3. Программа Cool Edit Pro, либо ее современная версия Adobe Audition



Дата16.07.2016
өлшемі302 Kb.
#204107
Vadim K. Svitnev, Ph.D., hydroacoustician

Artem V. Miheev, Ph.D., ass. prof, head of Russian Association for Instrumental Transcommunication (RAIT)

St. Petersburg, Russian Federation
Computer speech phenomena:

multitrack method of recording EVP
--------------------------------
Вадим Свитнев, канд. тех.наук, гидроакустик,

капитан 2 ранга в отставке

Артем Михеев, канд. физ.-мат наук, президент Российской ассоциации инструментальной транскоммуникации (РАИТ)
Феномен компьютерных голосов:

мультитрековый метод записи ФЭГ
Введение. История изучения феномена электронного голоса (ФЭГ), открытого в 20 веке Фридрихом Юргенсоном, насчитывает минимум 50 лет. В целом, существующие методы записей ФЭГ можно разделить на 3 класса: микрофонный метод (Юргенсон), радиометод (Юргенсон, Раудив, Франц Зайдль, Марселло Бэкки, Анабела Кардозо и др.) и запись с применением специальных устройств (Джордж Мик, Ганс Отто Кениг, Мэгги и Жюль Харш-Фишбах и др.) К сожалению, возможности микрофонного и радиометода зачастую весьма ограничены, а специальные устройства труднодоступны для большинства пользователей и весьма зависят от человеческого фактора(оператора). Целью поисков исследователей на сегодняшний день, по нашему мнению, должно быть нахождение компромисса между работоспособностью метода и его доступностью. Один из таких вариантов, открытый нами в 2008 году, мы и хотим предложить в данной статье.

Для записи ФЭГ в этом варианте требуются:


1. Компьютер или ноутбук с операционной системой Windows XP,

2. Звуковая карта компьютера со встроенной функцией «Mono Mix» или «What I Hear»

3. Программа Cool Edit Pro, либо ее современная версия - Adobe Audition.

4. Микрофон, в случае необходимости подсоединенный к микрофонному входу звуковой карты компьютера через усилитель.


Предварительная подготовка. Для начала необходимо создать заготовку в виде «консервов» из речевой смеси на иностранном языке. В качестве таковой может подойти запись со смесью из четырех-пяти иностранных радиостанций, тщательно проверенная на возможные совпадения с родной речью. Если таковые фрагменты найдены, их необходимо вырезать при помощи звукового редактора. Данные «консервы» можно сохранить в виде mp3 файла на вашем компьютере в месте, пригодном для оперативного доступа. Далее необходимо открыть панель управления, найти меню «звуки и аудиоустройства» и выбрать опцию внутреннего микшера звуковой карты «Mono(stereo) Mix» или ее аналог – «What I Hear». Уровень громкости внутреннего микшера необходимо поставить на минимум, регуляторы громкости воспроизведения и громкость микрофонного входа – на максимум. К микрофонному входу необходимо подсоединить электретный микрофон с собственным питанием. Через него задаются вопросы, и он также обеспечивает небольшое подшумление записи, которое, как мы убедились, необходимо для возникновения эффекта. Если уровень сигнала недостаточен, необходимо задействовать портативный микрофонный усилитель.
Процедура записи. При помощи стандартной программы Windows Media Player mp3-файл с «консервами» включается на проигрывание. Необходимо настроить громкость Media Player’a (в наших экспериментах это был уровень 15-20 процентов). Если потребуется, можно подрегулировать громкость внутреннего микшера звуковой карты. Ориентировочно, громкость проигрывания «консервов» должна быть такой, чтобы при записи она занимала примерно ¼ максимальной амплитуды (амплитуды сигнала, при которой она перестает повышаться и уходит в ограничение). Чтобы предоставить «другой стороне» необходимое разнообразие фонем, можно проигрывать «консервы» не с начала, а с другого места. После запуска проигрывания звуковой заготовки вызывается программа Cool Edit, и нажатием клавиши в левом верхнем углу переводится в режим мультитрека. Для ведения монофонической многотрековой записи с наложением необходимо выставить Track Record ->16 bit mono в меню «Options>Settings>Multitrack», а также галочку напротив «Sample Accurate Sync» в меню «Effects».
Выберите для себя длину дорожки(оптимальное время записи одной дорожки – 20-40 секунд). Нажмите красную клавишу напротив первой дорожки и запустите запись клавишей («Record») внизу. После начала записи первого трека задайте вопрос в микрофон. Чтобы у «другой стороны» осталось время для ответа, длина вопроса должна быть не более 10 секунд. После окончания записи первой дорожки нажмите на клавишу стоп Далее отожмите клавишу на первой дорожке и нажмите аналогичную клавишу напротив второй. Далее вновь запустите запись клавишей . Если Вы все делали правильно, у Вас должна пойти запись с наложением в реальном времени нового сигнала на второй дорожке с уже записанным сигналом на первой. Длина записи на второй дорожке должна совпасть с длиной первой. После окончания нажмите клавишу стоп.
Данную процедуру необходимо повторить 4 раза. На четвертом этапе в результате четырехкратного наложения сигнала амплитуда становится максимальной. Результат должен выглядеть примерно следующим образом:

Замечание 1. При выборе количества дорожек, отличного от четырех, необходимо подбирать другую исходную громкость звучания «консервов»
Замечание 2. Несмотря на приверженность авторов данной статьи элементарному стилю изложения, она не является исчерпывающим руководством по использованию программ Cool Edit Pro и Adobe Audition. Для получения исчерпывающей информации мы настоятельно рекомендуем обратиться к меню Help или соответствующей литературе.
Замечание 3. Советуем отключить на время процедуры записи треков ваши динамики (наушники).
Прослушивание и обработка. Поскольку на четвертой дорожке Ваш вопрос через микрофон уже не всегда слышен четко, рекомендуем Вам сначала вызвать первую дорожку, прослушать свой вопрос и запомнить момент его окончания на временной шкале. Интересующий нас ответ (ФЭГ) будет располагаться на четвертой дорожке., Вызовите ее двойным нажатием левой клавишей мыши, либо двойным нажатием левой кнопкой мыши в меню треков слева (см. фото). На первом этапе Вы можете прослушать этот трек без всякой обработки. Нужный Вам ответ весьма часто идет непосредственно после вопроса и явно выделяется на фоне общего речевого фона. Если Вы уверены, что обнаружили ответ, Вы можете выделить фрагмент записи мышью и подвергнуть обработке «Noise reduction»(см. ниже). В случае возможной ошибки Вы всегда можете воспользоваться клавишей возврата сверху. Если же ответ действительно получен, Вы можете скопировать его в отдельный файл (Edit>Copy to New) и сохранить (File>Save As).
После того, как Вы проанализировали весь исходный вариант трека, наступает этап его вторичной обработки. Он позволяет выделить имеющуюся на нем информацию, не слышную при обычном прослушивании. Для этого используется функция Effects>Noise Reduction. Ниже предлагается два варианта настроек: Вы можете попробовать каждый из них и выбрать наилучший. После выставления параметров, указанных на картинке, Вы должны выделить мышью всю дорожку и взять от него профиль шума (Get Profile from Selection). После этого нажать клавишу ОК. После того, как программа произвела обработку записи, прослушайте его еще раз.

Вариант 1.


Вариант 2.
Замечание 4. Перед обработкой дорожки функцией Noise Reduction Вы можете срезать все частоты выше 4 КГц при помощи FFT фильтра или графического эквалайзера(меню «Filters»)
Возможное объяснение. Наиболее «наивное» объяснение работы данного метода состоит в том, что подсознание человека «вылавливает» отдельные фрагменты речи, и дает им осмысленные интерпретации. Невозможно не признать, что такое действительно иногда возможно, особенно при желании «услышать» смысл в каждой секунде записи. Однако, как следует из опыта сотен экспериментов, это объяснение не может быть универсальным и убедительным, поскольку:
1. Реальные ответы (которые чаще всего представляют собой отдельное слово или предложение, дающее ответ или комментарий на поставленный вопрос) весьма четко выделяются на фоне общего речевого сигнала, могут быть отфильтрованы и согласованно идентифицируются экспериментаторами.
2. Наблюдается зависимость количества полученных ответов от состояния и настроя оператора: в определенных условиях (неудачно выбранное время, усталость оператора) ответов почти нет или нет вовсе, что подтверждается и сторонними наблюдателями.
3. Наконец, при нарушении определенных условий эффект становится весьма скромным или пропадает вовсе.
Итак, рассмотрим другие возможные объяснения:
1. Воздействие на сигнал с микрофона, которое подбирается таким образом, чтобы усилить или заглушить отдельные фонемы при записи «стохастического» фонемного материала.

2. Аналогичное п. 1 воздействие на звуковую карту.


3. Манипуляция ошибкой в процессе дискретизации(оцифрования) аналогового сигнала на звуковой карте, накопление этой ошибки при последовательной перезаписи через внутренний микшер звуковой карты.
4. Воздействие на процессор ПК при обработке сигнала (речь идет о последнем этапе – применении функции Noise Reduction).
Проведем здесь параллель с видеометодом Клауса Шрайбера, который добивался полного проявления своих паранормальных изображений путем последовательных итераций – т.е. серии повторных перезаписей изображений с экрана на пленку(см. [1])
Сравнение с программой EVP Maker Стефана Бьона ([2]).
Как и в программе Стефана Бьона, в качестве исходного материала для образования ответов здесь используется квазислучайный речевой фактор, но в отличие от EVP Makera, процесс формирования сигнала носит не дискретный, а непрерывный характер, и кроме того, в нашем методе имеет место образование вполне различимого отдельного EVP, который выделяется на общем фоне и вполне годится для фильтрации.
Достоинства метода.
1. Независимость от состояния радиоэфира и помех в нем, как это имеет место в случае Психофона и радиометода.
2. Исключение аргумента «случайных радиотрансляций»(сигнал не идет через эфир, вообще не выходя за пределы звуковой карты)
2. Большая частота и содержательность ответов.
3. Широкая доступность метода и его работоспособность (четкие осмысленные ответы приходят практически на каждом сеансе).
Недостатками метода являются:
1. В некоторых случаях – возможность субъективистской интерпретации услышанного.
2. В случае возникновения полезного (транскоммуникационого) сигнала, наложенного на речевой фон, сходного с ним по характеристикам – трудность программного выделения искомого сигнала.
3. Трудность метода для экспериментаторов, не знакомых с применяемыми программными средствами.
Дополнительные факторы.
Как было обнаружено в процессе экспериментов, такие классические дополнительные факторы, как кристаллы кварца, ультрафиолетовая подсветка, ритмично мигающая флуоресцентная лампа (метроном) оказывают позитивное влияние на процесс возникновения ФЭГ, однако они не являются необходимыми.
Вместо перезаписи через внутренний микшер можно использовать комбинацию FM-трансивера, ведущего трансляцию речевых «консервов» в эфир на проверенной незанятой частоте с радиоприемником, настроенным на эту же частоту, подключенным к звуковой карте компьютера через микрофонный вход.

Параллели. Явление возникновения ФЭГ в компьютере при отсутствии внешнего микрофонного сигнала было также обнаружено бразильской исследовательницей Соней Ринальди ([3])

Ссылки.
1. Хильдегард Шефер. Мост между мирами. Издательство «Невская перспектива», СПб, 2005.

2. http://stefanbion.de/evpmaker/index.htm



3. IPATI Bulletin № 23.

http://www.rait.airclima.ru/audio/phonemesynthesis/Boletim23.pps

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет