Интегрированный урок литературы и музыки Потуроева Ирина Михайловна



Дата13.07.2016
өлшемі65.01 Kb.
#197687

Тема: «Интерпретация композитором А.П. Бородиным «Слова о полку Игореве»
(интегрированный урок литературы и музыки)




Потуроева Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №22» г.Орёл


Цель: довести до сознания учащихся идейное содержание литературного произведения «Слово о полку Игореве» и музыкального произведения – оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», показать, как идейное содержание двух произведений дополняют друг друга.

Оборудование: аудиозапись оперы «Князь Игорь»

Ход урока



I. Вступительное слово учителя музыки.

Кто не знает композитора А.П. Бородина – создателя оперы «Князь Игорь», идущей на сцене всего мира, «Богатырской симфонии» и других замечательных произведений.

Композитор оставил мало произведений, но среди них нет повторяющих друг друга: в каждом ощущается могучая сила, каждое самобытно по музыкальному языку, который вырос из старинных народных песен, былин, наигрышей.

Все сочинения пронизаны верой в богатырскую мощь русского народа и любовью к своей родине. Эти чувства наполняют главное произведение композитора – оперу «Князь Игорь», написанную на основе замечательного памятника древнерусской литературы « Слово о полку Игореве».

По словам композитора сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуть духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), былины и эпические песни.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород – Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. А композитор Бородин подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова…», сколько его народно-эпические черты, поэтому князь Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей.


II. Работа по теме урока.

Учитель литературы - Обратимся к сюжету оперы «Князь Игорь».

В древнерусском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя. Внезапно землю окутывает мрак – начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря, умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Почему? Обратимся к «Слову о полку Игореве»:

Лучше быть убиту от мечей,

Чем от рук поганых полонену!..

Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом,

С вами, братья, голову сложить

Либо Дону зачерпнуть шеломом!

Учитель музыки - Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, князь Игорь уходит в поход. А что же Галицкий? Он воспользовался отъездом Игоря.

(Учащиеся слушают песню Галицкого «Только б мне дождаться чести» и отвечают на вопросы).

-Чем же занимается Галицкий? (Бражничает, бесчинствует).

-О чем он мечтает? (Лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей города).

-Каков характер музыки песни Галицкого? (Разгульный, напоминает размашистую залихватскую пляску).

-Как вы думаете, с какой целью композитор Бородин ввел в оперу фигуру князя Галицкого? (Чтобы оттенить облик Игоря. Князь Галицкий олицетворяет собой стихию княжеских раздоров на Руси).



Учитель литературы - Но вот бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и взят в плен вместе с сыном, а к Путивлю подходят полчища половцев.

-Вспомним, как автор «Слова о полку Игореве» рассказывает о последствиях похода князя Игоря для Русской земли?

И настала тяжкая година…

А враги на Русь несутся тучей,

И повсюду бедствие и горе…

И печаль обильною рекою

По селеньям русским разлилась.

Учитель музыки - Поражение войска князя Игоря является кульминацией сюжета «Слова…». Автор говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Пока враги хозяйничают на русской земле, перенесемся в половецкий стан. В центре нашего внимания, конечно, князь Игорь. Многогранный портрет князя представлен в его арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Послушаем небольшой отрывок из этой арии и ответим на вопросы.

- О чем же думает князь Игорь? (О судьбах родины, вновь переживает все, что с ним случилось и его дружиной, думает о тех, кто честно головы за родину сложил, о позорном плене, о страстной жажде свободы).

- О ком он вспоминает с нежностью и любовью? (О своей Ярославне, которая горько плачет и молится о возвращении милого Игоря).

- Чем привлекает музыка, рисующая князя Игоря? (Благородством, глубокой сосредоточенностью чувства и широкой печально-протяжной мелодией, которая переходит в одушевленный порыв, в непреклонность воли к свободе).

- Как раскрывается личное мужество князя, его способность к раскаянию и покаянию? (Через интонацию)

Учитель литературы - А как вы думаете, почему в «Слове о полку Игореве» опущены подробности похода Игоря, описание его душевного состояния?

Учитель музыки - Вы знаете, не менее выразителен и музыкальный портрет предводителя половцев хана Кончака. Он восхищается благородством и отвагой князя Игоря, принимает его как почетного гостя.

Послушаем отрывок из арии хана Кончака «Здоров ли, князь?» и ответим на вопросы.

-Итак, каким же предстает перед нами предводитель половцев?

(Жестоким, властным и вместе с тем по-своему великодушным).

- Какие музыкальные средства помогают создать этот образ?

Учитель литературы - В летописи сказано: «Приставили к нему 15 стражей из сынов своих, да господичей 5, а всего-то 20… А своих слуг с ним ездило 5 или 6…».

- А чем объяснить проявление повышенного уважения хана Кончака к своему пленнику?

(Кончак, видимо, понял, что князь Игорь мечтает вырваться из плена).

Учитель литературы - Хан Кончак готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но князь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Но это будет потом, а пока «ни сна, ни отдыха измученной душе» князя Игоря. Половцы в это время празднуют очередную победу после набега на Русь. Найдите в тексте «Слова» описывает ликование врагов Руси:

Девы готские у края

Моря синего живут.

Русским золотом играя,

Время Бусово поют.

Месть лелеют Шаруканью,

Нет конца их ликованью.

Учитель музыки - А вот как композитор Бородин показывает музыкой ликование в стане половцев. Слушаем «Половецкие пляски».

- Какая картина представляется вам, когда слышите эти пляски? Какие чувства возникают?

-Каков облик половцев в сцене пляски?

- А что можно сказать о половецких народных танцах? Каковы они? (У них своеобразная красота. Здесь контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная, исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Все группы постепенно вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец).



Учитель литературы - Тяжело видеть князю Игорю радость врагов, как с богатой добычей возвращается ханское войско из очередного набега на Русь. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, князь Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Игорю удается бежать.

Сам господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому…

Помогает на пути домой князю Игорю природа.

-Как говорит об этом автор «Слова…»?

(«Не кричал в поле ворон, не трещали сороки, а дятлы, встречая Игоря, указывали стуком путь к реке. Игорь хвалит Донец за то, что «страж ему был гоголь под водою, чайка князя в небе стерегла». Птицы же предупреждали князя Игоря и о погоне за ним).

Но восходит солнце в небеси –

Игорь-князь явился на Руси.



Учитель литературы - Князь Игорь рад своему возвращению на родину, он считает невозможным, противоестественным существование без нее: «Тяжело голове без плеч, беда телу без головы». Автор «Слова о полку Игореве» говорит о приезде князя в Киев, о пении ему славы. Эту славу поют даже в отдаленных уголках Руси – в русских поселениях на Дунае, пение этой славы достигает Киева:

И страны рады,

И веселы грады.

Автор провозглашает славу русским князьям – и старым и молодым:

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!



Учитель музыки - И в хоре «Солнцу красному слава» из пролога оперы «Князь Игорь» выражается мощь народа, раскрываются страдания, причиненные ему вражеским нашествием, звучит ликование при вести о возвращении князя Игоря.

Слушаем хор «Солнцу красному слава»



Учитель литературы - Как вы думаете, почему, несмотря на провал похода князя Игоря, нанесенный им урон Русской земле, «Слово о полку Игореве» и финал оперы «Князь Игорь» заканчиваются мажорной нотой? (Русская земля оказывается не мстительной, а доброй, прощающей заблуждения. Доброта как основа отношения русского народа к миру, к людям выявлена в «Слове…» и в опере очень ярко. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале обоих произведений, основана не только на силе русских воинов, на ратных доблестях Игоревой дружины, но и на этой вере в добро как основу мира.

Такова музыкальная жизнь «Слова о полку Игореве».


III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание. Сочинение на тему: «История похода князя Игоря в литературе и в музыке».

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет