11 декабря, в день рождения аргентинского певца и киноактера, знаменитого «Короля танго» Карлоса Гарделя, отмечается Международный день танго — праздник танца, философия которого заключена в противоборстве.
Карлос Гардель — наиболее выдающаяся фигура в истории танго.
Он родился 11 декабря 1890 года в городе Тулузе, на юге Франции, под именем Шарль Ромуальд Гардес. В 1893 году мать привезла его в Буэнос-Айрес. Став постарше, Карлос стал петь в ресторанчиках и кафе.
В 1917 г. Гардель стал первым официальным исполнителем танго, спев «Mi noche triste» («Моя грустная ночь») Самуэля Кастриота и Паскуаля Контурси, тогда как до этого момента танго воспринималось как сугубо танцевальная музыка без текста. В этом же году он снялся в первом фильме «Flor de durazno» («Цветок груши»), а также начал записывать диски вместе с Хосе Раззано на студии «Диско Националь» (впоследствии «Одеон»).
В 20-х г.г. он привез танго в Европу, став знаменитым в Испании и Франции. После возвращения в Аргентину в 1926 г. Гардель почти полностью посвятил себя звукозаписи.
В 30-х г.г. он стал необычайно популярной фигурой в Аргентине, Уругвае и нескольких европейских странах. По этой причине голливудская студия Парамаунт Пикчерс пригласила его сняться в четырех фильмах, съемки которых проходили во Франции. Между 1934 и 1935 г.г. он завоевывал американский рынок – записывал диски, пел на радио и снимался в кино, распространив свою славу блестящего исполнителя на всю Америку. Затем в 1935 году совершил тур по Центральной Америке: Пуэрто-Рико, Венесуэла, Аруба, Курасао и Колумбия.
24 июня 1935 г. самолет, на котором он летел, упал недалеко от города Медельин (Колумбия). Так Карлос Гардель закончил свою жизнь в самом расцвете славы. Он был похоронен на кладбище Чакарита в Буэнос-Айресе. Его могила посещается поклонниками со всего мира. Красота его голоса и преждевременная смерть способствовали его превращению в популярный миф. Но Гардель превратился в фигуру необсуждаемую, которую нет необходимости критиковать или боготворить. Каждый, кто услышит разговор о танго, не избежит встречи с именем Карлоса Гарделя.
Жизнь в танго бьет ключом, а в центре танца — Мужчина и Женщина. Их взаимоотношения, страсти, конфликты, примирения, «третий лишний», ревность, ненависть — все чувства, которые наполняют человеческую жизнь.
Танго — танец-импровизация, в нем очень важно умение партнеров услышать друг друга. Это умение рождается на подсознательном уровне как бы само собой, создавая ощущение иной реальности. Самым выразительным моментом этого танца является пауза: звучит музыка, а двое замерли в объятиях друг друга, будто ведя немой диалог на повышенных тонах — это точка высшего напряжения.
Кстати, слово «танго» появилось значительно раньше самого танца. Изначально оно использовалось на одном из Канарских островов для обозначения «собрания темнокожего населения для танцев, для игры на барабанах», кстати, эти барабаны также назывались «танго».
Танго – это объединение трёх культур, что переплелись между собой до неузнаваемости. Кто бы мог подумать, что это танец – смешение африканской, латиноамериканской и европейской традиций. Где же родился этот чудесный танец?
Город, в котором впервые прозвучали ритмы танго, долгое время не получал статус «родины танго». Итак, вот эти города, что оспаривали место рождения танго: Росарио ( Аргентина), Монтевидео (Уругвай), Буэнос-Айрес ( Аргентина). Но первенство в этом историческом вопросе одержала столица Аргентины, город Буэнос-Айрес.
С 1890-го года именно в Аргентину, с её миллионным населением, стали прибывать иммигранты. Так, между 1857-м и 1940-м годами население страны увеличилось более чем в шесть раз. В Уругвае происходило практически то же самое. Этот «бум» смешения культур и народов послужил толчком к созданию нового и яркого танца – танго. Рождение его произошло примерно во второй половине девятнадцатого века.
Предположительно, развитие танго происходило на протяжении сорока лет. В формировании классического стиля принимали участие африканцы, гаучо, латиноамериканские индейцы, евреи, итальянцы, немцы и другие народности. Рождение танго произошло в последних десятилетиях девятнадцатого века.
Основные музыкальные инструменты, с помощью которых играли музыку для танго – гитара, флейта и скрипка. Но завершённость формы ритмам танго дал бандонеон (bandoneоn – один из видов гармоники), который опять же, попал на территорию Латинской Америки из багажа немецкого иммигранта.
Следует отметить, что за историю своего существования танго был запрещён не один, и не два раза. Так, к примеру, до начала Первой мировой войны (1914-1918 годы), германский император Вильгельм II запретил прусским офицерам танцевать танго. И Ватикан поддержал решение Вильгельма II письменным одобрением.
Аргентина развивалась вместе с танцем. Росла индустрия звукозаписи. Танго играли знаменитые оркестры и такие важные личности в развитии направления, как Хуан Д’Ариенцо (Juan d'Arienzo – музыкант и дирижёр, Аргентина), Карлос Ди Сарли или «Властелин танго» (Cayetano Di Sarli – дирижёр, композитор и пианист, Аргентина), Освальдо Педро Пуглис (Osvaldo Pedro Pugliese – пианист, композитор, директор оркестра Аргентина), Анибал Кармело Троило (Aníbal Carmelo Troilo – игрок на бандонеоне, композитор, директор оркестра). Также в это время в Аргентине появилось множество великих лирических поэтов и певцов.
Уже начиная с конца пятидесятых годов, танго стали менять. Первыми «экспериментаторами» стали такие личности как Мариано Морес (композитор, пианист, Аргентина). Но самые главные новшества в танго внёс Астор Пантелеимон Пьяццолла. Его увлечения разными направлениями музыки сыграли здесь не последнюю роль. Его музыка подняла вокруг себя множество споров между поклонниками «классики» танго и приверженцами нового развития. Некоторые даже утверждали, что его эксперимент вовсе не танго. Но несмотря на непризнание в профессиональных кругах, его ритмы понравились массам. А именно – молодому поколению. Но именно с этого времени танго стали рассматривать как классический танец.
Танец страсти и любви, танго, путешествует по всему миру и по сей день. Он завоевал сердца миллионов, и это лишь часть от его славы. Школы танго распространены по всему миру. Танец пользуется невероятной популярностью на разных конкурсах и фестивалях. Ведь танго – это не просто танец, это танец для двоих. Танец любви и огненной страсти.
Танго танцуют в фильмах:
-
Танго (Аргентина-Испания, 1998, реж. Карлос Саура)
-
Запах женщины (США, 1992, продюсер Мартин Брест)
-
Мулен Руж (Австралия-США, 2001, реж. Без Лурманн)
-
Люби и танцуй (Польша, 2009, реж. Брюс Парраморе)
-
Охранник для дочери (Польша, 1997, реж. Мацей Шлесицки)
-
Мистер и миссис Смит (США, 2005, реж. Даг Лайман)
Составитель:
З. К. Рамодина,
зав. сектором медиа-информации
отдела Медиатека
Самарской областной юношеской библиотеки
Достарыңызбен бөлісу: |