Селим Айссель Практика духовного освобождения



бет1/13
Дата30.06.2016
өлшемі1.95 Mb.
#167001
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Селим Айссель

Практика духовного освобождения

Работа над свойствами

личности

Москва


Амрита-Русь

2010

УДК 187.01



ББК 87.8

А36


Селим Ассель

А36 Практика духовного освобождения. Работа над свойствами личности / Селим Айссель. - М.: Амрита, 2010. - 224 с.

ISBN 978-5-413-00200-1
Селим Айссель - основатель Школы Психоантропологии, расположенной на востоке Франции и организованной по модели Школ Четвёртого Пути, а также автор более 50 книг, в которых методы ряда духовных учений синтезированы и дополнены исследованиями современной психологии.

Данная книга представляет практический подход, который одновременно является психологическим и духовным. В ней изучаются пять главных негативных свойств человеческой натуры: самолюбие, ложь, жадность, страх и злоупотребление сексуальной энергией. Основная цель практических занятий - постепенная трансформации всех негативных свойств и достижение человеком единственного полностью позитивного состояния: сознательной Любви.

Учение Селима Айсселя предполагает регулярное применение методов его Школы в повседневной жизни, поскольку именно практика позволяет человеку развиваться.
УДК 187.01

ББК 87.8



ISBN 978-5-413-00200-1

© Селим Айссель, 2010

© Оформление

ООО «Амрита», 2010



Вступительное слово к французскому изданию

В этот том вошли выступления Селима Айсселя на конференциях. Отсюда разговорный стиль бесед, которые записаны как можно точнее, чтобы сохранить живость языка. Этим объясняются некоторые повторы и фразы, характерные для разговорного языка.

Это учение, данное живым наставником, основывается на принципах психоантропологии, на учениях великих духовных мастеров прошлого: Г.И. Гурджиева. П.Д. Успенского. П.К. Анкари.
Франсуаза Зиммер

(Francoise Zimmer)




Вступительное слово к русскому изданию

Конференции Мастера Четвертого Пути Селима Айсселя, приведённые в этой книге, проходили в его Школе Психоантропологии, расположенной в Эльзасе, на востоке Франции.

В здании Школы проживает* сам Селим Айссель и несколько учеников, которые поддерживают жизнедеятельность дома.

Остальные ученики (слушатели) приезжают из Франции и других стран и живут здесь определённое время. В 1996 году в Школу приехала первая русская группа, состоящая из людей, долгое время занимавшихся движениями Гурджиева, и с тех пор русские ученики посещают Школу регулярно.

День в Школе строится по определенному распорядку. Утро начинается с медитации, затем - завтрак, во время которого Мастер отвечает на вопросы учеников. После этого - время работы (по дому, на кухне, в саду и т.п.). Перед обедом снова медитация, затем «школьники» занимаются двигательными практиками. И после небольшого отдыха (для тех, кто не участвует в приготовлении пищи) - ужин.

После ужина проходят занятия рабочих групп (обсуждение различных заданных тем), либо ученики отдыхают.

Школа - место, где Мастер передаёт ученикам знания, где ученики работают, учатся, где всегда можно получить дружескую поддержку. Сам Селим Айссель подчеркивает важность коллективной Работы. В своей книге «Сила намерения» он говорит: «Если вы собираетесь вместе с другими людьми во имя поиска истины, вы соединяетесь именно с движением истины, с движением вперёд, с эволюционным течением человечества, и именно оно начинает присутствовать я вас. Иначе говоря, вместе вам гораздо проще идти к истине. Когда вы объединяетесь во имя чего-то высшего, именно этот дух будет присутствовать в вас, он будет дышать в вас».

Русские ученики

Школы Психоантропологии


Предисловие

Психология и духовность

(Выдержки из не изданной ещё книги С. Айсселя «Nec Plus Ultra»)

На духовных или псевдодуховных «просторах» есть два типа людей:

1) наиболее распространённый - те, кто стремится к физическому здоровью и психологическому благополучию, или к тому, что называется «личностным» развитием.

2) реже - те, кто вовлечён в духовный поиск, ищущие Истину или Мудрость.

Первые часто оказываются жертвами иллюзии, что они находятся на том же пути, что и вторые. Это не так, даже если личное развитие может порой привести к духовному пути.

В прежние времена (в некоторых местах на Востоке и по сей день) оба устремления шли рука об руку: было известно, что поиски Истины и Мудрости обусловливают поиски здоровья и благополучия, которые считались даром или божественным вознаграждением. Когда случались болезни или перемены в судьбе, их рассматривали как испытания, преодоление которых свидетельствовало об истинности поиска.

Сегодня на Западе нет таких людей, которые искали бы и то и другое. Поэтому я решил преподнести всё, чему научился, в двух разных формах: для первого типа людей - в форме дара здоровья и благополучия, а для второго - в виде внутренней Работы, требующей строгой дисциплины.

Кроме того, существует духовный закон, который гласит: «Чтобы поиск Мудрости и Истины стал возможен, за него должно заплатить». Оплата представляет собой дарение техник по оздоровлению и приобретению благополучия (а иногда по искусству и культуре) тем, кто не входит в число ищущих. Дело в том, что люди, которые не ищут Истины и Мудрости и не обладают ни здоровьем, ни благополучием, становятся настолько негативными, агрессивными, завистливыми и злобными, что начинают преследовать всех подряд и особенно тех, кто обладает неким внутренним покоем, а именно искателей Истины.

Это, кстати, происходит во многих современных обществах: большинство настолько внутренне не удовлетворено, что преследует любого алчного бизнесмена, любого коррумпированного политика, любого религиозного фанатика, и, руководимое своими страхами и желаниями, оно готово присоединиться к любой кампании протеста, особенно против духовного. Вот почему духовность должна быть всегда готова предложить благополучие в качестве дара людям, которых не интересует духовность, демонстрируя через это огромную терпимость и сострадание. Иначе политики предлагают большинству площадные развлечения и войны, предприниматели - увеличение потребления итак называемый рост, а религии - нетерпимость фанатизма и догмы.




Введение

Новая духовная психология




Разорвать цепи эго

Все ваши трудности - это трудности эго. Поэтому задача заключается в том, чтобы отодвинуть эго на задний план, и достаточно одного шага. Шага, который позволит выйти за пределы себя. Но это должен быть правильный шаг, а правильный шаг приходит со временем из правильного понимания и правильных взаимоотношений с другими... Один шаг за пределы эго - и мир открывается, всё приходит. Пока из-за негативных свойств, таких как страх, жадность, самолюбие, вы не можете сделать этот первый шаг. Пока вы заперты внутри своего эго, жизнь может приносить вам хорошее или плохое (позитивная или негативная карма), но всё это остается связанным с вашим эго.

Большинство упражнений, предлагаемых на нашем духовном пути, имеют своей целью помочь вам разорвать цепи эго. Да, Путь не предлагает улучшать своё эго; настоящая духовная эволюция ставит эго на службу вашему истинному бытию, вашей сущности.






Трансформировать свой собственный «вид»

Излечиться от негативных свойств гораздо сложнее, чем от негативных эмоций, поскольку они являются глубинной частью животной природы человека. Поэтому вам придется трансформировать свой собственный «вид», а это, конечно, требует огромного времени, многих лет. С негативными эмоциями, напротив, можно справиться сразу. Сразу, а не через десять лет. В этом разница между негативными эмоциями и негативными свойствами, для преодоления которых, с одной стороны, требуется время, а с другой - понимание необходимости этого времени.

Негативные свойства преодолеваются постепенно. Например, жадность. Жадность существует потому, что вы можете стать обладателем вещей. Но причины стремления владеть ими могут быть разными - чтобы поделиться ими с другими или оставить всё себе, для своего собственного удовольствия. Отсюда вопрос: «Что вы делаете с тем, чем вы владеете, с тем, что делает вас жадными?» Наблюдайте, что происходит внутри вас, даже когда вы просто берёте кусок хлеба! Как вы его берете? Вы берёте его для того, чтобы питать своё тело или чтобы питать свою жадность? Мысль животного ограничивается тем фактом, что кусок хлеба хорош для выживания. Мысль истинного человека поднимается до уровня поделиться этим хлебом с кем-то ещё, кто голоден.

Так учатся преодолевать негативные свойства: смотрите, какой аспект свойства связан с необходимостью воплощения и выживания; затем делайте с этим что-то хорошее, что-то истинно человеческое.




Наши негативные свойства - наша тюрьма

Вам всегда есть что защищать - свое достоинство, свой образ, претензии и требования, негативные свойства. Вы просто не можете быть свободны! Но вы не видите главного: то, что вы пытаетесь защищать, - это ваша тюрьма!

Свободными вас делает работа над собой, так как она показывает вам, что ваше эго - ничто, она дает вам возможность отпустить себя, и у вас уже не остается ничего, что нужно защищать. Настоящий ученик свободен, как ветер, он отпускает всё. В сущности, когда вы больше ни к чему не привязаны - всё есть, всё перед вами и всё хорошо. Но это возможно только в том случае, если вы находитесь в живом контакте с человеком, который пробудился, который говорит вам, куда смотреть. Без такой помощи вы постоянно в плену у своих свойств, а они намного умнее вас. Вот почему эволюция так трудна!

Однако решение есть: техники Пути, и особенно ритм работы, дисциплина, достойная позиция, высшая цель, которую вы поставили перед собой и ради которой вы трудитесь. Без этих средств, без этой внешней структуры, которая формирует вас внутри, вы можете утонуть, сломаться. Если вы не напоминаете себе каждый день, утром и вечером, о принципах Пути, вы можете лишь бесцельно дрейфовать или спать - органическая жизнь слишком сильна, она несёт вас, она вас сметает.




Больше и больше моментов любви

В каждом человеке существует позитивная и негативная сила. Негативная сила очень крепка, иначе все эволюционировали бы очень легко и мгновенно... Какую выберете вы? Главное различие состоит в базовой позиции. Не «мне, мне, мне, чего мне ждать для себя?», а скорее «что я могу сегодня сделать для тех, кто вокруг меня?». Как только «мне» берёт верх, проявляется эго, говорит негативное свойство. Другими словами, любви больше нет.

Любовь начинает своё существование в тот момент, когда вы перестаёте руководствоваться только своими личными мотивами. Любовь присутствует тогда, когда в вас есть место для другого, для других. Любой человек может испытывать моменты любви, потому что любовь - это та субстанция, из которой состоит наша сущность. Не забывайте об этом и учитесь наполнять свою жизнь моментами любви. Если вы чувствуете, что в вас нет любви, остановитесь и напомните себе: «Любовь - это то, что даёт мне жизнь, то, к чему я стремлюсь, так почему же я отказываюсь от неё, почему я убиваю её?»

Пока вы игрушка своих негативных свойств, в вас нет любви, но как только вы находите в себе любовь - всё меняется, потому что любовь сметает все негативные свойства.
ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА

...Я сел и стал наблюдать за входящими людьми, и каждый раз записывал то, что видел, те свойства, которые проявлялись в людях. Я видел пять основных свойств:

• самолюбие;

• страх;


• ложь;

• жадность;

• злоупотребление сексуальной энергией.

Видел я и другие свойства, которые решил назвать второстепенными.






Семнадцать свойств человека

Идея заключается в следующем: у каждого из нас есть главное свойство, одно из пяти упомянутых. Кроме того, у каждого из нас отчётливо присутствуют и остальные четыре. И к этому главному и четырём прочим основным свойствам примыкает целая серия второстепенных, каждое из которых в отдельно взятый момент может быть наиболее заметным. С того дня - а это было несколько дней назад - я наблюдал за вами, и, как мне кажется, на этот раз мне удалось составить полный перечень.

Итак, помимо пяти основных свойств (самолюбие, страх, ложь, жадность и злоупотребление сексуальной энергией), другие свойства, которые могут доминировать в определённый момент, делятся на три группы:


• желание доминировать (властность);

• эгоцентризм;

• стремление контролировать внешний и внутренний мир;

• упрямство;


• лень;

• неэффективность;

• «лунатизм»;

• «бродяжничество»;

(о двух последних смотри ниже)
• чувство собственной неполноценности;

• зависимость;

• наивность.
Всего шестнадцать свойств. Семнадцатое, кульминация работы над всеми остальными, - Любовь. Это единственное свойство, которое полностью позитивно.

Мы все обладаем полным набором этих свойств: одно из них является главным, вокруг этой оси концентрируются и укрепляют её четыре других, и наконец, временами проявляются множественные аспекты прочих свойств, менее заметных.

Человек, в принципе, может очистить себя от всего негативного, присущего всем этим свойствам. Путь ведёт к этому и завершается кульминацией в семнадцатом свойстве, Любви. Наступает день, и вы обретаете это свойство. Работа состоит в том, чтобы пройти через все прочие для достижения этого одного. Это относительно просто, потому что оно у нас, как и все остальные свойства, уже есть. И даже ещё проще, потому что мы родились в нём, это наши истоки, достаточно просто желания вернуться к ним.
*
В данной книге исследуются пять основных свойств. Вторая книга посвящена изучению одиннадцати второстепенных свойств, работа с которыми обретает кульминацию в семнадцатом свойстве - Любви (эта книга готовится к изданию на русском языке (прим. ред.)).


ОТКРОЙТЕ ДВЕРИ БОГАМ!

(ИСТОРИЯ БАВКИДЫ И ФИЛЕМОНА)

Для того чтобы мы постепенно прониклись атмосферой курса, вот вам история от Овидия. Я расскажу её так, как помню.

Однажды Юпитер спустился с небес в сопровождении Меркурия - оба под видом людей. Они пришли в деревню. Было холодно, и они были голодны. Они постучались в дверь первого дома. Никто не открыл. Они постучались во второй дом, также напрасно. В третьем доме кто-то открыл дверь, но только для того, чтобы снова с грохотом захлопнуть её, хотя они всего лишь попросили пустить их погреться и дать немного еды, как это обычно делают усталые путники. Они стучались во все двери деревни: им либо не открывали, либо двери открывались и тут же снова закрывались.

Они дошли до последнего дома в деревне, ветхой маленькой лачуги. Постучали. Дверь открыла старуха с добрым лицом, она пригласила их войти, обогреться немного и разделить с хозяевами их скудную пищу. «Мы с мужем живём бедно», - объяснила она им.


Бедные, но принимающие свою бедность
Это был дом Бавкиды и Филемона. Как повествует Овидий, они выросли в одной деревне, потом поженились и состарились вместе.

Приняв незнакомцев за простых странников, они предложили им сесть и начали готовить еду. У них было немного хлеба и овощей. Они помыли и почистили овощи, начали готовить, подложили немного дров в печь, чтобы стало теплее, и наконец, уселись за скромную трапезу. Я опускаю подробности их разговора, но в какой-то момент Филемон заметил, что кувшин с вином – а хозяева подали гостям молодое вино - никак не пустеет. То же самое было и с кувшином с водой. Они наливали из него, сколько хотели, но он оставался полон. Спустя какое-то время, заинтригованные и испытывающие даже некоторую неловкость, супруги отошли к огню и шепотом поделились друг с другом своими общими удивлением и страхами. Потом, повернувшись к двум гостям, они узнали в них Юпитера и Меркурия, двух богов, спустившихся в мир людей.

Сначала старики очень испугались, а затем ощутили огромное чувство долга. «Что мы можем сделать для таких замечательных гостей?» - спрашивали они себя. Они извинились за такое жалкое угощение. Обратите внимание, Овидий утверждает; когда Бавкида приветствовала двух посетителей, её первые слова были о том, что они бедны. Он явно хочет подчеркнуть: хотя они были бедны, они принимали свою бедность. Овидий не говорит нам, была ли это внешняя нищета, или это было состояние внутренней бедности, состояние смирения и принятие себя такими, какие они есть. Сообщив о своем положении, старики сделали всё, что могли, предложив гостям то немногое, что у них было. Овидий не вдаётся в такие подробности, но мы, тем не менее, это понимаем.

Когда хозяева поняли, кто у них в гостях, они вознамерились приготовить более основательный ужин. У них был гусь, живший с ними много лет. По существу, он был у них вместо сторожевого пса - такое свойство, знаете, часто бывает присуще гусям. Старики отправились ловить его. Они бы долго гонялись за ним - гусь словно понял, что может произойти, уворачивался и наконец, спрятался под стульями богов, которые тут же запротестовали: «Пусть гусь живёт! Умереть предстоит жителям деревни».


Вслед за богами на вершину горы
Итак, боги повели Бавкиду и Филемона к горе и вместе отправились по тропе, ведущей к вершине.

Мы понимаем, что они вели их к высшему уровню. И можем представить себе картину: боги - особенно Меркурий, который, как говорят, был лёгок на ногу, - легко шли впереди стариков, те следовали за ними, поднимаясь с трудом, но всё же шли. Через какое-то время они оглянулись назад и посмотрели на долину внизу - ее затопила вода. Деревня исчезла, не осталось и следа жизни...

Возмездие богов людям, которые их не приняли? Можно это интерпретировать так. Кстати, история о Потопе обычно так и интерпретируется. Но в действительности всё совершенно по-другому: боги спустились на землю, чтобы спасти людей от потопа! Они стучались в их двери, но никто им не открыл».




Первый атрибут Божественного: милосердие

Таким образом, первый атрибут Божественного - милосердие. Помните об этом, милосердие - первый атрибут Божественного. Эго означает, что Бог милосерден к человеку, даже если тот в этом не нуждается, милосердие Бога предшествует потребности человека в нём.




Второй атрибут Божественного: милость

Здесь мы подходим ко второму атрибуту Бога, который называется милостью. Милосердие Бога, или Абсолюта, простирается на всё Творение. Это просто факт, мусульмане говорят: «Бог милосерден!» - как об абсолютном свойстве относительно всех и вся. Второй атрибут, однако, проявляется не для всех, а лишь для «праведных» - по сути, тех, кто выбирает богов, кто открывает им двери. Эти люди испытывают на себе Божественную милость, и это возвышает их. Так произошло в Содоме и Гоморре: Бог позволил покинуть города лишь двум праведным, тем, кто выбрал следовать высшим принципам, другими словами, целям, задачам Бога, тем, кто открыл ему двери. Здесь Бавкида и Филемон сделали то же самое: они открыли дверь, теперь они могут следовать за богами.




Для остальных: не наказание, но коррекция судьбы

Вы должны понять, что для остальных это не вопрос наказания, а вмешательство корректирующих сил - можно называть их Бог, судьба или карма. Вначале существует милосердие в форме корректирующей судьбы для всех и вся. Затем есть милость, которая, как говорят суфии, «распространяется на верующих». Милосердие для всех, а для верующих - милость. Верующий - это человек, который совершает 10 процентов, то есть самую необходимую работу над собой, с тем, чтобы получить в дар остальные 90 процентов.

Но вернёмся к нашей истории. Поднявшись на вершину горы и взглянув вниз во второй раз, старики увидели, что вода уже схлынула, но всё исчезло. От деревни не осталось и следа, кроме одного дома, их маленькой хижины… Но это была уже не хижина: там были мраморные колонны, двери из золота, позолоченные изразцы - их дом превратился в великолепный храм во славу Юпитера.


Смотрители храма
Затем Юпитер велел Меркурию спросить у стариков, чего они хотят. Чего бы они ни пожелали, все им будет даровано.

После того как Меркурий задал супругам вопрос, они отошли в сторонку, чтобы обсудить это между собой. О чём они могли попросить бога? Давайте попробуем представить их: сгорбленные, усталые, они шёпотом делятся друг с другом своими сомнениями... Старики вернулись к Меркурию и сказали ему: «Мы хотим, чтобы Юпитер позволил нам стариться и умереть вместе». А когда Меркурий спросил, чем они собираются заниматься всё это время, они просто ответили: «Мы бы хотели быть смотрителями храма».

Они стали смотрителями храма и прожили ещё очень долго - до того дня, когда, как рассказывается, они оба подметали перед дверями храма, и вдруг Филемон заметил, что Бавкида покрывается ветвями и листьями, а Бавкида взглянула на Филемона и увидела, что и он тоже покрывается ветвями и листьями. И они оба превратились в деревья, переплетясь друг с другом. И умерли в тот момент, когда последний лист закрыл им глаза.

Вот на этом обычно история заканчивается, потому что люди не читают Овидия до конца. Какие чувства оставляет в нас эта история?


Слушатель: Они как бы остановились в своей эволюции, превратились в деревья. Это как-то строго...
- Да, что-то вроде того. Похоже, эта история заканчивается не так, как заканчивается большинство легенд и сказок: «И после этого они всегда жили счастливо».

На самом деле Овидий заключает свой рассказ следующим образом. Когда люди любят богов, говорит он, боги любят людей, и после смерти эти люди становятся богами, оставляя своё физическое тело. Но даже физическое тело не костенеет и умирает, а становится чем-то живым для Земли, оно питает землю, оно участвует в жизни биосферы. Что же касается духа, он становится божественным духом. Правда, авторы, которые впоследствии использовали эту историю, не смогли понять данного аспекта.

Я наверняка пропустил много важных, интересных мест в этой истории, но вы можете прочитать ее сами. Теперь у вас есть некоторые ключи для её понимания.

А сейчас давайте перейдем к более серьезным вещам...





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет