I. философия – способ духовного освоения человеком мира агностицизм



бет1/5
Дата30.06.2016
өлшемі301 Kb.
#168502
  1   2   3   4   5




ВВЕДЕНИЕ
В предлагаемой работе даны основные понятия и категории, изучаемые в курсе истории философии, причем подбор терминов соответ­ствует каждой теме курса, а внутри темы термины расположены в алфа­витном порядке. Это представляется весьма удобным, так как студент может быстро найти все термины и понятия изучаемой темы.

Авторы не претендуют на научную новизну, а тем более на глу­бину изложения материала, ибо основная цепь пособия – помощь студентам при изучении философской терминологии в доступной для них форме. Имеющиеся философские словари и энциклопедии написаны довольно ака­демично и сложно. Кроме того, основная справочная философская литера­тура основательно устарела, что ещё более осложняет работу с ней.

История философии как наука имеет свою терминологию, свою систему понятий и категорий, которые по способу образования и назначения можно разделить на следующие группы.

Первая группа объединяет ряд понятий, которые введены для обозначения связей, отношений между вещами. Это такие понятия, как бытие, мышле­ние, субстанция и т.д.

Вторая группа – это понятия, которые обозначают названия философских школ, течений и направлений. Например, идеализм, материализм, экзистен­циализм и др.

К третьей группе относятся термины, которые обозначают философские учения, связанные с тем или иным именем его основателя. Это понятия типа пифагореизм, гегельянство, кантианство и т.п.



Хотя предложенное деление на группы условно, оно помогает лучше ориентироваться в терминологическом лабиринте.

I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ

ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
АГНОСТИЦИЗМ (от греч. «недоступный познанию») – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира и доступность объективного мира, ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. учение о ценностях) – раздел философских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в реальном мире и о структуре ценностей.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. учение о человеке) – раздел философии, изучающий природу и сущность человека как социального существа.

ГЕНЕЗИС (от греч. происхождение) – процесс зарождения и развития явления, приводящий к определенному состоянию.

ГHOCEOЛОГИЯ (от греч. учение о познании) – раздел философии, в котором исследуется природа познания, его возможности, отношения знания к реальности, выясняются условия его достоверности и истинности, определяются методы и формы познавательного процесса.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. искусство вести беседу) – понятие, обозначающее искусство аргументации, приём опровержения в дискуссии (субъективная диалектика); на современном этапе представляет собой философскую концепцию развития, противостоящую метафизическому методу (объективная диалектика).

ДОГМАТИЗМ (от греч. мнение) – склонность к утверждению без обсуждения; доктрина, исходящая из предварительной очевидности и оперирующая неизменными понятиями и фактами без учёта новых данных практики и науки.

ДУАЛИЗМ (от лат. двойственный) – философское учение, в противоположность монизму, признающее два начала - дух и мате­рию, идеальное и материальное.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. идея) – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный.

ЛОГИКА – философская наука о законах и операциях правильного мышления.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. вещественный) – философское направление, противоположное идеализму; утверждает первичность материального и вторичность ду­ховного, идеального; считает сознание продуктом материи, рассматривая его как отражение внешнего мира; утверждает познаваемость мира. Философский материализм следует отличать от термина «материалист», употребляемого в обыденном языке для обозначения человека, который материальные интересы ставит превыше духовных. В философии принято выделять три исторических типа материализма: 1) наивный (стихийный) материализм античности («линия Демокрита»); 2) метафизический (механистический) материализм XVII-XVIII вв.; 3) диалектический материализм, где материализм и диалектика органически соединены.

МЕТАФИЗИКА (от греч. то, что следует после физического) – 1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия; 2) философия, предметом которой являются сверхчувственные первопричины; 3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенного знания, которая для человека приоб­ретает значение собственного способа видения, понимания, оценки явлений, что определяет характер отношения к ним, характер поступков и действий человека. Мировоззрение имеет свою структуру. Первоначально знания о мире добываются на основе эмоций и чувств, из которых складывается мироощущение. Целостные, наглядные представления и познавательные образы мира формируют мировосприятие, а целостный познавательно-интеллекту-альный взгляд на явления составляет миропонимание. Выделяют следующие структурные уровни мировоззрения: элемен­тарный, концептуальный и методологический. Принято выделять также три основных исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

МИФОЛОГИЯ (от греч. учение о преданиях) – способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, выступающий универ­сальной формой общественного сознания, для которого свойственно глубокое очеловечивание природы, окружающего мира, наделение его свойствами человеческого бытия и овеществление человека, основанный на генетическом первоначале мира. Историческими формами мифологии были: тотемизм (период охоты и собирательства), антропоморфизм – боги олицетворяют различные силы и стихии природы (период земледелия и скотоводства) и анимизм – индивидуализация богов (разложение родового строя и переход к классовому обществу).

МОНИЗМ (от греч. один единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения на этой основе теории.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ – характеристика явлений материального и духовного мира как существующих независимо от субъекта, противостоящих ему. Объективное противостоит субъективному как основанному только на частном опыте конкретного субъекта.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. учение о бытии) – раздел философии, изучающий фундамен­тальные принципы бытия, наиболее общие сущности и понятия сущего.

ОСНОВНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ) ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, созна­ния в природе: в зависимости от его решения трактуются определенным образом и все остальные вопросы мировоззрения. Принято различать две стороны этого вопроса: 1) что является первичным по происхождению – дух или материя? (онтологическая сторона); 2) может ли человеческий дух постичь, познать материальную действительность, то есть – познаваем ли мир? (гносеологическая сторона). При ответе на первый вопрос выделяется философский материализм и философский идеализм. При ответе на второй вопрос выделяют гносеологических оптимистов и агностиков. огоято различать две стороны основного вопроса философии:

РЕЛИГИЯ (от лат. благочестие, святыня) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – небесный сверхъестественный, сверхчувственный. Основу религиозного сознания составляет вера в существование сверхъестественных сил.

СУБСТАНЦИЯ (от лат. сущность) – в обыденном понимании является синонимом материи, вещества, а в философском понимании – нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благо­даря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

ФЕНОМЕН (от греч. являющееся) – явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой и достигается разумом.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) – теоретически сформулированная система самых общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Возникла из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления действительности, в логике и теории познания. Зародилась в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигает в Древней Греции. Первоначально носила синкретический характер, т.е. была «пранаукой» и объединяла в себе все известные на тот момент знания. Со временем от философии отделились естественные науки, а затем гуманитарные, и она обрела свой предмет – исследование основ мироздания, определение места человека в нем, то есть – взаимоотношение «человек – мир».

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ (от лат. исполнение) – обязанности, круг деятельности философии. К ним относятся: методологическая, методическая, гносеологическая, преобразовательно-прогностическо-эвристическая, гуманистическая и критическая.
II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
АТМАН (искра Бога-творца Брахмы) – составляющая часть человеческой души, которая после смерти физического тела возрождается в новой телесной оболочке, либо исключается из круговорота перерождений.

БРАХМА – космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в религии индуизма.

БУДДИЗМ – религиозно-философское учение Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основатель Гаутама (Будда) (623-544 до н.э.), «просветленный». Провозглашает равенство всех людей в страдании и праве на спасение, проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью. Отстаивает догмат о переселении душ и карме. Идеалом считает достижение нирваны как избавление от страданий. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах: о существовании страданий, их причине, возможности освобождения от них и восьмеричном пути к нему. Нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и абсолютно высшего существа.

ВАЙШЕШИКА – древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед. Основателем считается Канада. Близка к учению ньяя, с которым позже образовала единую школу. Важная сторона учения – атомистическая теория: все физичес­кие объекты состоят из четырех видов атомов. Атомы – несотворимые, вечные, предельно малые элементы. Мир создан из атомов, но движущей силой является закон кармы.

ВЕДАНТА (буквально «завершение вед») - одна из ортодоксальных систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад (один из разделов вед, философские комментарии к ведическим гимнам). В веданте существует два направления – адвайта (основатель Шанкара VIII в. до н.э.) отстаивает идею о существовании одной духовной сущности (Брахмана), полагая, что все, кроме бога, является иллюзией (майя). Второе направление – вишишта (основатель Рамануджа), считает, что существует три реальности: материя, душа и бог, которые находятся во взаимноподчинении. Душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Целью усилий человека является освобождение от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Адвайта связана с культом бога Шивы, а вишишта – с культом бога Вишну.

ВЕДЫ (буквально «знание, ведение») – древнейший памятник индийской религии, формировавшийся на протяжении многих веков (с середины II ты­сячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). Состоят из четырех сборников: Ригведа – гимны мифологического и космологического содержания; Самоведы –песнопения, повторяющие тексты Ригведы и дополняющие их ритульно-обрядовыми наставле­ниями; Яджурведа – описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Адхарваведа – магические заклинания и формулы. За Ведами следуют Брахманы – своего рода комментарии к текстам вед (особо выделяются среди них араньяки – тексты для отшельников). Заключительный этап вед (веданта, т.е. конец вед) составляют Упанишады – трактаты религиозно-философского содержания.

ГУРУ (буквально «тот, кто просветляет») – духовный учитель, наставник, призванный вывести страждущего на правильный духовный путь.

ДАО (буквально «путь, дорога») – в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей, а также жизненный путь человека (его этическая норма). В познании дао означает логику, аргументацию. У материалистов – естественный путь вещей, у идеалистов – идеальное начало мира (истинное небытие).

ДАОСИЗМ – одно из распространенных в Китае учений (наряду с конфуцианством и буддизмом). Возник в VI в. до н.э. Основоположник – Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит воедино с путем природы. Дао – это основной закон, который не зависит ни от бога, ни от людей. Следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий, отказаться от мудрствова­ния, он обязан принципу У-вей – недеяния, который означает действие, лишённое искусственности и произвольности, невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий с целью их изменения.

ДЖАЙНИЗМ – индийское религиозно-философское учение, сформировавшееся в VI-V вв. до н.э. Основатель – Джина (Махавира) отрицает авторитет Вед. Для этого учения характерен аскетизм, запрещение убийства живых существ и причинение им любого вреда (ахимса), сохранение веры в перевоплощение душ и закон кармы. Освободить себя от закона кармы и спасти себя может только сам человек (никакая помощь со стороны других невозможна.).

ДХАРМА (буквально «ведущий принцип») – положительный образец, вечный моральный за­кон в древнеиндийских ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. Дхармы делятся на подчиненные карме и не обусловленные ею. Психическая и физическая стороны в дхархме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может не проявляться.

ЖЕНЬ (человечность, гуманность) – в китайской философии означает любовь и жалость к людям, совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, а также взаимосвязь отдельного человека со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Жень – основное понятие конфуцианства, реализующее «золотое правило морали»: не навязывай другому то, чего не желаешь себе самому.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – разви­вается параллельно с западной и имеет следующие особенности: 1) человек и мироздание рассматриваются как единая целостность; 2) признание суб­станциального единства всех существ; 3) признание всех ас­пектов опыта человека (чувственного и потустороннего), по­вышенное внимание познанию потустороннего; 4) универсальная практическая направленность (охватывает все ее сфе­ры жизни: этическую, психологическую, религиозную, позна­вательную, физиологическую и т.д.); 5) убеждение, что реальность может познаваться раз­ными путями, то есть имеются разные пути к совер­шенству; 6) утвер­ждение, что процесс совершенствования мира возможен лишь как процесс совершенствования каждого инди­вида. В историческом развитии индийской философии выделяют этапы: 1) ведийский период (1500-500 гг. до н.э.); 2) класси­ческий или брахмано-буддийский период (500 г. до н.э. – 1000 г. н.э.); 3) послеклассический или инду­истский период (с 1000 г. н. э. до наших дней).

ИНДУИЗМ – национальное верование индусов, основанное на священном писании – Ведах («ведать, знать»), отстаивающее учение о бессмертной душе (Атман) и боге-творце (Брахма), а также о переселении душ в соответствии с законом воздания за добродетельное или дурное поведение (карма). Цель Атмана – освобождение от тела и слияние его с Брахмой.

ИНЬ И ЯН (букв, «темное и светлое») – категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: инь представляет женское нача­ло, пассивность, холод, темноту, влагу, ян – мужс­кое начало, активность, жару, свет, сухость, твердость. Взаимодействие двух этих первопринципов порожда­ет все космические феномены. Понимание мира как процесса взаимодействия инь и ян определило специ­фическую модель его развития; каждое из этих про­тивоположных начал содержит в себе другое. То убы­вание, то нарастание инь-ян приводит к постепенно­му преобладанию то одного, то другого элемента, что вызывает их взаимочередуемость, создающую движе­ние по кругу. Взаимопроникновение инь и ян позво­ляет сохранить целостность мира и в большом, и в малом.

ЙОГА (от «соединение, сосредоточение мыслей, созерцание») – одна из шести ортодоксальных (брахманских) школ Древней Индии, выработавшая целый комплекс приемов для достижения особого духового состояния путем самопознания и освобождения человека от уз материального существования (нирвана), достигаемое упражнениями по управлению психикой и физиологическими процессами организма, а также системой приемов, позволяющих достичь этого. Разделяет основные положения индуизма, считая, что слияние души с божеством возможно путем упражнений, вводящих в состояние полного транса, мистического экстаза. Основателем школы считают Патанджали (около I в. до н.э.).

КАРМА – закон воздаяния за совершенные ранее действия в древнеиндийской философии. Карма тесно связана с сансарой, т.к. каждое новое рождение предопределено предыдущей деятельностью человека.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философия, ориен­тированная на постижение «внутренней мудрости», которое выра­жается в следовании Небесному Пути— Дао, а зна­чит предполагает знание всеобщего порядка бытия — Ли, который включает в себя моральные отношения меж­ду людьми в разных сферах жизни, поэтому её особенностью являются этические и управленческие про­блемы. Основными идеями яв­ляются: 1) представление о пяти первостихиях (у син) — вода, огонь, дерево, металл, земля — символах, выражающих универсальную классификационную схему всего мироздания; 2) деление всего сущего на противостоящие друг дру­гу женское, тёмное начало (инь) и светлое, мужское начало (ян); 3) представление об эфире (ци), который, сгущаясь, образует тяжелые женские частицы (инь-ци), а воспаряясь, очищаясь, – лёгкие мужские час­тицы (ян-ци). Взаимодействие этих частиц порожда­ет сначала пять первостихий, а затем всё сущее.

КОНФУЦИАНСТВО – древнейшая философская си­стема Китая, сформировалась на рубеже VI-V вв. до н.э. Основатель – Конфуций. Содержание К. можно свести к двум идеям: 1) идее формирования социаль­ного идеала – «благородного мужа» («цзюнь-цзы») и 2) идее «исправления имен» («мин»). К. обосновыва­ло такой тип государственного устройства, в котором фун­кция гармонизации Поднебесной отводилась госуда­рю и его помощникам –просвещенным чиновникам «жу». Они должны обладать пятью добродетелями: человеколюбием, мудростью, верностью, почитанием старших, мужеством. Упорядочивание социума невоз­можно без «исправления имен», т. е. согласования всех вещей с их идеальной сущностью. В социальном кон­тексте это означает следующее: каждое имя выражает определенные общественные обязанности и долг, которые необходимо выполнять, чтобы не нарушать Дао – Путь. Идеи К. получили развитие у Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

ЛИ – в китайской философии означает закон, порядок и форму. Идеалисты идеализировали его как духовное нематериальное начало в противоположность материальному началу. В конфуцианстве оно означало основу этического принципа, регулирующего отношения между людьми, нормы их поведения.

ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА – учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основателем его считают мудреца Брихаспати, а отдельные атеистические и антиведические положения приписывают легендарному Чарваке. В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма. Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единствен­ный источник познания - ощущения. Отрицало существование бога и души (Брах­мана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также - закона кармы. Проповедовало гедонизм и заботу о благополучии настоящего существования, отри­цая аскетизм.

МОИЗМ – одно из основных направлений китайской философии, основателем кото­рого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаивающий интересы мелкособственнических слоев ремесленников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью государства, а любовь к на­роду провозглашали волей небес. Будучи убежденными противниками войн они были мирными пацифистами. К традициям рекомендовали относиться критически, выбирая только хорошие.

МИМАНСА – одна из ортодоксальных систем индийской философии. Основатель – Джаймини. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение души от воплощенного состоянии (мокша) не может быть рационально объяснено. Человек должен соблюдать общественный и религиозный долг дхармы, что может привести к конечному освобождению души. Признавало существование: духовного и материального начала во вселенной.

МОКША – освобождение, спасение от бесконечного процесса перевоплощений (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди четырех целей человеческой деятельности: наслаждения (кама), польза (артха) и долга (дхарма).

НИРВАНА («угасание») – одно из основных понятий буддистской и джайнистской философии, означающее цель «пути освобождения». Нирвана – это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Это убежище, освобождение, избавление, конец мира, прекращение страданий. Нирвана – противоположность миру, полному волнений и страданий. Это – небытие, отрешенность от мира, высшее блаженство, экстаз, совершенное состояние души. Нирвана – это результат слияния человека с духовным абсолютом.

НЬЯЯ – одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, близкая к вайшешике (позже сливается с ней в единую систему). Критически истолковы­вает многие положения Вед, считая, что правильное сознание освобождает человека от вовлеченности в круговорот рождений и смертей (в колесе сансары), страданий и греха. Создала учение о Боге как о бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир. Мир создан из вечных атомов, пространства времени, умов, душ и акаши (эфира). Бог помогает человеку через истинное познание мира и себя до­стичь освобождения.

ПРАКРИТИ – в индийской философии означает праматерию, а в мифологии символизировало творческие силы природы, отождествляющиеся с вечным началом.

САНКХЬЯ – одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), не способную ни к каким действиям. Жизнь – страдания. Освобождение от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пурушу (душа), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и вселенной. Санкхья является дополнением к йоге.

CAНСАPA («перерождение») – в индийской философии идея о беспрерывном перерождении всего живого, в том числе и человеческой души. Её бесконечные переходы от одного тела к другому часто сравнивают с вечно катящимся колесом (колесо сансары).


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет