http://udovichenko.ucoz.ru/load/4-1-2
Божьи генералы-3
Отцы пробуждения
Робертс Лиардон
Отзывы
Эта книга напрямую обращается к нашему разуму и сердцу, рисуя историческую и теологическую перспективу величайших деяний Божьих. Точно так же, как книги вдохновляли Джона Уэсли и Джорджа Уитфилда искать Бога, чтение кратких очерков, посвященных Божьим генералам, вдохновит вас стремиться к тому же. Робертс Лиардон подарил нам еще один бестселлер - написанный понятным языком, но с академической точностью. И я искренне советую вам ознакомиться с этой книгой.
— Преподобный Пол Уилсон, методистский служитель, председатель организации "Евангельские методисты", Натсфорд, Великобритания
Книга "Божьи генералы III: Отцы пробуждения" позволяет нам детально взглянуть на жизнь людей, которых Бог использовал для того, чтобы пробудить и встряхнуть этот мир. Робертс словно оживляет судьбы реформаторов, преподнося их в контексте современной Божьей работы на земле. Читая эту книгу, вы будете буквально сгорать от нетерпения как можно скорее занять свое место в этом величайшем пробуждении всех времен и народов.
— Преподобная Кейт Макуэй, автор книг "Благословение милости" (The Blessing of Favor) и "Как делиться своей верой" (Sharing Your Faith)
В течение многих лет я регулярно ссылалась на те обширные знания, которыми полон замечательный труд Робертса Лиардона "Божьи генералы". Как христианка и служительница Божья, я благодарна автору за эти исторические исследования и с нетерпением ожидаю выхода в свет следующей книги данной серии.
— Ким Клемент, автор книги "Называйте меня сумашедшим, но я слышу Божий голос" (Call Me Crazy, but I'm Hearing God's Voice)
В этой книге Робертс снова отдает честь там, где это необходимо, но при этом остается верным истории, не забывая о слабостях и неудачах своих героев. Мне нравится, что автор всегда делает это с должным почтением, но при этом использует каждую подобного рода возможность, чтобы научить нас не повторять чужих ошибок. Именно так должно вести себя подданным Божьего Царства. Книга "Божьи генералы III. Отцы пробуждения" наверняка станет своеобразным учебником, цель которого подготовить новое поколение, рожденное для величайшего излияния Духа Божьего за всю историю человечества.
— Билл Джонсон, автор книги "Когда небеса овладевают землей" (When Heaven Invades Earth), пастор церкви "Вефиль" Реддинг, Калифорния
Я глубоко уважаю Робертса Лиардона за то, что благодаря его усилиям мы получили замечательную возможность больше узнать о жизни и борьбе еще нескольких Божьих генералов, которым посвящена эта сильная и написанная прекрасным языком книга. А поскольку судьбы и жизненный опыт мужей Божьих продолжают служить для нас ярким примером, книга "Божьи генералы III. Отцы пробуждения "станет одним из полезнейших пособий для каждого христианского служителя.
— Епископ Даг Хьюард-Милс, основатель и пастор церкви "Лайтхаус Чепл Интернешнл" (Lighthouse Chapel International), Гана, Африка
Будучи историком, Робертс Лиардон обнаружил то семя, которое небеса посеяли в жизни этих величайших мужей и жен Божьих. Их судьбы, сплетенные воедино, рисуют перед нами потрясающую картину истины, которая свидетельствует о том, что Дух Святой проделал и по-прежнему делает величайшую работу, чтобы каждый человек, живущий в этом заблудшем и погибающем мире, услышал Благую Весть. Послание неизменно: сосуды и методы могут быть разными, но Дух Святой один и тот же. Я искренне желаю, чтобы вы приняли этот вызов и смотрели в будущее с надеждой, потому что самое лучшее еще впереди - лучшее вино Он сберег на потом!
— Доктор Родни Ховард-Браун "Ривайвл Министриз Интернешнл" (Revival Ministries International), Тампа, Флорида
В типичном для Лиардона стиле, отличающемся детальностью изложения и вниманием к мельчайшим нюансам, книга "Божьи генералы III. Отцы пробуждения"предлагает читателям совершенно новый уровень биографических исследований. Причиной этого является та экспрессивность, с которой автор рассказывает нам о своих героях, дополненная тем, что мужчины и женщины, о которых здесь идет речь, вне всякого сомнения, практически достигли вершины величия и великолепия, превзойдя многих из тех, кто жил и проповедовал после апостолов. Многие из вас, прочитав эту потрясающую книгу, обретут благословения, помощь и ощутят в своей жизни неведомые ранее перемены. Этот труд заслуживает того, чтобы быть прочитанным каждым ищущим Бога человеком. Замечательное дополнение к каждой библиотеке!
— Джек Тейлор, президент организации "Дименшинс Министриз" '(Dimensions Ministries), Мельбурн, Флорида
Робертс Лиардон проделал замечательную работу, написав ряд книг из серии "Божьи генералы". В своей последней книге автор помогает нам увидеть плоды этих выдающихся отцов христианского пробуждения и научиться тому, как преодолевать барьеры и выигрывать битвы, в которых тем приходилось принимать участие. Эту книгу я настойчиво советую прочитать каждому христианину, желающему ощутить истинное возрождение в своей жизни, а также в жизни общества и целых народов.
— Преподобный доктор Нико Нджоторахарджо, старший пастор церкви "Вефиль", Джакарта, Индонезия
Третью книгу из серии "Божьи генералы" я хотел бы посвятить своему отцу, Кеннету Д. Крафту. Он родился 13 апреля 1936 года в Бентон-Харбор, штат Мичиган, и вырос в резервации для американских индейцев, расположенной в штате Вашингтон. После достижения совершеннолетия он поступил на службу в Военно-морской флот и спустя некоторое время женился на моей матери.
В первые годы своей совместной жизни мои родители помогали моим бабушке и дедушке вести дела в церквах, где те являлись служителями, а также оказывали поильную помощь в проведении евангелизационных служений. Мой отец всегда был очень открытым человеком и легко заводил друзей. Он никого не считал чужаком - скорее другом, которого просто еще никогда не встречал раньше. Непоседа по натуре, он обожал охоту и рыбалку, поэтому мы с сестрой многие выходные проводили на берегах Великой реки в замечательном штате Оклахома, впитывая в себя всю ту радость, которую отец испытывал по отношению к Божьему творению.
Увы, этот мир отец покинул слишком рано - 13 января 1997 года, — как раз в тот момент, когда наше служение начало выходить на общенациональный уровень.
Ниже помещена моя любимая фотография, на которой я изображен рядом с отцом. Мои воспоминания о нем становятся более яркими каждый раз, когда я снова к ним обращаюсь. Отец, я надеюсь увидеть тебя снова, когда все мы окажемся на небесах.
С любовью твой сын Робертс
Оглавление
Предисловие
Пролог. Сто лет заступничества
Введение
1. Джон и Чарльз Уэсли (1703-1791 и 1707-1788)
"Голова и сердце возрождения"
2. Джордж Уайтфилд (1714-1770)
"Божественный драматург"
3. Джонатан Эдвардс (1703-1758)
"Божий эрудит"
4. Френсис Эсбери (1745-1816)
"Пророк долгого пути"
5. Первые лагерные встречи (1799-1801)
"Американская Пятидесятница"
6. Питер Картрайт (1785-1872)
"Проповедник с пистолетом"
7. Чарльз Финней (1792-1875)
"Отец современного Возрождения"
8. Дуайт Л. Муди (1837-1899)
"Величайший из дилетантов"
9. Уильям и Кэтрин Бут (1829-1912 и 1829-1890)
"Кровью и огнем"
10. Билли Грэм (родился в 1918 году)
"Несущий Благую Весть миру"
Заключение
Об авторе
Предисловие
Я искренне считаю Робертса Лиардона одним из наиболее выдающихся церковных историков нашего времени. Это особенно хорошо видно по его третьей и последней на данный момент книге из серии "Божьи генералы", которую он преподносит читателю в неповторимой манере настоящего мастера своего дела. Биографические исследования, представленные им в этом томе, посвященном ключевым отцам пробуждения последних трех столетий, являются результатом многих лет кропотливой и трудоемкой работы. Свое исследование Робертс облекает в удивительно доступную и читабельную форму.
Вдохновляя и наставляя, книга "Божьи генералы III. Отцы пробуждения" является учебным пособием для каждого, кто серьезно интересуется историей христианства (что должно быть естественным для каждого христианина!). Умение Робертса сплетать воедино главное и второстепенное - это еще одна сильная сторона данной книги. Его комментарии содержательны, проницательны и умны. Эту книгу просто невозможно отложить в сторону, не дочитав до конца!
Лучшие историки не только описывают прошлое, но также через это помогают нам лучше понять будущее. Именно в этом секрет популярности серии книг "Божьи генералы". Третья ее часть - "Отцы пробуждения"-является полной противоположностью сухой и малосодержательной церковной истории: каждая страница буквально пропитана сокровищами, которые реально применимы в жизни каждого из нас. Робертс заботится о том, чтобы судьбы этих "героев веры" продолжали живо обращаться к нам.
Я нисколько не сомневаюсь, что, читая о жизни этих мужчин и женщин и их вкладе в духовное возрождение, вы ощутите прилив духовной свежести. И тогда, увидев, что Бог сделал через, казалось бы, незаметных и несовершенных мужчин и женщин, подчинившихся Его воле, вы воскликните: "Господь, повтори это снова!".
Читая последующие страницы, позвольте Святому Духу активизировать Свою работу внутри вас. Столь желанное каждым из нас возрождение всегда начинается с отдельных сердец, охваченных Божьим огнем — как это было в случае со всеми описанными в этой книге отцами пробуждения.
И потому я молюсь о том, чтобы через эту книгу Дух Святой наполнил вас благочестивым желанием самим стать Божьими генералами — людьми, способными оказать влияние на ход истории и оставить после себя непреходящее духовное наследие. Наступил "день всех святых" - священство всех без исключения христиан, сконцентрированное не на одном-единственном муже или жене Божьей, а на всем Теле Христовом, мобилизованном для выполнения данной ему Богом миссии в современном мире. Учитесь на примере этих христиан. Пусть их ошибки служат вам предупреждением, а успехи - бросают вызов. Заразитесь их стремлением изменить окружающий мир, полностью и без остатка подчинившись Всемогущему Богу.
Робертс сослужил добрую службу всему христианскому миру, создав необходимый для этого ресурс. Он даровал Телу Христову орудие, которое, несомненно, послужит многим грядущим поколениям. И сегодня я от всего сердца рекомендую эту книгу каждому из вас.
— Колин Дай,
старший служитель церкви Kensington Temple, Лондон
Пролог
СТО ЛЕТ ЗАСТУПНИЧЕСТВА
...много может усиленная молитва праведного.
Иакова 5:16
Несмотря на то, что со времени Реформации минуло уже почти два столетия, а Ян Гус принял мученическую смерть на костре за триста лет до описываемого нами момента, в 1772 году группа последователей Гуса из Моравии (провинции в Богемии, которая сегодня является частью Республики Чехия) бежала в Саксонию (Германия) в поисках религиозной свободы. Гонимые преследователями, эти "объединенные братья", как они себя называли, нашли покровителя в лице богатого молодого аристократа, графа Николауса Людвига фон Цинцендорфа, который позволил им поселиться в своих владениях и создать религиозную общину. Выросший вокруг общины город получил название Херрнхут, что означало "на страже Господней" или "под Божьим покровительством". А поскольку эти люди прибыли в Саксонию из Моравии, их стали называть "моравскими братьями".
Граф Цинцендорф был мужем Божьим, который в тот момент активно искал возможности использовать доставшееся ему в наследство состояние и собственное влияние для служения целям Царства Небесного. В 1715 году, в возрасте пятнадцати лет, Цинцендорф вместе с четырьмя своими друзьями организовали своего рода христианское рыцарское общество, названное "Орденом горчичного зерна". Его члены дали такой обет:
1. Быть верными Христу.
2. По-доброму относиться ко всем людям.
3. Нести миру Евангельскую Весть*.
Со временем общество начало разрастаться, включая в себя таких людей, как король Дании Христиан VI; католический архиепископ
*"Where it all began: The History of Zinzendorfs Order of the Mustard Seed," The Order of the Mustard Seed, http://www.mustardseedorder.eom/cm/story/3.
Праги, кардинал Луи Антуан де Нуалле; архиепископ Кентерберийский Джон Поттер; шотландский член Британского парламента Эрскин и, наконец (после того, как моравские братья направили туда своих миссионеров), губернатор Джорджии генерал Джеймс Оглторп, а также вождь индейского племени маскоги Томочичи.
Даже несмотря на то, что в тот момент графу едва исполнилось двадцать два года, возносимые моравскими братьями просьбы к Богу дать им нечто настолько простое, как место, где они могли бы свободно Ему поклоняться, зажгли его сердце. Незадолго до этого Цинцендорф купил у своей бабушки городок Бетельсдорф, где поставил пастором своего близкого друга Йохана Андреаса Роте. В Бетельсдорфе граф надеялся организовать общину, которая бы действовала исключительно на основании Слова Божьего, и вот он столкнулся с группой людей, разделявших его глубочайшее желание. Надеясь на помощь Роте в построении Херрнхута, Цинцендорф выделил моравским братьям участок земли для поселения в нескольких милях от Бетельсдорфа.
Привыкшим к гонениям моравским братьям вскоре наскучила мирная жизнь в Херрнхуте, вследствие чего, не испытывая никакого давления извне, горожане все чаще начали выяснять отношения друг с другом. Разделения и распри стали настолько ожесточенными, что моравские братья даже ополчились против Цинцендорфа и Роте, назвав их, соответственно, "зверем Апокалипсиса" и "лжепророком". Несмотря на это, Цинцендорф и Роте продолжали искать Бога и молиться, и Господь не замедлил им ответить.
12 мая 1727 года Цинцендорф, выступая перед собранием в Херрнхуте, три часа говорил о таком благословении, как христианское единство. Тем летом весь город вдруг словно прозрел, и каждый его обитатель начал искать Бога, желая пережить истинное возрождение. Мужчины, женщины и дети исповедовались друг перед другом в грехах, совместно молились и обретали новые силы в Господе, а в это время их сердца снова сливались в единое целое, и вся община переживала чудесное обновление. Однако даже этого было недостаточно. Жители Херрнхута хотели во что бы то ни стало обрести силы, дабы нести Благую Весть до самого края земли.
Это желание, неизменно упоминаемое во всех возносимых к Богу молитвах, стало их неотъемлемой частью настолько, что 5 августа 1727 года Цинцендорф и четырнадцать других моравских братьев провели целую ночь, умоляя Бога излить Свою силу на их город. 10 августа, во время полуденного богослужения в Херрнхуте, Роте ощутил столь сильное присутствие Святого Духа, что тотчас же пал ниц и начал каяться перед Богом. Собрание продолжалось до самого вечера, и все это время верующие, подобно Роте, падали на землю, взывая к Богу со слезами на глазах и сокрушенным сердцем, пока около полуночи все присутствующие не начали горячо хвалить и славить Господа, поклоняясь Ему и вознося к Нему гимны.
После этого, вечером в среду, 13 августа, Цинцендорф и Роте вдруг ощутили необходимость в совместной встрече жителей Бетельсдорфа и Херрнхута, чтобы обсудить все те дела, которые Бог совершал в Херрнхуте. Граф лично посетил каждый деревенский дом, увещевая его обитателей во что бы то ни стало посетить собрание.
Едва люди собрались, как на них опять излился Святой Дух, и присутствующие снова начали каяться в грехах. В какой-то момент граф Цинцендорф поднялся на подиум, чтобы от лица всей общины покаяться за разделения, терзавшие собравшихся несколько предыдущих лет, и призвать верующих вернуться к принципам, на которых изначально был основан город. Сразу же после этих слов Дух Святой сошел на собрание. Граф Цинцендорф позже описывал произошедшее, как "день излияния Святого Духа... это была Пятидесятница"*. Христиане начали молиться за тех своих братьев, которые все еще подвергались гонениям, за единство своей общины и за Тело Христово во всем мире - и все горячее и горячее они стали просить Бога о том, чтобы Его Слово распространялось беспрепятственно по всему миру.
* Dr. А.К. Curtis, "A Golden Summer,” Zinzendorf Jubilee, Comenius Foundation, http://www.zinzendorf.com/agolden.htm. This article first appeared in Glimpses of Christian History, "Glimpses 37: Zinzendorf," from the Christian History Institute.
Всего лишь две недели спустя, 27 августа, двадцать четыре мужчины и столько же женщин договорились молиться по часам. Они решили, что каждый час суток один мужчина и одна женщина будут молиться в разных местах, делая это неизменно каждый день в течение недели и каждую неделю в течение года. Они договорились молиться обо всем том, что Бог положит им на сердце, но больше всего — за повсеместное возрождение и распространение Евангелия Иисуса Христа до краев земли. Их молитвенное бдение должно было беспрерывно продолжаться ближайшую сотню лет и в конце концов стать лоном для истинного и всеобъемлющего возрождения.
Это молитвенное столетие стало свидетелем претворения в жизнь величайших, неведомых ранее этому миру миссионерских проектов, а также первого и второго Великих пробуждений. В действительности великое землетрясение 1727 года произошло через каких-нибудь несколько месяцев после того, как моравские братья приступили к осуществлению своего молитвенного замысла. Это событие многие историки считают началом первого Великого пробуждения, тогда как Рочестерское возрождение Чарльза Финнея, вспыхнувшее в момент кульминации второго Великого пробуждения, и Национальное возрождение 1831 года произошли приблизительно в момент окончания этой молитвенной стражи.
В этот исторический период появились на свет и возрожденцы - представители новой волны массовых проповедников. Ниже вы можете познакомиться с их судьбами.
Введение
Битва за сердца человечества продолжалась на протяжении долгих веков с того момента, как два тысячелетия назад Христос родился в этот мир, чтобы снять с народов лежащую на них печать греха. С момента Пятидесятницы, возрождения среди первых учеников Христа, и вплоть до так называемых "пятидесятнических возрождений" XXI века Бог неустанно вдыхал новую жизнь в сердца Своих последователей - снова и снова призывая их к еще большей близости, святости и личному познанию Его любви.
Верные мужья и жены, с готовностью посвящавшие время изучению Писания и горячей молитве, проложили путь, по которому Святой Дух смог прийти в этот мир, принеся с Собой свет и истину. Начиная со времени самых первых откровений, проповеданных апостолом Павлом, с революционной реформации Мартина Лютера, с евангелических кампаний Джона и Чарльза Уэсли и заканчивая последовавшей за этим эпохой возрожденцев, Дух Святой без устали стремился через веру - не через какие-либо дела человеческие или изобретения человеческого разума, не человеческой воли или правительственного указа, но лишь через простое, личное принятие крестной жертвы Христа - явить миру спасительную милость Божью. Вплоть до сегодняшнего дня мы продолжаем учиться тому, как наиболее полно принимать и применять на практике все то, что эта великая жертва дала каждой человеческой личности, чье сердце с готовностью ее приняло.
Верным признаком каждого возрождения является голод человеческого сердца: стремление к личным отношениям с Христом, жажда любой ценой ощутить присутствие Божье, неудержимое желание поклоняться Всевышнему в духе и истине. Возрождение - это плод пробуждения сердца, ощутившего силу и присутствие Живого Христа, Который каждого из нас любит безусловной любовью. Возрожденцами мы называем тех мужчин и женщин, которые не побоялись оставить безопасную бухту рациональных знаний и полностью посвятить себя страстному исследованию истин, пустившись в плавание по духовному океану под парусами веры. Эти истины невозможно постичь, опираясь лишь на интеллект, но они становятся близкими и понятными, когда мы целиком и полностью полагаемся на Бога, доверившись Ему. Вот, что сказано в Притчах 3:5-7:
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла...
Величайшие возрожденцы, как мы увидим, поступали именно так. В любой ситуации они стремились не поддаваться искушению довериться личному пониманию, но всегда и во всем полагались на Бога, признавая Его абсолютную власть над собой. Они боролись с соблазном быть мудрыми в собственных глазах и глазах своих верных последователей, доверившись лишь водительству Святого Духа. То была битва за то, чтобы многие и многие научились слышать этот мягкий, едва слышимый голос и, проявив настойчивость, в конце концов, обрели Господа.
Каждому из этих величайших отцов пробуждения приходилось преодолевать темную сторону собственной души — пересекать внутреннюю пустыню, не видя временами правильного направления, страдая от потери смысла и иногда даже надежды. Каждому из них доводилось сомневаться в своей вере, а временами - и в собственном спасении. Но благодаря молитве, движимые неутолимой жаждой истины, все они рано или поздно обретали столь желанную и необходимую уверенность. И стоило этим героям веры пережить подобного рода возрождение, как из их сердец тут же сыпались мириады искр, воспламенявших целые народы на многие поколения вперед.
Как мы вскоре увидим, познакомившись с каждой из этих удивительных судеб, личное возрождение наших героев неизменно приводило к возрождению в национальных масштабах. Все всегда начиналось с полного и абсолютного доверия Богу, с трепетного благоговения перед Ним, с решимости победить социальные недуги, которые не давали покоя их народам. Возрожденцы так влияли на жизни окружавших их людей, что через это радикальные перемены приходили также в жизни целых общин и народов. Эти величайшие генералы Божьи раз и навсегда провели четкую границу между праведностью и нечестивостью. И теперь мы с вами можем пойти их следами, почерпнуть для себя много полезного, глядя на выигранные ими битвы и преодоленные препятствия. Отправляйтесь вместе со мной в путь протяженностью в два с половиной столетия по полям сражений Божьих генералов - отцов пробуждения.
Глава 1
Джон и Чарльз Уэсли
(1707 - 1791) (1707 - 1788)
"Голова и сердце возрождения"
"ГОЛОВА И СЕРДЦЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ"
Наши пути с праздностью разошлись. Раз и навсегда!
— Джон Уэсли
Пусть тысячи уст поют хвалу моему величайшему Искупителю!
— Чарльз Уэсли
Когда Джон и Чарльз Уэсли появились на свет, Англией правила королева Анна, а на французском престоле восседал Луи XIV. Исаак Ньютон был еще жив, а философ Джон Локк лишь недавно покинул этот мир, Америка представляла собой разобщенную группу колоний, а до наступления эры паровой машины и индустриальной революции оставалось еще несколько десятилетий. Англия, а особенно родной городок братьев Уэсли — Эпуорт, была в ту пору преимущественно сельскохозяйственным и провинциальным государством. За предшествовавшие этому полвека Англия пережила целую серию гражданских войн, самой известной из которых стала последняя, сделавшая Оливера Кромвеля лордом-протектором страны (1653-1659). На протяжении целого десятилетия (1649-1659) государство было лишено монаршей власти. Когда же монархия была восстановлена, корона обладала уже куда меньшей властью, деля ее с парламентом. А после того, как лордом-протектором стал пуританин, Англиканская церковь лишилась абсолютной монополии на религиозную жизнь в стране.
Начало XVIII века ознаменовало также начало эпохи Просвещения, наступившей сразу же после века Разума, когда рационализм и наука ценились выше нравственной, духовной и библейской истин. Открытия Галилея и Ньютона послужили источником вдохновения и дали толчок научной революции, заставившей человека поверить в силу интеллекта, которая якобы выше мудрости Божьей. Гуманизм распространялся все шире, а вместе с ним и нравственное разложение. Библия перестала считаться единственным критерием, на котором люди должны были основывать свою жизнь.
Кроме того, Англия ощутила на себе железную хватку "века джина". В те времена джин приготовляли в каждой четвертой лондонской семье, и его можно было легко купить прямо на улице. Пьянство и развращенность коснулись всех уровней общества. Даже парламенту нередко приходилось откладывать свои заседания, потому что его подвыпившие члены оказывались неспособными заниматься государственными делами.
Дети особенно сильно страдали от жестокого обращения со стороны взрослых; около 75 процентов из них умирали, не дожив до своего пятого дня рождения. Виной тому были не только ужасные условия жизни, но и алкоголики-родители, часто бросавшие или же — что еще хуже! — продававшие своих малышей, чтобы те не мешали их пьяному разгулу. Некоторые из них сознательно уродовали своих детей, чтобы те, демонстрируя прохожим свои увечья, зарабатывали попрошайничеством больше денег. Петиция, адресованная парламенту в 1739 году, авторы которой призывали создавать приюты для брошенных детей, красноречиво указывает на ужасающее положении английских детей, которые были "оставлены умирать на улицах" или же "ослеплены и изуродованы для того, чтобы вызывать жалость".
Подобно Франции, Англия была готова к восстанию, но революция на Британских островах получилась иной. Английская революция стала возрождением, получившим название "методизм", которое, прежде всего, вдохновлялось Джоном и Чарльзом Уэсли. Как отметил один из историков:
Методизм и Французская революция представляют собой два наиболее удивительных феномена [XVIII] столетия. [Джон] Уэсли разбавил застоявшийся воздух все очищающим озоном. Для тысяч мужчин и женщин проповедуемое им Евангелие открыло новые небеса и новую землю; оно принесло веру в бездушные жизни, восстановив ее в роли утешителя, источника вдохновения и судьи. Никто из живших в те времена не был в достаточной степени бедным, смиренным или униженным для того, чтобы заново родиться и обрести привилегию беспрепятственно черпать Божью милость и Божьи благословения, служить одному Господу Христу и наслаждаться благословенными благами мира Божьего.
Широкая сеть методистских обществ, основанная братьями Уэсли, дала людям уверенность в Божьей милости и любви, столь необходимую во времена всеобщей неопределенности, экономических трудностей и короткой продолжительности жизни. Эти "домашние группы" — сегодня многие назвали бы их "ячеечными группами", — направляемые братьями Уэсли, давали верующим такие нужные наставления, возможность совместно молиться, быть подотчетными друг другу, вместе возрастать в Господе, без чего невозможен никакой духовный рост. Что еще важнее, Джон и Чарльз Уэсли принесли весть о "свободной благодати", которая ранее была недоступна широким массам. Их главными слушателями стали люди, "сокрушенные сердцем и духом", которые с готовностью распахнули свои сердца навстречу льющейся с избытком Божьей милости и благодати.
Достарыңызбен бөлісу: |