Иудейская Война
Иосиф Флавий (гг. 37-100).
Предисловие автора. Первая Книга
1. Взятие Иерусалима Энтиохом Эпифаном. О Маккавеях: Маттафии и Иуде. 2. Преемники Иуды: Ионатан, Симон и Иоханан Гиркан. 3. Аристобул, первый возложивший на себя царскую диадему, умерщвляет свою мать и своих братьев и сам умирает после одногодичного правления. 4. Аристобул, первый возложивший на себя царскую диадему, умерщвляет свою мать и своих братьев и сам умирает после одногодичного правления. 4. Деяния Александра Янная, царствовавшего 27 лет. 5. Девятилетнее царствование Александры и возвращение власти к фарисеям. 6. Гиркан, наследник Александры, отказывается от престола в пользу Аристобула. 7. Помпей, взяв Иерусалим и храм, входит в Святая Святых. Дальнейшие его действия в Иудее. 8. Александр воюет с Гирканом. Аристобул собирает войско, но снова попадает в плен. Дальнейшие события при Габинии, Крассе и Кассии. 9. Смерть Аристобула от рук друзей Помпея и умерщвление сына его Александра Сципионом. 10. Цезарь назначает Антипатра наместником Иудеи. Антипатр назначает Фазаеля начальником Иерусалима, а Ирода - в Галилее. 11. Ирод делается наместником всей Сирии. 12. Фазаель побеждает Феликса, а Ирод-Антигона. Иудеи выступают с обвинениями против Ирода и Фазаеля, но Антоний их оправдывает и возводит в тетрархи. 13. Парфяне, при помощи которых Антигон снова возвращается в Иудею, берут в плен Гиркана и Фазаеля. 14. Изгнанный из Аравии Ирод спешит в Рим, где он благодаря содействию Антония и Цезаря назначается царём иудеев. 15. Антигон осаждает запертых в Масаде, которых возвратившийся из Рима Ирод освобождает. 16. Ирод берёт Сепфорис и заставляет сдаться ему спрятавшихся в пещерах разбойников. 17. Иосиф, брат Ирода, убит. Казнь убийцы. Ирод осаждает Иерусалим и женится на Мариамме. 18. Взятие Иерусалима Иродом и Сосием. Смерть Антигона. Отношение Ирода к Клеопатре. 19. Антоний отправляет Ирода войной против арабов. Большое землетрясение. 20. Ирод утверждается Августом в царствовании. Ему возвращается часть царства, отнятая Клеопатрой. 21. Города и другие строения, возведённые Иродом. Успех, которым он пользовался во всём. 22. О смерти первосвященника Аристобула, а также Мириаммы. 23. Оклеветание сыновей Мариаммы. Предпочтение, оказанное Антипатру. Ирод обвиняет их перед Цезарем. 24. Злокозненность Антипатра и Дориды. 25. Архелай мирит вновь Ирода с Александром и Ферором. 26. Интриги Эврикла против сыновей Мариаммы. Напрасная защита их коянином Эваратом. 27. Ирод, с разрешения императора, выступает в Берите обвинителем своих сыновей, которые, не будучи представлены собранию, осуждаются. 28. Антипатр повсюду ненавидим. Жёны и дети Ирода. 29. Антипатр становится невыносимым; он едет в Рим с завещанием Ирода. 30. Ирод узнаёт о попытке Антипатра отравить его. 31. Антипатра выдаёт Бафилл. Тот, ничего не подозревая, возвращается из Рима. Ирод
привлекает его к суду. 32. Антипатр перед судом Вара. 33. Низвержение золотого орла. Жестокость Ирода. Его попытка наложить на себя руки.
Книга 2
1.Архелай даёт народу пир по поводу смерти Ирода. 2. Архелай едет в Рим. Обвиняемый Антипатром, он выходит победителем. 3. Борьба иудеев с солдатами Сабина и кровопролитие в Иерусалиие. 4. Бунт солдат Ирода. Разбойничьи набеги Иуды. 5. Вар подавляет мятеж иудеев. 6. Август разделяет царство Ирода между детьми. 7. Архелай идёт в ссылку и Глафира умирает. 8. Этнархия Архелая обращается в римскую провинцию. 9. Смерть Саломеи. Города построенные Иродом. Народные волнения при Пилате. 10. Гай хочет поставить в храме свою статую. Отношение Петрония к его приказу. 11. Правление Клавдия и царствование Агриппы. Смерть Агриппы и Ирода. 12. Частые волнения при Кумане, которые подавляет Квадрат. Феликс-правитель Иудеи. 13. Нерон присоединяет города к владениям Агриппы. Смуты. Столкновение между иудеями и сирийцами в Кесарии. 14. Феликса сменяет Фест; за ним следует Альбин, преемником которого является Флор. 15. Беренника напрасно умоляет Флора о пощаде для иудеев. 16. Цестий посылает трибуна Неаполитана в Иудею. 17. Иудеи начинают войну против римлян. Манаим. 18. Во многих местах начинаются кровавые преследования против иудеев. 20. Цестий осаждает Иерусалим. 20. Цестий отправляет посольство к Нерону. Дамаскинцы перебивают живущих среди них иудеев. 21. Иоанн из Гисхалы. Иосиф вновь подчиняет себе отпавшие города. 22. Военные приготовления иудеев. Симон, сын Гиоры, обращается к разбойничеству.
Третья Книга
1. Нерон отправляет Веспасиана в Сирию, возлагая на него обязанность ведения войны с иудеями. 2. Сильное поражение иудеев у Аскалона. Веспасиан подвигается к Птолемаиде. 3. Описание Галилеи, Самарии и Иудеи. 4. Иосиф, нападая на Сепфорис, отбрасывается. Тит приходит в Птолемаиду. 5. Описание римского войска, его лагерного быта и прочего. 6. Плацид отбит от Иотапаты. Веспасиан вторгается в Галилею. 7. Овладев городом Габарой, Веспасиан направляется против Иотапаты. 8. Иосиф сдается римлянам. 9. Взятие Иоппии и сдача Тивериады. 10. Как была взята Тарихея. Описание Иордана и Генисаретского округа.
Четвертая Книга
1. Осада и взятие Гамалы. 2. Сдача Гисхалы после бегства Иоанна. 3. Об Иоанне из Гисхалы, зелотах и первосвященнике Анане. 4. Идумеяне являются в Иерусалим, проводят ночь вне города. 5. О жестокостях идумеян и зелотов. Смерть Анана. 6. Зелоты производят резню в городе. Весспасиан удерживает римлян. 7. Стремление Иоанна к тирании. Злодеяние зелотов в Масаде. Взятие Веспасианом Гадары. 8. Веспасиан спешит окончить войну. Описание Иерихона, Большой долины и Асфальтового озера. 9. Веспасиан готовится к осаде Иерусалима. О смерти Нерона и о Симоне из Геразы. 10. Войска в Иудее и Египте провозглашают Веспасиана императором. 11. Веспасиан отправляется в Рим, сын его Тит отправляется в Иерусалим.
Пятая Книга
-
О междоусобицах в Иерусалиме и происходивших из-за этого в городе бедствиях.
-
Тит двинулся к Иерусалиму. 3. Возобновление междоусобицы в Иерусалиме. Козни
иудеев. 4. Описание Иерусалима. 5. Описание храма. 6. О тиранах Симоне и Иоанне.
7. Падение римской башни. Римляне овладевают первой стеной. 8. Римляне берут
вторую стену. 9. Тит снова приступает к осаде и посылает Иосифа переговорить о
мире. 10. Многие из народа пытаются бежать к римлянам. Страдания оставшихся. 11. Множество иудеев распято перед стенами города. Об Антиохе Эпифане. Иудеи разрушают укрепления римлян. 12. Тит окружает город стеной, голод начинает опустошать целые семейства. 13. Убийства и грабежи усиливаются в Иерусалиме.
Шестая Книга
1. Бедствия иудеев усиливаются. Нападение римлян на Антонию. 2. Тит, повелев разрушить Антонию. 3. Много римлян сгорело. Описание страшного голода. 6. Тит приказывает поджечь ворота; загорается также и храм. 5. Бедствия иудеев во время пожара храма. О знамениях, предшествовавших взятию города. 6. Римляне, внесшие знамена в храм, с ликованием приветствуют Тита. 7. Дальнейшая судьба мятежников. Цезарь овладевает верхним городом. 8. Цезарь воздвигает насыпи против Верхнего города и берет город. 9. Распоряжения Цезаря по вступлении его в город. Число взятых в плен и погибших. О бежавших из подземелья. 10. Город, пять раз прежде завоеванный, теперь во второй раз подвергся разрушению.
Седьмая Книга
1. Разрушение всего Иерусалима, кроме трех башен. 2. Тит устраивает зрелища в Кесарии Филипповой. Взятие в плен тирана Симона и оставление его для триумфа. 3. Тит убивает многих иудеев. Об опасностях в Антиохии вследствие измены иудея Антиоха. 4. Встреча Веспасиана в Риме. Германцы, отпавшие от римлян, снова покоряются. Сарматы возвращаются на родину. 5. О Субботней реке. Жалобы Антиохийцев на иудеев. О триумфе Тита и Веспасиана. 6. О Махероне. 7. О несчастной судьбе Антиоха, царя Коммагены. Об аланах, причинивших много бед жителям Мидии и Армении. 8. О Масаде и занявших её сикариях. Сильва приступает к осаде крепости. 9. Жители крепости убивают друг друга. 10. Бежавшие в Александрию, навлекают на себя опасность. Храм, построенный первосвященником Хонием, опустошается. 11. О Ионатане, одном из сикариев, поднявшем восстание в Кирен.
Предисловие автора.
Иудейская война с римлянами‚ превосходящая, наверно, все в истории войны‚ до сих пор описана была в духе софистов и такими людьми‚ из которых одни‚ не будучи сами свидетелями событий‚ пользовались неточными‚ противоречивыми слухами‚ другие же‚ хотя и были очевидцами‚ искажали факты либо из лести к римлянам‚ либо из ненависти к евреям‚ вследствие чего их сочинения заключают в себе то порицание‚ то похвалу‚ но отнюдь не действительную и точную историю. А потому я‚ Иосиф‚ сын Маттафии‚ еврей из Иерусалима и из священнического рода‚ сам воевавший сначала против римлян и служивший невольным свидетелем всех позднейших событий‚ принял решение дать народам Римского государства на греческом языке такое же описание войны‚ какое я раньше составил для варваров внутренней Азии на нашем родном языке.
Римское государство изнемогало от внутренних неурядиц‚ когда началось это‚ как уже было замечено‚ в высшей степени знаменательное движение. Иудеи же‚ стремясь тогда к созданию нового положения вещей‚ воспользовались тогдашними беспорядками для восстания; они были так богаты боевыми силами и денежными средствами‚ что надеялись даже завладеть частью Востока‚ которую римляне вследствие многочисленных смут считали для себя чуть ли не потерянной. Иудеев‚ кроме того‚ окрыляла надежда‚ что их соплеменники
из-за Евфрата примкнут массами к их восстанию; римляне же‚ напротив‚ были заняты усмирением соседних галлов‚ да и кельты заставляли беспокоиться. Наконец‚ после смерти Нерона все пришло в волнение; многие‚ пользуясь благоприятным случаем‚ пытались завладеть престолом; войско в то же время в надежде на добычу жаждало перемены в правлении. Я считаю недостойным умолчать о таких важных событиях и в то время‚ когда парфяне‚ вавилоняне‚ отдаленные арады‚ наши соплеменники по ту сторону Евфрата и адиавины‚ благодаря моим трудам‚ подробно ознакомились с причинами‚ многочисленными превратностями и конечным исходом той войны‚ — чтоб рядом с ними оставить в неведении тех греков и римлян‚ которые в войне не участвовали‚ и предоставить им довольствоваться чтением лицемерных и лживых описаний.
Писатели берут на себя смелость называть эти описания историей‚ хотя последние‚ кроме того что не дают ничего здравого для ума‚ но‚ на мой взгляд‚ не достигают даже своей цели. Желая рельефнее выставить величие римлян‚ они стараются на каждом шагу унизить и умалить иудеев; и они даже не спрашивают себя — каким образом победители ничтожных противников могут казаться великими. С другой стороны‚ они не принимают во внимание ни долгой продолжительности войны‚ ни многочисленных потерь римского войска‚ ни‚ наконец‚ величия полководцев‚ которые‚ по моему мнению‚ теряют свою славу‚ если завоевание Иерусалима‚ доставшееся им в поте лица‚ не было вовсе таким особенным геройским подвигом.
Мое намерение‚ однако‚ ни в коем случае не состоит в том‚ чтобы в противоположность тем‚ которые превозносят римлян‚ преувеличить деяния моих соотечественников; нет‚ я хочу в точности рассказать обо всем‚ что действительно происходило в обоих лагерях. Вспоминая о происшедшем и давая скорбное выражение чувствам‚ возбуждаемым во мне бедствиями‚ постигшими мою отчизну‚ я этим удовлетворяю только внутреннюю потребность моей наболевшей души. Что именно только внутренние раздоры ввергли отечество в несчастье‚ что сами иудейские тираны были те‚ которые заставили римлян против собственной воли дотронуться руками до священного храма и бросить головню в него‚ — этому свидетель разрушитель его‚ император Тит‚ который во все время войны обнаруживал жалость к народу‚ подстрекаемому бунтовщиками‚ несколько раз откладывал наступление на город и нарочно продлил осаду‚ дабы дать виновникам время одуматься. Если кто-либо захочет упрекнуть меня в том‚ что я выступаю в тоне обвинителя против тиранов и их разбойничьей шайки или что я изливаю свое горе над несчастьем моей отчизны‚ то да простит он мне это отступление от законов историографии‚ являющееся следствием моего душевного настроения; ибо из всех городов‚ покоренных римлянами‚ ни один не достиг такой высокой степени благосостояния‚ как наш город; но ни один также не упал так глубоко в бездну несчастья; да никакое несчастье от начала мира‚ кажется мне‚ не может быть сравнимо с тем‚ которое постигло иудеев; и виновником его не был кто-либо из чужеземцев. Как же после этого можно подавить мои вопли и сетования! Если же найдется такой суровый критик‚ в сердце которого не зашевелится ни малейшее чувство сожаления‚ то пусть он факты отнесет к истории‚ а жалобные вздохи — на счет автора.
Скорее‚ однако‚я бы мог предпослать укор эллинским историкам. Они‚ ввиду таких важных‚ лично пережитых событий‚ рядом с которыми войны прежних времен должны казаться весьма незначительными‚ не перестают все-таки высказывать свои суждения об этих последних‚ перетолковывая на всякие лады прежних писателей‚ которых хотя и превосходят красноречием‚ но никак не достигают по серьезности задачи. Так‚ например‚ они пишут историю ассирийцев или мидян‚ как будто она древними историками еще недостаточно изложена; а между тем как уступают они последним и в силе изложения и по отношению к цели‚ ими руководившей. Каждый из этих последних старался описывать события‚ происходившие
4
как бы перед глазами‚ когда современность автора с описанными им фактами могла служить гарантией достоверности изложения‚ а ложные сообщения могли быть всенародно опровергнуты очевидцами. Спасти от забвения то‚ что еще никем не рассказано‚ и сделать достоянием потомства события собственных времен — вот что похвально и достославно; нельзя‚ однако‚ называть истым тружеником того‚ который изменяет план и порядок чужого труда; а того‚ который‚ воспроизводя новое‚ дотоле неизвестное‚ самостоятельно воздвигает памятник исторический. Я‚ хотя чужестранец‚ не щадил никаких трудов и затрат‚ чтобы быть в состоянии предложить эллинам‚ а также варварам историю совершившихся событий; между тем как чистокровные эллины там‚ где дело касается наживы или какого-нибудь судебного процесса‚ сейчас делаются удивительно разговорчивыми и развязными‚ но лишь только потребуется от них написать историю‚ где приходится сказать правду и с большим трудом собрать фактические данные‚ — уста их вдруг замыкаются‚ и они предоставляют это делать другим‚ менее способным и незнакомым с делами полководцев. У нас-то высоко почитается историческая правда‚ между тем как у эллинов к ней относятся с пренебрежением.
Описать древнюю историю иудеев и рассказать‚ какого они происхождения‚ каким образом они вышли из Египта‚ через какие страны они прошли на пути странствования‚ каким образом они потом рассеялись‚ я считаю теперь несвоевременным и‚ кроме того‚ излишним‚ так как еще до меня многие иудеи написали точную историю своих предков‚ а некоторые эллины‚ переводя их сочинения на свой родной язык‚ дали нам об этой истории в общем довольно верное представление. Мой рассказ я хочу начать с того‚ на чем остановились те историки и наши пророки. Но и здесь я имею в виду более обстоятельно и со всевозможной точностью рассказать собственно о той войне‚ которую лично пережил‚ а событиям предшествовавших мне времен сделать лишь сжатый и беглый обзор.
Таким образом‚ я расскажу‚ как Антиох‚ по прозванию Светлейший (Эпифан)‚ завоевал Иерусалим и после трех лет и шести месяцев владычества был изгнан из страны сынами Хасмоная; как потомки последних‚ разъединившись между собой из-за господства‚ дали повод ко вмешательству римлян и Помпея в дела страны; как затем Ирод‚ сын Антипатра‚ при помощи Сосия положил конец их господству; как после смерти Ирода‚ в царствование Августа и при правителе страны Квинтилии Варе‚ восстал народ; как на 12-м году царствования Нерона началась война‚ что произошло при Цестии и на какие места иудеи в начале войны нападали с оружием в руках.
После будет сообщено‚ как они укрепляли пограничные города; как Нерон после поражения Цестия‚ считая государство в опасности‚ поручил Веспасиану руководительство над войной; как этот со своим старшим сыном вторглись в страну иудеев; как велико было римское войско; сколько из пришедших ему на помощь союзников было перебито по всей Галилее и как он частью силой‚ частью благодаря добровольной сдаче привел под свою власть города этой области. Затем я изображу образцовый порядок у римлян во время войны и дисциплину легионов; дальше — величину и природу обеих частей Галилеи‚ границы Иудеи‚ особенности страны‚ ее озера и источники; наконец‚ судьбу каждого покоренного города в отдельности — все это я тщательно изображу так‚ как я это знаю из собственных наблюдений или сообщенных сведений. Даже о собственных своих приключениях я не умолчу‚ имея в виду‚ что обращаюсь со своим рассказом к таким лицам‚ которые знакомы с обстоятельствами дела.
Дальше следует рассказ о том‚ как в то время‚ когда положение иудеев сделалось уже критическим‚ умер Нерон‚ а Веспасиана‚ выступившего было тогда против Иерусалима‚ отвлекло от поля военных действий полученное им царское достоинство; о предзнаменованиях‚ предвещавших ему это; о переменах‚ происшедших в Риме‚ и о том‚ как Веспасиан при всем своем сопротивлении был провозглашен солдатами императором; как тогда‚ после его
отъезда в Египет‚ где он хотел привести в порядок государственные дела‚ начались раздоры между иудеями‚ возвысились над ними тираны и как последние взаимно враждовали между собой.
Затем я расскажу‚ как вернулся Тит из Египта и вновь напал на страну; каким путем‚ где и в каком количестве он собрал свое войско; какие внутренние распри господствовали в городе‚ когда Тит к нему подступил; сколько раз он штурмовал его‚ сколько валов он соорудил. Дальше я опишу объем и величину трех иерусалимских стен‚ сильные укрепления города‚ план святилища и храма‚ размер строений и алтаря — все с величайшей точностью; также — некоторые праздничные обычаи‚ семь очищений и богослужение когенов; кроме того‚ я опишу еще облачения последних и первосвященника‚ внутреннее устройство Святая Святых в храме‚ ничего не скрывая и ничего не прибавляя к тому‚ что лично изучал.
Вслед за тем я расскажу‚ как жестоко обращались тираны со своими же соотечественниками; с другой же стороны — как снисходительны были к чужеземцам римляне и как часто Тит‚ желавший спасти город и храм‚ вызывал бунтовщиков на миролюбивое соглашение; также я последовательно изложу все те бедствия и страдания‚ которые до окончательного покорения города переносил народ от войны‚ внутренних сумятиц и голода. При этом я не умолчу ни о несчастной судьбе перебежчиков‚ ни о казни пленников и дальше сообщу‚ как храм‚ против воли и желания императора‚ сделался добычей пламени; какие из храмовых сокровищ были спасены от огня; об окончательном покорении города и о предшествовавших ему знамениях и чудесах; после следует описание пленения тиранов‚ количества проданных в рабство людей‚ их различных судёб‚ как после всего этого римляне подавили последние остатки вооруженного сопротивлёния в стране и разрушили все укрепления и‚ наконец‚ как Тит‚ объехав всю страну и умиротворив ее‚ возвратился в Италию и отпраздновал свою победу.
Все это‚ избегая основательного повода к порицаниям и обвинениям со стороны лиц‚ фактически знакомых с делом и бывших очевидцами войны‚ я описал в семи книгах для ищущих правды‚ а не только одного развлечения. Итак‚ начну свой рассказ‚ предпосылая каждой главе указание ее содержания.
Первая Книга
1. Взятие Иерусалима Энтиохом Эпифаном. О Маккавеях: Маттафии и Иуде.
Во время войны Антиоха‚ прозванного Светлейшим (Эпифаном)‚ с Птолемеем VI за обладание Келесирией возникли распри между иудейскими начальниками: спорили же они о власти‚ так как ни один из них не хотел подчиниться другому‚ равному себе по рангу. Хо-ний‚ один из первосвященников‚ одержав верх‚ выгнал из города сыновей Товия‚ которые тогда отправились к Антиоху и просили его напасть на Иудею‚ предложив ему свои услуги в качестве военачальников. Царь‚ давно уже жаждавший овладеть страной‚ поспешил дать свое согласие. Став сам во главе могущественной армии‚ он вторгся в Иудею‚ взял Иерусалим приступом‚ убил множество приверженцев Птолемея‚ предоставил солдатам беспрепятственно грабить‚ самолично ограбил храм и остановил обычные ежедневные жертвоприношения на три года и шесть месяцев. Первосвященник Хоний спасся‚ однако‚ бегством к Птолемею‚ с изволения которого он в Гелиопольском округе выстроил городок‚ похожий на Иерусалим‚ и в этом городке — храм наподобие Иерусалимского. К этому событию мы еще вернемся в своем месте.
Антиох‚ однако‚ не довольствовался ни неожиданным покорением города‚ ни грабежом‚ ни великой резней; обуреваемый своими необузданными страстями и воспоминанием о трудностях иерусалимской осады‚ он принуждал иудеев‚ вопреки их отечественным законам‚ оставлять детей необрезанными и приносить на алтарь в жертву свиней. Никто не повиновался этому приказу; знатнейшие были казнены. Наконец‚ Бакхид‚ принявший от Антиоха начальство над гарнизоном‚ присоединил к безбожным распоряжениям царя еще и собственную природную свирепость; он перешел всякую меру беззакония: самые видные граждане одни за другими были замучены в пытках‚ и глазам всего народа ежедневно представлялась картина покорения Иерусалима. Своими неслыханными жестокостями Бакхид‚ наконец‚ довел угнетенный народ до восстания.
Началось оно с того‚что Маттафия‚ сын Хасмоная‚ один из когенов селения Модин‚ вооружился сам‚ а также вооружил пять своих сыновей и кинжалом заколол Бакхида. В первое мгновение он‚ из боязни перед многочисленным гарнизоном‚ бежал в горы; но когда к нему присоединилось много народа‚ он воспрянул духом‚ спустился вниз‚ победил в решительном сражении военачальников Антиоха и изгнал их из пределов Иудеи. Боевые успехи доставили ему власть. Как освободитель отчизны от чужеземного ига он всенародно был избран главою, после чего умер‚ оставив власть своему старшему сыну‚Иуде.
Зная‚ что Антиох не вынесет переворота спокойно‚ Иуда набрал войско из своих соплеменников‚ заключил (первый‚ кто это сделал) союз с римлянами и при вторичном вторжении Эпифана отбил его назад со значительным уроном. Одушевленный новой победой Иуда бросился на находившийся в городе гарнизон (последний все еще не был уничтожен)‚ выгнал солдат из Верхнего города в Нижний‚ называемый Акрой‚ овладел храмом‚ очистил весь двор‚ окружил его стеной‚ заменил прежнюю оскверненную утварь новой‚ воздвигнул новый алтарь и‚ по окончании всех этих работ‚ возобновил в храме порядок жертвоприношений. Едва только город принял прежний вид‚ как Антиох умер. Его престол и ненависть к иудеям унаследовал сын его‚ Антиох.
Этот набрал войско‚ состоявшее из 50 000 человек пехоты‚ около 5000 всадников и 80 слонов‚ и‚ проникнув через Иудею в гористую область‚ покорил здесь маленький городок Бет-Цуру и при ущелье Бет-3ахария столкнулся лицом к лицу с полчищами Иуды. Прежде чем войска подступили друг к другу‚ брат его‚ Элеазар‚ отыскал глазами в лагере неприятеля самого высокого слона с огромной башней‚ украшенной позолоченным щитом. Предполагая‚ что на этом слоне сидит Антиох‚ Элеазар ускакал вперед‚ врубился в ряды неприятеля и налетел на намеченного слона. Но седок‚ которого он принял за царя‚ сидел слишком высоко — он только мог ранить животное‚ которое упало и тяжестью своего тучного тела задушило его. Не совершив никаких других великих подвигов‚ он‚ однако‚ заслужил вечную славу. Впрочем‚ вожак слона был простой воин; да если он случайно и был бы Антиохом‚ то отважный юноша тоже‚ кажется‚ ничего другого своим подвигом достичь не мог бы‚ как смерти героя. Для Иуды этот печальный эпизод служил дурным предзнаменованием. И действительно‚ иудеи хотя долго и упорно отстаивали поле битвы‚ но царские войска‚ превосходившие их своей численностью и покровительствуемые счастьем‚ одержали победу. С остатками своей разбитой армии Иуда бежал в Гофну‚ а Антиох двинулся к Иерусалиму. Недостаток в продовольствии принудил его‚ однако‚ после кратковременной стоянки в городе двинуться в обратный путь; оставив на месте гарнизон‚ казавшийся ему достаточно сильным‚ он остальную часть армии повел в Сирию на зимние квартиры.
По удалении царя Иуда не остался праздным. Рассеявшиеся в последней битве солдаты к нему снова вернулись‚ а вместе с ними нахлынули свежие народные массы. С этими обновленными силами он при деревне Адасе дал военачальникам Антиоха новую битву‚ в ко-
торой‚ геройски сражаясь и истребив массу неприятелей‚ сам пал в бою. Вскоре после этого погиб и его брат Иоханан‚ сделавшись жертвой измены со стороны приверженцев Антиоха.
Достарыңызбен бөлісу: |