Государство и культура России во второй половине XVIII века e катери́на II вели́кая



Дата24.02.2016
өлшемі92.74 Kb.
#17819
Государство и культура России

во второй половине XVIII века
E

катери́на II Вели́кая1 вступила на российский престол тридцати трёх лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII столетия, которое стали называть “екатери́нинской эпóхой”.

К этому историческому периоду территория России значительно расширилась, особенно в южном и западном направлениях. В состав страны вошли Крым, Правоберéжная Украи́на, Приазóвье, Белорýссия, Курля́ндия и Литвá. Население увеличилось до 36 миллионов человек. Политика царицы получила название “просвещённого абсолютизма”. Она сформировалась под влиянием просветительской идеологии М.Ф. Вольтéра, Ш.Л. Монтескьé, Д. Дидрó, Ж.-Ж. Руссó. В основе просветительской концепции лежало представление о государстве как главном инструменте достижения общественного блага через деятельность просвещённых монархов, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Екатерина II придавала огромное значение законодательству, издавая, по подсчётам историков, по 12 законов в месяц. Одной из первых реформ было разделение Сената на 6 департаментов с определёнными полномочиями и компетенцией, но Сенат лишился права законодательной инициативы, которое перешло к императрице. В 1765 году в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Самым крупным мероприятием Екатерины был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложéния (свода законов) в 1767 году. При Екатерине страна делилась на 50 губерний, в каждой из которых должно было проживать 300–400 тысяч душ мужского пола.

Все годы правления Екатерина стремилась к укреплению статуса и власти дворян, специальными указами была усилена власть помещиков над крестьянами, никто из вельмож не был наказан, сослан или казнён, недаром период её царствования называют “золотым веком” русского дворянства. С другой стороны, укрепление абсолютизма и окончательное закрепощение крестьян вызывало рост недовольства в народной среде, которое переросло в крестьянскую войну под предводительством Емелья́на Пугачёва (1773–1775 гг.).

Екатерининское время было эпохой расцвета наук и искусств. Были основаны первые в России учебные заведения для женщин – Смольный институт, Екатерининское училище. Сама царица активно занималась литературно-публицистической и журнальной деятельностью. Екатерина II проповедовала веротерпи́мость, при ней строились католические и протестантские церкви, мечéти.

Художественная культура XVIII в. пережила недолгую эпоху барóкко (первая половина), главным образом, в архитектуре. Архитектуре этого направления присущи контрастность форм, света и тени, пышность декора, грандиозность построек.

Господствующим направлением в художественной культуре второй половины века стал классици́зм. В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Существенно важными элементами этой литературы стали новая система стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлаботони́ческого стихосложéния сформулировал В.К. Тредиакóвский в статье “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”. Эта система, заменившая силлабический стих, базируется на чередовании ударных и безударных слогов в строке и лежит в основе русской поэзии до настоящего времени. В области русского стихосложения велика роль М.В. Ломонóсова2, который опубликовал Письмó о прáвилах россúйского стихотвóрства и Ритóрику.

На рубежe XVIII–XIX вв. в литературе формируется сентиментали́зм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному человеку и его чувствам. Расцвет сентиментализма связан с творчеством А.Н. Ради́щева (Путешествие из Петербурга в Москву) и Н.М. Карамзинá (Бедная Лиза). Крупнейшим поэтом конца XVIII века был Г.Р. Держáвин, чьей наибольшей заслугой была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал “высокий” и “низкий” стили, внёс элементы живой разговорной речи в литературный язык, называя поэзию “говорящей живописью”.

В Москве в 1780 году был открыт Петрóвский театр, в репертуар которого входили как драматические, так и оперные и балетные спектакли. Впоследствии на базе этого театра возник Большóй театр. Своеобразным явлением театральной жизни России того времени был крепостнóй театр, на сцене которого выступали многие талантливые актёры и музыканты.

Музыкальное искусство приобретало характер более сложный и разнообразный: начали формироваться отечественная композиторская школа, сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной и камерной музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера, причём в театральном репертуаре преобладала комическая опера.

В живописи также складывается система жанров (портрет, пейзаж, монументально-декоративное искусство, историческая живопись). Творчество В.Л. Боровикóвского связано с идеями сентиментализма. Художник пишет камерные портреты, преимущественно женские (М.И. Лопухинóй), где впервые даёт пейзажный фон. Портреты Ф.С. Рóкотова отличают интимность, душевная тонкость, поэтическая воздушность (например, портрет А.П. Стрýйской).

Памятник Петрý I в Петербурге был первым светским памятником в России и по праву может быть отнесён к шедеврам мировой скульптуры (“Медный всадник” скульптора Э. Фальконé). В Москве первый светский памятник, посвящённый К. Ми́нину и Д. Пожáрскому, освободителям России от польских интервентов в начале XVII века, был сооружён по проекту скульптора И.П. Мáртoса.

Город становился средоточием новой культуры с возникающими социально-культурными учреждениями (музеи, библиотеки, театры, школы).
Упражнения

1. Ответьте на вопросы:

1. Что такое “екатерининская эпоха”? 2. Какое название получила политика царицы? 3. Объясните суть просветительской концепции, под влиянием кого она сформировалась в России? 4. Каким образом императрица реформировала Сенат? 5. Какие меры царицы были направлены на наведение порядка в земельном законодательстве? 6. Какое мероприятие Екатерины считается самым крупным? 7. Почему эпоху Екатерины называют “золотым веком” русского дворянства?


2. Подтвердите или опровергните высказывания:

1. Архитектура классицизма с присущей ей контрастностью форм, пышностью декора, грандиозностью построек заложила основы нового градостроительства. 2. Господствующим направлением в художественной культуре второй половины века стал классицизм. 3. Впервые принципы силлаботонического стихосложения сформулировал М.В. Ломоносов. 4. Романтизм отмечен эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному человеку и его чувствам. 5. Крупнейшим поэтом конца XVIII века был А.С. Пушкин, чьей наибольшей заслугой была демократизация поэтического слова. 6. В середине XVIII века в Москве был создан первый в России государственный театр “для представления трагедий и комедий”. 7. Своеобразным явлением театральной жизни России того времени был крепостной театр, на сцене которого выступали многие талантливые актёры и музыканты.


3. Дайте хорватские эквиваленты следующих русских слов и выражений, подчеркните разницу:

Престол, территория, государство, на местности, эпоха Просвещения, масонство, барокко, направление, система стихосложения, силлаботонический, статья, строка, основа русской поэзии, поэтическое слово, “говорящая живопись”, крепостной театр, репертуар, спектакль, своеобразное явление, музыкальное искусство, отечественный, композиторская школа, хоровая музыка, камерная музыка, пейзажный фон, монументально-декоративное искусство, камерный портрет, шедевр мировой скульптуры.


4. Выполните задания:

1. Охарактеризуйте эпоху барокко в России. 2. Какое направление в художественной культуре второй половины XVIII в. было господствующим? Докажите, что в литературе сложилась целая система жанров. 3. Какая система стихосложения лежит в основе русской поэзии сейчас? Кто был её основоположником? 4. Назовите основные черты сентиментализма. 5. Кто был крупнейшим поэтом конца XVIII века? 6. Расскажите о первых шагах русского театра. 7. Что нового появилось в русском музыкальном искусстве? 8. Целая система жанров появилась и в живописи, докажите это. 9. Назовите светские памятники, которые по праву можно отнести к шедеврам мировой скульптуры.


5. Сделайте синтаксический анализ и разбор следующих предложений:

  • Екатерина II Великая вступила на российский престол тридцати трёх лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII столетия, которое стали называть екатерининской эпохой.

  • Одной из первых реформ было разделение Сената на шесть департаментов с определёнными полномочиями и компетенцией, но Сенат лишился права законодательной инициативы, которое перешло к императрице.


6. Напишите цифры словами, определяя падеж числительных:

Половину XVIII столетия, увеличилось до 36 миллионов, издавая по 12 законов, разделение на 6 департаментов, в 1765 году, делилась на 50 губерний, должно было проживать 300–400 тысяч.


7. Вставьте недостающие предлоги:

1. ... этому историческому периоду территория России расширилась, особенно ... южном и западном направлениях. 2. Екатерина II Великая вступила ... российский престол тридцати трёх лет ... роду. 3. ... основе просветительской концепции лежало представление ... государстве как инструменте достижения общественного блага ... деятельность просвещённых монархов. 4. Екатерина II издавала, ... подсчётам историков, ... 12 законов ... месяц. 5. ... 1765 году ... стране приступили ... межеванию земель ... местности. 6. ... Екатерине страна делилась ... 50 губерний.


8. Вставьте вместо точек глаголы нужного вида:

1. Екатерина II Великая (вступала / вступила) на российский престол тридцати трёх лет от роду. 2. К этому историческому периоду территория России значительно (расширялась / расширилась). 3. Население (увеличивалось / увеличилось) до 36 миллионов человек. 4. В основе просветительской концепции (лежало / легло) представление о государстве как главном инструменте достижения общественного блага. 5. В 1765 году в стране (приступали / приступили) к межеванию земель. 6. При Екатерине страна (делилась / разделилась) на 50 губерний.


9. Поставьте существительные в именительный и родительный падежи множественного числа:

Культура, форма, постройка, направление, жанр, элегия, басня, трагедия, повесть, роман, язык, элемент, статья, стих, чередование, строка, поэзия, область, роль, письмо, правило, начало, рубеж, чувство, стиль, купец.


10. Определите степень сравнения прилагательных крупнейший и наибольший. Назовите положительную и сравнительную степени. Образуйте от следующих прилагательных все степени сравнения:

Пышный, новый, важный, краткий, высокий, смелый, низкий, замечательный, большой, маленький, дорогой, старый, далёкий, хороший, плохой.


11. Определите тип причастия, замените его придаточным предложением:

1. Архитектура эпохи барокко, заложившая основы нового градостроительства, отличалась контрастностью форм, пышностью декора, грандиозностью построек. 2. Классицизм – направление, господствовавшее в художественной культуре второй половины 18 века в России. 3. Новая система стихосложения и литературный язык были важными элементами новой литературы, сложившейся в России в эпоху классицизма. 4. Эта система, заменившая силлабический стих, базируется на чередовании ударных и безударных слогов в строке. 5. В области русского стихосложения велика роль М.В. Ломоносова, опубликовавшего Письмо о правилах российского стихотворства и Риторику. 6. На рубежe XVIII–XIX вв. в литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира.




12. Раскройте скобки, поставив существительные в нужный падеж. Падеж определите.

1. (Своеобразное явление) (театральная жизнь) (Россия) того времени был крепостной театр, на (сцена) которого выступали многие талантливые актёры. 2. (Ведущий музыкальный жанр) становится опера, причём в (театральный репертуар) преобладала комическая опера. 3. В (живопись) складывается система (жанры). 4. Творчество (В.Л. Боровиковский) связано с (идеи) (сентиментализм). 5. Памятник (Петр I) в (Петербург) был (первый светский памятник) в (Россия). 6. Он может быть отнесён к (шедевры) (мировая скульптура). 7. В (Москва) первый светский памятник, посвящённый (К. Минин и Д. Пожарский), освободителям (Россия) от (польские интервенты), был сооружён по (проект) скульптора И.П. Мартоса. 8. Город становился (средоточие) (новая культура) с (возникающие социально-культурные учреждения).


13. Образуйте деепричастия от глаголов:

Быть, выступать, приобрести, начать, формироваться, становиться, преобладать, складываться, давать, отличать, посвятить, освободить, отнести, соорудить, возникать, создать, сочетать, связывать, заменить, сложиться, пережить.




1 См. доп. В.М. Соловьёв, Слово о России, Москва: Русский язык, 2003, стр. 93–97.

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. Москва: АСТ-ПРЕСС, 2007, стр. 184–186.

2 См. доп. В.М. Соловьёв, Слово о России, Москва: Русский язык, 2003, стр. 83–84.

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. Москва: АСТ-ПРЕСС, 2007, стр. 330–332.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет