1)Основні риси, особливості культури Відродження
Пока они совпадали, возрожденческие тенденции набирали силу, их расхождение кладёт конец иллюзиям: Возрождение завершается, не сбросив вещную форму, но укрепив её ещё более, чем Средневековье.
Определённые изменения происходят в области техники, технологии. Прежде всего, меняется источник энергии: на смену силе человека (рабство Античности), животного (Средневековье) приходит природная сила - воды и ветра. Водяное и ветряное колеса, появившиеся ещё в Средневековье, получают широкое распространение в мануфактуре. Именно новая двигательная сила позволит впоследствии перейти от мануфактуры - к фабрике, от ручной технологии - к механической. Речь идёт о часах и книгопечатании.
Возрождение относительно безразлично к типу правления, режиму, характеру политического строя. Оно развивается и в рамках монархий - абсолютных или ограниченных, национальных или многонациональных, и в рамках республик - олигархических (Северная Италия), федеративных (Швейцария), шляхетских (Польша).
Обычно, характеризуя культуру Возрождения, выделяют ещё следующие черты: гуманизм, культ Античности, антропоцентризм, индивидуализм, обращение к земному, плотскому началу, героизация личности. Другие исследователи добавляют ещё ряд характерных признаков: художественный реализм, зарождение науки, увлечение магией, развитие гротеска и т. п.
Возрождение восстанавливает представление о цельном человеке, единстве божественного чувственного тела и божественного сверхчувственного разума, утверждая их гармонию, и в этом противостоит Средневековью, которое видело в человеке только одно - его божественный дух, веру.
Возрождение - глубоко противоречивая культура, соединяющая в себе крайности: это увлечение Античностью, но и тщательнейшее изучение Библии. Это интерес к науке, эксперименту, но и увлечение астрологией, алхимией, магией, это - забота о земном и реальном, но это - и построение утопий. Томас Мор с его знаменитой "Утопией" и Томмазо Кампанелла с его "Городом Солнца" - это деятели Возрождения.
Но, пожалуй, самой характерной чертой Возрождения является изменение мировоззрения.
2) Чому Італія стала батьківщиною культури епохи Відродження
Рассказать про крутизну Италии, нахождение в ней Ватикана и высокое развитие Периоды развития искусства Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадают по времени, часто различны по формальному и идейному содержанию. Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (ок. 1500—40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением, к культуре и искусству 16 в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. На рубеже 14 и 15 вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно, получивших своё полное гуманистическое выражение в 15—16 вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии.
3)Время и причины возникновения возрождения в Италии.
13-15 вв. Северная и центральная Италия.
Протореннессанс, конец 13, нач 14 ст
Раннее возрождение 14-15 вв.
Северное возрождение 16-17 вв.
Остальное из 2 вопроса.
4) Охарактеризуйте сутність та особливості мистецтва Північного Відродження
В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитии искусства северных стран — Нидерландов, Франции, Германии. При наличии в каждой из них национальной традиции, искусство этих стран характеризуется в XV веке также рядом общих черт, особенно отчетливо выступающих при сопоставлении с Италией. Наиболее ярко и последовательно этот перелом происходит в живописи, тогда как скульптура долго сохраняет готические черты, а архитектура вплоть до первых десятилетий XVI века продолжает развиваться в рамках готического стиля. Ведущая роль в развитии живописи XV века в северных странах Европы принадлежит Нидерландам, оказывающим значительное влияние на Францию и Германию; в первой четверти XVI века главенствующее место занимает Германия.
В отличие от Италии, в северных странах не имелось условий для сколько-нибудь значительного развития монументальной живописи; видное место принадлежит в XV веке во Франции и Нидерландах книжной миниатюры, имевшей здесь прочные традиции. Существенной особенностью искусства северных стран было отсутствие предпосылок для того интереса к античности, который столь большое значение имел в Италии. Античность привлечет внимание художников только в XVI веке, вместе с развитием гуманистических штудий. Главное место в продукции художественных мастерских принадлежит алтарным образам (резным и живописным складням), створки которых с обеих сторон покрывались изображениями. Религиозные сцены переносятся в реальную жизненную обстановку, действие происходит часто среди пейзажа или в интерьере. Значительное развитие получает в Нидерландах еще в XV веке, а в Германии — в начале XVI века портретная живопись.
В течение XVI века происходит постепенное выделение в самостоятельные жанры бытовой живописи, пейзажа, натюрморта, появляются мифологическая и аллегорическая картины. В XV веке возникает новый вид изобразительного искусства — гравюра на дереве и на металлле, достигающая быстрого расцвета в конце столетия и первой половине XVI века.
6) Чому классицизм-напрям у європейській літературі та мистецтві у 17ст.-початку 19ст.склався і одержав основний розвиток у Франції.Визначні діячі классицизму.
В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”.
Период позднего классицизма – ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.
Во второй половине столетия Франция - самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция.
Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателем классицистического направления в живописи Франции XVП в. стал Никола Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становится основой живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармонический мир в себе не выходящий за пределы живописного пространства, как в барокко.
7) Итальянское барокко и его развитие в Европе.Лоренцо Бернини
Баро́кко (итал. barocco — «порочный»— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо. Представители: Микеланджело Меризи (1571—1610), итер Пауль Рубенс (1577—1640). Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами.
Бернини Джовани Лоренцо (Bernini) (1598-1680) - знаменитый итальянский скульптор. художник и архитектор, родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант - его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. - и восемнадцати лет создал замечательную группу "Аполлон и Дафна", отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Апогея своей известности Бернини достиг при папе Урбане VIII, который, для украшения храма св. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. К лучшим работам Бернини относятся памятники Урбану VIII, Александру VII и графине Матильде. В области архитектуры значительнейшей его работой является колоссальная колоннада у собора св. Петра. По приглашению Людовика XIV, Бернини в 1665 г. отправился в Париж, где работал преимущественно над планами для постройки Луврского дворца;. Бернини был творцом нового светского стиля - барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве,
Основные работы: «Экстаз святой Терезы» (1645–1652 гг., Рим, Церковь Санта Мария делла Виттория), «Давид» (1623 г., Рим, Галерея Боргезе).
8)Соціально-політичні передумови та зміст епохи Просвітництва
Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума
В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.
9)Освіта, наука, культура за часів правління царя Петра 1
Слово “учиться” стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относился к наукам и учениюПетр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей Задумал Петр создать Российскую академию наук. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: ”…учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги ”.
Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы - навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те, кто победнее, еще и одежду.
В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны. Любопытно, что до его пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская, будущая русская императрица Екатерина 1 - жена Петра.
В петровское время юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и на флоте - рядовыми, в гражданском учреждении - низшим чиновником.
В 1722 г. была введена “Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три вида службы : военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим - генерал-фельдмаршал. На гражданской - коллежский регистратор и действительный тайный советник, или канцлер. При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера Здание Кунсткамеры венчает высокая башня, где размещалась одна из самых первых российских обсерваторий. По сей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он был в Германии и подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а внутри - небесную сферу. Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр 1 велел сделать вход бесплатным,
“ Я хочу, чтобы люди смотрели и учились” - говорил Петр 1.
Правление Петра 1 окончилось в 1725 году. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Он - герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное - за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию : построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.
10) «Великие голландцы»: Питер Пауэл Рубенс и Харменс ванн Рембрандт. Особенности творчества.
Питер Пауэл Рубенс родился в городке Зиген в Вестфалии (Германия). Отец будущего художника, антверпенский юрист Ян Рубенс, был протестантом и вывез семью за границу, спасаясь от преследований испанцев.
Рубенс копировал и изучал наиболее прославленные работы итальянских мастеров. В женитьбой написал автопортрет с супругой «Жимолостная беседка» (1609 г.). Молодожёны изображены сидящими в саду под пышным кустом жимолости. В 10е гг. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами. В 1610—1611 гг. он рас писал алтарь антверпенской церкви Святой Валытургии. Его центральная часть — «Водружение креста» — посвящена распятию Христа. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. В картине «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг.) привлекает необыкновенно искусная композиция. К 1615—20 Р. завоевал широкую известность и признание. С 1617 мастерская Р. выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций ("История Марии Медичи", около 1622—25, Лувр, Париж; и др.). Картины Р. 1630-х гг. (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Центральное место в позднем творчестве Р. занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях ("Вирсавия", около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Портреты Р. замечательны не столько глубиной психологических характеристик, сколько особым мастерством в передаче сверхличной жизненной энергии, зримые проявления которой одновременно и идеализируют облик портретируемых, и придают ему необычайную чувственную убедительность. Творчество Р. имело огромное значение для развития фламандской и всей европейской живописи.
Рембрандт Гарменсзон ван Рейн (нід. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 15 липня 1606—1669) — нідерландський художник, офортист доби бароко.
У 1627 р. Рембрандт покинув Ластмана і повернувся у Лейден. Разом з товаришом Яном Лівенсом вони відкрили художню майстерню і за платню взяли перших учнів. Рембрандт береться за розробку біблійних сюжетів, пише перші портрети, є навіть один морський пейзаж ("Концерт" 1626 , "Св.Стефана забивають камінням" 1629 ," Христос в Еммаусі" 1629 ."Морський пейзаж" 1630,"Автопортрет біля мольберта" 1628). Рембрандта помічають багаті меценати. Константин Гюйгенс(секретар принця Оранького) зробив молодому художнику замовлення на картини для свого хазяїна. На цьому етапі Рембрандт самостійно вивчав твори доби бароко,а також твори фламандця Рубенса.
У 1631 р. Рембрандт покинув майстерню у Лейдені і виїхав до Амстердаму. В Амстердамі Рембрандт створив багато портретів. Не забуває й про релігійні сюжети("Пророк Ієремія" 1630 ,Ріксмузей). Дві картини на релігійний сюжет він робить для штатгальтера Фрідріха-Генріха Оранського ("Воздвиження креста","Зняття Христа з креста" ). В творах відчутний вплив барокових гравюр Пітера Пауля Рубенса. Груповий портрет "Урок анатомії доктора Тюльпа"(1632) приніс художнику успіх. На хвилі успіху майстер узяв шлюб з Саскією ван Ейленбюрх(1634), дочкою бургомістра міста Лаувердена. Твори пізнього періоду творчості важко переоцінити. Це якийсь новий Рембрандт, сміливий у використанні техніки, вірний натурі і правді, позбавлений впливів бароко. Відмова від багатьох фарб не позбавила його від скарбів колориту в сірих, чорних та червоних тонах. Майже кожну картину Рембранда цього періоду можна розглядати годинами, а аналізувати - роками. Тут і груповий портрет "Сіндики" (1662, Амстердам), і "Заколот батавів проти Риму"(1655, Стокгольм) ,і "Єврейська наречена "(1665, Амстердам), і "Повернення блудного сину "(1669, Петербург).
11)Киэво-Могилянська академыя-центр укр.культурного житття18ст
Києво - Могилянська академія була центром філософської думки в Україні. особливе місце серед філософів в Києво - Могилянській академії належало професору І. Гізелю, Й. Конановичу - Горбацькому, С. Яворському, Ф. Прокоповичу. А Феофан Прокопович започаткував в Академії (і в усій тодішній Російській імперії), вищу математику.
В другій половині 18ст. були відкриті спеціальні класи чистої математики, де викладались алгебра і геометрія, змішана математика, механіка, гідростатика, гідравліка, оптика, тригонометрія, астрономія, гідрогорафія, математична хронологія, цивільна й військова архітектура. Відомим викладачем математики був професор Іреней Фальковський.
В Академії започатковуються природничі науки - астрономія, біологія, мінералогія, зоологія та інші, які поступово відділяються від філософії.
Лише в 1802р. був вперше відкритий медичний клас, але природничі знання, які давала Академія, вивчення творів Авіценни, Везалії, Бекона, Гіпократа
В Києво - Могилянській академії формувалась історична наука. Досить згадати, що літописці Роман Ракушка Романовський (Самовидець), Самійло Величко, Григорій Грабянка навчались в Академії. Їх "козацькі літописи" є прообразом сучасних історичних праць. КМА дала й таких відомих істориків як Петро Симоновський, автор "Краткого описания козацком малороссийском народе", Василь Рубан, який видав "Краткую летопись Малой Росии", з додатком "Землеописание Малой россии"(1777р. );
Вихованцями Києво - Могилянської академії були майбутні гетьмани Юрій Хмельницький, Іван Виговський, Петро Дорошенко, Павло Тетеря, Іван Брюховецький, Іван Мазепа, Пилип Орлик, Данило Апостол, Іван Скоропадський, наказний гетьман Павло Полуботок. В Академії формувалась генерація козацьких старшин, кадри провідної української верстви, в їх числі - писарі, судді, осавули, полковники, сотники, військові канцеляристи, а також - правники, дипломати, петекладачі. це були освічені державці, світські діячі, значення й роль яких особливо піднялись за часів гетьмування Івана Мазепи.
Києво - Могилянська академія дала не мало освічених ієрархів - єпископів, митрополитів, архимандритів, духовних письменників
12)Охарактеризуйте життєвий і творчий шлях видатного драматурга В. Шекспіра
Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году, по преданию, 23 апреля[2]. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком). Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе» (англ. «grammar school»), где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни.
Мифологический сюжет, «Лукреция» (1594) -- из римской истории. «Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598). Трагедия о любви и верности ценою жизни «Ромео и Джульетта» (1595). Описал нравственные, общественные и политические конфликты эпохи осмыслил как вечные, неустранимые, как законы мироустройства, при которых высшие человеческие ценности -- добро, достоинство, честь, справедливость -- неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. Создал яркие, наделенные могучей волей и сильными страстями характеры, способные как к героическому противоборству с судьбой и обстоятельствами, самопожертвованию, переживанию ответственности за разлад мира («распавшуюся связь времен»), так и готовые преступить нравственный «закон» и погибнуть ради всепоглощающей их идеи или страсти (честолюбия, власти, любви). Поиски оптимистического решения конфликтов привели к созданию романтических драм «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612). Трагедии Шекспира -- величайшие образцы трагического в мировой литературе.
Шекспир начал с хроник -- пьес о событиях национальной истории, закон которой обозначен им словом Время. Основные шекспировские хроники образуют два цикла по четыре пьесы (тетралогии). Ее смех идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости. У шекспировской комедии есть своя великая тема -- Природа. У нее есть свой любимый герой - шут, исполненный знания жизни не каковой она кажется, а какова она есть. Первая подлинно шекспировская трагедия -- «Ромео и Джульетта» -- возникла в окружении комедий и сонетов. Она сонетна по своей языковой природе, ибо ее главный герой Ромео не только говорит, но и любит еще в этой условной традиции. В любви к Джульетте ему предстоит узнать себя и столкнуться с миром.
13)Методы обучения и типы школ в Запорожском войске низовом.
Запоро́жская Сечь (укр. Запорозька Січ), Низовое войско Запорожское — общественно-политическая и военная организация украинского казачества за Днепровскими порогами в XVI—XVIII веках.
Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали по-русски не только грамотно, но и стилистически правильно. Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что «они святое письмо читают и темных людей добру научают».
Кроме этого, в самой Сечи, были свои школы. Запорожские школы разделялись на сечевые, монастырские и церковно-приходские. В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведённые казаками на Сечь или привезённые своими родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. Школы церковно-приходские существовали при всех приходских храмах на территории Войска Запорожского.
14)Роль религии и церкви в духовной жизни запорожских казаков.
Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков.
Лишь только в 1620 году православная церковь начала возрождаться, на Украине появилась православная иерархия. Это произошло благодаря дипломатическому таланту гетмана Петра Сагайдачного и поддержке украинского народа, (см.[3]).
К середине XVII столетия духовенство и церковь Сечи принадлежали киевскому митрополиту, через него признавалось верховенство вселенского иерусалимского патриарха. Во второй половине XVII столетия, когда Украина вошла в состав России на правах автономии с властью выбранного гетмана во главе Запорожская Сечь пользовалась автономией по отношению к гетманскому правительству. Важными чертами запорожской церкви были демократичность и автономность от царизма и от высшей русской церковной иерархии.
Почитаемый запорожцами древнейший православный Межигорский Спасо-Преображенский монастырь подчинялся непосредственно патриарху, был независим от синода и киевского митрополита.
18) Охарак-те основні напрямив російському живописі другої половини 19ст.
Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного развития и эволюции других живописных жанров и прошла в 19 веке два этапа своего развития, за временную границу между которыми принято считать 1850-е годы.
В первой четверти пейзаж постепенно освобождался от канонов классической живописи. Природа стала пониматься как сфера выражения сугубо личных чувств. Таким образом, было положено начало романтическому направлению в русской пейзажной живописи, в рамках которой также принято выделять 3 течения: живопись городских видов, итальянское направление и национальный русский романтический пейзаж, давший толчок к развитию реалистических тенденций.
Также в рамках романтического пейзажа сложилось особое, уникальное течение-маринизм. Именно в изображении картин моря наиболее четко проявлялись типичные черты романтизма.
В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое направление- реалистический , национальный пейзаж. В рамках данного направления природа перестала использоваться как выражение собственных чувств. Художники теперь стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений. Именно в этом направлении работали и создали произведения, имеющие мировое художественное значение, такие пейзажисты, как Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и многие другие выдающиеся художники. По количеству талантливых видописцев 19 век заметно выигрывает по сравнению с другими и недаром его принято называть «золотым» веком русской живописи, на него ложится период расцвета русского пейзажа.
В 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.
19) Риси та особливості розвитку романтизму в літературі та живопису Західної Європи.
Життя новому мистецькому напряму дала Німеччина, відгукнув-шись романтизмом на рубежі 1790-х і 1800-х рр. на революцію у Франції. Німецький романтизм відзначався підкреслено філософ-ським характером. Його естетика складалася в "ієнському гуртку", що виник наприкінці XVIII ст. у маленькому місті Ієні, поблизу Веймара. Головними теоретиками ієнських романтиків стали брати Август-Вільгельм і Фрідріх Шлегелі. Спираючись на філософське положення Ф. Шеллінга про розкутість, свободу людського духу, романтики вва-жали за потрібне утвердження мистецтва з необмеженою свободою. Втеча від дійсності у світ фантазій і вигадок не виключала інтересів романтиків до навколишнього світу. Але дійсність жила
Дуже обдарована людина Ернест Теодор Амадей Гофман (1776-- 1822 рр.) створив химерні, смішні і водночас трагічні повісті і рома-ни ("Золотий горщик", "Життєва філософія Кота Мурра--", "Крихіт-ка Цахес"), Творчість цього письменника, не забава, а, як сказав Г. Гейне, "приголомшливий крик жаху на дев'ять томів".
А сам Генріх Гейне (1797--1856 рр.) -- це і напрочуд тонка ліри-ка ("Книга пісень"), і дошкульна політична сатира (книга прози "До-рожні картини", поема "Німеччина. Зимова казка"), й іронія, завдя-ки якій подолано романтизм і взято нову головну тему -- реальне життя.
Французькі романтики -- насамперед Віктор Гюго (1802--1885 рр.). Теоретично обґрунтувавши основні принципи романтизму, письмен-ник втілив їх у своїх драмах і романах ("Ернані", "Король бавиться", "Марія Тюдор", "Рюї Блаз", змалювавши тріумфів добра, яке перемагає зло.
Відома письменниця Жорж Санд (Аврора Дюдеван-Дюден, 1804-- 1876 рр.) -- палка прихильниця жіночої рівноправності ("Індіана", "Валентина", "Консуело").
Докорінні зрушення відбувалися в цей час у репертуарі театрів і сценічному мистецтві. Романтичне мистецтво, ставши знаменням епохи, породило на сцені різні варіанти романтичного, героя: розча-рованого, який марно шукає спокою,
У драматургії Проспера Меріме (збірка п'єс "Театр Клари Гасуль") романтичний бунт замінено гострокритичним і навіть сатиричним зображенням персонажів свого часу Це сильні й пристрасні люди, які опинились у ви-няткових ситуаціях і звершують незвичайні справи, але вважати їх героями романтичної драми все-таки не можна -- у п'єсах немає культу сильної індивідуальності.
Першим художником романтичного напряму був Теодор Жеріко (1791--1824 рр.) -- майстер героїчних сюжетів, монументальних полотен. У нього є і класичні риси, і могутнє реалістичне начало. У картині 1812 р. "Офіцер кінних єгерів імператорської армії, який іде в атаку" -- романтика наполеонівської епохи відображена із запа-лом двадцятирічного юнака. Картина мала успіх. Жеріко постійно шукав героїчні образи у сучасності. Сюжетом своєї головної карти-ни "Пліт "Медузи" він узяв події, що сталися на плоту з пасажирами французького фрегата "Медуза", який загинув з вини уряду
Справжнім вождем романтизму став Фердинанд Віктор Ежен Делакруа (1798--1863 рр.). Вже його перша робота "Човен Данте" викликала вогонь критики, але її із захватом сприйняв Жеріко. Постаті грішників, які чіпляються за барку на тлі пекельного сяйва вогнів, класично правильні, але в них відчувається величезна внут-рішня могутність, похмурість і страшна приреченість.
20) Розвиток рос. Музичного мистецтва в другій половині19
Первая половина 19 века была временем расцвета городской бытовой песни и бытового романса. Вместе с ростом городов и развитием общественного уклада городской жизни обогащалась и русская городская песня, впитывая широкое, разностороннее содержание. Она оказывала глубокое воздействие на творчество русских композиторов и находила своеобразное претворение в лирике мастеров русского романса - Глинки, Даргомыжского, Алябьева, Варламова, Гурилева. В песне-романсе - самом распространенном и доступном из всех жанров музыки - наглядно осуществлялась связь между творчеством композиторским и народным. Композиторы первой половины 19 века обильно черпали материал из бытовых песен. В то же время их собственные песни прочно входили в быт и становились народными, как, например, «Красный сарафан» Варламова, «Соловей» Алябьева, «Колокольчик» Гурилева.
Городская песня начала 19 века богата по содержанию и разнообразна по жанрам. Отечественная война 1812 года породила ряд новых солдатских песен - героических, походных, шуточных, сатирических. В них высказалось глубокое, проницательное отношение народа к большим событиям современности. Особенно популярной в жестокий век аракчеевщины становится рекрутская песня.
Эпоха декабристов положила начало развитию революционной песни в России. Большие заслуги в этом отношении принадлежат деятелям декабристского движения - Рылееву и Бестужеву. Традиции революционной песни, заложенные поэтами-декабристами, были подхвачены и развиты их современниками.
На основе народно-бытовой песенной лирики зарождалось и развивалось богатое и многообразное романсовое творчество композиторов первой половины 19 века. Романс «высшего», аристократического круга, романс дворянского салона средней руки, романс в кругах литературной интеллигенции и, наконец, песня-романс широкой разночинной демократической среды - далеко не однородные явления.
На протяжении первой половины 19 века в русской музыке появилось немало камерных ансамблей самых разнообразных жанров. Далеко не все эти произведения достигают подлинно профессионального уровня, однако лучшие из них прокладывают путь к созданию русской камерной классики, к творениям Глинки, Чайковского, Бородина.
Другое значение в музыкально-общественной жизни приобрела фортепианная музыка достижения областью сольных произведений.. Особое место в творчестве старших современников Глинки занимала симфоническая музика Яркие по оркестровке и выразительные по тематизму увертюры Козловского, Давыдова, Алябьева и Верстовского подготовили симфонические принципы Глинки. В них отразился большой путь, пройденный русской музыкой от классицизма 18 века через «неистовую романтику» к реалистическому симфонизму «Сусанина», «Камаринской» и «Руслана
21)Музична спадщина П.І.Чайковського та її всесвітнє значення.
И в России и за ее рубежами Чайковского принято считать "величайшим" русским композитором. Подобные определения всегда спорны. Наследие Чайковского очень велико и неровно по качеству, и даже лучшие из его произведений имеют особенности, не вызывающие симпатий у музыкантов.
Хотя он писал во всех жанрах (вплоть до церковных композиций), главное в его творчестве - симфонические произведения, а также оперы и балеты. Среди многочисленных романсов Чайковского шедевров не так уж много, а остальное нуждается в переоценке.
Его фортепианные пьесы редко поднимаются выше уровня приличного салонного музицирования той эпохи.
В струнных квартетах встречаются прекрасные части, как, например, знаменитое Andante cantabile из Первого квартета ре мажор, основанное на мелодии народной песни, но многое в Фортепианном трио прозвучало бы лучше в оркестре.
Оркестровые сочинения
Обращаясь к оркестру, Чайковский становится совсем другим. Очевидно, оркестровые тембры особенно возбуждали его фантазию. И дело не в том, что громкая и блестящая звучность скрывает скудость тематического материала, а в том, что полные чувства, широкие и гибкие мелодии, характерные для лучших творений Чайковского - они появляются уже в раннем периоде: например, "темы любви" из увертюры Ромео и Джульетта или из Бури (1873), первая тема Первого фортепианного концерта, - нуждаются в теплой и насыщенной инструментовке, которая в полной мере раскрывает их содержание.
Произведения для театра
Французское начало натуры Чайковского ярко сказалось в его балетах, а также в некоторых сценах его последней оперы - Пиковой дамы Только в тех случаях, когда Чайковский сочинял музыкальные характеристики героев, которых сам любил (как в Евгении Онегине и Пиковой даме), когда он мог отождествить себя с ними (например, с Жанной д'Арк, рассказывающей королю о своих видениях), - его оперные персонажи оживали. Онегин потому и стал такой популярной и любимой оперой, что в нем всего три основных действующих Кроме того, действие оперы, в отличие от повести Пушкина, происходит во второй половине 18 в., что позволило ввести в нее стилизацию музыки рококо. В принципе, и Онегин и Пиковая дама - это камерные, лирические оперы, где душевная жизнь главных героев раскрывается в тонких оттенках и любовно запечатлевается в музыке. Влияние Чайковского.
Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В. Рахманинов, А.С. Аренский, А.К. Глазунов и С.И. Танеев могут быть названы прямыми последователями Чайковского; его влияние нетрудно заметить и в творчестве столь разных композиторов, как Н.Я. Мясковский и И.Ф. Стравинский.
В определенные десятилетия советского периода симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы. За пределами России Чайковский тоже очень популярен, но влияние его гораздо слабее, за исключением сферы оркестрового письма.
22)Розкрийте причини виникнення і особливості стилю імпресіоністів.
Импрессионизм (от франц. impression-впечатление), направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Импрессионизм составил эпоху во французском искусстве второй половины XIX века и распространился затем на все страны Европы. Он реформировал художественные вкусы, перестроил зрительное восприятие. По существу, он был естественным продолжением и развитием реалистического метода. Искусство импрессионистов столь же демократично, как и искусство их прямых предшественников, оно не делает различий между «высокой» и «низкой» натурой и всецело доверяет показаниям глаза. Изменяется способ «смотрения» - оно становится наиболее пристальным и одновременно более лиричным.
Импрессионисты жили в эпоху борьбы современности и традиций.
Импрессионисты отбросили традиционные разграничения этюда, эскиза и картины. Они начинали и заканчивали работу прямо на открытом воздухе - на пленэре.
Пленэр - ключ к их методу. На этом пути они достигли исключительной тонкости восприятия; им удалось выявить в отношениях света, воздуха и цвета такие чарующие эффекты, каких раньше не замечали и без живописи импрессионистов, наверно, и не заметили бы.
Действительно, импрессионисты больше всего дорожили соприкосновенением души с натурой, придавая огромное значение непосредственному впечатлению, наблюдению за разнообразными явлениями окружающей действительности. Недаром они терпеливо ждали ясных теплых дней, чтобы писать на открытом воздухе на пленэре.
Но создатели нового типа красоты никогда не стремились к тщательному подражанию, копированию, Сущность импрессионистической эстетики заключается в поразительном умении сконденсировать красоту, высветить глубину уникального явления, факта и воссоздать поэтику преображенной реальности, согретой теплом человеческой души. Так возникает качественно иной, эстетически привлекательный, насыщенный одухотворенным сиянием мир.
Для импрессионистов характерен острый интерес ко всем явлениям обыденно текущей жизни. Но это не означало некую всеядность, неразборчивость. В обычных, повседневных явлениях выбирался тот момент, когда гармония окружающего мира проявлялась наиболее впечатляюще. Импрессионистическое мировоззрение было чрезвычайно отзывчиво на самые тонкие оттенки одного и того же цвета, состояния предмета или явления.
23) Ох-те видатні наукові відкриття і винаходи Західної Європи в 19ст.
Індустріалізація в розвинутих країнах відбувається на основі НТР (науково-технічної революції). Найважливішим винаходом останньої третини ХІХ ст. було створення технічної лінії з виробництва, передачі і споживання електричної енергії. Це стало можливим після винаходу динамомашини ( В. Сіменс, Німеччина, 1867), генератора електричного струму (Т. Едісон, США, 1883), трансформатора для передачі електричного струму на відстань (1891), електродвигуна. Парова енергія стала витіснятися електричною. Були винайдені електрична плавильна піч (1877), електрична лампа (1886).
У 80-90 роки ХІХ ст. був винайдений двигун внутрішнього згорання - карбюраторного (Н. Отто, Німеччина, 1887) та дизельного (Р. Дизель, Німеччина, 1893). В металургії - конверторний спосіб виробництва сталі, впровадження мартенівських печей значно підвищили продуктивність праці.
Був винайдений автоматичний револьверний верстат (США), автоматичний ткацький верстат, автомат для виробництва пляшок.
Розвивалися нові галузі: сталеварна, нафтовидобувна, нафтопереробна, електротехнічна, алюмінієва, автомобільна.
Провідне місце в організації та управлінні виробництвом належало товариствам акціонерної, колективної власності. Зростання банківського і промислового капіталу зумовило формування фінансової олігархії. Капіталізм вільної конкуренції переріс у монополістичний капіталізм.
На перше місце в світі у кінці ХІХ ст. вийшли США за обсягом промислової продукції, обігнали Англію, яка втратила роль "фабрики світу". НТР сприяла впровадженню власних і європейських винаходів, найновіших досягнень інженерії, застарілого обладнання практично не було. Економічному зростанню сприяла зовнішня політика держави - високі мита на ввіз готової продукції і повна свобода для ввозу іноземних коштів.
США розширили свої колоніальні володіння: Гавайські острови, Куба, Гуам, Пуерто-Ріко, Філіппіни, частина островів Самоа, посилюється економічно-торгівельна експансія в країни Латинської Америки.
В Німеччині внаслідок запізнення промислового перевороту та індустріалізації запроваджувалися найновіші науково-технічні досягнення, які поступалися лише американським Формувалися світовий кредитний і фінансовий ринки, масова міграція трудових ресурсів свідчила про виникнення міжнародного ринку праці. Масовою була еміграція українських селян до Америки: Канади і США, в менших розмірах до Бразилії та Аргентини. Крім того місцеве селянство виїжджало на сезонні заробітки до Німеччини, Чехії, Румунії, Данії. Масштаби еміграції особливо зросли на початку ХХ ст. якщо в 1890-1900 рр. з Галичини емігрувало 78 тис. чол., то за перше десятиріччя ХХ ст. виїхало 224 тис. чол. Підраховано, що з 1890 по 1913 роки число емігрантів дорівнювало майже третини всього приросту населення за цей період. З 1816 по 1859 рік з Європи до США емігрувало 5 млн. чол., в другій половині ХІХ ст. 18 млн. чол.
24) Охарак-те розвиток вищої освіти та науки України в 19 ст.
Вища освіта в Україні у 19 – на поч. 20 ст. розвивалася відповідно до освіт. політики урядів тих д-в, до складу яких входили її тер. У Сх. Україні (підросійській) в 1-й пол. 19 ст. шляхи набуття вищої освіти зосереджувалися здебільшого в ун-тах – держ. навч.-наук. закладах. Заг.-освіт. навчання в них становило завершальну ланку світської освіти. Діяло 3 ун-ти: Харків. (від 1805; див. Харківський національний університет), Київ. (від 1834; див. Київський національний університет), Новорос. (від 1865; див. Одеський державний університет). Ун-ти, як правило, складалися з 4-х факультетів (історико-філол., фізико-мат., юрид. та мед.) і надавали закінчену вищу заг. й спец. освіту. Вища духовна освіта зосереджувалась у Київ. духовній акад. (1819–1920).
Урядові ліберальні реформи 1860–70-х рр. сприяли розвитку як заг., так і спец. професійної вищої освіти, доступної для всіх станів. Вищу професійно-тех. освіту в Україні можна було здобути в Харків. технологічному ін-ті (від 1885), Київ. політех. ін-ті (від 1898), Катериносл. гірничому ін-ті, відкритому 1912 на базі місц. вищого гірничого уч-ща, а також у Катериносл. приватному політех. ін-ті, заснованому 1916 для єврейс. молоді. Позбавлені можливості навчатися в ун-тах жінки отримували заг. вищу освіту, однак без права держ. служби, на Вищих жін. курсах із університетською програмою викладання, які відкривалися з громад. ініціативи на приватні та благодійницькі кошти: у Києві – Вищі жін. курси (1872–86, 1906– 18), Заг.-освіт. курси М.Довнар-Запольського (1905–08), Розвиток с. госп-ва покликав до життя й відповідні вищі навч. заклади, центром яких став Харків,
Вища освіта в Галичині, яка перебувала на той час у складі Австро-Угорщини, була під контролем місц. польс. властей. Заг. вища освіта продовжувала надаватись у Львів. ун-ті, тех. – у заснованій 1877 на базі Тех. акад. Львів. політехніці, с.-г. – у Вищій рільничій шк. у Дублянах (нині місто Жовківського р-ну Львів. обл.). Нас. Буковини отримувало вищу освіту нім. мовою в Чернів. ун-ті (від 1875; див. Чернівецький національний університет). Система вищих навч. закладів в Україні була неповною: в ній бракувало війсьК., недостатньо було тех., образотворчих вузів; на здобуття освіти такого профілю молодь виїжджала до Санкт-Петербурга, Москви, зх.-європ. освіт. центрів. Іншомовна вища освіта формувала місц. інтелектуальну еліту на рос., польс. і нім. культ. традиціях, що вело до її асиміляції й ускладнювало формування нац. основ ВШ.
25) Особливості і характерні риси розвитку містобудування і архітектури України 19ст
В архітектурі кінця XIX – початку XX століття вирізняється постать Владислава Городецького. Особливо завдячує йому Київ, прикрашений неповторними будівлями в стилі модерну (будинок з химерами), неокласицизму (музей старожитностей і мистецтва, нині Національний художній музей), неоготики, мавританської архітектури.
У 1910–1920 рр . отримав розповсюдження стиль необароко – спроба поєднати традиції високого “мазепинського бароко” із досягненнями європейського модерну.
Будинок Кабінету міністрів України, 1936-38 р., арх. І. Фомін
В 1932 р., з організацією єдиної Спілки архітекторів, було проголошено єдиний творчий метод — метод соціалістичного реалізму і тотальної орієнтації на класику. Розпочинається активна політизація архітектурної діяльності та формування архітектури режиму з його пориваннями до гігантоманії та бутафорської помпезності форм.
В 1936—1939 рр. були збудовані: будинок ЦК КП(б)У, нині Міністерство закордонних справ України (проект П. Лангбарда); будинок НКВС, нині Кабінет міністрів України (проект І.Фоміна); будинок Верховної Ради УРСР (проект В. Заболотного).
На початку минулого століття у тогочасному центрі Південно-Західного краю склалася своєрідна і багатовекторна київська архітектурна школа. Її представники творили в різних стилях і напрямах: Е.П.Брадтман, О.М.Вербицький, І.К.Лєдоховський, В.В.Городецький – у модерні, П.Ф.Альошин - у необароко, О.В.Кобелєв, М.Г.Артинов, В.М.Ніколаєв - у неоросійському, В.М.Риков та Г.П.Шлейфер - у ренесансі, П.С.Андрєєв, О.В.Кобелєв, В.О.Осьмак, П.Ф.Альошин, П.І.Голландський - у неокласицизмі, В.Г.Кричевський - в неоукраїнському, Г.Ю.Гай та І.О.Зекцер - у раціоналізмі (протоконструктивізмі). У житловій забудові Києва найбільш поширеними були еклектизм (історизм) та модерн. Перший напрям характеризується певними стилізаціями минулих історичних епох, отже потребує обов’язкового префікса «псевдо» або «нео» - до ренесансного, романського, готичного, російського, класичного, українського стилів. У творах модерну звертання до природи, флори, фауни, як першооснови формоутворення, відіграло особливу роль. Властива рослинам криволінійність форм і ліній, випадковий характер їх переплетінь, мальовничість стають джерелом мови нового стилю». Модернові споруди у Києві зводили до 1913 р., але вже в наш час форми модерну несподівано відродились у творах українських архітекторів ХХІ ст. Теж, напевно, із префіксом «нео».
Достарыңызбен бөлісу: |