Еще немного истории и немного полемики



Дата23.06.2016
өлшемі47 Kb.
#153918
ЕЩЕ НЕМНОГО ИСТОРИИ И НЕМНОГО ПОЛЕМИКИ

К сожалению, авторы публикаций о ленд-лизе часто неверно называют дату, начиная с которой поставки военной помощи нашей стране попали под действие закона о ленд-лизе. Факт, что в 1941 году президент Рузвельт объявил оборону Советского Союза жизненно важной для обороны США ко дню главного государственного праздника СССР 7 ноября, стал известен практически всем. А вот то, что при подписании Соглашения между нашими странами 11 июня 1942 года под действие этого закона попали все поставки, начиная с 1 октября 1941 года, то есть более чем на месяц раньше, многие исследователи упускают из виду. Даже Анастас Иванович Микоян в своей статье “Военно-экономические вопросы на Московской конференции трех держав в 1941 году”, опубликованной в 1978 году в “Военно-историческом журнале” №9, пишет: “Московская конференция опрокинула расчеты гитлеровцев на экономическую изоляцию Советского Союза. 30 октября Рузвельт сообщил Сталину о решении предоставить беспроцентный заем 1 миллиард долларов. 7 ноября Президент США распространил действие закона о ленд-лизе на СССР”. О Соглашении, подписанном в 1942 году, А.И.Микоян не упоминает.

Как известно, помощь Советскому Союзу и Великобритания, и США обещали сразу же после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Но вопрос о том, имеет ли смысл помогать и в какой мере, решил, как в свое время и для Великобритании, визит Гарри Гопкинса, который прилетел через линию фронта в конце июля 1941 года в Москву в качестве личного представителя президента США. 30 и 31 июля Гопкинс встречался со Сталиным, на этих встречах договорились о проведении совещания представителей трех держав. Первая конференция с участием СССР, США и Великобритании проходила в Москве с 29 сентября по 1 октября 1941 года. На ней, кроме общих договоренностей, 1 октября был подписан Первый протокол о военных поставках по 30 июня 1942 года. Это был документ не внешнеполитического, а внешнеэкономического ведомства, в котором конкретно, в штуках и тоннах в единицу времени были зафиксированы объемы военной помощи нашей стране. Обязательства эти, однако, полностью не выполнялись по многим причинам ни в период действия Первого протокола, ни Второго, который длился с 1 июля 1942 года по 30 июня 1943-го. Только в Третий протокольный период (1.07.43 г. — 30.06.44 г.) график поставок стал выполняться, а в Четвертый превысил намеченные объемы в основном за счет поставок того, что было недопоставлено прежде. Но сразу после капитуляции Германии, когда Европейского фронта не стало, Трумэн, ставший президентом после смерти 12 апреля 1945 года Франклина Рузвельта, “8 мая 1945 года лично распорядился приостановить поставки по ленд-лизу для СССР” (“Советско-американские отношения...”, т.1, с.36 со ссылкой на Public Papers of the Presidents of the United States. Harry S.Truman 1945, Wash., 1961, p.68). Л.В.Поздеева в статье «Ленд-лиз для СССР: дискуссия продолжается» ссылается на директиву Трумэна, датированную 11 мая, и упоминает американскую ноту СССР от 12 мая 1945 года («Вторая мировая война. Актуальные проблемы», М., 1995, с.331). Погрузка советских судов в американских портах остановилась на несколько дней. Следующий протокольный период длился с 13.05.45 г. по 2.09.45 г. “Трумэн ограничил ленд-лиз потребностями войны с Японией, и ленд-лиз потенциально закончился с поражением Японии в сентябре 1945 года,” — пишет Роберт Коакли. Заключительным был период с 3 по 20 сентября 1945 года. Объемы поставок по этим периодам представлены в Приложении 1.
История подписания Соглашения о ленд-лизе в официальной публикации МИДа освещена как бы вскользь, внимание обращено на его внешнеполитическую роль: “Наряду с союзным договором между СССР и Великобританией оно завершало юридическое оформление антигитлеровской коалиции” (“Советско-американские отношения во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг.”, М., 1984, т.1, с.17).

“Договор между СССР и Соединенным Королевством Великобритании о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны” подписали 26 мая 1942 года в Лондоне от имени СССР нарком иностранных дел В.М.Молотов, от имени Соединенного Королевства министр иностранных дел Антони Иден. Текст Договора опубликован в “Правде” и “Известиях” 12 июня 1942 года.

На следующий день 13 июня обе газеты опубликовали “Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии”, оно же Соглашение о ленд-лизе. Подписали его “11 июня 1942 года в Вашингтоне от имени Правительства СССР Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в США М.М.Литвинов, от имени Правительства США Государственный секретарь США г-н Корделл Хэлл”. Государственный секретарь в США — это должность, которая у нас и во многих других странах называется министр иностранных дел. Почему же от имени Советского Союза Соглашение подписал посол, когда в Вашингтоне только что был народный комиссар иностранных дел СССР?

Молотов, подписав Договор с Великобританией 26 мая, из Лондона прилетел по приглашению президента Рузвельта в Вашингтон 29 мая. Главным на этих переговорах для него, как уже было отмечено в рассказе об АЛСИБе, являлся вопрос открытия второго фронта в Европе, который по ряду объективных и не совсем объективных причин решить в июне 1942 года не удалось, хотя на обратном пути из Вашингтона он еще раз с этой миссией посетил Лондон.

За два дня до приезда Молотова в Вашингтон, 27 мая госсекретарь США вручил послу СССР Литвинову проект Соглашения о ленд-лизе*, о котором немедленно были поставлены в известность и Сталин, и Молотов. Американцам было хорошо известно, что отношения между наркомом и послом оставляли желать лучшего**, и Молотов этого не скрывал, не приглашая Литвинова на ряд встреч, в частности, на встречу с Рузвельтом 1 июня, где президент напомнил наркому о сделанном американцами предложении по поводу ленд-лиза. Молотов предложение обсуждать не стал. 2 июня он получил телеграмму от Сталина: “...Перед твоим приездом в Вашингтон Литвинов сообщил нам о проекте договора между СССР и США, предложенном нам Хэллом по вопросу о займе и аренде предметов вооружения. В твоих сообщениях об этом проекте ничего не сказано. Почему? Проект взят Хэллом обратно или случилось какое-то недоразумение?” (“Советско-американские отношения...”, т.1, док. №102). В сноске к этому документу написано: “Наркоминдел СССР ответил 3.06, что проект Хэлла остается в силе. Что касается существа соглашения, то нарком предложил внести в него поправку, содержавшую упоминание СССР наряду с США и Англией там, где речь шла о приверженности договаривающихся сторон целям и принципам Атлантической хартии*. Эта поправка была одобрена Советским правительством и принята правительством США. Советское правительство уполномочило М.М.Литвинова подписать соглашение” (т.1, с.486).

Текст Соглашения о ленд-лизе опубликован в двухтомнике под №106. Оно стало официальным дипломатическим документом, который закрепил уже существовавшее на деле положение и расширил его временные рамки, для чего одновременно с подписанием был произведен обмен нотами о том, что Соглашение “заменяет и делает недействительными предыдущие соглашения по этому вопросу, заключенные путем обмена посланиями между Рузвельтом и Сталиным в ноябре 1941 года и в феврале 1942 года”.


Договор является дипломатическим документом более высокого ранга, чем соглашение. Мне в связи с моим исследованием приходилось слышать, и даже от сотрудников Историко-документального департамента МИДа РФ: “США не хотели и не пошли на подписание с СССР договора о союзе против общего врага, как это сделала Англия”. От МИДовских историков это было слышать особенно странно, потому что им хорошо известно, что договоров о союзе в войне США не заключали ни с одной страной, это было не в американской традиции и являлось отголоском очень сильной в США позиции изоляционизма. Обвинять при этом Соединенные Штаты в эгоизме, в том, что они всегда и везде преследуют только свои интересы, дело, на мой взгляд, бессмысленное. Это же нормально, когда государство “преследует свои интересы”, и ненормально, если оно их не преследует. Важно, по-моему, единственное обстоятельство, не является ли форма достижения этих интересов агрессией.
Дейл Карнеги в своих книгах о том, как делать бизнес, ставших у нас, наконец, доступными и даже весьма популярными, пишет, что надо стремиться работу делать чужими руками. Это не является его открытием, он лишь обобщил опыт и дал четкие формулировки. Задолго до него было известно, что работать, а в особенности воевать

___________________________



* Атлантическая хартия была принята в августе 1941 года на встрече Рузвельта и Черчилля, состоявшейся на борту английского линкора “Принс оф Уэлс” в бухте Ардженшия (о.Ньюфаундленд). В ней были сформулированы принципы, на которых должны строиться антигитлеровская коалиция и демократическое устройство после войны.
лучше чужими руками. Но за все надо платить, и ленд-лиз, очевидно, был платой за безопасность США, относительную, кстати, безопасность. Эта мысль, только другими словами, записана в Соглашении: “оборона СССР против агрессии жизненно важна для обороны США”.

* В США было разработано 5 типов ленд-лизовских соглашений, которые приводит К.И.Лукашев, бывший заместитель председателя Правительственной закупочной комиссии, в своей книге “Основные вопросы военной и послевоенной внешнеторговой политики США”, вышедшей в Москве в 1947 году с грифом “для внутреннего пользования”. “Сорок четыре страны фигурируют в списке стран, которые могут получать ленд-лизовскую помощь. ...Основные ленд-лизовские соглашения (Master Agriments) о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии ... были подписаны с одиннадцатью государствами, а именно: с Великобританией — 23 февраля 1942 г., с Китаем — 2 июня 1942 г., с Советским Союзом — 11 июня 1942 г., с Бельгией — 16 июня 1942 г., с Польшей — 5 июля 1942 г., с Голландией — 8 июля 1942 г., с Грецией — 10 июля 1942 г., с Чехо-Словакией — 11 июля 1942 г., с Норвегией — 11 июля 1942 г., с Югославией — 24 июля 1942 г. и с Францией — 28 февраля 1945 г.” (с.36).

** Максим Максимович Литвинов (псевдоним Макса Валлаха, закрепившаяся за ним одна из многих партийных кличек) в бытность свою наркомом иностранных дел добился в 1933 году, когда Франклин Рузвельт уже стал президентом, установления дипломатических отношений между СССР и США. “Литвинов, хотя и называется старым большевиком, обладает западным складом ума и понимает знакомый Рузвельту мир,” — написал Р.Шервуд. В мае 1939 года Молотов по указанию Сталина и при участии Берии сместил Литвинова, заняв его место. После нападения фашистской Германии, когда от американской помощи зависело так много, Литвинова вернули в наркомат и вскоре назначили послом в США вместо К.Уманского.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет