1 июля. В поисках достойного образования – VI.
И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам. Иез.36:26.
В новом сердце нуждаются не только отдельные личности. Иногда в нем нуждаются и учреждения. Так было и в случае, когда адвентистское образование 1870-80-хгг. искало свое место в Церкви.
Вчера мы остановились на решительном призыве к реформированию батл-крикского колледжа, сделанном Еленой Уайт в 1881 году. Она выразила опасение в том, что заведение все дальше «отклоняется от своего первоначального замысла». За последние год-два была предпринята попытка уподобить нашу школу другим колледжам ... Нравственный и религиозный аспекты не должны задвигаться на задний план» (Свидетельства для Церкви, т.5, с.21).
«Если мирскому влиянию суждено господствовать в нашем заведении, тогда продайте, его миру и перепоручите ему все бразды правления. А те, кто вложил свои средства в это учреждение, создадут другую школу, которая будет работать не на основе учебных планов популярных: школ, не исходя из пожеланий директоров и учителей, но в соответствии с планом, предложенным Богом...
Бог обозначил Свою цель - иметь в этой стране колледж, в котором Библия займет достойное место в образовании молодежи... » (там же, с.25-26).
В своей воинственной презентации Елена Уайт сделала особое ударение на роли Библии и необходимости вернуться к изначальным целям, поставленным основателями колледжа...
«Слишком мало внимания, - говорила она, уделяется подготовке молодых людей к служению. Вот первоочередная задача, которую должен выполнить колледж» (там же, с.22).
Она была не против гуманитарных и точных наук. Наоборот, она отстаивала идею изучения более широкой области знаний, но «одновременно должны изучаться требования Его Слова» (там же, с. 21); Она возражала против того, чтобы «только» изучать книги. Такое «образование можно получить в любом колледже нашей страны» (там же, с. 22). Елена Уайт выступала за более разностороннее обучение, которое смотрело бы на все с библейской точки зрения. «Как средство образования Библия не имеет себе равных», поскольку побуждает студентов «решать сложные проблемы» и расширять свои пределы понимания (там же, с. 24). Она призывала вернуть адвентистское образование на первоначальные рельсы.
Благодарим Тебя, Отец, за этот пророческий голос в истории пошлого. Помоги нам слышать тот же голос и сегодня.
2 июля. В поисках достойного образования – VI.
Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут. Иов 14:7.
Весной 1882 года молодое дерево адвентистского образования не просто лишилось своих лишних ветвей. Оно было срублено под корень.
Но столь решительный шаг не прошел впустую. Этот «пень» пустил побеги в разных направлениях, и это вернуло к жизни всю систему и оказало ей большую помощь в поисках достойного образования; Сам батл-крикский колледж вновь откроется осенью 1883 года, полный решимости более верно придерживаться своей миссии. И в течение 1880-х гг. достигнет ощутимых результатов в этом направлении.
Но, возможно, еще более важное значение имеет тот факт, что бывшие лидеры батл-крикского колледжа рассеялись по стране. И тот, и другой усвоили урок, и это поможет им в будущем укрепить позиции адвентистского образования.
Гудлоу Харпер Белл основал студенческий городок в штате Массачусетс, где весной 1882 года он открыл Южно-Ланкастерскую академию, которая в конце концов выросла в Колледж Атлантического униона.
СиднеЙ Браунсбергер тем временем возглавил западные территории, где в апреле 1882 года он основал Хилдсбургскую академию - учреждение, которое станет Хилдсбургским колледжем, а затем Колледжем Тихоокеанского Униона. Браунсбергер поклялся не допускать снова ту же ошибку. Он начал свою деятельность в Хилдсбурге, имея в виду совершенно иное представление о том, каким должно быть образование, нежели с которым он начинал работать в Батл-Крике. После своего мичиганского опыта он принял решение «никогда не браться за [церковное предприятие] иначе как на основе Свидетельств».
За время браунсбергеровского руководства в рекламных проспектах и каталогах Хилдсбурга особо подчеркивался тот факт, что целью школы является сбалансированное образование, включающее как книжное, так и практическое, умственное и физическое развитие. Словом, наряду с академическими предметами школа будет готовить своих учащихся для работы в мире. Кроме того, школа была организована таким образом, чтобы «обеспечить возможность специализированного обучения для мужчин и женщин, желающих подготовиться к служению». Являясь реформационным учреждением, Хилдсбургский колледж окажет большое влияние на колледж в Батл-Крике.
«Старый пес может освоить новые трюки»... И с Божьей помощью учреждения и люди могут усовершенствоваться и стать ближе к Его идеалу. Начало было положено, но настоящая революция в адвентистском образовании наступит только в 1890-е годы.
3 июля. Размышления об образе жизни и доктрине – I.
Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Пс.24:4.
Возможно, в ходе наших чтений вы заметили, что Елена Уайт играла более важную роль в области адвентистского образа жизни, чем в формировании доктрин. Процедура разработки доктрин состояла в исследовании Библии до достижения всеобщего согласия. В этот момент она иногда получала видение, которое корректировало принятую точку зрения и помогало тем, кто все еще не мог с уверенностью признать правильность сделанных на основе Библии выводов своих собратьев. Таким образом, роль госпожи Уайт в формировании доктрин может расцениваться в лучшем случае как утверждающая, но никак не инициирующая Чего нельзя сказать о ее вкладе в области адвентистского образа жизни.
Но, прежде чем продолжить разговор на эту тему, необходимо отметить некоторые различия между вопросами образа жизни и доктринальными вопросами.
Несмотря на то, что адвентисты двадцать первого века склонны рассматривать доктринальные вопросы и вопросы здорового образа жизни как явления одного масштаба, основатели Церкви придерживались иной позиции. В то время как они разрабатывали основные доктрины, интенсивно исследуя Библию и проводя конференции с целью консенсуса, развитие идеи здорового образа жизни происходило по другой схеме.
Возможно, эта разница проистекала из того, что доктрина определяет сущность Церкви. Поэтому для ранних адвентистов доктрина имела решающее значение и была удостоена самого пристального внимания. В свою очередь, вопросы образа жизни отодвигались на вторые позиции, поскольку многие из них не подчеркивают уникальность Церкви, являясь лишь средствами, облегчающими выполнение миссии Церкви, а она заключена в распространении доктринальной вести.
С этой точки зрения санитарная реформа помогает людям свидетельствовать, а пациентам санаториев - оказаться в том месте, где они лучше смогут понять Евангелие. Подобным образом и христианское образование способствует развитию как членов Церкви, так и проповедников Евангелия. Опять же, десятины и добровольные дары не только помогают людям отражать характер Того, Кто так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, но и продвигать Божье дело на земле.
Господи, мы ценим и доктрину, и образ жизни, которые определяют уникальность адвентистского народа. Помоги нам лучше понять их место в нашей личной и общественной жизни.
4 июля. Размышления об образе жизни и доктрине – II.
Поступайте, как чада света: Еф.5:8.
Если подумать, то в данном случае существует только два варианта: ходить во свете или во тьме. Здесь позиция Библии однозначна.
Но что есть свет?
Многие из нас ведут себя так, будто правильная доктрина и даже библейский образ жизни - это и есть свет. Отнюдь! Христос есть свет жизни, а центр религии - наше отношение к Нему. Сюда же можно причислить и проблему греха, и Божье решение этой проблемы, которое заключается в кресте Христовом.
И доктрина, и образ жизни вторичны. Ведь можно исповедовать верную, доктрину и вести правильный образ жизни, и при этом не спастись. Спасение - это вопрос нашего отношениях к Богу через Христа. Доктрина не является чем-то самодостаточным. Скорее, это средство для лучшего понимания Бога, без которого трудно любить Его по-настоящему. Образ жизни - это средство, которое находится еще дальше от центра веры. Санитарная реформа, например, проясняет наш разум, чтобы мы глубже могли понять доктрину (а следовательно, и Бога) и имели более приятгные черты характера, чтобы нам легче было любить Бога и ближних.
В любом случае, в понимании основателей адвентизма, образ жизни и доктрина не являлись равнозначными. Так, они прилагали массу усилий для точной формулировки своих доктрин, практически пренебрегая большинством вопросов образа жизни до тех пор, пока необходимость и кризис не вынудили их занять более определенную позицию.
Адвентисты заполняли образовавшийся пробел, различными путями.
Иногда они формировали позицию посредством библейского изучения и конференций, когда кризис уже наступал, но в другое время Елена Уайт брала на себя инициативу поданному вопросу, указывая на способы его решения и разъясняя, какое место это решение займет в контексте трехангельской вести. Второй путь, очевидно, имел место в таких областях, как санитарная реформа, первый, как мы убедились, преобладал в таких моментах как служба в армии и учение о десятине.
Поскольку Елена Уайт часто использовала библейские принципы применительно к повседневной жизни Церкви и отдельных ее членов, с годами ее советы все чаще оказывались в центре, дискуссий об адвентистском образе жизни.
Наблюдая за развитием раннего адвентизма, мы должны признать, что Едена Уайт играла двоякую роль, менее активную в области формирования доктрины и более активную в вопросах образа жизни.
Направляй нас, Отче, когда мы пытаемся понять, как различные аспекты нашей веры соотносятся друг с другом и с нашей жизнью.
5 июля. Лагерные собрания – I.
Семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь. Втор.16:15.
Древние израильтяне завершали ритуальный год серией праздников, в течение которых люди оставляли свои дома и съезжались отовсюду, чтобы совместно провести несколько дней в религиозной среде.
Хотя в христианской эре мы не имеем прямых параллелей с еврейскими праздниками, лагерные собрания заключают в себе некоторые их атрибуты. Лагерные собрания играли важную роль в духовном возрождении Северной Америки девятнадцатого века, а также в методистском и миллеритском движениях. Но первое, специально созванное адвентистами седьмого дня лагерное собрание, состоялось в местечке Райт, штат Мичиган, в сентябре 1868 года.
Объявление о нем, помещенное в выпуске «Ревью» от 18 августа, сообщало, что «это собрание не имеет целью несколько дней отдыха и праздности. Оно также не призвано создать эффект новизны, при помощи которого можно было бы привлечь лентяев и любопытных, которых не достичь иным путем. Мы вовсе не стремимся таким образом собрать большую группу людей, чтобы продемонстрировать мощь своей организации. Наша цель совсем иного рода.
Мы желаем призвать как можно больше наших собратьев (и проповедников, и рядовых членов церкви) и стольких необращенных ближних, скольких сможем заинтересовать этим собранием, чтобы послужить им на благо.
Мы хотим, чтобы все, кто приедет на это собрание, искали Бога. Мы хотим, чтобы наши собратья пришли с целью духовного обновления. Мы хотим, чтобы наши проповедники подавали им в этом пример, достойный подражания.
Мы желает также видеть многих наших ближних, которые не интересуются Христом или, по крайней мере, не имеют знания истины наших дней, а также обращенных к Господу и ликующих во свете Его истины».
Вот что было сказано в объявлении.
Целью этого лагерного собрания было обучение и наставление святых, обращение тех членов церкви, кто в этом нуждался, и знакомство с трехангельской вестью тех, кто не принимал ее или даже не слышал о ней.
Словом, лагерное собрание призвано было стать в первую очередь духовным праздником, который адвентисты проводили для всего общества.
6 июля. Лагерные собрания – II.
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Лк.2:41.
В период раннего адвентизма лагерное собрание было впечатляющим событием. Люди слушали хорошие проповеди, встречались со старыми друзьями, отдыхали от повседневности, покупали адвентистские издания и получали духовные благословения. Лагерное собрание было кульминационным событием года для его посетителей.
Первое официальное лагерное собрание, которое проходило в Райте, штат Мичиган, с 1 по 7 сентября 1868 года, задало тон для всех последующих собраний. В двух палатках диаметром около 20 метров проводились общие собрания, тогда как жили люди в палатках меньшего. размера. Не имея туристических магазинов, где можно купить дешевые палатки, издатели «Ревью» предложили инструкцию для изготовления простых палаток для семьи и церкви.
Всего было 22 церковные палатки, часто со спальной секцией, отделенной висящими одеялами или покрывалами, чтобы семьи могли иметь уголок личного пространства. Другие палатки были оснащены веревкой посредине, на которую входящие могли вешать одеяло для разделения мужского и женского отсеков.
Семьи и друзья готовили еду на открытом огне, а расположенные по кругу бревна, на которые они садились обедать, создавали прекрасную возможность для общения. Должно быть, это было незабываемое время для детей, но и для взрослых это событие было знаковым.
Да, многое было не таким комфортным, как дома. Да, личного пространства было немного. Опять же, это требовало финансовой жертвы, если учесть расходы на проезд и простой в работе. Но первые адвентисты считали, что эти собрания стоили того; несмотря на все траты и неудобства.
После собрания в Райте ежегодные лагерные собрания стали традиционными. На следующий год в них приняли участие семь штатов. А потом такие собрания стали проводиться во всем адвентистском мире.
Они все еще проводятся. Довольно активно в одних местах и вяло в других, но всегда благословенно. Если вы давно не посещали их, постарайтесь по возможности провести несколько дней и ночей на природе. Вы испытаете благословение. Адвентизм находился бы в лучшем состоянии, если бы обновлялся этим ежегодным благословением.
7 июля. Лагерные собрания – III.
И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств. Ис.25:6.
«Тучные яства» в Библии - это добро, духовные благословения, исполнение Божьих обетований. Бог говорит о трапезе из тучных яств не только в Ветхом Завете, но также и о великом небесном пире для искупленных в конце времен. В то же время, с точки зрения ранних адвентистов, лагерные собрания были трапезой из тучных яств.
На лагерном собрании 1868 года Елена Уайт выступила с обращением, которое можно считать ключевым. Она говорила о нуждах адвентистского народа и морально подготовила участников к наступлению духовного праздника. По выражению Урии Смита, она «с самого начала направила ход мыслей собратьев в правильное русло». И «те, кто ранее не видел необходимости в таком собрании, если таковые были, должно быть увидели ее, когда цели собрания были так ясно представлены».
А вот что говорит Джозеф Кларк: «Свидетельство сестры Уайт звучало так, что каждый из нас переживал нечто подобное тому, что чувствовали ученики, когда спрашивали: не я ли, Господи? Оно было полно предостережения», убеждая людей воспользоваться всеми возможностями собрания и «говорить о небесном», а не о земном.
Служение проповеди было центром этого собрания. Джеймс проповедовал шесть раз, Елена - пять, Дж. Н. Андрюс - четыре и Натан Фуллер - один. Смит сообщает об этих проповедях, что они «все светились огнем истины для наших дней».
После этого все штаты желали видеть Джеймса и Елену на своих собраниях каждый год. Супруги делали все возможное, чтобы посетить все встречи, в течение многих лет жертвуя своим временем с августа по октябрь.
Лагерное собрание в Райте насчитывало около 300 человек, живущих на природе в палатках, и несколько сотен находящихся в близлежащих домах, что вместе составляло около 1 000 посетителей в течение недели. Выходные, разумеется, резко увеличили показатели посещаемости, которые возрастали до 2 000 и, возможно, достигли бы и 3 000, если бы не ливень.
Дальнейшие лагерные собрания часто проводились вблизи больших городов, где было много неадвентистов, которые могли прийти послушать о трехангельской вести и связанных с нею истинах. Возможно, самым успешным из них было собрание, проводимое в Гроувлэнде, штат Массачусетс, когда 20 000 человек собрались в воскресенье, чтобы послушать речь Елены Уайт на тему воздержания.
Какая возможность! Какое благословение!
8 июля. О миссиях.
Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Деян.28:28.
Надо сказать, первые адвентисты седьмого дня не особенно задумывались о миссиях: Будучи уверены в том, что поручение нести Евангелие всему миру в последнее время из Мф.24:14 и Откр.10:11 и 14:6 было исполнено протестантами в начале девятнадцатого века и миллеритами в начале 1840-х гг., они верили в принцип закрытой двери как в отношении иностранных миссий, так и миссий внутри страны; Их довольно ограниченная миссия распространялась на разочарованных миллеритов, которые нуждались в утешении и в переходе от вести первого и второго ангела к вести третьего ангела.
Хотя в 1848 году Елене Уайт и было показано видение об одном из аспектов адвентистской работы, которая была уподоблена лучам света, окутывающим весь мир, и несколько видений, указывающих на более обширный характер миссии, все же адвентисты, убежденные, что дверь - благодати закрыта, не понимали и даже не интересовались подобными идеями.
Период закрытой двери завершился в 1852 году, когда они осознали ошибочность своей позиции об окончании испытания. С этого момента Джеймс Уайт заявил, что «дверь открыта» для проповеди о субботе и вести третьего ангела для всех, принадлежат ли они к миллеритскому движению или нет. - Двери миссии слегка приоткрылись, но не намного. Пройдет еще около четверти века (1874), пока адвентисты седьмого дня направят своего первого миссионера за границу. Тем временем подход адвентистов, соблюдающих субботу, к миссионерству развивался со скоростью скорее эволюции, чем революции.
В 1850-х немногочисленные призывы к выполнению миссии тонули во множестве предположений, почему Церковь не должна посылать миссионеров за границу.
Одно из самых удивительных решений вопроса о миссии было предложено Урией Смитом в 1859 году. Задержка пришествия приводила некоторых к миссиологическим вопросам. Один читатель «Ревью» поинтересовался, должна ли весть третьего ангела выйти за пределы Соединенных Штатов.
Редактор Смит ответил, что в этом нет необходимости, поскольку Соединенные Штаты заключают в себе людей всех национальностей. Таким образом, если весть достигла одного представителя от каждой языковой группы, этого достаточно, чтобы сказать, что весть прошла через все языки и народы.
Господи, с каким терпением Ты ведешь нас шаг за шагом через нашу близорукость.
9 июля. Знакомьтесь: Михаил Белина Чеховский.
Но Иисус сказал ему… а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Лк.9:60.
Иностранная миссия адвентистов возникла вопреки всем их взглядам. Дорогу, ей открыло распространение адвентистких публикаций часть которых отсылали домой беженцы или брали с собой в путешествия для друзей за рубежом.
И вот в начале 1860-х гг. до американских адвентистов дошли сведения об обращенных ирландцах. А к 1864 году в Африке находилось по меньшей мере двое верующих в весть третьего ангела, и один из них вскоре принес эту весть в Австралию.
Нравилось ей это или нет, но вновь организованная Церковь столкнулась с необходимостью выполнения всемирной миссии. Не просто потому, что там находились обращенные, но эти обращенные постоянно просили о том, чтобы их страны посетили миссионеры.
Как и во многих других случаях, Джеймс Уайт был одним из первых, кто убедился в более широком характере церковной миссии. За месяц до первого созыва Генеральной Конференции, в мае 1863года, он писал в «Ревью», что «наша миссия всемирна». А еще несколькими месяцами ранее он указывал на необходимость послать в Европу миссионера. Затем в июне «Ревью» сообщала, что «Исполнительный комитет Генеральной Конференции, возможно, пошлет миссионером [Б. Ф. Снука] В Европу к концу 1863 года».
В то время как организация испытывала такую острую нехватку кадров, что не могла освободить Снука от его текущих обязанностей, все же в ее среде был служитель, горящий большим желанием отправиться в путешествие.
В 1858 году Михаил Белина чеховский (бывший польский священник Римско-католической церкви, обратившийся в адвентизм в Америке в 1857 году писал: «Как бы мне хотелось преодолеть большие воды и посетить мою родину и поведать ей о пришествии Иисуса, о славной награде и о том, как сохранить заповеди Божии и веру Иисуса».
Но Чеховский был новообращенным и некоторые считали его ненадежным. В результате адвентистский народ отказался послать его. В порыве досады находчивый поляк обратился к адвентистам первого дня с просьбой спонсировать его. Они согласились. Но, оказавшись в Европе, он стал проповедовать весть о седьмом дне.
Церковь изобилует интересными личностями. Но Богу удается использовать всех нас, невзирая на очевидные недостатки. Благословен Господь за Его укрепляющую благодать.
10 июля. Европейская миссия Чеховского.
Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Ин.20:21.
М. Б. Чеховский был, мягко говоря, интересным адвентистом. Получив спонсорскую помощь от адвентистов первого дня, он уплыл в Италию, где принялся проповедовать доктрины адвентистов седьмого дня. Он отплыл 14 мая 1864 года, а только через десять полных лет адвентисты седьмого дня пошлют за море своего первого миссионера.
В течение 14 месяцев Чеховский трудился в вальденских деревнях в итальянских Альпах. Там он крестил нескольких верующих и организовал первое сообщество адвентистов, соблюдающих субботу за пределами Северной Америки.
Но в 1865 году мощная оппозиция в конце концов вынудила его переехать в Швейцарию, где он ходил из дома в дом, проповедовал в общественных собраниях, печатал и продавал трактаты, выпускал периодическое издание под названием «L'Evangile Eternal» «Вечное Евангелие». Когда в 1868 году он отплыл в Швейцарию, он оставил после себя около 40 крещеных верующих, которые проводили богослужения несколькими группами.
Не зная в точности, чему он учил, но зная, что он был «забракован» адвентистами седьмого дня, его спонсоры - адвентисты первого дня - нахваливали его добродетели и продолжали собирать для него средства; «в один голос говоря: иди, и Бог да пребудет с тобой».
И он шел, проповедуя весть о субботе в Румынии, Венгрии и других уголках Европы. К моменту своей смерти в Австрии в 1876 году он успел заложить основание для будущей деятельности адвентистов седьмого дня на территории большей части Юго-Восточной Европы.
К концу 1869 года Церковь адвентистов седьмого дня открыла для себя сущность его миссии и увидела провидение Божье в том, что сделал Чеховский. На сессии Генеральной Конференции 1870 года церковные лидеры признали Божью руку в его миссии. «Вследствие наших опасений доверить брату Чеховскому деньги и нашего нежелания терпеливо разъяснить ему, как использовать их надлежащим образом, Бог использовал наших явных оппонентов, чтобы способствовать продвижению этой работы... Мы при знаем в этом руку Божью».
Как мы убедимся в ближайшие дни, миссия Чех6вского создала предпосылки для того, чтобы направить в 1874 году первого «официального» миссионера адвентистов седьмого дня - Дж. Н. Андрюса.
Постепенно и неохотно раскачивался Божий народ к расширению своей миссии. Не похоже, чтобы они слишком торопились.
Достарыңызбен бөлісу: |