Белорусские актеры театра и кино



Дата23.07.2016
өлшемі216.3 Kb.
#218015



Белорусские актеры

театра и кино


ВВЕДЕНИЕ

Культурологическая активность молодого поколения, взросление которого совпало с формированием Республики Беларусь как независимого государства, на сегодняшний день не мыслится без детального изучения студентами истории и традиций белорусской культуры. В условиях новых информационных технологий, роста возможностей аудиовизуальных видов искусства и синтеза последних особенно востребованными представляются познавательно-воспитательные мероприятия различной идеологической и жанровой направленности, в рамках которых студенты могут осмыслить культурно-исторический контекст тех или иных этапов становления отечественного искусства.



Актуальность лекции-презентации с элементами интерактивной дискуссии, подготовленной куратором студенческой группы, на тему «Белорусские актеры театра и кино» обусловлена рядом факторов. Помимо вышеперечисленных аргументов следует отметить:

  • насущную необходимость активизации познавательной деятельности студентов-журналистов, направленную на расширение их культурологического кругозора;

  • возможность достижения воспитательных целей, связанных с формированием таких личностных качеств учащихся, как трудолюбие, целеустремленность, профессиональная активность и др., в ходе осмысления ключевых моментов творческих биографий белорусских актеров, внесших большой вклад в развитие отечественного искусства;

  • новизну культурологической информации для студентов, поскольку специальный курс истории белорусского театра и кино в рамках изучения журналистами дисциплин гуманитарного профиля, не предусмотрен.


Цели мероприятия:

  1. познавательная (связана с углублением представлений студентов-журналистов с историей белорусской культуры);

  2. воспитательная (связана с формированием личностных и профессиональных качеств учащихся);

  3. развивающая (связана с совершенствованием навыков речемыслительной и аналитической деятельности студентов).


Задачи мероприятия:

  1. мотивировать студенческую активность, направленную на расширение культурологического кругозора;

  2. репрезентовать студентам-журналистам творческие биографии белорусских актеров театра и кино;

  3. углубить знания студентов об истории театра и кино Беларуси;

  4. стимулировать интерес студентов к аналитической деятельности, направленной на осмысление этапов развития искусства;

  5. анонсировать студентам экспозиционную деятельность Музея истории белорусского кино.


План мероприятия:

  1. Вступительное слово куратора (мотивация познавательной деятельности и активности студентов; экскурс в историю).

  2. Фотопрезентация «Театр и кино в лицах» (сопровождается пояснениями куратора).

  3. Интерактивная дискуссия на тему «Актеры и роли, актеры и судьбы» (выступление куратора; 2-3 сообщения студентов группы; вопросы куратора; комментарии и отклики аудитории).

  4. Анонс куратора: экскурсия в Музей истории белорусского кино.

  5. Заключительное слово куратора.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ЧАСТЬ 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КУРАТОРА

В современном мире с его высокими скоростями, господством постоянно обновляющихся информационных технологий и сниженным интересом общества к отдельной личности, обусловленной, с одной стороны, дегуманизацией общечеловеческих ценностей, неизменно сопутствующей любой переломной эпохе, а с другой – дегуманитаризацией образования (вынесение за рамки учебной программы общеобразовательной школы курса «Мировая художественная культура»; низкий удельный вес учебных часов, отводимых на изучение мировой литературы как в школе, так и в вузе и т.д.), особенно важной представляется индивидуальная и коллективная деятельность, направленная на восполнение пробелов в образовании и культурологическом развитии молодого поколения. Именно это и становится главным движущим фактором, детерминирующим необходимость познания и осмысления сущностных особенностей развития различных сфер и областей отечественного искусства.

И, конечно, очень важно понимать, что культура – это не монолитное образование, возникшее само по себе, а прежде всего люди. Благодаря человеческому таланту и трудолюбию, профессионализму и самоотдаче оказывается возможным создание произведений искусства. Сегодня речь пойдет именно о них, о людях, о тех, кто внес заметный вклад в развитие театра и кино Беларуси.

История белорусского кинематографа насчитывает более 85 лет. За это время созданы настоящие шедевры как в сфере игрового кино (экранизации белорусской и мировой классики, картины героико-патриотической тематики о Великой Отечественной войне, произведения для детской аудитории), так и в области неигрового кино (фильмы о знаменательных исторических событиях, выдающихся исторических деятелях, кинопортреты мастеров, заявивших о себе в различных видах искусства).

Творческие биографии талантливых кинодеятелей (а в рамках данного проекта – актеров) дают яркое и наглядное представление об истории отечественного театра и киноискусства1.

ЧАСТЬ 2. ФОТОПРЕЗЕНТАЦИЯ «ТЕАТР И КИНО В ЛИЦАХ»

Презентация фотоматериалов сопровождается музыкой (подбор осуществляется студентами группы по согласованию с организатором мероприятия) и комментариями куратора.
Стефания Михайловна Станюта




Дата рождения: 13 мая (30 апреля) 1905 г.

Место рождения: город Минск

Образование: Белорусская драматическая студия при МХАТ, класс В. Смышляева и С. Гиацинтовой, 1926 г.

Звание: Народная артистка БССР (с 1957 г.); Народная артистка СССР (с 1988 г.)

Ушла из жизни: 6 ноября 2000 г.
Стефания Михайловна родилась в семье известного белорусского художника Михаила Петровича Станюты. Училась в церковно-приходской школе, и ей довелось побывать на официальной встрече царя с белорусским народом.

В 1918 году Стефания Михайловна начала работать статисткой, хористкой и танцовщицей в Первом товариществе белорусской драмы и комедии Флориана Ждановича, ставшем в последствии Первым белорусским государственным театром.

Вместе с группой молодых белорусских актеров она отучилась в Москве, и на базе этого выпуска в Витебске в 1926 г. был создан Второй белорусский драматический театр, в котором Стефания Михайловна служила до 1932 г.

А с 1932 года и почти до последних дней – 65 лет! – она выходила на сцену Национального академического театра имени Янки Купалы, где сыграла около 200 ролей.

Война застала труппу Купаловского театра в Одессе. В Минске у Стефании Михайловны остались отец, сын, но театр еще долго находился в Одессе, где Стефания Михайловна была начальником группы самозащиты. А потом, после переезда труппы в Томск, вела в госпитале театральный кружок с выздоравливающими бойцами.

Первая роль в кино состоялась в 1958 г. В основном, ее героинями были мамы и бабушки. Их было уже немало сыграно, когда Стефания Михайловна в 1982 г. снялась в фильме Ларисы Шепитько и Элема Климова «Прощание» в роли Дарьи и стала по-настоящему знаменита. А всего в списке ее киноролей более 60 наименований.

Стефания Михайловна была человеком жизнелюбивым и увлеченным. Она сама шила себе наряды, участвовала в выставках с украшениями, которые делала из косточек растений.

О ней много написано и сказано, но самое полное впечатление о Стефании Михайловне можно получить из книг ее сына Александра Станюты. Первая вышла на белорусском языке в 1994 г., а дополненный вариант – «Жизнь актрисы» – на русском языке в 2001 г. Также своими воспоминаниями о маме он делится в интервью: «Вспоминать и возвращаться» и «И я закричал на весь пустой зал: “МАМА!”».

Стефания Михайловна была членом Международной академии театра при Российском благотворительном фонде «Маски», лауреатом Государственной премии Белорусской ССР (1982 г.), была награждена Орденом Трудового Красного Знамени, медалью Франциска Скорины, Призом СТД «Хрустальная Павлинка», Призом Гильдии киноактёров «За выдающийся вклад в профессию» на фестивале «Созвездие-91», Премией II МКФ «Золотой Витязь» «За выдающийся вклад в славянский кинематограф» (1992 г.).

27 марта 2003 г. на доме № 19 по проспекту Скорины в Минске была установлена мемориальная доска Стефании Станюты, а 3 ноября этого же года – памятник на Восточном (Московском) кладбище. В Купаловском театре организуются вечера памяти Стефании Станюты.

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь 13 мая 2005 года ввело в почтовое обращение марку «100 лет со дня рождения С.М. Станюты», подготовленную издатцентром «Марка» РУП «Белпочта» (художники В. Тереньтьев и Ю. Тореев); (см. приложение).
Галина Климентьевна Макарова

Дата рождения: 27 декабря 1919 г.

Место рождения: г. п. Старобин Солигорского р-на

Образование: Студия Первого Белорусского драматического (Купаловского) театра, 1938 г.

Звание: Народная артистка БССР (с 1967 г.); Народная артистка СССР (с 1980 г.)

Ушла из жизни: 28 сентября 1993 г.
Настоящей даты своего рождения Галина Климентьевна Макарова (настоящее ее имя – Агафья, Агата) не знала сама. Ее отца репрессировали, и семья уничтожила все документы. В новом паспорте год рождения ей указали неверно, а позже она высчитала, что родилась в 1916-м.

В 16 лет Агата переехала в Минск, где работала домработницей, санитаркой в первой клинической больнице. Позже отец подруги помог ей поступить в студию при театре.

В студии она и взяла «псевдоним», из Агафьи превратившись в Галину.

Галина Климентьевна увлекалась мотоспортом, став в 1937 году чемпионкой республики по мотокроссу. Также она занималась конным спортом, метала копье и вышивала.

После окончания студии и до последних дней Галина Климентьевна служила в Национальном академическом театре имени Янки Купалы. Правда, с 1939 по 1944 гг. был перерыв.

В 1939 г. Галина Климентьевна вышла замуж за военного, Ивана Макарова, и переехала сначала в Москву, а потом в Карелию. Из эвакуации она снова вернулась в Москву. Но в 1944 с мужем она разошлась и вернулась в Минск.

В театре известность к Макаровой пришла не сразу. Сначала она играла, в основном, эпизодические роли. Первый успех в 1954 г. ей принесла роль Марии Кирилловны в спектакле «Извините, пожалуйста!» по пьесе А. Макаенка. В пьесах этого талантливого белорусского драматурга Галина Климентьевна играла часто, а многие роли драматург писал специально для нее. 600 раз она сыграла Лушку в спектакле «Левониха на орбите».

Сниматься Галина Макарова начала поздно – в 1958 г. А по-настоящему узнаваемой и востребованной она стала, снявшись в роли Александры Матвеевны Громовой в фильме Сергея Микаэляна «Вдовы» в 1976 г. Кроме художественных фильмов, она снималась и в телевизионных постановках. Например, «Метели, декабрь» (роль мачехи Анны).

Галина Климентьевна была награждена Орденом Ленина, Серебряной медалью имени А. Попова (1973 г.). Она была действительно народной артисткой.

В 1983 г. о Галине Макаровой был снят документальный фильм «Королев я не играла», а в 2009 г. вышел художественно-публицистический фильм «Мама».

23 октября 2009 г. введена в обращение почтовая марка, посвященная 90-летию со дня рождения Галины Климентьевны Макаровой (см. приложение).

Александра Ивановна Климова




Дата рождения: 1 октября 1921 г.

Место рождения: село Затоболовка Кустанайской области (Казахстан).

Образование: Театральное училище имени М.С. Щепкина, курс В.Н. Пашенной, 1949 г.

Звание: Народная артистка БССР (с 1963 г.); Народная артистка СССР (с 1969 г.)

Ушла из жизни: 13 мая 2005 г.
В юности Александра Ивановна Климова занималась в драмкружке Магнитогорского Дома металлургов, но поступила она в педагогический институт. Во время войны выступала в военных госпиталях, а когда увидела спектакль «Мария Стюарт» Малого театра СССР с Верой Пашенной в главной роли, решила, что будет только актрисой. И летом 45-го поступила в «Щепку» на курс Веры Пашенной.

Александра Климова играла на сценах Магнитогорского (1942-1945), Одесского (1949-1951), Киевского (1951-1953), Харьковского (1953-1956) театров.

С 1956 и до последних дней она была актрисой Национального академического драматического театра имени Максима Горького (г. Минск). В 1956 году молодой режиссер М. Спивак поставил на минской сцене «Оптимистическую трагедию» Вишневского с Александрой Климовой в главной роли, и спектакль стал победителем театрального форума «Прибалтийская весна – 1957».

Александра Ивановна играла на одной сцене с мужем – Андреем Душечкиным-Корсаковским. Сейчас в НАДТ им. Горького служит сын актеров – Заслуженный артист РБ Андрей Душечкин. Именно он был автором инсценировки моноспектакля Александры Ивановны «Мой театр», Александре Ивановне он посвятил свою книгу «По ту сторону зеркала».

Об Александре Климовой снят документальный фильм «Актриса – моя профессия».

Александра Климова преподавала в Белорусском государственном театрально-художественном институте (1981-1988), была членом Советского комитета защиты мира, комиссии по Ленинским и Государственным премиям при Совете министров СССР, комиссии БССР по делам ЮНЕСКО, правления Белорусского союза театральных деятелей, председателем Республиканской военно-шефской комиссии. Лауреат премии И. Буйницкого (1994 г.), награждена орденами Ленина, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, медалью Франциска Скорины.

В 2007 г. Александре Ивановне открыта мемориальная доска.
Зоя Васильевна Осмоловская

Дата рождения: 1 марта 1928 г.

Место рождения: г. Орша Витебской области

Образование: Белорусский государственный театрально-художественный институт, Д. Орлов, Б. Мордвинова, 1952 г.

Театр: Национальный академический драматический театр имени Максима Горького (с 1954 г.)

Звание: Заслуженная артистка Республики Беларусь (с 1982 г.)

Город: Минск
В школе Зоя Васильевна Осмоловская играла в драматическом кружке. Однако до поступления в институт она мечтала быть преподавателем русского языка и литературы.

Почти вся жизнь Зои Васильевны связана с Минском, не считая эвакуации во время войны и двух лет после института, которые она проработала в Гродненском областном драматическом театре, где познакомилась со своим мужем Юрием Сидоровым. Их дочь – Елена Сидорова – гордость Национального академического театра имени Янки Купалы.

В 2001 году Зоя Васильевна получила Приз «За лучшую женскую роль» на фестивале «Молодечненская соковица» за роль в спектакле «Я жить хочу».
Ростислав Иванович Янковский




Дата рождения: 5 февраля 1930 г.

Место рождения: город Одесса

Образование: Театральная студия при Ленинабадском драматическом театре, 1951 г.

Театр: Национальный академический драматический театр имени Максима Горького (с 1957 г.)

Звание: Народный артист СССР (с 1978 г.)

Город: Минск
Отец Ростислава Ивановича – потомственный дворянин, штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка. В 30-е годы был репрессирован. После его возвращения семья переехала из Одессы в Рыбинск.

Во время войны Янковские оказались в Джезказгане. Именно там Ростислав впервые увидел спектакль. Театр так поразил его, что после переезда в Ленинабад, где он учился в летной спецшколе, Ростислав начал играть в самодеятельном кружке. Тогда же он начал заниматься боксом и стал чемпионом Таджикистана среди юношей. И однажды на соревнованиях Ростислав Иванович встретил свою, как он сам говорит, первую и единственную жену, которая в то время была рекордсменкой республики по легкой атлетике.

В то время в семье Янковских появилось еще двое сыновей – Николай и Олег.

Ростислав Иванович женился, работал диспетчером автобазы и принимал участие в самодеятельности Дворца культуры. Там его заметил руководитель Ленинабадского драматического театра Д.М. Лиховецкий и пригласил работать в театр. В этом театре Ростислав Иванович отработал 6 лет и окончил театральную студию.

А после он получил приглашение на кинопробу от киностудии «Беларусьфильм» и скоро переехал в Минск. С тех пор он бессменно служит в Русском театре, снимается в кино, а количество его ролей приближается к двумстам.

Вся семья Янковских – «театрально-киношная». Николай, заслуженный работник культуры РСФСР, руководит молодежным театром в Саратове. Всеобщий любимец Олег – народный артист СССР. Сыновья Ростислава Ивановича тоже выбрали творческие профессии: Игорь – актер, Владимир – режиссер.

А Ростислав Иванович – глава этой замечательной семьи. Он неоднократно избирался в районный, городской и Верховный Совет, Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь, являлся секретарем Правления Союза театральных деятелей Республики Беларусь. Он – член Международной академии театра при Российском благотворительном фонде «Маски», Президент Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Лiстапад», Почетный гражданин города Минска и обладатель огромного количества призов и наград.

В 2006 г. в издательстве «Мастацкая літаратура» вышла книга Т. Орловой и А. Карелина из серии «Жизнь замечательных людей Беларуси» под названием «Ростислав Янковский. Артист».



Николай Николаевич Еременко-старший

Дата рождения: 17 июня 1926 г.

Место рождения: город Новосибирск

Образование: Театральная студию при театре имени Я. Коласа; 1948 год.

Театр: в 1948-1959 годах – актёр театра имени Я. Коласа в Витебске.

С 1959 года – актёр Белорусского академического театра имени Янки Купалы в Минске.

Звание: Народный артист БССР (1967); Народный артист СССР (05.07.1989).

Ушел из жизни: 30 июня 2000 г.

Девятнадцатилетним юношей Николай Еременко окончил курсы младших лейтенантов и в 1942 году отправился воевать на фронт. Попав в плен, он четыре года провел в фашистских лагерях, и был освобожден лишь после победы.

Жена Николая Еременко-старшего – Галина Александровна Орлова – актриса, народная артистка Республики Беларусь. Супруги любили и уважали друг друга. Еременко-старший был настоящим, глубоким и правильным человеком, таким же, как и его герои в кино, обреченные изменять жизнь к лучшему; Галина Александровна – женщиной строгой, но справедливой. Не случайно среди минской интеллигенции их семью называли идеальной. О них говорили как о людях очень гордых, которые никого не пускали в свой внутренний мир, семья для них была самым главным в жизни.

В 1949 году у них родился сын Николай, ставший впоследствии очень популярным актером, сыгравшим замечательные роли в фильмах: "Красное и черное", "Царская охота", "Юность Петра" и др.

С 1960 года Николай Еременко снимался в кино. Первой его большой работой стала роль советского офицера Алексея в киноромане «Люди и звери». Его герой попадает во время второй мировой войны в плен и, оказавшись в числе перемещенных лиц, не сразу решается на возвращение в СССР.

К началу 1970-х Еременко снялся уже в десятке фильмов, среди которых были: историко-революционные ленты «Москва-Генуя» и «Крушение империи», приключенческая комедия «Музыканты одного полка», драме Валерия Исакова «Погоня».

В это время начинает сниматься и его сын, который довольно быстро становится известным и популярным. Первоначально и отец и сын писались в титрах просто – Николай Еременко. Но со временем зрители стали путаться. Еременко-младший вспоминал: «Отец рассказал мне такой курьезный случай: когда появился телевизионный фильм с моим участием "Красное и черное", к нему в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после "Вечного зова", где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: "В титрах написано – Николай Еременко – все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?" Чтобы каждый раз не объяснять, где какой Николай Еременко, мы стали писать: "старший" и "младший"».

Н.Н. Еременко-старший продолжал сниматься до начала 1980-х. В военной киноэпопее «Солдаты свободы» он сыграл молодого Леонида Брежнева, в производственной драме «Молодость с нами» – энергичного директора нефтезавода Колосов. Но, начиная с 1980-х, он практически перестает сниматься.

Сниматься в фильме сына Николай Еременко-старший все же согласился. И, наверное, совсем не ожидал, что картина «Сын за отца» станет для него мощной «терапией», которая оторвет его от кресла. После окончания съемок семидесятилетний актер забыл о болезнях, снялся еще в нескольких картинах, вернулся на театральную сцену, великолепно сыграв одну из главных ролей в английской пьесе «Костюмер», которая была отмечена призами на театральных фестивалях.

В последние годы жизни Николай Еременко работал на сцене Белорусского национального академического театра имени Янки Купалы. Восьмого июля он должен был принять участие в международном фестивале искусств "Славянский базар" в Витебске. Кроме того, актер планировал выступить на сцене родного Витебского театра и записать ряд телевизионных программ.

Николаю Еременко-старшему было 74 года, когда 1 июля 2000 года он внезапно умер от инфаркта. На последнем спектакле «Милый лжец», в котором он играл вместе со своей женой за три дня до смерти, было что-то необъяснимое: полный аншлаг, как будто пришли попрощаться с любимым актером. Потом все так и скажут: в этот день Николай прощался с Галиной Александровной и со зрителями.

Николай Николаевич Еременко-младший

Дата рождения: 14 февраля 1949 г.

Место рождения: город Витебск.

Образование: Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой); 1971 год.

С 1976 года – актёр киностудии имени Максима Горького;

С 2001 года советник по культуре посольства Белоруссии в Москве.

Звание: Народный артист России (01.03.1994).

Ушел из жизни: 27 мая 2001 г.

Почти все детство Николай провел за кулисами театра. По окончании школы вопроса кем быть у Николая не возникало. Однако с первой попытки поступить во ВГИК ему не удалось. Причина была банальна – он просто, как и многие другие, опоздал на конкурс. К тому времени курс был практически набран, и ребят, приехавших со всего Союза, просматривали лишь для того, чтобы не обидеть. На следующий год в свою мастерскую набирал курс выдающийся режиссер, педагог и актер Сергей Апполинариевич Герасимов, хорошо знакомый с отцом Николая.

Николай Еременко не скрывал, что поступить ему помог отец: «О Белорусском театральном речи быть не могло! Я же намеревался Москву покорить. Без таких амбиций зачем артистом-то становиться? На следующий год показывать меня Герасимову повез отец».

В 1969 году Сергей Герасимов пригласил Николая Еременко на роль Алеши в картину «У озера». Главную роль в ней сыграл Василий Шукшин. Кроме того, в этой мелодраме снялись ученики Герасимова: Наталья Бондарчук, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбасарова, Наталья Гвоздикова, Наталья Белохвостикова и другие. Первой по-настоящему большой и серьезной его работой стала главная роль в драме Герасимова «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля.

Роль Жюльена Сореля принесла Еременко не только настоящую популярность и любовь зрителей (после выхода этого фильма на экраны актер получил первые мешки писем от восторженных поклонниц), но и закрепило за актером амплуа героя-любовника.

Окончив в 1971 году ВГИК, Еременко стал актером Театра-студии киноактера, а с 1976 – актером киностудии имени М.Горького. К концу 70-х на его счету было уже немало картин, среди которых: драма «Трактир на Пятницкой», мюзикл «31 июня», революционный «Мятежная баррикада».

В 1979 год на экраны кинотеатров вышел первый советский боевик «Пираты ХХ века». Съемки были очень непростыми. Но Еременко все делал без дублеров. После выхода этого фильма журнал «Советский экран» назвал Николая Еременко лучшим актером 1981 года.

В 1980-е годы Николай Еременко снимался не очень много. В 1980 году вышел исторический фильм «Юность Петра», где он сыграл Алексашку Меньшикова. Затем был приключенческий фильм «В поисках капитана Гранта» и еще несколько небольших ролей. В 1990 году Еременко снялся в исторической драме Виталия Мельникова «Царская охота». Он сыграл графа Орлова, который по приказу Екатерины Великой соблазняет претендентку на российский престол княжну Тараканову и привозит ее в Петербург, что бы отдать в руки палачей.

Первая половина 1990-х – не лучшее время как для Николая Еременко, так и для всего нашего кинематографа. Многие актеры мучительно переживали этот трудный период, в их числе был и отец Николая. В середине 1990-х Николай Еременко-младший, решил сам заняться режиссурой. Он снял фильм «Сын за отца», в котором сыграл вместе с отцом. В середине 90-х Николай Еременко сыграл в боевике "Крестоносец" и его сиквеле – комедии «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2». Затем вместе с Натальей Андрейченко сыграл в фильме Дмитрия Астрахана «Подари мне лунный свет», а у дебютанта Андрея Разенкова снялся в «Тестах для настоящих мужчин».
Владимир Васильевич Гостюхин

Дата рождения: 10 марта 1946 г.

Место рождения: город Свердловск

Образование: Государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского; 1970 год

Театр: Минский Театр-студия киноактера (с 1982 г.)

Звание: Заслуженный артист РСФСР (1982), Народный артист Республики Беларусь (1996).

Город: Минск

Снимался в фильмах: «Восхождение» (1976), «Возьму твою боль», «Охота на лис» (оба 1980), «Магистраль» (1983), «Смиренное кладбище» (1989), «Генерал» (1992), в телефильмах: «Был месяц май» (1970), «В поисках капитана Гранта» (85) и др. Удостоен Государственной премии СССР за роль в фильме «Берег» (1985), Государственной премии России за роль в фильме «Урга – территория любви» (1993).

Владимир Гостюхин родился в простой семье. Его отец был рабочим, мать работала продавцом в магазине (затем доросла до должности директора). В 7-м классе школу бросил, поступил в Свердловский радиотехникум, а вечерами работал электриком на центральном стадионе города.

Одно время Владимир Гостюхин занялся музыкой и играл на ударных инструментах в самодеятельном оркестре. Но тут увлекся театром. Причем произошло это неожиданно и помимо его воли. Ему предложили сыграть роль в студенческом спектакле. Премьера спектакля прошла настолько успешно, что Владимир Гостюхин внезапно почувствовал вкус к профессии актера. За полгода до окончания техникума Гостюхин покинул его и пошел учиться в вечернюю школу, одновременно с этим поступив в студию Дома культуры работников торговли им. Свердлова, где вела занятия талантливый педагог О.П. Солдатова.

Первым, кто рассмотрел в нем задатки актера, оказалась именно она, потому и занялась его индивидуальной подготовкой для поступления в ГИТИС. В 1965 году эта «вершина» Гостюхиным была взята.

Владимир Васильевич говорит о своем видении кино: «Мне отвратительна грязь, называемая современной эстетикой. Мои герои будут любить и ненавидеть то, что люблю или ненавижу я, а я никогда не переступлю запретной грани».



ЧАСТЬ 3. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДИСКУССИЯ НА ТЕМУ

«АКТЕРЫ И РОЛИ, АКТЕРЫ И СУДЬБЫ»

Примерные вопросы для дискуссии:

  • Чему учат нас творческие судьбы белорусских актеров театра и кино?

  • Кто из современных белорусских актеров, с вашей точки зрения, наиболее интересен?

  • Какие творческие достижения белорусских актеров представляются вам заметными и значительными?

  • У кого из белорусских актеров вы хотели бы взять интервью?

  • Кого из белорусских актеров, по вашему мнению, можно было бы пригласить на творческую встречу в Институт парламентаризма и предпринимательства?

  • О ком из белорусских актеров театра и кино вы хотели бы узнать больше?

  • Какой актерский состав подобрали бы вы для создания лучшего белорусского фильма?

  • Каким должен быть современный актер, чтобы белорусский театр и кинематограф поднялся на качественно новую высоту?

ЧАСТЬ 4. АНОНС КУРАТОРА:

ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО КИНО

В 1976 году, в преддверии 50-летия выхода на экран первого белорусского национального фильма «Лесная быль», в Минске был основан Музей истории белорусского кино. Инициаторами открытия музея стали белорусские кинематографисты, а основной функцией музея на тот момент были сбор и сохранение материалов, касающихся белорусского национального кинематографа, а также популяризация его достижений. Музей получил статус «ведомственный» и располагался при киностудии «Беларусьфильм».

Позже, с 1982 года по 1986, музей находился в здании Республиканского Дома кино Союза кинематографистов БССР (сегодня это здание костела святых Сымона и Алены). Функцию музей в то время выполнял преимущественно архивную.

Наконец в 2002 году музей открыли для посетителей в специально отреставрированном здании на улице Свердлова, которое является памятником архитектуры первой половины 20 века. С начала 2005 года музей является филиалом «Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь».

Для посетителей в музее открыты следующие залы:


  • Первый этаж. Здесь расположен кинозал на 50 мест, а также видеозал на 10 мест. Здесь посетителям демонстрируются ретроспективы и ретропрограммы из видеофонда музея.

  • Второй этаж. На площади в 140м2 размещена постоянная экспозиция музея под названием «Золотой фонд белорусского кино». Экспозиция содержит в себе около 800 экспонатов, несущих информацию о лучших фильмах всех жанров (включая даже те фильмы, которые внесены ЮНЕСКО в список репрезентативных произведений мировой кинематографии).

  • Третий этаж представляет собой выставочный зал площадью 100м2. Именно здесь и проводятся разнообразные художественные выставки.

Музей открыт для посещения с понедельника по субботу (9.00–18.00, касса закрывается в 17.00) Адрес: Минск, ул. Свердлова, 4: телефон музея: (017) 227-10-75.

ЧАСТЬ 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КУРАТОРА

Подводя итоги мероприятия, посвященного творческим биографиям белорусских актеров театра и кино, не хотелось бы ставить точку. Думается, что знакомство с отечественной культурой необходимо продолжать, а тематика и проблематика подобных встреч студентов и кураторов должна неизменно расширяться.



Уверена, что современный человек должен осознавать особую личную ответственность за сохранение произведений отечественного искусства, а также помнить о тех, чьим талантом питается наша земля.
БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Беларусы. Т. 12. Экраннае мастацтва / А.В. Красински [и инш.]. – Минск: Беларуская навука, 2009. – 687 с.

  2. www.belactors.info

  3. www.belactors.narod.ru

  4. www.catalog.aport.ru

  5. www.calend.ru

  6. www.kinopoisk.ru

  7. www.kino-teatr.ru

  8. www.rusactors.ru

  9. www.ruskino.ru

  10. www.shkolazhizni.ru




1 Выбор персоналий, представляющих историю и современность белорусского театра и кино, может быть определен на основе предварительного анкетирования студентов, а также консультаций с профессионалами в изучаемой области.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет