Беженцы Беларуси в годы Первой мировой войны



Дата14.07.2016
өлшемі73.13 Kb.
#199613
Тема: Беженцы Беларуси в годы Первой мировой войны.
1.1. Причины и характер беженского движения.

1.2. Организация перемещения беженцев на территории Беларуси.

1.3. Деятельность государственных, общественных и национальных организаций по оказанию помощи беженцам.
Вопрос 1.1. Причины и характер беженского движения.
Поражение российских войск весной-летом 1915 года в Польше и приближение немцев к западным границам Беларуси вызвало массовый уход населения с оказавшихся под угрозой оккупации местностей во внутренние районы страны. С самого начала беженское движение в Беларуси приняло стихийный характер. Никакого плана эвакуации населения не было, хотя война велась второй год, а первые беженцы и выселенцы в Беларуси появились еще осенью 1914 года.

Летом-осенью 1915 года Беларусь превратилась в беженский лагерь. В наиболее бедственном положении оказалась Гродненская губерния, которая превратилась весной 1915 года в прифронтовую, а в июле-августе на ее территории разгорелись бои. Стремительность изменения стратегической обстановки в ходе отступления царских войск сопровождалась внезапностью выселения населения прежде всего из районов Гродненской и Брест-Литовской крепостей.

Особенно много беженцев скопилось на юго-западе Беларуси, которые шли по Бресто-Московскому шоссе. По этому пути направлялись не только жители близлежащих белорусских уездов, но и польские крестьяне, преимущественно Холмской и Люблянской губерний, выселенные в принудительном порядке военными властями. В июле 1915 года на участке пути Кобрин-Пружаны-Барановичи находилось 400 тыс. беженцев, из них только в районе Кобрина насчитывалось 200 тыс. человек. С 31 июля по 15 августа вглубь страны было направлено около 100 тыс. кобринских беженцев, судьба остальных сложилась трагически. 8 августа немецкий аэроплан сбросил бомбы в лагерь беженцев, что привело к массовой гибели людей, часть из них попала в немецкий плен.

Второй поток беженцев двигался через Пружаны-Слоним-Барановичи и Белосток-Волковыск-Слоним-Барановичи. Численность слившихся потоков беженцев в Барановичах достигла в августе 100 тыс. человек.

Когда движение беженцев в Беларуси приняло массовый характер и угрожало работе тыла армии, а так же когда возникла опасность эпидемии холеры в войсках, военные власти вынуждены были заняться организацией передвижения огромной массы людей вглубь страны. По указанию Главного начальника снабжения армий Северо-Западного фронта генерала Н.А. Данилова и по согласованию с командующими армиями в августе были определены основные направления передвижения беженцев из Западной Беларуси в ее восточные районы, и далее, центральные губернии России, пути их следования, устанавливались этапы переселения. Когда осенью основная масса беженцев скопилась в центральных уездах Минской губернии, генерал Н.А. Данилов распорядился о дальнейшем продвижении беженцев по четырем гужевым путям: Минск-Борисов-Орша-Красный-Ельня; Минск-Игумен-Березина-Белыничи-Красный-Ельня; Слуцк-Рославль-Калужская губерния и Лохва-Гомель. К началу октября по первым двум трактам следовало свыше 120 тысяч человек, по третьему тракту двигалось около 250-280 тыс. человек, по четвертому – до 60 тыс. беженцев.

Вопрос 1.2. Организация перемещения беженцев на территории Беларуси.
По требованию военных властей на путях следования беженцев Всероссийский земский союз (ВЗС) и Всероссийский союз городов (ВСГ) развернули сеть пунктов по оказанию им продовольственной и медицинской помощи. 18 июля на совещании представителей Всероссийских земского и городского союзов было принято решение об открытии на центральном направлении движения беженцев пропускных пунктов в Белостоке, Слониме, Кобрине, которые имели своими этапами Минск и Гомель. 8 августа совещание при главном комитете Союза городов приняло решение об устройстве на фронте передовых пунктов – фильтров, которые должны были кормить и направлять беженцев дальше от фронта. Вторая линия пунктов-заслонов в Витебске, Минске, Гомеле имела целью фильтровать поток беженцев и направлять их в Россию. Основная работа по созданию сети пунктов по оказанию помощи беженцам была развернута после переезда в начале августа комитета Северо-Западного фронта ВСГ в Слониме, а затем и в Минске. Тогда были открыты его учреждения в Барановичах, Новогрудке, Волковыске, Лиде, еще ранее – в Кобрине. Однако масштабы этой помощи далеко не соответствовали потребностям огромной массы беженцев. Например, вся сеть врачебных пунктов тыловых губерний Северо-Западного фронта была рассчитана всего на 80 врачей.

Необходимость освобождения от беженцев прифронтовой полосы побудила царские власти учредить 24 июля 1915 года институт Главного уполномоченного по устройству беженцев на фронтах. Беларусь вошла в район деятельности Главноуполномоченного по устройству беженцев Северо-Западного фронта во главе с членом Государственного совета С.И. Зубчаниновым. Районными уполномоченными по Гродненской губернии были назначены члены Государственной Думы Г.В. Викторов и Г.Г. Челищев; по Минской губернии – А.П. Фотинский; по Витебской – Я.Н. Офросимов. Главные функции этой организации сводились к определению порядка выселения, направления и способов передвижения беженцев в назначенные районы, реквизиции их имущества для облегчения передвижения по дорогам, наблюдение за врачебно-санитарной и питательной помощью беженцам. Первоначально направление беженцев за линию р. Днепр, близость которой к фронту привела к последующей их отправке вглубь России, потребовало от С.И. Зубчанинова составления такого плана эвакуации беженцев, при котором каждая эвакуируемая местность направлялась по ближайшем гужевому или железнодорожному пути в одну или две сопредельные губернии. Первый миллион беженцев Северо-Западного фронта был распределен по 15 губерниям России численностью от 30 до 100 тыс. в каждую.

В общегосударственном масштабе работа по упорядочению беженского дела началась после принятия 30 августа 1915 года закона «Об обеспечении нужд беженцев», когда пик беженского движения в Беларуси уже проходил. В соответствии с этим законом, главное руководство беженским вопросом поручалось министру внутренних дел и созданному при нем Особому Совещанию по устройству беженцев. На удовлетворение неотложных нужд беженцев Совещанию было отпущено 25 млн. руб. Особым Совещанием по устройству беженцев были разработаны и 2 марта 1915 года одобрены Советом Министров «Руководящие положения по устройству беженцев». В них был конкретизирован порядок и масштабы помощи беженцам, определены организации и их функции в деле оказания помощи беженцам. «Руководящие положения» предоставили активную роль национальным и общественным организациям в деле попечения о нуждах беженцев. Особо важным нововведением являлось учреждение губернских советов, которые были призваны упорядочить на местах работу различных организаций по оказанию помощи беженцам.

Осенью 1915 года с наступлением холодов положение беженцев в Беларуси стало критическим. Становилось очевидным, что без организации железнодорожных перевозок беженцев эту проблему не решить.

Создавшиеся на дорогах трудности с военными перевозками вынудили царские власти провести 1 октября 1915 года совещание в Ставке под руководством начальника Штаба верховного главнокомандующего генерала М.В. Алексеева с участием начальников снабжений армий, главноуполномоченных по устройству беженцев, представителей управления железных дорог, министерств торговли и промышленности, губернаторов прифронтовых губерний. На совещании отмечалось, что в Беларуси, Смоленской и Псковской губерниях гужевым путем шло 450-500 тыс. человек. Особенно большое скопление беженцев Совещание отметило между Минском и Смоленском, Гомелем и Брянском. На нем было принято решение организовать с 5 по 15 октября массовую перевозку беженцев вглубь России и выделить для этой цели ежесуточно 1200 вагонов.

Вопрос 1.3. Деятельность государственных, общественных и национальных организаций по оказанию помощи беженцам.
Основная масса беженцев из Беларуси осела в центральных губерниях России, в Поволжье. Нужно отметить, что до осени 1915 года систематической регистрации беженцев фактически не велось, хотя отделения ВСГ и ВЗС частично вели учет при посадке их на железнодорожных станциях. В сентябре 1915 года при Комитете Ея Императорского Величества Великой княжны Татьяны Николаевны (Татьянинский комитет) был учрежден Особый отдел по регистрации беженцев с исполнительным при нем органом – Центральным Всероссийским бюро по регистрации беженцев во главе с В.И. Комарницким. Перепись беженцев продолжалась полгода и в основном закончилась в мае 1916 года, хотя обработка и уточнение данных продолжалось в 1917 году. По данным Особого отдела по регистрации беженцев из четырех белорусских губерний составляла 879 168 человек, в том числе 689 178 человек из Гродненской губернии. Из них в Калужской – 248 890, Тамбовской губернии осело 85 433 беженца, Самарской – 67 847, Уфимской – 45 393, Саратовской – 41 483. На 1 февраля 1917 года численность беженцев из 5 западных губерний составила 1 130 042 человека. Масса беженцев осталась в незанятых врагом белорусских губерниях. На 1 июня 1916 года в Минской губернии осело 123 900 беженцев, Могилевской – 83 671, Витебской – 52 938.

С самого начала войны благотворительной деятельностью среди беженцев и лиц, пострадавших от военных действий, занимался Татьянинский комитет. Так, отделениями Татьянинского комитета осенью 1915 г. в Могилевской губернии содержалось 2 бюро труда, 2 аптеки, 2 амбулатории, 5 больниц и чайная, портняжная мастерская, склад одежды и обуви, а так же субсидировалось два приюта, три учебных заведения. Небольшая нагрузка выпала на Рогачевский пункт, который за три месяца накормил около 700 000 беженцев. По 1 мая 1916 года II уездам отделениями Комитета была оказана денежная помощь в сумме 169 254 руб. Витебское отделение Татьянинского комитета на 5 пунктах выдало с августа по октябрь около 200 000 обеденных порций; шестой пункт на вокзале в Витебске выдал с 7 июля по 1 октября 173 849 порций горячей пищи. Для оставшихся в Витебске беженцев были оборудованы три питательных пункта и построено 6 бараков. В декабре 1915 года в распоряжении Минского губернского отделения Татьянинского комитета находилось 223 тыс. руб.

Основные мероприятия губернских властей по оказанию помощи беженцам сводилось к оборудованию питательных пунктов, открытию детских приютов, школ, врачебно-фельдшерских пунктов. В сентябре 1915 года Минскому губернскому земству на помощь беженцам было отпущено из военного фонда 100 тыс. руб. На эти средства губернское земство оборудовало с 1 сентября 1915 года по 1 февраля 1916 года в шести уездах губернии четыре питательных пункта, двенадцать врачебно-наблюдательных и пять фельдшерских пунктов, организовало в Минске школу для детей беженцев. Могилевские губернские власти открыли в Буйничах детский приют на 200 мест, в Чонском монастыре под Гомелем – на 40 мест, в Рогачевском уезде – на 60 мест.

Помощь беженцам оказывали так же национальные и общественные организации. Одной из них являлось Белорусское общество по оказанию помощи пострадавшим от войны, созданное в апреле 1915 года в Вильно под руководством Е.Л. Ивановского, В.У. Ластовского и др. Летом было открыто семь отделений Общества на местах. Наиболее активным явилось Минское отделение Белорусского общества, в состав которого вошли адвокат В.И. чаусов, писатели Ш. Ядвигин (А.И. Левицкий), В. Голубок (В.И. Голуб), один из основателей белорусского театра В.С. Фальский. Участвовал в его работе в конце 1916 – начале 1917 г. М. Богданович. Отдел открыл детский приют, две бесплатные столовые и одну платную («Беларуская хатка»), занимался трудоустройством беженцев.



Таким образом, отсутствие заранее разработанного плана эвакуации жителей из Беларуси и других регионов страны, недостаток транспорта, разобщенность в деятельности организаций, ведавших оказанием помощи беженцам, их ограниченные финансовые возможности привели к нищенскому положению и массовой гибели беженцев.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет