Значение хорового пения в развитии духовных и эстетических качеств человека.
Общеизвестно, что музыкальное искусство является могучим средством воспитания, инструментом, способствующим становлению личности, формированию человеческого в человеке.
К идеям эстетического воспитания средствами певческого искусства обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой- как с помощью искусства воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния.
В античные времена отношения к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Аристоксен говорил, что «тело очищает врачевание, а душу- музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». Аристотель отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста». О важности певческого искусства свидетельствуют и труды Цицерона и Горация.
В период античности, неоднократно была отмечена магическая сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания.
В средние века все определялось догмами церкви, но церковь не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. Иоанн Златоуст писал об устремленности слуха к благозвучию, которое настолько велико, что, увлекшись мелодией, человек с радостью откажется от еды, питья и сна. Склонялся перед искусством и Василий Кесарийский, видевший удивительную силу сплачивать людей, объединяя через унисонное хоровое пение разобщенных, примиряя враждующих и соединяя их в союзе дружбы.
В России же хоровое пение главенствовало. Открывались певческие школы. Одно из ранних упоминаний о детском пении- 1621 год, где мальчики наряду с мужчинами пели в храмах.
Хорошо известно, что пение, особенно хоровое – это верный показатель духовного здоровья нации. В дореволюционной России все обряды – рождения, венчания, погребения- сопровождались пением. И на всех праздниках наш народ пел. В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте- в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Именно на базе всеобщей певческой хоровой культуры развилась уникальная музыкальная культура народа. Россия славилась многоголосным хоровым пением, своими удивительными талантами: певцами, композиторами, виртуазами-музыкантами. Огромная роль в музыкальной просветительской деятельности принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе и музыкально, образован. Еще в древности знали, что буква, цифра, нота – родные сестры образования.
Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.
Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества.
Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ, исторический опыт говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, а также других внутренних процессов, протекающих в организме. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека. Планомерное вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей, так как детский голос обладает особыми качествами, в отличии от голоса взрослого: детские голосовые связки короткие и тонкие, отсюда и особое звучание детских голосов – легкое, высокое. Так же гортань ребенка в 2-3.5 раза меньше, чем у взрослого, и поэтому звук очень слабый. Легкие детей тоже малы по своей емкости, поэтому нет силы звука.
Петь хочет и может практически каждый ребенок, а голос – это именно тот инструмент, который доступен каждому.
Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. Многие дети, повзрослев, так и не научившись петь, слышать и слушать музыку, сохраняют к ней неприязнь. Музыка не ввела их в мир эмоциональных переживаний, не дала радости, и это отражается на характере человека и его отношении к музыке вообще.
Психологи давно установили, что возраст 2-5 лет самый благоприятный для интенсивного творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалению, мало кто убежден в необходимости и раннего музыкального образования. Не смотря на то что в детских садах накоплен определенный положительный опыт, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них есть «гудошники», почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты. Неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих.
Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии как способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода. Кто-то усваивает все налету, для достижения успеха у других надо приложить немало усилий, третьи требуют длительной кропотливой работы без быстрых результатов. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте.
Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определила ее значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.
В применении к детской психологии к детям, значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех знаний, значительно возрастает. В отличии от взрослых, дети впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Какая же огромная ответственность ложится на педагого-музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а следовательно и воспитание маленького человека, будущего полноправного гражданина своей страны.
В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что, имея отдельные положительные результаты в певческой хоровой работе с детьми, мы теряем традиции совместного пения, серьезного отношения к музыке вообще.
Хоровое пение- искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала творчества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.
Достарыңызбен бөлісу: |