Барокко, классицизм, сентиментализм – такими словами обозначают в литературоведение основные литературные направления XVIII века.
Барокко стал распространяться в России не с начала XVIII, а на несколько десятилетий раньше. С барокко связана смысловая усложненность, витиеватость языка, метафоризмы. С классицизмом – стремление к жанровой упорядоченности, максимальной ясности смысла. Этот стиль развился в результате освоения образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения. Художник постигает действительность, чтобы потом отобразить в своем творчестве не конкретного человека с его страстями, а тип человека, миф, вечное во временном, идеальное в реальном. Если это герой – то без недостатков, если персонаж сатирический – то до конца низменный. Классицизм не допускал смешения «высокого» и «низкого, а потому между жанрами (например, трагедией и комедией) устанавливались границы, которые не нарушались. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии – А. П. Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы «учить» их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале – их героями были деятели отечественной истории. С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление – сентиментализм. Сентиментализм (сентиментальный романтизм) принес внимание к внутреннему миру человека и проникновенный лиризм. С ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого жанра принадлежит Н.М. Карамзину (повесть «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»). В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво. В целом, русская литература XVIII века отличается изобилием жанров и стилей.
Среди жанров, активно разрабатывавшихся писателями XVIII века, были такие, которые в следующее столетие отступили на периферию: в сфере прозы – «путешествия» (Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Д.И. Фонвизин «Письма русского пушественика»), в сфере поэзии – басни.
В XVIII веке происходит смена жанровой системы – появились сатиры, оды, драмы, комедии, элегии – то есть господствовали поэтические жанры. Кроме того, изменились представления о самом характере творчества, писатели становятся профессионалами, появляется массовая литература.
Развитие литературы XVIII века условно модно разделить на три периода:
1) 90гг XVII в -20 гг. XVIII в. Петровская эпоха: продолжение древнерусского барокко; эпоха переводов; школьная драма; видные деятели: Степан Яровский, Феофан Прокопович, Андрей и Семен Денисовы.
2) 30-50гг XVIII в. классицизм, реформа стихосложения (реформа Тредиаковского, Ломоносова).
3) 60-90 гг. XVIII века. Екатерининская эпоха. Расцвета публицистики: очерк, путешествие; ведущим направлением является классицизм, появляется сентиментализм 90 гг. XVIII в., жанр повести и романа; эту эпоху называют эпохой, просвещения. Фонвизин, Державин, Карамзин, Радищев. Крылов.
-
Стиль барокко русской литературы.
Барокко – общеевропейский стиль XVI века (трагический стиль, авторы считают жизнь трагичной, это вечный лабиринт). Барокко стало распространяться в России приблизительно со второй половины XVII века, Барокко-жемчужина неправильной формы, все основано на дисгармонии. Это самое первое литературное направление в России, самый яркие писатель – Симеон Полоцкий. Русское барокко имеет существенное отличие – это сочетание не сочетаемого (христианские и языческие образы, комическое и трагическое, натурализм и фантастика, стихи и проза).
Начало XVIII века – самая нелитературная эпоха. Петр I был человеком дела, а не эстетического удовольствия, поэтому начало XVIII века характеризуется крупными государственными преобразованиями, военными победами и политическими событиями. Основывается и развивается флот, армия, синод, Санкт-Петербург как антипод Москве. В это время было создано 650 книг, но Петр I требовал, чтобы книга была полезной, а потому это были в основном учебники, почти все – переводы.
Один из видных деятелей-литераторов той эпохи – Феофан Прокопович (1681-1736). Он приехал с Украины в 1715г, учился в Киево-Могилевской академии, также учился в Польше. Стал придворным писателем Петра I, сторонник подчинения церкви самодержавной власти царя. Прокопович сочетал в себе и писателя и теоретика художественной словесности. После смерти Петра ему было поручено написать слово на погребение. «Слово на погребение Петра» – произведение авторского искусства, автор использует риторические вопросы, восклицания и обращения, композиционно слово состоит из 3-х частей: 1) плач по Петру; 2) прославление Петра; 3) похвала Екатерине I, вдове. Сочетание похвалы и плача – особенность барокко, во 2 части Феофан использует поэтику отражения, называя Петра I – Иафетом и Моисеем (библейские персонажи), Соломоном. Обыгрывает контраст прошлого и настоящего. Язык очень высокий, изобилует церковными словами, риторическими фигурами (хиазма). Другие произведения автора: «Духовный регламент» 20-х г., «Новый устав о монахах», «Владимир», пьеса.
Другой видный деятель – Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) – первый поэт, яркий дипломат. Кантемир известен сатирами, которым характерны следующие особенности: не известны конкретные адресаты, они глубоко спрятаны за явно условными именами персонажей; сатиры Кантемира – рассуждения о грехе, связаны с поиском путей преодоления порока. Жанры, в которых работал Кантемир – поэма, стихотворные письма, эпиграммы, переводы. Как теоретик он пишет трактат о рифме силлабического стиха. Также он занимался переводами сатир французских писателей, создал русско-французский словарь, указатели к псалтырю. Основные темы сатир Кантемира: 1- сатира на конкретное лицо (памфлет), 2- на пороки (осуждает глупость, скупость). Использует приемы саморазоблачения героя. В творчестве А.Д. Кантемира русское силлабическое стихотворение достигло своего высшего расцвета, и Кантемир по сей день воспринимается читателями как особое явление русского словесного искусства.
Таким образом, эпоха Петра I позволила стране в дальнейшем развивать не только науку, но и литературу. Русская словесность при Петре развивалась не экстенсивно, но получила развитие журналистика (стала выходить первая печатная газета «Ведомости»), появился прозаический жанр – путешествия. При Петре I также появился первый государственный театр – придворный .
-
30-50-е года XVIII века, классицизм.
Политические приемники Петра I были мало заинтересованы в продолжении реформ, а потому период с 1725 по 1765 годы условно можно назвать «эпохой застоя». Однако именно в 30-50-е года XVIII века утверждается новое направление в литературе – классицизм, вместе с этим жанром пришли комедия, трагедия, ода, сатира, жанры характерные для литературы 30-40 гг. Классицизм развивался на фоне барокко, но основные принципы классицизма противоположны барочным. Классицизм отринул свойственную барокко тягу к эксперементаторству с внешней формой, он ее игнорировал.
Классицизм – общеевропейское направление зародилось во Франции в первой половине XVII в..Смена жанров произошла благодаря смене культурных ориентиров, которые заложили петровские реформы. Господствующей темой стали отношения человека с государством и обществом. Классицизм – это литературное прославления государства и государственности. Дилемма человек и государство решается в пользу государства, человек должен подчиняться законам государства и быть патриотом. Главная идея – подчинить стихию страсти разуму. Образом для литературы классицизма служила античность. Принципы античного искусства: 1) простота, 2) симметрия, 3) гармония, 4) ясность. По представлению классицистов красота есть нечто неизменное. Она основывается на определенных принципах, кот постигаются рациональным путем. Писатель-ученый, постигающий красоту. Важная особенность классицизма – творческой личности не придавалось первоначального значения. Например, в споре между Тредиаковским и Ломоносовым главнее не личность поэта, а стихотворный размер.
Основные деятели:
Василий Киррилович Тредиаковский (1703-1768) – в русской литературе XVIII в. одна из самых ярких личностей. Придворный поэт при Анне Иоанновне, первый в России профессор из русских, затем академик. Учился во Франции, где и освоил приемы классицизма. Написал книгу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 г), которая имела огромное культурно-историческое значение в реформировании национального стихосложения: разработал основы силлабо-тонического стихосложения. Занимался переводами. «Езда в остров любви – первый любовный роман, который произвел впечатление на русскую общественность. Мнения разделились: дни – осуждали, другие – хвалили. Важнейшие поэтические произведения Тредиаковского – «Оды божественные» - стихотворные переложения псалмов.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1756 гг.) – крупнейший одописец в России, 1 ода 1739 была написана в Германии, последняя в 1763г, посвящалась Анне Иоанновне. Ода – жанр античной литературы. Европейский классицизм сузил жанровые рамки оды: 1) торжественная, – чисто светский жанр, где прославляется лицо, или событие, 2) философская (духовная) – произведение христианской лирики. Прославляются лица священной библейской истории. Ломоносов написал 20 похвальных од, 11 духовных. «Ода на день.....» написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра 1. Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению «расширять науки», поэт заводит речь о ее отце, которого называет «человеком, каков неслыхан был от века». Петр 1 – идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей – ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта. Другое произведение Ломоносова – «Гимн бороде» 1750г, обличается русское невежество; также известны героическая поэма о Петре I, драма «Тамира и селим». Основной жанр творчества – надписи, так как Ломоносов был придворным поэтом при дворе Елизаветы II и должен был писать надписи к дворцовым празднествам. Ломоносов продолжил реформы русского стиха – 1739 г. Трактат «Письмо о правилах российского стихотворства». В трактате вводит понятие стихотворного размера дактиль, анапест, понятия мужской рифмы, тоники. Оды Ломоносова написаны 4-х стопным ямбом, им присуща абстракция образов, мифические персонажи. Ломоносов создает «Теорию 3-х стилей» – делит слова на: 1) общеупотребляемые, 2) церковные, 3) разговорные.
В 30-50 года XVIII века появляется новый литературный жанр – трагедия. Трагедия как жанр сформировалась в литературе др. Греции (трагедийный герой – человек с противоречивым характером, в котором общее нравственное достоинство соединено с трагической ошибкой, или виной. Он вызывает сочувствие у зрителя, а его вина послужит причиной его трагической гибели в конце. Источник противоречия, формирующий конфликт трагедии, находится в характере героя, в его ошибке, заставляющей преступать законы). Основные законы драмы: единство времени, места, действия; драма состоит из 5 действий.
Александр Петович Сумароков (1717-1777) – драматург (автор 9-то трагедий («Хорев», «Гамлет», «Дмитрий самозванец» и др.), театральный деятель, издатель литературного журнала «Трудолюбивая пчела», поэт-переводчик. Непосредственно за Тредиаковским и Ломоносовым Сумароков принял участие в реформировании русского стихосложения (рифмовка). Сумароков – фактический основоположник классицизма и его теоретик – разработал литературную теорию классицизма и наиболее последовательно в практике творчества воплощал ее принципы. В эпоху классицизма появляется новая жанровая модель - типология сюжетосложения – на тема русской истории. Но русский сюжет это только внешний признак национального своеобразия жанровой модели сумароковской трагедии. Больше всего оно выразилось в особенностях поэтики и структуры жанра, четко ориентированных на русскую литературную традицию. Трагедия «Хорев» 1747г. Конфликтная ситуация обнаруживает тенденцию к раздвоению уровней конфликта. Хореев, главный герой, терзаем чувством долга и любовью – вступает в противоречие. Оснельда тоже – любить, или слушаться отца. Кий – делать добро подданным, или править. Все 3 персонажа находятся на пороге выбора, но для каждого выбор мнимый. В результате главным становится идеологический конфликт. При общем трагическом звучании финала действие явно тяготеет к комедийной схеме развития. Вместо 1 сложного героя есть нравственный антагонизм. Понятие власти становится главным трагическим героем.
В это де время также развивается жанр комедии. (Комедия как жанр сформировалась в древней Греции, как и трагикомедия имеет общий набор структурных признаков. Является антонимом трагедии. В комедии герой имеет противоречивый характер, распадающийся на простые составляющие. В центре сюжета как правило 2 героя: протагонист-воплощение добродетели и антагонист – порок и зло). Драматург Лукин ввалит понятие «Склонения на русский лад» – идеалом комедии считается французская, лучшее ее не написать, а следовательно – надо подражать, и, подражая все склонять на русский лад. Комедия не имела большого успеха у Сумарокова. Исследователи выделяют 2 вида класс комедии: 1) легкая, 2) высокая (социальная).
Сумароков писал легкие комедии, на скорую руку. Предназначение – издевкой править нравы. Истинным мастером комедии считается Денис Иванович Фонвизин (1745-1792). В молодости Фонвизин проявлял себя как поэт-иронист. Ранний период дрматургческого творчества Фонвизина представлен пьесой «Корион» – переработка француза Грессе «Сидней», выполнена в духе теории «склонения на русский лад». Впоследствии Фонвизин обратиться к собственным, оригинальным сюжетам. Комедия «Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII в. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением. В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания – центральная в идеях Просвещения, является основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ее названием. (Недоросль – молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание.) Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя» – портной Тришка; «бестия», «каналья» – нянька Еремеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой («век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»). «Правильный», книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма). Соблюдается в комедии и правило трех единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени вроде бы тоже присутствует (но нарушено). Единство действия предполагает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае – решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) пртивоапоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам, На этом следование традициям классицизма завершается. Новаторство комедии: для Фонвизина, в отличии от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу произвола, разоблачает жадность, и жестокость Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отриц. персонажей, тонкая ирония со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращенного века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы. Таким образом, комический эффект в пьесах Фонвизина достигается не только благодаря обилию смешных сюжетных ситуаций, но прежде всего мастерской работе со словом. Пьесы Фонвизина, их сюжет – заостренны в социальном плане: представители высшего сословия общества, попирающие нормы христианской морали, тем самым позорят звание дворянина. Стоит также отметить, что классицисты сумароковской школы к психологизму, к характерности не стремились. Черты характерности в пьесах Фонвизина напоминают, что это великий драматург XVIII века уже сделал шаг в сторону стилевых приемов драматургов будущего времени.
На протяжении всего XVIII века развивается и прозаическая литература: обособленно развивались 2 ветви литературы: 1) высокая литература, 2) демократическая литература. На демократическую литературу оказывала влияние западноевропейская беллетристика ( «История о российском матросе Василии Кориотском», «история о храбром кавалере Александре). Характерные черты: анонимность, рукописность, развлекательно-прикладной характер, главный герой – молодой человек, готовый пожертвовать всем ради друзей. Еще больше истории имеют с европейскими романами, это первая попытка создания русского авантюрного романа. Прозаическое творчество изначально не укладывалась в рамки классицизма, а потому ему отводилась определенная социальная ниша. Авторами, писавшими в жанрах повести романа – Федор Александрович Эммин (1735-1770) и Михаил Дмитриевич Чулков (1744-1792): им характерны непринужденное, естественное повествование, простота фраз. Произведения их стилизованы, что предавало им определенную попудяность и создавало стиль «мещанский сентиментализм» – это социально-бытовая или сатирическая повесть (действующие герои – простые люди, сатирическое или обличительное содержание: взяточничество, казнокрадство, раболепие). Беллетристика 60-х годов способствовала преодолению классической направленности, что свидетельствует о демократизации русской литературы (характерен доступный для широких масс язык, изображен маленький человек).
-
60-90-е года XVIII века, прозаические жанры, сентиментализм.
Судьба беллетристики в XVIII веке незавидна, она находится на периферии литературы. Литература должна быть полезной, а романы кроме разжигания страстей и повреждения нравственности ничего не приносят. Во второй половине XVIII в положение меняется, это эпоха прозы. Складывается книжный рынок, появляется типографии. Характерен интерес к национальной истории. Эстетическое наслаждение доставляет сюжет и стиль. Сюжет должен быть занимательным и закрученным. Выделяют четыре жанра: 1) литературный анекдот, 2) плутовской роман, 3) волшебная повесть, 4)социально-бытовая повесть(сатир повесть).
Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Работал в жанре путевые заметки. В эпиграфе к «Путешествию из Петербурга в Москву» – Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа – самодержавие и связанное с ним крепостничество. Писатель рисует картины беззакония. Говоря о русском национальном характере, писатель подчеркивает не «покорность», которая так ценилась официальными властями, а порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности русского народа. Путешествие изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены другие жанры: сатирический «сон»(глава «Спасская Полесть»), ода «Вольность», публицистические статьи (например, «...О происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма художественного произведения была новаторской для русской литературы XVIII в. и давала Радищеву возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации.
Сентиментализм – литературное направление зародился на рубеже 50-60гг. XVIII в. Расцвет приходится на 90е гг., а закат на первое 10-летие XIX в. 1812г верхняя граница сентиментализма. В Екатериненскую эпоху сосуществовали 2 направления: классицизм переживал эпоху своего заката, а сентиментализм– зарождение: есть некоторые общ черты между этими направлениями: они оба исходят из решения 1 проблемы взаимодействия человека и государства, человека и цивилизации. Решают они эту проблему прямо противоположными способами. С точки зрения классицизма, человек имеет рационалистческое и пассионарное начало, страсти разрушительны, человек должен научиться подчинять страсти собственному рассудку путем приобщения к культуре и науке (оды Ломоносова). С точки зрения сентименталистов естественная природа человека – это все благое в нем, человек добрый, красивый. Цивилизация губит в человеке все его природное начало. Принцип возвращения к природе. Положительный герой сентименталист – человек добрый и чувствительный, умеющие сострадать и совеселиться другим. Это простые по своему положению люди. Причины зарождения сентиментализма- сильное влияние оказывает европейский сентиментализм. 20-30г XVIII в.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – вождь русского сентиментализма; творчество начинал со стихов, знаменит стал как прозаик. Сентиментальные повести Крамзина имеют свои черты «поэзии в прозе», рассказчик обретает черты лирического героя. «Бедная Лиза» – в русскую литературу введен новый тип героини (психологизм образа Лизы).
Итак, развитие литература на протяжении всего XVIII века происходило достаточно интенсивно. Благодаря реформам Петра I, а затем и Екатерины II российская литература восприняла тенденции развития западной литературы и на их основании создала свою неповторимую литературу. Появляются новые направления в литературе – это классицизм и сентиментализм, которые, в зависимости от времени, по разному решали вопрос отношения личности и государства. Развиваются новые жанры: ода, повесть, пьеса. Литературный язык, благодаря реформам, становится простым, понятным. Меняется и образ героев литературных произведений – от императора в оде, по мещанина в повестях Карамзина.
Достарыңызбен бөлісу: |