ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ КОНЦА XV ВЕКА
7000 (1492-1493) год
Псевдо-Мефодий Патарский, «Откровение», IV или VII в.: «Погублену же бывшу царству Перскому встанут абие сынове Измайловы и Агарене, писанием мышцу южную нарече их Даниил, и сопротиветсе царству греческому числом круга седморичного и седморично время, зане приближисе кончина и несть долготы летом ктому. В последнии бо тисущницу сиречь в седмую искоренитсе Перское царство и потом изыдет семе Измаилево сущее в Етриве и исходеще соберутся в Гаваоне вкупе… И будет пришествие их показание немилостивно. Предпоидут же пред ними на землю язвы и пагуба, губительство, тле и запустение. Глаголет бо Бог к Израилю Моисеом: “Не зане любит те Господь Бог, дает ти наследити землю сию, но за грехи живущих на ней”. Сице и сыновом Измаилевом не зане любит их Господь Бог даст им силу одержати вса земле христианскуа, но за безаконие их и грехы. Точна бо тем скорбь не бысть ниже имат быти во всех родех. Ибо облачахусе мужие в любодеивых жен и блудных ризы и яко жены сице украшах и стояху по друмовох и торгох градскых явственно, пременивше естественный образ в чрезьестественный, и якоже рече святый апостол такожде глаголе и жены тажде деют яже и мужие. Собираху бо се над единою женою отец вкупе и сын еще же и все сродство их, не ведоми бо беху блудницами. Темже премудрый апостол прежде времен многиих возопи, глаголюще: “сего ради предаде их Бог в искушения безчестия, ибо жены их преложише женский свой образ в мужскый, такожде же и мужие свое естество в женское и раждегошеся в похотех своих друг на друга, мужие в мужех бестудства деюще и возмездие достойное прельсти их в себе восприемлюще”. Сего ради убо Бог предаст их в руце варваром, от нихже впадут в грех и осквернетсе жены их скверненными и наложат на них иго свое сынове Измаилиевы…
По скорби же Измаилитстей гоними, оскорбляеми и не имеще надежду спасения или избавления из руку Измаилтен, проженут бо их и оскорбет хвалещесе о победах своих…, облачещеся и красещися якы жениси и похуливше рекут: “не имет избавления из руку нашею христиане”.
Тогда внезапу въстанет на них Царь елинскы сиречь греческы с яростию великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потребна. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их… И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех… И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть [година]. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром. И обновят грады и свободетсе священници от бед своих и почиют человецы во время оно от скорбей своих. Рече бо: “Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них пагуба”, якоже и Господь в евангелии глаголаше: “Якоже беху человецы во дни Ноевы ядуще и пиюще, женешесе и посягающе, сице будет и в последний дне…
Тогда отверзутсе врата севернаа и изыдут силы языческыя, яже беху затворени внетрьуду, и подвижитсе вса земле от лица их и устрашат же се человеци и побегнут и ввергут себе в горы и в пещеры и в гробы и умрут мнози и не будет погребающаго их. Языци бо исходеще от севера снедет плоти человеческые и пиют крови зверем якы воду и снедет нечистаа и змиа и скорпиа и вся морскаа и гнюсныа звере и гады ползающие по земли, скотскаа же мертвеца и извергы женскые и заколет младенце и дадет их матерем их и снедет их и растлет землю и осквернет… я. Никто же будет иже возможет стати сопротив им. По седморичнем же времени, егда постигнут град Иопь, послет Господь Бог архистратига Своего и побиет их едином часом всех…
И потом снидет греческый Царь и вселитсе в Иерусалим седморицу времени и пол. А на скончании десеть и пол времене явитсе сын погыбелныи… Егда же явитсе сын погибелный, взыдет Царь Греческый горе на Голготу, идеже есть верху Древо Крестное, на немже пригвоздисе Господь наш и волную нас ради претерпе смерть. И возмет Царь Греческый стему свою и возложит на верх Креста и воздежцет руце свои на Небо и предаст царство Богу и Отцу. И взыдет крест на Небо купно со стемою царевою, понеже Крест на немже повешен бысть Господь наш Иисус Христос за общее всех спасение…»
Иоанн Дамаскин, 2 пол. VIII в.: «Глаголют же ся убо сего мира седмь век. Рекоше от небеснаго и земнаго сотворения. Даже и до общаго человеком скончания и востания».
«Житие Андрея Юродивого», XI в.: «К кончине мирови уже приближившуся, да к тому украчена дела будуть и горша и лиха. В то время отворить Господь Бог врата сущая во Индолии, еже есть затворил Александр Макидоньский, и изидуть цареве 70 и два и с людми своими, нарицаеме нечистии языци, и разидутся по всем землям, плоть человечеську ядуще живу, а кровь пьюще и псы и мухи и жабы ядущи и всю скверну мира сего. Да горе вселение всей, куде же они поидуть! В тыи бо дни аще бы лзе, Господи, абы не было христиане! но виде, яко будеть. Тогда дние ти померкнуть, плачющеся по вездеси, плачющеся осквернения деля, еже тии мерзъци языщи сътворят; и солнце будеть яко кровь, видя мерзсъкая по земли ходяща; луна и вся дела померкнеть, поядять бо персть земную и олтаря горнецем хранилище сътворят, и честьныя сосуды осквернять; живуще во Асии да бежать во удолиа островная; плакати бо ся начнуть Асия по островех, а острови по Асии, уже бо начнуть не ходити людие в них, но начнут ся плакати днии 6 сот и 6 десят и 6. И тогда востанеть сатана антихрист от племени Данова…».
«Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человек», кон. XII или нач. XIII в.: «Устави Бог рок на земли жития человеческаго 7000 лет, и еже что изберет в ту семь тысяч лет, то теми исполнен есть чин ангелов, отпадший с небеси».
«Послание от невидимого Отца Господа нашего Иисуса Христа», Киприановский часослов, XIV в.: «А лета и времена и дни кончаются, а страшный суд готовится».
Послание митрополита Московского Киприана игумену Высоцкого монастыря Афанасию, кон. XIV в.: «Ныне последнее время, и летам скончание приходит и конец веку; бес же весьма рыкает, хотя всех поглотить, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились».
Епифаний Премудрый, «Слово о житии и учении» св. Стефана Пермского, нач. XV в.: «…издавна в Перми не было грамоты, и тако ижжившим им век свой без нея; ныне же в скончания лет, в последняя дни на исход числа седмыа тысящи, паче же мала ради времени, точию за 120 лет до скончаниа веку, грамота замышляти».
Рукописный сборник, Синод. собр., XV в.: «Обновление земли. Весто да есть, яко за 40 лет поновляетсь земля. Егда хощет уведати поновление земли, то положи въся лета от Адама и разочти по 40, ту есть поновление земли. В 1000 лет поновление 25, а в 2000 поновление 50, а в 4000 поновлении 100, а в 6000 поновлении 150. Да есть от Адама лет 6920, а поновлении изошло 173, а до конца миру отселе два поновлениа».
Фотий, митрополит Киевский, до 1431 г.: «Сей век маловременный преходит; грядет ночь, жития нашего престание, когда уже никто не может делать. Седьмая тысяча совершается; осьмая приходит и не преминет, и уже никак не пройдет. Блажен, кто уготовил себя к осьмой тысяче, будущей и безконечной, и сего ради молю вас: будем делать дела света, пока еще житие наше стоит».
Рогожский летописец, 1 пол. XV в.: «6887 (1379). Бысть Благовѣщенiе святыя Богородица въ Великъ день. Се же написахъ того ради, понеже не чясто такъ бывает[ъ], но рѣткажды, окромѣ того лѣта отъселѣ еще до втораго пришествiа одинова будеть (имеется в виду кириопасха 1448 года)».
Архиепископ Ростовский Феодосий, позже митрополит Московский, в грамоте 1455 г.: «…яко же ныне прилучится седмая тысяща последняго ста 63-го лета».
Пасхалия из рукописи сер. XV в.: «[6978] Начало царства антихристова. Ему же имя Гог… [7000] Конец седмые тысящи. Доселе уставиша святии отци наши. Держати пасхалию до лета седмотысящнаго. Неции же глаголют тогда будет второе пришествие Господне».
Из пасхалии сер. XV в. на 6965-6969 (1457-1461) гг.: «В лето 6967 (1459) круг солнцу 23, лун. 13. Индик. 7. Фемелиос. 26. В то лето будет рожество антихристово… Таков никакоже николиже не бывал. Прежде времени того окааннаго и лютаго и страшнаго. И будеть плачь велик тогда по всей земли вселеньской. И в ты дни зри круг солнцю и луне. И начнут быти знамения в них. И гибости звезд на небеси, а плачь на земли. Увы, увы будет нам грешным. Тогда горе беда велика в ты дни. И в лета сия. Зде страх, зде скорбь, зде беда велика. В распятии Христово сии круг быс[ть]. И се лето на конци явися. В няже чаем всемирное Твое пришествие, о Владыко. Умножишася безакония на земли. Пощади нас, о Владыко. Исполнь небо и земля славы Твоея. Пощади нас, Благословен грядый во имя Господне. Пощади нас. Блюдете убо известно и разумно, о братие, кто хощет быти в то время. Бегаяи, бежи неверия».
Кирилл Белозерский, «Изложение пасхалии седмыя тысяща последнее сто», ок. 1459 г.: «Зде страх, зде скръбь, зде беда велика: В распятии Христово сии круг бысть, и се лето на конци явися, в не[м] же чаем всемирное Твое пришествие. О Владыко, умножися беззаконие на земли, пощади нас. О Владыко, исполънь небо и земля славы Твоея, пощади нас. Благословен гряды во имя Господне, пощади нас. Блюдете убо известно и разумне, о братье, кто хощет быти в то время: бегаа бежи невеж и невериа, быша и при нас Измаилы зде и дозде и пакы».
Переписчик Тимофей Вениамин, оканчивая в кон. 1489 г. рукопись «Слова Афанасия Александрийского»: «…писах к вечеру солнечнаго дне захода, седморичнаго реку века».
Послание архиепископа Новгородского Геннадия архиепископу Ростовскому Иоасафу, 1489 г.: «…надобе о том подвиг велик держати, егда скончаются лета, а животом еще пробавит Бог мир. Ино то еретикомь, жидовскаа мудрьствущимь будеть дерзость, и христианству будет спона велика».
Послание Иосифа Волоцкого епископу Суздальскому Нифонту, ок. 1490 г.: «…подобает всем, паче ныне, даже до смерти подвизатися. В последняя сия лета и во времена лютейша паче всех времен. О них же рече великий апостол Павел: “В последняя дни настанут времена люта, приидет прежде отступление и тогда явится сын погибельный”. Се ныне уже прииде отступление».
Митрополит Зосима, «Изложение пасхалии на осмую тысячу», 1492 г.: «…смиренный Зосима, митрополит всея Руси, трудолюбно потщався написати пасхалию на осмую тысячу лет, в ней же чаем всемирнаго пришествия Христова».
Пасхалия архиепископа новгородского Геннадия, 1492 г.: «Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлиться и обхождение времен. О сроках: никто же весть, ни Ангелы, ни паки Сын, но токмо Отец».
Греческая Пасхалия, XV (?) в.: «[7000] Увы, увы в конец веком доспевшим».
Соловецкая Палея, XVII в.: «Постави Бог противу седьми дней 7000 лет, а осьмой тыщщи нет конца».
Летописи (?)
«Откровение» («Апокалипсис») Иоанна Богослова, 20; 12, 15: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное…»
«Изборник», 1076 г.: «Яко да написаетъ ся въ твоеи мысли вьсегда и да запечатлится в твоем сознании навечно. Вьторааго пришьствия Соудии Гърдыи на престоле седяштя: книгы отъвьрзаемы, дела таиная обличаема: любодеяния, татьбы, грабления, лихоимания, хоулы, клеветы, зависть...»
Тропарь, читаемый во время службы на первой неделе Великого поста: «На Страшном судилищи без оглагольников обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные разгибаются и дела сокровенные открываются».
Ереси
Послание архиепископа Новгородского Геннадия епископу Суздальскому Нифонту «О еретиках новгородских», 1488 г.: «Святѣйшему и боголюбивому и о Святомъ Дусѣ брату и сослужебнику Нифонту епископу Суздальскому и Торусскому. Что есми послалъ государю великому князю да митрополитѫ грамоты да и подлинникъ о Новгородскяхъ еретицехъ, а Прохору епископу Сарскому грамоту есми о той же ереси послалъ же, а тебя тогды на Москвѣ не было. И о семъ твоему боголюбію вспоминаю, чтобы еси посмотрѣлъ въ владычню въ Прохорову грамоту в первую, занеже тамо о ихъ ересехъ пространно изъявлено; да усердно о томъ потщаніе имѣя, споборствуя по Христѣ Бозѣ и Пречистыя Его Богоматери, яко же должно есть твоему святительству въспоминая государю великому князю да и господину нашему Геронтею митрополиту, чтобы потщался тому дѣлу исправленіе учинити, занеже нынѣ како продлилось то дѣло обыскъ ему не крѣпокъ чинитца. Ино познаютъ: еретикамъ ослаба пришла, уже нынѣ наругаютца христьянству – вяжутъ кресты на вороны и на вороньи; многіе видѣли воронъ де и летаетъ, а крестъ на немъ вязанъ деревянъ, ворона де и летаетъ, а крестъ на ней мѣдянъ. Ино таково наруганіе: воронъ и ворона садятся на стерве и на калу, а крестомъ по тому волочатъ! А здѣ се обрѣтохъ икону у Спаса на Ильинѣ улици Преображенье з дѣяніемъ, ино в праздницехъ обрѣзаніе написано – стоитъ Василей Кисарійскій… а наподписи написано: обрѣзаніе Господа нашего Ісуса Христа. Да с Ояти привели ко мнѣ попа да діяка, и они крестіянину дали крестъ телникъ древо плакунъ… и христіянинъ де и с тѣхъ мѣстъ сохнути да немного болѣлъ да и умеръ. А діякъ сказываеть на племенникъ Гриди Клочу еретику, что въ подлинникъ написанъ. И нынѣ таково есть бесчинство чинитца надъ церковію Божіею и надъ кресты и надъ иконамъ и над христьянствомъ. А того толке не управитъ князь великій, а того на крѣпко не обыщеть, ино будетъ послѣдьняıa лесть горше первыя. И ты бы о томъ митрополиту явилъ, чтобы митрополитъ печаловался государю великому князю, чтобы поочистилъ церковь Божію отъ тое ереси. А тому бы есте не вѣрили, что ся они зовутъ христіяне, то они покрываютъ свою ересь тѣмъ; занеже то яз извѣстно отвѣдалъ…» (Хрущовъ И. Изслѣдованiя о сочиненiяхъ Иосифа Санина преподобнаго игумена Волоцкаго. СПб., 1868).
Послание архиепископа Новгородского Геннадия архиепископу Ростовскому Иосафу (перевод), 1489 г.: «Полагаю, что твоему святительству не остались неведомы раздоры в церкви из-за нападения еретиков, о чем я посылал следственные дела великому князю и духовному отцу его митрополиту, и митрополит, по его словам, сообщал и вам о тех великих бедствиях, каких изначала не бывало в Русской земле. Да и там в Цареграде, после того, как Константин Великий созвал первый собор против Ария, до времени Феофила-иконоборца творилось смешение – были цари православные, были цари еретики… но ни при одном в Царьграде не было такой иудейской и еретической дерзости. На Руси же, с тех пор, как князь Владимир Киевский крестил всю землю Русскую, – а прошло с того времени пятьсот лет с годом, – и слуху не бывало, чтобы была на Руси какая-нибудь ересь.
И когда господин наш и отец митрополит всея Руси Геронтий вместе с вами, архиепископами и епископами, и вместе с ним священный собор, избрали меня с согласия и по совету сына своего, государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и послали на архиепископию Великого Новгорода и Пскова – я не был достоин этого, но не мог ослушаться своего господина и отца, митрополита всея Руси Геронтия. И нашел я здесь новгородских еретиков, предававшихся иудейским мудрствованиям, которые были прикрыты постыдной клятвой этих еретиков – назову ее маркианской, или месалианской. Ибо последние, когда их вопрошают, отрекаются от своих заповедей, бесстыдно и усердно клянутся и проклинают всех так мудрствующих или мудрствовавших, и присягают без страха, будто они такие заповеди ненавидят. Так и эти еретики говорят открыто и учат православных христиан своему зловерию, а спроси их, и он говорит: “Я, дескать, православный христианин”; а во всем том лихом деле запираются. А у них не одно иудейство – смешано оно с месалианской ересью: главы об этом ты найдешь у себя в правилах; а все это мне твердо сказал их товарищ, поп Наум. Да и псалмы ко мне принес, составленные ими по иудейскому образцу, и те псалмы я послал к митрополиту же со следственными делами…
А это прельщение здесь распространилось не только в городе, но и по селам. А все от попов, которые поставлены в попы еретиками. А когда находятся среди православных, они себя объявляют такими же православными. А если видят какого-нибудь простака, то считают его готовой добычей. Да для того и ставятся в попы, чтобы всех, кого можно, обратить в свою ересь, чтобы обрести детей духовных. А кто окажется огражденным верою и крепким в православном христианстве, того они таятся, и объявляют себя такими же. А если кто слаб или ленив и легко может быть вовлечен под власть греха, того они губят, как слабого и отступника веры, и принимают его в свою ересь. А если он согрешил, или впал в блуд, или в прелюбодейство, или иной грех сотворил, то легко прощают, не следуя церковным канонам. Если же потом кто-нибудь из православных захочет выступить с обличением их ереси, то они отрекаются от своей ереси, и проклинают всех ее творящих, и клянутся без страха. А сами именно ее и творят, и в грех себе такую клятву не ставят. Как же можно было до них добраться, если бы князь великий не приказал своим боярам со мной, своим богомольцем, учинить сыск? И мы, молитвами пречистой богоматери и силой государевой, вместе с его боярами, с Яковом и Юрием Захарьевичами, расследовали это дело твердо и довели его до сведения своего государя великого князя, да и своего отца митрополита, да и до вас, своей братии, архиепископов и епископов. И как я понял, ныне вы признали это дело за ничтожное, словно вам кажется, что Новгород с Москвой – не одно православие; не побеспокоились об этом нисколько!..
Да послал бы ты по Паисия и по Нила и посоветовался о таком деле: “Пройдут три года, окончится седьмое тысячелетие”. Слышал я от Алексея: “И тогда, дескать, придет нужда в нас!” Вот на что надеются еретики!
А “Шестокрыл” я изучал потому, что нашел в нем ересь: время рассчитано – от Адама двести семьдесят шесть девятнадцатилетий! А сейчас идет шестое девятнадцатилетие по летосчислению иудеев. А ведь сделано это для прельщения христиан! Хотят сказать: “Года христианского летописца подходят к концу, а наши длятся!” А как окончится наша пасхалия, тут они и хотят начать прельщение. Я ведь проверил весь “Шестокрыл”, да и выписан он у меня. Ибо то время, которое там указано, двести семьдесят шесть девятнадцатилетий, это значит от Адама до нас пять тысяч двести двадцать восемь лет. И потому ведь у них еще нет пришествия Христа, значит, они ждут антихриста. Вот великое прельщение!
А в Евангелии не сказано, когда будет конец мира. Да и Енох праведный писал так: “Прежде всего, когда еще ничего не было, основал бог сотворенный мир, а затем сотворил всю тварь – видимую и невидимую, а после этого создал человека по образу своему. И тогда разделил бог ради человека вечность на времена, и на годы, и на месяцы, и на дни, и на часы, – чтобы человек постиг смену времен и предвидел конец своей жизни. А когда скончается вся тварь, сотворенная господом, тогда времена погибнут, и не будет годов, не будут считать дней и часов. Но наступит единая вечность, и все праведники избегнут Суда великого и воссоединятся в великой вечности, и великая вечность дастся праведникам”, и прочее. А я нашел в писаниях, какой царь был после какого, и сколько лет какой царь жил, и какой патриарх после какого был и сколько лет жил. А называют их епископами, а не патриархами. Написано так: мирских лет пять тысяч шестьсот двадцать одно, а от божественного воплощения лет сто двадцать одно, девятый римский епископ Угиин четыре года, а четырнадцатый епископ Иерусалима Иосиф два года, потом также епископ Иерусалима пятнадцатый – Иуда, эти были крещены от иудеев Андреаном при том же Иуде, когда было последнее и окончательное пленение города и евреев. А после него был первый епископ Марко восемь лет, от необрезанных народов. А там записано: лет пять тысяч шестьсот двадцать одно, в то же лето было и последнее их пленение. И с того времени и до сих пор четыреста лет и тысяча пребывают под божиим гневом. И к тому еще и бесстыдствуют, развращая наше православие – как о них сказано: “Ни сами не вступают, ни желающих вступить не пускают”. А ведь в те годы, которые украли у нас еретики из-за иудейского летосчисления, были цари, или папы, или патриархи, записанные по именам, – как же их тогда уместить?
Но надобно будет выдержать великое борение, если окончатся годы пасхалии, а бог еще продлит жизнь мира. Ведь это прибавит дерзости еретикам, мудрствующим по-иудейски, а для христиан будет великая тягость. А тот, кто написал “Зерцало”, то как бы по догадке поставил семь тысяч лет, говоря так: “По домыслу ведь решили многие, говорящие: если в шесть дней сотворен был мир сей, то с окончанием шестой тысячи лет должен наступить и конец мира; но они солгали, говорит. Утверждают же, в свою очередь, другие, что, если настоящий сей век семиричен, следует пребыть миру до тех пор, пока и седьмая тысяча окончится; как сказал Соломон: отдай часть седьмым, а потом и восьмому, семь веков человеческой деятельности, восьмой же носит образ будущего века. Но и это рассуждение не кажется мне достаточно основательным. Следую же я, говорит, Григорию Богослову, заявляющему: когда высший мир достигнет совершенства, тогда ожидай конца”…
Но кажется мне, что согласно Еноху вечность служит человечеству, а семь тысяч лет установлены для человеческого искупления. А по Григорию Богослову, нам нужно ждать скончания мира во всякий час. И все-таки мне кажется: как-то еретики у нас украли года! Потому что у латинян на восемь лет больше, чем у нас. Да еще говорят: “У нас, дескать, написано, что до конца мира семь тысяч лет и восемь”. И я их спросил: “Как же толкуются эти восемь?” И они говорят: “Вот, дескать, какой этому смысл: если будете добродетельны, прибавлю вам, а будете злы – отниму у вас”. А татары говорят: у них еще до конца мира, то есть до второго пришествия Христа, сто лет и два года.
А писано так: “Семь веков для дел, восьмой – для будущего”. Но ведь нам шесть дней в неделю приказано трудиться, а в седьмой отдыхать от трудов. А если окажется, что время делания не кончится вместе с нашей пасхалией, так ты бы о том с Паисием и Нилом обстоятельно поговорил и мне об этом написал. Да и о том мне напиши: возможно ли Паисию и Нилу побывать у меня, чтобы поговорить с ними о тех ересях? Да есть ли у вас в Кириллове, или в Ферапонтове, или в Каменном монастыре книги: Сильвестр папа Римский, да Афанасий Александрийский, да Слово Козьмы пресвитера на новоявившуюся ересь богомилов, да Послание патриарха Фотия ко князю Борису Болгарскому, да Пророчества, да книги Бытия, да Царства, да Притчи, да Менандр, да Иисус Сирахов, да Логика, да Дионисий Ареопагит? Потому что эти книги у еретиков все есть…
Бывшему архиепископу ростовскому и ярославскому Иоасафу. В 6997 (1489) году, февраля 23, 24, 25 переписал это послание, а в грамоте девяносто пять строк».
Послание архиепископа Новгородского Геннадия Московскому церковному собору 6998 (1490) г.: «Святѣйшимъ боголюбивымъ братіи нашей архіепискупомъ: Тихону архіепископу Ростовскому и Ярославскому, Ниѳонту епископу Суздалскому и Туровскому, Васьяну епископу Тверьскому, Прохору епископу Сарскому и Подонскому, Филоѳею епископу Пермскому. О семъ вамъ воспоминаю, братіи нашей: прислалъ князь великій ко мнѣ грамоту, а митрополитъ другую о поставленіи коломенскаго владыки, а безъимянно кого. А велятъ ми отпись дати безъимянно же такову, какову Геронтію митрополиту взяли у мене. Да прислалъ ко мнѣ митрополитъ и списки съ тѣхъ грамотъ, а язъ не далъ таковой отписи, да о томъ есми отписалъ къ великому князю да и митрополиту, а вамъ то, братіи нашей, вѣдомо же будетъ, какъ митрополитъ велитъ чести ту грамоту предъ вами. А о коломенскомъ владыцѣ, да и о инѣхъ, коли прилучитца, посылали бы ко мнѣ именно, кого ставити. И язъ отписи даю такіе законные, какіе иные братья наша давали. А не изпѣшили бы есте еще ставити владыки: преже бы есте стали накрѣпко о томъ, чтобъ еретиковъ обыскали накрѣпко, да тѣхъ бы князь великій велѣлъ казнити. А Захаръ чернецъ пишетъ въ своихъ грамотахъ, что на мене послалъ по всѣмъ градомъ грамоты: зоветъ мя еретикомъ, а язъ не еретикъ. А и писано: “аще тя кто назоветъ еретикомъ, да не пріимеши; аще ли пріалъ еси, отвергъся есть Христа”. И язъ съ его грамоты къ вамъ списокъ послалъ. А по Захара есми посылалъ того для: жаловалися мнѣ на него черньцы: перестриглъ ихъ отъ князя Федора отъ Бѣлскаго, да причастья три годы не давалъ, а самъ деи не причащалжеся. И какъ язъ его призвалъ, да почалъ его спрашивати: “о чемъ ты тако чиниши, что есь самъ три годы не причащался”? И онъ ми молвилъ: “грѣшенъ есми”. И язъ ему молвилъ: “о чемъ же ты перестриглъ дѣтей боярскихъ, да и отъ государя еси ихъ отвелъ, а отъ Бога отлучилъ, что есь и причастья не далъ три годы”? И онъ ту свою ересь явилъ: “у кого де ся причащати? Попы деи по мздѣ ставлены, а митрополитъ деи владыки по мздѣ ставитъ”. И язъ молвилъ: “а се митрополита ставятъ не по мздѣ”. И онъ молвилъ: “коли деи въ Царьградъ ходилъ митрополитъ ставитися, и онъ деи патріарху дань давалъ, а нынѣ деи онъ бояромъ посулы даетъ тайно, а владыки деи митрополиту даютъ деньги: ино деи у кого причащатися”? И язъ позналъ, что стригалникъ еретикъ…» (Памятники Древле-Русской духовной письменности: Посланіе Геннадія, архіепископа Новгородскаго, къ Московскому собору 1490 года // Православный собесѣдникъ, Казань, 1863. Кн. I).
Достарыңызбен бөлісу: |