МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
Филологический факультет
Кафедра литературы
УТВЕРЖДАЮ
Декан филологического факультета
___________________ Е.А. Глотова
(подпись) «31» августа 2012 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«история зарубежной литературы XVII – XVIII вв.»
цикла ДПП ГОС ВПО и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности
050301.65 Русский язык и литература
по учебному плану набора 2010 года
форма обучения – ОЧНАЯ
Составитель (и): Косяков Г.В. д.ф.н. профессор кафедры литературы и культурологии ______________
(подпись)
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО 2005 г.
и рассмотрена на заседании кафедры литературы и культурологии
«30» августа 2012 г., Протокол № 1
Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Москвина В.А. ___________________
(подпись)
Рабочая программа одобрена
Советом (Учебно-методической комиссией)
филологического факультета
«31» августа 2012 г. Протокол № 1.
2012 г.
-
Таблица распределения общего объема часов по видам учебной работы
Курс
|
Семестр
|
Объем часов (по наличию видов занятий)
|
Форма промежуточного контроля
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Общая трудоемкость
|
Всего
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Семинары
|
Лабораторные занятия
|
Другие виды занятий
|
Всего
|
Курсовая работа
|
Реферат
|
Другие виды самост. работы
|
2
|
3
|
108
|
50
|
34
|
–
|
16
|
–
|
–
|
58
|
–
|
–
|
58
|
экзамен
|
Общая трудоемкость 108 часов.
-
Цель и задачи дисциплины.
Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
Цель курса – сформировать у студентов историко-культурные представления о литературном процессе ХVII – ХVIII вв., мировоззренческих, эстетических направлениях и стилях. Задачи курса:
– познакомить студентов с ключевыми характеристиками барокко, классицизма, сентиментализма, предромантизма в западноевропейской литературе ХVII – ХVIII вв.;
– сориентировать профессиональный интерес студентов на художественные приемы, эстетические принципы, отраженные в зарубежной литературе ХVII – ХVIII веков;
– выявить эстетические доминанты наиболее характерных для эпохи литературных жанров;
– сформировать навыки композиционного, тематического и сравнительного анализа классицистической трагедии, комедии, философской повести, просветительского романа;
– расширить эрудицию и общую культуру студентов.
В результате изучения курса «Зарубежная литература ХVII – ХVIII веков» студент должен знать определяющие черты эстетики данной эпохи, ее мировоззренческую основу и формы ее образного выражения; основные вехи развития испанской, французской, английской, итальянской и немецкой литературных традиций. Студент должен уметь анализировать художественный мир литературных произведений, исходя из особенностей эстетики и мировоззрения художника и его эпохи, выявлять ведущие характеристики философской позиции автора, а также преподавать изученный историко-культурный и историко-литературный материал в образовательных учреждениях.
-
Тематический план
(с распределением общего бюджета времени в часах)
№
|
Раздел дисциплины, содержание
|
Всего
|
Аудиторные
|
Самостояте-льная работа
|
Формы межсессионного контроля
|
Лекции
|
Семинары
|
Лаборато-рные
|
1
|
Введение. Общая характеристика эпохи.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Терминологи-ческий диктант
|
2
|
Барокко как направление в искусстве.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Зачет по текстам
|
3
|
Понятие о классицизме. Иерархия классицистических жанров. Трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Терминологи-ческий диктант
|
4
|
Французский классицистический театр ХVII в. (Корнель, Расин, Мольер).
|
24
|
6
|
6
|
-
|
12
|
Зачеты по текстам, письменные и устные опросы, читательские отзывы
|
5
|
Английская пуританская литература XVII в. Творчество Дж. Беньяна и Дж. Мильтона.
|
8
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Зачеты по текстам, письменные и устные опросы, читательские отзывы
|
6
|
Общая характеристика века Просвещения.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Конспектиро-вание философских трудов
|
7
|
Просвещение в Англии. Английский просветительский роман.
|
8
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Зачеты по текстам, письменные и устные опросы
|
8
|
Просвещение во Франции.
|
12
|
4
|
2
|
-
|
6
|
Тестирование. Написание эссе.
Зачеты по текстам, письменные и устные опросы.
Конспекты монографи-ческих работ.
|
9
|
Сентиментализм в западноевропейской литературе.
|
8
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Читательские отзывы.
Зачеты по текстам, письменные и устные опросы, читательские отзывы.
Конспекты.
|
10
|
Итальянская литература ХVIII в.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Читательские отзывы.
Конспекты.
|
11
|
Немецкая литература ХVIII в.
|
16
|
6
|
2
|
-
|
8
|
Зачеты по текстам.
|
12
|
Предромантизм в западноевропейской литературе.
|
12
|
2
|
-
|
-
|
10
|
Конспекты.
| Всего по дисциплине |
108
|
34
|
16
|
-
|
58
|
|
-
Основное содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Общая характеристика эпохи.
Социально-политические процессы в Западной Европе XVII в. Смена культурной парадигмы. Кризис возрожденческого идеала. Философские системы века: Декарт, Юм, Локк. Роль научного познания и эксперимента. Значение механики в культурной парадигме эпохи. «Разум» как ключевое понятие эпохи. Стилевые и мировоззренческие доминанты литературы XVII в.
Тема 2. Барокко как направление в искусстве.
Понятие о барокко. Испанская поэзия барокко XVII в.: Гонгора и Кеведо. Ключевые характеристики гонгоризма и концептизма. Национальное своеобразие испанского театра. Жанровые истоки драматургии Кальдерона. «Драмы шпаги» в творческой эволюции Кальдерона. Проблема чести в пьесе Кальдерона «Саламейский алькальд». Проблема свободы человека в философской комедии Кальдерона «Жизнь есть сон». Религиозная и философская глубина ключевых символов пьесы. Нравственно-религиозная проблематика ауто Кальдерона. Шекспир, Лопе де Вега и Кальдерон.
Тема 3. Понятие о классицизме. Иерархия классицистических жанров. Трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало.
Мировоззренческие основы и важнейшие черты поэтики классицизма. Особенности сюжета и композиции классицистического произведения. Классицисты о языке художественного произведения. Классицистический идеал. Буало о принципе подражания природе, разуму, античным образцам, принципе правдоподобия, принципе единства формы и содержания, о назначении искусства и художника, об иерархии жанров. Жанр трагедии в понимании Буало.
Тема 4. Французский классицистический театр ХVII в. (Корнель, Расин, Мольер).
Французский театр в эпоху Людовика XIV. Особенности конфликта и художественные принципы построения образа героя в трагедии Корнеля «Сид». Проблема патриотизма в трагедии Корнеля «Гораций». «Вторая» манера Корнеля: «Родогуна».
Роль янсенизма в формировании мироощущения Ж. Расина. Нравственные ценности и страсти /пороки/ в трагедиях Расина «Андромаха», «Федра» и др. Сравнительная характеристика драматургии Корнеля и Расина.
Нравственная проблематика и художественное своеобразие комедий Мольера. Трансформация фарсовых и бурлескных форм комического в творчестве Мольера. Комизм положений и комизм характеров в пьесах Мольера «Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве». Роль Мольера в развитии мирового театра.
Тема 5. Английская пуританская литература XVII в. Творчество Дж. Беньяна и Дж. Мильтона.
Религиозные и нравственные ценности пуритантизма. Жанровое своеобразие аллегорического романа Дж. Беньяна «Путь Паломника». Жизненный и творческий путь Дж. Мильтона. Источники и особенности сюжета эпической поэмы «Потерянный рай». Жанровые особенности поэмы. Философская и религиозная глубина поэмы. Космизм и «музыка сфер» в поэме. Соединение барочных и классицистических традиций. Ключевые образы поэмы. Значение поэмы для мировой культуры. Мильтон и русская литература.
Тема 6. Общая характеристика века Просвещения.
Просвещение как идеологическое, философское и культурное направление Нового времени. Новое понимание человеческой природы и общества философами-просветителями. Теизм и пантеизм в учениях просветителей. Роль воспитания в идеологии Просвещения. И. Кант о Просвещении. Конституция США как политический манифест века Просвещения.
Тема 7. Просвещение в Англии. Английский просветительский роман.
Жанровые истоки, мировоззренческая основа и художественные принципы просветительского романа. Образ человека Нового времени в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Развенчание социальной и нравственной ущербности человека в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера» Дж. Свифта. Поэтика и проблематика сатирических памфлетов Свифта. Г. Филдинг о естественном человеке и воспитании в романе «История Тома Джонса, найденыша».
Тема 8. Просвещение во Франции.
Особенности Просвещения во Франции. Разум и страсть в романе А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Энциклопедисты. Творческий путь Вольтера. Жанр философской повести в творчестве Вольтера. Просветительская драматургия Вольтера. Философская, нравственная и эстетическая позиция Д. Дидро. Антиклерикальная направленность романа Дидро «Монахиня». Дидро и становление жанра мещанской драмы.
Тема 9. Сентиментализм в западноевропейской литературе.
Сентиментализм как художественный метод. Категории чувствительности и отзывчивости в сентиментализме. Роман JI. Стерна «Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии» как выражение сентименталистской этики и эстетики. Сентиментализм в творчестве Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественной любви в эпистолярном романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».
Философская и «кладбищенская» лирика эпохи сентиментализма: Э. Юнг и Т. Грей.
Тема 10. Итальянская литература ХVIII в.
Итальянская культура ХVIII в. Национальные особенности итальянского театра. К. Гольдони как реформатор итальянского театра. Гольдони и Мольер.
Эстетическое и поэтическое своеобразие фьяб (сказок для театра) К. Гоцци. Основные направления полемики Гоцци и Гольдони.
Тема 11. Немецкая литература ХVIII в.
Культурная жизнь Германии в ХVIII в. Университетские центры. Немецкая классическая философия и немецкая литература. Г.-Э. Лессинг как теоретик искусства, критик, художник. Жанр мещанской драмы в творчестве Лессинга и Шиллера.
Эстетические идеи представителей течения «Буря и натиск». Веймарский классицизм.
Основные вехи жизни и творчества Шиллера. Основные мотивы лирики Шиллера. Жанр баллады в творчестве Шиллера. Художественное своеобразие драматургии Шиллера. Шиллер и Гете. Шиллер и русская культура.
Периодизация жизни и творчества И.-В. Гете. Основные мотивы лирики Гете. Трагедия надломленного сознания в романе Гете «Страдания молодого Вертера». Диалог культур в «Римских элегиях» Гете. Особенности драматургии Гете. Творческий замысел и система образов трагедии Гете «Фауст». Проблема зла. Символическое звучание финала трагедии.
Тема 12. Предромантизм в западноевропейской литературе.
Смена культурной парадигмы в конце ХVIII в. Новое понимание природы и человека в лирике Р. Бернса. «Оссианизм» в истории мировой литературы. Категория иррационального в «готической» литературе.
-
Организация самостоятельной работы студентов
5.1. Темы для самостоятельной работы: «Общая характеристика немецкой литературы XVII века»; «Жанр басни в творчестве Лафонтена»; «Нравы и философия эпохи XVII – XVIII веков в прозе Ж. Лабрюйера и Ф. Ларошфуко»; «Ж.-Ж. Руссо о развитии человеческого общества и искусства»; «Комизм характеров и положений в комедиях Бомарше».
6. Примерные темы курсовых работ (не предусмотрены
7. Формы текущей аттестации
Проверка качества усвоения знаний по дисциплине проводится в устной и письменной форме: зачеты по текстам, контрольные и проверочные работы с вопросами репродуктивного и проблемного характера, бланковое тестирование, терминологические диктанты, литературоведческие и культурологические анализы, составление конспектов научных статей и глав монографических исследований.
8. Формы промежуточной аттестации
Аттестация по курсу – экзамен.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Список текстов для прочтения по зарубежной литературе XVII – XVIII вв.
-
Луис де Гонгора-и-Арготе. Лирика.
-
Франциско де Кеведо-и-Вильегас. Лирика.
-
Кальдерон де Ла Барка «Саламейский алькальд», «Жизнь есть сон».
-
Никола Буало «Поэтическое искусство».
-
Пьер Корнель «Сид», «Гораций», «Родогуна».
-
Жан Расин «Андромаха», «Британник», «Федра», «Баязет».
-
Жан Батист Мольер «Смешные жеманницы», «Скупой», «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп».
-
Джон Беньян «Путь Паломника» (по желанию).
-
Джон Мильтон «Потерянный рай», «Самсон-борец», лирика.
-
Ханс Якоб Кристоффель Гриммельсхаузен «Симплициссимус» (по хрестоматии).
-
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо».
-
Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера», «Сказка о бочке».
-
Генри Филдинг «История Тома Джонса, найденыша».
-
Сэмюэл Ричардсон «Памела, или Вознагражденная добродетель» (по желанию).
-
Ричард Бринсли Шеридан «Школа злословия».
-
Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии».
-
Роберт Бернс. Лирика.
-
Анна Радклиф «Удольфские тайны» или «Итальянец».
-
Карло Гольдони «Слуга двух господ» или «Хитрая вдова».
-
Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», «Турандот».
-
Антуан Франсуа Прево «История Кавалера де Грие и Манон Леско».
-
Дени Дидро «Монахиня», «Жак-фаталист», «О драматической поэзии», «Салоны».
-
Жан де Лабрюйер «Характеры, или Нравы нашего века» (по желанию).
-
Франсуа де Ларошфуко «Максимы» (на выбор).
-
Мари Франсуа Аруа Вольтер «Орлеанская девственница», «Магомет, или Фанатизм», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Микромегас».
-
Жан де Лафонтен «Басни».
-
Пьер Огюстен Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
-
Жан Жак Руссо «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Юлия, или Новая Элоиза».
-
Готхольд Эфраим Лессинг «Лаокоон», «Эмилия Галотти».
-
Иоганн Фридрих Шиллер «Разбойники», «Коварство и любовь», лирика.
-
Иоганн Вольфганг Гете «Страдания молодого Вертера», «Эгмонт», «Римские элегии», лирика, «Фауст».
9.2. Основная литература:
1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.
2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с.
9.3. Дополнительная литература:
1. История зарубежной литературы XVII в. [Текст] / под ред. М.В. Разумовской. – М. : Высшая школа, 2001. – 254 с.
2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
3. Жирмунская, Н.А. От Барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах [Текст] / Н. А. Жирмунская. – СПб. : Филологический факультет Санкт-Петербурского гос. ун-та, 2001. – 463 с.
4. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А. Н. Николюкин. – М. : НПК Интелвак, 2001. – 1594 с.
6. Теория литературных жанров [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Н. Дарвин [и др.] ; ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
7. Теория литературы [Текст] : в 2 т. / ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : AcademiA, 2008.
9.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
1. Левин, Ю. Английская литература в России XVIII века [Электронный ресурс] / История Российско-Британских культурных связей. Авторские материалы и цитаты // © портал «Культура России», © ГИВЦ МК РФ: [сайт]. URL: http://www.mincult.ru/brit/histbr3.htm
2. Российская государственная библиотека – http: // www.rsl.ru
3. Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина http://www.lib.okno.ru/
4. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук http://www.pushkinskijdom.ru/
Достарыңызбен бөлісу: |