Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Сертоловская детская школа искусств»
ПРИНЯТА
на Педагогическом совете школы
Протокол № 5 от 27.08.2015г.
|
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора школы
№ 56 от 01.09.2015г.
|
Дополнительные общеразвивающие программы
в области изобразительного искусства
«Изобразительное искусство» (срок освоения 5 лет) и
«Изобразительное искусство» (срок освоения 7 лет)
Учебный предмет
художественно – творческой подготовки
«История изобразительного искусства»
Составитель программы:
Полякова О.В.
Возраст обучающихся: 10 – 15 лет.
Срок реализации программы: 4 года
Преподаватели реализующие программу:
Стульба О.Н.
Нижегородова Н.В.
город Сертолово
2015 год
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» предназначена для реализации на отделении изобразительного искусства детской школы искусств, для детей в возрасте от 10 до 15 лет для общеразвивающих программ «Изобразительное искусство», со сроком обучения 5 лет (2,3,4 и 5 классы) и «Изобразительное искусство», со сроком обучения 7 лет (4,5,6 и 7 классы). Полный курс программы рассчитан на 4 учебных года с общим количеством часов на дисциплину: 136 ч.
Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы обусловлена тем, что преподавание изобразительного искусства в школе направленно на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории.
Занятия историей изобразительного искусства способствуют
выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность "по законам красоты".
Настоящая программа определяет объем и содержание знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала:
перестановки отдельных тем, сравнения произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства, рассмотрения единой линии развития одного из видов изобразительного искусства.
При проведении занятий по истории изобразительного искусства широко используются технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности в создании и раскрытии проблемных ситуаций осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений на полиэкране сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т. д.)
Цель - постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих идеалы своего времени.
Задачи:
Развивающие:
-
Развить навыки восприятия художественного образа;
-
Развить гуманитарную и художественную эрудицию детей;
-
Выработать навыки анализа произведения искусств;
Обучающие:
-
выработать навыки анализа произведения искусства;
-
научить различать жанры изобразительного искусства;
-
знать видов и жанров изобразительного искусства; - иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества; - иметь представление о работе с книгой по искусству.
Воспитывающие:
-
Отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства;
-
На единство содержания и формы произведения;
-
Оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства;
-
Объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с собственным жизненным опытом;
Особо следует сформировать оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства, который предполагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с собственным жизненным опытом.
С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства материал программы может быть расширен на факультативных занятиях.
Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельная работа учащихся, как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.
В процессе изучения истории изобразительного искусства большое место отводится внеклассным занятиям: проведению вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и т.д.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса школы.
Возраст детей, участвующих в реализации, данной общеразвивающей программы 10 - 15 лет.
Сроки реализации данной программы - 4года.
Учебным планом предусмотрено 1 занятие в неделю по 1 уроку – 34 учебных часа в год (продолжительность урока - 40 минут).
Формы и режим занятий.
Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия и т.д.), как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений и т.д.), но основным принципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения.
Наполняемость учебных групп в соответствии с утвержденным учредителем учебным планом - 10-15 человек.
Ведущей формой организации является групповая.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения
II КЛАСС (срок обучения 5 лет)
IV КЛАСС (срок обучения 7 лет)
№ п/п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Искусство Древнего мира
|
2
|
3
|
Искусство Древнего мира. Первобыт.
|
3
|
4
|
Искусство Древнего Египта
|
5
|
5
|
Искусство Древней Греции
|
4
|
9
|
Контрольная работа за I полугодие
|
1
|
|
Итого за I полугодие:
|
16
|
10
|
Искусство Древнего Рима
|
4
|
11
|
Искусство Византии
|
4
|
12
|
Искусство Западной Европы X-XIVвв.
|
1
|
13
|
Искусство X-XIIвв.
|
2
|
14
|
Искусство XII-XIVвв.
|
2
|
15
|
Возрождение
|
3
|
16
|
Контрольная работа за II полугодие
|
1
|
17
|
Повторение
|
1
|
|
Итого за II полугодие:
|
18
|
|
Всего за год:
|
34
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения
III КЛАСС (срок обучения 5 лет)
V КЛАСС (срок обучения 7 лет)
№ п/п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Искусство Италии XVII в.
|
1
|
3
|
Искусство Испании XVII в.
|
1
|
4
|
Искусство Фландрии XVII в.
|
2
|
5
|
Искусство Голландии XVII в.
|
4
|
6
|
Искусство Франции XVII в.
|
2
|
7
|
Искусство Англии.
|
2
|
8
|
Стили и направления
|
2
|
9
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Всего за I полугодие
|
16
|
10
|
Романтизм
|
1
|
11
|
Реализм
|
2
|
12
|
Импрессионизм
|
1
|
13
|
Постимпрессионизм
|
3
|
14
|
Западноевропейское искусство рубежа XIX-XX веков. Характеристики основных направлений
|
1
|
15
|
Обобщение материала
|
1
|
16
|
Древнерусское искусство
|
6
|
17
|
Обобщение материала
|
1
|
18
|
Контрольная работа
|
1
|
19
|
Повторение
|
1
|
|
Всего за II полугодие
|
18
|
|
Всего
|
34
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 год обучения
IV КЛАСС (срок обучения 5 лет)
VI КЛАСС (срок обучения 7 лет)
№
п/п
|
Наименование частей, разделов и тем
|
Количество часов
|
1
|
Введение XV, XVI и XVII века
|
1
|
2
|
Искусство Италии XV-XVII век
|
1
|
3
|
Искусство Испании XV-XVII век
|
1
|
4
|
Искусство Фландрии XV-XVII век
|
1
|
5
|
Искусство Голландии XV-XVII век
|
1
|
6
|
Искусство Франции XV-XVII век
|
1
|
7
|
Искусство Англии XV-XVII век
|
1
|
8
|
Стили и направления XVII век
|
1
|
9
|
Архитектура первой половины XVIII века
|
1
|
10
|
Скульптура первой половины XVIII века
|
1
|
11
|
Живопись первой половины XVIII века
|
1
|
12
|
Архитектура второй половины XVIII века
|
1
|
13
|
Скульптура второй половины XVIII века
|
1
|
14
|
Живопись второй половины XVIII века
|
1
|
15
|
Искусство XVIII (обобщение)
|
1
|
16
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Всего за I полугодие
|
16
|
17
|
Архитектура первой половины XIX века
|
2
|
18
|
Скульптура первой половины XIX века
|
2
|
19
|
Живопись первой половины XIX века
|
2
|
20
|
Жанровая живопись XIX века
|
1
|
21
|
Передвижники и импрессионизм
|
1
|
22
|
Передвижники
|
2
|
23
|
И.Е. Репин
|
1
|
24
|
Пейзажная живопись
|
3
|
25
|
В.И. Суриков Исторические картины
|
1
|
26
|
Искусство конца XIX века
|
2
|
27
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Всего за II полугодие:
|
18
|
|
Всего:
|
34
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 год обучения
V КЛАСС (срок обучения 5 лет)
VII КЛАСС (срок обучения 7 лет)
№
п/п
|
Наименование частей, разделов и тем
|
Количество часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Искусство первой половины XX века
|
1
|
3
|
Искусство второй половины XX века
|
2
|
4
|
Искусство 20-х годов
|
3
|
5
|
Искусство 30-х годов
|
3
|
6
|
Искусство в период Великой Отечественной Войны
|
5
|
7
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Всего за I полугодие
|
16
|
8
|
Искусство середины XX века
|
6
|
9
|
Искусство рубежа XX-XXI веков
|
2
|
10
|
Искусство XXI века
|
3
|
11
|
Современное искусство в галереях
|
1
|
12
|
Современные АРТ – объекты в музеях Санкт-Петербурга
|
1
|
13
|
Современное искусство в музеях мира
|
2
|
14
|
Контрольная работа
|
1
|
15
|
Повторение
|
1
|
|
Всего за II полугодие
|
18
|
|
Всего:
|
34
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Искусство первобытного общества
Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека. Космогонические представления древнего человека, отраженные в произведениях первобытного искусства.
Очаги первобытной культуры на территории России. Наскальные изображения на берегах Ангары, Ладожского озера. Капова пещера на Урале.
Памятники первобытной культуры на территории Европы и Африки. Пещеры Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании. Наскальная живопись Тассилин-Аджера в Африке. Возникновение скульптуры. "Палеолитические Венеры".
Мегалитические сооружения: менгиры (СССР - Армения, Франция - Бретань); дольмены (Западная Европа, Северная Африка); кромлехи (Англия - Стоунхендж).
Искусство Древнего Египта
Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства
древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира.
Географические и исторические условия, в которых развивалось древнеегипетское искусство. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция искусства Древнего Египта и связь искусства с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез искусств в Древнем Египте.
Архитектура Древнего Египта и сила ее воздействия. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида, скальная гробница (пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). Основные принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле.
Развитие египетского скульптурного портрета: Большой сфинкс. Рахотеп и Нофрет, статуи фараона Хефрена, писца Каи, царевича Каапера, скульптурные портреты Сенусерта III, царицы Нефертити, фараона Эхнатона, статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Канон в египетской скульптуре.
Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур (плита Нармера, "Зодчий Хесира", стела Хунена, "Плакальщицы"; росписи из Медума, Бени-Хасана и из гробницы Менены в Фивах).
Шедевры художественного ремесла из гробницы Тутанхамона.
Жизнь и сохранность памятников Древнего Египта в условиях современной цивилизации.
Достарыңызбен бөлісу: |