Экономика сериясы
Серия экономическая
Жылына 4 рет шығады
Выходит 4 раза в год
Бас редактор: Б.А. Алибекова экономика ғылымдарының кандидаты, доцент
Радакция алқасы: А.Н. Доғалов (жауапты редактор)
Д.М. Мадиярова
С.Қ. Сураганова
Л. М. Сембиева
С.Е. Керімқұлов
Б.Н. Исабеков
М.М. Мухамбеков
Ж.С. Раимбеков
Ф.С. Сейдахметова
Т.Ү. Садықов
О.В. Лашкарева
С.С. Сапарбаева
Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің баспасы
Мазмұны Содержание
Экономикалық теория
У. Баймуратов
Гармоничная экономика при трех «D»: парадигма и вектор формирования....………………………………………………………6
Х.С. Сералиев, З.М. Кельдибекова
Анализ теоретических концепций конкурентоспособности передовых европейских стран…………………………………………… 14
А.Б. Учкампирова, Б.Б. Учкампиров
Теоретические основы создания и функционирования специальных
экономических зон в Республике Казахстан…………………………. 24
Экономика
М.К. Мырзахмет
Импакт-фактор и его роль в развитии науки в университете 38
Г.К. Дамбаулова
Экономическая эффективность информационно-консультационного обеспечения……………………………………… 47
А.К. Карабалаев
Методы формирования и прогнозирование развития научно-технической и инновационной деятельности за рубежом. Выводы для Казахстана………………………………………………………………56
Н.С. Горелова
Внутренние и внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств… 69
А.С. Бактымбет, Б. Е. Жарлгасова
Тенденции развития высшего образования в Казахстане………… 81
А.С. Бактымбет, Н.М.Оралбаева
Предпосылки развития международной экономической интеграции ………………………………………………………………………………….88
Н.К.Нурланова
Инновационная политика в регионе и механизмы ее реализации…96. М.Т. Кулубеков, М.Н. Джангельдина
Совершенствование методов стратегического планирования импортозамещения в условиях неопределенности………………… 104
С.С. Шинтаева
Формирование рынка консалтинговых услуг: предпосылки возникновения и условия его реализации…………………………… 110
С.Е. Кошанова
Опыт использования свободных экономических зон в условиях экономической реформы Китая…………………………………… 118
Т.Қ. Бөрібаев
Қазақстан Республикасы мұнай нарығының даму ерекшеліктері мен оны ұтымды пайдалану мәселелері......................................... 125
А.М. Бекбулатова
Анализ SWOTфранчайзинга гостиничного бизнеса в Республике Казахстан………………………………………………………………… 131
А.Т. Бисеков
Основные пути повышения доходности сельского населения.......141
Д. Женсхан, Д. Азанұлы, С.Н. Дугалова
Кәсіпорының бәсеке қабілеттігін арттыруда экономикалық ресурстарды тиімді қолдану негізі.................................................. 151
С.А. Утюльбаев
Анализ и характеристика современного состояния Халал индустрии в Республике Казахстан................................................ 158
Е.К. Искаков, Т.И. Яковлева
Развитие инновационной сферы предпринимательства в АПК... 168
Б.А. Смайлов
Условия и факторы развития предпринимательства в АПК........177
Менеджмент
А.P. Tyapuhin
Logistics and logistics management: interrelations and diferrences…188
А.Ж. Аширова
Кедейшілік – әлеуметтік-экономикалық құбылыс ретінде...........197
Т.И .Яковлева, Е.К. Искаков
Влияние уровня менеджмента на эффективное развитие предпринимательства в АПК............................................................201
Қаржы
Ж.К.Есымханова
Влияние финансовых инструментов на развитие РЦБ Казахстан ..............................................................................................................212
В.А. Яковлев
Влияние мировой финансовой глобализации на развитие казахстанского банковского капитала............................................218
Қ.А. Абдикаримова,С.Е. Керімқұлов
Қазақстан Республикасында жұмыспен қамту көрсеткіштерінің эконометриялық болжау модельдері...............................................226
Есеп және Аудит
Б.А Алибекова
Подготовка бухгалтеров в соответствии с требованиями международных образовательных стандартов............................238 Ф. Сейдахметова, Б. Жуматаева
Этикалық ережелерді бухгалтерлік есепте қолдануы...................247
Б.А Алибекова
Подходы к подготовке бухгалтеров.................................................255
Ф. Сейдахметова, Б. Жуматаева, Б. Кунисова
Қазақстан Республикасындағы нарықтық экономикасының кейбір маңызды мәселелері...........................................................................262
Туризм
Б.О.Сабатаева, Д.Ш. Уразбеков
Развитие международного туризма в современных условиях......272
Д.А. Алимбеков
Основные пути эффективного использования технологии PUBLIC RELAТIONS в продвижении туристского продукта…………….. 282
М.А.Жаналинова
Формирование туристского имиджа Республики Казахстан......293
Д.К. Байсалбаева, М.С. Амрина
Туризм Казахстана – прибыльный сектор экономики...................304
С.К. Сураганова, С.Н. Дугалова
Основные направления развития экономических аспектов рынка туристских услуг................................................................................317
Ақпарат………………………………………………………………….....328
Біздің авторлармыз Наши авторы.................................................................................................331
Summaries……………………………………………………………333
Хабаршы № 4∙ 2011 Вестник
«Экономическая теория»
«Экономикалық теория»
У. Баймуратов
ГАРМОНИЧНАЯ ЭКОНОМИКА ПРИ ТРЕХ «D»:
ПАРАДИГМА И ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
Гармония - духовная, культурная установка, которая ориентирует на осмысление мироздания (как в целом, так и его фрагментов), социо-экономической системы и человека с позиции их существенной внутренней связи, упорядоченности и соразмерности. В этом заключается единство, суть гармонии общественной системы.
Базовая, основополагающая гармония в обществе есть такое соотношение между материальными и нематериальными потребностями индивида и социума, которое возникает на высокой духовности – фундаменте всей их жизни. Она может образоваться между человеческим сообществом (его потребностями) в целом и экономикой, выступающей одновременно и как подсистема общества, и как целостная система. Частные гармонии устанавливаются внутри общественной системы.
Для гармоничной личности, гармонии групп людей, сообщества в целом, как правило, характерными признаками являются следующие:
-
представлен весь спектр объективно обусловленных (рациональных) потребностей;
-
умеренность в потреблении (оптимальность). Критерий оптимума: реализация потребностей участника без ущемления интересов других. Нищета и богатство – крайности, противоречащие гармонии;
-
максимальная мобилизация внутренних ресурсов (личностных, групповых, социума). «Жизнь взаймы» противоречит духу гармонии.
-
рациональное использование внешних (заемных) ресурсов, в т.ч. природных (с учетом интересов не только живущих, но и будущих поколений людей);
-
сотрудничество и толерантность.
Духовность должна быть вплетена в ткань всех составляющих общественной системы. Но в реальности, к сожалению, во многих странах этого не происходит. В кризисе финансовой системы в глобальном масштабе, в частности, усматривается глубокий духовный кризис, переживаемый человечеством.
Ныне в современных сообществах «слабое звено» - духовная сфера. Это проблема и казахстанского социума, где как и во всех странах, вышедших из социалистического лагеря, произошла смена ценностных «полюсов» – экономических ориентиров, и многих государств.
Объективной представляется необходимость не только осознания, но и реализации схемы, возращающей пирамиде приоритетов естестественное положение, когда духовная сфера во всем своем многообразии проявлений служит своеобразным стержнем общества. В свою очередь, подобная «духовная составляющая» социума запускает механизм гармонизации мезосистемы – взаимодействия систем, подсистем и т.д.
Гармоничной экономике чужды как слишком частые глубокие перемены, так и чересчур застывшие состояние и замедленное движение. Такая экономика развивается без «перегревов», «экономического чуда» но и без «застоя». Ей органически присущ срединный вектор и средний темп движения во всем полезном, разумном, рациональном. Гармоничная экономика – это не «экономная», не «инновационно - индустриальная», не «умная», не «эффективная, не «либеральная, не «государственная», не «рыночная», не какая-либо с другими эпитетами экономика, все перечисленное не в отдельности, а вместе взятое, в их многомерном соединении, в едином ключе. Но и многомерности недостаточно для полной гармонии, если экономическое развитие не совмещается с демократическим, демографическим и демоэтическим, т.е духовно-нравственным прогрессом общества (с этими тремя «D» - фундаментом и двумя опорами экономики).
Современные общества, их экономические системы в ряде государств мира не обладают устойчивостью, подвержены нестабильностям, содержат большие риски перманентных кризисов. Происходящий глобальный кризис очередной раз демонстрирует эту тенденцию. Большая часть мировой экономики оказалась в состоянии глубоких нестабильностей. Глобальное хозяйство напоминает перевернутую «пирамиду». У него отсутствует широкая духовно-нравственная основа, покоится как бы на одной точке, в связи с чем, система даже при незначительных воздействиях может придти и часто приходит в нестабильность. Глубинная причина резких бифуркаций заключена в дисгармонии между возрастающими потребностями материальных благ и отставанием духовно-нравственного уровня индивидов и общества. Низкая духовность социума при непомерно высоких материальных потребностях открывает многим индивидам дорогу в мир преступности, безнравственности, наживы, коррупции и других негативных явлений.
Под гармоничной социальной экономикой нами понимается национальная хозяйственная система, способная удовлетворять все разумные материальные потребности большинства индивидов и социума в целом. Такая экономика формируется в духовно развитом обществе. Ее невозможно построить в условиях бездуховности и безнравственности, идеологии диктата власти человека над природной средой, стремления к сверхобогащению или, напротив, к аскетизму. Она свободна от существующей фетишизации материальных ценностей и денег, принижения роли духовных запросов людей.
Теоретически и практически можно допустить, что в каком-либо экономически сильно развитом государстве можно достигнуть максимального материального благосостояния всего населения, к чему, кстати, стремятся многие страны современного мира. Но это еще не является гармоничным состоянием национального хозяйства. Отсутствие у него духовного фундамента приведет к односторонней развитости, дисгармоничности и неравновесная система подвержена чередующимся кризисам.
В духовно неразвитом обществе массированно накапливаются различные дисгармонии. Достигнув критической массы, они могут разрушить общество, его экономику и цивилизацию. Поэтому не случайно ведется перманентная борьба с целью устранения дисгармоний – больших и малых. Иначе возможен коллапс. На различных уровнях и в различных секторах экономической системы соответствующие структуры стремятся разрешать постоянно возникающие проблемы и зачастую находят способы преодоления угроз. Но при этом дисгармонии устраняются лишь на короткое время, установившаяся было какая-либо частная гармония вновь исчезает. И рано или поздно система приходит в состояние дефолта или почти дефолта, причем, в рамках целых государств опыт целого ряда развитых стран об этом красноречиво свидетельствует.
Гармония общества и его экономики возможна, если под ней имеется такой фундамент, который устойчив, стабилен, не меняется веками, обеспечивает преемственность менталитета и культуры из поколения в поколение. Другие же человеческие ценности (наука, образование, опыт, технологии, инновации и др.) меняются и должны развиваться – без этого невозможен прогресс. Но духовность в этом смысле уникальна, ибо она (личная вера) – категория постоянная. Ее отсутствие чревато роковыми для социума последствиями, как это уже не раз было в истории человечества.
Гармоничная экономика создается путем трансформации существующих моделей социального рыночного хозяйства в новую социальную рыночную экономику. Суть этого понятия раскрывается достаточно полно, если рассматривать национальную хозяйственную систему как часть общества, притом определяющую, в органической взаимосвязи различных сфер жизнедеятельности человека, социума в целом. В стабильно развивающемся, гармоничном обществе такие процессы, как демократические преобразования, демографический рост, духовный прогресс и экономическая деятельность, протекают синхронно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Напротив, отсутствие или слабость всего одной из этих четырех составляющих делает остальные сферы общества негармоничными и нестабильными, они теряют темп эффективности развития, испытывая дисгармонии самых разных видов, вплоть до социальных конфликтов. Надо заметить, что различные дисгармонии внутри экономической системы возникают также вследствие дефицита или неэффективного использования человеческого капитала, других факторов хозяйственного развития, несовершенства экономического механизма, влияния природных катаклизмов и внешних финансово-экономических шоков.
Развивая в комплексе демократические процессы, проводя политическую модернизацию, стимулируя рост народонаселения, повышая трудовой потенциал и улучшая человеческий капитал, а самое главное – всемерно поддерживая духовный прогресс во всех его аспектах, можно реально построить в стране действительно гармоничную экономику, иначе говоря – новое социальное рыночное хозяйство. Для этого трансформационные процессы и в обществе, и в его экономике должны получить системный прогресс, т.е. надо построить не просто «экономную», «эффективную», «развитую», «инновационную», «информационную», «умную», «духовную», «моральную», какую-либо другую экономику с разными эпитетами, а одну – но в едином синтезе всего этого.
При создании социальной экономики нового типа возможно использование форм исламского финансового банкинга параллельно с традиционной западной моделью.
Функционирование финансовой системы на основе сочетания двух моделей не противоречит опыту тех стран, где существует подобная биполярность. К примеру, в моноконфессиональных арабских государствах имеются все предпосылки для построения чисто исламской модели экономики. Правда, в таком виде она используется пока в Иране, Пакистане и Судане. Другие страны идут по пути совмещения разных моделей в том или ином соотношении в зависимости от религиозных особенностей своих народов. Однако при этом высоко гармоничную экономику в них практически сложно построить вследствие неоднородности конфессионального состава населения. Но трудность эта в перспективе, на наш взгляд, преодолима. Почему?
Прежде всего, целый ряд ценностей в разных религиях совпадает. Для экономики принципиально важно то, что честность бизнеса, справедливость хозяйственных отношений присущи любой религии (деструктивные секты не принимаются во внимание). Во-вторых, современные финансовые рынки (кредитный, фондовый, валютный) стали высокорисковыми, подверженными нестабильностям и кризисам, что подрывает доверие населения к традиционным финансовым инструментам. Клиенты банковских систем многих стран нуждаются в новых, альтернативных услугах. Не случайно растет интерес населения к исламскому банкингу, акциям, лизингу, страхованию.
Уникальным вектором гармонизации общества и экономики служат принципы истинного Ислама, что ничего общего не имеет с фанатизмом, радикализмом и террором. Для этого очень важно полностью использовать весь уникальный потенциал истинного Ислама, освободить сознания многих людей от сложившихся стереотипов в отношении ислама как религии. Именно Ислам провозгласил принцип умеренности во всем, даже в служении Всевышнему. Поэтому в нем нет места для различных излишеств - будь это религия, политика и идеология или просто повседневная жизнь человека.
Нам ученым очень важно помнить, что Ислам не отторгает, а включает в себя необходимость развития образования, науки и инноваций, любое полезное творчество, если они не идут во вред здоровью и жизни населения, окружающей природной среде, не уничтожают цивилизацию.
Однако бесспорные преимущества исламской системы могут создать ложное представление у представителей власти о том, что она – панацея от всех бед, что сама по себе выведет страну на столбовую дорогу экономического процветания. К сожалению, такой панацеи не существует. Исламская финансовая модель эффективна там и тогда, где и когда все факторы экономического развития (природные ресурсы, труд, капитал, инновации, предпринимательские знания и опыт) полностью и рационально задействованы, внешние экономические и политические условия благоприятны, нет природных катаклизмов, хозяйственная система базируется на высоком уровне духовности общества, ведется политическая модернизация и наблюдается демографический рост. При наличии всех необходимых условий и факторов экономического развития исламская финансовая модель способна обеспечить устойчивый и стабильный хозяйственный рост, действие принципа социальной справедливости в распределении благ, цивилизованность в рыночных отношениях и, тем самым, открыть путь к гармоничной экономике. В таком обществе традиционная модель становится неконкурентной, более того, ненужной и несовместимой с исламской.
Опыт различных стран показывает, что исламским финансовым институтам отдают свои предпочтения не только мусульмане, но и носители иных верований. В Англии, Германии, Франции и других государствах исламские банки обслуживают клиентов независимо от их религиозных убеждений. Они формируют свою положительную базу на основе укрепления доверия к себе, собственной стабильности и заинтересованности населения в качественных финансовых услугах.
Сложившиеся в мире тенденции позволяют утверждать, что духовная активность народов поступательно повышается. Как следствие, и духовная основа хозяйствования должна соответственно укрепляться, создавая главную предпосылку для трансформации национальных систем в гармоничную социальную экономику.
Основные критерии гармоничной экономики включают в себя:
- производство товаров и оказание услуг, удовлетворяющих разумные потребности индивидов и социума, преодоление вредных привычек у людей;
- образование доходов только за счет трудовой деятельности без чрезмерностей в оплате, стабилизация цен на товары и услуги, негармоничные как слишком монопольно высокие, так и слишком низкие, утверждение принципа справедливости;
- практическое отсутствие спекулятивной составляющей в бизнесе;
- заимствования финансовых ресурсов не чрезмерны и не связаны с процентным механизмом, в идеале политика заимствований должна быть невостребованной;
- теневой бизнес, коррупция, другие проявления бездуховности сведены к минимуму, бизнес прозрачен, честен.
Гармоничная экономика далека от современного состояния экономической системы, негативные тенденции в которой ведут к дисгармониям. Прогресс в экономической эволюции состоит в движении в сторону гармоничного хозяйствования как стратегической цели общества. Гармоничная экономика – многозначное понятие.
Необходимо различать три ее ступени:
- слабая гармоничность, когда дисгармонии превалируют, а частные гармонии – редкость, не имеют фундаментальной основы, поэтому устанавливаются на короткий период;
- умеренная гармоничность, когда экономическая система имеет свою фундаментальную основу (духовность и нравственность общества), а процессы демократического и демографического развития служат опорой для экономического прогресса, когда эти четыре сферы общества взаимодействуют, взаимообусловлены, а гармонии в экономической системе устанавливаются практически повсеместно и на длительный период;
- высшая гармоничность, когда достигается очень высокая духовность во всем ее спектре и все общественные процессы и экономическая деятельность развиты, тесно, органично переплетены, взаимосвязаны. Эта ступень гармоничности – идеал, к которому следует последовательно приближаться. Она, как маяк, указывает столбовую дорогу для прогресса, служит ориентиром при выборе вектора стабильного развития общества, его экономической системы.
Гармоничная экономика пространственно ограничена границами государств в силу неравномерного размещения природных ресурсов по регионам мира и разного уровня их производительных сил. Такая экономика, следовательно, не может возникнуть повсеместно и одновременно. У каждого государства или их объединений – свой путь развития. Наибольшими шансами располагают страны с богатыми природными ресурсами, плодородными землями, благоприятными климатическими и транспортными условиями, с развитыми духовностью и демократией, стабильной демографией, богатым человеческим капиталом, высоким инновационным потенциалом, дифференцированным национальным хозяйством. В перспективе в их число может войти ряд государств, включая и Казахстан.
В современных условиях востребованность в духовно-интеллектуальных индивидах со стороны общества неизменно возрастает. Она достигнет своего апогея у нас при создании новой социальной экономики знаний евразийского типа, когда казахстанцы осознают и начнут практически реализовывать свое историческое предназначение – стать одним из полюсов гармоничности всей Евразии, совмещающим, как системную целостность, экономическое, социальное и духовное развитие одновременно.
Отрывать каждую из этих трех составляющих друг от друга - значит идти по тупиковому пути. Данный очень важный урок из опыта других стран мира необходимо учитывать на всех уровнях национальной экономической системы от индивида до государства и гражданских институтов общества.
Это обеспечит конкурентоспособность экономики не только в настоящее время, но и в исторически длительной перспективе, в условиях наступающей эпохи интеллектуально-духовного прогресса человечества.
Х.С. Сералиев, З.М. Кельдибекова
Анализ теоретических концепций конкурентоспособности передовых европейских стран
Введение. Во второй половине прошлого столетия по мере устранения различных барьеров и общей либерализации торговли, транснациональные корпорации все больше размещали свои производственных мощности в странах с дешевой рабочей силой. Государства Юго-Восточной Азии и Южной Америки включились в мировое развитие, конкурируя в этот момент с развитыми странами Запада за новые рабочие места. Особенно высокими темпами отличались новые индустриальные страны (НИС) первой волны – Гонконг, Сингапур, Провинция Китая Тайвань и Республика Корея. Затем к ним присоединились НИС второй волны – Таиланд, Малайзия, Филиппины. Индонезия, а также крупные страны – Мексика, Бразилия, Аргентина, Китай и Индия. Вместе с распадом СССР, развалом социалистической системы и включением в мировое хозяйство новых государств СНГ и Восточной Европы, образовалось единое мировое хозяйство, в котором конкуренция между странами за рынки сбыта своих товаров, зарубежные инвестиции и инновации ещё больше увеличилась.
Влияние изменившихся условий функционирования мировой экономики плохо отразилось на всех высокоразвитых странах Западной Европы. Возникшая угроза потерять свою конкурентоспособность и снизить уровень жизни в странах Запада, требовала выработки новых теорий и определения ориентиров в развитии как государственных структур, так и частных предприятий. И сегодняшние лидеры - Финляндия, Дания и другие малые страны Западной Европы в силу своей открытости первыми почувствовали необходимость смены научной парадигмы. В связи с поставленной задачей вхождения Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, вызывает интерес изучение теоретического и практического опыта государств возглавляющих этот список.
Достарыңызбен бөлісу: |