Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска
Реферат
по литературе на тему:
«Бал в жизни русского общества и его отражение в литературе 19 века»
Выполнила:
Новикова Анастасия
ученица 9 класса
Руководитель:
Козулина Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Красноуфимск, 2013 г.
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Появление и особенности бала в России 6
1.1. Зарождение бальной культуры в России 6
1.2. Проведение балов 8
1.3. Внешний вид, бальные костюмы 11
1.4. Танцы, разговоры во время них 13
Глава 2. Отражение бала в художественной литературе 19 века 16
2.1. Тема бала в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» 16
2.2. Бал в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 24
2.3. Бал у губернатора в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя 30
2.4. Бал в драме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова 32
Глава 3. Современное отношение к балу 34
Заключение 39
Список информационных источников 41
Приложение №1 Словарь названий и описаний танцев 42
Приложение №2 Приглашение на танец (ангажемент) 44
Приложение №3 Правила поведения во время танца 47
Приложение №4 Язык веера 50
Приложение №5 Язык цветов 53
Введение
Когда читаешь и изучаешь произведения 18-19 веков, многое остается непонятным. Чтобы постигнуть прошлую эпоху, понять смысл поведения и поступки героев, необходимо знать их обычную жизнь, их привычки. Поэтому я решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведениях русской классической литературы. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отразился в произведениях известных русских классиков: А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого? Я считаю, что данная тема в настоящий момент является востребованной: феномен бала прочно закрепился в общественной памяти, поэтому велик интерес к Венским балам, которые устраиваются в Москве, современные школьники тоже устраивают балы.
Тема: «Бал в жизни русского общества и его отражение в литературе 19 века».
Объект: русская художественная литература 19 века.
Предмет: сцены бала как отражение жизни русского общества в произведениях русской классической литературы 19 века.
Задачи:
-
Рассмотреть роль, особенности бала в России.
-
Проанализировать выбранные произведения по данной теме с точки зрения использования авторами сцен бала, отражающих их социально-знаковую роль.
-
Провести анкетирование среди подростков и выявить отношение опрашиваемых к теме бала.
-
Разработать методическое пособие по данной теме в форме презентации и брошюры.
Методы исследования: отбор и анализ художественных произведений, анкетирование, математическая обработка данных, обобщение.
Глава 1. Появление и особенности бала в России 1.1. Зарождение бальной культуры в России
Что такое бал? Слово «бал» произошло от греческого баллери, старофранцузского bailer, латинского ballare, что означает «танцевать, прыгать». Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах [4].
На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое, многое другое.
В высоких бальных залах разгоралась и гасла любовь, сколько дуэлей из – за оскорблённой чести и отвергнутой любви видело это время. Паутина сплетен и наговоров оплетала всех, никто не мог избежать этого, рано или поздно все попадали в расставленные сети интриги. И чтобы не оказаться марионеткой в руках других, некоторые сами начинали плести интриги.
Бал - это бурные мазурки и стремительный вальс, красивые наряды и галантные кавалеры, изысканные манеры и взаимовыгодные сделки. Век балов и чудесной музыки - это XIX век. Не случайно бал- это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века.
Бал занимал умы самых достойных людей 19 века. А.С. Пушкин записывает в своем дневнике 18 декабря 1834 года: «Придворный лакей поутру явился ко мне с приглашением: быть в восемь с половиной в Аничковом...» На протяжении XVIII-XIX вв. балы прочно входят в русский обиход и вскоре перестают быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения.
«Бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе - областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта» [1].
По сложившейся в России традиции бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы. Не принято было устраивать балы в период больших постов, во время траура. Бальный сезон разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в столицу со своими взрослыми дочерьми – «на ярмарку невест».
Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Бал давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и другими событиями.
Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе, - областью непринуждённого общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили неслужебные ценностные критерии, и юный поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог почувствовать себя выше стареющего израненного полковника. С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации. В этом смысле светская жизнь получала ценность общественного дела.
Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос об организационных формах светских общений. Формы отдыха, общения молодёжи, календарного ритуала, бывшие в основном общими и для народно, и для боярско-дворянской среды, должны были уступить место специфически дворянской структуре быта. Внутренняя организация бала делалась задачей исключительно культурной важности, так как была призвана дать формы общению кавалеров и дам, определить тип социального поведения внутри дворянской культуры. Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу соответствовали типовые элементы (от входа в зал до разъезда), фиксированные значения, стили поведения. Однако строгий ритуал, приближавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, «бальные вольности», которые композиционно возрастали к его финалу, строя бал как борение «порядка» и «свободы».
Балы проводились по определенной, утвержденной в дворянском обществе программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.
Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.
Достарыңызбен бөлісу: |