Светлана Кулагина
«Земля-землица», 29.04.2010
ЗДОРОВЫЙ АВАНТЮРИЗМ КАРИМОВА
— Фанус Каримов — наш первый фермер в районе, очень удачливый, толковый. Он встал на ноги сам. Вот как ребенок начинает ходить — сначала неуверенно, потом все тверже… Сейчас он — пример для многих.
Этот отзыв заместителя руководителя исполкома Азнакаевского района Наиля Шарипова о главе КФХ «Каримов» вызвал мой интерес. И я решила познакомиться с ним.
При встрече Фанус Раисович рассказал о пережитом, достижениях и путях развития своего крестьянского хозяйства.
Он родился в деревне Муслюмово, по окончании Чистопольского совхоза-техникума трудился водителем. Через несколько лет на общем собрании колхоза «Чулпан» в трудное перестроечное время был выбран его председателем.
— Но через два года я понял — нет, это не мое, — вспоминает мой собеседник, — и потянуло к фермерству. Захотелось заниматься сбором молока у населения. Этот вопрос сельчане решали, кто как мог, много продукции скармливалось скоту, а централизованная закупка молока облегчила бы их положение.
С помощью друзей Каримовым было создано крестьянско-фермерское хозяйство. Фанус арендовал у сельчан 80 гектаров земли. Имея свой автомобиль «КамАЗ», купил старенький трактор, по цене металлолома приобрел изношенные сеялки. Все это отремонтировал. И посеяло хозяйство пшеницу, рожь, рапс и овес.
Решение о создании КФХ у Каримова возникло не с бухты-барахты: административный опыт работы, хоть и небольшой, был, диплом, а с ним знания инженера-механика тоже были, а уж дух земли он впитал в себя с малолетства.
Новому коллективу трудностей всегда хватало. Представьте себе поле, где гулял ветер и кивали головками сорняки. Ни склада, ни мастерской, ни электричества. Постепенно помещения ребята построили. Но с электричеством проблемы доставали долго: мешала неподъемная инструкция, обязывающая платить за 1 киловатт элетроэнергии при подключении новых объектов 22 тысячи! Недавно его отменили, ввели более щадящие расценки, теперь можно этим заняться.
А еще крепкой занозой сидела в голове мысль: а вдруг набегут конкуренты, очередной «финт» выкинет рыночная ценовая политика — кривая стоимости молока то и дело падает вниз… Да еще скачки погоды «подножку» ставят.
И тут, думается, немалую роль сыграли здоровый авантюризм Каримова в привлечении клиентуры, его стремление к риску. А как быть без этих качеств сегодняшнему фермеру, если уж говорить откровенно?
Первый урожай позволил хозяйству выдать за земельные паи населению по 4 центнера зерна и сена с 25 соток, внести налог за землю. А через некоторое время КФХ «Каримов» взяло в аренду еще 80 гектаров, потом еще и еще… Сейчас, к слову, ее у фермерского хозяйства около восьмисот гектаров. Была приобретена кое-какая техника — стало чуть полегче.
Сбором молока начали заниматься сначала только в своем Муслюмове, затем перешли к освоению соседних деревень. Купили опять же старенький «уазик» — на молоковоз не было средств. Но когда не хватало российскому крестьянину смекалки! Положив глаз на квасную бочку объемом 1300 литров, фермер приобрел ее, продезинфицировал и поставил на «уазик».
Сдавали молоко ОАО «Вамин». Но это сотрудничество оказалось нашим фермерам невыгодным: предприятие диктовало низкую цену, так что КФХ с трудом продержалось год. Ведь населению бедный фермер платил больше «Вамина».
— Но я нашел сбыт интересней, — говорит Каримов, — на Туймазинском молзаводе, в Башкирии. До этого я объездил немало перерабатывающих предприятий, пока не нашел его. В Башкирии, как известно, молочное животноводство слабее. Перевозя молоко своим транспортом, мы получаем деньги еще и за доставку. Дело пошло. Так, постепенно, приобрели еще девять молоковозов…
В 2005-2006 годах хозяйство стало работать с молоком масштабней. Руководство, помощники находили безработных, заверяли их: вот вам работа, вот машина, разрабатывали график поездок. Все дальше и дальше посылали по деревням своих агитаторов.
— Если я хочу завоевать доверие жителей той или иной деревни, — утверждает Каримов, — я должен платить больше «Вамина». Это ясно. И рассчитываться вовремя, без обмана.
Так агитаторы хозяйства приезжали на колхозные собрания, беседовали с людьми. Узнав, сколько платит им «Вамин», называли свою цену, более привлекательную. Заинтересовывали, кстати, не только население. Но и хозяйства — различные ООО, СХПК.
— Мы сразу обещали платить на целый рубль дороже, — рассказывает Каримов, — не мелочились. Не все сразу верили: иные частники покупали на 1.50 выше, но быстро сходили с «арены», сбивая людей с толку.
Сейчас КФХ «Каримов» обслуживает 14 деревень и 9 хозяйств.
Фанус Раисович делится со мной серьезной проблемой: КФХ сеет на паевых землях зерновые и обеспечивает население Муслюмова кормами для скота. Но продает зерно лишь по 3 рубля за килограмм, выше не получается. Тогда как себестоимость его — 3.50. Элеватор же вообще дает убийственную цену — 1.20. Вот и призадумался фермер: а сеять ли зерновые вообще? Но тогда объем закупок молока сразу уменьшится: значительную часть скотины население под нож отправит. Кормов нет — значит, и молока не будет. В Муслюмове 60 дворов, коров примерно 150, и это количество держится несколько лет благодаря стабильным кормам. Вот и думай, фермер, вот и рассчитывай…
Да еще вот какая закавыка — где хозяйничает инвестор ЗАО «Агросила групп», там поголовье коров у населения снижается. У «Агросилы» своя ниша: урожай она снимает и увозит, в основном, за пределы района, населению кормов выделяет мало. И это — просто крик крестьянской души.
— Я собираю, в частности, молоко в селах Сарлы и Тумутук, — вздыхает Каримов, — на тамошних землях сейчас работает «Агросила», и молока в подворьях за короткий срок стало в два раза меньше…
В сопровождении Каримова я побывала на машинном дворе хозяйства. Здесь, несмотря на раздумья Фануса: сеять — не сеять — шла деятельная подготовка к посевной. По периметру двора стояли на линейке готовности тракторы, пресс-подборщики, тележки… Тележки безвозмездно выделил, как и всем фермерам, глава района Рафис Галиев, за что Фанус очень ему признателен.
В центре двора группа механизаторов деловито чем-то занималась. Знакомлюсь с ними — Ахсан Хакимов, Альфред Хасаншин и Данил Абдуллин. Из двух разверстых тракторов они собирали один, отбирая лучшие детали.
Ахсан и Альфред приехали сюда из Башкирии, семьи остались там, дома.
— Нужда нас сюда пригнала, — признался Ахсан, — на родине работы нет. Но здесь жить можно — пища есть, зарплата примерно 7,5 тысячи в месяц, летом — больше, и выдают ее вовремя. А домой ездим в выходные — Башкирия недалеко.
Руководитель хозяйства одобрительно отзывается об их работе: дескать, ответственные люди. И агроном им не нужен — все стадии сева и уборки назубок знают. Такая аттестация дорогого стоит. Хвалит он и водителя Аниса Гайнутдинова. Тот всегда тщательно осматривает машину: не дай Аллах, посреди дороги она вдруг откажет, молоко может скиснуть. А лучшие сборщицы молока, по его словам — Нурия Хамзина и Энже Латыпова. Сами чистюли, они неукоснительно требуют соблюдения гигиенических правил от сдатчиков молока.
Число работников в КФХ потихоньку растет — с 24 человек в 2008 году до 32 сегодня. Летом, естественно, их будет больше. Появились свой офис, оргтехника. В планах хозяйства — приобретение дойных коров. Коровник на сто голов уже куплен.
Так что, теперь хозяйство работает как часы? Не совсем так.
— У меня конфликт с «Вамином», — признается Каримов. — Так, директор Азнакаевского маслодельного завода, принадлежащего «Вамину», написал докладные министру сельского хозяйства и районному прокурору, что я якобы даю взятки руководителям хозяйств! Вы только подумайте! А зачем мне давать эти взятки, если я за каждый литр продукции плачу на два рубля больше «Вамина»? Где логика-то? Из министерства в связи с этим была соответствующая проверка. Изучили полностью все накладные, бухгалтерские документы — почем я покупаю молоко, почем продаю. Организовали собрание всех руководителей хозяйств и представителей сельчан. И было там сказано: все честно! Но тот же директор не успокоился, подал очередную жалобу начальнику ОВД, в которой требовал завести уголовное дело. И опять была проверка, тряска наших нервов. Но и тут УБЭП вынесло решение об отказе в уголовном деле.
Что будет дальше — не знаю.
Этот конфликт тянется с той поры, как фермер перестал сотрудничать с «Вамином». Не дает это предприятие хозяйству жить спокойно. Но они и не думают сдаваться…
Достарыңызбен бөлісу: |