Элективный курс «История западноевропейской музыки» читается студентам-культурологам IV года обучения. Программа предусматривает 18 часов лекций и 18 часов семинарских занятий.
Итоговый контроль – зачет в зимнюю сессию.
.
♫ Введение
♫ Рабочая программа
♫ Тематика и планы семинарских занятий
♫ Тематика рефератов
♫ График текущего и промежуточного контроля
♫ Источники и литература
♫ Музыкальные произведения для самостоятельного изучения
♫ Записи музыкальных сочинений (из фонда методического кабинета)
♫ Вопросы к зачету
Введение.
Цель изучения дисциплины.
В современных исследованиях музыку называют и древнейшим языком человечества, и той областью культуры, в которой максимально полно отразились все внутренние переживания человека, а значит и переживания, идеи эпохи. При составлении курса было учтено знакомство студентов четвертого года обучения с основными моментами истории культуры, с разнообразными культурологическими теориями. Цель курса – рассмотреть историю музыки от средневековья до наших дней на фоне изменений в мировоззрении человека, изучить музыку как своеобразный и, безусловно, репрезентативный источник для изучения эпохи и человека. При этом задачей является не только знакомство с основными направлениями, школами и представителями истории западноевропейской музыки. Важными и равно необходимыми задачами являются как освоение музыкального наследия той или иной эпохи, так и изучение теоретических разработок самих авторов-композиторов, что поможет понять их реальные замыслы, даст представление об идеях, генерирующих какое-либо музыкальное направление.
Требования к знаниям и умениям по дисциплине.
Необходимым минимумом является знание основных направлений западноевропейской музыкальной культуры, владение основными письменными источниками по истории музыки, умение логично и доказательно высказывать свою точку зрения по дискуссионным вопросам.
к началу документа
Рабочая программа.
1. Введение в историю музыки. Музыка в системе культур. Сущность споров о путях происхождения музыки: гипотеза о ритме как основе появления музыки, взгляд эволюционистов, «лингвистическая» теория. Стадии развития музыки. «Медленный» и «быстрый» типы исторической жизни музыки.
Лекции – 2 часа.
2. Музыкальная культура античного мира. Источники для воссоздания музыкальной культуры Древней Греции. Синкретизм музыки с другими искусствами. Мусические искусства. Авлос и форминкс. Аэды. Кифародия и кифаристика. Авлодия и авлистика. Музыка в поэтических жанрах (сколии, партении, эпиникии) и в классических трагедиях (Эсхил, Софокл, Еврипид). Диатоника. Музыкально-теоретические воззрения греков: Платон, Аристотель, Пифагор.
Лекции - 2 часа.
3. Музыкальная культура средних веков и Возрождения. Григорианский хорал и литургическая драма – две культуры средневековья: официальная и народная. Трубадуры, труверы и миннезингеры. Развитие многоголосия. Школа Нотр-Дам. Ars Nova во Франции. Создание мессы (Гийом из Машо). Теоретики музыки: Боэций “О музыкальных установлениях”, Кассиодор “О науках и искусствах”, Иоанн Скот Эриугена “О разделении природы”, Гвидо д'Ареццо и создание современной нотной системы, Адам Галльский де ла Аль, Филипп де Витри “Ars Nova”. Эпоха Возрождения. Ars Nova в Италии и Франческо Ландини. Ранний Ренессанс XV века: Джон Данстейбл. Истоки, формирование и развитие нидерландской школы. Гийом Дюфаи, Йоханнес Окегем, Якоб Обрехт. Высокий Ренессанс XVI века: Жоскен Депре и судьбы нидерландской школы. Новые направления в странах Европы: французская песня, светские вокальные жанры в Италии, Реформация в Германии. Эпоха Контрреформации: Палестрина, Орландо Лассо. Венецианская школа: Джованни Габриели. Инструментальная музыка: лютня, орган. Теоретические работы Джозеффо Царлино (“Установление гармонии”).
Лекции - 2 часа. Семинарское занятие – 2 часа. Самостоятельная работа – 6 часов: здесь и далее – чтение литературы и источников, изучение музыкальных произведений. Форма отчетности – собеседование.
4. Музыкальная культура XVII-первой половины XVIII в. От оперы к симфонии. Рождение оперы в Италии. Флорентийская камерата. Дж. Каччини «Новая музыка». К. Монтеверди. Опера-seria в Италии и Франции: А. Скарлатти, Ж. Б. Люлли. Г. Перселл и традиции национальной английской оперы. Опера-buffa: Дж. Б. Перголези. Инструментальная музыка: развитие идеи программности и тематизма. Клавирная музыка: французские клавесинисты (Л.К. Дакэн, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен) и английские верджиналисты (У. Берд, Дж. Булл). Итальянские concerti grossi (А. Корелли) и скрипичные сольные концерты (А. Вивальди). И. С. Бах, Г. Ф. Гендель: итог развития музыки барокко.
Лекции - 2 часа. Семинарское занятие – 2 часа. Самостоятельная работа – 6 часов. Форма отчетности – собеседование.
5. Музыкальная культура классицизма (вторая половина XVIII века). Новый герой XVIII века – культ разума. Первые шаги нового стиля: Д. Скарлатти, Ф. Э. Бах. Реформа оперного искусства (К. В. Глюк): драматический конфликт и драматическое развитие. Рождение европейского симфонизма: Ф. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен.
Лекции - 2 часа. Семинарское занятие – 4 часа. Самостоятельная работа – 6 часов. Форма отчетности – собеседование.
6. Романтизм в музыкальном искусстве (XIX век). Принципы музыкального романтизма: авторская индивидуализация. Культ «малой» формы: Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Шуберт. Развитие симфонизма: программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Оперное искусство: Италия (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти) и Франция (Дж. Мейербер). Оперная реформа Р. Вагнера («музыкальная драма», «сплошная музыка»). Эволюция итальянской оперы второй половины XIX века - Дж. Верди. Оперный веризм: П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини. Поздний романтизм: И. Брамс и А. Брукнер. «Fin de siecle» и постромантическая музыка: Г. Малер, Р. Штраус.
Лекции - 4 часа. Семинарское занятие – 6 часов. Самостоятельная работа – 12 часов. Форма отчетности – собеседование.
7. Музыкальные направления конца XIX-XX в. Импрессионизм: К. Дебюсси, М. Равель. Экспрессионизм: «нововенская школа» (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн). Неоклассицизм: Феруччо Бузони и манифест “Новый классицизм”, П. Хиндемит, К. Орф. Английская музыкальная школа: Б. Бриттен. Французская музыка XX века: А. Онеггер, Ф. Пуленк, О. Мессиан, П. Булез. Музыкальный авангард: конкретная музыка, сериализм, алеаторика, пуантилизм, сонорика (К. Штокхаузен, Л. Ноно, Л. Берио, П. Шеффер, К. Пендерецкий). Музыкальный минимализм (Ла Монте Янг, Терри Райли, Майкл Найман).
Лекции - 4 часа. Семинарское занятие – 4 часа. Самостоятельная работа –
4 часа. Форма отчетности – собеседование.
к началу документа
Тематика и планы семинарских занятий (18 часов).
-
Музыка западноевропейского средневековья.
-
Музыка эпохи Возрождения.
-
Музыкальные традиции Европы XVII-первой половины XVIII века.
-
Венская школа второй половины XVIII века.
-
Эпоха романтизма в музыке.
-
Школы и направления в музыке XX века.
Семинар 1. Музыка западноевропейского средневековья.
-
Григорианский хорал. Развитие многоголосия.
-
Возникновение нотолинейной записи: Гвидо д’Ареццо. Органум и мотет. Школа Нотр-Дам. Леонин и Перотин.
-
Светская музыка (трубадуры, труверы, миннезингеры, штильманы).
-
Ars Nova во Франции. Филипп де Витри и Гийом ди Машо.
-
Теоретики музыки: отражение неоплатонизма в музыке (“Шесть книг о музыке” Августина), Боэций, Кассиодор, Беда, Иоанн Скот Эриугена, Гвидо д'Ареццо, Адам Галльский, Филипп де Витри.
Источники и литература:
-
Беда Достопочтенный. Практическая музыка // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966, с. 179-183.
-
Гвидо из Ареццо. Письмо монаху Михаилу // Там же, с. 201-203.
-
Брюнель-Лобришон Ж., Дюамель-Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII веков. М., 2003.
-
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М 1992.
-
Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1983.
-
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
-
Шестаков В.П. Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966. С. 5-92.
к началу документа
Семинар 2. Музыка эпохи Возрождения.
-
Истоки, формирование и развитие нидерландской школы: Гийом Дюфаи, Йоханнес Окегем, Якоб Обрехт.
-
Ранний Ренессанс XV века: Джон Данстейбл.
-
Ars Nova в Италии. Франческо Ландини.
-
Высокий Ренессанс XVI века: Жоскен Депре и судьбы нидерландской школы.
-
Эпоха Контрреформации: Палестрина, Орландо Лассо.
-
Музыкальная эстетика Возрождения. Инструментальная музыка: лютня, орган.
-
Теоретики музыки: Джозеффо Царлино, Винченцо Галилей, Бальдасаре Кастильоне.
Источники и литература:
-
Винченцо Галилей. Диалог о древней и новой музыке // Там же, с. 514-520.
-
Бальдасаре Кастильоне. О придворном // Там же, с. 521-525.
-
Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1983.
-
Шестаков В.П. Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966. С. 5-92.
-
История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1999.
-
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.
к началу документа
Семинар 3. Музыкальные традиции эпохи барокко (XVII-первая половина XVIII века).
-
Эстетика барокко. Изменения в музыкальном искусстве. Джулио Каччини.
-
Рождение оперы. Клаудио Монтеверди. Генри Перселл. Жан Батист Люлли. Алессандро Скарлатти. Джованни Баттиста Перголези.
-
Инструментальная музыка. Антонио Вивальди. Иоганн Себастьян Бах. Георг Фридрих Гендель.
Источники и литература:
-
Джулио Каччини. из предисловия к “Новой музыке” (1602) // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1977, с.
-
Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки. М., 1999.
-
Ливанова Т. История зарубежной музыки до 1789 года. В 2-х тт. М., 1986.
-
Роллан Р. Гендель. М., 1984. (Или в кн.: Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1987).
-
Уэстреп Дж. Перселл. Л., 1980.
-
Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
-
Швейцер А. Иоганн Себастиан Бах. М., 1966.
к началу документа
Семинар 4. «Венская школа».
-
Новый герой XVIII века – культ разума. Первые шаги нового стиля: Д. Скарлатти, Ф. Э. Бах.
-
Реформа оперного искусства (К. В. Глюк): драматический конфликт и драматическое развитие.
-
Рождение европейского симфонизма: Ф. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен.
-
"Чистая музыка". Типологизация жанров.
-
Формы и характер бытования музыки.
Литература:
-
Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. М., 1963.
-
Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки. М., 1999.
-
Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М., 1997.
-
Ливанова Т. История зарубежной музыки до 1789 года. В 2-х тт. М., 1986.
-
Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982.
к началу документа
Семинар 5. Эпоха романтизма в музыке (XIX век).
-
Деление музыкальной культуры XIX в. на музыкальную культуру 1-ой и 2-ой половины XIX в. Родовые и жанровые особенности музыки 1-ой пол. XIX в.
-
Формирование национальных школ профессионального музыкального творчества во 2-ой половине XIX в.
-
Реализм и импрессионизм как наиболее ярко представленные музыкальные стили названного времени. Значение реализма. Крупнейшие композиторы 2-ой половины XIX в. реалистической и импрессионистской направленности. Роды и жанры в музыке 2-ой половины XIX в.
Литература:
-
Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // Соллертинский И.И. Исторические этюды. Изд. 2-е. Л., 1963. — С. 90-113.
-
Музыкальная эстетика Франции XIX века: Сб. М., 1974.
-
Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в “Тристане” Вагнера. М., 1990.
-
Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. I. М., 1975.
-
Музыкальная эстетика Германии XIX века: Cб. пер. В 2 т. М., 1981-1982.
к началу документа
Семинар 6. Школы и направления в музыке XX века.
-
“Многомерность” музыкального искусства в музыкальной культуре ХХ в. Сближение народной и профессиональной музыки. Снижение значения личностного начала в профессиональном музыкальном творчестве. Многообразие стилей в профессиональной музыке. Явление полистилистики.
-
Виднейшие композиторы и музыканты-исполнители в музыкальной культуре ХХ в. Своеобразные музыкальные инструменты.
-
Взаимосвязь музыки с другими искусствами: стремление к “омузыкаливанию” различных видов художественной деятельности.
Литература:
-
Друскин М.С. О западноевропейской музыке ХХ в. 1973.
-
Музыка ХХ века. Очерки. В 2-х частях, 5 книгах. М., 1976-1987.
-
Конен В.Д. Третий пласт. Новые массивные жанры в музыке ХХ в. М.. 1994.
-
Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства. К истории вопроса. М., 1984.
-
Овчинников Е.В. Рок-музыка. История. Стили. М., 1985.
Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.
к началу документа
Тематика рефератов.
-
Сущность споров о путях происхождения музыки.
-
Стадии развития музыки.
-
Музыкально-теоретические воззрения греков: Платон, Аристотель, Пифагор.
-
Музыка в классических древнегреческих трагедиях.
-
Григорианский хорал и литургическая драма: к вопросу о соотношении двух культур средневековья – «официальной» и «народной».
-
Музыка в теоретических трудах раннего средневековья (Боэций, Кассиодор, Иоанн Скот Эриугена).
-
Филипп де Витри и принципы “Ars Nova”.
-
Рождение оперы в Италии.
-
«Новая музыка» Дж. Каччини и Новое время в истории Европы.
-
Г Перселл и Б. Бриттен: традиция национальной английской оперы.
-
Развитие идеи программности и тематизма в истории западноевропейской музыки XVII-XVIII вв.
-
Музыка барокко: типологические особенности.
-
Реформа оперного искусства К. В. Глюка.
-
Рождение европейского симфонизма: Ф. Й. Гайдн.
-
Принципы музыкального романтизма.
-
Развитие симфонизма в XIX веке.
-
Оперная реформа Р. Вагнера.
-
Эволюция итальянской оперы второй половины XIX века.
-
Оперный веризм: П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини.
-
Поздний романтизм и творчество И. Брамса и А. Брукнера.
-
«Fin de siecle» и постромантическая музыка: Г. Малер, Р. Штраус.
-
Экспрессионизм: «нововенская школа» (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн).
-
Неоклассицизм: Феруччо Бузони и манифест “Новый классицизм”.
-
Французская музыка XX века: А. Онеггер, Ф. Пуленк, О. Мессиан, П. Булез.
-
Музыкальный авангард: конкретная музыка.
-
Музыкальный авангард: пуантилизм и сонорика.
-
Музыкальный авангард: алеаторика.
к началу документа
График текущего и промежуточного контроля.
1 рейтинговая точка – 10 баллов:
-
работа на семинарах (10 баллов)
2 рейтинговая точка – 15 баллов:
-
работа на семинарах (5 баллов)
-
сдача монографии (10 баллов)
3 рейтинговая точка – 25 баллов:
-
работа на семинарах (5 баллов)
-
сдача источника (10 баллов)
-
письменные работы на знание основных терминов (5 баллов) и персоналий истории музыки (5 баллов)
к началу документа
Источники и литература.
Литературные источники.
-
Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956.
-
Берлиоз Г. Мемуары. М., 1967.
-
Бернстайн Л. “Музыка выживет…” // Советская музыка. 1972, №4.
-
Бизе Ж. Письма. М., 1988.
-
Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.
-
Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.
-
Верди Дж. Избранные письма. Л., 1973.
-
Воспоминания о Шуберте. М., 1964.
-
Григ Э. Избранные статьи и письма. М., 1966.
-
Гуно Ш. Воспоминания артиста. М., 1965.
-
Дворжак в письмах и воспоминаниях. М., 1964.
-
Дебюсси К. Избранные письма. Л., 1986.
-
Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. Л., 1964.
-
Жизнь Фр. Шуберта в документах. М., 1963.
-
Лист Ф. Фредерик Шопен. М., 1956.
-
Малер Г. Письма. Воспоминания. М., 1968.
-
Материалы и документы по истории музыки. М., 1936.
-
Моцарт В.-А. Избранная переписка (1780-1781). М., 1958.
-
Моцарт В.-А. Письма. М., 2000.
-
Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966.
-
Ноно Л. Музыкальная власть // Современное буржуазное искусство: Критика и размышления. М., 1975.
-
Онеггер А. Я – композитор. Л., 1963.
-
Пуччини Дж. Письма. Л., 1971.
-
Равель М. Равель в зеркале своих писем. Л., 1988.
-
Россини Дж. Избранные письма. Воспоминания. Л., 1968.
-
Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX–начало XX в. Л., 1972. (К. Сен-Санс, А. Брюно, П. Дюка, М. Равель).
-
Стравинский И. Диалоги Воспоминания. Размышления. М.; Л., 1971.
-
Хиндемит П. Умирающие воды // Сов. музыка. 1967, №5.
-
Шопен Ф. Письма. В 2-х тт. М., 1989.
-
Шуман Р. Письма. В 2-х тт. М., 1970.
Литература (исследования).
-
Алексеева Л. Н., Григорьев В. Ю. Зарубежная музыка XX в. М., 1986.
-
Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыки. М., 1985.
-
Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.
-
Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. М., 1963.
-
Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки. М., 1999.
-
Евдокимова Ю. К. Музыка эпохи Возрождения. М., 1982.
-
Житомирский Д. В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М., 1989.
-
Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М., 1997.
-
Ливанова Т. История зарубежной музыки до 1789 года. В 2-х тт. М., 1986.
-
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
-
Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982.
-
Никольская И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. М., 1990.
-
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991.
* * * * * * * *
-
Александрова В., Бронфин Е. Ян Сибелиус. М., 1963.
-
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. М., 1977.
-
Барсова И. Симфонии Густава Малера. М., 1975.
-
Битер Джон Кейдж – копозитор-радикал // Америка, 1985. Апрель, №341.
-
Бэлза И. Шопен. М., 1968.
-
Владыкина-Бачинская Н. Роберт Шуман. М., 1968.
-
Волынский Э. Джордж Гершвин. Л., 1980.
-
Вулфиус П. Франц Шуберт. М., 1983.
-
Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. М., 1974.
-
Кокорева Л. Дариус Мийо. М., 1985.
-
Конен В Д. Монтеверди. М., 1971.
-
Котляров Б. Джордже Энеску. М., 1970.
-
Крунтяева Т. Бедржих Сметана. Л., 1976.
-
Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в “Тристане” Вагнера. М., 1975.
-
Левашева О. Пуччини и его современники. М., 1980.
-
Левашева О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1978.
-
Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. М., 1974.
-
Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978.
-
Леонтьева О. Карл Орф. М., 1984.
-
Лушина Я. Антонин Дворжак. Л., 1961.
-
Нестьев И. Белла Барток. М., 1969.
-
Новак Л. Йозеф Гайдн. М., 1973.
-
Раппопорт Л. Артур Онеггер. Л., 1967.
-
Рацкая Ц. Ференц Лист. М., 1969.
-
Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники. М., 1963.
-
Роллан Р. Берлиоз // Собр. соч. Л., 1936. Т. 16.
-
Роллан Р. Гендель. М., 1984.
-
Смирнов В. Морис Равель и его творчество. Л., 1981.
-
Соловцова Л. Джузеппе Верди. М., 1981.
-
Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.
-
Уэстреп Дж. Перселл. Л., 1980.
-
Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн: Жизнь и творчество. М., 1984.
-
Царева Е. Иоганнес Брамс. М., 1986.
-
Швейцер А. Иоганн Себастиан Бах. М., 1966.
-
Эсе Л. Золтан Кодай. М., 1980.
к началу документа
Музыкальные произведения для самостоятельного изучения. -
Григорианский хорал.
-
Филипп де Витри: мотеты.
-
Гийом из Машо: мессы.
-
Франческо Ландини, Гийом Дюфаи, Йоханнес Окегем, Жоскен Депре, Орландо Лассо: баллаты, мессы, песни.
-
Палестрина и Джованни Габриели: мессы.
-
Произведения для лютни и флейты 16 века.
-
К. Монтеверди: “Коронация Поппеи”.
-
А. Вивальди: “Времена года”.
-
И. С. Бах: сочинения для органа, “Страсти по Матфею”, “Бранденбургские концерты”.
-
Г. Ф. Гендель: оратория “Самсон”, Кончерто Гроссо.
-
К. В. Глюк: “Орфей и Эвридика”.
-
Й. Гайдн: “Лондонские” симфонии.
-
В. А. Моцарт: “Волшебная флейта” (фильм-опера в постановке И. Бергмана), симфонии №№ 39, 40, 41, Реквием, Концерты для ф-но №№ 21, 23.
-
Л. ван Бетховен: симфонии №№ 3, 5, 9, сонаты №№ 8 (“Патетическая”), 14 (“Лунная”), 23 (“Аппассионата”), Концерты для ф-но №№ 4, 5.
-
Ф. Шуберт: песенные циклы “Прекрасная мельничиха”, “Зимний путь”.
-
Ф. Шопен: вальсы, прелюдии, ноктюрны.
-
Г. Берлиоз: “Фантастическая симфония”.
-
Ф. Лист: цикл “Годы странствий”, симфонические поэмы
-
Й. Брамс: “Немецкий реквием”, Симфонии №№ 3, 4, Концерты
-
Дж. Верди: “Риголетто”, “Аида”, “Отелло”, Реквием.
-
Р. Вагнер: “Кольцо нибелунга”, “Тристан и Изольда”, “Парсифаль”.
-
Г. Малер: симфонии №№ 1,2, 5, 6, 8.
-
Р. Штраус: “Так говорил Заратустра”, “Саломея”, “Тиль Уленшпигель”.
-
К. Дебюсси: “Послеполуденный отдых фавна”, “Звуки и ароматы в вечернем воздухе реют…”, “Пеллеас и Мелисанда”, “Море”, “Бергамасская сюита”.
-
М. Равель: хореографическая поэма “Вальс”, “Дафнис и Хлоя”, цикл “Отражения”.
-
А. Шенберг: цикл “Лунный Пьеро”, Пьесы для фортепиано, “Сатиры” для хора, Скрипичный и Фортепианный концерты, Вариации для оркестра.
-
А. Берг: оперы “Воццек”, “Лулу”, Концерт для скрипки с оркестром.
-
П. Хиндемит: “Ludus tonalis” (“Игра тональностей”), “Художник Матис” (опера и симфония).
-
Б. Бриттен: “Военный реквием”, опера “Питер Граймс”.
-
К. Орф: “Carmina Burana”.
-
Ж. Пуленк: моноопера “Человеческий голос”, духовные сочинения.
-
О. Мессиан: сюита “Рождество Господне”, фортепианный цикл “Двадцать взглядов на младенца Иисуса”, “Turangalila symphony”.
-
К. Пендерецкий: “Плач по жертвам Хиросимы”, концерты для скрипки (“Nancy Van de Vate”, “Metamorphosen”).
-
К. Штокхаузен: «На седьмой день» (Aus den sieben Tagen).
к началу документа
Записи музыкальных сочинений (из фонда методического кабинета).
1. Музыка эпохи Возрождения (1 CD):
-
Гийом де Машо (Messe de Nostre Dame), Лютневая музыка, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
2. Антонио Вивальди (1 CD):
-
Времена года, Концерты №№ 1-4
3. Иоганн Себастьян Бах (6 CD):
4. Георг Фридрих Гендель (5 CD)
-
12 Concerti Grossi, Op. 6, Оратория “Мессия”, «Музыка на воде», «Музыка фейерверка»
5. Кристоф Виллибальд Глюк (1 CD)
6. Франц Йозеф Гайдн (3 CD)
7. Вольфганг Амадей Моцарт (5 CD)
-
Симфонии №№ 35, 36, 38, 39, 40, 41; Концерты для ф-но №№ 21, 23; Реквием, Серенады
8. Людвиг ван Бетховен (5 CD)
-
Симфонии №№ 3, 5, 6, 9; Сонаты, Концерты для ф-но №№ 4, 5
9. Франц Шуберт (2 CD)
-
Вокальный цикл "Зимний путь", Симфонии №№ 8, 9
10. Гектор Берлиоз (1 CD)
11. Феликс Мендельсон (1 CD)
12. Роберт Шуман (2 CD)
-
Фортепианный цикл «Карнавал», Вокальный цикл на стихи Генриха Гейне «Любовь поэта» , Симфонии №№ 3, 4
13. Фредерик Францишек Шопен (2 CD)
-
Баллады, вальсы, Концерт для ф-но №1, Соната №2
14. Ференц Лист (3 CD)
-
Симфонические поэмы, Годы странствий
15. Иоганнес Брамс (4 CD)
-
Симфонии №№ 2, 3, 4; Концерты
16. Антонин Дворжак (1 CD)
17. Густав Малер (4 CD)
-
Симфонии №№ 1, 2, 5, 6, 8; «Песни об умерших детях», «Песни странствующего подмастерья»
18. Рихард Штраус (3 CD)
-
«Четыре последние песни» (Vier letzte Lieder), «Так говорил Заратуштра», Жизнь Героя, Альпийская симфония, «Смерть и просветление»
19. Ян Сибелиус (1 CD)
-
Симфония № 7, Сюита «Карелия», Финляндия, Тапиола (Tapiola, Op.112)
20. Клод Дебюсси (2 CD)
-
Прелюдия к Послеполуденному отдыху Фавна, Образы (Images), «Море», «Весна», Бергамаская сюита
21. Морис Равель (2 CD)
-
Болеро, Павана на смерть инфанты, Испанская рапсодия, «Сказки матушки Гусыни», «Отражения», «Ночной Гаспар», Фортепианный концерт для левой руки, Вальс (Хореографическая поэма для оркестра), Благородные и сентиментальные вальсы
22. Арнольд Шёнберг (1 CD)
-
«Лунный Пьеро», Фортепианные пьесы
23. Альбан Берг (1 CD)
-
Камерный концерт для скрипки, ф-но и 13 духовых инструментов, Концерт для скрипки, «Семь ранних песен»
24. Джордж Гершвин (1 CD)
-
Концерт для ф-но, Rhapsody in Blue, «Порги и Бесс»
25. Артюр Онеггер (1 CD)
-
Симфонии №№ 1, 3, 5; Pacific 231
26. Пауль Хиндемит (1 CD)
-
Ludus tonalis (Игра тональностей)
27. Карл Орф (1 CD)
28. Оливье Мессиан (1 CD)
29. Кшиштоф Пендерецкий (1 CD)
-
Плач по жертвам Хиросимы (Tren ofiarom Hiroszimy), Концерт №1 для скрипки с ор-ом (Nancy van de vate), Концерт №2 для скрипки с ор-ом (Metamorphosen)
30. Музыкальное приложение к учебнику Д. Кирнарской «Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта». М., 1997 (6 CD)
-
«Средние века и Возрождение», «Опера барокко», «Инструментальная музыка эпохи барокко», «Бах и Гендель», «Классицизм», «Моцарт»
к началу документа
Вопросы к зачету.
-
Музыка в системе культур. Сущность споров о путях происхождения музыки.
-
Стадии развития музыки.
-
Музыкальная культура Древней Греции.
-
Григорианский хорал.
-
Трубадуры, труверы и миннезингеры.
-
Развитие многоголосия. Школа Нотр-Дам. Ars Nova во Франции.
-
Теоретики музыки эпохи средневековья.
-
Ars Nova в Италии и Франческо Ландини.
-
Ранний Ренессанс XV века в Италии.
-
Истоки, формирование и развитие нидерландской школы.
-
Высокий Ренессанс XVI века: Жоскен Депре и судьбы нидерландской школы.
-
Эпоха Контрреформации.
-
Инструментальная музыка Возрождения: лютня, орган.
-
Теоретические работы эпохи Возрождения.
-
Опера и оратория в Италии, Франции, Англии и Германии в XVII-первой половине XVIII вв.
-
Инструментальная музыка. Антонио Вивальди.
-
Творчество Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя.
-
Складывание европейского симфонизма. Йозеф Гайдн.
-
Вольфганг Амадей Моцарт.
-
Людвиг ван Бетховен.
-
Дж. Б. Мартини и первая “История музыки”.
-
Романтизм в музыкальном искусстве: общие тенденции.
-
Музыкальная культура Италии первой половины XIX века.
-
Джузеппе Верди.
-
Музыкальная культура Италии второй половины XIX века.
-
Романтизм во Франции.
-
Гектор Берлиоз.
-
Музыкальная культура XIX века Австрии и Германии.
-
Рихард Вагнер.
-
Фредерик Шопен и Ференц Лист.
-
Поздний романтизм и трагическое мироощущение конца века: Густав Малер и Рихард Штраус.
-
Импрессионизм.
-
Экспрессионизм: «нововенская школа».
-
Неоклассицизм.
-
Французская музыка середины-второй половины XX века.
-
Музыкальный авангард.
к началу документа
Достарыңызбен бөлісу: |