Акмеологический ресурс креативного класса



Дата29.06.2016
өлшемі109.88 Kb.
#164864
УДК 159.9

Шпилькин Ю.И.

Южно-Казахстанский государственный педагогический институт; Шымкент, Казахстан


АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС КРЕАТИВНОГО КЛАССА

Аннотация

В данной работе рассматривается проблема акмеологического проявления креативности студентов. Дан теоретический и практический анализ вопросов развития творческих способностей студентов.



Abstract

In this paper we consider the problem of acmeological of creativity manifestation of the students. Theoretical and practical analysis of the issues of diagnostics and the development of creative abilities of the students are given.



Ключевые слова: креативность, творческое мышление, дивергентное мышление, акме.

Key words: creativity, creative thinking, divergent thinking, acme.



В Красноярске на встрече со студентами, Ричард Флорида, американский социолог, автор знаменитой теории, получившей развитие в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» сообщил собравшимся, что именно они являются будущим креативным классом. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем. Предлагая новую классовую систему, Ричард Флорида говорит о том, что ядром экономического, политического, социального развития сегодня является креативный класс, который в свою очередь так же делится на подклассы. Например, суперкреативный — инженеры, ученые, поэты, художники, архитекторы, редакторы, деятели культуры и т.д. Все чаще к этой группе примыкают работники сферы высоких технологий, финансов, права, здравоохранения и управления бизнесом. Самое важное, по мнению Флориды, что основным инструментом развития всех сфер жизни становится креативность. Большинство из современных студентов вузов, по мнению Флориды, являются будущими представителями креативного класса. Ведь, например, трудиться им придется, используя скорее свою голову, нежели руки и ноги. К тому же за всю свою жизнь им придется сменить десятки мест работы, городов, возможно, и стран проживания в поисках подходящих условий, причем не только финансовых. Как известно, развитие познавательных психичесих процессов в период ранней взрослости (20 – 40 лет) носит неравномерный гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется.

Однако в наше время многим молодым людям единственно неповторимую жизнь заменил виртуальный мир. Примитивное потребление информации и карикатурных зрелищ поработило людей, забирая часы, дни и годы и так короткой их жизни у экранов. Артур Кларк писал, что эпитафия современному человечеству будет гласить: «Тем, кого боги хотят уничтожить, они дают телевизор»[1]. Влияние телевидения начинается в утробе матери. Телевидение начинает влиять на ребенка, большинство звуков ему еще не понятны, но его мама так часто смотрит телевизор, что постепенно звуки телевизора становятся родными. Человек еще не успел появиться на свет, а уже попадает под влияние телевидения. Управлять человеком, его желаниями, поступками оказалось очень просто, достаточно ежедневно крутить перед ним эту сформированную реальность. Несомненно, телевидение иногда несет и что то полезное, но львиная доля телеэфира отводится на то, что бы пугать, щекотать нервы, побуждать ненависть и возмущение, настраивать против «плохих парней» и настраивать на сторону «хороших», и вообще развлекать зрителя всеми доступными средствами. Влияние телевидения сводится как раз к тому, чтобы выжимать эмоции из зрителя и как можно чаще, а не будет эмоций, то зрителю наскучит телевизор и он его может выключить. А что случается, если человек выпадает из-под телевизионного влияния? Правильно он начинает смотреть по сторонам и видеть, что реальность совсем другая. Более того, Флорида обнаружил, что представили креативного класса, занимающие «ключевые позиции в промышленности, средствах массовой информации и государственных структурах, а также в сфере искусств и популярной культуры, фактически не подозревают о собственном существовании и потому не в состоянии сознательно диктовать тот или иной курс обществу, которым он в значительной мере руководит» [8. c. 12]

Об этом с огромным беспокойством говорили духовные лидеры нашей планеты – ученые, писатели, музыканты, главы религиозных духовных конфессий осенью 2010 года на Духовном Форуме, который проходил в Астане. Участники Форума приводили ужасающие факты, которые свидетельствуют, что цивилизации на нашей планете еще нет. До сих пор каждый день на планете от голода умирает 26000 человек. Известно, что логика жизни капиталократии – накопление собственности противоречит логике развития разума. Однако из сокровищ мудрости, собираемых с древности, наши современники создали обычное развлечение для детей, преобразив их в бесконечные компьютерные стрелялки в стиле «экшн», которые заменили занимательные книжки, фильмы и мультфильмы. Образование сегодня и в ЕГЭ, и в ЕНТ почему-то оценивается не способностью мышления осознать приобретенные знания и создать новые, а различными тестами, которые проверяется способность памяти человека, обычное повторение уже известной информации. Телепередачи типа «Дом-2» или «Давай поженимся» рассчитаны на сексуально озабоченную молодежь не отличающуюся особой нравственностью. И даже лучшие из них такие телепередачи как «Умники и умнички» или «Что? Где? Когда?», или «Поле чудес» основаны на информации уже давно доступной в библиотеках и в Интернете. Необходимо же развивать с детства потребность размышления, чтобы способствовать прогрессу разума цивилизации.

Футурологи все чаще пишут, что наступает земная ноосферная цивилизация – это новая научно и духовно организованная Земная цивилизация, функционирующая в условиях ограниченных возможностей Земли будет востребован акмеологический ресурс, способный создать во Вселенной уникальную планету разума и духа, которая в будущем вступит во взаимодействия с внеземными цивилизациями как космическими собратьями. Земная ноосферная цивилизация должна сменить Земную современную цивилизацию. Понятие ноосфера (от греч. noos — разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, а В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

В период глобального экономического кризиса мучительно возрождается к жизни исторический евразийский императив: необходимость интеграции, взаимодействия народов и государств, связанных культурно-историческими, цивилизационными связями. Но взаимодействия уже на новой, экономической и политической основе, современной евразийской идее. Единственно приемлемую формулу существования многонационального мирового сообщества можно емко выразить словами евразийца П.Савицкого: «Своя идеология и безразлично, свои или чужие – техника и эмпирические знания» [4]. Осмысление многовекового опыта взаимодействия евразийских народов с учетом реалий и императивов третьего тысячелетия содержанием, которого является сосуществование и конкурентная борьба между цивилизациями даст возможность если не определить конкретные меры выхода из кризиса, то не делать ошибок, углубляющих его.

Интеграционная концепция евразийских народов вокруг осознанной евразийской идеи способна противостоять гегемонистским устремлениям западной (американской) цивилизации, объявляющей различные регионы мира сферой своих жизненных интересов, воздействующей на принятие важнейших политических и экономических решений. Евразийские ценности такие как многонациональная общность и притяжение народов друг к другу, собственные ценностно-нормативные механизмы, национальные традиции, мультилинейность социально-исторического процесса, параллельное сосуществование и развитие различных культурно-исторических систем (цивилизаций), каждая из которых имеет свою логику развития, свою культурную доминанту, собственные ценности и приоритеты – все это определяет современную евразийскую идею.

Евразийская цивилизация как культурно-историческая система накопила опыт взаимодействия народов установления разнообразных форм взаимосвязей: пространственных связей по освоению природно-ландшафтной среды, адаптации к своему «месторазвитию»; временных связей по передаче от поколения к поколению навыков, ценностей, установок, культурных традиций; социальных связей, укрепляющих общность и «комплиментарность» или взаимопритяжение евразийских этносов. Столетиями складывалась евразийская аффилиация – потребность человека в теплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми.

Тем не менее, представляется не всегда оправданным как с теоретической, так и практической точки зрения попытки некоторых неоевразийцев идти на любые компромиссы с адептами учений, далеких от сути евразийской идеи. Наиболее приемлемой формой взаимоотношений религией будет экуменизм не только христианских конфессий, но и с исламом, и буддизмом. Вероятно, неслучайно новым понтификом избран представитель Латинской Америки – аргентинец.

Толерантность и интолерантность в социологии и этнопсихологии понимаются как эмерджентные (атрибутивные) свойства системы социального действия, ее обобщенные характеристики, которые, в свою очередь также включают в себя необходимую атрибутику, имеющую выражение в структуре социального действия. Необходимо заметить, что толерантность, интолерантность следует понимать как идеально-типические понятия, так как составляющие систему социального действия атрибуты не могут быть по своему качеству только толерантными или только интолерантными.

Ментальность евразийской цивилизации представляет собой совокупность наиболее устойчивых и продолжающихся во многих поколениях осознанных или неосознанных архетипов народов Евразии, подсознательной взаимной комлиментарности, символов (святынь, идеалов, ценностей, принципов), а также объединяющих их мировоззренческих установок. Когда речь идет о глобализации, имеют в виду, что технологические, экономические, технические, организационно-управленческие процессы приобретают некие стандартизированные, приемлемые для обеспечения более полного сотрудничества общие черты и характеристики. Попытки уравнять и в одном ключе рассматривать цивилизацию, как и глобализацию, не могут не вызывать вполне обоснованный протест и возражение. Тем более что глобализация в сфере культуры несет в себе ярко выраженный оттенок вестернизации, европеизации и даже американизации. В этой ситуации происходит вольное или невольное навязывание ценностей одной цивилизации другой. А это в принципе глубоко ошибочно. Противоестественно. А значит и неприемлемо. Цивилизация по сравнению с глобализацией имеет прямо противоположные ориентиры, направленные на сближение, но не на отождествление, на поддержание схожих черт и характеристик, но предполагающих сохранение их уникальности и значимости для всего человечества.

Цивилизация нацелена на понимание, взаимодействие, сотрудничество, признание другой (иной) стороной право сохранять и развивать свои уникальные черты. Именно уважение, признание за другими особенных и специфических признаков позволяет достичь истинного расцвета человеческого многообразия. А этого можно достичь посредством решения проблем в рамках концепции глокализации, которая органически соединяет в себе общие и особенные черты развития народов и их цивилизаций. Понятие глокализация состоит из двух слов: гло-бализация и лока-лизация - это такое соединение проблем глобализации и учета национальных, региональных и других особенностей, которое позволяет соединять воедино и общие, и специфические требования . [6].

Запуск Таможенного союза оказался знаменательным событием. «Это самое лучшее интеграционное объединение, которого мы достигли за 20 лет после развала Советского Союза, - заявил Н.Назарбаев, - Мы с вами полны желания, чтобы это было притягательным для всех нас» [5]. Он рассказал, что товарооборот двух стран увеличился на 30% и вышел на докризисный уровень. Примерно такие же цифры с Белоруссией. По нашему мнению наступает момент, когда от констатации факта актуальности исследования, проблемы ментальности народов евразийского пространства, необходимо переходить к детальному изучению особенностей, путей сближения ментальности народов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Социологические опросы стабильно подтверждают сохранение в Казахстане (несмотря на все коллизии суверенизации, проявлений этнонационализма и межнациональных напряжений) достаточно высокого уровня взаимной комплиментарности основных этносов. Чувства симпатии к русским испытывают 60% казахов, соответственно симпатизируют казахам 47% русских. Несколько более «прохладное» отношение русских к казахам социологи объясняют политическими причинами. В то же время в Казахстане, как и в России, доля желающих войти в состав объединенной Европы (11%) оказалась меньше, чем доля отдавших предпочтение союзу России, Белоруссии, Украины и Казахстана (около 13 %) и заметно меньше доли желающих жить во вновь объединенном СССР (свыше 18 %) [7]. Правда, среди сторонников двух последних вариантов преобладают лица среднего и старшего возрастов, а процент молодежи по сравнению с «европейской» перспективой, напротив, снижается, примерно, в 2 раза. Большая же часть россиян (почти 40 %) хотели бы жить в своей стране, ни с кем не объединяясь [3. с. 110-114.].

Однако потребность в объединении на личностном уровне есть. Выпускник кафедры архитектуры и градостроительства Вологодского ГТУ Михаил Приемышев разработал программу «Креативный класс», испытав тем самым новую образовательную методику на себе. Цель «Креативного класса» ― научить будущих архитекторов придумывать идеи и выражать мысли в архитектурном макете, инсталляции и презентации, графический дизайн ― сквозь призму архитектурно-проектных разработок. Как признался сам Михаил, эту идею он развивал с дипломного проекта: «Если обычно будущие архитекторы придумывали проект какого-то сооружения или пространства, то я сделал уклон в сторону методологии, подвергнув критическим исследованиям парадигмы архитектурной практики и образования». Студентка Мария Вернер так оценивает новый подход: «Мне понравился нестандартный подход к постановке занятий. Миша импровизировал на ходу, и это отличалось от других пар, на которых нам бывает очень скучно. Понравилось делать проекты в группах (мы поняли, что до этого плохо умели работать в группах). Не хватило лишь одной вещи ― нам не давали выступать и презентовать свои идеи, потому что мы еще очень плохо умеем говорить на публику». [2.].

Социолог отмечает, что итоги проведенного анализа обучения российской молодежи за рубежом можно свидетельствовать, что такая практика становится достаточно распространенной и это может служить признаком происходящих процессов глобализации образования. Можно ожидать, что в будущем по мере развития в соответствии с Болонским соглашением процессов интеграции России в единое европейское образовательное пространство практика обучения за рубежом (благодаря, в частности, программам академической мобильности) станет достаточно типичным этапом образовательной траектории человека. [9. с. 239].

Это положительная сторона Болонского процесса. Но как показывает социологический опрос, если молодой специалист возвращается в родной город, то чаще всего работу ищет не на отечественном предприятии, а в иностранной фирме. Круг замкнулся. На средства налогоплательщиков или на средства родителей будущего специалиста отправляют за границу учиться, а, вернувшись, он, работая на иностранной фирме, помогает выкачивать из родного отечества доходы для зарубежных партнеров. Такова конечная цель пресловутой глобализации.

Евразийская ментальность в условиях глобализации создает наиболее приемлемую толерантность между народами Евразии. В настоящее время человечество стоит перед дилеммой: либо все государства к концу переходного периода примут идею сохранения Земной цивилизация, либо цивилизации исчезнут вне зависимости от государств, этносов и классов. Таким образом, ноосфера – это сфера разума и духа. А разум как высшее проявление мыслительной, интеллектуальной способности человека и дух как высшее проявление его психической способности составляют органическое единство. Анализ всемирно-исторических событий ХХ века показывает, что период протекания их, с достижением исторической цели, составляет примерно 15 и не более 20 лет. Тенденция стремительного сжатия социального времени позволяет предположить, что основы управления ноосферной цивилизацией необходимо заложить в течение 15 -20 лет XXI века. А это задачи, стоящие перед новым креативным классом и может служить признаком происходящих процессов глобализации образования.

Литература

1. Артур Кларк. Правила жизни // http://esquire.ru/wil/arthur-clarke (дата обращения: 26.02.2015)

2. Иванов В. Креативный класс // upinfo.ru/imho/kreativnyy-klass

Ivanov (дата обращения: 26.02.2015).

3. Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении // Социологические исследования, № 6. 2008.- с. 256.

4. Савицкий П. Н. Континент Евразия М., Аграф, 1997 — с. 454.

5. Нурсултан Назарбаев. «От идеи Евразийского союза - к новым перспективам евразийской интеграции». 28 апреля 2014 г. // 24.kz/ru/news/top-news/item/4782-nursultan-nazarbaev-vyst www.24.kz (дата обращения: 26.02.2015)

6. Тощенко Ж.Т. Общее и особенное российской и тюркской цивилизации: проблемы глокализации // «Социологические исследования», № 1. 2010. – с. 260.

7. Ушаков Д.В. Жизненные ценности народов Евразии //Россия как цивилизация. Сибирский ракурс. Новосибирск. 2008.- с. 423.

8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: ИД «Классика - XXI», 2007.- 421 с.



9.Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры» (на материалах социологических исследований молодежи). М., 2014.- с. 560.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет