Оглавление
Четырёхцветная автотипия 3
Как расшифровывается CMYK? 4
Черная краска в CMYK 5
Зачем нужен CMYK? 5
Почему «бумажные» цвета тусклее, чем «мониторные». 6
Как осуществляется печать CMYK? 7
Распечатка полиграфии в домашних условиях, CMYK или RGB? 8
Списка иллюстраций: 10
Ссылки: 11
Четырёхцветная автотипия
Ч
Рис. 1: Цветовая схема CMYK
етырёхцветная автотипия (CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Key color) — субтрактивная схема формирования цвета, используемая прежде всего в полиграфии для стандартной триадной печати. Схема CMYK, как правило, обладает (сравнительно с RGB) небольшим цветовым охватом.
Рис. 2 Цветовая схема CMY
Для начала стоит сказать, что такая схема, как CMYK, обязана своим существованием чисто технологическим причинам. Есть субтрактивная схема CMY, в которой базовые цвета – это бирюзовый (
Cyan), пурпурный (
Magenta) и жёлтый (
Yellow). Схема, в принципе, неплохая, и могла бы с успехом использоваться, если бы не одно досадное обстоятельство. Ну не дают краски при смешении чёрного цвета! Какой-то грязно-коричневый цвет выходит – а чёрный нет. Однако полноцветные картинки печатать все-таки надо. Поэтому придумали схему CMYK с добавленным четвёртым цветом – чёрным (blac
K, буква B не используется во избежание путаницы с Blue из RGB). Схема абсолютно избыточна в том смысле, что разным числовым комбинациям количества базовых цветов нередко соответствует один и тот же видимый цвет. Но не всё так просто. На самом деле теперь CMY задают оттенок и часть темноты, а другая часть задается только K,
который на оттенок, естественно, не влияет. При этом соотношение CMY + K подбирается так хитро, что получившаяся комбинация великолепно отображается существующими красками. Вы спросите, стоило ли столько возиться? Не легче ли сделать нормальные краски? Увы, нет. Пока эта задача не решена, и не приходится рассчитывать на ее решение в ближайшем будущем. Надо ли говорить, что данная схема используется исключительно в полиграфии и смежных с ней отраслях.
Каждый конкретный цвет в таком случае обозначается точкой в пространстве. Почему же были выбраны именно бирюзовый, пурпурный и жёлтый цвета? Дело в том, что в отличие от мониторов, которые сами излучают свет, принтеры, а вернее их распечатки, вынуждены пользоваться отражённым светом. В зависимости от того, какую часть света краска поглощает, а какую отражает, мы видим разные цвета. Если две краски смешать, то смесь будет поглощать все те цвета, которые поглощала первая краска, и все те, которые поглощала вторая, а отражаться будет то, что осталось. На рисунке приведены р
Рис. 3 Варианты отражения от чистых красок и их смесей
азличные варианты отражения от чистых красок и их смесей.
Как расшифровывается CMYK?
Мир окрашен бесчисленным количеством красок. Но только некоторые из них являются чистыми тонами. Остальные же, образуются от перемешивания исходящих цветов. Система
CMYK была известна и ранее. Ещё до того, как придумали компьютер. По сути, она является наследницей трех основных цветов живописи – синего, красного и желтого. Изменение оттенка первых двух цветов (синего и красного) связано с тем, что химический состав печатной краски несколько отличается от масел и акварелей, которыми орудовали умельцы искусства.
В цветовой модели CMYK используется четыре цвета. Первые три названы по первой букве цвета и составляют CMY – Cyan [голубой], Magenta [пурпурный], Yellow [желтый]. В качестве четвертого цвета используется черный [black]. Разные версии объясняют такую аббревиатуру по-разному. Часто встречается мнение, будто “K” выбрана по последней букве слова “black”. Черный не стали обозначать как “B” чтобы не спутать его с Blue. Профессиональные цветокорректоры используют все возможные цветовые модели для настройки цвета в зависимости от поставленной задачи. Это и CMYK и RGB и Lab и многие другие. При этом манипуляция с каналом “В” требовала бы уточнений. Какой именно канал имеется ввиду. “B” как Black из модели CMYK или “B” как Blue из модели RGB.
Согласно более вероятному варианту буква “K” обозначает – key color [ключевой цвет]. В англоязычных странах термином key plate обозначается печатная форма для чёрной краски. Мало кто знает, но вместо черного цвета может быть использован любой другой. Хоть черный, хоть зеленый в крапинку.
Согласно третьему варианту сокращение “К” выросло из немецкого слова Kontur. А согласно четвертому от слова Kobalt(темно серый).
Черная краска в CMYK
В теории, при перемешивании
CMY [
голубой, пурпурный, желтый], должны дать любой из возможных цветов. Но это в теории. А на деле цветовой охват CMYK их крайне узок. Художники при рисовании своих творений примешивают дополнительные краски на
основе чистых пигментов, чтобы получить недостающие оттенки. А печатники добавляют чистую черную краску. Причины добавления четвертого цвета таковы:
-
соединение 100% пурпурной, голубой и желтой краски не дает на практике черного цвета. Вместо него получается скорее грязно-коричневый. К тому же, использование 100% трех цветов на одной точке смачивает бумагу, от чего она деформируется.
-
при выводе очень мелких черных деталей возникает эффект неприводки. Точки разных цветов не сходятся друг с другом, в результате деталь получается расплывчатой.
-
черный пигмент (а в основе него, как правило, используется сажа), существенно дешевле трех остальных цветов.По результатам вышеназванных причин, было решено ввести дополнительный черный цвет.
Зачем нужен CMYK?
Современный экран может произвести практически любой цвет. А принтер, заряженный голубой, пурпурной, желтой и черной краской – нет. А теперь представьте, мы создаем макет обложки книги и используем совершенно любые цвета. Например, выбираем яркий красный цвет, салатовый, кислотный оранжевый. Что же получается, когда наш шедевр уходит в печать? Принтер сталкивается с цветами, которые он не может получить, путем смешивания
CMYK. Результат оказывается непредсказуемый, и на выходе мы получим не то, что сотворили на экране.
П
Рис. 5 RGB и CMYK
оэтому на помощь
приходит цветовая модель CMYK. Эта модель как бы приглушает цвета на мониторе. Цвета выглядят примерно так же, как они будут выглядеть при распечатке. И мы работаем только с теми цветами, которые доступны в данной цветовой модели. Таким образом, на мониторе мы верстаем и окрашиваем обложку книги будучи уверенными, что именно так она и будет выглядеть после печати. Надо понимать, что работая с графикой, мы в любом случае создаем ей в какой-либо модели цвеа. Даже если мы не знаем в какой. В программах векторной графики и верстки, таких как
Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Corel Draw или
Quark Express по умолчанию выставлена
CMYK. А в программах растровой графики, таких как
Adobe Photoshop, Corel Paint Pro или
Corel Painter, наоборот. Так потому, что первые ориентированы на печать, а последние на
Web. Поэтому прежде чем начать работать с графикой, убедитесь в какой цветовой модели вы её создаете и для каких задач.
Модели RGB (используемая для отображения цвета в мониторе) и CMYK связаны между собой. Создавать графику можно и в модели RGB, не забыв потом конвертировать работу в CMYK. Надо понимать, что взаимные переходы между моделями не происходят без потерь. В среднем, графика созданная в модели RGB при переходе в CMYK потеряет часть ярких цветов и станет тусклее.
Почему «бумажные» цвета тусклее, чем «мониторные».
Причины этого кроются в принципах получения цвета на бумаге и цвета на экране.
CMYK называют субтрактивной цветовой моделью. Так как он,
CMYK, применяется в основном в полиграфии при цветной печати, а бумага и прочие печатные материалы являются поверхностями, которые отражают свет удобнее считать какое количество цвета и света отразилось от той или иной поверхности нежели сколько поглотилось.
Субтрактивный – означает вычитаемый.
Поверхность поглащает в себе часть спектра, а часть отражает. То, что она отражает мы и видим как цвет. Например белый цвет получается у той поверхности, которая полностью отражает весь свет. А черный у той, которая весь свет поглащает. В этом заключается принципиальная разница между смешением цветов монитора и краски на бумаге. То есть между RGB иCMYK.
Вы когда-нибудь пробовали смешать желтую краску с красной? Желтый стоит выше по спектру и он светлее. А красный темнее. Получится среднее – оранжевый. А если добавить зеленой и синей краски? Чем больше красок мы добавим, тем грязнее и мутнее получится наша мазня, пока наконец не станет практически черной.
Монитор же образует иначе. Он не поглощает и не отражает, а сам является источником света. Из уроков физики мы помним, что луч белого цвета, направленный на призму расходится на спектр и сходится обратно в белый свет. Монитор устроен так же. Чем больше цветов (то есть лучей света) мы смешаем, тем белее получится цвет. Поэтому такой метод образования цвета называется аддитивным, что означает - добавляемый. При наложении друг на друга цветов RGB красный [red], зеленый [green], синий [blue] образуются три других цвета - голубой, пурпурный и желтый (cyan, margenta, yellow). Эти цвета и используются для CMYK, однако учитывая особенности краски, преобретают на мониторе более тусклый вид. В режиме RGBможет производить невероятно яркие и насыщенные цвета, а бумага с краской нет. Все сайты и остальные изображения, которые вы видите на своём мониторе, отображаются в цветовой схеме RGB (если только они не были переведены в схемуCMYK).
Как осуществляется печать CMYK?
Приходилось ли вам видеть на улице большие рекламные плакаты? Если подойти поближе, можно отчетливо разглядеть, что они состоят из пурпурных, желтых и голубых точек, накладывающихся друг на друга. В печати это называется рестарированием. Точки, расположенные близко друг к другу, сливаются для нашего глаза. Создается ощущение, что цвет накладывается друг на друга. Таким образом и получаются оттенки цветов.
CMYK – цветовая модель, используемая на компьютере, а, значит, без цифр не обойтись. Каждое из чисел
CMYK представляет из себя процент (%) краски данного цвета. Например, для получения цвета «хаки» следует смешать 30% голубой краски, 45%
пурпурной краски, 80% жёлтой краски и 5% чёрной. Это можно обозначить следующим образом: (30,45,80,5). Иногда пользуются таким обозначением: C30 M45 Y80 K5.
Важно понимать, что цифровое значение не описывает реальный цвет. Оно лишь означает набор аппаратных данных, которые будут использованы для изготовления цвета. На практике все будет зависеть от характеристик и качества бумаги, состояния печатной машины, условиями просмотра отпечатка и даже влажности в помещении.
Исторически в разных странах сложилось несколько стандартизованных процессов офсетной печати. Сегодня это американский, европейский и японский стандарты для мелованной и немелованной бумаг. Именно для этих процессов разработаны стандартизованные бумаги и краски. Для них же созданы соответствующие цветовые модели CMYK, которые используются в процессах цветоделения.
Распечатка полиграфии в домашних условиях, CMYK или RGB?
В мире домашней струйной печати присутствует некоторое непонимание цветовых схем CMYK и RGB. Многие фотолюбители не понимают, какую цветовую схему используют их цифровые камеры. Поэтому они часто озадачены при печати фотографий на струйных принтерах у себя дома. Фотолюбители отправляют фотографии на печать, смотрят на фото, и никак не могут понять, почему изображение на фото не соответствует изображению на мониторе.
Картриджи домашних принтеров состоят из пары CMY [голубой, пурпурный, желтый] и B [черный]. В моем непримечательном принтере Canon именно такой сдвоенный картридж. Печатая изображение с монитора, принтер использует краски CMYK. Просмотр изображения в цветовой модели RGB на мониторе, может не совпасть с тем, что вы получите на выходе принтера. Некоторые принтеры сразу просят перевести изображение в CMYK. Сделать это можно в программе Adobe Photoshop и не только.
Причина известна. Когда изображение переводится из RGB в CMYK, некоторые цвета теряются. Вы заметите значительные изменения в местах, где цвет особенно насыщен. Вы заметите, что некоторые цвета стали менее яркими. Поэтому посмотреть, что мы получим на выходе, до того, как мы это получим, никогда не помешает. С помощью графического редактора проблемные места можно выправить.
Но вам незачем волноваться. Сегодня большинство принтеров печатают изображение прямо из схемы RGB. И перевод в CMYKможет оказаться только лишним. Поэтому, для начала, вам стоит выяснить, какую цветовую схему поддерживает ваш принтер. В этом вам поможет программное обеспечение, которое приложено к принтеру. Если не предусмотрена опция перевода схемы RGB в CMYK, принтер, скорее всего, будет печатать из схемы RGB. Дорогие модели принтеров используют схему CMYK, так как не все пользователи знают, что существуют различия между цветовыми схемами. Однако самые последние модели струйных принтеров печатают непосредственно из схемы RGB, так как эта схема воспроизводит больше цветов по сравнению со схемой CMYK.
Самое важное, что нужно помнить – печатать лучше, используя схему RGB, если ваш принтер и программное обеспечение поддерживают её. Пусть программное обеспечение и принтер побеспокоятся за вас о том, как правильно напечатать цвета. Если вы имеете опыт корректировки цвета фотографий и хотите иметь больше контроля над цветом изображения, печатайте в CMYK. Таким образом, вы будете редактировать, и печатать изображение в цветовой схеме, которую использует ваш принтер. Вы также сможете увидеть пределы цветового спектра печати схемы CMYK на своём мониторе. Правильный подбор цветов RGB и CMYK отличается от подгонки принтера под цвета монитора. Вообще, это второй шаг на пути достижения лучшей цветности распечаток. А вот первым шагом в достижении отличной распечатки всё-таки остаётся понимание разницы между схемами RGB и CMYK.
Поэтому не стоит сильно переживать по поводу CMYK, распечатывая на домашнем принтере фотографию. CMYK актуален при оффсетной печати на профессиональных типографиях. Типографии разделяют изображение на специальные листы - голубого, пурпурного, желтого и черного цвета. "Накладывая" листы друг на друга выпечатывается изображение. Называется все это колдовство - цветоделением. Домашние же принтеры рассчитаны на то, что пользователь - обычный человек, который ничего не смыслит в печатном деле. И никаких особенных специфических знаний от него не требуется.
Списка иллюстраций: