А Альманах военной контрразведки (Серия «Спецслужбы России»)/ Выпуск I: «Морской» (Продолжение)
За тридцатилетнюю безупречную службу капитан 1 ранга Б.В.Працкевич награжден двумя орденами, в том числе «За боевые заслуги», а также двадцатью медалями, не считая грамот и благодарностей. А наградной знак «Почетный сотрудник госбезопасности»» ему вручал лично В.В.Путин.
Капитан 1 ранга
Працкевич Борис Владимирович
С 1971 года в органах государственной безопасности, выпускник 5 факультета ВКШ КГБ СССР 1980 года. С 1988 г. начальник отделения, затем по 2006 год руководитель отдела военной контрразведки.
«Большому кораблю…»
Имя Бориса Владимировича Працкевича широко известно в органах гобезопасности, военной контрразведки и Военно-Морском Флоте России.
Бессменный руководитель отдела военно-морской контрразведки ДВКР ФСБ России в 90-е годы лихолетья, когда многие наши профессионалы по разным причинам ушли в отставку и начали свою вторую жизнь, он остался. Не из-за должности и регалий, а как человек, сердцем прикипевший к свому делу. Делу обеспечения государственной безопасности Военно-Морского Флота.
С
Борис Владимирович Працкевич в должности начальника отдела ДВКР ФСБ России.
менялись президенты, министры, директора и главкомы, не менялся только этот человек. Оставаясь на своем посту и борясь за живучесть подконтрольной ему системы морской контрразведки, он при всем, этом, еще и успешно организовывал главное – государственную безопасность флота. Как ему это удавалось – знает только он. И не любит распространяться на эту тему.
Что же это за человек, капитан 1 ранга Б.В. Працкевич?
Мы не обращались к его личному делу. По известным причинам. Такие дела не выдаются. Встретились и пообщались с его многочисленными учениками, сослуживцами и друзьями. А их у Бориса Владимировича, немало. На всех флотах, флотилиях, эскадрах, в морских гарнизонах Севастополя, Санкт-Петербурга, Мурманска и Владивостока, в самой Первопрестольной.
И вот что узнали.
Родился Борис Владимирович 28 июля 1946 года в Западной Белоруссии, в семье фронтовиков. Его отец - белорус и мама - донская казачка, прошли всю войну и познакомились в Польше. Через год родился сын.
Затем настала мирная жизнь.
Семья фронтовиков Працкевичей, где кроме Бориса было еще двое малолетних детей, поселилась в небольшой лесной деревеньке Свислочского района Гродненской области, что на самой границе с Польшей. Отец работал на мельнице, мама вела хозяйство, а Борис лесными тропами, ходил в ближайшую школу за шесть километров. После ее окончания поступил в сельхозинститут, но вскоре, по совету друзей, оставил его и стал работать в местной школе учителям физкультуры и труда, а, кроме того, преподавал географию в вечерней школе. Через год поступил в Гродненский пединститут на историко - филологический факультет.
Учеба ладилась. Чтобы как-то помогать семье, в составе студенческих отрядов выезжал в Казахстан, где строили жилые дома и кошары, работал на каникулах в родной деревне на комбайне. А, кроме того, активно занимался спортом. Имел 1-й разряд по баскетболу и 2-й по лыжам и велоспорту. На старших курсах, в вечернее время, подрабатывал на разгрузке вагонов.
В 1969 году окончил институт и был назначен директором восьмилетней школы в Островской район. Затем стал работать там же корреспондентом районной газеты.
По прошествии небольшого времени, его призвали на годичную службу в армию, поскольку военной кафедры в институте не было. При распределении в военкомате, призывник Працкевич изъявил желание служить в Военно-Морском флоте и с учетом отменного здоровья, а также хорошей физической подготовки, был отправлен на Балтику, сначала в гарнизон Пионерский, что под Калининградом, а затем на 1-й полигон ВМФ в поселок Локса, неподалеку от Таллинна.
Командовал им в то время заслуженный боевой контр-адмирал А.Г. Охрименко, 4-й Герой Югославии, который в свободное от службы время готовил свои военные мемуары. Заприметив грамотного матроса, адмирал поручил ему литературную правку своих воспоминаний. Вскоре Працкевич был назначен старшиной роты и в 1970 году получил свой первый отпуск.
На родине повстречался с несколькими однокашниками по институту, которые в то время уже служили в УКГБ по Гродненской области. Разговорились. Друзья посоветовали Борису Владимировичу продолжить службу в органах госбезопасности, и после недолгих колебаний он согласился. Там же, в кадровом подразделении управления, написал соответствующий рапорт. По приезду в часть, как и положено, доложил об этом командованию.
В присутствии начальника политотдела, состоялась беседа с представителем Особого отдела соединения, который, одобрив выбор старшины, порекомендовал ему службу именно в военной контрразведке. На флоте. На том и порешили.
Повторно оформили необходимые документы и приказом Председателя КГБ СССР от 03.08.71 г. главный старшина Б.В. Працкевич был назначен оперуполномоченным Особого отдела Лиепайской военно-морской базы в Латвии. Причем без наличия специального образования и опыта. Однако повезло.
Его первым начальником оказался капитан 1 ранга Анатолий Абрамович Шепельский. Он лично занялся обучением молодого сотрудника. Вручил Працкевичу учебник «Основы контрразведывательной деятельности» и вечерами, после службы, тот штудировал мудреную чекистскую науку, а каждое утро сдавал начальнику зачет.
Работать приходилось до умопомрачения. В обслуживании находилось два учебных отряда общей численностью более 5 тысяч человек. А что это такое, знает только тот, кто сам курировал такие подразделения.
Но понемногу приходил опыт и через год был назначен старшим оперуполномоченным в Вентспилский военно-морской гарнизон, где осуществлял контрразведывательное обеспечение берегового ракетного полка, подразделения гидрографических судов и некоторых других береговых объектов.
Еще через два года, по его настойчивой просьбе, Бориса Владимировича направляют на трехмесячные курсы в Новосибирскую школу КГБ, а затем, «без отрыва от производства», он успешно оканчивает Киевское высшее военно-морское училище, получив второе, теперь уже военное образование. Следует предложение о переводе на начальствующую должность в Особый отдел Балтийского флота. Считая это преждевременным, Працкевич отказывается и остается в Вентспилсе.
Далее направление в Москву, в Высшую школу КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского. Кузница руководящих кадров – пятый языковый факультет на Большом Кисельном.
Готовили там несколько офицерских групп со знанием иностранного языка, а именно: английского, французского и фарси. Борису Владимировичу было сложней, чем другим, он в школе и институте изучал немецкий. Заниматься приходилось до изнеможения. Доходило до того, что хотел бросить Школу и уехать назад, на флот. Поддержала жена, категорически настоявшая на продолжении обучения. И стало получаться.
В итоге, в 1980 году успешно закончил ВКШ, получил диплом о третьем высшем образовании и был распределен в Особый отдел Балтийского флота, на должность заместителя начальника 1-го сектора. Через два года очередное назначение – начальник Особого отдела 27 дивизии морских десантных сил в Балтийск.
Приехал туда капитан 3 ранга Працкевич практически на голое место. Дивизия недавно создана, подразделения контрразведки, как такового нет. Вызвал к себе начальник Особого отдела флота контр-адмирал Ю.И. Ветошкин и приказал в течение двух месяцев его сформировать. Приказ был выполнен и к указанному сроку Особый отдел дивизии стал давать результаты. По-видимому, неплохие, поскольку через два года Працкевичу предложили перевод на Север, в Гремиху – заместителем начальника Особого отдела 11 флотилии атомных подводных лодок стратегического назначения.
Стал готовиться к отъезду. А тут инспекторская проверка из Москвы. Проверили с пристрастием и сделали оргвывод - целесообразно перевести в центральный аппарат КГБ СССР на должность начальника 1-го отделения отдела, курировавшего Военно-морской флот страны. Как человек военный, Борис Владимирович сказал «Есть» и выехал на собеседование к московским руководителям Б.А. Еронину и А.В. Жардецкому.
После этого, в 1988 году принял отделение. Одно из самых больших в центральном аппарате (2 заместителя и 24 оперуполномоченных). Сначала был огорошен объемом информации, вводных и различных заданий. Затем понемногу освоился и вошел в курс дела.
Проживал сначала в гостинице «Пекин», а затем по линии военного командования получил постоянное жилье в Горках Ленинских, куда и перевез семью. И началась служба в центральном аппарате. Напряжение сумасшедшее, на работе больше, чем дома, а тут еще началась «перестройка» со всеми ее «прелестями».
Б.В. Працкевич на подведении итогов работы в Управлении ФСБ РФ по СФ
Многие стали уходить в другие структуры, в том числе и на «белые хлеба». Поступали такие предложения и Борису Владимировичу. Не пошел. Остался в «системе». Стал заместителем, а с 1995 года и начальником 6-го отдела, который успешно возглавлял более 10 лет. Причем в самые тяжелые для военной контрразведки времена. Каких только «собак» тогда не вешали на «органы». Не хочется вспоминать. Тем не менее, накипь тех лет прошла, а настоящие люди остались. И дело их живет.
Не хочется быть высокопарным, ибо сейчас еще многие дорогие для нас слова и понятия ошельмованы. Родина высоко оценила заслуги чекиста. За тридцатилетнюю безупречную службу капитан 1 ранга Б.В.Працкевич награжден двумя орденами, в том числе «За боевые заслуги», а также двадцатью медалями, не считая грамот и благодарностей. А наградной знак «Почетный сотрудник госбезопасности»» ему вручал лично В.В.Путин.
В
Из рук Владимира Владимировича Путина Борис Працкевич получает Знак «Почетный сотрудник контрразведки».
ажно отметить и еще одну, свойственную Борису Владимировичу черту. Предельная человечность и порядочность в общении. Являясь начальником, он создал Совет ветеранов военно-морской контрразведки, куда пригласил не только своих бывших сослуживцев, но и других морских контрразведчиков, волей судеб оказавшихся в Москве. И это не «бумажная» организация. Имеются места для встреч и отдыха. В дни ведомственных праздников старую гвардию не обходят вниманием и заботой. Отмечаются юбилеи и другие торжества. В настоящее время Борис Владимирович Президент «Межрегионального общественного фонда содействия социальной и правовой поддержки ветеранов и сотрудников военной контрразведки Военно-морского Флота ФСБ Российской Федерации».
Когда встал вопрос об издании «Альманаха», Борис Владимирович первым из руководителей ДВКР поддержал это начинание. И не только. Принял самое активное участие в подготовке его первого номера, внес целый ряд конкретных изменений и дополнений, лично выступил с теплым письмом в адрес молодых чекистов.
И принял нас у себя тепло, не по-чиновьичьи.
Вот, в принципе, и все, что мы знаем и хотим рассказать об этом человеке.
Удачи Вам, Борис Владимирович! Семь футов под килём!
Совет ветеранов ассоциации ВКР «Аскольд»
Редколлегия Альманаха военной контрразведки.
Достарыңызбен бөлісу: |