Секреты написания комедий



жүктеу 0.72 Mb.
бет1/6
Дата28.06.2016
өлшемі0.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6
СЕКРЕТЫ НАПИСАНИЯ КОМЕДИЙ
Об авторах
МЭЛ ХЁЛИТЦЕР,
бывший лауреат премии "Клио", президент рекламного агенства "Мэдисон-авеню" и ныне выдающийся, награждённый премией в области журналистики, профессор Огайоского Университета в Афинах, штат Огайо. Он был первым, кто стал преподавать такую дисциплину, как остроумие, в университете. Эти занятия привели к публикации книги "Секреты Написания Комедии" в 1987 году, которая на сегодняшний день является наиболее востребованной книгой, обучающей остроумию, в США.
Хёлитцер создавал смешное для прессы и распространял своё творчество с таким же успехом, с каким распространял комедийный материал для таких звёзд, как Сэмми Дэйвис, Jr., Шари Лэйвис, Арт Линклеттер, Эрни Ковакс и кандидат в президенты Эдлай Стивенсон. Большинство его бывших студентов сейчас являются профессиональными комиками или писателями-юмористами, работающими для национальных публикаций. Он является автором семи книг, в том числе сценария для Бродвейского мюзикла "О, Джеки! История её отца".


МАРК А. ШАЦ
является профессором психологии в Огайоском Университете, Зейнсвилл. Сверх своей преподавательской деятельности в области юмора, он имеет огромный международный опыт в качестве педагога, лектора и ведущего семинаров на различные темы, такие как мотивация, вопросы, связанные со смертью и межличностная коммуникация. Доктор Шац опубликовал многочисленные академические работы, в том числе на темы, касающиеся того, как использовать юмор для улучшения преподавания и обучения. Он является автором весёлого пособия для начинающих гольфистов "Поцелуи с гольфом: Пособие для тех, кто любит по-проще (по-глупее)".

Предисловие
А сейчас несколько слов от нашего профессора.

Комедия очень походит на профессиональный спорт. Былые успехи быстро забываются. Деньги ты получаешь только за то, чего добиваешься сегодня. Разница, правда, в том, что бейсболист, добившийся по итогам сезона среднего показателя попаданий в 30%, заработает свой миллион и болельщиков команды сделает счастливыми людьми. А профессиональный комедиант с такой же статистикой за неделю проделает путь от тухлых помидоров до поиска своего предназначения на дне бутылки.

Ибо с таким показателем ударов мимо цели любой здравомыслящий человек половозрелого возраста со смирением уйдет из комедии в сантехники. При этом факты говорят о том, что писать шутки и шутить шутки на сцене становится все более популярным времяпровождением. А уж денег в комедийном бизнесе всегда с избытком крутилось, так что в случае успеха вы будете чувствовать себя как тот дорвавшийся до дела порно-актер - так мне что, еще и платить за это будут?

Самой большой переменой в индустрии смеха за последние 10 лет стал кадровый голод в отношении профессиональных писателей. Сейчас на рынке просто не хватает специалистов, чтобы этот голод утолить. Ведь помимо традиционных сфер применения их мастерства появляются все новые: написание речей, деловая корреспонденция, реклама, авторские колонки в газетах, ток-шоу, торговые презентации и далее по списку от инструкций для навороченных компьютеров до поздравительных открыток на рождество для любимой мамочки.

Клубы комедий последние 10 лет салютовали в пространство фейерверком юмора. И хоть самые неудачливые из них закрылись в силу бесталанности артистов или просчетов менеджмента, оставшиеся на плаву представляют собой крепкие предприятия, а те, кто когда-то кричал "Я на все готовый, лишь бы в телевизор попасть", теперь стоят на ногах достаточно крепко, чтобы организовать собственный профсоюз.

Получили свою долю успеха и ситкомы. Лучшие из них разошлись по телеканалам всего мира, а худшие отправили пылиться на полках после сезона-другого. Вместе с тем выросло и число юмористических ток-шоу, от Лено с Леттерманом до Джона Стюарта с Конаном О'Брайеном. И теперь в обязательной программе каждого кандидата в президенты посещение такого ток-шоу, не только для того, чтобы лишний раз засветиться, но и для того, чтобы дать как следует над собой посмеяться, повысив за счет этого предвыборные рейтинги.

И еще несколько слов от нашего профессора.

Количество колледжей, включивших в свои программы курс теории юмора, сейчас возрастает просто в геометрической прогрессии, даже несмотря на скептицизм некоторых коллег, для которых смех неизбежно ассоцируется с легкомыслием. Ректор моего университета как-то сказал мне, что относился к юмору с пренебрежением, потому что боялся показаться несмешным. "Я слышал несколько ваших выступлений", - сказал я ему, "и соглашусь с вашим мнением".



И именно боязнь попасть впросак остается самым большим препятствием для многих. 90% людей может говорить о наличии у них чувства юмора, число критиков же всегда будет равняться 100% населения. "Мне это не показалось смешным".

И поспорь тут.

Милтон Берле на закате своей карьеры выступал перед стариками в Майами. И во время одного из шоу старая дама, сидевшая в первом ряду, с первых же минут принялась кричать: "Халтура! Я это уже слышала".

Выйдя из себя, Берле спросил: "Леди, вы знаете кто я такой?"

"Нет", - ответила она, "но если вы спросите в приемной, то вам скажут".

И мораль, стало быть, такова: если вы хотите тратить время и силы на то, чтобы учиться писать (и исполнять) шутки, то вам понадобятся толстая кожа и гибкий ум. Словом, учитесь жить с людьми, которые будут кидаться в вас грязью.

Как-то у одного фермера осел упал в колодец. Вытащить его не получалось, и он решил прямо там его закопать. Фермер позвал соседей, и начали они всем миром кидать в колодец комья грязи. Но погрести животное никак не удавалось: осел стряхивал с себя землю, которая ложилась ему под копыта, позволяя подниматься все выше и выше. Вскоре грязи было уже достаточно для того, чтобы осел, стоя на ней, перешагнул через край колодца. Моралисты с помощью этой притчи будут пытаться убедить вас в том, что все промахи в этой жизни нужно рассматривать как ступеньки на пути к цели и что вешать нос не стоит в любых ситуациях; просто стряхивайте с себя все неудачи, как пыль, и идите дальше. Комики, однако, замечают, что как только бедный осел смог выбраться на поверхность, он первым делом подбежал к фермеру и цапнул его. В данном случае мораль состоит в следующем: если что-то пошло не так, постарайтесь прикрыть свою задницу. Потому что этот осел может в любой момент вернуться и лязгнуть острыми зубами.

Мы надеемся, что вам понравится эта книга. Она может сделать вас богатым во многих смыслах этого слова. И это не шутка.

Профессор Мел Хелитцер
Университет Огайо
2005
Секреты Юмора

Введение - У вас получится!
Эй! Эта штука работает?

Многие знаменитые юмористы, из страха, что их довольно незатейливые приемчики будут раскрыты, после чего над ними перестанут смеяться и начнут анализировать, изо всех сил поддерживают нелепую теорию о том, что настоящий комик должен родиться смешным. Согласно Мелу Бруксу и Вуди Аллену, например, нельзя научить кого-то быть смешным. Либо у человека есть этот дар, либо нет. Чепуха!

Грамотного человека можно научить чему угодно, от теории относительности Эйнштейна до игры в бейсбол. И в сравнении с наукой создания юмористических текстов игра на пианино со всеми его восьмьюдесятью восемью клавишами или изучение греческого языка занятия куда более сложные и скучные. (И еще вопрос, что из всего этого для человечества важнее). Но при этом общим местом является утверждение о том, что комедия, действо скорее интуитивное, это больше искусство, чем наука.

Еще с той поры, как Ева остроумно подшутила над Адамом, человека хлебом не корми, дай только развлечься да повеселиться, а в этом деле без комедии - никуда. Консервативные театроведы, правда, любят отмечать, что их искусство подобно монете: маска комедии с одной стороны и маска трагедии - с другой. Но они снова ошибаются. Юмор и есть трагедия, а трагедия есть юмор. Как однажды сказал Мел Брукс: "Трагедия - это если я порезал палец. А комедия - это если вы провалились в открытый люк и разбились насмерть". И эта книга докажет: если ты не способен шутить, то это, парень, и есть настоящая трагедия.

ЧЕМ ПОЛЕЗНА ЭТА КНИГА

Юмор терпит кардинальные изменения почти каждые двадцать лет. Это новое издание "Секретов написания комедии" было обновлено в соответствии с современными методами и формулами. Вот несколько ключевых моментов данной книги:

• Три главных выгоды юмора


• Тайна теории МАП
• Прелесть выражения "Что, если..."
• Теория тройной структуры юмора
• Почему мы смеемся над некоторыми формами юмора и жалобами других
• Естественная враждебность юмора
• Почему юмор должен высмеять объект
• Почему жёсткий юмор больше шокирующий, нежели забавный


Эта книга разделена на три раздела. В первой ее части говорится об основах комедии, включая теорию и принципы создания юмора и природу смешного. Во втором разделе описываются различные техники создания шутки, такие как игра слов, перевертыши, пары, тройки и гипербола.
В последней главе вы узнаете, как писать шутки для различных важных мероприятий: поздравительных открыток, речей, газетных статей, информационных бюллетеней и выступлений на сцене. В этом дополненном издании вы также сможете найти главы о юморе в рекламном деле и использовании смешного в обучении.


Время от времени на страницах книги вы будете встречать вставки под названием Шоутайм, своеобразные практические упражнения, которые помогут вам закрепить материал и отточить свои писательские навыки. И помните, что практика даже в деле создания шуток является необходимым компонентом, поэтому крайне важно действительно выполнять предлагаемые вам задания. Если закончив чтение книги, вы так и не почувствуете себя настоящим юмористом, то непременно потребуйте назад потраченные деньги и запомните: семейная жизнь точно не для вас.

И хотя эта книга является вводным курсом в драматургию юмора, мы не можем пообещать вам, что она сразу сделает вас профессионалом в этом жанре. Изучение основ юмора можно сравнить с той преданностью любимому делу, которое обычно присуще успешным писателям. Однажды к знаменитому скрипачу Фритцу Крайслеру подлетела женщина и закричала: "Я готова отдать свою жизнь, лишь бы научиться так же прекрасно играть".

На что Крайслер ответил: "Что ж, я так и поступил".

УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ НЕ НУЖНО

Поскольку никакой официальной конторы по выдаче юмористам сертификатов не существует, нет и такого понятия как сертифицированный профессиональный юморист. Все проще: если вам платят за тексты или выступления, то вы и есть профессионал. Но юмор привлекает все больше и больше внимания в сфере высшего образования.

Около шестидесяти университетов, включая Университеты Калифорнии, Лос-Анджелеса и Новую Школу Нью-Йорка предлагают своим студентам курсы драматургии юмора, а также специальные программы по изучению феномена юмора, по окончании которых слушателям присваиваются степени, и в будущем нас ждет еще больше подобных курсов. И многие колледжи используют данную книгу в качестве основного учебника.



Впервые зачетный курс писательского дела читался Мелом Хелитцером в Школе Журнализма имени Скриппса Университета Огайо в 1980 году. За три года лектору удалось снискать такую популярность, что двадцать мест на курсе занимали еще за год до начала занятий. Студенты и двадцать лет назад отличались таким же разнообразием, как и сейчас. На лекциях можно было встретить кого угодно: от коллег-преподавателей до взрослых жителей окрестных районов, включая юристов, врачей, бухгалтеров, домохозяек и даже одного владельца похоронного бюро. (Как-то мы его спросили, сражает ли он, дескать, наповал публику, когда пробует на них свои репризы; на что он ответил: "Нет, обычно мои клиенты уже мертвы, когда я приезжаю на место").

Наибольшее число писателей, создающих сценарии для современных комедийных телешоу и фильмов вышли из стен Гарварда, где, вот ирония, курса юмористов как раз и нет. А среди выпускников Йельского Университета или Принстона почему-то ни одного известного комика нет, если не считать, конечно, двух последних президентов США.

Лучшей в США считается чикагская школа импровизации. Помимо этого в нескольких городах, в частности в Нью Йорке, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско клубами комедии или отдельными авторами проводятся специальные семинары для будущих сатириков.

ЧТО ДАЕТ ВАМ ЮМОР В ЖИЗНИ

Роль юмора в действительности больше, чем порой кажется. Например, когда редакторы журнала Fortune проводили опрос среди hr-менеджеров 500 самых преуспевающих компаний Америки на тему "Какие качества вы ждете от кандидатов на позиции менеджеров среднего звена", то три самых популярных ответа выглядели следующим образом: 1) знание продукции; 2) уважение к подчиненным и 3) чувство юмора.

Поскольку наличием чувства юмора похвастаться у нас готов каждый первый, кроме, пожалуй, беременных дам в родильной палате, редакторы журнала решили уточнить: "Почему чувство юмора?". Ответ был однозначен.

Чувство юмора присуще настоящим лидерам. Наша улыбка - это знак уверенности в себе; а вот насупленные брови и хмурый взгляд - уже признак паранойи и страха.

Подчиненные, партнеры, покупатели, клиенты - всем нравится работать с человеком, у которого есть чувство юмора.

НЕРАЗЛУЧНАЯ ПАРОЧКА, ЮМОР ДА КОМЕДИЯ

Разные академики, особенно это водится за английскими профессорами, то и дело пытаются провести разграничительную черту между юмором и комедией. Юмор принято считать более широким понятием, которое вмещает в себя множество подвидов, как то: сатира, сарказм, ирония и пародия. Комедия же является воплощением юмора на сцене. То есть картина рисуется такая: умные писатели создают юмор, а болтливые комики исполняют шутки.

Многие говорят, что самое важное в человеке для них - это чувство юмора. Это значит, что они ищут того, кто стал бы смеяться над их шутками.
-- Шейла Уэнц.


Справедливо, что шутка, рассматриваемая в условном вакууме, ничем кроме шутки не является. Но при этом надо сказать, что любой вид юмора прибегает к помощи шутки, чтобы быть смешным. Мы не станем рассуждать с позиций элитистов и не будем углубляться в поиски различий между юмором и комедией. Если что-то заставляет людей смеяться, то вопрос терминов отходит на второй план. Наша цель - помочь вам научиться смешно писать.

И ЧЬЯ ЭТО ШУТКА?

Современные методики юмористической литературы являются лишь развитием идей прошлого. Мы зачастую смотрим лишь на современных юмористов, но поскольку сегодняшние комики зачастую живут наследием великих писателей прошлого, мы не должны забывать и об истории юмора. И в этой книге вы найдете как примеры из современных авторов, таких как Джон Стюарт, Тина Фей, Билли Кристал, Джей Лено, Крис Рок, Дэвид Леттерман, Робин Уилльямс и Рита Раднер, так и из лучших представителей прошлого, например, Эрмы Бомбек, Милтона Берле и Джорджа Бернса, и даже из таких классиков американского юмора как Марк Твен, Элберт Хаббард и Джон Морли.

К сожалению, установление авторства шуток - настоящий кошмар для истых исследователей. Взять, к примеру, нижеприведенную парочку.

Если ты не можешь присоединиться к ним, то побей их.
-- Морт Сал


Если ты не можешь побить их, то сделай так, чтобы их побил кто-то другой.
-- Джордж Карлин


Существует множество стандартных шуток, которые обрастают тысячами вариаций. И едва ли кто-нибудь может поклясться в том, что является создателем хоть одной из них. В своей книге "Вещи, которые я знаю" Эл Франкен заметил: "Я не исповедую какую-либо из общепризнанных религий. Я еврей". Позже Франкен упомянул, что он "впервые услышал эту шутку от католика, который именно слово "католик" в своем варианте и использовал". Уилл Роджерс взял за основу тот же шаблон, но в его шутке говорилось о "политических партиях" и "демократе", было это почти сто лет назад.

Также было доказано, что такие знаменитые фразы как "На запад, молодой человек" Хораса Грили, "Так пусть едят торт" Марии Антуанетты, "Кто колеблется, тот гибнет" Джозефа Эддисона, "Любой, кто ненавидит собак и детей, не может быть таким уж плохим" У.К. Филдза, а также его часто цитируемая эпитафия, запечатленная на надгробном камне: "Уж лучше быть здесь, чем в Филадельфии"; "Все говорят о погоде, но никто ничего ради нее не делает" Марка Твена и "Единственное, чего стоит бояться, - это сам страх" Франклина Д. Рузвельта, все были написаны кем-то другим еще раньше.

Если уж у ученых возникают проблемы с определением авторства известных исторических цитат, то споры о том, кто первый произнес или написал ту или ную шутку, остроту или анекдот, могут и вовсе продолжаться вечно. Потому лучший выход из ситуации - сослаться на тот или иной сборник острот, в которых авторов указывают всегда. Вот только ручаться в истинности подобных источников вряд ли стоит. И, разумеется, всегда будут шутки, которые пришли "из народа", или которые мы создали сами. Как говорится, призрак Марло всегда будет бродить по библиотеке Шекспира, - и это, к слову, тоже афоризм не авторский.

Что ж, теперь приступим.
Глава 1 - Как важно быть смешным
Что такое комедия? Комедия - это искусство смешить людей, не вызывая у них при этом рвотный рефлекс.
--- Стив Мартин


Юмор представляет собой огромную ценность. Это вид искусства. Но он не является тайной за семью печатями. Юмор обладает четкой внутренней структурой и поддается описанию формулами. Таким образом, этому искусству можно выучиться, как для личного удовольствия, так и для попыток извлечь финансовую прибыль.

Правда, многие известные авторы считают, что умение писать шутки (не говоря уже о чувстве юмора) мистическим образом наследуется человеком, а не приобретается в процессе обучения. А в формировании этого дара играют роль такие факторы как этническая принадлежность, материнское влияние в период раннего пубертата и общее чувство незащищенности и беспомощности.

Юмор - одна из тех вещей в жизни, которая не подвергается анализу - либо он у тебя есть, либо его нет, либо ты смеешься, либо нет.
--- Росс Маккензи


Никто вас шутить не научит. Этот секрет передается из поколения в поколение, и я свой не рассскажу никому, кроме собственного сына.
--- Арт Бухвальд


Но правда заключается в том, что любой может научиться шутить. Хотя, естественно, одни личности более склонны к остроумию, чем другие, так же как некоторые более спортивны или музыкально одарёны, созданию шуток можно научить, а навыки, нужные для этого, приобрести. Юмор - это не что-то мистическое, потому что его (как и магию) можно объяснить.

НО Я НЕ УМЕЮ ШУТИТЬ



Давайте воспользуемся простым упражнением на проверку остроумия, дабы с помощью него убедиться в том, что создание шуток доступно каждому. Рассмотрите возможные применения двух круглых мягких барных табуреток. Чем ещё они могут быть, кроме как мягкими табуретками? В течение пяти минут задействуйте своё воображение и воспользуйтесь как можно большим преувеличением. Не ограничиваясь практичностью, набросайте ниже столько вариантов, сколько сможете.

Ваш список возможных применений двух мягких табуреток мог включать следующие варианты.

слоновьи тапочки


• "мини"-тюбетейки
• глазные повязки для великанов
• геморроидальные прокладки для действительно большой персоны
• Летающие диски для хиляков


Этот своеобразный тест Роршаха на остроумие подводит нас к первому шагу на пути к овладению концепцией юмора — воображению.Творческий потенциал - это ключ к двигателю комедии, который не сможет вращаться без наличия необузданной фантазии. Посмотрите на любой другой банальный объект: пепельницу, кружку пива, мебель в помещении или на части человеческого тела. Тренируйте свой ум, постоянно задавая вопрос
"Что, если?",
и с помощью метода "мозгового штурма" переберите все возможные варианты того, чем могли бы быть данные объекты. Не переживайте, если ваши идеи покажутся совершенно абсурдными. Упражнение приведёт в движение ваше воображение. Для того чтобы писать комично, вы должны мыслить комично.


Воображение — это веселящий рассудок.
— Георг Сциалабба


"Что, если бы?".
Фантазия позволит вам заново соединить различные элементы в новые, порой неожиданные, связи, которые приятно удивят аудиторию, а удивление порождает в людях смех.


Что, если материнское молоко было бы объявлено опасным для здоровья? Куда бы повесили знак предупреждения?

Что, если бы вы увидели жареные крылышки Макнагетс на живой курице?

Что, если бы буквы в алфавитных супчиках постоянно складывались в непристойные слова?

Что, если бы на Падающей Пизанской башне были часы? (В конце концов, что хорошего в наклоне, если у вас нет часов?)



У юмористов есть одно важное правило: Не будьте ограничены. Лучше проявить нигилистическое отношение к деликатному предмету, чем осторожно обходить запреты. Сочиняя, сочиняйте свободно. Сделайте свободные предположения. Редактирование и само-цензура — следующие шаги, ни в коем случае не первые!

Немного позже мы объясним, как уместить ваши идеи в основных формулах создания юмора. Если ваша самокритичность ограничивает ваше воображение, как бы говоря: "Это никуда не годится", то вы останетесь ни с чем. Ваша цель состоит в том, что вы должны полностью реализовать ваш комедийный потенциал, запомнив следующую истину: "Ничто не отвратительно. На самом деле, ничто не отвратительно!"

Вся цель комедии состоит в том, чтобы быть самим собой, и чем ближе вы подберётесь к этой цели, тем остроумнее станете.
— Джерри Сэйнфелд


Воображение управляет комедией, и почти каждый имеет его, иначе никто никогда бы не женился. Так, почти каждый может изучить основные принципы юмора. То, насколько хорошо вы овладеете ими, зависит от того, сколько усилий вы намерены потратить.

ВЫГОДЫ СОЧИНЕНИЯ ШУТОК

Уважение. Память. Награда

Выгодами такого творчества являются три вещи: уважение, память и награда. Искусное применение юмора сможет

  1   2   3   4   5   6


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет