Дополнительная предпро фессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства



бет1/4
Дата13.06.2016
өлшемі2.19 Mb.
#133600
түріПрограмма
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Змиевская детская школа искусств»

Свердловского района Орловской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРО ФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА


«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область ПО.02.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.03.
ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

2014 г.











Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

2. Срок реализации учебного предмета.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История изобразительного искусства».

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

5. Цель и задачи учебного предмета.

7. Обоснование структуры программы учебного предмета.

8. Методы обучения.

9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание разделов и тем


III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации преподавателям.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение

1. Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров

2. Список методической и дополнительной литературы.


I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:

– создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

– приобретение детьми опыта творческой деятельности;

– овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

– подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Обучение истории хореографического искусства включает в себя:

– знания основ музыкальной грамоты;

– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;

– формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;

– знания элементов музыкального языка;

– знания в области строения классических музыкальных форм;

– знания этапов становления и развития искусства балета;

– знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

– формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

– формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.

Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.


2. Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество». Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (9-летняя образовательная программа).


3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История хореографического искусства»:

Таблица 1



Содержание

7-8 классы

9 класс

Максимальная нагрузка (в часах)

132

82,5

Количество часов на аудиторные занятия

66

49,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

115,5

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1,5

Количество часов на самостоятельную работу

66

33


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников), продолжительность урока - 45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающихся, их возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.


5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:


– художественно-эстетическое развитие личности обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачи:


–– формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;

– осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;

– ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;

– изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;

– анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;

– знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;

– знания образцов классического наследия балетного репертуара;

– знание основных этапов становления и развития русского балета;

– овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;

– знания средств создания образа в хореографии;

– систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;

– знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

– умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;

– умение работать с учебным материалом;

– формирование навыков диалогического мышления;

– овладение навыками написания докладов, рефератов.


6. Обоснование структуры программы учебного предмета «История хореографического искусства»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.

Программа содержит следующие разделы:

– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета;

– распределение учебного материала по годам обучения;

– описание дидактических единиц учебного предмета;

– требования к уровню подготовки обучающихся;

– формы и методы контроля, система оценок;

– методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".


7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);

– диалогический;

– инструктивно-практический (работа с материалом);

– аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

– информационно-обобщающий (доклады, рефераты).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база школы должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебная аудитория, предназначенная для реализации предмета «История хореографического искусства», оснащается пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.


II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета «История хореографического искусства:

Таблица 2



Классы

Распределение по годам обучения

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятий (в неделю)

1

1

1,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

66

49,5

Количество часов на самостоятельную работу (в неделю)

1

1

1

Общее количество часов на самостоятельную работу по годам обучения

33

33

33

Общее количество часов на самостоятельную работу

66

33

Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)

2

2

2,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторная и самостоятельная работа)

132

82,5

Объем времени на консультации (по годам)



4

4

Общий объем времени на консультации

4

4

Аудиторная нагрузка по учебному предмету образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
2. Учебно-тематический план

Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения обучающихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Таблица 3



Учебно-тематический план





Наименование тем

Количество часов

Первый год обучения

ЧАСТЬ I: История зарубежной хореографии.






Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века.




1.1

Хореография как вид искусства

2

1.2

Танцевальное искусство стран Востока

2

1.3

Танцевальное искусство Древней Греции

2

1.4

Танцевальное искусство эпохи средневековья

2

1.5

Танцевальное искусство эпохи Возрождения

2

1.6

Танцевальное искусство XVII века

2

1.7

Танцевальное искусство эпохи Просвещения

2

1.8

Хореографы XVIII века

2




Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века




2.1

Бальный танец XIX века

2

2.2

Романтические образы в хореографии XIX века

2

2.3

Появление развлекательных балетов в хореографии XIX века

2

2.4

Танцевальное искусство глазами художников

2




Раздел 3. Танцевальное искусство XX века




3.1

Свободный танец Айседоры Дункан

2

3.2

Стиль модерн в хореографическом искусстве XX века.

2

3.3

Музыкальные стили и хореография XX века

2

3.4

Эстрадный танец

2




Контрольный урок

1




Итого за первый год обучения

33

Второй год обучения

ЧАСТЬ II: История отечественной хореографии.






Раздел 4. От истоков до XIX века




4.1

Танцевальное искусство Руси

2

4.2

Русская народная танцевальная культура

2

4.3

Танцевальное искусство XVII - первой половины XVIII века

2

4.4

Танцевальное искусство второй половины XVIII века

2

4.5

Крепостной балет

2

4.6

Балетный театр на рубеже XVIII - XIX веков

2




Раздел 5. Русский балетный театр первой половины XIX века




5.1

Пушкинский бал

2

5.2

Первый русский балетмейстер И. Вальберх

2

5.3

Творчество Шарля Луи Дидло

2

5.4

Представители русской балетной школы начала XIX века

2

5.5

Романтический балет в России

2




Раздел 6. Балетный театр второй половины XIX века - возникновение симфонического балета




6.1

Единство оперного и балетного театра.

Творчество М. Глинки



2

6.2

Балет П. Чайковского «Лебединое озеро»

2

6.3

Балеты П. Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик»

4

6.4

Балетмейстер Мариус Петипа

2




Подготовка к экзамену (контрольный урок)

1




Итого за второй год обучения

33

Третий год обучения




Раздел 7. Реформаторы балетной сцены XX века




7.1

Балетный театр XX века

1,5

7.2

Русские исполнители и техника танца в начале XX века

1,5

7.3

«Русские сезоны». Организация гастролей. С. Дягилев и М. Фокин

1,5

7.4

Танцовщики «Русских сезонов»

А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский



1,5

7.5

Балетмейстерские работы В. Нижинского

1,5

7.6

Балетмейстер - новатор К. Голейзовский

1,5

7.7

Педагогическая деятельность А. Вагановой

1,5

7.8

Союз танцевального искусства с литературой

3




Раздел 8. Исполнительское мастерство




8.1

Муза русского балета Г. Уланова

3

8.2

Балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

3

8.3

Легенда русского балета М. Плисецкая

3

8.4

Балет Р. Щедрина «Кармен-сюита»

3

8.5

Жизнь и творчество М. Лиепы

3

8.6

Творчество В. Васильева и Е. Максимовой

3

8.7

Балет А. Хачатуряна «Спартак»

3

8.8

Балет С. Прокофьева «Золушка»

3

8.9

Одиссея Рудольфа Нуреева

3




Раздел 9. Многообразие танцевальных форм




9.1

Народно-сценический танец как особый жанр хореографии XX века

1,5

9.2

Историко-бытовой и современный бальный танец

3

9.3

Танцевальное искусство России второй половины XX–начала XX I вв.

3




Подготовка к экзамену

1,5




Итого за третий год обучения

49,5




Всего на предмет

115,5

2. Содержание разделов и тем


Первый год обучения
Часть I.История зарубежной хореографии



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет