«Детская школа искусств г. Югорска» (мбу дод «Детская школа искусств»)



бет1/4
Дата21.07.2016
өлшемі344.5 Kb.
#213036
түріПрограмма
  1   2   3   4


Администрация города Югорска



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Югорска»

(МБУ ДОД «Детская школа искусств»)



Рассмотрено:

заседанием методического совета

«_____»__________2007

протокол №



Утверждаю:

Директор ДШИ

____________А.М. Ратников

«____» _____________2004г



.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Музыкальный инструмент

БАЯН
срок обучения 5 лет

возраст обучающихся 9 - 16 лет

Составители:

преподаватель по классу аккордеона Т.А.Симохина

преподаватель по классу баяна О.В. Сидоренко



г. Югорск 2004

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса обучения игре на баяне в детских школах искусств предполагает приобретение учащимися суммы знаний, умений и навыков, способствующих художественному образованию, фор­мированию их эстетических взглядов и идеалов..

Основной целью обучения – является привитие им интереса и любви к музыкальному ис­кусству, развитие способности творчески воспринимать музыку и эстетически реагировать на нее и освоение выбранного музыкального инструмента.

Программа обучения рассчитана на пять лет. В класс баяна принимают всех желающих в возрасте 9—10 лет. С тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей, выявить общий уровень раз­вития индивидуальности ребенка и ее особенности, будущие учащиеся сдают вступительные экзамены, где у них проверяют музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальную память),

Обучение игре на баяне ведется во взаимной связи с другими предметами, входящими в образовательную программу по направлению «Инструментальные классы» («Развитие творческих навыков», «Коллективное музицирование», «Сольфеджио», «Общий инструмент»). Важ­ное значение, придается формированию ряда знаний, умений навыков в области музыкально-исполнительского искусства, не­обходимых обучающимся в их творческой деятельности.

В ходе занятий решаются три тесно связанные между собой задачи музыкального учебно-воспитательного процесса:


  • овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художествен­но-выразительных средств, наиболее важных этапов развития му­зыкального искусства, его основных направлений и стилей;

  • фор­мирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее, прочных музыкально-исполнительских умений и навыков индиви­дуальной и ансамблевой игры;

  • воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других ка­честв личности.

Помимо традиционных задач (изучение нотной грамоты, ов­ладение практическими умениями и навыками, выучивание ряда музыкальных произведений), программа ориентирует на разви­тие у учащихся широкой, всесторонней музыкальной культуры, внимание анализу исполняемых музыкальных произведений. Это помогает постижению их худо­жественного смысла: учащиеся изучают, например, ладоинтонационные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоци­ональные особенности музыки.

Музыкальное воспитание должно быть комплексным и основываться на интенсивном развитии музыкального слуха и мышления, выявления и развития творческих задатков обучающихся, поэтому изучение предмета «Развитии е творческих навыков», «Коллективное музицирование (ансамбль), проходит в единстве с освоением музыкального инструмента и включены в единые годовые требования .

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Индивидуальные практические занятия по обуче­нию игре на баяне проводятся два раза в неделю по одному академическому часу (40 мин). Дополнительно, половина академического часа (20 минут), отводится на развитие творческих навыков обучающихся -обучения игре по слуху, транспонированию, чте­нию нот с листа. Работа по формированию этих умений ведется систематически в течение всего процесса обучения. Начиная со II года обучения из учащихся, занимающихся в классе, могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио). Для занятий с ними от­водится специальное время — один - два учебных часа в неделю, в зависимости от имеющихся ассигнований школы. За счет индивидуальных практических занятий (без дополнительных часов) проводится ансамблевое музицирование совместно с преподавателем. Ос­новная практическая задача коллективного музицирования—фор­мирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают умение слушать звучание ансамбля, ощутить еди­ный ритмический пульс, играть согласованно и художественно в изменчиво-гибком ритме; совместно исполнять, свободно «общать­ся» и взаимодействовать с участниками ансамбля.

Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен учитывать, что большинство произведений предназначается для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные — для работы в классе. Следовательно, педагог сам может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения (ознакомление, самостоятельное разучивание, пьеса по выбору). Все виды индивидуальной работы над репертуаром и развитием творческих навыков, ансамблевое музицирование, фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Привитие обучающимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по со­держанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изуче­нии народной музыки, творчества советских, русских и западных композиторов.

Весь курс обучения на баяне условно делится на три этапа:

I этап — первый год занятий;

II этап — второй и третий годы занятий;

III этап — четвертый и пятый годы занятий.

Каждый этап охватывает разнообразные, взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса и наряду с этим предусматривает конкретные задачи обучения. Для каж­дого этапа занятий в программе намечены общие задачи обуче­ния, определены основные знания, умения, навыки, которые долж­ны приобрести учащиеся.

В содержании программы I этапа обучения, значительное место отводится освоению необходи­мых практических начальных музыкально-исполнительских уме­ний и навыков игры на музыкальном инструменте. Одновременно с этим происходит накопление музыкальных впечатлений, обога­щение слухового опыта, овладение учащимися эле­ментарными теоретическими знаниями, развитие и закрепление у них интереса к занятиям музыкой. Дети овладевают умением работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять этюды, песни, пьесы.

На II этапе обучающиеся совершенствуют полученные ранее прак­тические умения, расширяют и углубляют музыкальные зна­ния. Они детально знакомятся с основными средствами художественной выразительности, с некоторыми музыкальными жанрами и формами, различной фактурой испол­няемых произведений, обучающиеся подводятся к пониманию художественно-образной выразительности музыкального искусства.

Со второго года обучения в работу включаются специальные задания и упражнения на развитие музыкально-творческих уме­ний, формирование навыков элементарного импровизирования. Здесь речь идет о музыкальных импровизациях, целью которых, является разностороннее развитие творческого вооб­ражения учащихся, для чего преподавателем применяются различные упраж­нения и задания творческого характера. Например, сочинение окончаний легких пьес и пропущенных в них тактов, коротких мелодий на определенный ритм, подголосков и элементарных вариаций к народным песням и танцам; подбор по слуху аккомпанемента к пьесам различных жанров (песня, вальс, полька); импровизация отдельных интонаций, небольших попевок, несложных мелодиче­ских образований на основе заданной темы (половинными, четвертными, вось­мыми нотами), гармонических построений (Т — Д — Т; Т — S — Д — Т и пр). По усмотрению преподавателя могут быть и другие задания и упражнения.

Наряду с установлением прочной музыкально-исполнительской базы утверждаются эстетические вкусы и взгляды учащихся, ос­новы их художественного мировоззрения. Вся учебно-воспитатель­ная работа в этот период строится таким образом, чтобы обучающиеся в своей дальнейшей музыкально-практической деятельности смогли максимально участвовать в пропаганде музыки. В целях решения выдвинутых учебно-воспи­тательных задач и в соответствии с этим подобран учебно-тренировочный и художественный репертуар. Он сгруппирован по этапам обучения так, чтобы была возможность не только закреплять и развивать полученные ранее знания, умения, навыки, но и последовательно приобретать новые. Такое подразделение учебного материала дает преподавателю определенную свободу в регламентации времени, необходимого для прохож­дения соответствующего репертуара, а также более широкие возможности ис­пользования его в соответствии с развитием и музыкальной подготовкой кон­кретного ученика каждого года обучения.

Репертуар каждого этапа обучения подразделяется на «Этю­ды»; «Народные песни и танцы»; «Произведения советских авто­ров»; «Сочинения отечественных и зарубежных композиторов». Для удобства пользования музыкальной литературой после на­звания произведения указан условный номер сборника, а перечни сборников приведены в конце каждого раз­дела репертуарных списков. В программе нет специального репертуара по развитию творческих навыков и коллективного музицирования, так, как они представлены в соответствующих программах и преподаватель подбирает его по своему усмотрению и по желании. обучающегося.

Для обучения школьников игре на баяне можно исполь­зовать перечисленные в репертуарных списках оригинальные пьесы, этюды, а также переложения различных музыкаль­ных произведений.

Названные в репертуарных списках произведения расположены в алфавитном порядке. Преподаватель выбирает учебно-трениро­вочный и художественный репертуар в зависимости от музыкаль­ной подготовки, общего развития конкретного учащегося, от учеб­ных задач данного этапа обучения.

Вся музыкально-воспитательная работа ведется в соответст­вии с планом. У преподавателя должен быть годовой план работы, а также индивидуальные учебные планы учащихся, утвержденные администрацией учреждения. Проверка выполнения индивидуальных планов и общей успеваемости учащихся осу­ществляется на контрольных занятиях технических зачетах и академических концертах.



Контроль и учет успеваемости.

Проверка выполнения индивидуальных планов и общей успеваемости учащихся осу­ществляется на различных выступлениях: контрольных уроках, академических зачетах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним и т.д.

Экзамены проходят в выпускном классе, академический концерт – в конце 1 полугодия. В конце каждого года обучения проводится переводной академический концерт. Выступления оцениваются по пятибалльной шкале.

Контрольный урок — разновидность зачета, во время которого весь класс в один день играет определенную программу, проводится преподавателем в конце каждой четверти и оценивается отметкой по пятибалльной системе.

Один раз в полугодии проводится технический зачет.

В каждом полугодии организуются не менее трех школьных концертов, где обучающиеся могут выступить по собственному желанию.




II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый этап обучения

первый класс


Содержание и виды работ



Общее

кол-во

часов

Индивидуальные

занятия

теория

практика

Обучение игре на аккордеоне

Работа над произведениями

Народные песни и танцы

Произведения советских авторов

Сочинения отечественных и зарубежных композиторов



Работа над учебно-тренировочным материалом

(упражнениями, гаммами, арпеджио, аккордами, этюдами)



Основы музыкальной грамоты (Тео­рию изучают в процессе индивидуальных занятий на инструменте в зависимо­сти от имеющихся у ученика знаний, опыта, общей и музыкальной подготовки).

Развитие творческих навыков: чтение с листа, подбор по слуху, ансамблевое музицирование.

20

10



10

14

4


10


2

1



1

1

4


1


18

9



9

13

-


9


Итого:___68___10___58'>Итого:

68

10

58


Учащийся должен:

знать устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатур, правила посадки и постановки рук, записи нотных зна­ков, их соотнесение с реальным звучанием инструмента (ак­кордеон), основы нотной грамоты, общие аппликатурные законо­мерности, основные способы звукоизвлечения и др.;

уметь ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах изу­чаемого инструмента, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, в пределах начальной подготов­ки играть осмысленно и выразительно простые песни и пьески;

овладеть первоначальными техническими и исполнительскими навыками
Второй этап обучения

Второй и третий классы


Содержание и виды работ



Общее

кол-во

часов

Индивидуальные

занятия

теория

практика

Обучение игре на аккордеоне

Работа над произведениями

Народные песни и танцы

Произведения советских авторов

Сочинения отечественных и зарубежных композиторов



Работа над учебно-тренировочным материалом

(упражнениями, гаммами, арпеджио, аккордами, этюдами)



Основы музыкальной грамоты (Тео­рию изучают в процессе индивидуальных занятий на инструменте в зависимо­сти от имеющихся у ученика знаний, опыта, общей и музыкальной подготовки).

38

32



32

30

4




2

2



2

2

4



36

30



30

28

-



Итого:

136

12

124
Опираясь на знания и умения, приобретенные на 2 этапе обучения обучающийся должен:

овладеть минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и испол­нительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необ­ходимыми для занятий на втором этапе обучения;

знать основные средства музыкальной выразительности, их зна­чение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкаль­ного языка (в пределах требований программы второго периода обучения), некоторые виды многоголосия, приемы и способы до­стижения выразительной игры на музыкальном инструменте, осо­бенности творчества композиторов изучаемых произведений, осно­вы коллективного музицирования;

уметь свободно разбираться в нотной записи, обозначениях тем­па, динамики, знаков альтерации и т. п., звуковысотных и времен­ных особенностей мелодии, сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые музы­кальные произведения, давать общую оценку музыке, разбираться в несложных полифонических произведениях, играть в ансамблях (дуэт, трио), оценивать качество своего исполнения в пределах об­щего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно средней трудности музыкальные произведения.

Учащийся должен уметь также импровизировать различные му­зыкальные интонации, небольшие попевки, несложные мелодиче­ские образования на основе заданных тем, импровизировать мело­дию по предложенным ритмическому рисунку и простой гармони­ческой схеме, читать ноты с листа, транспонировать легкие пьесы в различные тональности, подбирать песни и аккомпанемент к ним по слуху.


Третий этап обучения

Четвертый и пятый классы

Содержание и виды работ



Общее

кол-во

часов

Индивидуальные

занятия

теория

практика

Обучение игре на аккордеоне

Работа над произведениями

Народные песни и танцы

Произведения советских авторов

Сочинения отечественных и зарубежных композиторов


Работа над учебно-тренировочным материалом

(упражнениями, гаммами, арпеджио, аккордами, этюдами)


Основы музыкальной грамоты (Тео­рию изучают в процессе индивидуальных занятий на инструменте в зависимо­сти от имеющихся у ученика знаний, опыта, общей и музыкальной подготовки).

42

30



30

30

4




2

2



2

2

4



40

28



28

28


Итого:

136

12

124

Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на третьем этапе обучения, углубляя и совершенствуя их



учащийся должен:
овладеть расширенными знаниями теоретических основ музы­ки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований третьего периода занятий;

знать специфические особенности звукообразования на аккордеоне, примерную шкалу силы их звучания, гамму возможных динамических оттенков, исполнительские приемы различного туше и уравновешивания звучания правой и левой клавиа­тур инструмента, условные обозначения регистров, закономерности построения музыкальной формы (схемы), строение крупных музыкальных форм (сложная трехчасовая фор­ма, сюита, соната, симфония), различные жанры и виды музы­кального искусства, жанровые и стилистические особенности ис­полняемых произведений, значение художественной формы в вы­ражении содержания музыки, особенности художественно-образ­ного отражения действительности с помощью музыки;

уметь различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного об­раза, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, ее содержание и идейно-эмоциональную направленность, раскрывать чувства и мысли, заложенные в ней, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, анализиро­вать их ладотональные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные и стилевые особенности, оценивать музы­ку в единстве содержания и формы, рационально, активно, ини­циативно работать над музыкальным текстом и техническими труд­ностями, находить необходимые приемы работы над музыкаль­ным произведением, намечать примерный исполнительский план, свободно владеть выученным музыкальным материалом, играть в ансамбле (дуэт, трио), в пределах общего и музыкального разви­тия, играть эмоционально, осмысленно и выразительно музыкаль­ные произведения по программе курса.
III. ПРИМЕРНЫЕ ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый этап обучения

первый класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником:

гаммы До и Си мажор каждой рукой в две октавы;

25 – 30 различных музыкальных произведений (народные песни и танцы, детские песенки, пьесы русских, зарубежных и советских авторов, этюды) в том числе:

ансамблевые пьесы 5-10 произведений;

подбор по слуху 5- 10 произведений;



Зачетные требования:

В течение года обучающийся должен выступить не менее двух раз в академических концертах, где должен представить по две разнохарактерной пьесе.


При работе с учащимися I года обучения педагог может использовать следующую литературу: Лондонов П., Наумов Г. Школа игры на аккордеоне. М., 1977; Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., 1982; Хрестоматия аккордеонис­та. Упражнения и этюды для детских музыкальных школ (1—2 классы)/Сост. А. Талакин. М., 1983; Юный аккордеонист 1,2 части. Сост. Г.Бойцова. М., 1996 г.; Аккордеон с азов. Сост. Е.Муравьева. С-Пб 1998 г.; Хрестоматия аккордеониста 1 –2 класс. М. 1995 г.

По усмотрению преподавателя могут быть использованы также другие сборники для аккордеона.



Этюды

Г. Беренс. Этюд до мажор (3). Этюд ля минор (9). Этюд соль мажор (б); Ю.Блинов. Этюд до мажор (7). Этюд ля мажор (6) Этюд фа мажор (4); В. Бухвостов. Этюд до мажор (1). Этюд ля минор (1)'; Ф. Бушуев. Этюд до мажор (2). Этюд ре мажор (5); Г. Вольфарт. Этюд ля минор (6); Л. Гаврилов. Этюд до мажор (11); Этюд ре мажор (5); П. Лондонов. Этюд до мажор ,(4); С. Ляховицкая. Этюд соль мажор (8); А. Лешгорн. Этюд ре минор (8); В. Мотов. Этюд до мажор (11); Этюд ре минор (5). Этюд соль мажор (4). Этюд ре минор (6); Этюд соль мажор (7); А. Чиняков. Шитте. Этюд до мажор (5). Этюд ля минор (7). Этюд соль мажор (3). Этюд ре мажор (4). Этюд фа ма­жор (6).


Сборники
Народные песни и танцы

Русские народные песни: Ай, во поле липонька (19). Ах ты, хмель мой, хмелек (19). Ай, на горе (8). Белолица, круглолица (15)*. Белочка (19);. Василек (20). Веснянка (19). Во Москве Ми­ша. Обр. Е. Кузнецова (5). Во лузях. Обр. Ф. Бушуева (14)*. Во сыром бору тропика (18)*. Во кузнице. Обр. С. Павина (18)*. Во поле береза стояла (20). Во саду ли, в огороде. Обр. А. Ива­нова (20). Вспомни, вспомни, мой любезный. Обр. А. Гурилева (9). Всю-то я вселенную проехал (12). Да во городе (13). Девицы-кра­савицы (19). Едет казак из дальнего края (14)*. Ехали ребята. Обр. А. Дюбюка (13)'. Жил-был у бабушки серенький козлик. Обр. А. Гедике (14)*. Заинька (19). Зимушка проходит. Обр. Ф. Бушуева (12). Как на речке, на лужочке (12). Как пошли наши подружки. Обр. А. Чинякова (17). Как на улице шумят (18)*. Как в лесу, лесу, лесочке (19). Как по полю, полю (19). Картош­ка (20). Катенька веселая. Обр. М. Балакирева (6). Калина (10), Кот Васька (10). Кума (19). Курица мохнонога (19). Лебедушка (20). На горе-то калина (18)*. Не летай, соловей (8). Не кукуй, кукушечка. Обр. А. Крылусова (13). Перевоз Дуня держала (12). Полянка (20). Поставлю я ведерочки на леду (4). Птичка над мо­им окошком (18)*. Русско-славянский танец (8). Рябинушка (14 J. Сад (13). Саратовские страдания (13). Светит месяц (12). Степанида (8). Стелется и вьется. Обр. Ю. Зацарного (1)*. Степь да степь кругом (20). Стоит орешина кудрявая (19). Там за речкой (20). Ты поди, моя коровушка, домой. Обр. А. Гурилева (7)'. Ты, заря ль моя, заря. Обр. Н. Римского-Корсакова (10). Ты дуб­рава моя, дубравушка (12). Ты воспой, воспой, млад жавороно-чек (16). Уж как во поле калинушка стоит (13). Уж ты, коваль, ковалечек (19). Ходила младешенька по борочку. Обр. Н. Римско­го-Корсакова (7). Частушки (10). Чернобровый, черноокий. Обр, В.Бухвостова (18)*. Что ты жадно глядишь на дорогу (3). Шуточная (11). Я гуляю во дворе (8). Яблоня. Обр. А. Крылусова (13). Я на горку шла. Обр. В. Бухвостова (20).


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет