Г. В. Гриненко (Всероссийская Академия внешней торговли)



бет1/53
Дата10.07.2016
өлшемі3.9 Mb.
#189583
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53
Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.07.16

Юрий Борев

Эстетика


Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу «Эстетика» для студентов высших учебных заведений



Москва «Высшая школа» 2002

УДК 7.01

БК 87.8


Б82

Рецензенты:

действительный член Академии художеств, доктор искусствознания, профессор В.В. Ванслов;

доктор филологических наук, профессор ИЛ. Ильин (ГИТИС);

доктор философских наук Г.В. Гриненко (Всероссийская Академия внешней торговли);

кандидат философских наук, доцент Н.Ф. Рахманкулова (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Б82

Борев, Ю.Б.

Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с.

ISBN 5-06-004105-0

В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики. Автор освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства. По-новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства.

Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством.

УДК 7.01 ББК 87.8

ISBN 5-06-004105-0

О ГУЛ «Издательство «Высшая школа», 2002

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.


Оглавление 8

От автора 13

Эстетика как наука 14

I. Предмет и задачи эстетики 14

1. Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира). 14

2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике). 15

3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к худо­жественному творчеству). 16

4. Наука — это система (системность эстетических знаний). 16

Главные особенности научной системы: 17

1. Информативная насыщенность 17

2. Теоретичность 17

3. Соподчиненность 17

4. Иерархичность 17

5. Упорядоченность 17

6. Единство (монизм) 17

7. Минимальная достаточность 17

8. Принципиальная разомкнутость 18

9. Независимость 18

5. Монистическое основание системы (системообразующее зна­чение эстетического) 18



II. Проблемное поле эстетики 20

1. Эстетика действительности. 20

1. Эстетика действительности 20

2. Эстетика искусства 20

3. Теоретико-информативная эстетика 21

4. Рецептивная эстетика 21

Главные идеи рецептивной эстетики 21

5. Техническая (индустриальная) эстетика 22

Основные принципы технической эстетики: 22

6. Практическая эстетика 23



Эстетическое отношение к действительности 24

I. Эстетическая деятельность. Общечеловеческие аспекты освоения мира 24

1. Многообразие форм эстетической деятельности 24

2. Соотношение эстетической и художественной деятельности. 24

А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художест­венное 24

В). эстетическая де­ятельность шире художественной - М. Каган 24

Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической де­ятельности 24

Дизайн 27

4. Терминологический аппарат эстетической деятельности. 27

Эсте­тическое восприятие 27

Эстетическое представление 27

Эстетическое впечатление 27

Эстетический вкус 27

Эстетический идеал 27

Художественная культура общества 28

Эстетическая культура общества 28

II. Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики 28

1. Теоретическая модель эстетического. 28

1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеали­стическая): 28

II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая): 29

III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистиче­ская): 29

IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»): 29

V. модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое 29

Прекрасное 29

2. Эстетическое как ценность 30

3. Системообразующее значение эстетического. 31



III. Прекрасное — коренная категория эстетики 32

1. Прекрасное в истории эстетики. 32

Древние египтяне 32

Натурфилософы 32

Пифагорейцы 32

Атомисты Левкипп и Демокрит 34

Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.) 34

Платон (ок. 428—347 до н.э.) в диалоге «Пир» 35

Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона, 36

Плотин (204—270) оспаривал точку зрения, 37

В Средние века 37

Гуманисты Возрождения 37

Эстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Буало) 38

Эстетика французских просветителей (XVIII в.) 38

И. Кант (1724-1804) 39

Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал: красота — это свобода 39

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) видел в прекрасном один из этапов обще­мирового движения духа 39

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в отличие от Гегеля считает 40

К. Маркс (1818-1883) подчеркнул общественные, трудовые истоки прекрасного: 40

Западноевропейская эстетика конца XIX-XX вв. 40

2. Прекрасное и полезное. 40

3. Прекрасное и симметрия 42

4. Прекрасное и деятельность человека. 42

5. Мера. 43

6. Прекрасное в природе. 43

7. Прекрасное в обществе. 43

8. Прекрасное в искусстве. 44

IV. Другие эстетические категории 44

1. Возвышенное. 44

Возвышенное в истории эстетической мысли 44

Псевдо-Лонгин 45

Эпоха Средневековья 45

Высокий Ренессанс 45

Природа возвышенного 46

Возвышенное в обществе 47

Возвышенное в искусстве 47

В Средние века 48

Эпоха Возрождения 48

В искусстве Нового времени 48

2. Трагическое. 49

Трагическое в истории эстетики 49

Платон 49

Аристотель 50

Эстетика просветителей (Дидро, Лессинг) 50

Кант 51


Значимость категории трагическое для понимания современности 51

Трагедия — невосполнимая утрата и утверждение бессмертия. 52

Общефилософские аспекты трагического 53

Трагическое в искусстве. 54

В Средние века 54

На рубеже Средневековья и Возрождения возвышается Данте. 55

Эпоха Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире. 55

В эпоху классицизма 57

Искусство романтизма (Гейне, Шиллер, Байрон, Шопен) 57

Критический реализм раскрыл трагический разлад личности и об­щества. 58

Трагическое и философия революционного насилия. 58

В свете этих рассуждений искусство социалистического реализма 60

3. Комическое. Концепции комического в истории эстетики. 62

Платон 62

В Средние века 63

Эстетика классицизма 63

Эстетика Просвещения 63

Школа йенских романтиков, 64

Комическое — социокультурная реальность 65

Комизм как критика 66

Демократизм смеха 66

Активность восприятия комизма 67

Комическое как противоречие 67

Неожиданность в комическом 68

Чувство юмора и остроумие 69

Разрушающее и созидающее в смехе. 69

Типы и оттенки комизма. Мера смеха 70

Карнавальный смех 70

Ирония 70

Сарказм 70

Мера смеха 70

Комическое как утверждение радости бытия 71

Историзм комедийного анализа жизни. 71

Римские сатурналии 73

В Средние века 73

Эпоха Возрождения 73

В эпоху Возрождения 74

В эпоху классицизма 74

Сатира эпохи Просвещения 74

Романтизм 74

Сатира искусства социалистического реализма 75

Модернизм 75

4. Безобразное 75

5. Низменное. 76

6. Ужасное. 77

7. Хаос и гармония. 78

8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями. 78

9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве. 79



Художественное творчество 79

I. Творческий процесс 79

1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству. 79

Способности художника, 80

Одаренность 80

Гений 80

2. Художественное творчество как специфическая деятельность. 81

3. Творчество как воплощение замысла. 81

5. Психологические механизмы художественного творчества. 83

Память 83

Воображение 83

Ассоциации 83

Вдохновение 84

Внутреннее освобождение 84

6. Сознание и подсознание 84



II. Художественный образ 86

1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности. 86

2. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность. 86

3. Самодвижение. 88

4. Многозначность и недосказанность. 88

5. Индивидуализированное обобщение. 89

6. Единство мысли и чувства. 90

7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа. 90

8. Оригинальность. 91

Художественное произведение 92

I. Художественное произведение как форма социального бытия искусства 92

1. Художественный текст — первая ступень бытия искусст­ва. 92

Научный текст 92

Практический, деловой текст 92

Художественный текст 92

Знак 93


2. Художественное произведение — социально функционирую­щий текст, вторая ступень бытия искусства. 93

3. Актуальное и вечное в произведении. 95

4. Художественная реальность и художественная концепция. 95

Первый пласт («я — я» ) 96

Второй пласт («я—ты») 96

Третий пласт («я —мы») 96

Четвертый пласт («я - все мы») 97

Пятый пласт («я — всё») 97

Шестой пласт («я — все созданное нами в сфере материальных ценностей» ) 97

Седьмой пласт («я—все созданное нами в сфере духа») 97

Восьмой пласт («я — всеобщее» ) 97

5. Художественная правда и правдоподобие. 97



II. Художественный стиль 98

1. Стиль как категория эстетики. 98

1. Стиль — фактор творческого процесса, 98

2. Стиль — фактор произведения, 99

3. Стиль — фактор художественного процесса, его стрежень. 99

4. Стиль — фактор художественного общения (автора и реципиен­та). 99

2. Структура стиля. 99

Первый (глубинный, «порождающий») слой стиля 99

Второй стилевой слой — национальная стилистическая общность. 100

Третий стилевой слой — национально-стадиальный стиль 100

Четвертый слой стиля 100

Пятый уровень стилистической общности 100

Шестой уровень стилистической общности — стиль периода творче­ства. 100

Седьмой уровень стилистической общности — стиль произведения. 100

Восьмой слой стилистической общности: стиль элемента произведе­ния, 101

Девятый уровень стилистической общности — стиль эпохи, 101

Закономерность художественного процесса: 101

3. Стиль - «генная» (порождающая) программа произведения. 101



Искусство 104

I. Природа искусства 104

1. Концепции искусства в истории эстетики. 104

Символическое искусство 106

Классическое искусство (вторая стадия развития искусства — антич­ность) 106

Романтическое искусство 106

2. Искусство — форма общественного сознания. 106

Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отноше­ний между людьми. 107

Политика 107

Философия взаимодействует с искусством: 107

Религия взаимодействует с художественным творчеством, 107

Право взаимодействует с искусством, что способствует проникнове­нию правосознания 108

Наука взаимодействует с искусством. 108

3. Искусство — художественное освоение мира. 108

4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловече­ское в искусстве. 109

5. Народность искусства. 111

1. Народ — объект художественного творчества. 112

2. Отражение интересов народа и его миросозерцания — необходимое условие народности искусства. 112

3. Народ — не только объект, но и субъект искусства. 112

4. Народ — создатель, носитель, хранитель языка и культуры, 112

5. Еще одна сторона народности искусства: народ — цель искусства, его конечный адресат 112

6. Народ — носитель поля общественного мнения, 113

II. Множественность целей искусства (полифункциональность) 113

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность). 113

1) через идейно-эстетическое воздействие на людей. 113

2) через включение человека в ценностно ориентированную деятель­ность. 113

3) через преобразование в процессе художественного творчества 114

4) через обработку строительного материал образа 114

2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). 114

3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 114



Художественный процесс 151

I. Этапы и русло протекания художественного процесса 151

1. Художественное развитие. 151

2. Художественное направление как инвариант художественной концепции. 152

Художественный период 154

Художественная эпоха 154

Художественная стадия 155

Эра. 155

I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ 155

II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ 156

III. ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ) 157

II. Теоретическая история искусства. 158

1]. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: ОСТАВАЯСЬ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА, СПОСОБНОГО ОСВАИВАТЬ МИР ПРАКТИЧЕСКИ И ЭСТЕТИЧЕСКИ 158

2. Миф — форма перехода от магических реалий к художествен­ной реальности. 159

3. Мифологический космизм: человек в мире неустойчивого равновесия глобальных сил, борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни. 160

2]. АНТИЧНОСТЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ГЕРОИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ГАРМОНИИ И РОКА 163

1. Особенности античного искусства. 163

2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни. 164

3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия. 165

4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и ду­мают многие): героизм смешон; предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными уте­хами. 166

3]. СРЕДНИЕ ВЕКА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНО-БЕЛОМ МИРЕ БОРЬБЫ ДОБРА И ЗЛА 167

1. Характеристика эпохи. 167

2. Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви. 169

3. Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога. 171

Средневековое искусство сакрально. 173

4. Карнавальный натурализм (искусство Города). 173

4]. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА 176

1. Особенности Возрождения. 176

2. Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтоб победить их в единоборстве: делай, что хочешь! 177

3. Маньеризм: изысканно элегантный человек в мире беззаботно­сти и вычурной красоты. 186

4. Барокко как кризис ренессансного гуманизма: экзальтирован­ный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом ми­ре. 188

Барокко 188

5. «Плеяда»: жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на гуманные националь­ные и государственные ценности. 192

6. Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей. 192

5]. НОВОЕ ВРЕМЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА: ЧЕЛОВЕК НАДЕЖД И ИЛЛЮЗИЙ 193

1. Особенности эпохи. 193

2. Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве. 194

3. Просвещение: инициативный, авантюрный человек в меняю­щемся мире. 200

4. Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу. 203

5. Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; «мировая скорбь» — состояние мира, ставшее состоянием духа. 208

6. Неоготика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную. 217

6]. АВАНГАРДИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ МИР ВРАЖДЕБЕН ЛИЧНОСТИ 217

Особенности эпохи. 217



ПРЕДМОДЕРНИЗМ СВОБОДА И УДОВОЛЬСТВИЕ 218

1. Особенности предмодернизма. 218

2. Натурализм: человек плоти в вещно-материальном мире. 219

3. Импрессионизм: утонченная, лирически отзывчивая, впечат­лительная личность, способная видеть красоту. 219

Импрессионизм 219

Поль Сезанн (1837—1906) 220

4. Эклектизм: демократизм, равенство, доходность. 221

МОДЕРНИЗМ: УСКОРЕНИЕ ИСТОРИИ И УСИЛЕНИЕ ЕЕ ДАВЛЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 223

1. Особенности модернизма. 223

2. Символизм: «в закате утонула (так пышно!) кровать»; мечты о рыцарстве и прекрасной даме. 224

3. Акмеизм: поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос. 224

4. Футуризм: воинственная личность в урбанистически организо­ванном хаосе мира. 225

5. Примитивизм: упрощение человека и мира. 227

6. Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира. 228

7. Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной действительности. 229

Супрематизм 231

8. Лучизм: трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света. 231



НЕОМОДЕРНИЗМ ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ НЕОЧЕЛОВЕКОМ 232

1. Особенности неомодернизма. 232

2. Дадаизм: мир — бессмыслица и безумие. 232

3. Сюрреализм: смятенный человек в таинственном и непознава­емом мире. 233

4. Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире. 240

Искусство экспрессионизма утверждает смятенную хаосом мира индивидуальность 241

5. Конструктивизм: человек в среде отчужденных от него индуст­риальных сил. 244

6. Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда. 246

7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не со­пряженный с реальностью. 253

ПОСТМОДЕРНИЗМ: ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ ПОСТЧЕЛОВЕКОМ 255

1. Особенности постмодернизма. 255

2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества мас­сового потребления; приобретатель и потребитель. 256

3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире. 259

4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире. 260

5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выра­жающая «Я» автора). 262

6. Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит». 262

7. Алеаторика: человек — игрок в мире случайных ситуаций. 262

8. Хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипули­руемая личность в хаотичном мире «случайных» событий. 263

9. Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто». 264

10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности. 265

11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности. 266

7]. РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. ЧЕЛОВЕК ТЕРПИТ БЕДСТВИЯ, НО ВЫСТОИТ 269

1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершен­ны; выход — непротивление злу насилием и самосовершенствова­ние. 269

2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами. 278

3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нрав­ственности и опора национальной жизни. 289

4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные ценности. 290

5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещаю­щей в себе современность и историю, сверхъестественное и естест­венное, паранормальное и обыденное. 290

6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма. 293

7. Интеллектуальный реализм: счастлив, творящий добро; состо­яние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечи­вания мира? 296



Общение с искусством как сокровенный личностный процесс 302

I. Художественное восприятие — завершающее звено художественной коммуникации 302

1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель). 302

2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента. 303

II. Рецепция как сокровенный, личностный процесс и как наслаждение 306

1. Механизмы художественного восприятия. 306

2. Законы художественного восприятия. 308

III. Герменевтика и понимание художественного текста 309

1. Герменевтика — теория понимания. 309

2. Понимание и интерпретация. 311

3. Историческое, групповое и индивидуальное в понимании тек­ста. 311

4. Важнейшие эпизоды истории герменевтики. 313

В древней Греции 313

В Средние века 313

В эпоху Просвещения 314

В начале XIX в. 314

В ХХ в. 315

5. Методологические возможности герменевтики. 316

Инструменты, техника, операции 316

6. Опасности и возможности герменевтической интерпретации 317

Опасности герменевтической интерпретации: 317

Герменевтика имеет несомненные достоинства 317

IV. Художественная критика 318

1. Искусство — критика — общество. 318

2. Критика как движущаяся риторика И эстетика. 319

3. Объективное и субъективное в критическом анализе. 321

4. Методология анализа художественного произведения. 323

1-е мыслительное действие (шаг) 324

2-е мыслительное действие (шаг) 325

гносеологическом подходе 326

Историко-культурный подход 326

Сравнительно-исторический подход 326

биографический подход 326

творческо-генетический подход 327

ценность внешних связей произведения 327

3-е мыслительное действие (шаг) 327

статистическая методика, математические и другие ис­кусствометрические приемы 327

структурный анализ 328

Семиотический анализ 328

Стилистический анализ 329

интонационный анализ 329

4-е мыслительное действие (шаг) 329

Рецептивный подход 329

Конкретно-социологические исследования 330

Пятое мыслительное действие (шаг) 330

оценку художественной концеп­ции, выявление ее богатства и оригинальности 330

художественное совершенство 330

5. Методология анализа художественного процесса. 331



Заключение 333

1. Типология эстетических категорий. 333

Типы эстетических категорий 333

2. Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства. 334



Библиография 336

Предметный указатель 343

Именной указатель 352



Оглавление


От автора..................................... Ю

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

I ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ

1 Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира).........., . 12

2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике) ... 13

3 Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству).............. 15

4 Наука — это система (системность эстетических знаний)............ 15

5 Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического). 17



II ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭСТЕТИКИ

1 Эстетика действительности............................ 20

2. Эстетика искусства................................ 20

3. Теоретико-информативная эстетика........................ 21

4 Рецептивная эстетика............................... 22

5 Техническая (индустриальная) эстетика..................... 23

6. Практическая эстетика.............................. 24

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

I ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

1 Многообразие форм эстетической деятельности................. 26

2. Соотношение эстетической и художественной деятельности........... 26

3. Дизайн...................................... 28

4 Терминологический аппарат эстетической деятельности............. 31



II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ МЕТАКАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ

1. Теоретическая модель эстетического....................... 32

2 Эстетическое как ценность............................ 34

3. Системообразующее значение эстетического................... 36



III. ПРЕКРАСНОЕ — КОРЕННАЯ КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ

1. Прекрасное в истории эстетики......................... 37

2. Прекрасное и полезное.......................... 50

3. Прекрасное и симметрия......................... 52



3

4. Прекрасное и деятельность человека ...................... 52

5. Мера....................................... 53

6 Прекрасное в природе.............................. 53

7. Прекрасное в обществе.............................. 54

X. Прекрасное в искусстве............................. 54



IV. ДРУГИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

I Возвышенное................................... 55

2. Трагическое......... ........................ 62

3. Комическое................. ............. 81

4. Безобразное................................... 98

5. Низменное.................................... 99

6. Ужасное..................................... 100

7. Хаос и гармония................................. 102

К. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями........... 102

9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве.......... 103



ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

I. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству............. 105

2. Художественное творчество как специфическая деятельность.......... 106

3. Творчество как воплощение замысла....................... 107

4. Художественное творчество — создание непредсказуемой художественной реальности......... 108

5. Психологические механизмы художественного творчества............ ПО

6. Сознание и подсознание............................. 112



II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности....... 114

2. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность.............. 115

3. Самодвижение.................................. 117

4. Многозначность и недосказанность....................... 117

5. Индивидуализированное обобщение....................... 118

6. Единство мысли и чувства............................ 120

7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа...... 120

8. Оригинальность................................. 122

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ИСКУССТВА

1. Художественный текст — первая ступень бытия искусства............ 124

2. Художественное произведение — социально функционирующий текст, вторая ступень бытия искусства..... 125

3. Актуальное и вечное в произведении....................... 127



4

4 Художественная реальность и художественная концепция............ 128

5. Художественная правда и правдоподобие..................... 131

II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

1. Стиль как категория эстетики.......................... 132

2. Структура стиля................................. 134

3. Стиль — «генная» (порождающая) программа произведения........... 136



ИСКУССТВО

I. ПРИРОДА ИСКУССТВА

1. Концепции искусства в истории эстетики..................... 142

2. Искусство — форма общественного сознания.................. 145

3. Искусство — художественное освоение мира................... 147

4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве . . 148

5. Народность искусства.............................. 152



II. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЦЕЛЕЙ ИСКУССТВА

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).............. 154

2. Компенсаторная функция (искусство как утешение)............... 155

3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение) . . 155

4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 157

5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание)............. 158

6. Коммуникативная функция (искусство как общение)............... 160

7. Информационная функция (искусство как сообщение).............. 160

8. Воспитательная функция (искусство как катарсис)................ 161

9. Внушающая функция (искусство как суггестия)................. 162

10. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций).... 163

11. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение). ... 164

12. Единство предмета и цели искусства....................... 165

III. ВИДЫ ИСКУССТВА

1. Источник многообразия видов искусства..................... 167

2. Прикладное искусство.............................. 169

3. Цирк....................................... 169

4. Архитектура................................... 171

5. Декоративное искусство............................. 178

6. Живопись и графика............................... 179

7. Скульптура.................................... 183

8. Литература.................................... 186

9. Театр....................................... 190

10. Музыка...................................... 195

11. Хореография................................... 197

12. Фотография................................... 199

5

13. Кино 200

14 Телевидение 203

15. Эстрада 205

16. Развитие техники и предвидимое будущее искусства 205

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

I. ЭТАПЫ И РУСЛО ПРОТЕКАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

1. Художественное развитие 208

2. Художественное направление как инвариант художественное концепции 208

3. Историческое членение (периодизация) художественного процесса 211



II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

1) Древнейшая эпоха оставаясь частью природы, человек выделяет себя как субъекта, способного осваивать мир практически и эстетически

1. Магические реалии и происхождение искусства 219

2. Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности 221

3. Мифологический космизм человек в мире неустойчивого равновесия глобальных

сил борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни 222

2) Античность как художественная эпоха: героический человек в мире гармонии и рока

1. Особенности античного искусства 227

2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть) человек, преодолевая страх,

героически отстаивает свой социум даже ценой жизни 228

3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть) героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия 230

4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и думают многие)

героизм смешон, предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями,

весельем, созерцанием красоты, любовными утехами 231



3) Средние века как художественная эпоха: человек в черно-белом мире борьбы добра и зла

1. Характеристика эпохи 233

2. Рыцарский романтизм (искусство Замка) герой в сражениях, мученик в любви 235

3. Сакральный аллегоризм (искусство Монастыря) мученик, уповающий на волю Бога 239

4. Карнавальный натурализм (искусство Города) народный смех казнит

несовершенство мира и, омывая весельем, обновляет его 242



4) Возрождение как художественная эпоха: свободный человек — высшая ценность мира

1. Особенности Возрождения 246

2. Ренессансный гуманизм титан, сражающийся с морем бед, чтоб победить их в единоборстве делай, что хочешь1 247

3. Маньеризм изысканно элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты 262



6

4 Барокко как кризис ренессансного гуманизма экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире 264

5 «Плеяда» жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности 270

6 Рококо изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей 271



5) Новое время как художественная эпоха: человек надежд и иллюзий

1 Особенности эпохи 271

2 Классицизм человек долга в абсолютистском государстве 274

3 Просвещение инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире 282

4 Сентиментализм впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу 288

5 Романтизм вечность зла и вечность борьбы с ним, «мировая скорбь» — состояние мира ставшее состоянием духа 296

6 Неоготика в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную 309

6) Авангардизм как художественная эпоха новейшего времени: мир враждебен личности

Особенности эпохи 309



Предмодернизм свобода и удовольствие

1 Особенности предмодернизма 311

2 Натурализм человек плоти в вещно-материальном мире 311

3 Импрессионизм утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту 313

4 Эклектизм демократизм, равенство, доходность 314

5 Модерн мир в лучах заката 316



Модернизм ускорение истории и усиление ее давления на человека

1 Особенности модернизма 317

2 Символизм «в закате утонула (так пышно1) кровать» мечты о рыцарстве и прекрасной даме 319

3 Акмеизм поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос 320

4 Футуризм воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира 321

5 Примитивизм упрощение человека и мира 324

6 Кубизм геометическое упрощение человека и мира 325

7 Абстракционизм бегство личности от банальной и иллюзорной действительности 327

8 Лучизм трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом

лучами света 330



Неомодернизм человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком

1 Особенности неомодернизма 331

2 Дадаизм мир — бессмыслица и безумие 332

3 Сюрреализм смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире 333

4 Экспрессионизм отчужденный человек во враждебном мире 342

5 Конструктивизм человек в среде отчужденных от него индустриальных сил 349

6 Экзистенциализм одинокий человек в мире абсурда 352

7

7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопряженный с реальностью...................................362

8. Неоабстракционизм: поток события, запечатленный в цвете............364

Постмодернизм: человек не выдерживает давление мира и становится постчеловеком

1. Особенности постмодернизма.... .......366

2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества массового потребления, приобретатель и потребитель........ 367

3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире...... 372

4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире . 373

5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора). 375

6. Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит»............. 376

7. Алеаторика: человек — игрок в мире случайный ситуаций............ 377

8. Хеппенинг: своевольная анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире «случайных» событий.... 378

9. Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто»....... 380

10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности..............380

11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности..........382



7) Реализм как художественная эпоха новейшего времени: человек терпит бедствия, но выстоит

1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершенны; выход —

непротивление злу насилием и самосовершенствование.............387

2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами......................400

3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни...416

4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные

ценности.....................................418

5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное

и обыденное...................................419

6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна

заполнять культура способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма...................................423

7. Интеллектуальный реализм: счастлив творящий добро: состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечивания мира?........428



ОБЩЕНИЕ С ИСКУССТВОМ КАК СОКРОВЕННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС

1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ — ЗАВЕРШАЮЩЕЕ ЗВЕНО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель).....................437

2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента.............438

8

II. РЕЦЕПЦИЯ КАК СОКРОВЕННЫЙ, ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС И КАК НАСЛАЖДЕНИЕ

1. Механизм художественного восприятия.............. 442

2. Законы художественного восприятия.................. 445

III. ГЕРМЕНЕВТИКА И ПОНИМАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

1. Герменевтика — теория понимания..................... 447

2. Понимание и интерпретация................... 449

3. Историческое, групповое и индивидуальное в понимании текста......... 450

4. Важнейшие эпизоды истории герменевтики.................... 452

5. Методологические возможности герменевтики................. 456

6. Опасности и возможности герменевтической интерпретации........... 458

IV. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА

1. Искусство — критика — общество................... 459

2. Критика как движущаяся риторика и эстетика................. 461

3. Объективное и субъективное в критическом анализе............... 463

4. Методология анализа художественного произведения............... 467

5. Методология анализа художественного процесса................. 478



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Типология эстетических категорий....................... 481

2. Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства............. 484

Библиография............................. 486

Предметный указатель (Сост. Е.В. Комендант).................. 494

Именной указатель (Сост. Т.И. Зубарева)...................... 501



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет