Амур: куда несет он воды свои?
Невозможно представить Хабаровск без Амура. Между тем красивейшая река действительно была готова покинуть дальневосточную столицу уже через 25-30 лет. К такому выводу пришли ученые, подготовившие ряд проектов, которые позволят сохранить русло Амура в прежнем виде. Рассказать о них мы попросили доктора географических наук, заместителя директора Института водных и экологических проблем ДВО РАН Алексея Николаевича Махинова.
Река будет жить по человеческим законам?
- Амур - это сложная река, отличающаяся от многих российских рек тем, что процессы здесь происходят очень интенсивно, - рассказывает Алексей Николаевич. - Известно, например, что в географическом прошлом Амур вообще впадал не в Охотское море, а в Желтое. И русло реки постоянно меняется. Связано это с тем, что наносов в нем накапливается больше, чем уносится потоками воды. То есть течение заполняет его песком, образуя отмели, мелководья, и воде становится на прежнем месте тесно. Река начинает искать другие просторы, образуя многочисленные протоки. «Рукава» Амура, в свою очередь, тоже ведут себя непредсказуемым образом, одни мелеют, другие, наоборот, «забирают» в себя основной поток воды. Такую реку очень сложно прогнозировать.
Самые интенсивные процессы идут на участках Амура вблизи городов. Вдоль Хабаровска, например, река изменяется особенно динамично, что доставляет людям много неудобств. Они своей хозяйственной деятельностью оказывают на нее довольно большое, чаще негативное влияние. Китайцы, например, на своей стороне Амура выстроили огромное количество дамб, защищая берега от размыва, причем тянутся они на десятки километров. Что остается делать реке? Она начинает двигаться на те участки, которые не защищены, интенсивно их перерабатывать, размывать. В итоге основной удар негативных изменений пришелся на так называемый хабаровский «водный узел», где особенно густое переплетение речных «рукавов».
В Хабаровске сложилась очень неблагоприятная ситуация с развитием русла. Город расположен на скальном выступе, где очень прочные породы, реке их размыть не под силу. Она упирается в этот скальный выступ, все ее излучины сжимаются и становятся более крутыми. Чем круче излучина, там сильнее работают протоки, которые эту излучину прорывают и спрямляют русла.
Самая большая излучина образовалась напротив центральной части города, как раз в районе знаменитого утеса близ набережной. Когда она достигла критических размеров, вода проделала в ставшем тесным русле два выхода: протоки Пемзенскую и Бешеную.
И еще несколько десятков лет назад эти речные «рукава» никакой опасности для города не представляли. Но настало время, когда огромное количество воды из основного русла стало уходить в Пемзенскую протоку. И уже нельзя не заметить, как в последние годы мелеет Амур.
На прежнем месте, то есть вдоль города, остаются наносы песка, отложения, которые двигаются по дну реки. Они по инерции еще используют старую структуру русла и «засоряют» его островами, косами, отмелями. Русло становится мелким, неглубоким и отмирает. Когда три четверти воды из Амура уйдет в Пемзенскую протоку, туда же «повернут» наносы, которые будут способствовать размыву ее берегов. Словом, Амур будет «обживаться» на новом месте. И такое переселение не принесет людям ничего хорошего. Во-первых, разрастаясь, новое русло создаст угрозу для железнодорожного полотна, которое сегодня пока еще довольно далеко от протоки Пемзенской. Разрушит участок федеральной автомобильной трассы Хабаровск - Чита, создаст угрозу для моста через Амур. Во-вторых, река со временем и вовсе переместится в новое русло, а значит, вдоль Хабаровска останется узкая и мелкая Амурская протока. Помогут остановить интенсивное перемещение реки плотины, которые перекроют пути отступления. А в свете надвигающегося на город ЧП выяснилось, что дамбы еще и способны смягчить действие ядовитого «пятна» на экологическое состояние воды в Амуре.
Вода вернется и разбавит бензол
Небезызвестный хабаровчанам московский природоохранник О. Митволь, побывавший в дальневосточной столице в связи с надвигающимся водным ЧП, настаивал на разрушении дамбы на Пемзенской протоке. Согласно его предположению, по этому «рукаву» Амура должна уйти большая часть отравленной воды, что смягчит «удар» по городу. На прощальной пресс-конференции столичный чиновник заявил, что уже почти достроенную плотину и взрывать не придется, только «ковырнуть».
Интересно, как это он предполагал «ковырять» сооружение из огромных каменных глыб высотой от дна до поверхности воды более 9 метров?
Строительство этой дамбы началось еще в июне 2004 года. Именно тогда было решено возвращать Амур в прежнее русло. И если кто-то считает, что перекрыть протоку шириной около 400 метров не составляет труда, глубоко ошибается. Строительство плотин всегда связано с большим риском, особенно на быстротечных водоемах. Чем уже становится протока, тем меньше можно предсказать, как стихия поведет себя, а ведь на узком перешейке - верхушке дамбы - работают тяжелая техника, люди. Кстати, во время строительства вода умудрилась разрушить 35 метров, казалось бы, очень прочной плотины.
Пришлось ее восстанавливать с еще большей тщательностью. Разрушить почти готовую дамбу означало выкинуть на ветер массу человеческого труда и денег, а заодно и отодвинуть перспективу возвращения Амура на неизвестный срок.
Впрочем, если бы «вскрытие» Пемзенской протоки действительно помогло уберечь город от ядовитого китайского «пятна», это было бы сделано. Однако, по словам Махинова, именно при помощи плотины концентрация отравляющих веществ в Амуре будет не столь сильной.
Дело в том, что отравленная вода течет действительно ближе к правому берегу Амура, а возле левобережья вода остается более чистой. Если открыть Пемзенскую протоку, то большая ее часть уйдет из Амура, из-за этого концентрация химикатов увеличится. Дамба позволит оставить в реке больше чистой воды у города, что разбавит ядовитое «пятно».
Попутно ведутся работы на протоке Бешеной, расположенной параллельно Пемзенской. Если этот «рукав» не перекрыть, не исключено, что Амур «решит» построить себе в нем новое русло.
Впрочем, полностью протоки дамбы не перекроют. Плотины будут лишь на 1-1,5 метра возвышаться над уровнем воды, так, чтобы при больших уровнях вода смогла через них переливаться. Весной и летом в паводки вода будет обновлять протоки, поэтому они не пересохнут совсем. А вот для судоходства они станут неподходящими, поэтому катера будут доставлять в те места дачников по другим маршрутам. Кстати, уже этим летом обладатели «фазенд» на берегу протоки Бешеной добирались к своим грядкам новым водным путем и смогли убедиться, что он не длиннее прежнего. Впрочем, даже если обмеление проток и принесет кому-то определенные неудобства, наверняка они не сравнимы с тем, что может случиться, если Амур поменяет русло.
Еще одну плотину обещали китайцы
Несмотря на то, что мы не злоупотребляли ранее укреплением речных берегов, опыт строительства плотин у хабаровчан все же есть.
Когда еще вопрос о демаркации 32 километров российско-китайской границы вдоль Большого Уссурийского острова не поднимался, было важно предотвратить обмеление протоки Казакевичева, проходящей вдоль китайской границы. Этот «рукав» Амура мелел естественным образом, что создавало огромные проблемы для судоходства Китая и России. У иностранных судов из-за этого не оставалось другого пути, как территория вокруг Хабаровска. Тогда-то и было принято решение перекрыть протоку Прямую, расположенную между островами Тарабаров и Большой Уссурийский. Это увеличивало сток воды в протоку Казакевичева, и по ней вполне могли ходить иностранные суда.
Впрочем, на сегодняшний день проблема решена коренным образом - часть территории вместе с отрезком протоки отойдет Китаю, и как теперь сложится ее судьба, как говорится, от нас практически не зависит.
Если бы не беда, которая нависла сегодня над городом. Дело в том, что по этому «рукаву» Амура часть бензольного «пятна» может попасть в Амурскую протоку, омывающую южную часть города, а следовательно, и в расположенные там водозаборы.
И для того, чтобы полностью обезопасить южную часть города, села Казакевичево, Бычиха, Корсаково, необходимо временно перекрыть протоку Казакевичева в том месте, где она соединяется с Амуром. Дамба должна быть довольно высокой, чтобы вода из основного русла реки вообще в протоку не попадала. И в то же время временной, чтобы после прохождения ядовитого «пятна» ее можно было легко снести. Увы, несмотря на то, что наши специалисты уже готовы приступить к возведению плотины, соседи от нашей помощи отказались, заверив, что построят ее самостоятельно.
Даже относительно чистые воды Пемзенской протоки не сделают Амур полностью безопасным.
Оксана Омельчук.
PS. Между тем, в связи со сбросом воды из китайских водохранилищ в Сунгари ситуация изменилась. Дополнительный объем воды увеличил и скорость течения. Добавится воды и в протоке Казакевичева. А это значит, что ту дамбу, которую планировалось построить, придется делать более высокой. На Пемзенской протоке строители срочно укрепляют и наращивают в высоту отстроенный участок дамбы.
Достарыңызбен бөлісу: |