Окладникова Е.А1.
ЭТНО-ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ2
Цель настоящей работы – компаративный анализ интересов «игроков» или участников рынка труда современной России - национальных и этнических групп и общества принимающей стороны, которые находятся в ситуации контакта в условиях мегаполиса. Интересы этих «игроков» определяли и определяют характер спроса и предложения на рабочую силу в Санкт-Петербурге как одном из мегаполисов современной России3 в экономической, политической, идеологической сферах и Древнем Риме, а также европейских колониях, где использовался рабский труд на плантациях в XVII-XIX вв. Основной тезис автора: использование рабского труда в Риме, в английских и французских колониях XVII-XIX вв. (Барбадос, Тринидад, Гавайи, Австралия) и ресурсного потенциала этно-трудовой миграции в современной России являлось и является системообразующим фактором экономики всех перечисленных геополитических феноменов: современной российского, древнеримского, колониального английского и французского (XVII-XIX вв.). Во многом единой оказывается и суть политических манипуляций вокруг угроз, порождаемых процессами, вызываемыми действием такого фактора, как рабский труд (в случае с Россией – это рекрутинговое рабство этно-трудовых мигрантов). Изучение исторического опыта использования миграционного трудового ресурса (от прямого захвата и продажи рабов до рекрутингового рабства), ставит вопрос: грозит ли России сценарий развития социальных отношений, аналогичный древнеримскому, колониальным английскому и французскому?
Интенсификация процессов трудовой миграции, ознаменовавшая конец ХХ - начало XXI вв., сегодня в рамках единого экономического пространства (ЕврАзЭС), реализовалась в: 1) усилении миграционных процессов во всём мире, и в России, в частности, стимулировало появление новой области научного знания – миграциологии; 2) контроле миграционных процессов: в Российской Федерации в начале 1990-х гг. начала формироваться законодательная база миграционной политики; 3) проблематизации миграционных процессов: трудовая миграция стала рассматриваться социологами как одна из острых социальных проблем. Одним из аспектов этой острой социальной проблемы стало, с одной стороны, обозначенное алармистски настроенной группой журналистов как рабское1, а с другой - более объективно изученное социологами положение трудовых мигрантов2.
Интерес автора к проблеме рабского положения трудовых мигрантов возник в ходе социологического исследования общественного мнения жителей Санкт-Петербурга в отношении трудовых мигрантов (2010-1212 гг.)3. Среди многочисленных факторов (политических экономических, социокультурных), которые оказывают влияние на формирование стереотипных представлений жителей Санкт-Петербурга о трудовых мигрантах, в процессе нашего исследования были выделены два наиболее существенных. Первым стал социологический фактор, т.е. мнение о трудовой миграции социологов. Появлению этого фактора способствовали научные исследования. Именно они сформировали адекватный образ этнических общностей трудовых мигрантов, действующих в условиях мегаполиса (социологический портрет). Второй фактор – коммуникативные технологии конструирования имиджа сообществ этно-трудовых мигрантов, преимущественно кавказских и среднеазиатских, которые укоренились в алармистски ориентированной публицистической журналистике.
Социологические публикации объективных результатов изучения жизнедеятельности сообществ трудовых этно-мигрантов убедительно показывают, что негативные стереотипы общественного сознания в отношении трудовых этно-мигрантов являются, с одной стороны, результатом работы культурных практик (ценностей, норм, культурных предпочтений пока ещё разрозненных сообществ трудовых мигрантов), а с другой стороны – социальных чувств (ценностей и норм более гомогенного сообщества принимающей стороны). Журналистский дискурс в отношении этих трудовых мигрантов носит двоякий характер. Часть журналистов утверждает, что без трудовых мигрантов России как геополитическому феномену не выжить. Другая, более оценочно настроенная часть журналистского сообщества придерживается мысли, что трудовые мигранты - это зло, враги устоявшихся социальных порядков, отбирающие у автохтонного населения мегаполиса рабочие места. Цель алармистского журналистского дискурса – конструирование негативного имиджа трудового мигранта как объекта угнетения коррумпированными властями. Журналистский дискурс оказывает гораздо большее воздействие на эмоциональную составляющую общественного мнения жителей Санкт-Петербурга, чем более объективный, научный.
В ходе исследования были применены два метода:
I. сравнительный историко-культурный анализ параметров, с помощью которых описаны особенности современной трудовой миграции в России и рабства в Древнем Риме (754 г. до н.э.- 476 г. н.э.), на Барбадосе (XVII в.), Гаити (XVII в.), Тринидаде (XVIII в.), на Гавайях (XIX в) и в Австралии (XIX в.). Среди параметров описания и сравнения были выделены: 1) контексты глобальной коммуникации, на фоне которых происходила трудовая миграция (начиная с рубежа н.э., XVII-XIX вв., вплоть до настоящего времени) и шло становление рынка рабочей силы; 2) приемлемый уровень нравственности и коррупционные процессы в обществе; 3) степень этнической сегрегации; степень вовлеченности участников рынка труда в криминальные сообщества; 4) политический пиар и рынок труда с участием трудовых мигрантов и рабов; 5) соотношение силовых структур и трудовых мигрантов; общественное мнение в отношении трудовой миграции и рабов; трудовая миграция и рабство как фактор и источник и социальных трансформаций и др.
II. Глубинное интервью, с помощью которого был уточнены параметры сравнительного историко-культурного анализа, а именно: различных аспектов экономического, социального, положения, правового «рабского» положения людей, вовлеченных в рынок труда, существовавший на рубеже новой эры в Древнем Риме, а также в XVII-XIX вв. на Барбадосе, Тринидаде, Гавайях, в Австралии и в процессы развития рынка труда в современной России. Несмотря на упорное стремление осуществить глубинное интервью с представителями диаспор, социологи, которые занимаются изучением процессов трудовой миграции, общаются с выходцами из Средней Азии или Кавказа, регулярно сталкиваются с невозможностью провести такое интервью. Посредники из научных и образовательных кругов, которые берутся помочь в поиске контактов, как правило, сообщают, что представитель такой-то диаспоры, либо заболел, либо не намерен тратить своё время на пустую болтовню с социологами, либо просто спрашивал: «Цена вопроса?».
Одно их таких глубинных интервью позволило раскрыть типичные особенности менталитета современного трудового мигранта-таджика, не планирующего интегрироваться в российское общество. Данное интервью было проведено в апреле 2013 г. с трудовым мигрантом-таджиком (возраст: 36 лет, женат, имеет трёх детей, в настоящее время работает рабочим в частной автомойке в Санкт-Петербурге)1. Общее впечатление от разговора с Саиром сложилось следующее: 1) респондент был крайне немногословен и аккуратен в высказываниях; 2) старался угадать, что от него хотят услышать, и реагировал на позитивный настрой интервьюера; 3) вопросы с негативным подтекстом старался замалчивать, по возможности вежливо уклоняться от ответа; 4) сложность общения с ним была обусловлена его нежеланием касаться аксиологической проблематики, т.е. подробно излагать и развёрнуть аргументировать свою точку зрения по более философским вопросам, нежели прямой и краткий вопрос. Иными словами, респондент позиционировал себя как пассивный слушатель, а не как активный коммуникатор. Соответственно интервью получилось далеко не таким, какое когда-то взял П. Хлебников у Хожа-Ахмеда Нухаева2.
Интервью с Саиром позволило подтвердить наличие следующих закономерностей, которые частично были выявлены в ряде социологических исследований, проведенных нами в 2010-2012 гг., а также исследованиям других авторов, посвященных вопросам трудовой миграции. Эти закономерности позволили уточнить параметры для сравнительного историко-культурного анализа, использованные нами в качестве инструмента сравнительного анализа, результаты которого сведены воедино в таблице № 1 («Параметры измерения закономерностей трудовой миграции в современной России и Древнем Риме, на Гаити, Барбадосе, Тринидате, Гавайях, в Австралии»).
Приведенные в таблице 1 данные позволяют сделать следующее заключение: между трудовыми мигрантами в современной России и римскими рабами можно найти как принципиальные различия, так и сходства. Основные параметры этих сходств и различий представлены в таблице 2 («Различия и сходства особенностей трудовой миграции в современной России и рабства в Древнем Риме, на Барбадосе, Гаити, Тринидаде, Гавайях, в Австралии»).
Возникает также вопрос о том, насколько серьезны различия и существенны сходства между трудовой миграцией в современной России и в Древнем Риме, на Барбадосе, Гаити, Тринидаде, Гавайях, в Австралии). Данные таблицы 2 («Различия и сходства особенностей трудовой миграции в современной России и рабства в Древнем Риме, на Барбадосе, Гаити, Тринидаде, Гавайях, в Австралии») наглядно свидетельствуют, что различий между трудовой миграцией в современной России и рабством в Древнем Риме, на Барбадосе, Гаити, Тринидаде, Гавайях и Австралии (XVII-XIX вв.) больше, чем сходств. Действие законов мировой экономики продемонстрировало, что рабство выгодно только в краткосрочной исторической перспективе. Но оно убийственно в контексте стратегий долгосрочного развития государства. История свидетельствует, что работа частного фермера в Австралии оказалась более эффективной, чем труд рабов, которые сначала «чесали пятки» рабовладельцу, а потом устраивали ему кровавую баню. Государства Средней Азии, которые отделились от СССР, проводят в отношении населения ту же политику, что в советские времена. Крестьяне выращивают хлопок. Хлопок сдают государству. Чтобы прокормить себя они возделывают собственные крохотные огороды. Поэтому, узбекские и таджикские крестьяне существуют на тех же условиях, что и индийский кули или меланезийский туземец в те времена, когда их вербовали работать на сахарные плантации в на Гавайи.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-
Рабство в Древнем Риме на раннем и зрелом этапах существования государства поддерживало основы римской экономики и социальных отношений. Большинство римских граждан поддерживали институт рабства, мирясь с существованием рабов, и мечтая приобрести их в качестве рабочей силы. Если бы положение трудовых мигрантов соответствовало положению рабов в Риме, в общественном мнении населения мегаполисов (например, Санкт-Петербурга) современной России не преобладали бы негативные стереотипы в их отношении. Но в критический момент надлома римской цивилизации рабство стало спусковым механизмом её краха. Перспективы эволюции процессов трудовой миграции в современной России, при условии: 1) совершенствования миграционного законодательства; 2) снижения уровня коррумпированности власти; 3) установки на экономическое развитие страны по пути фермерского хозяйства, могут запустить центробежный механизм трансформации российской цивилизации. Отметим, что этот механизм будет носить отнюдь не созидательный характер.
2) Громкие заявления той части журналистов, которая используя язык вражды, подогревает алармистские настроения в отношении трудовых мигрантов, утверждая, что все трудовые мигранты в России − это рабы, являются художественной гиперболой. Тем не менее, в некоторых ситуациях (особенно это касается маятниковых мигрантов, т.е. людей не планирующих интегрироваться в общество принимающей стороны), трудовые мигранты оказываются в социальной, правовой и экономической зависимости очень похожей на рабскую. Они, как правило, оказываются лишены документов и принуждаются к тяжелому плохо оплачиваемому труду посредниками. Такими посредниками могут выступать как их старшие родственники, знакомые-земляки, сотрудники рекрутинговых агентств, так и сотрудничающие с посредниками представители силовых структур разного уровня.
3) Трудовые мигранты, которые планируют интегрироваться в общество принимающей стороны, на первых порах попадают в ситуацию культурного шока (описанную W-моделью)1, но, по выходе из неё могут стать мощной политической силой, ориентированной на поддержку авторитарных политических режимов. Свидетельство тому Древний Рим – последний этап жизни римской государственности был ознаменован эпохой военных императоров, которых приводил к власти плебс и бывшие рабы. Одним из уроков новейшей истории России стала ситуация смены социального контекста. Поучительным стало то, насколько быстро бывшие «свои» из братских советских республик быстро перешли в категорию «чужие». «Свои», т.е. общество принимающей трудовых мигрантов их бывших союзных республик, теперь ограничены пределами Российской Федерации. Смена социального контекста повлекла за собой: 1) смену интернационализма на ксенофобию в отношении трудовых мигрантов; 2) появление законодательных актов об иностранцах, которые формируют охранительно-карательный характер работы силовых и государственных структур. Всё это поддерживает системы метафор, наполняющих виктимно-алармистский журналистский дискурс, описывающий рабское положение этно-трудовых мигрантов в условиях мегаполиса, а также поддерживает негативные гетеростереотипы общественного сознания жителей мегаполиса.
Таблица 1
Параметры измерения закономерностей трудовой миграции в современной России и Древнем Риме.
|
Измерения
|
Современная Россия: трудовая миграция из стран Средней Азии, Кавказа, Украины, Молдовы
|
Древний Рим
|
Барбадос (XVII в.)
|
Гаити (XVII в.)
|
Тринидад (XVIII в.)
|
Гавайи (XIX в.)
|
Австралия (XIX в.)
|
1
|
Контексты глобальной коммуникации
|
Транзитная территория трудовой миграции. Большая часть трудовых мигрантов активно втянута в маятниковые миграции разного типа.
|
Рабы пребывали из разных частей Римской империи, но оседали в её пределах, как правило, не участвовали в маятниковых миграциях.
|
Рабов привозили из Африки для работы на плантациях. Рабы оседали в пределах острова, меняя этно- расовый состав населения
|
Рабов привозили на сахарные плантации, начиная с конца XVII в. французы. Соотношение рабов: 10% белых и 90% черные рабы. Рабы оседали в пределах острова, меняя этно- расовый состав населения.
|
Рабов привозили из Африки до 1833.Затем стали завозить рабочую силу на плантации из Индии. Рабы оседали в пределах острова, меняя этно-расовый состав населения.
|
Рабочих завозили на сахарные плантации из Африки, начиная с 1887г. В основном, это было население с Филиппин, из Японии, Латинской Америки.
|
В середине XIX в. в Австралию завозят рабочие руки из Китая и Меланезии.
|
2
|
Специфика политики и рынок труда
|
Прозрачность границ стран СНГ и сырьевой тип экономики России способствуют активизации трудовой миграции.
|
Постоянное расширение границ империи, экстенсивная экономика с упором на расширение ресурсных рынков.
|
Экстенсивная экономика с использование рабского труда. Белые плантаторы покинули остров в 1930-х гг. Но постепенно возвращаются туда сегодня в качестве туристов
|
1804 –восстание рабов. Все белые были вырезаны, затем негры вырезали всех мулатов.
|
После 1833г. политика на рынке труда определялась враждой между 40% чернокожего населения и 39% индийского населения.
|
Политика по ввозу рабочей силы основывалась на том, что плантаторам было все равно, откуда прибывают рабочие руки.
|
Программа реконструкции (1880). Правительство отказывается от услуг рабочих их Китая и Меланезии. Весь сахар производят частные фермерские хозяйства белого населения Австралии.
|
3
|
Сфера нравственности. Уровень коррупции власти на рынке труда
|
Высокий
|
Высокий
|
Нет информации
|
Высокий
|
Высокий
|
Нет информации
|
Нет информации
|
4
|
Вписанность трудовых мигрантов/рабов в экономические отношения
|
-Часто принудительная вовлеченность в теневую экономику; оплата труда иногда вполовину меньшая, чем у коренных жителей;
- цель приезда
большинства трудовых мигрантов: заработки; при условии интеграции в общество принимающей стороны – карьерный рост, увеличение дохода, занятие места в управленческой элите.
|
-Платили рабам значительно меньше, чем свободным гражданам, или чаще им вообще не платят. Находящиеся в патриархальном рабстве делят кров и еду с хозяином;
-карьерный рост был возможен в случае откупа на волю (или даровании рабу свободы господином).
|
Рабам не платили. В результате изменения политического строя рабское население поменяло свой статус.
|
Рабам не платили. В результате революционной смены политического строя распространилась религия вуду, которая оказалась тесно переплетенной с политическим режимом тонтон-макутов.
|
Рабам не платили, индийским наёмным рабочим платили едой и кровом. В результате возникла жестокая вражда между чернокожим населением и индийскими рабочими
|
Рабочим на плантациях (привезенным с Филиппин. Из Японии и др.) платили, но очень небольшие деньги.
|
Наёмные рабочие на сахарных плантациях были депортированы.
|
6
|
Профсоюзы и рынок труда
|
Современные профсоюзы лояльны в государству. У трудовых мигрантов их нет. В течение последних лет стали появляться общественные организации, представляющие мигрантов. Таковы «Федерация мигрантов России» (объединяющая, в основном, выходцев из так называемого «дальнего зарубежья»), «Таджикские трудовые мигранты» и др.
Влияние этих организаций на сегодняшний день почти нулевое.
|
Информация отсутствуют
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Нет информации
|
7
|
Степень этнической сегрегации и рынок труда
|
-Расселение по этническому принципу (типа чайна-таунов» отсутствует;
-согласно экспертным опросам, эта сегрегация выглядит следующим образом: если принять заработную плату москвича за 100%, то российский гражданин из другого региона получает 80-90% от этой зарплаты, выходец из Украины – 70-80%, выходец из Молдовы – 50%, а выходец из Средней Азии – 30-40 %.
|
Было расселение по профессиональным кварталам вместе с хозяевами.
|
Рабы выполняли тяжелую работу, в исполнении которой белое население участия не принимало.
|
Рабы были заняты на тяжелых работах, в исполнении которых белое население участия не принимало.
|
Рабы были заняты на тяжелых работах, в исполнении которых белое население, составлявшее 2% от общей численности населения) участия не принимало.
|
В силу того, что в 1959 г. Гавайи становятся 59-м штатом США, этнические проблемы с рабочей силой на плантациях не существует.
|
Наёмные рабочие были вытеснены с рынка труда
|
8
|
Политический пиар и трудовая миграция
|
-Правые политик: против трудовой миграции;
-Культурные фундаменталисты и чиновники регионального уровня: против трудовой миграции;
-Политический мейнстрим: «за» трудовую миграцию, но работу давать сначала русским, а потом – всем остальным;
-Либералы-прагматики: «за» трудовую миграцию (пусть едут, у нас некому работать и рождать)
|
Философы политики республиканцы выступали за предоставление рабам равных прав со свободным населением Рима.
Статус свободного гражданина можно было подарить рабу, но и раб мог купить себе свободу и статус гражданина Рима.
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Население проживает с состоянии этнической гармонии. Политический ПР рабского труда на плантациях отсутствует.
|
Нет информации
|
8
|
Выгода от участия трудовых мигрантов или рабов в рынке труда
|
-Для строительных магнатов;
-Руководства ЖКХ;
- Магнатов торговых сетей.
|
-Для помещиков-латифундистов;
-Владельцев каменоломен и т.п.;
-Организаторов гладиаторских боёв.
|
Выгода была для белого населения острова (до 1930 гг.)
|
Выгода была только для белого населения острова (до 1804)
|
Выгода для белого населения острова
|
Выгода от труда наёмных рабочих очевидна для белого населения острова.
|
Нет выгоды для белого населения
|
9
|
Вовлеченность агентов рынка труда в криминальные сообщества
|
-Вся малооптовая торговля «крышуется» криминальными структурами (вовлеченность трудовых мигрантов - явление повсеместное);
- смешение в общественном сознании понятий транснациональная миграция и транснациональная преступность.
|
Информация отсутствует
|
Нет информации
|
Чернокожие рабы после ухода белых оказались под властью тонтон-макутов. В результате экономика острова пришла в упадок, что и наблюдается сегодня (например, по сравнению с соседней доминиканской)
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Нет информации
|
10
|
Отношения между силовыми структурами и сообществами трудовых мигрантов
|
Разнообразные формы коррупционных отношений; Взаимодействие «силовиков» с трудовыми мигрантами осуществляется в разных формах:1), участие в прибыли компаний, использующих незарегистрированную рабочую силу; 2), побуждение к даче взятки за оформление надлежащих документов (регистрация по месту жительства и разрешение на работу); 3) рутинные поборы (уличными постовыми); 4) прямая эксплуатация выходцев из «ближнего зарубежья» – посредством использования принудительного труда;
В СМИ появляются скандальные материалы, проливающие свет на скрытые механизмы функционирования треугольника «бюрократия-бизнес-труд мигрантов». Например, информация об использовании силовиками - в данном случае, офицерами ОМОН’а - принудительного труда мигрантов, которое журналистам было названо « трудовым рабством».
|
Информация отсутствует
|
Нет информации
|
Трудовые процессы и рынок труда находится под контролем правящей власти.
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Нет информации
|
11
|
Политический пиар и трудовая миграция
|
Правые политик: против трудовой миграции;
Культурные фундаменталисты и чиновники регионального уровня: против трудовой миграции;
Политический мейнстрим: «за» трудовую миграцию, но работу давать сначала русским, а потом – всем остальным;
Либералы-прагматики: «за» трудовую миграцию (пусть едут, у нас некому работать и рождать)
|
Философы политики республиканцы выступали за предоставление рабам равных прав со свободным населением Рима.
Статус свободного гражданина можно было подарить рабу, но и раб мог купить себе свободу и статус гражданина Рима.
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Нет информации
|
12
|
Отношение населения к рабочей силе
|
Трудовые мигранты занимают, преимущественно, три ниши на рынке труда: 1) не престижная работа на стройке (не взывает зависти), 2) ЖКХ, на ремонте дорог и т.д. (материальный достаток, которого некоторым мигрантам удается добиться во втором случае, сопряжен с ресантиментными настроениями жителей принимающей стороны; 3) мелкооптовая торговля и услуги (автосервис, ресторанный бизнес и т.д.).
|
Рабство считалось нормой отношений свободных граждан (жители римской империи) и лишенными гражданских прав рабами (как правило, военными пленниками, должниками, и т.п.).
|
Рабство считалось нормой до 1930 гг.
|
Белое население считало рабство нормальным явлением социальной жизни.
|
Белое население относилось к индийской рабочей как к должному
|
Гармоничные отношения между наемными работниками и белым населением
|
Общественное мнение Австралии не поддерживало трудовых мигрантов из Китая и Меланезии.
|
13
|
Общественное мнение и рабочая сила
|
-В общественном сознании сложилось негативное отношение к трудовым мигрантам. Особую роль в этом сыграли правые плотики («Мы за бедных, мы за русских!») и СМИ (в поисках сенсации);
-Трудовые мигранты-оккупанты (люди с низким уровнем образования и доходом, опасность нарушения этно-баланса (эксперты-ученые).
|
В общественном сознании древних римлян феномен рабства не вызывал противоречивой реакции. Но усиление гуманистической (христианской) идеологии привело к отказу от рабства и распаду римского общества.
|
В сознании белого населения рабство не вызывало негативной реакции.
|
В сознании белого населения (до 1804) рабство не порицалось.
|
С точки зрения белого населения рабство – процесс закономерный.
|
Общественное мнение поддерживает гармонические отношения между наёмными работниками и местным населением
|
Не поддерживало трудовую миграцию. Поддерживало депортацию.
|
14
|
Трудовая миграция как катализатор постсоветских/постримских социальных трансформаций.
|
Этносоциологические исследования В.А. Тишкова
|
Рабство поддерживало социальные институты римской империи. Отказ от рабства стимулировал её распад.
|
Рабство стало катализатором социальных изменений на Барбадосе.
|
Рабство стало катализатором социальных изменение на Барбадосе.
|
Рабство вызвало процессы политической борьбы в обществе и вражды между неграми и индусами.
|
Уникальный пример того, что рабство не стало катализатором социального или политического взрыва.
|
Нет информации
|
Таблица 2
Различия и сходства особенностей трудовой миграции в современной России и рабства в Древнем Риме, на Барбадосе, Гаити, Тринидаде, Гавайях, в Австралии.
|
Измерения
|
Современная Россия: трудовая миграция из стран Средней Азии, Кавказа, Украины, Молдовы
|
Древний Рим
|
Барбадос XVII в.
|
Гаити XVII в.
|
Тринидад XVIII в.
|
Гавайи XIX в.
|
Австралия XIX в.
|
Различия
|
1
|
Экономическая сфера
|
Трудовые мигранты руководствуются
исключительно экономическими мотивами (заработки, обогащение, улучшение материального положения как своего, так и своих семей), не задумываясь о благополучии населения принимающей стороны. Они охотно становятся инструментом в руках нечистоплотных магнатов современного российского бизнеса, рассматривающих страну как сырьевой придаток Запада.
|
Рабство же служило основой процветания римской экономики и системы хозяйства, несмотря на отношение к рабам в эпоху расцвета империи как к «говорящим животным».
|
Рабство служило для процветания белого населения.
Рабы не имели никаких финансовых интересов.
|
Рабы не имели финансовых интересов, т.е. рассматривались как инструменты для работы на плантациях.
|
Рабы использовались для процветания белого населения. Когда же рабов прекратили завозить, а стали завозить индийских кули, последние не задумывались о процветании островной экономики. Они интересовались только собственными экономическими благами (аналог таджикам-гастарбайтерам в современной России).
|
Рабство было запрещено после свержения короля Калакауа белыми плантаторами- сахарозаводчиками. Население было полиэтничными в силу того. Что плантаторы стали завозить рабочую силу из Японии, Филиппин. Латинской Америки. Но отношения между плантаторами и рабочими на плантациях относительно гармоничны.
|
Первоначальная установка на введение рабских отношений, по типу
Тринидада и Гаити сменяется новым режимом. Начинается производство сахарного тростника мелкими частными фермерами. Это производство оказывается намного эффективнее, что использование труда населения, завезенного из Японии и Меланезии.
|
2
|
В политической сфере
| -
Трудовые
мигранты по определению люди
свободные, которые реализуют свой электоральный выбор как граждане своей страны. Другое дело, что их погоня за деньгами, или кабальные условия долговых отношений у себя на родине превращает их в некоторых случаях в безголосых созданий, лишенных даже паспорта своими посредниками-работодателями. Но эти люди не являются жертвами захватнических войн империи, как это было в Древнем Риме. У трудовых мигрантов, как правило, есть право выбора своей линии поведения на родине.
|
Рабы участия в электоральном выборе были лишены по определению.
Рабы – это жертвы захватнических войн.
|
Рабы не принимали участия в политической жизни страны.
В результате восстания, белое население вынуждено было покинуть страну.
|
Когда рабы восстали, они изгнали белое население. К власти пришли негры, которые с помощью религиозного лидера культа вуду установили новый политический порядок. Этот порядок пагубно сказался на экономике страны.
|
Между 37% процентов населения негров и 40% индусов происходит постоянная вражда. Политическая борьба происходит между этими группами населения и 2 % белого населения острова сегодня.
|
В силу того, что Гавайи –это 50 штат США, отношения между разными группами населения (1,3 миллиона человек, 13% составляют филиппинцы, чуть меньше японцы, еще 9% латиноамериканцы, еще 23% смешанное население) весьма гармоничны.
|
У мелких частных фермеров отсутствует необходимость превращаться в «безголосых созданий». Являясь свободными гражданами, они свободно выражают свои интересы.
|
3
|
В сфере отношений с криминальными и силовыми структурами
|
Трудовые мигранты, втянутые в сферы коррумпированной экономической, политической, исполнительной и силовой власти не имеют ни рычагов политического или экономического, ни желания оказать организованное противодействие давлению этой тёмное общественной силы. Трудовые мигранты через соплеменников-посредников откупаются от всех видов власти (криминальной, политической, силовой, экономической
|
Рабы в Риме, как известно, пытались оказывать сопротивление (например, восстание Спартака) давлению репрессивной не менее коррумпированной машине власти. Кстати, Спартака погубило стремление его соратников-рабов к обогащению (также возводимое в абсолют трудовым мигрантам).
|
Рабы победили белое население, которое вынуждено было покинуть остров.
|
Население Тринидада после изгнания белых оказалось под властью тантон-макутов ( силовой политической структуры) запугавшей население острова.
|
Уровень жизни населения очень низкий. Идёт постоянная борьба между различными группами населения.
|
Нет информации
|
Нет информации
|
4
|
В сфере общественного мнения
|
Успешное продвижение в
экономической сфере части трудовых мигрантов, занятых в сфере услуг (торговля, автосервис) вызывает зависть и способствует возникновению негативных стереотипов в их отношении у населения принимающей стороны.
|
В Риме рабами были как образованные греки, так и необразованные (не знавшие греческого или латыни) пленники, доставленные из Галлии и Фракии. Но их производственный статус определялся уровнем образованности, а не местом исхода.
|
Производственный статус раба не подвергался статусной корреляции, связанной с местом его исхода.
|
Сначала общественное мнение, т.е. мнение чернокожего населения и мулатов поддерживало борьбу против белых (которых негры быстро вырезали). Затем, началась гражданская война между мулатами и неграми. Общественное мнение поддержало приход к власти Туссена Лавертюра и тонтон-макутов.
|
Нет информации
|
Общественное мнение поддерживает демократические институты.
|
Работа мелких частных фермеров не вызывает протест у населения современной Австралии.
|
5
|
В сфере этнической сегрегации
|
В современной России
складывается определенная этническая сегрегация трудовой миграции на рынке труда: на больше денежное вознаграждение могут рассчитывать скорее «свои» (российские граждане из другого региона, украинцы), чем «чужие» (например, выходцы из Средней Азии).
|
В Риме рабами были как образованные греки, так и необразованные (не знавшие греческого или латыни) пленники, доставленные из Галлии и Фракии. Но их производственный статус определялся уровнем образованности, а не местом исхода.
|
Нет информации
|
Сначала этнической сегрегации подвергались негры, потом белые, затем мулаты.
|
После расправы над белым меньшинством населения, начались процессы сегрегации, которые были ориентированы на сегрегацию чернокожего
населения.
|
Нет информации
|
Нет информации
|
Сходства
|
1
|
Экономическая сфера
|
Трудовые мигранты используются крупными магнатами от строительной индустрии, ЖКХ, торговых сетей.
Одинаковые формы экстенсивных коммуникативных стратегий, поддерживающих рынок труда. В современной России расширению потоков трудовой миграции способствуют сырьевая экономика и прозрачность территориальных границ.
|
Рабы использовались в сексуальных целях, земледелии, для обслуживания нужд богатых римлян.
В Древнем Риме рынок труда обеспечивался за счёт экстенсивной политики: захватнических войн и пленников-рабов как даровой рабочей силы.
|
Рабство предполагало развитие экстенсивной формы плантаторской экономики.
|
Негры, привезенные как рабы, использовались в качестве бесплатной рабочей силы. После революции и исчезновения белого населения, победы черного большинства в рабскую зависимость от режима тонтон-макутов попадает всё оставшееся в живых население острова.
|
Уровень жизни населения, которое является потомками бывших рабов - крайне низкий. Основные экономические стратегии – экстенсивные.
|
Уровень жизни населения, которое использовалось качестве рабочей силы на плантациях достаточно высок. Общественное мнение поддерживает демократические институты.
|
Интенсивная экономическая стратегия, ориентированная на развитие маленького частного фермерского хозяйства.
|
2
|
В сфере идеологии и нравственности
|
В современной России государство не вмешивается в религиозные настроения трудовых мигрантов. государство не вмешивается в вероисповедание ни трудовых мигрантов, ни рабов.
|
Рим был политеистическим государством.
В Риме не вмешивались в религиозную жизнь рабов. Политеистические религиозные институты Рима способствовали сосуществованию разных форм религиозных практик в одном государстве, что в итоге, привело к распространению христианства.
|
Нет информации
|
Распространение архаической системы верований: культа вуду.
|
Наблюдается возврат к ранним формам религиозных представлений, низкий уровень нравственных устоев.
|
Распространение либерально- демократической идеологии и нравственности, аналогичной жителям других штатов США.
|
Понимание того, что рабство не является экономически выгодным социально-экономическим институтом.
Рабство не только разлагает нравственность правящей верхушки общества. Оно лишает страну будущего.
|
3
|
Профсоюзы и ранок труда.
|
Неразвитые практики отстаивания своих прав, отсутствие профсоюзов.
|
Отсутствие практики организованной защиты своих прав, как у трудовых мигрантов, так в Древнем Риме.
|
У рабов была единственная практика отстаивания своих прав – восстание против угнетателей.
|
Единственной практикой борьбы с угнетателями было вооруженное восстание, которое приводило к свержению режима белого меньшинства.
|
Нет информации
|
Нет информации.
|
Нет информации
|
Достарыңызбен бөлісу: |