Философия искусства. Эзотерические традиции



бет1/4
Дата07.07.2016
өлшемі0.59 Mb.
#182011
түріУчебное пособие
  1   2   3   4
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ (технический университет)

Т.М. НОВИКОВА
Учебное пособие

Москва
Рецензент:. Е.Г. Яковлев — д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Новикова Т.М. Философия искусства. Эзотерические традиции: Учебное пособие. — М.: Изд-во МАИ, 1996. — 72 с.: ил.
Учебное пособие представляет собой цикл лекций, в которых посредст­вом мирового живописного искусства раскрываются фундаментальные фи­лософские положения, лежащие в основе Бытия мира, человека и теории по­знания. Называются общие черты философии и искусства. Акцент делается на рассмотрении русского живописного искусства середины XIX века - 30-х годов XX столетия—творчества художников-передвижников периода 1870-1890 годов, импрессионизма и символизма 1890-1910 годов и русского аван­гарда 1910-1930 годов.

Для студентов, аспирантов, изучающих историю философии, искусства, этику.


СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи курса «Философия искусства. Эзотерические традиции»

Тематический план курса «Философия искусства. Эзотерические традиции»

Тема 1. Введение

Тема 2. Функции искусства на примере творчества русских художников передвижников

Тема 3. Импрессионизм и символизм художественное отражение взаимосвязи двух миров: физического и духовного

Тема 4. Русский авангард о духовном в искусстве
Цели и задачи курса

«Философия искусства. Эзотерические традиции»1

1. Показать, как средствами живописного изобразительного ис­кусства можно раскрыть содержание философских идей.

2. Изучить особенности эзотерического философского направ­ления, понять его связь с исторически развившейся философией, его объяснение генезиса философии, развития теории познания и его мировоззренческое значение для человека.

3. Показать, что эзотерическое философское направление представляет собой собственно Философское знание.

4. Показать взаимосвязь эзотерического знания и искусства, их общие черты и тенденцию их сближения; назвать виды искусства.

5. Раскрыть особенности живописного искусства через его фун­кции и становление его специфическим методом познания Бытия мира и человека.

Курс рассчитан на 12 лекционных часов.

«Эзотерическое Восточное Учение, таким

образом, ударило основную ноту, которая, под

своим аллегорическим покровом, является такою

же научной, как и философской, и поэтической,

и все народы последовали за нею».

(Е.П. Блаватская. «Тайная Доктрина»)
«Источник, из которого черпает Запад, —

Восток и мы сами»

(Н.С. Гончарова, 1913)
Тематический план курса

«Философия искусства. Эзотерические традиции»

Тема 1. Введение — 3 часа

1. Взаимосвязь эзотерического учения с историей фило­софии. Виды искусства.

2. Философия и искусство: общие черты.

Тема 2. Функции искусства на примере творчества

русских художников-передвижников — 1 час

Тема 3. Импрессионизм и символизм — художественное от­ражение взаимосвязи двух миров: физического и духовного — 2 часа

(К.А. Коровин (1861-1939), В.А. Серов (1865-1911), М.А. Врубель (1856-1910), В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905), П.В. Куз­нецов (1878-1968).



Тема 4. Русский авангард о духовном в искусстве — 6 часов

1. Художественное выражение мира мыслей и мира чувств. «Живопись есть грохочущее столкновение миров. В.В. Кан­динский (1866-1944) —2 часа

2. Энергетический космос — высшая философская реаль­ность в живописи. «Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще неосознанного». К.С. Малевич (1878—1935) — 2 часа

3. «Источник, из которого черпает Запад, — Восток и мы сами». Н.С. Гончарова (1881-1962) и М.Ф. Ларионов (1881-1964) —2 часа



Тема 1.

ВВЕДЕНИЕ

(3 часа)
1. Взаимосвязь эзотерического учения с историей философии. Виды искусства


Философия и искусство — две наиболее объемные сферы ду­ховной жизни общества, поэтому мы вынуждены ограничить себя в рассмотрении как философии, так и искусства. Со стороны фило­софии ограничимся рассмотрением особенностей эзотерического учения, указывая при этом на его связь с исторической филосо­фией; со стороны искусства — рассмотрением мирового живопис­ного искусства и в большей степени — русского живописного ис­кусства середины XIX — 30 гг. XX века.

В последние годы получили известность философские труды нашей соотечественницы — Е.П. Блаватской, впервые изложившей в систематической форме теософское эзотерическое учение, рас­крывающее философскую метафизику мира, а также труды наших соотечественников — Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, определивших свое философское направление как Энергетическое мировоззрение Живой Этики, неразрывно связанное с философской метафизикой и ею же обоснованное.

Труды этих философов не нашли пока освещения в учебниках по философии, но они много проясняют не только в исторически сложившейся философии, но и в других сферах духовной жизни общества, в том числе и в искусстве.

Эзотерическое учение раскрывает новый подход к истории фи­лософии. Это выявляется в ряде аспектов.



Во-первых, эзотерическое учение раскрывает генезис истории философии, то есть ее происхождение, становление через сущест­вовавшие в Древнем мире Мистерии - посвящения, передачу эзоте­рического, закрытого, тайного знания, которое будущие философы имели право выдавать только в символической, скрытой форме.

Из многих истин, устно переданных человечеству через посвя­щение во время Мистерий и личную передачу, Посвященные изби­рали одну или несколько и открывали их людям, как было сказано, в символической форме. Посвященные были авторами новых форм и толкований, но истины, на которых их учения основывались, бы­ли, как пишет Е.П. Блаватская, стары, как само человечество. Каж­дый народ получил несколько таких истин. Посвященные жили во всех веках истории, и таким образом, история человечества стала пленницей древней Тайны.

5


Рафаэль. Афинская школа 1510-1511.
Положения эзотерического учения вошли в исторически раз­вившуюся философию. Е.П. Блаватская называет много имен фи­лософов — Посвященных. Среди них: Будда, Конфуций, Орфей, Пифагор (6-5 вв. до н.э.), Моисей, Демокрит, Эмпедокл (5 в. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Зенон из Китиона (333-262 гг. до н.э.), Цицерон (106-43 гг. до н.э.), Иисус, Плутарх (45-127 гг.), Ориген (185-253 гг.), Климент Александрийский, Плотин (204-270 гг.), Прокл (412-485 гг).

Эзотерическое знание пронизывает и последующие века. В чис­ле Посвященных — Фома Аквинский (1227-1274), Мейстер Экхарт (1260-1329), Н.Кузанский (1401-1464), Парацельс (1493-1541), Дж. Бруно (1548-1600), Я. Беме (1575-1624).

Рафаэль (1483-1520) на одной из фресок в Ватикане «Афинская школа» (1510-1511) изображает многих философов-Посвященных, передающих своим ученикам эзотерическое знание. И далеко не каждый ученик мог попасть в такую школу.

Современная искусствоведческая литература трактует это про­изведение художника как светское, что, однако, не совсем так. Ра­фаэль изображает философов, так или иначе связанных при жизни с Афинами. Вот — Сократ. Как известно, он готовился к посвяще­нию и отказался от него, так как открыл в себе некий внутренний голос — божественный демоний. Здесь он предлагает вопросы слушателям и перечисляет по пальцам свои доводы. В центре кар­тины Платон, ученик Сократа, и Аристотель. Платон указывает на небо как на источник всех идей. В руке он держит свою книгу «Тимей», на которую Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине» многократ­но ссылается. Аристотель — ученик Платона. «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель указывает на землю, ибо для него законы мышления есть одновременно и законы бытия. В руках он держит свой труд «Этика». Правее, в темном плаще — Зенон из Китиона — последователь идей Гераклита, Сократа, Платона, Ари­стотеля. На переднем плане слева — Эпикур с венком из виног­радных листьев на голове — последователь атомистического учения Демокрита; Пифагор, помнящий четыре свои прежние инкарнации, с учениками. Рядом, опирается на мраморный куб, — Гераклит, считав­ший, что человеческая мысль есть огонь. На лестнице возлежит Ди­оген, изложивший учение Эпикура. Справа — геометр Эвклид с уче­никами, Зороастр — он держит небесную сферу, Птолемей — зем­ную, рядом Аверроэс в белом тюрбане — арабский философ XII ве­ка, признанный почетным Комментатором Аристотеля.

Можно предположить, что изображена эзотерическая школа. В этом плане в картине примечательны два сюжета. Первый — сам художник поместил себя в картине справа, возможно, в качестве ученика школы и второй — ситуация у дверей справа и слева: впускают сюда только нравственных учеников, как у Пифагора. Мы видим слева жест юноши, указующий другому на выход.

Прочтение этой картины с точки зрения эзотерического знания позволяет по-новому оценить творчество Рафаэля и его время, тогда, как теперь уже понятно, части человечества было известно эзотерическое знание.



Во-вторых, эзотерическое знание объединяет всю историю философии, делает эту отрасль знания единой, целостной, а также утверждает ее научность.

Современная точка зрения на историю философии отмечает от­сутствие взаимосвязи между различными философскими взглядами и направлениями разных времен. Часто высказывается сомнение в научной значимости философии. Эта точка зрения совпадает с мыслью, высказанной В.И. Вернадским. «Никогда не существовало времени, когда одна какая-нибудь философия признавалась истин­ной». «Ни одна философская система не может достигнуть той об­щеобязательности, какой достигает наука, то есть не может обла­дать объективной истинностью. В этом смысле все философские системы заслуживают внимания, но ни одна из них не может рас­сматриваться в качестве научной, а только как личный вклад того или иного мыслителя». Отмечая ненаучность философии, В.И. Вернадский, однако, утверждает, что наука выросла из филосо­фии. «Философия никогда не решает загадки мира. Она их ищет»[5, с. 12, 82, 83]. Мысль о том, что философия есть мать всех наук, была высказана и А.Эйнштейном2. Но встает вопрос: «Может ли Наука выйти из не-Науки?»

В связи с этим большую значимость приобретает высказывание Е.П. Блаватской, что историю философии можно рассматривать как вышедшую из одного древнего научного, содержащего ТАЙ­НУЮ ДОКТРИНУ Востока, теоретического источника. «... не мо­жем мы остановиться, чтобы доказать, как они (основные положе­ния Тайной Доктрины — Т.Н.) фактически включены — хотя слишком часто под вводящей в заблуждение маской — в каждую систему мышления или философию, достойную этого имени» [1, Т. 1, с. 55]. Е.П. Блаватская отмечает, что хотя положения Тайной Доктрины опубликованы сейчас впервые, они уже неоднократно осторожно выдавались и были даже не раз изложены европейски­ми Посвященными [1, Т. 1, с. 22].

Это знание было распространенным мировидением древнего и доисторического мира. По мере развития человечества это знание становилось менее распространенным и передавалось только По­священным. Существовали такие части Тайного Знания, замечает Е.П. Блаватская, которые на протяжении неисчислимых веков дол­жны были оставаться скрытыми, так как передача неподготовлен­ным (в основном, в нравственном отношении) людям тайн такого громадного значения была бы равносильна вручению ребенку за­жженной свечи в пороховом погребе.

Эти слова Е.П. Блаватской нашли отражение в картине фран­цузского художника Н. Пуссена «Время, спасающее Истину от по­сягательств Зависти и Раздора» (1641). Время — крылатый Бог Кронос в синей одежде (цвет духовности) уносит свою дочь — Ис­тину от земли в небо, так как на земле властвуют раздор и за­висть. Мужчина в красном (цвет земли) с кинжалом в руке — сим­вол раздора. Фигура справа в красно-коричневом одеянии, вокруг головы и рук которого вьются змеи, — символизирует зависть. Справа изображен крылатый путто. В одной руке он держит серп, как разомкнутый круг, где есть начало и есть конец. Этот символ принадлежит Богу Кроносу — Времени, несущему прошлое, настоя­щее и будущее. В другой руке путто — змея, держащая в пасти свой хвост. Круг замкнут, нет начала и конца. В эзотерическом учении это символ вечности. Мир существует в Вечности и во Времени — гово­рит художник, то же утверждает эзотерическое учение.

Излагаемое в «Тайной Доктрине» теософское знание Е.П. Бла­ватская называет философской, онтологической метафизикой. Она считает его никоим образом не менее научным, нежели многие «научные» теории и, во всяком случае, более философским и близким к истине.

Таким образом, точка зрения В.И. Вернадского близка эзотери­ческому учению, которое примиряет философов и доказывает, что, хотя каждый из них может быть прав, но ни одна из их систем не была полной. Можно предположить, что только целостная истори­ческая философия содержит в себе в символической, скрытой форме достаточно полное знание о мире и представляет собой со­кровищницу научных открытий, как прошлых, так и будущих.

В-третьих, эзотерическое философское направление устанав­ливает взаимосвязь между Материей и Духом, этими двумя важ­нейшими понятиями философии. Исторически сложившиеся как противостоящие друг другу направления — материализм и идеа­лизм в действительности раскрывают два взаимосвязанных мира: мира видимого, воспринимаемого нашими физическими органами чувств, и мира духовного, воспринимаемого духовными органами чувств [2, т. 2, с. 30]. Эти миры сравнимы по объему. Человек жи­вет в обоих этих мирах.

Примером существования и взаимосвязи этих двух миров может служить картина русского художника-передвижника Н.Н.Ге «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890). Для художника путеводной нитью были слова: «Искусство не есть фантазия, каприз личности. Это — великий голос мира, услышанный избранной душой и в гар­монии открытый людям».3



Н.Н. Ге изображает исторический факт: римский прокуратор Понтий Пилат допрашивает Христа. Он задает ему вопрос: «Что есть истина?» Христос слышит вопрос, но не от­вечает. В картине художник использует прием светотени! Он поме­щает Понтия Пилата на солнечной стороне и показывает его види­мым, вещественным, материальным до такой степени, что превра­щает его в мраморную статую. Рука Пилата, обращенная к Христу с вопросом, звучит как музыкальный инструмент. Христос изобра­жен в тени, контуры его фигуры размыты. Он менее заметен. Хри­стос — это мир духовный, для обычного человека — невидимый и неслышимый, но также реально существующий. Вопрос: «Что есть истина?» художник обращает к зрителю.

Эзотерическое учение раскрывает сущность идеализма. Челове­ческая мысль, высказанная вслух и невысказанная, но излученная самопроизвольно в пространство мозгом, есть материя особого ви­да. Мысль есть энергия4, способная оказать определенное дейст­вие на мысли другого человека, а также на его собственную и лю­бую другую физическую реальность. Речь поэтому, как и рука, есть орган действия.

Труды эзотерического направления доказывают первенство, первооснову духовного над субстанциональным, физическим, и на этом основании утверждают, что нет неживой материи — вся ма­терия одухотворена, она психотворит.

Идея пантеизма пронизывает историю философии. Эту идею высказывали древнегреческие философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, в XV веке — Н. Кузанский, в XVI — Дж. Бруно, в XVII — Б. Спиноза, в XX веке — К.Э. Циолковский.

С идеей пантеизма, как пишет Е.П. Блаватская, связана такая особенность мира, как желание сознательной жизни от атома до солнца. Очень близок к этой мысли Гегель. Он, раскрывая свое ос­новное философское понятие Абсолютная Идея, также подчерки­вает именно эту особенность — сознательное существование. «Дух есть деятельность. ... есть абсолютная активность.5 Гегелевская Абсолютная Идея творчески активна.




Н.Н. Ге. Что есть истина? Христос и Пилат.1890.
Таким образом, идея пантеизма становится важной методологи­ческой основой для всех частных естественных и общественных наук.

Тема пантеизма — одна из основных в творчестве русского авангардиста, представителя кубофутуризма П.Н. Филонова. Зна­менитый искусствовед Н.Н.Пунин называл его живопись органиче­ской, в которой каждая частица материи жива. Мир П.Н. Филонова таков, что «даже земля и камень — человек» [9]. Его картины «Ко­ровницы» и «Крестьянская семья» (1914) говорят об одухотворен­ности природы. Каждый атом психотворит — это идея выражена в работе «Живая голова» (1923).



В-четвертых, эзотерическое учение развивает философскую теорию познания. Истинное знание надо искать в мире духовном, являющимся основой для мира видимого, вещественного. В исто­рической философии это утверждали И.Кант, Гегель, Э. Гуссерль.

Эзотерическое знание говорит, что прийти эмпирическим путем к познанию первопричин человек никогда не мог и не сможет. Челове­ческий ум способен воспринимать лишь разности явлений, но не их действительную сущность. Е.П. Блаватская делает вывод — без фи­лософской метафизики истинная наука человеку недоступна.

Чтобы понимать высшие истины, нужно развивать высшую спо­собность восприятия, которое есть чувствознание. Это специфиче­ский философский метод познания, развитие которого связано с воспитанием в человеке высокой нравственности.

Отметим при этом важную особенность эзотерического знания, о которой говорят его авторы. Овладение им развивает людей, приводит в действие их скрытые способности и наклонности — как положительные, так и отрицательные. Именно поэтому авторы, излагающие эзотерическое учение, неоднократно предупреждали об ответственности, нравственности людей, овладевающих этим знанием.

Отметим также, что историческая философия, содержащая в себе в символической, скрытой форме эзотерическое знание, так­же должна способствовать развитию сущностных способностей че­ловека.

Вопрос об истинности знания ставился в мировом живописном искусстве не только Н.Н. Ге, но и другими художниками.

Например, А. Дюрер в гравюре «Меланхолия» (1515) представ­ляет меланхолию в образе городской женщины с ключами у пояса, с орудиями городских ремесел у ног. Все у нее как будто есть для проникновения в тайны природы — линейка, циркуль, весы, руба­нок, гвозди, молоток, песочные часы. Но тщетно — техническими и научными средствами это сделать невозможно. Отсюда и разоча­рованность его «Меланхолии». Известно, что А. Дюрер знал мистическую литературу своего времени, возможно, был знаком и с алхимиками. Поэтому неслучайно в картине представлен логиче­ский квадрат и тигель алхимика. Но и этого оказывается недоста­точно для познания. Возможно, что луч горящего светила направ­лен в сторону от женщины. Ведь именно такой прием использует А.Дюрер в картине «Св. Иероним в келье» (1514), когда солнечный свет, отраженный от головы пишущего святого, являет сияние его святости.


П.Н. Филонов. Живая голова. 1923.
Прав Данте: "Поистине безумные слова —

Что постижима разумом стихия, Единого в трех лицах естества!"

В-пятых, эзотерическая философия выражает мировоззренче­ское значение для человека. Рассмотрение трех фундаментальных положений Тайной Доктрины в изложении Б.П. Блаватской, рас­крывающих содержание и сущность философской метафизики, по­зволяет сделать вывод об общности черт реально существующего метафизического мира с сущностными чертами человека. Так, Пер­вое фундаментальное положение утверждает, что перво-Причина всего мира носит черты человеческой субъективности, выраженной в единстве бессознательного и сознания-разума. Развитие Мира-Вселенной и Человечества взаимосвязано. Это параллельный про­цесс [1, т. 2, с. 311]. Б.П. Блаватская, а вслед за ней Б.И. Рерих и Н.К. Рерих утверждают, что Космос строится на мысли. Все благо и все разрушения зиждятся на мысли. Нет в космосе рычага силь­нее мысли, насыщенной психической энергией. Мысль есть магнит [2, т. 1, с. 52, 53]. Как близко это высказывание к словам древне­греческого философа Парменида, введшего в философию понятие Бытие. Быть и мыслить, по Пармениду, — одно и то же.

Психическая энергия человека — одна из разновидностей энер­гий Природы. Как утверждает Б.И. Рерих, в основе космической эволюции лежит энергетический обмен и роль человека в миро­здании заключается в превращении низших видов материи — (чи­тай, «энергии») — в более высокие.

Раз человеческие мысли, а также и чувства есть часть косми­ческой энергии — важно научиться управлять ими. Известно, что «Злые языки страшнее пистолета». Человек своими чувствами, мыслями, высказанными и невысказанными, может не только убить другого человека, но и согласно магнитному свойству мысли пси­хическая энергия, усиливаясь, может воздействовать и на природ­ные явления. «Человек устраивает землетрясения. Берите это до­словно», - говорит Е.И.Рерих. Вместе с тем, положительная, твор­ческая психическая энергия есть панацея против всех заболеваний. «Держите мысли чистыми — это лучшее тоническое средство», - говорит Н.К. Рерих. Таким образом, философская метафизика определяет этику поведения человека и в отношениях к другим лю­дям, и к Природе.

Согласно эзотерической философии, раскрывающей природные закономерности, Человеку предоставляется свобода выбора. Уйти от этой свободы он не может. Он вынужден постоянно выбирать, что и как ему сказать, что и как ему сделать. Человек может пред­видеть последствия и собственноручно пожинать плоды своих тру­дов. Так, эзотерическая философия становится эмпирически про­веряемой Наукой.

Эти эзотерические идеи нашли отражение в полотнах мирового живописного искусства. Например, мысль как космическое явление — у М.К. Чюрлениса в работе «Мысль» (1904-1905). Ф. Гойя в «Ко­лоссе» (1808-1814) отразил взаимосвязь психической жизни на зем­ле и в космосе. Художник изображает великана в позе борца. Идет Небесный бой. На земле — долина, по ней только что двигались люди на повозках с лошадьми и скот. Мы не видим здесь никаких следов войны — ни ружей, ни стрельбы, но все люди и животные разбегаются в разные стороны. «Как наверху, так и внизу». Паника на земле есть следствие войны Небесной. Психическая энергия пе­редается в пространстве. О том, что человечество живет не по за­конам Природы и постоянно нарушает природную закономерность, говорит в ряде своих работ И. Босх.

Вот триптих «Воз сена» (1490-1500). Сено — это произведенное общественное богатство. Люди пытаются урвать с воза хоть соло­минку. При этом они начинают убивать друг друга, попадают под колеса. Бог, восседающий на облаке и смотрящий на все это, раз­водит руками. Художник говорит этой картиной, что путь, по ко­торому идет человечество, — безнадежен и бессмыслен. Огромный воз неумолимо приближается к Аду. Другая работа И. Босха — «Корабль дураков». Корабль человечества плывет неизвестно куда. Весла превратились в огромные ложки. Мачта проросла, и на ней развивается сатанинский флаг. Люди в лодке развлекаются. В сво­их работах И.Босх показывает дурные качества людей: невоздер­жанность, пьянство, разврат, обжорство, скупость, гнев. Е.И. Рерих пишет: «Корабль человечества тонет, и только слепые или тупицы не замечают всей грозности переживаемого времени» [2, т. 1, с. 159]. Эта же тема возможной гибели человечества — в работе С.Н. Рериха «Предупреждение человечеству» (1962).

Данный курс ставит своей целью показать художественное ми­ровое живописное творчество через видение этого эзотерического философского учения. Художественное творчество охватывает со­бою все Искусство в различных его видах.

18



А. Дюрер. Меланхолия. Гравюра. Ок. 1515.



А. Дюрер. Св. Иероним в келье. Гравюра. Ок. 1514.



Ф. Гойя. Колосс. 1808-1814.



И. Босх. Воз сена. Центральная часть. Фрагмент. 1490-1500.



И. Босх. Корабль дураков.




С.Н. Рерих. Предупреждение человечеству. 1962


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет