало философии заключалось в изумлении». Аристотель: «Не в изумлении, а в способности находить причину всему».
-
Философия – методология для других наук. Общая концепция, которая служит исходным пунктом для постановки целей деятельности, определения ее стратегии, осознания ее результатов, разработки конкретных идей.
Тенденция дифференциации и интеграции в современной науке.
Роль рассудка и разума для человека. Рассудок – осуществляет оперативно-тактическое функционирование человека = конкретные науки.
Разум – ставит цели, определяет стратегию = философия. Сейчас эта функция на уровне социума выполняется плохо. Стихийно развивающееся человечество пока не может себя критически осмыслить.
-
Основной вопрос. Формы материализма и разновидности идеализма.
Основной вопрос нужен, чтобы структурировать философское знание, решать частные вопросы. В разное время – особый смысл. -
новое время: как познать законы природы и общества? – Ф.Бэкон: «Как познать законы природы и общества», Гоббс: «Как прекратить гражданские войны», Гельвеций: «Как стать счастливым человеком», Энгельс: «как соотносится материальное и идеальное в этим мире». Так сформулирован основной вопрос в работе «Людвиг Фейербах и коней классической немецкой философии».
-
20 век. А.Камю: «стоит ли жить», Ясперс: «Как умирать».
-
конец 20 века: постмодернисты – как относится человек к машине? Может ли искусственный интеллект заменить человека?
-
Онтологическая сторона: что первично: сознание или материя?
Материализм: материально-природный мир – основа, сознание – его продукт. Мир развивается по своим собственный законам, его можно познать.
Наивный мат. Древнего мира: Фалес, Эпикур, Демокрит, Лукреций Карр.
Метафизич. мат. 18 века: Джон Локк, Гоббс, Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Ломоносов, А.Н.Радищев.
Диалектический мат.: марксисты.
Современный естественно-научный мат.
Идеализм: идеальное творит материальный мир и управляет им.
Объективный ид.: первоосновой мироздания является космический абсолют, вселенский разум. Религиозные представления. Сократ, Платон, Аристотель, Гегель. Философия неоплатонизма – официальная философия католической церкви. Основатель Фома Аквинский..
Субъективный ид.: абсолютизируется сознание субъекта. Мир существует потому, что мы его воспринимаем. Он есть только в нашем сознании. Джордж Беркли.
Солипсизм – крайняя форма субъективного ид. Мир это человек и пустота.
Часто встречается волюнтаризм – абсолютизация человеческого сознания в развитии общества.
Все это – монистический подход – признание того, что мир возник благодаря одной причине.
Дуалистический подход:
Дуализм: материя и сознание – два самост. начала, существующие независимо друг от друга.
Синкретический дуализм: материальное и духовное это две взаимодействующие стороны целостного мира (Спиркин).
Деизм: специфическое проявление дуализма. Мир сотворен Богом но с тех пор развивается по собственным законам. Галилей. Наука и религия не должны вмешиваться в дела друг друга.
Пантеизм – бог во всем. Николай Кузанский. Эпоха Возрождения. Готовилась почва для материалистических взглядов об активности материи.
Гилозоизм – «одушевленная материя». Бруно. Вся материя одушевлена, только в разной степени. Материя обладает чувствительностью, т.е. сходностью с сознанием.
-
гносеологическая сторона: способно ли сознание познать окружающий мир?
Материалисты – гностики. Сознание – результат развития материального мира.
Объективный ид.: многие гностики.
Субъктивный ид.: агностики. Границы возможности человеческого познания.
Скептицизм: Человек познает мир, но он никогда не будет уверен в достоверности своих знаний. Агностицизм Канта: объективный внешний мир, сущность которого непознаваема. «Мы в мире, как собаки и кошки в наших библиотеках».
Агностицизм Юма: наши знания основываются на наших ощущениях, за их пределы мы выйти не можем. Нет достоверного знания.
Релятивизм: все в мире относительно, все непрерывно меняется. Наше сознание не отражение мира, а инструмент приспособления к меняющемуся миру.
3. Социальные и гносеологические корни материализма и идеализма.
Материализм:
-
социальные причины. Связь с общественными отношениями эпохи. Настроения прогрессивных общественных сил, их связь с производственной деятельностью, научным познанием мира. Основа атеизма – свободомыслия.
-
гносеологические причины. Материально-социальное происхождение человеческого сознания, практический опыт людей, наблюдения за окружающей дейст-тью. Выводы об объективности этого мира.
Идеализм:
-
социальные причины.
-
Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые профессии.
-
Разделение умственного и физического труда. Представление о том. Что умственная деятельность служит двигателем развития общества. Люди попали под влияние соц. сил. «Христос победил, потому что проиграл Спартак». Власть поддерживает церковь.
-
Отчуждение. Результаты человеческой деятельность превращаются в силу. Господствующую над человеком. («Портрет» Гоголя, оружие). Эсхатологические настроения.
-
гносеологические причины. Абсолютизируются некоторые стороны духовного мира человека, «раздувается» разум.
-
Объективно творческий характер человеческого сознания. Искусственная природа развивается из идей.
-
Объяснения строгой упорядоченности в живой природе. Всякий порядок вносится разумом. Кто же навел порядок в природе? Как человек мог возникнуть из немыслящей материи? Телеология – объективно-идеологическая концепция, согласно которой мир развивается по заранее составленному плану. Мир движется к поставленной цели.
-
Сложность абстрактных понятий, трудность связи их с конкретными реалиями. Проблема общего и единичного. Общее сесть существенное. Платон – идея лошадности. Спор же возник в Средние века по поводу универсалий. Общее существует в нашем сознании + общее есть сущность реальных явлений.
4. Метод в философии. Диалектика и метафизика.
Методы разные: по причине (детерминизм и индетерминизм), по разуму (рационализм и иррационализм), по воле (волюнтаризм и фатализм), по познанию и объяснению действительности ( диалектика и метафизика).
Метафизика – «после физики». 1. специфический раздел Философии. Проблемы первооснов бытия.
-
противоположность диалектики (Гегель, марксисты). Метод познания мира, при котором явления дейст-ти и понятия, их отражающие, рассматриваются в изолированном друг от друга состоянии, в состоянии покоя. Отрицаются качественные изменения, только кол-ые. Т.к. метафизика возникла в средние века, то каждая наука рассматривает дейст-ть со своей стороны.
Широкое понимание метафизики – одностороннее понимание дейст-ти при умолчании значений других сторон знания. Характерна и для нашего времени. Основа – в мире есть стабильность.
Метафизика признает механическое движение, движение по кругу. Источник развития – вне предмета.
Формы: Античная, элейская метафизика. ПАРМЕНИД и ЗЕНОН. ПЛАТОН – неизменные идеи, постоянные сущности.
Средневековье: бог это идеальное начало. ФОМА АКВИНСКИЙ.
Материалисты. ГЕЛЬВЕЦИЙ, Ф.БЭКОН, ГОББС, ЛОКК. Обособленность материального и идеального.
20 век.
Диалектика – («выяснять истину», «вести беседу») – метод познания и объяснения дейст-ти, при котором явления мира и понятия отражающих сознаний рассматриваются во взаимодействии и в процессе изменения, порождаемо этим взаимодействием. Развитие – результат противоположных стороны. Переход количества в качество, отрицание старого новым и пр. (Детство и Отрочество Л.Н.Толстого).
Мир противоречив, сознание тоже должно быть противоречиво.
Объективная Д.: изменение самого мат. Мира. Непрерывность кач-ых изменений, сохранение на определенное время качества.
Субъективная Д.: изменение человеческого сознания для понимания диалектического мира.
Диалектика признает глубинные изменения. Источник развития – внутри предмета и внешние точки.
Формы: Античная, стихийная. ГЕРАКЛИТ, КРОТИЛ.
Идеалистическая. ГЕГЕЛЬ. Идея – мировой разум.
Материалистическая. МАРКС и ЭНГЕЛЬС. Материя сама по себе внутренне противоречива. Взаимодействие материального и идеального.
Теория синергетики – самоорганизующаяся материя. БОР.
5. Философия античности (конспект).
Предфилософия – Др. Египет. Вавилон.
Собственно Ф. – Др. Греция, Др. Китай, Др. Рим.
Предпосылки: экономические, взаимодействие культур, демократия (ср. с диктатом в Спарте).
Особенности: По форме. Ф. вышла из мифологии. Форма художественно образная.
По содержанию. – энциклопедичность
- формирование рационально-научного мышления. Наука.
-
формирование диалектики. Мир – космос, в котором все взаимосвязано.
-
Атеизм. Право человека мыслить и дейст-ть не согласуясь с божеством.
-
Материализм и диалектика имеют наивный хар-р, не обосновываются науч. данными.
Периодизация.
1. Досократовский период. 7 – 6 вв. до н.э.
Милеты: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.
Эфес: Гераклит.
Италия: пифагорейцы, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит.
Элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон Красавчик.
2. Сократовский = классический период. Первая половина 5 века до н. э.
Сократики.
Вторая половина 5 века – 4 век до н.э.
Софисты. Сократ, Платон. Аристотель.
3. Эллино-римский период. 4 век до н.э. – 6 век н.э.
Эпикур, стоики (ЗЕНОН, ХРИСИПП) и скептики (ПЕРРОН).
Эпикурейцы (Лукреций Карр), стоики (Марк Аврелий).
Неоплатонизм –основы новой Ф. на идеях Платона (Прокл, Порфирий, Плотин).
Материалистическое направление.
Фалес Милетский – купец. Впервые – создать картину мироздания. У истоков мира не стояли боги. В основе всего вода, но вода преобразованная. Понятие АРХЭ. Главная постановка проблемы о единстве всего сущего: «Что есть все?».
Анаксимен – архэ это воздух, который сгущается, но не которым мы дышим.
Анаксимандр – архэ – это некая первооснова АПЕЙРОН, она вечна и бесконечна. Из воды появились рыбы…до человека посредством тепла. Ощущается идея об атомах.
Эмпедокл – архэ – земля, воздух, огонь, вода.
Анаксагор – сколько вещей, столько и архэ. Полюрализм.
Гераклит – основоположник диалектики. Отрывки работ. Маркс: «Гегель древнего мира».
Всеобщность явлений и их изменений в мире.
Архэ – огонь.
Источник развития – единство и борьба противоположностей. Идея всеобщей закономерности развития – ЛОГОС. Мир не хаос. Впервые идея детерминизма.
Гераклито-элеатская коллизия. 1. Апории Зенона. «Стрела», «Дихотомия», «Ахилл и черепаха» - движение это сумма покоев т.е движения нет. Движение непрерывное это сумма прерывистостей, т.о. движения нет.
2. истинное интеллектуальное бытие неизменно и недискретно, не противоречиво. Все. Что внутренне противоречиво, того нет.
Демокрит – разработал атомистическую теорию. Архэ – атомы и пустота. Атомы сталкиваются, образуются атомные вихри, образуются тела и целые миры. Атомы отличаются по размерам и по форме, присоединяются посредством крючка.
Детерминизм. Движение атомов – причина всего сущего. Естественная причинность. Позже – Лаплассовская концепция: зная прошлое (причины) , можно предсказать настоящее. Но фаталистические выводы + снимается вопрос о нравственности (Ипполит Терентьев).
История человечества. Человек развивался подражая животным естественным путем.
Эпикур. Продолжает идеи Демокрита. Распадается империя Александра Македонского. Человек должен сохранить себя. Разработка теории гедонистической этики: наслаждение от познания. Эвдемонист- понимание смысла жизни ка к достижение наслаждений.
Новое в атомистической концепции: атомы движутся сверху вниз с одинаковой скоростью. Случайно атом отклоняется от своей траектории. Случайность – обоснование свободы человека. Ее отрицание ведет к фатализму. (пример: смерть человека. Множество объективно возможных вариантов как умереть и субъективные конкретные причины).
Лукреций Карр – философ. трактат в стихах «О природе вещей».
-
Бесконечность мира в S и вечности в t.
-
Упорядоченность мира есть результат самоорганизации материи.
-
Целенаправленность живой материи (Дарвин).
-
Генетика (дети похожи на дедов).
-
Причины религии в непонимании причин души (душа развивается вместе с телом, она смертна) и страх перед смертью.
Идеалистическое направление.
Пифагор. Основа мироздания – гармония чисел, созданная богом.
Сократ. Не писал, т.к. письменная речь обедняет мысль.
-
выступал против софистов, обосновывающих ложь с помощью логики.
-
Против надуманной натурфилософии того времени.
-
Главное – познать самого себя. Антрополгия. Надо прожить добродетельную жизнь. Мир прекрасен, надо соединиться с этим миром. Добродетели: мужество, сдержанность, умение укрощать страх, справедливость. Злые дела человек делает из-за невежества, значит надо образование, оно возвышает мораль.
-
Технология познания добродетелей. Для рядовых людей – МАЙЕВТИКА – сомнение, вопрошание, индукция. Для избранных – ДАЙМАНИОН – внутренний голос, с помощью которго человек общается с богом.
-
Мир управляется разумом всевышнего. Нравственность связана с религиозностью. Монотеизм.
Платон. Драма жизни – Сократ на его глазах принял яд. Как же может мир быть прекрасен?.
Организовал Академию.
-
мир идей и мир вещей (производный, он мерзок). Расколотость миров можно преодолеть с помощью любви
-
душа человека бессмертна. Она когда-то обитала в мире идей, потом стала переселяться .
-
специфическая теория познания – теория априорного знания. Душа сможет вспомнить то, что знала раньше из мира идей.
-
Модель идеального государства. Три группы: философы и воины (свободные) и демиурги. Деление на группы под влиянием порыва души. Но короли не должны быть философами, они не дадут развиваться другим, сделав свою философию господствующей (Кант).
-
Для свободных не д\б частной собственности.
-
Идея общих жен и мужей. Демографическая проблема. Евгеника–«человеководство».
Аристотель. Энгельс – «А. – АЛ. Македонскийи греческой философии». Ликей.
-
не во всем был согласен с Платоном. «Не может сущность вещей существовать отдельно от того, сущность чего она является».
-
Классифицировал все науки: теоретические, практические (экономика, поэтика, этика), творческие (риторика и поэтика), логика.
-
Начала мира четыре: 1. материя как глина для скульптора.
2. форма – активное начало мира. Идеальная причина мира. Целая иерархия форм-планов; миром правит форма форм – БОГ. Идеи текучи, а не стабильны, и находятся они на земле.
3. источник движения.
4. цель. Конечная стадия развития.
-
Теория познания. Человек многое взял от животного. Животные обладают памятью, опыт зависит от памяти. Опыт создал искусство.
-
Создал науку о правильном мышлении – логику.
-
Естественно-научная проблематика. Космология – наука о строении мира. Центр – Земля; подлунный мир несовершенный, надлунный мир образован эфиром. В нем идеальные круглые тела движутся по круговым орбитам. доработал Птоломей.
-
Соц.-полит. проблемы. Умеренный реформатор.1. Правомерные разные формы правления, но в разные эпохи и в разных странах. Умеренная демократия. Главное – не допускать культа личности, т.к. это ведет к тирании. 2. Правомерна частная собственность. 3. средний класс способствует устойчивости гос-ти. Оправдывает рабовладельчество.
Дополнения.
Софисты. «Мудрецы». Искусство словесного фехтования. Старшие соф. (Протагор, Гиппий, Горгий), младшие соф. (Критий, Фразимах).
-
античные просветители.
-
Разработка идей языкознания.
-
Разработка идей антропологии и гносеологии. «Человек не средство достижения целей, он сама цель».
-
Отказ от истины вообще. Сколько людей – столько истин.
-
Безнравственный релятивизм. Все изменчиво. Цель оправдывает средства.
Стоики. Главная задача философии – в этике; знание это средство мудро жить. Жить надо сообразно природе. В жизни се предопределено.
Скептики. Возникли как реакция на предшествующие философские учения, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир. Противоречия.
Неоплатонизм. 3-6 вв. н.э. Мистическая философия. Материя – дух – первосущность. Высшая ступень философии достигается путем мистического экстаза. Оказал влияние на христианство и на развитие общества в христианских и мусульманских странах.
Христианство же возникло как секта в среде иудеев. Оно изначально обращалось к обездоленным и выступало против засилья римской знати. Постепенно в нем увеличивались призывы к покорности, смирением перед знатью. Монотеистическая религия объясняла царскую власть.
6. Философия средневековья. Проблема универсалий.
С 5 – 15 века средневековая ф. порождение неоплатонизма.
Античная философия космоцентрична. Природа рассматривалась антропоморфно, при этом были сильны и религиозные мотивы.
Средневековая Ф. выбрала религию.
Теизм – представление о боге, который противостоит миру, он сотворил мир и управляет им, он стоит вне мира.
Особенности: - христианская религия на монопольном положении
-
Она крупный социально-политический институт
-
Она крупный феодал; иерархия по феодальной системе.
-
Она монополист в сфере образования. Все политические учения – богословские ереси.
-
Схоластика. Тип мышления, рассуждений, для которого хар-но обоснование положения с помощью формальной логики на основе некоторых непререкаемых, священных в то время истин. Бесплодное мудрствованиево (ангелы, камень).
Этапы средневековой Ф.:
-
Патристика – попытка перевести богословие в философию, создать философское учение христианства. Патристы=апологета, защитники христианства, отцы церкви, канонизированы. Все неоплатоники. Августин до 40 лет не мог выбрать м\д язычеством и христ. После гибели Рима «О граде Божьем» - исповедь.
-
Схоластика. Ранняя схоластика – платонизм. Ансельм Кентнрберийский.
Зрелая схоластика – идеи Аристотеля. Попытка объяснить идеи христианства с т\з формальной логики, с помощью разума. Фома Аквинский. Современной учение католиков – неотомизм. Жанры: СУММА (система доказательств) - «Сумма против язычников», «Сумма теологии».
Основные проблемы Ф. средневековья.
-
доказательства существования бога.
Космологические: - все движется и имеет причину движения. Предмет-перводвигатель – бог.
-
мир – следствие производящей причины. Первопричина все причин – бог.
-
Любое событие могло произойти или нет. Первопричина всех необходимостей – бог.
Телеологические: - вселенной есть совершенные и несовершенные предметы. Причина всех совершенных предметов – бог.
-
все в мире носит цель, заданную богом.
Антропологическое: - как могло возникнуть такое чудо на земле как человек?
-
проблема богопознания. Вера или разум.
Вера. Тертуллиан: «Верую, ибо разум абсурден».
Разум помощник веры. Августин Блаженный: «Чтобы верить, надо понять, а чтобы понять, надо верить».
Ф. Аквинский: теория «двойственности истины» - мир земной и мир божественный не противоречат друг другу.
-
проблема теодицеи (богооправдание). Бог или не всемогущ или не вседобр (Карамазов, Николенька Иртенев).
А.Блаженный. метафизическая теодицея. – теория креоцентризма. Мир сотворен из небытия, которое стремится к самоуничтожению.
- теория эстетическая. В мире существует только добро. То, что в конкретном случае кажется злом, с т\з вечности есть благо.
Ф.Аквинский. два типа зла. Зло физическое (катаклизмы) уничтожить нельзя. Зло нравственное должен отвергать человек сам. Причина – неправильное употребление свободы.
-
проблема универсалий. Общие идеи. Спор возник по поводу вопроса: Бог один или конкретные лица божественной Троицы?
Достарыңызбен бөлісу: |