Сулимов3М. В. Посвящение в режиссуру / Вступит. ст. С. Д. Черкасского. СПб.: Издательство СПбГУ, 2004. 575 с.
Л. И. Гительман. Учитель сцены 3 Читать
С. Д. Черкасский. Режиссура Сулимова, или Предощущение педагогики 5 Читать
Веруя в чудо
Часть первая. Радости, тревоги, огорчения 61 Читать
Часть вторая. Наедине с пьесой 104 Читать
Часть третья. От замысла к премьере 142 Читать
Начальный этап работы режиссера над пьесой 179 Читать
Микроспектакли в процессе воспитания режиссера 231 Читать
Посвящение в режиссуру.
из опыта работы с режиссерскими курсами
Предваряющие соображения 283 Читать
Режиссура — что это? 286 Читать
Учиться ремеслу, воспитывать — художника 287 Читать
«Весь мир — театр» 288 Читать
Некоторые ориентиры 290 Читать
«Познать — значит почувствовать» 292 Читать
О «школе» 293 Читать
Серьезные игры с «пустышкой» 294 Читать
Самый маленький спектакль 296 Читать
Зритель и «правила игры» 299 Читать
«Едем на рыбалку!» 301 Читать
Чувства — помеха делу 303 Читать
Для чего? 307 Читать
О физическом самочувствии 310 Читать
Ожившие картины 313 Читать
Этюды по произведениям живописи 313 Читать
Первочувство и сверхзадача 316 Читать
«Жестокие романсы» 319 Читать
«На бульваре» 323 Читать
Необходимое отступление 328 Читать
«Меншиков в Березове» 330 Читать
О театральности 333 Читать
Ви́дения 337 Читать
«О, мои грехи…» 338 Читать
Тренинг ви́дений 343 Читать
«Легкое дыхание» 345 Читать
О выразительности 347 Читать
«Стоп-кадр» 348 Читать
Микроспектакли 353 Читать
Микроспектакли на вольную тему 353 Читать
«Игры в сказки» 356 Читать
Микроспектакли по стихотворениям 357 Читать
Прислушаемся к Ф. М. Достоевскому 363 Читать
Этюд на литературной основе 366 Читать
«Ты меня слышишь?» 368 Читать
Обострение обстоятельств 370 Читать
Фабула. Сюжет. Трактовка 372 Читать
Планировка 373 Читать
Играем этюд 374 Читать
Внутренний монолог 377 Читать
О субъективной логике 381 Читать
Об интересности и скуке 385 Читать
И снова о предлагаемых обстоятельствах 386 Читать
Физическое самочувствие 391 Читать
«Настроенность души» 395 Читать
Об арифметике, алгебре и тайне 402 Читать
О «мысленном перевоплощении» и режиссерском сопереживании 405 Читать
О режиссерском анализе 407 Читать
Наедине с пьесой 420 Читать
Действие первое 420 Читать
Второе действие 421 Читать
Третье действие 422 Читать
Четвертое действие 422 Читать
Режиссер наедине с пьесой 459 Читать
Записные книжки. Письма. Документы
Из доклада перед труппой театра (г. Алма-Ата) 551 Читать
Из записных книжек разных лет (1979 – 1993) 553 Читать
Из писем А. С. Шведерскому 559 Читать
Персоналия
Список основных творческих работ М. В. Сулимова 561 Читать
Литературное наследие М. В. Сулимова 571 Читать
Список выпускников Режиссерской мастерской М. В. Сулимова 574 Читать
{3} Учитель сцены
Книга, которую Вы держите сейчас в руках, написана удивительным человеком. Он не был писателем. Мар Владимирович Сулимов был режиссером, художником, театральным педагогом. Он прожил большую жизнь. Руководил многими театрами. Поставил и оформил огромное количество спектаклей. Воспитал не одно поколение будущих режиссеров, деятелей сцены. И ученики Сулимова навсегда остались преданы ему. Вот и эта книга — их дар учителю. Они собрали главное из того, что им написано, и издали. Сказать просто. Но сделать это было совсем не легко. Но они сделали. Ибо любили и продолжают любить своего учителя, хотя его уже давно нет на свете. А они уже давно не студенты. У некоторых из них уже есть свои ученики. А другие ставят спектакли, выступают на сцене. И помнят о том, кто подал им руку в самом начале пути, кто бережно вывел их на дорогу творчества. На дорогу, которая воистину ведет в Храм.
Почему так? Откуда эта привязанность к Учителю? Ведь так сложна жизнь! В ней столько забот! У каждого — свои. А сегодня в особенности принято жить лишь сиюминутными проблемами. Разумеется, сентиментальные воспоминания о студенческих годах могут иногда всколыхнуть душу. Но чтобы так преданно любить Учителя, чтобы на протяжении ряда лет разыскивать то, что было когда-то написано им, чтобы и сегодня размышлять над многим из того, что было сказано Учителем в давние годы, чтобы и сейчас соизмерять свою жизнь, свое отношение к искусству, с его представлениями обо всем этом, такое, поверьте, случается не часто! И случается только тогда, когда Учитель был воистину Личностью, способной вызвать и высокое нравственное уважение, и восхищение своими творческими созданиями, своим подлинно виртуозным владением профессией. Именно такой личностью и был Мар Владимирович Сулимов!
Получивший великолепную школу от учителей, непосредственно связанных с великими основателями Московского Художественного театра — Станиславским и Немировичем-Данченко, Мар Владимирович во всех своих работах и режиссера, и театрального художника был, прежде всего, педагогом. Ибо изначально он полагал, что занятие искусством примерно то же, что труд исследователя. Поэтому, репетируя с актерами, он учил их проникать в суть характера своего персонажа, открывать в человеке неведомые грани его сложной психологической натуры. Поэтому, работая над оформлением спектакля, он тщательно исследовал {4} жизненную ситуацию, изложенную в пьесе, и воссоздавал зрительный образ, соотнесенный не столько с внешней обстановкой действия, сколько с его внутренним бытийным содержанием.
Долгие годы Мар Владимирович был мастером режиссерского курса в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ныне — Санкт-Петербургская Государственная Академия театрального искусства). И тут его педагогическая природа, его дар исследователя, его огромный жизненный и творческий опыт развернулись в полной мере. Он был Учителем по призванию. Как говорится, от Бога. Ему были бесконечно интересны его ученики. Как они развиваются, как постигают азы профессии, как постепенно в них произрастает художник, творец. Сталкиваясь в коридорах института, мы часто заговаривали с ним об его учениках (в иные годы я преподавал на его курсе). Ия всегда поражался, как он тонко ощущал каждого из них, как он бесконечно заинтересованно говорил о необходимости бережно отнестись к становлению их внутреннего художнического мира, к выявлению их творческой индивидуальности, собственного взгляда на театр. И в то же время поражала его требовательность к студентам. Ибо для него мир искусства был миром его жизни, и тут он не допускал бездумного, легкого отношения к творчеству. Профессия режиссера, профессия актера, профессия театрального художника требовала, по его мнению, каждодневного, упорного труда. Труда творческого, ищущего. И его слова соответствовали его собственной жизненной и творческой практике. Поэтому, возможно, его ученики относились к нему с особенным уважением: им было дорого то, что у их учителя слово не расходится с делом. Вот почему и сегодня они продолжают хранить память о нем. И не только как об учителе. Но как о выдающемся театральном деятеле, чьи заветы, глубочайшие раздумья о творчестве и в наше время в высшей степени необходимы искусству. Новым поколениям служителей отечественной сцены. Именно поэтому читатель и держит сейчас в руках эту книгу. Благодаря ей Мар Владимирович Сулимов снова с нами. И в нашей новой действительности он продолжает свою работу замечательного Учителя сцены.
Профессор Л. И. Гительман
Достарыңызбен бөлісу: |