Рунг Э.В.
Представление персов как варваров в греческой литературной традиции V в. до н.э. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 4. СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. С. 125-166.
Достаточно хорошо известно, что греки осознавали свою этническую идентичность посредством противопоставления себя негрекам - варварам1. Греко-варварская поляризация проникала практически во все стороны общественной жизни греков. Она находила отражение в греческой философии, литературе и искусстве. Важным элементом греческой «концепции» варварства было осознание идеи своего собственного превосходства над варварами, нашедшее выражение, в частности, в идеологии, которая получила обозначение в современной историографии как панэллинизм2. Можно согласиться со стремлением М. Флауэра найти истоки доктрины панэллинизма уже в V в. до н.э., особенно, в вопросе отношения греков к персам как варварам3.
1 По мнению Э. Леви, в классической Греции слово «варвар»
представляет двойной смысл: оно обозначало негреков, сначала - лин
гвистически, затем также — этнически и географически; с другой сто
роны слово относилось равным образом к культурной анти-модели, ко
торая предполагает деспотизм и рабство, чрезмерную роскошь, жестокость
и грубость, к которым добавляется еще после 480/79 г. до н.э. идея по
томственного врага (Levy Е. La Naissance du concept de Barbare // Ktema.
I984.Vol.9.P.5).
2 О панэллинизме существует довольно обширная литература. Из
наиболее значимых работ см.: Фролов Э. Д. Панэллинизм в политике IV
в. до н.э. //Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т.2. М., 1983.
С. 157-207; Исаева В.И. Идеологическая подготовка эллинизма // Элли
низм: экономика, политика, культура. М, 1990. С.59-85; она же. Антич
ная Греция в зеркале риторики: Исократ. М, 1994. С. 157-173; Perlman S.
Panhellenism, Polis and Imperialism//Historia. 1976. Bd.25.Ht.l.S.l-30.
3 Flower M. A. From Simonides to lsocrates: The Fifth-Century Origins
of Fourth Century Panhellenism // CA. 2000. Vol. 19. N 1. P. 65-66.
125
В период классической Греции персы в восприятии греков ассоциировались с варварами, понятия врага - перса и варвара были тесно взаимосвязаны. Правда, здесь следует сделать необходимую оговорку, что на греческое восприятие персов наложил свой отпечаток уже возникший в мировоззрении греков некий образ Востока, а, кроме того, греки были склонны проводить дифференциацию среди варваров, а не стремились сводить весь многообразный варварский мир только к Персии, или даже, в широком смысле - к подвластным персам азиатским народам. Например, уже в V в. до н.э. греки видели отличие варваров европейских от азиатских, варваров- давая первым во многом иные характеристики. Кроме того, наряду со стремлением греков подчеркнуть некую ущербность варваров по сравнению с эллинами, заметно также их стремление идеализировать некоторые варварские народы4. Поэтому мнение французского исследователя Ф.Артога, что с Греко-персидскими войнами термины «персы» и «варвары» начинают употребляться в паре, ибо «персы это символическое обозначение варвара, варвар же означает перса», может быть принято только с некоторыми поправками5.
Изучение происхождения и сущности греческой концепции варварства имеет довольно долгую историю. Первые исследовательские работы, специально посвященные теме варварства появились в немецкой историографии в XIX - начале XX века. В них главным образом рассматривались проблемы этимологии и значения термина «варвар», а также возникновение образа варвара в греческой литературной традиции классического периода6.
4 См.: Широкова Н.С. Идеализация варваров в этичной литератур
ной традиции // Античный полис. Межвуз. сборник / Отв. ред. Э.Д.
Фролов. Л, 1979. С. 124-138.
5 Hartog F. The Mirror of Herodotus. The Representation of the Other in
the Writing of History/tr. byJ. Lloyd. Berkley-Los Angeles-London, 1988.
P.323. В другой своей работе Ф.Артог заявляет, что Греко-персидские
войны определили границы обитания варваров и дали им лицо: это
были персы (Hartog F. The Invention of History: The Pre-History of a
Concept from Homer to Herodotus // History and Theory. 2000. Vol. 39. N 3.
P. 393).
6 Roth F. Bemerkungen über den Sinn und Gebrauch des Wortes Barbar.
Diss. Nürnberg, 1814; Zahn R. Die Darstellung der Barbaren in griechischer
126
В XX веке можно выделить несколько теоретических подходов, которые определяли принципы рассмотрения исследователями темы варварства.
Во-первых, изучение процесса формирования поляризации «эллины -варвары» в общественной мысли греков, особенно, ее роль в формировании греческого этнического самосознания (этнической идентичности) представлено в работах Ю. Ютнера, Г. Бенгтсона, Г. Диллера7, а в отечественной историографии - в публикациях Э.Д. Фролова8. Именно в русле этого направления, ставшего традиционным в антиковедении XX века, изучались проблемы происхождения и эволюции греческих представлений о варварах. Однако, в работах последнего времени возникновение эллинской этнической идентичности все более приковывает интерес исследователей как самостоятельная проблема, уже не в прямой связи с эллино- варварской поляризацией.
Во-вторых, изучение собственно отношения греков с варварами было предпринято также в рамках дискуссии в отно-
Literatur und Kunst der vorhellenischen Zeit. 1896; Eichorn A. Barbaras quidsignificaverit. Diss.Leipzig, 1904;Weidner E. Barbaras //Glotta. 1913. Bd.4. S.303-304; Werner H. Barbarus // Neue Jahrbuch fur das Klassische Altertums. 1918. Bd. 41. S.389-408.
7 Jüthner J. Hellenen und Barbaren: aus der Geschichte des nationalbewusstseins. Leipzig, 1923; Bengtson H. Hellenen und Barbaren: Gedanken zum Problem des griechischen Nationalbewusstseins II Bengtson H. Kleine Schriften. München, 1974. S.158-173 (статья 1954 г.); Diller H. Die Helenen-Barbaren Antithese im Zeitalter der Perserkriege // Grecs et Barbares. Vandoevers-Geneve / Entretiens Fondation Hardt sur Г Antiquité classique, T.8.1962. S.37-68.
8 Фролов Э.Д. Проблема традиционных оппозиций в греческой социальной терминологии // Социальные структуры и социальная психология античного мира. Доклады конференции. М., 1993. С. 24-26. Недавно отечественная историография проблемы варварства пополнилась за счет издания материалов конференции в Саратовском государственном университете «Античный мир и варварская периферия» (Античный мир и археология. Вып. 11,2002), а также отдельных публикаций (Никишин В.О. Эллинский шовинизм в архаическую и классическую эпохи: возникновение и развитие // Труды кафедры древних языков. Серия 3. Труды исторического факультета МГУ. М.-СПб., 2000. С. 46сл; Меланченко И.В. Оппозиция «эллины-варвары» в IV в. до н.э. // Анти-коведение и медиевистика. Сб. научных трудов/ Отв. ред. В.В. Дементьева. Ярославль, 2001. С. 3-7.
127
шении феномена «греческого расизма». В частности, такой подход реализуется в работе К. Таллина и в монографии Б. Ай-зэка, которые посвящены исследованию проблемы расизма в античности9. К.Таплин склонен отрицать существование расизма у греков, тогда как Б. Айзэк, напротив, допускает присутствие форм расовой предосудительности, которые он определяет как «проторасизм». Между тем, представляется едва ли возможным отношение греков к «варварским» народам характеризовать как разновидность расизма (или проторасиз-ма), поскольку, в противном случае, существует опасность модернизации - перенесения понятия, описывающего современное явление и появившегося только в первой трети XX века, на материал античной истории. Поэтому, вполне можно согласиться с теми исследователями, которые стремятся избегать современного термина «расизм» и употреблять при характеристике отношений греков к чужеземцам понятия «эл-линоцентризм», «этническая предосудительность»10.
В третьих, в настоящее время набирают темпы изучение темы варварства в связи с исследованием проблемы «свой-чужой» на примере греко-римской истории. Ф.Артог посвятил монографию восприятию «другого» «отцом истории» Геродотом. М.-Ф. Баслэ рассматривала положение «чужого» в Греции, П. Картлидж исследовал «восприятие себя и других» греками".
Наконец, фактически нет числа работам, в которых изучается образы отдельных «варварских» народов в восприятии греков и римлян. Значительный интерес в историографии проявляется к проблеме представления варваров в греческой ис-
9 Tuplin С.S. Greek Racism? Observations on the Character and Limits
of Greek Ethnic Prejudice // Ancient Greeks West and East / Ed. by G.R.
Tsetskbladze, Leiden-Boston-Köln, 1999. P.47-75; Isaac В. The Invention
of Racism in Classical Antiquity. Princeton, 2004.
10 Tuplin CJ. Greek Racism? P. 75; Hall E. Inventing the Barbarian. Greek
Self-Definition through Tragedy. Oxford, 1991. P. VI11.
11 Hartog F. The Mirror of Herodotus. Passim; Basiez M.-F. L'Etranger
dans la Grèce antique. Paris, 1984; Cartledge P. The Greeks: A Portrait of Self
and Others. Oxford, 1993.
128
торической традиции (например, у Геродота12),и в литературе классического периода (особенно, в трагедии и комедии13).
Особого упоминания заслуживает монография британской исследовательницы Э. Холл, которая посвящена роли греческой трагедии V в. до н.э. в формировании варварского стереотипа греков. Но, хотя автор уделяет основное внимание именно трагедии, в книге можно обнаружить и более широкий взгляд на тему зарождения и развития греческой концепции варварства14.
Происхождение греческой концепции варварства - проблема, вызывающая также далеко не однозначные суждения в историографии. Причем, различные интерпретации исследователей вызывает как вопрос происхождения самого термина «варвар», так наполнение этого термина определенным содержанием, сформировавшим в классический период образ варвара, противоположный образу грека. Э. Холл выделила в исследовательской литературе четыре наиболее распространенных подхода к вопросу появления термина «варвар» и возникновения «концепции» варварства15: (1) обозначения «эллин» и «варвар» и их поляризация были элементами в архаической идеологии перед окончательным завершением «Илиады» Гомера16; (2) два обозначения появились одновременно в период VI11-
12 См. особенно: Heubner S. Studien zu Barbarenbegriff bei Herodot //
Kultur und Fortschritt in der Blutezeit der griechischen Polis. Berlin, 1985.
S.91-108; Bichler R. Der Barbarenbegrieff des Herodot und die
Instrumentalisierung der Barbaren-Topik in politisch-ideologischer Absicht//
Soziale Randgruppen und Ausseiter im Altertum / Hrsg. von I. Weiler.
Symposion. Graz, 1988. S. 117-128; Levy E. Hérodote philobarbaros ou la
vision des barbares chez Hérodote /7 L'Etranger dans le monde grec / Ed. R.
Lonis. Vol.2.Nancy, I992.P.193-244.
13 Bacon H. Barbarians in Greek Tragedy. New Haven, 1961; Long T.
Barbarians in Greek Comedy. Carbondale, Illinois Ï986; Saïd S. Grecs et
barbares dans les tragédies d'Euripide: La Fin des différences? // Ktèma.
1984. Vol. 9.P.27-53.
14 Hall E. Inventing the Barbarian. Passim.
15 Hall E. Inventing the Barbarian... P.6.
16 Murray G The Rise of the Greek Epic. Oxford-London, 1934. P. 144-5;
Weiler I. The Greek and non-Greek world in the archaic Period // GRBS.
1968.V.9.P.21-29.
129
VI вв.дон.э.17;(3) Греко-персидские войны способствовали формированию панэллинской идентичности греков и привели к появлению определения «варвары» в значении «другие»18; (4) хотя этническая идентичность эллинов существовала и в архаический период, но только Греко-персидские войны породили поляризацию грека и варвара19. Э. Холл замечает, что она принимает четвертое предположение на том основании, что «хотя варвар предполагает грека, грек не обязательно предполагает варвара». По мнению автора, греческое этническое самосознание сформировалось еще в архаический период, но Греко-персидские войны способствовали возникновению эллино-варварской поляризации20.
Точка зрения, принятая Э. Холл, продолжает находить своих сторонников среди исследователей21. Относительно недавно она была оспорена К. Таплиным. По мнению этого исследователя, уже исторические реалии архаической Греции (прежде всего, Великая греческая колонизация) во многом обнаруживают примеры конфронтации греков и негреков и могут быть причиной появления противопоставления эллинов и варваров. Греко-персидские войны, как полагает К. Таплин, приводят к тому, что термин «варвар» становится более обычным и распространенным среди греков22. Подобной точки зрения придер-
17 Stier H.E. Die Geschichtliche Bedeutung des Hellenennamens.
Cologne, 1970. S.21 ; Snell В. Homer und die Entstehung des geschichtlichen
Bewusstseins bei den Griechen // Varia variorum. Festschr. K. Reinhardt /
Hrsg. von F. Klinger. Munster; Cologne, 1952. S. 7-8.
18 Schwabl H. Das Bild der fremden Welt bei den frühen Griechen //
Grecs et Barbares. Vandoevers-Geneve / Entretiens Fondation Hardt sur
l'Antiquité classique, T.8, 1962. P.3-23.
19 См.: Jüthner J. Hellenen und Barbaren... S.3; Ehrenberg V. Ost und
West: Studien zur geschichtlichen Problematik der Antike (Schriften der
philosophischen Fakultät der deutschen Universität in Prag, XV). Brunn.
Prague, Leipzig, Vienna, 1935. S.44-62, 127-39; Bengtson H. Hellenen und
Barbaren... S. 158-173; Oliver J.H. Demokratia, the Gods, and the Free World.
Baltimore, 1960. P. 142; Diller H. Die Helenen-Barbaren Antithese... S.37-68;
Basiez M.-F. L'Etranger dans la Grece antique. P.89.
20Hall E. Inventing the Barbarian... P.6,10,56.
21 См. например: Romilly de J. Les barbares dans la pensee de la Grece
classique//Phoenix. 1993. Vol. 47. №4. P.283-292.
22 Tuplin С J. Greek Racism... P.47ff.
130
живается также Э.Д. Фролов в своей статье о традиционных оппозициях в греческой социальной терминологии. В дальнейшем предполагается взять за основу и далее развить указанную точку зрения.
В VIII - VI вв. до н.э. в греческой литературе ßdpßapoc и его производные в целом встречаются не более пяти раз23. Конечно, это еще не показатель, что термин действительно был мало употребим, однако, это фактически является реальным препятствие для формирования относительно полного представления о восприятии греками варваров в архаической Греции. Картину могут дополнять более частые упоминания греческими авторами негреков, нередко с определенной их характеристикой24. Однако даже в последнем случае фрагментированность имеющегося материала также сказывается при попытке отделить субъективное восприятие чужеземца греческим автором от абстрактного образа, сформировавшегося в общественном
сознании греков.
В трех примерах термин «варвар» применялся для характеристики речи чужеземца - негрека. Прежде всего, наиболее ранее свидетельство этого значения термина - определение ßapßapocjxjjvoc - «варвароголосый», - которое присутствует в тексте «Илиады» Гомера по отношению к карийцам в «Каталоге троянцев» (Ноm., II, II, 867)25. Во-вторых, выражение «вар-
23 Levy E. Naissance du concept de barbare. P. 5; Tuplin C.J. Greek
Racism?. P. 52.
24 Schwabl H. Das Bild der fremden Welt bei den frühen Griechen. P.3-
23.
25 Некоторые исследователи полагают, что прилагательное
ЗарРарбфсоуос не означало ничего более, чем говор на непонятном
грекам языке и поэтому не может восприниматься как показатель не
гативного отношения Гомера к негрекам - варварам (Bengtson H.
Hellenen und Barbaren... S. 159;Toynbee A. Some Problems of Greek History.
Oxf., 1969. P.50; Basiez M.-F.Le Péril barbare: une invention des Grecs? // La
Grèce ancienne Paris / Ed. C. Mossé. 1986. P.285; Hall E. Inventing the
barbarian... P. 9). Возможно, этого мнения придерживался Фукидид (1,
3,3), который полагал, что Гомеру вовсе не было известно слово «вар
вар». Однако, Аполлодор и Страбон полагали, что термин «варварого-
лосый» включал в себя уже некую негативную характеристику, при
чем первый считал, что эта характеристика отражала отношение Гомера
к самим карийцам, а второй, - только к языку карийиев (Strabo, XIV, 2,
131
варская речь» встречается у Анакреонта (Anacr. S.313b SLG). В-третьих, поэт Алкман называет варваром некоего лидийца, который обучал спартанских девушек и юношей патриотическим хоровым пениям (Alcman.fr. 10а Page). В-четвертых, свидетельство философа Гераклита Эфесского о том, что «плохие свидегели глаза и уши у тех людей, которые имеют варварские души» (Heraclit. F.22 В 107 DK) часто воспринимается исследователями как первое указание в пользу предосудительного отношения греков к варварам. В-пятых, один из вариантов дельфийского оракула, данного Батту I, основателю Кирены, использует выражение «варварские мужи» (о! ßdpßapoL dvSpeç) (Diod. VIII, 29, I)26.
Сохранившиеся документы рубежа архаического и классического периода, в том числе и относящиеся ко времени отражения персидских вторжений в Грецию в 490 и 480-479 гг. до н.э., все еще не показывают широкого применения термина «варвар» по отношению к персам. Чаще всего в этих свидетельствах персы именуются мидянами, термином, который сохранялся еще на протяжении всего V столетия до н.э.27 Геродот (IX, 11) же сообщает, что в период войны с Ксерксом спартиа-ты продолжали называть варваров чужеземцами -^élvol. Несмотря на это, термин «варвары» употребляется в двух документах 480-479 гг. до н.э. - так называемом «декрете Фемистокла» из Трезены (ML. 23. стркк. 6, 15, 45), а также в афинской клятве, данной перед битвой при Платеях (Tod. II. 204. стркк. 24, 32); оба документа сохранились в поздних копиях IV столетия до н.э., и некоторые исследователи подвергают
28). Об этом см.: Funck В. Studie zu der Bezeichnung ßdpßapoc // Soziale Typenbegrieffe. Untersuchungen ausgewählter altgriechischer sozialer typenbegrieffe und ihre Fortlieben in Antike und Mittelalter / Hrsg. E.C.Welskopf. Bd.1V. Berlin,198L S.26-27.
26 Weiler I. The Greek and non-Greek world in the archaic Period. R21 -29.
21 Graf D. Median : the Origin and Significance of the Term // JHS. 1984. V.104. P. 17-19; Tuplin C.J.Persians as Medes//Achaemenid History /Ed. by H.Sancisi-Weerdenburg, A.T.Kuhrt& M.C.Root. Leiden, 1994. Vol.8. P.249-250; Рунг Э.В. Традиция восприятия Греко-персидских войн как мидийских в V - IV вв. до н.э. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып.З. СПб., 2004.С.71 -82.
132
сомнению их. подлинность, в том числе, и на основании упоминания в них варваров28. Поэтому, самым ранним эпиграфическим свидетельством в пользу употребления термина «варвары» остается теосская надпись о наказаниях за преступления, датируемая 470-ми гг. до н.э (Tod. 1. 23 В стрк. 26).
31
Первым греческим автором, применившим термин «варвары» непосредственно по отношению к персам, был великий драматург Эсхил29. Произведения другого драматурга Фрини-ха - «Падение Милета» и «Финикиянки», - к сожалению, не сохранились, и поэтому единственным свидетельством в пользу самой ранней по времени поляризации эллинов и варваров-персов может быть «историческая драма» Эсхила - «Персы», поставленная на афинской сцене во время праздника Великих Дионисий в 472 г. до н.э. Еще Дж. Крэйг замечал, что основные подходы к анализу этого произведения зависят от того, считаем ли мы ее «трагедией персов» или драматическим представлением триумфа Эллады над варваром. В первом случае исторические события - только фон, на котором развертываются по своим собственным законам основные действия драмы. Во втором же случае трагедия строго подчинена главной теме: победе Греции и поражению врага30. Справедливость подобного замечания теперь вполне очевидна: современные интерпретаторы драмы реализуют какой-либо один из вышеназванных
подходов
28 Habicht С. Falsche Urkunden zur Geschichte Athens im Zeitalter der
Perserkriege//Hermes. 1961. Bd. 89.Ht. 1.S.7-8.
29 См.: Habichtb C. Falsche Urkunden... S. 8: Basiez M.-F. Le péril barbare.
P. 289.
10 Craig J.D. The Interpretation of Aeschylus' Persae// CR. 1924. Vol. 38. N5/6. P. 98.
31 Интерпретация драмы как типично греческой трагедии см. : Clifton G The Moodofthe 'Persai'of Aeschylus// G&R. 2nd. Ser. 1963. Vol. 10. N 2. P. 111-112; Caldwell R.S. The Pattern of Aeschylean Tragedy//ТАРА, 1970. Vol. 101. P. 77-83; о прославлении драмой победы греков см.: Craig J.D. The Interpretation of Aeschylus' Persae. P. 98ff; Goldhill S. Battle Narrative and Politics in Aeschylus' Persae // JHS. 1988. Vol.108. P. 189-193; Hall E. Invention the Barbarian... P. 57; eadem. Asia unmanned: Images of Victory in classical Athens // War and Society in the Greek World / Ed. by J. Rich & G Shipley. L.. 1993. P. 108.
133
Важной задачей исследователей является также выявление степени адекватного воспроизведения Эсхилом исторической действительности. Отражали ли «Персы» некую реальность, проистекающую из личного опыта драматурга и из исторической традиции афинян. Или трагедия, выражаясь словами Э. Холл, имела мало общего с аутентичной персидской реальностью и во многом основывалась на воображении греков32. Конечно, при всех обстоятельствах, посредством которых Эсхилу стали известны некоторые существенные исторические детали, роль воображения не следует полностью отвергать, особенно в связи с тем, что драматург первым из греческих авторов, произведения которых полностью сохранились до нашего времени, воспроизводит стереотипный образ персов и Персии, впоследствии закрепившийся в общественном сознании и идеологии греков и, в частности, афинян.
Несмотря на существующие различия в исследовательской литературе в связи с общей оценкой «Персов» Эсхила и ее основной идеи, большинство специалистов, посвятивших свои работы как проблеме варварства, так и творчеству Эсхила, в общем соглашаются с тем, что в трагедии персы во многих отношениях противопоставляются грекам33. Очень выразительно на этот счет высказалась Э. Холл: ««Персы» Эсхила, которые празднуют победы над Персией, самое раннее свидетельство абсолютной поляризации в греческой мысли эллина и варвара, которое появилось в некий момент в ответ на возрастание угрозы грекоязычному миру от огромной Персидской империи»34. По мнению П.Джорджа, «персы не были греками и в этой драме они не вели себя так как если бы они были
32 См.: Hall E.Asia unmanned... P. 108.
33 Juthner J. Hellenen und Barbaren. S. 18ff; Goldhill S. Battle Narrative
and Politics in Aeschylus'Persae. P. 189-193; Tuplin C.J. Achaemenid Studies.
P. 134; Kantzios I. The Politics of Fear in Aeschylus' Persians // CW. 2004.
Достарыңызбен бөлісу: |