Соболева Валентина Константиновна
Валентина Константиновна Соболева родилась 20 февраля 1903 года в многодетной семье служащего. Когда девочке исполнилось полтора года, умер отец – Константин Павлович, и воспитание детей полностью легло на мать. Семья жила в Рыбинске, где был драматический театр, и Валентина с ранних лет имела возможность посещать его. Именно там впервые она увидела «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева и плакала от восторга. В то время она училась в гимназии и работала разнорабочей. Затем освоила профессию машинистки, стала работать делопроизводителем. Но всё это время её манил театр – как волнующая и заветная мечта.
Как-то летом в Рыбинск приехал на гастроли со своими студентами-выпускниками Леонид Сергеевич Вивьен. Вот тогда-то Валентина Соболева отважилась подойти к нему и высказала желание учиться актёрскому мастерству. И вот настал день, когда Валентина Соболева получила вызов на экзамены в Ленинград. Готовилась самостоятельно, конечно, очень волновалась. И какова же была ее радость, когда узнала о зачислении в институт, в класс Л.С. Вивьена, впоследствии народного артиста СССР.
Началась пора ученичества, пора счастливых открытий и горьких переживаний. Путь к постижению тайн актёрского мастерства был нелёгким. У Соболевой был хорошо поставлен голос, за что её часто хвалили, а вот к занятиям по речи она относилась с недостаточным вниманием. И она была наказана: на первом же экзамене ей прямо сказали: плохо. Пришлось усиленно заниматься. На следующем экзамене, читая «Египетские ночи» А.С. Пушкина, Соболева получила высокую оценку и удостоилась похвалы Вивьена и других членов комиссии.
Часто Валентине не хватало веры в себя, в свой талант. Трудно шла на четвертом курсе работа над ролью Ларисы из «Бесприданницы» А.Н. Островского. Казалось, что всё она делает не так. До того разволновалась, что отказалась сдавать экзамены. И если бы не Леонид Сергеевич Вивьен…Он вызвал меня к себе, – вспоминает актриса, – и тоном, не терпящим возражения, сказал: через несколько дней ты будешь сдавать «Бесприданницу»; работать будешь под моим непосредственным руководством. С его помощью удалось найти «зерно» роли, а вместе с этим появилось и чувство уверенности в своих силах. И вот настал день экзамена. Студенты знали, что если Вивьен смотрел на сцену пристально, то всё идет хорошо; если его взгляд был рассеян – это верный признак плохой игры. Во время сдачи экзамена я постоянно чувствовала на себе его пристальный взгляд. Позже, обращаясь к творческой молодежи, Л.С. Вивьен подчеркнул умение работать, дар перевоплощения Валентины Соболевой. «Вот актриса, которая может рассчитывать на лучшие театры страны», – заключил он. Да, именно знаменитый Л.С. Вивьен разглядел в ней незаурядный драматический талант, большой сценический темперамент.
Свою профессиональную деятельность молодая актриса начала в Ленинграде на сцене Первой художественной студии, а в 1929 году была приглашена в труппу Большого драматического театра имени Горького. Её партнерами были знаменитые актёры Николай Фёдорович Монахов и Андрей Николаевич Лаврентьев. Играть с Монаховым было трудно. Но постепенно, шаг за шагом, прославленный актёр и молодая актриса шли к успеху. Монахов стал для Валентины Соболевой не только партнёром по сцене, но и учителем, другом, чья помощь во многом определила успех Соболевой в ряде крупных работ.
В 1935 году Валентина Константиновна Соболева приняла предложение Центрального театра Красной Армии и выехала в Москву. На прощание Н.Ф. Монахов подарил ей свою фотографию с дарственной надписью: «Моему приятнейшему партнеру, прекрасному товарищу, обаятельной актрисе В.К. Соболевой с чувством дружбы».
За два года работы в Москве Соболева сыграла около 200 раз всего одну роль – Шурочки в спектакле «Господа офицеры» по рассказу А. Куприна. Эта роль получила высокую оценку прессы, но других для неё в театре не нашлось, и актриса испытывала чувство неудовлетворенности. Ей хотелось играть в пьесах А.П. Чехова, МАксима Горького, Александра Островского, Льва Толстого. Мечты актрисы сбылись с её приходом в Саратовский драматический театр имени Карла Маркса.
Режиссура этих лет в Саратове оказалась на редкость талантливой. Ставили спектакли воспитанник МХАТа, ученик К.С. Станиславского, яркий, темпераментный, высококультурный режиссёр А.А. Ефремов, крупный мастер режиссёрского искусства Иван Алексеевич Ростовцев, с начала 1940-х годов в театр пришел самобытный режиссёр П.П. Васильев, проявивший себя как великолепный постановщик пьес Горького, ставший заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР.
В те годы театр имени Карла Маркса был одним из лучших периферийных театров страны. На его сцене блистала целая плеяда знаменитых актёров. Валентина Соболева органично вошла в новый для неё коллектив, отлично с ним сработалась. Именно в Саратове наиболее полно раскрылось её дарование. Здесь Соболева дебютировала в роли Наташи в пьесе Н. Вирты «Земля». Уже в первых своих работах на саратовской сцене В.К. Соболева показала себя как актриса глубоких переживаний.
В 1938 году театр обратился к «Анне Карениной» Л.Н. Толстого. Из Москвы был приглашен режиссёр А.А. Ефремов. Главную роль доверили сыграть В.К. Соболевой. По словам Валентины Константиновны, режиссёр был всегда сосредоточен, внимателен, умел верно определить состояние актёра и использовать это в работе. Эта роль стала одним из лучших созданий актрисы. Спектакль был показан летом 1938 года в Москве во время гастролей театра. Московские театралы были знакомы с «Анной Карениной»: спектакль с успехом шел на сцене МХАТа с участием прославленной актрисы Аллы Константиновны Тарасовой. «Примет ли столичный зритель мою Анну?», – волновалась Соболева.
Успех превзошел все ожидания. Игра В.К. Соболевой стала событием, всколыхнувшим всю театральную Москву. Одна из газет писала в те дни: «С большой драматической силой и в то же время внешне чрезвычайно спокойно и сдержанно раскрывает молодая артистка огромную душевную драму Анны Карениной. Особенно хорошо проводит Соболева сцену болезни и свидания с сыном. Драматичность ситуации этих сцен она раскрывает с подлинным художественным тактом и вкусом. Никаких следов истерики, ничего подчеркнуто внешнего. Все согрето огнем внутренних переживаний». Учитывая большой интерес к этому спектаклю, было дано несколько добавочных спектаклей, и все при переполненном зале. Порой это изматывало, лишало сил, но когда она чувствовала глубокую тишину зрительного зала, то играть без полной отдачи она не могла. А когда кончался спектакль и на авансцену выходила В.К. Соболева, зал неизменно разражался овациями. К ногам усталой, но счастливой актрисы из зала летели цветы. Люди уходили из театра взволнованные, надолго оставляя в памяти встречу с большим мастером сцены. Не случайно, когда в 1962 году театр вновь гастролировал в Москве, газета «Советская Россия» писала: «Москвичи вновь увидели В. Соболеву, которую помнят ещё по довоенному приезду театра в столицу обаятельной, проникновенной Анной Карениной».
В 1940 году заслуженный деятель искусств РСФСР Иван Алексеевич Ростовцев поставил пьесу Максима Горького «Варвары». Роль Надежды режиссёр поручил В.К. Соболевой. Это была одна из наиболее сложных ролей пьесы в смысле актёрского исполнения. Её героиня, умная, романтичная, тонко чувствующая женщина, живет среди людей, не знающих больших чувств, мелких и жестоких. В.К. Соболевой удалось с исключительной силой выразить душевную, жизненную трагедию.
«Я никогда не забуду, – писала Л.П. Жак в своей книге «Горький и Саратов», – В.К. Соболеву в объяснении с Цыгановым (заслуженный артист РСФСР П.А. Карганов) и в последнем трагическом объяснении с Черкуном (народный артист РСФСР И.А. Слонов), за которым последовало самоубийство Надежды. Она не может понять и принять слов Черкуна: «Я не люблю вас… не люблю». Это было подобно грому среди ясного неба. Страшный испуг, недоумение, потрясение – всё это было написано на лице актрисы. Сопереживая героине спектакля, зрители замирали в этой сцене, так как понимали, что все её надежды разбиты, а жить иначе она не сможет. И в глубокой тишине раздавался роковой выстрел. Взволнованные зрители долго не могли прийти в себя».
Во время Великой Отечественной войны актёры театра жили одним стремлением: все силы, всё умение и талант отдать народу, внести свой достойный вклад в борьбу с фашизмом. Вместе с другими актёрами Валентина Константиновна выступала перед бойцами, уезжающими на фронт. Большую работу проводила актриса в госпиталях. Соболева получала много теплых, благодарных писем с фронта и старалась на каждое ответить быстро.
Война никого не щадила. В августе 1942 года Валентина Константиновна получила известие о смерти в блокадном Ленинграде матери Серафимы Михайловны, а вечером того же дня ей нужно было играть Машу в «Трёх сестрах» А.П. Чехова. Hecмoтpя на тяжелое душевное состояние, актриса нашла в себе силы выйти на сцену, зная, что замены не будет.
В разгар Сталинградской битвы, в ноябре 1942 года, В.К. Соболевой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
В 1944 году состоялся Всероссийский смотр спектаклей русской классики. На этом творческом конкурсе саратовский драматический театр показал пьесы: «Варвары» Максима Горького, «Три сестры» А.П. Чехова, «Волки и овцы» и «Бесприданница» Александра Островского. Подлинную славу «Бесприданнице» принесли В.К. Соболева и А.А. Ефремов, с которым актрису связывала давняя творческая дружба. Пресса отмечала: В.К. Соболева, продолжая традиции русской актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской, придала образу Ларисы социальное звучание. Поэтический образ Ларисы по праву считается одной из выдающихся работ актрисы. Это был этапный спектакль, оставивший яркий след в истории театра.
Если судить с точки зрения житейской мудрости, то многие героини Валентины Константиновны всегда стремятся к счастью, но остаются несчастными. Но истинное счастье её женщин в цельности их натур, в какой-то удивительной стойкости и непоколебимости перед испытаниями судьбы. Да, они гибнут, но не сломленные, не несчастные, а гордые и прекрасные. В галерее лучших работ Валентины Соболевой – Василиса («На дне» Горького), леди Тизл («Школа злословия» Шеридана), королева Елизавета («Дон Карлос» Шиллера) и другие. Актриса создала много прекрасных образов русских женщин: Маша в «Трех сестрах» А.П. Чехова, Нина в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова, Катя в «Хождениях по мукам» А.Н. Толстого… Она рассказала об их судьбах в горе и радости, рассказала поэтично, вдохновенно, так, как могла сделать только она.
Трудно перечислить все роли, которые сыграла актриса за долгие годы творческой жизни, но во всех своих работах она была своеобразна, неповторима, глубоко проникала в самую суть художественного образа. Зрители высоко ценили искусство актрисы. Почти каждая роль Соболевой становилась событием, её появление на сцене всегда рождало у зрителей душевный трепет, ощущение праздника. В каждой роли она стремилась выложиться до конца, найти особые, запоминающиеся краски. Только требовательность к себе и постоянный «тренинг», считала актриса, гарантия успеха.
Случилось так, что на несколько лет актриса уезжала в Ленинград, но потом снова вернулась в Саратов. Первым спектаклем после возвращения был «Одна» С. Алешина. Когда открылся занавес и зрители увидели В.К. Соболеву, то все встали с мест и горячо приветствовали любимую актрису.
В пьесе Е. Бондаревой «Беспокойное сердце» Валентина Соболева играла доярку Анну Меньшову. Московский критик писал: «Казалось бы, трудно актрисе, в прошлом создавшей образ Карениной, взяться за роль пожилой доярки… Ведущая актриса берется за роли подчас невыигрышные и старается очеловечить их, согреть своим обаянием, теплотой своего сердца». Да, она не выбирала роли, но мечтала о воплощении на сцене крупных, ярких характеров.
Во многих спектаклях вместе с В.К. Соболевой играли такие великолепные мастера сцены, как П.А. Карганов, С.М. Муратов, А.Н. Стрижова, А.И. Степанов, С.И. Бржевский и другие, но, по признанию актрисы, самым любимым её сценическим партнером был народный артист РСФСР Иван Артемьевич Слонов.
За свою творческую карьеру в Саратовском театре драмы Валентина Константиновна сыграла множество ярких образов. Среди них:
1944 год – «Бесприданница» Александра Островского – Лариса Дмитриевна, «Мещане» М. Горького – Елена Николаевна Кривцова,
1945 год – «Последняя жертва» Александра Островского – Юлия Павловна Тугина.
Достарыңызбен бөлісу: |