Индекс Святковская А. В



Дата27.06.2016
өлшемі81 Kb.
#161273


Индекс УДК 7.03


Святковская А. В.

студентка 2 курса группы КТ/бак-13 Фак-та СГО КГУКИ



Научный руководитель:

Лях Б.И.,д.ф.н, профессор

ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»



Место М.Ю.Лермонтова

в мировом художественном пространстве

(к 200-летию со дня рождения поэта)
Аннотация: Одним из самых популярных произведений композитора была его музыка к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Эту пьесу в 1941 году, к столетию со дня смерти поэта (1814—1841), поставил Московский театр имени Вахтангова. Музыка к спектаклю была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году.

Ключевые слова: драма, музыка, сюита, композитор.
Position of M. Lermontov in a world art space

(to 200th anniversary of the poet)
Summary: One of the most popular works of the composer , his music was to Lermontov 's "Masquerade" . This play in 1941, the centenary of the death of the poet ( 1814-1841 ) put the Moscow Vakhtangov Theater . Music for the play was commissioned by Khachaturian , who had to prove himself as a brilliant theater composer, great feeling scene. Music created quickly and enthusiastically . The performance took place on June 21, 1941 , on the eve of the Great Patriotic War . This determined his fate : the play very quickly disappeared from the scene . Khachaturian's music continued to live on the symphonic stage as a suite , arranged by the composer in 1943.

Keywords: Drama, music, suite, composer.
Когда художник касается бумаги – что-то рождается в мире! А если он ещё и талантливый поэт, то это - особая квинтэссенция свойств, которую не могут в себя вместить ни поэзия, ни графика в «чистом виде», ни живопись. Речь идет о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, русском поэте, прозаике, драматурге, художнике.

Движение души М.Ю.Лермонтова в Слове, ритмах рисунков и красочных холстов притягивает к себе еще большее внимание, если оно окутано таинственной и загадочной, но в то же время яркой и эмоциональной пеленой музыки А.И.Хачатуряна, автора музыки к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад», одного из самых известных произведений поэта.

Знаток творчества М.Ю.Лермонтова Ираклий Андронников писал по этому поводу:«Трудно представить себе музыку более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова. Если б сказать Вам, что это музыка к одному из творений Пушкина, Вы не поверите. Это Лермонтов! Это его победительная и прекрасная скорбь! Торжество его стиха, мысли…». [2]

А.И. Хачатурян родился 6 июня 1903г. в Тбилиси. В начале века в этом городе, как в огромном котле, были перемешаны традиции национальных культур народов Закавказья. В городе можно было услышать выступления народных певцов – ашугов, соединивших в своем творчестве черты музыки армян, грузин, персов, азербайджанцев. Первые музыкальные впечатления мальчика были связаны именно с народной музыкой. Причем, вернувшись домой, мальчик забирался на чердак и начинал выстукивать ритм народных мелодий на медном тазу. Пройдут годы, и композитор будет вспоминать об этом: «Эта первоначальная моя «музыкальная деятельность» доставляла мне неописуемое удовольствие, родителей же приводила в отчаяние».

Родители были простыми людьми (папа был переплетчиком), правда, музыкально одаренными, в доме часто звучала народная музыка. Но о музыкальном образовании сына нельзя было и мечтать. Вскоре дома появилось старенькое пианино, на котором Арам сам научился играть сначала одним пальцем, потом и с примитивным аккомпанементом. На этом пианино мальчик подбирал мелодии знакомых народных песен.

В десять лет Арам поступил в коммерческое училище. Почти в это же время ему довелось услышать оперу классика композиторской школы Закавказья Палиашвили «Абессалом и Этери». Впечатление было таким сильным, что желание учиться музыке стало неотступным. Не зная нот, Арам научился играть на духовых инструментах и стал участвовать в любительском духовом оркестре.

В 1921 г. в Тбилиси из Москвы приехал старший брат будущего композитора Сурен Хачатурян, работавший режиссером Московского Художественного театра. Он увидел, как велико влечение брата к музыке, и увез его в Москву.

Сначала Хачатурян поступил на биологическое отделение Московского университета. Но скоро понял, что надо идти учиться в музыкальное учебное заведение. В 19 лет он сдавал экзамен в Московский музыкальный техникум им. Гнесиных. Он практически не знал даже нот. Увидев в углу класса виолончель, он сказал, что хочет учиться на этой большой скрипке. Но великие педагоги Гнесины сразу же увидели в юноше большой талант. Сначала образование Хачатуряна проходило в классе виолончели, а затем в классе композиции под руководством профессора М.Ф.Гнесина. Первыми серьезными работами композитора стали «Танец» для скрипки и фортепиано, «Поэма» для фортепиано. Михаил Фабианович Гнесин был тонким, чутким педагогом, сумевшим быстро развить природное дарование Хачатуряна. Потом Арам Ильич посещал класс Н.Я.Мясковского, который передал ему лучшие традиции русской и западноевропейской классики. В 1929 г. Хачатурян поступил в Московскую консерваторию. Учиться там ему было трудно. Сказывалось отсутствие начального теоретического образования, иная национальная культура и даже возраст. Но он был человеком целеустремленным и трудолюбивым. Один из его современников вспоминал о Хачатуряне: «Энергичный, порывистый, увлекающийся, не очень организованный, но очень преданный любимому искусству». Это помогло молодому музыканту преодолеть все трудности.

Дипломной работой композитора стала Первая симфония, вышедшая далеко за пределы обычной дипломной работы и ставшая заметным явления в музыкальной жизни России 30-х гг. Хачатурян блестяще закончил консерваторию. Его имя было занесено на доску почета. Успех Первой симфонии открыл композитора. Он поступает в аспирантуру консерватории в класс Мясковского. Композитор активно изучает национальный фольклор, собирает материал для новых произведений. Вершинами его творчества этого периода стали Симфоническая поэма, балет «Счастье», фортепианный и скрипичный концерты. В этих сочинениях уже выработались характерные черты творчества музыканта: яркость, сочность музыкальных образов, опора на фольклор, танцевальная основа музыки при отсутствии драматических конфликтов. В это же время композитором была написана музыка к драме Лермонтова «Маскарад» для театра имени Е.Вахтангова. Позже отдельные фрагменты этой музыки были объединены в сюиту.

Но вот на русскую землю пришла война. Естественно, что большинство произведений этой поры связана с патриотической тематикой. За годы войны были созданы балет «Гаянэ», Вторая симфония с колоколом, посвященная событиям войны, Три концертные арии для голоса с оркестром, Русская фантазия, Государственный гимн Армении. Сразу после войны появился виолончельный концерт, завершивший триаду инструментальных концертов композитора.

В 1951 г. Хачатурян стал профессором Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Начинается активная общественная и гастрольная деятельность композитора. Хачатурян гастролирует не только по городам СССР, но и за границей. Во время поездки в Рим у него рождается замысел одного из шедевров балетного искусства XX в. – балета «Спартак». Он был закончен в 1954 г. и впервые поставлен на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. О своем балете композитор писал: «Сочиняя музыку своего балета, стремясь мысленно постигнуть атмосферу древнего Рима, я всегда ощущал духовную близость Спартака нашей эпохе, нашей борьбе против всяческой тирании, борьбе угнетенных народов против империалистических агрессоров». Действительно, балет оказался очень созвучным современности. В этом балете композитор нарисовал яркие, красочные, экспрессивные картины Древнего Рима: бой гладиаторов, рынок рабов, пир у патриция Красса и др. в 1959 г. за это произведение Хачатурян был награжден Ленинской премией.

В поздний период творчества композитор повторил свою триаду концертов, но уже в другой жанровой разновидности: в 60-е гг. появились концерты-рапсодии для скрипки, виолончели и фортепиано. Эти сочинения показали, какого уровня мастерства и зрелости достигло дарование Хачатуряна. Кроме того, в них проявились новые качества его таланта – жизненная мудрость, стремление к обобщениям, желание высказаться от первого лица.

В этот период авторитет композитора был чрезвычайно велик. Активизировалась педагогическая деятельность Хачатуряна. Им была воспитана целая плеяда молодых композиторов, среди которых А.Эшпай, А.Виеру, Р.Бойко, М.Таривердиев. продолжая традиции Гнесина и Мясковского, композитор старался пробудить в них самобытное дарование, предоставить возможность для самовыражения.

Творческий и жизненный путь А.Хачатуряна завершился 1 мая 1978 г., но музыка композитора продолжает жить и радовать нас. Почти все творчество композитора пронизано национальными мотивами многовековой армянской культуры. Его сравнивали не только с Рубенсом, но и с Мартиросом Сарьяном. Заслуга Хачатуряна состоит в том, что он первым из композиторов Закавказья использовал с своем творчестве крупные симфонические формы и, обогатив ими национальную культуру, поднял ее на более профессиональный уровень, сделал достоянием мировой музыкальной культуры. [7, с. 156-161.]

Одним из самых популярных произведений композитора была его музыка к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Эту пьесу в 1941 году, к столетию со дня смерти поэта (1814—1841), поставил Московский театр имени Вахтангова. Михаил Юрьевич Лермонтов написал драму "Маскарад" в 1835 году, будучи 21-летним молодым человеком. Тем не менее, такой юный возраст не помешал ему создать одно из глубочайших и значимых в его творчестве и всей русской литературе произведений. В нем он обрисовал картину светского Петербурга XIX века и создал образ предтечи Печорина - Арбенина. Он, как и "герой нашего времени", разочарован во всех радостях жизни, но находит свой идеал в лице Нины, чистой и прекрасной девушки. [6] Однако Нина совершает неосторожный поступок: она приезжает на маскарад, один из тех — в доме Энгельгардта, — в которых бывает весь высший свет, и там теряет браслет, подаренный мужем. Этот браслет случайно находит баронесса Штраль и дарит его как доказательство любви князю Звездичу. Князь хвалится им Арбенину. Тот узнает браслет жены, и, не веря ее объяснениям, охваченный бешеной ревностью, отравляет ее.

Пьеса была запрещена цензурой, и Лермонтов в течение 1835—1836 годов трижды переделывал ее, но на сцене или в печати ему драму так и не удалось увидеть. Цензура считала непозволительным резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардта, на которых бывали члены царской семьи, и недопустимыми «дерзости против дам высшей знати». К тому же было высказано мнение, что пьеса основана на подлинном эпизоде. Уже после смерти поэта, в 1843 году великий русский актер П. Мочалов пытался добиться разрешения на постановку «Маскарада» в свой бенефис, но ему это не удалось. Почти в полном виде драма впервые увидела свет рампы лишь в 1862 году.

Музыка к спектаклю была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», — говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма "Маскарад", — рассказывал позднее композитор. — К работе над музыкой я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке "Маскарада", которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, "заданного", как мне представляется, самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:

Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи 


Кружилася быстрей — и чудное стремленье 
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль, 
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль, 
Не то, чтоб радость...

По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к "Маскараду". Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и "новой", и "хорошей", иными словами, достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.

В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно "услышал" тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли...»

Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году.

В сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.

Вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна. По определению известного литературоведа, знатока лермонтовского творчества, прекрасно знавшего музыку, И. Андроникова, это «обобщение романтической вальсовости, ее квинтэссенция». Гибкая мелодия вальса покоряет своим грустным, чуть меланхолическим оттенком, еле уловимой окрашенностью в восточные тона. Средний эпизод словно сменяет объект внимания: если начало было как бы портретом Нины, передавало ее настроение, то теперь в полных аккордах аккомпанемента, размашистой мелодии перед слушателем разворачивается картина бала; и танец меняет не только характер, но даже жанр — в нем появляется ритм полонеза или мазурки (наблюдение исследователя творчества Хачатуряна Э. Барутчевой). Но это ненадолго: через сорок тактов возвращается прежний затаенно-грустный вальс.

Ноктюрн (первоначально композитор назвал этот номер Романсом) — лирическое интермеццо. В пьесе он связан с образом Нины и сопровождает лирические сцены с ее участием. В его основе — задушевная, проникновенная мелодия солирующей скрипки, которую поддерживают своими подголосками кларнет, затем солирующие флейта и гобой. Нежный прозрачный аккомпанемент подчеркивает настроение «песни без слов».

Мазурка — яркая, радостная, эффектная — создает контраст номерам, так или иначе относящимся к характеристике Нины. Это общий бальный танец с преимущественно полным звучанием (лишь средний эпизод звучит в более прозрачной оркестровке и тихих динамических градациях), с размахом, типичным для этого гордого шляхетского танца.

Романс, сменяющий пышный бальный танец, по настроению близок Ноктюрну и Вальсу, с которыми связан тематически. Это характеристика Нины. Мелодия, порученная первым и вторым скрипкам в октаву, начинается аналогично вальсу. Но она распевается более широко и свободно, достигая огромной лирической насыщенности, несмотря на миниатюрность номера, занимающего всего 54 такта. Это — лирическая кульминация сюиты.

Завершает ее Галоп — еще один бальный номер, рисующий пустую, равнодушную маскарадную толпу, безразличную к происходящей на ее фоне трагедии, не замечающую ее. Непрерывный, неумолчный пульс восьмых создает канву, на которую нанизываются скачущие мотивы деревянных духовых. Внезапно общий веселый бег прерывается: все смолкает, в полной тишине звучит свободная каденция солирующего кларнета. Затем флейта вступает со своим соло, взбираясь в высоту постепенно увеличивающимися скачками мелодии. И вот уже снова загремел, заскакал галоп, завершаясь в вихревом финале. [5]



Партитура сюиты, пересочиненная Хачатуряном, до сих пор продолжает звучать и кружиться в музыкальном вихре на лучших мировых симфонических эстрадах. Музыка к «Маскараду» отмечена такой новизной и глубоким характером современности, что дает ей возможность никогда «не состариться» и быть всегда актуальной.
«Прикладную музыку, говорил Хачатурян, надо пересочинять: на симфонической эстраде действуют свои законы. Одно несомненно для меня – настоящая музыка театра и кино, при всей ее специфике, должна быть написана так, чтобы она могла звучать и на симфонической эстраде, чтобы это были не крохи, музыкальные кусочки, а нечто цельное, объединенное одной идеей.» [2]. Именно такой и является музыка А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад».

Список литературы:


  1. Библиографический ресурс «Чтобы помнили». Хачатурян Арам Ильич. Биография. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1975. – Загл. с экрана. (дата обращения: 08.04.2014).

  2. Виртуальный Музей великого армянского композитора Арама Хачатуряна. Музыка для театра. «Маскарад». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.khachaturian.am/rus/works/spekt_3.htm. - Загл. с экрана. (дата обращения: 08.04.2014)

  3. Виктор Сиротин. Лермонтов в искусстве его времени. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lermontov.info/kritika/sirafim.shtml. - Загл. с экрана. (дата обращения: 08.04.2014).

  4. Морозова Л., Розенфельд Б.. Лермонтов в музыке: Справочник. – М.: Советский композитор, 1983. – 176 с.

  5. Хачатурян. Маскарад. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/khachaturian_masquerade.html. - Загл. с экрана. (дата обращения: 08.04.2014).

  6. Хачатурян, Сюита из музыки к драме Лермонтова «Маскарад». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.potudan.ru/proizvedenia/syuita-iz-muzyki-k-drame-lermontova-maskarad.html. - Загл.с экрана. (дата обращения: 08.04.2014).

  7. Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка XX века. Четвертый год обучения: Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 156-161.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет