«Душа становилась легче…» ( по рассказу Юрия Буйды «Все больше ангелов» )



Дата15.07.2016
өлшемі73 Kb.
#201910
Предмет: литература

Открытый урок внеклассного чтения.

Класс: 10

Тема: «Душа становилась легче…» ( по рассказу Юрия Буйды «Все больше ангелов» )

Тип урока: комбинированный

( урок формирования читательской, познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций).



Форма урока: урок-размышление

Методы и технологии, используемые на уроке:

- диалоговая технология;

- личностно-ориентированное обучение;

- элементы технологии критического мышления;

- продуктивно-творческий метод (написание эссе);

- ИКТ

Время реализации урока: 90 минут

Цели урока:

Образовательные:

1.Совершенствовать навыки «пошагового» анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением.

2. Выявить особую структуру построения «маленького рассказа».

3.Формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения



Развивающие:

1. Совершенствовать навыки устной и творческой деятельности

2. Совершенствовать навык монологической речи.

3. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод.



Воспитательные:

Формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.


Планируемые результаты

Предметные:

-Знать содержание рассказа Юрия Буйды «Все больше ангелов»

-Уметь анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, взаимоотношения с другими персонажами.

-Закрепить навык аналитического чтения текста,



Личностные:

-Реализовать возможность монологического выступления;

-Закрепить навык работы на уроке на основе принципов взаимоуважения, поддержки;

-Формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени.

- Предоставить учащимся возможность выразить как в устной, так и в письменной форме (эссе) своё понимание нравственных понятий.

Метапредметные:

-умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;

-самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

-работать с текстом, анализировать и использовать текст для доказательства собственной позиции.



УУД, которые приобретут(закрепят) обучающиеся в ходе урока:

Личностные УУД:

Когнитивный компонент:

-Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Ориентация в системе моральных норм и ценностей ( на основе понимания идейного содержания художественного произведения)

Ценностный и эмоциональный компоненты:

- Доброжелательное отношение к окружающим. Позитивная моральная самооценка.

Деятельностный компонент:

-Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Регулятивные УУД:

-Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

-Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Коммуникативные УУД:

- Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



Познавательные УУД:

-Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Определяют основную и второстепенную информацию.



Оборудование:

-компьютеры;

-проектор;

-презентация;

-аудиозапись пьесы Моцарта «Музыка ангелов»

-раздаточный материал (текст рассказа для «пошагового» анализа);



Господи! Почему это зол человек…

когда так хорошо, так прекрасно быть добрым?

Ф. М. Достоевский

Ход урока:

1.Фаза вызова

Звучит стихотворение А.Дементьева «Как важно вовремя успеть…»


Учитель: Добрый день. А он действительно добрый для всех нас. У каждого из вас есть друзья,родственники, близкие, любимые люди. Конечно, каждому человеку в какой-то момент становится одиноко. Но это одиночество временное: на денек,на недельку или чуть больше. Потом оно обязательно пройдет. Слава Богу, что мы с вами не одни в этом мире. А есть ли те, кому, к сожалению, одиноко всегда? (СЛАЙД 1)

-Говорят, что о нравственном здоровье общества судят по его отношению к детям и старикам. Это справедливо. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Что происходит с нами? Эти вопросы возникли не сегодня. Мы не будем выносить какой-либо обвинительный приговор. Наша задача – задуматься над этой проблемой вместе с писателем Юрием Буйдой, анализируя один из его рассказов, который называется «Все больше ангелов».

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Цель урока? (СЛАЙД 2)

-Я жду от вас свободных высказываний, осознанной работы с текстом, понимания.

-Ф.М.Достоевский писал: «Господи! Почему это зол человек…когда так хорошо, так прекрасно быть добрым?

(обращение к эпиграфу). (СЛАЙД 3)

Невольно задаешься этим же вопросам, когда читаешь рассказы Ю.Буйды

-Итак, Юрий Буйда.

На слайде-фотография Ю.Буйды. (СЛАЙД 4-5)

-Что вы знаете о писателе? Что хотите узнать? Запишите новую для вас информацию (кратко).

На вопросы ребят о писателе отвечает заранее подготовленный ученик.

Юрий Васильевич Буйда — русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Дебют состоялся в 1991 году. Он сразу побил рекорд. Был напечатан во многих журналах, вышел сборник новелл «Русская невеста». Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у них есть сила духа. Буйда – представитель постмодернизма (Я читаю и вижу, что я вижу). Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьева и также входившей в шорт-лист Букеровской премии. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996). Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского дома «Коммерсантъ».

Постмодернизм (СЛАЙД 7) - (постмодерн; от лат. post — «после» и фр. moderne — «новейший», «современный») — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в. Самыми влиятельными писателями-постмодернистами признают Умберто Эко, Дона Делилло, Джулиана Барнса, Уильяма Гибсона, Вл.Набокова, Джона Фаулза, Милорада Павича, Тома Стоппарда. Русскими постмодернистами в той или иной степени являются Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.

2. Журналистка Евгения Риц отмечает: «Буйда – писатель сложный и многоплановый, однозначным определениям не поддающийся. Своих героев Юрий Буйда приводит на край пропасти, но не отнимает надежды – пусть и не сулит спасения. Не потому, что ему жаль их или не хватает смелости завершить начатое, а потому, что чудо возможно».

И сегодня мы попробуем в этом убедиться, прочитав рассказ под названием «Все больше ангелов».

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (идет прогнозирование, выслушиваются все версии).



Почему рассказ так называется

Почему я так думаю

А как на самом деле?







-А какие ассоциации, связанные со словом «ангел», возникают у вас? (все варианты прописываются). (Прием «Ассоциативный куст»)

(Слайд-ангелы)

Словарная работа:1) Ангел - в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец у людям 2) ласковое обращение к кому-нибудь

-Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

Вступительное слово учителя перед чтением рассказа.

 

«У нас чижики так и мрут… - не живут в нашем воздухе, да и только», замечает Макар Девушкин в романе «Бедные люди» Вареньке Добросёловой. рассказывая об обитателях многолюдного дома. Дом, где не может выжить слабое, беззащитное существо – это метафорическое воплощение вселенного горя и модель «города-спрута», гроба, шкафа, Петербурга. Создавая образ трагического в будничном Ф.М.Достоевский достигает особенной остроты воздействия: бедняк, изгой, привыкший к бесконечному страданию, «покорен воле Господа», способен терпеть, понимать, встречать новый день с кротостью и сочувствием.



О Достоевском вспоминаешь сразу же, как только начинаешь читать рассказ Ю.Буйды «Всё больше ангелов». Он входит в цикл под общим названием «Слишком, чтоб было правдой». С одной стороны – абсурд,  дикость, аномалия человеческой жизни поражают невозможностью реальности с другой – в обыденности, безумном распорядке существования обнаруживается трагическое несоответствие    предназначения человека и его буквального воплощения – как у Достоевского. В этом мире нет и не может быть счастливых, единения душ, свободных от мирской суеты, а царствуют инстинкты; животное начало в скотоподобном облике и образе жизни главенствуют над всем, подавляя образ Божий в человеке. Таков мир в рассказе «Всё больше ангелов».

2.Фаза реализации смысла.

Далее текст читается учителем (медленно, обращая внимание на жанровые особенности рассказа).



Чтение 1 смысловой части (ребята подчеркивают те слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку).

После смерти вдового сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном, мужчиной молодым, туго соображающим и основательным. Вскоре он женился, обзавелся хозяйством — корова, свиньи, куры, индюки и кролики — и сыном Витей. После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что и троим в доме не повернуться, а четвертая им — «нет никто».

1.Назовите героев рассказа (Стефания, внук Иван, жена Ивана, правнук Витя (СЛАЙД 9)

Словарная работа

1.Стефания от греч. Стефанос – венок, венец, корона, диадема.

2.Иван от греч.  «милость Божья», «дар Бога».

3.Виктор (греч.) – победитель
2.Как автор характеризует Ивана? (туго соображающий и основательный, обзавелся хозяйством… и сыном Витей (оксюморон). (СЛАЙД 10)

3. Кто в доме хозяин? (жена Ивана)

4. Что мы можем о ней сказать? Какие слова являются ключевыми в раскрытии ее образа? Почему у нее нет имени?

(После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что им и троим в доме не повернуться, а четвертая им – «нет никто». Сказала громко, глядя на приколотый к стене календарь?)

5.Как вы думаете, что будет дальше?

Чтение 2 смысловой части.

Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в дощатый сарайчик-дровяник, притулившийся к кирпичной стене свинарника. Иван принес ей раскладушку и, наморщив большой белый лоб, раздумчиво проговорил:

— Как же ты зимовать тут будешь?

Стефания улыбнулась ему двумя передними зубами:

- Как-нибудь, Ваня. Ты только мною сердце себе не рви.

1.Как характеризует Стефанию ее поступок?

2.Как вы понимаете слова Стефании: «Ты только мною себе сердце не рви»?

3.Что известно о Стефании? (Ю.Буйда ничего не говорит о жизни героини,однако за скупыми фразами скрывается мир глубоких переживаний и страданий:ни слова о муже, сын умер, но была надежда. На внука- с ним утешется душа старого человека).



Чтение 3 смысловой части.

В этом дощатом сарае она и прожила несколько лет, выбираясь во двор очень редко — чтобы не сердить Иванову жену, которая говорила:

— Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем.

Целыми днями старуха, пристроившись на чурбачке, наблюдала через щелку в двери за дворовой жизнью — за курами и утками, за кобелем, чесавшим лапой лоб, за голубями и воробьями…

1.Какие новые качества жены Ивана раскрываются в этом отрывке?

(- Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем).

2.Как одним словом можно назвать условия жизни Стефании в сарае? (тюрьма)

Чтение 4 смысловой части

Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой. Ему понравилось таинственно сидеть в пахнущем древесной прелью полутемном сарае и вполголоса беседовать с прабабкой.

— А хорошо тебе в прошлом жилось? — вопрошал Витя.

— Плохо. Все время только о еде и думала. Но сны бывали хорошие, врать не стану. Ласковые были сны…

— А сейчас что хорошего? — продолжал допытываться правнук, основательностью и большим белым лбом пошедший в отца.

— А вон — дырочка. — Стефания поманила правнучка к глухой стене, где в сосновой доске была дырка от выпавшего сучка. — Смотрю в нее и ангелами любуюсь. Долго-долго надо смотреть — тогда только и увидишь. Сперва парочкой мелькнут, потом бригадой пролетят, и все больше, больше их, и все красивые, с крыльями…

1.Как Витя познакомился со Стефанией?

(Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой).



2.Чем правнук Витя отличается от отца? (ему нравилось беседовать с прабабкой, его интересовала жизнь Стефании, в то время как Иван забыл о существовании бабки).

3. В чем счастье Стефании? (дырочка, глядя в нее она любовалась жизнью)


Чтение 5 смысловой части.

Витя с любопытством приник к отверстию, но, сколько ни таращился, ничего, кроме жидких облаков на летнем небе, не выглядел.

— Молод ты еще, Виктор Иваныч, — весело сказала старуха. — Доживешь до моих лет — и увидишь ангелов. А как ничего, кроме них, в небе не останется — пора и помирать, значит…

1.Почему- «весело»?

2.Почему Витя не видел ангелов?
Напишите окончание рассказа. (звучит пьеса Моцарта «Ангелы»)

Чтение дописанных концовок рассказа. (СЛАЙД 11)
Чтение учителем окончания рассказа

(СЛАЙД 12)

Виктор с женой, двумя дочками и парализованным после инсульта отцом жил в том же доме, держал свиней в том же свинарнике, а дрова — в том же сарайчике, где была дырочка в стене. Мать давно их оставила и жила с новым мужем где-то на Волге. В двадцать семь у Виктора обнаружилась язва желудка. У младшей дочери был церебральный паралич, и почти все свое время Марина, жена Виктора, посвящала уходу за несчастной девочкой и неподвижным свекром. Виктор работал в дорожно-строительном управлении, с утра до вечера крутил баранку тяжелого самосвала. Чтоб хоть как-то сводить концы с концами, он держал большое хозяйство — корова, свиньи, куры, индюки и кролики. Иногда он доходил до полного отупения и курил в кухне папиросу за папиросой, массируя живот и прислушиваясь к задушенным всхлипам жены, лежавшей в соседней комнате спиной к телевизору. Он любил Марину и жалел ее до боли в сердце, но сил не было, чтобы утешить ее. В такие минуты он боялся думать о будущем. Притушив папиросу в пепельнице, он уходил в дровяник, запирал дверь на крючок и, пристроившись на чурбачке, приникал к дырочке в стене, открытой ему когда-то старухой Стефанией, давно ушедшей в вечность. Он смотрел в дырочку долго-долго, до рези и слез в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные, как мотыльки, ангелы, и боль покидала его измученное сердце, и душа становилась легче и как будто даже больше — чем больше становилось ангелов в небе…



Размышления о прочитанном (обращение к словарным словам) (СЛАЙД 13)

1. Какое отношение имеет слово «бумеранг» к рассказу «Всё больше ангелов»?

2. Юрий Буйда не случайно своей героине даёт имя Стефания. Известен образ великомученика Стефана (рассказ уч-ся о великомученике Стефане). Согласны ли вы с автором?

3. Н.В.Гоголь писал: «Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах». К кому из героев рассказа подходят эти слова?


(Виктор видит ангелов, потому что он и его жена никого не проклинают, не ропщут, а терпеливо несут свой крест, это ему награда за кротость и смирение).

Вывод: Сбылось предсказание Стефании, но только не в летах смысл изречённого: по мере испытанного, пережитого открылось утешение Виктору. (СЛАЙД 14)


 Он уходил в сарайчик, садиться на тот же чурбачок и… долго-долго смотрел в дырочку «до боли и слёз в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные ангелы. Вот оно, пришло блаженство, когда боль покинула измученное сердце и «душа становилась легче и как будто даже больше». Как часто мы говорим: «Душа успокоилась», «на душе легче стало», «душа очистилась»… Душа Виктора стала «легче», «больше», больше измученной, бренной, греховной плоти истерзанной физически и духовно. Но есть награда за кротость и смирение – увидеть в небе ангелов, «всё больше ангелов».
3.Рефлексия

В начале урока вы сделали предположения, о чем будет рассказ? Что теперь вы скажете о проблеме, которую рассматривает писатель? (проблема равнодушного отношения к пожилым людям, проблема отсутствия доброты, нравственности).

Какие нравственные урок преподносит нам автор и герои рассказа? (СЛАЙД)

4.Творческая работа:

-Дома вы самостоятельно прочли рассказ Б.Екимова «Возвращение». « Господи! Почему это зол человек <...> когда так хорошо, так прекрасно быть добрым?»-писал Ф.М. Достоевский.

-Можно ли отнести слова Достоевского к данному рассказу? А рассказу Ю.Буйды.

-Почему урок мы начали со стихотворения Ю.Дементьева «Как важно вовремя успеть?»
Опираясь на прочитанный самостоятельно рассказ и (или) на рассказ Ю.Буйды, напишите эссе «Как важно вовремя успеть…»

Эпиграфом к работе можете взять то высказывание, которое, по-вашему мнению подойдет к вашему эссе.


Чтение эссе.

-Что вы узнали о себе после сегодняшнего урока?

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет