Едва не унесённые ураганом
из
13 сентября 2008, суббота
... И вот он пришел, нежеланный гость, ураган по имени Айк, в ночь с пятницы 12-го, на субботу 13-е, немного не совпав по времени с «Кошмарными» традициями на улице Вязов.
В связи с приближением урагана пятница объявлена нерабочим днем во всех учреждениях Хьюстона. Земля досталась крестьянам, морозы - русским школьникам, а ураганы - техасскому народу. У мужа - неожиданно добавочный выходной.
На фривэях световые табло строго предупреждают проезжих граждан: «Наступает сезон ураганов. Держите бензобаки ваших машин полными».
Над городом нависла плотная тревожная атмосфера. Накануне, ещё в четверг, население Хьюстона и окрестностей начало лихорадочно запасаться едой-водой, полки пустеть на глазах, километровые очереди - выстраиваться к кассам, обильные и странные (по принципу случайного захвата) продуктовые наборы – свисать из переполненных тележек, в нижних ярусах которых громоздятся упаковки с питьевой водой. Я взяла с полки последнюю упаковку. Паника-с. И, своего рода, дежавю. Советские гастрономы и очереди за колбасой по талонам ещё не совсем изгладились из памяти.
К пятнице в Техасе закрыты все нефтеперерабатывающие заводы, которые обеспечивали топливом четверть страны. В связи с этим цены на бензин, особенно на побережье Мексиканского залива, прыгнули вверх. Примерно до пяти долларов за галлон (3,87л) при средней цене в США в 3,6 доллара. На заправках жуткие очереди. У меня полбака бензина и крепкая надежда на национальный оберег - русский авось. Авось не придется никуда ехать. Во всяком случае, в Хьюстоне эвакуацию никто не объявлял.
Эвакуируются прибрежные территории, в том числе техасский порт Галвестон, который находится примерно в 65 км от нас. Всего неделю назад, в прошлый уик-энд, мы ужинали там с приятелями в чудесном приморском ресторанчике. Сейчас волны высотой в пять метров снесли там дамбу, затопили улицы и размыли дороги. Ужас. По ТВ показывают плывущие крыши автомобилей.
Майк и Дженел, те самые, с которыми мы ужинали, уехали пережидать ураган в Луизиану к родственникам. Лафайет в пяти часах езды от их дома. Но Айк разрушительной поступью прошелся и там, о чем мы узнали из сводок погодного канала. Слава Богу, с Майком и Дженел всё в порядке, мы успели созвониться, пока была связь. А всего неделю назад, во время прошлого урагана, их луизианские родственники приезжали в Хьюстон спасаться от Густава. Похоже, ураганы – хоть и не лучший, но всё же, повод для семейных встреч.
Весь день смотрим сводки движения урагана на погодном канале. Между тем, Айк, продвигаясь над акваторией Мексиканского залива к Техасу, продолжает набирать силу и достиг 2 категории опасности по пятибалльной шкале. Сила ветра циклона зашкаливает за 160 км в час. Из космоса Айк выглядит колоссальной крутящейся спиралью, закрывающей собой почти весь Техас, с неприятным огненным «глазом», как у вампира.
Между прочим, ширина этого «глаза», то есть эпицентра урагана, 140 км. И, судя по всему, глаз этот движется прямо на нас.
В некоторых районах Хьюстона объявлен комендантский час. По домашнему телефону City of Sugar Land голосом автоответчика регулярно доносит до нас всевозможные рекомендации и предостережения. Всем, кто остался в городе, предписано «найти укрытие и ни в коем случае не выходить на улицу и не выезжать на дороги".
Собрали со двора в гараж весь непривинченный- неприбитый скарб, стол-стулья, в очередной раз сняли тентовую крышу с беседки (которую только успели после Густава водрузить на место). В ожидании стихии перезваниваемся с друзьями, немного нервно подбадривая друг друга. Набрали полные ванны воды. Приготовили свечки-спички-фонарики. Думаем, клеить ли бумажные полосы на окна… Перед глазами встают черно-белые кадры военной кинохроники.
По ТВ говорят, что на подходе к Техасу Айк усилился с двух до трёх баллов. Скорость ветра возросла до 200 км/час. Похоже, день престает быть томным, а бриз - легким…
Весь день напряженно вглядываемся в густо-синие солнечные небеса. Ни намёка не непогоду, ни дождинки, ни ветринки, всё как обычно. Может, ошибочка вышла, может, пронесло…
Наступает тихий летний вечер, мы сидим на бэкъярде с бокалами красного вина, смотрим на звёзды, ясное небо, смешной техасский месяц рожками вверх... Приятный бриз гуляет по нашей обескрышенной беседке... Да уж, наверное, пронесло. Густавом тоже пугали, а он прошел стороной. Айк вообще ждали во Флориде, даже объявили там эвакуацию, а хулиганский ураган неожиданно свернул на Техас. Может, он снова решил завернуть куда-то ещё?
Но ровно после полуночи, как и было обещано, вдруг поднялся ветер, быстро усиливаясь, нервно замотал из стороны в сторону деревья и кусты, где-то в доме завыли-заскрежетали неведомые железы, заскулили-захлопали какие-то части дома, прежде тихие и мирные. Провалились в тревожный сон под дождь и уханье бешеных порывов ветра.
…А утро выдалось тихим и ясным, будто и не было ночного кошмараю Правда, обнаружились две неприятности: отсутствие электричества и поваленное перед нашим домом дерево. Не прутик, однако, сантиметров 20 в диаметре, причем впечатление было, будто кто-то большой играючи крутанул дерево по спирали, подломил у корня и свалил. Дубок жалко. Да и не было печали: пилить-вывозить, корни корчевать… Во дворе свалило куст олеандра, но мы твёрдо поставили его на место и прикопали, надо расти. А так, всё остальное ничего, листья, конечно, пообрывало, цветочки посшибало, но это не страшно, новые вырастут. У соседей напротив забор кое-где буквально повалился в обморок от этого ночного ужаса.
А вот остаться без электричества и без связи - неприятно. Чудом удалось поймать момент и отправить своим одну смс-ку. Дальше сеть отвалилась.
Домашний телефон стал диким и решительно не подает признаков жизни. Интернет, само собой, тоже недоступен. Ужас, отрыв от всего мира, неизвестность, информационная дыра.
Похоже, не мы одни испытали подобные ощущения. Семья Громык в первое утро после урагана, с оглядкой и осторожностью покинув обесточенное жилище, бродила среди завалов и разрушений в компании растерянных соседей. Правда, в их районе и деревья мощнее, и разрушений было значительно больше, чем в Sugar Land. Некоторые дома буквально перерубило пополам огромными упавшими деревьями. Из-под асфальта местами фонтанировали бурунчики воды из непонятных источников. Окружающий пейзаж мог бы послужить декорацией к фильму об аномальных зонах. Понятие сталкера стало ближе и понятнее. Пронесся слух, что в полутора милях есть сеть и народ помчался её ловить. Всё-таки неизвестность хуже всего.
Интересно, что молодёжь опять оказалась в некоторых вопросах более продвинутой, чем поколение родителей. Еленин 24-х летний сын Олег научил ее добывать информацию из радио в машине. Просто, как всё гениальное. Интересно, почему нам это не пришло в голову. Не хочется думать, что мозги утрачивают былую гибкость, но похоже на то…
Отсутствие электричества означает ещё и отсутствие кондиционера, что в местном влажно-тропическом климате крайне некомфортно. Слава Богу, хоть послеураганный день не слишком жаркий, несколько раз принимается дождь, но испарения прибавили и банной влажности. Впору хлестать себя веником в этакой парной. Устраиваем условный сквозняк, но все равно к вечеру в доме становится душно и липко.
Поскольку неизвестно, как долго не будет электричества, холодильник стараемся «без дела» не открывать, а если открывать, то хватко хватать продукт и захлопывать дверцу, «беречь холод». Вспомнился страдающий бессонницей Шрек: как он быстро-быстро доставал дневник принцессы из музыкальной шкатулочки, так, чтобы она не услышала ни звука. Вот и мы так тренируемся. Иногда, правда, стремительно выхватываем не тот продукт. Зато у меня есть убедительная причина съесть всё мороженое из морозильника. Порчи такого продукта я допустить не могу, тем более, что, в отличие от сырого мяса, мороженое не требует дополнительного приготовления.
О, радость, в 7.30 вечера икнул телефон, крякнул кондиционер, вздохнул холодильник и загорелся свет! Нужно прожить всего 16 часов без электричества, чтобы оценить его по достоинству. Не зря Ильич-то волновался про электрификацию всей страны.
У Чернис света всё ещё нет, и вода течет тоненькой струйкой. Мы приглашаем их к себе, однако, домовитые Лёня и Наташа держатся за очаг и уже размороженный холодильник из последних сил. У Громыко электричества тоже пока нет, зато они купили генератор, который, хоть и не в полной мере, но, всё же, удовлетворяет их электрические нужды. Тарахтит при этом как большой трактор «Беларусь». Вообще, в эти пред- и послеураганные дни генераторы пользуются просто бешеным спросом, хотя и стоят не три копейки, в смысле, не три цента.
Говорят, в результате урагана без электричества в Техасе остались около 3 млн человек. Будем надеяться, что им не придется долго ждать и цивилизация вскоре вернется в их дома.
А я пойду выпущу воду из ванны, пожалуй…
…Через пару дней, проехавшись по окрестностям Sugar Land, мы увидели довольно разрушительную картину.
Улицы полны поваленных деревьев и сломанных веток. Городские службы пока не справляются с вывозом послеураганного безобразия. По обочинам высятся пирамиды больших пластиковых мешков с мусором.
Мощными турбуленциями вырванные стволы деревьев брошены на дома, заборы, лужайки. Люди, как муравьи, без устали разбирают завалы, жужжат бензопилами, складывают в поленницы дрова и ветки. Все-таки у американцев хорошие показатели по аккуратности. И, хотя впереди ещё много работы и целый лес поваленных деревьев, народ не жалуется и не причитает, просто работает.
Кое-где покосившиеся заборы стоят на честном слове, подпертые досками, как инвалиды, некоторые развернулись, как гармонь у пьяного гармониста, некоторые совсем уж попадали, неделикатно выставив хозяйские дворы на всеобщее обозрение.
Да и крыши местами выглядят приободранными: ураганом содрало серые квадратики покрытия, щедро усыпав ими дороги. На месте прогалов красуются временные ярко-синие пластиковые заплатки. У Громык в одном месте даже пробило крышу. Особенно пострадали крыши двухэтажных домов.
Многие районы всё ещё без электричества. Тем, у кого в доме газовая плита, – повезло больше: есть возможность кормить семью. Кто-то готовит на газовых барбекю перед гаражами. Обычно безлюдные улицы полны народа: вовсю кипит работа по уборке территории, «полевые кухни» распространяют ароматы жареного мяса, дети носятся по улицам, кто-то читает, устроившись в кресле. Американскому населению, привыкшему к кондиционированному уюту своих домов, пришлось «покинуть помещения».
Слава Богу, слегка похолодало, поэтому есть чем дышать и легче пережить отсутствие кондиционера.
Нам повезло, на нашей улице – Праздник, потому что есть электричество. И невиданное прежде количество припаркованных машин. Очевидно, обесточенные граждане приехали на постой к свет-имущим.
Жаль, однако, что запрещен открытый огонь. Вот если бы собрать всё аккуратно распиленное и сложенное по обочинам дерево, можно было бы запалить огромный костёр и посидеть вокруг в хорошей компании с рюмочкой чая. В России на Масленицу, провожая зиму, жгут её чучело (чу, пепел чучела стучит в моём сердце?). А здесь мы могли бы сжечь чучело Айка.
Прощай, Айк, и не приходи к нам больше.
Елена Паттон
Достарыңызбен бөлісу: |