Интервью участником события



Дата29.06.2016
өлшемі336.29 Kb.
#164701
Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

Центр образования № 1467


История Манежа. Пожар в Манеже
Исследовательский проект

Авторы проекта:

учащиеся ГОУ ЦО № 1467

Амерханова Дарья Андреевна, 9б класс,

Смирнова Мария Алексеевна, 10а класс

Руководители проекта:

учителя математики ГОУ ЦО № 1467

Тевосова Каринэ Амбарцумовна,

Красавина Юлия Константиновна


Москва

2010

2
Оглавление



1. Введение cтр. 3-4

2. Создание Манежа стр. 5-13

2.1 Строительство Манежа

2.2. Создатели Манежа

2.3. Манеж в царское время

2.4. Манеж в ХХ веке

3. Пожар в Манеже стр. 14-17

3.1 Хронология пожара

3.2.Герои- пожарные

3.3. Интервью участником события

4. Манеж сегодняшний стр. 18-23

4.1. Реконструкция после пожара

4.2. Археологические раскопки

4.3. Манеж после реконструкции

5. Выводы стр. 24

6. Использованная литература стр.25

3

1. Введение


Актуальность темы.

Москва – главный город России, ее столица. Это крупнейший центр мировой культуры, науки и экономики. Город наполнен памятниками искусства и истории. Дома и улицы столицы – свидетели судьбоносных событий российской истории. Здесь работали великие зодчие, украсившие наш город своими творениями. Часто говорят, что современная Москва теряет свою самобытность и превращается в «стандартный город» с его многоэтажками, проспектами и высотками из стекла. Но есть хорошая поговорка: «Кто забыл прошлое, тот не имеет будущего». Проследим на примере одного из исторических зданий Москвы – Манежа изменения образа жизни и привычек московского общества, стремление современных мастеров после сильнейшей техногенной катастрофы- пожара восстановить Манеж в его привычном облике.

Мы – молодое поколение просто обязаны знать историю и бережно относится к культурному наследию, сохранив для будущих поколений неповторимый облик нашей столицы. Ведь современная молодежь мало знает историю многих архитектурных памятников Москвы.

Область исследования: история, москвоведение.

Объект исследования: Манеж в Москве

Предмет исследования: история создания Манежа, пожара в Манеже и его восстановление.

Гипотеза работы: есть основание полагать, что памятники истории будут существовать вечно, но случившаяся в наше время катастрофа с Манежем и еще рядом исторических зданий Москвы, наводит нас на мысли о бережном отношении к ним, соблюдении основных правил их эксплуатации.

Цель работы: исследование истории создания и развития Манежа, роли этого памятника в жизни Москвы и москвичей.

Задачи:

1. Показать роль Манежа на разных исторических этапах

2. Познакомить с особенностями архитектурного стиля, в котором был построен Манеж

3. Познакомить с работой пожарных во время техногенных катастроф

4. Показать новый образ Манежа после реконструкции и его место в облике Манежной площади в Москве.

4

Методы исследования: анализ и синтез информации о данном архитектурном здании, сравнение Манежа на различных исторических этапах, интервьюирование

непосредственных участников и очевидцев ликвидации последствий пожара, обобщение роли исторических памятников в жизни общества.

Практическая значимость: возможность использования на уроках истории, москвоведения, МХК, ОБЖ, внеклассных мероприятиях

Продуктом является power-point-презентация на школьной конференции проектно-исследовательских работ, во время проведения Дня защиты детей

в школе, участие в окружном конкурсе «Поиск. История одного пожара»

( проект занял 1 место).

5
2. Создание Манежа


2.1 Строительство
Манеж - один из выдающихся памятников русского классицизма и строительного искусства - был открыт в Москве 12 ноября 1817 года – в честь пятилетней годовщины победы русского народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном.

Представляет собой одноэтажное здание с длиной боковых фасадов более 166м и общей площадью около 6500 кв.м., выполненное в стиле классицизм: торговые фасады украшены гладкими, без декора, фронтонами (завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания) и аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы) из 7 арочных проемов с окнами и дверьми. Главный Южный фасад выходил на площадь к Кутафьей башне Кремля и церковью Николы "в Сапожке". После окончания работ церковь разобрали, а престол перенесли в полуротонду нового сооружения, располагавшуюся на продольном фасаде со стороны Кремля. В 1930 году эту пристройку ликвидировали.

У Троицких ворот Кремля была небольшая Семёновская площадь, упоминаемая в 1488г. В XVIII в. на месте Манежа был сенной рынок, где торговали также дровами и мхом для конопачения домов. От этого площадь рынка, а потом и улица стали называться Моховыми. Но по другой версии на месте Манежа было просто моховое болото.

Своим возникновением Манеж обязан московскому пожару 1812 года. Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошёл Манеж, построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими лавками.

По повелению Александра I нужно было в кратчайшие сроки построить «Экзерциргауз»

( дом для упражнений»), рассчитанный на пехотный полк ( 2 тыс.человек).

В 1817 году работа над проектом была поручена архитектору А. А. Бетанкуру. Перед ним стояла задача возведения огромного здания, где полк мог бы маневрировать безо всяких помех. Вскоре он создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил (несущие конструкции скатной кровли) была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных ферм (конструкция, основные элементы которой работают на растяжение-

6

сжатие) опирались на одни только наружные стены. 10 июня 1817 года проект был утвержден. Весной того же года, из-за крайне ограниченного срока постройки не дожидаясь официального утверждения проекта, известный российский инженер Лев Карбонье, главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, которому было поручено строительство, начал воплощать проект в жизнь.



Со всех краёв империи в Москву свозили стволы вековых лиственниц — создание уникальных стропил требовало особых материалов. Размеры и планировка – вот что поражало в Московском Манеже. Для того времени это было крупнейшим техническим достижением. В те времена не только в России, но и в мире таких большепролетных перекрытий не существовало. Для большей сохранности деревянных конструкций чердак Манежа был засыпан махоркой. Толстые стены за три месяца возвели 800 мастеров-каменщиков, собранных из окрестных губерний. Некогда здание Экзерциргауза (Манежа) считалось «чудом» строительного искусства по необыкновенной конструкции потолка, покрывающего без всяких балок громадную площадь в 1660 квадратных сажен. Конструкция потолка не послужила, впрочем, к украшению здания, заставив строителей ставить безобразящий здание высокий фронтон.

Через 8 месяцев после начала строительства, 30 ноября 1817 года, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск. На мемориальной доске из серого камня написано: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.». Экзерциргауз – так сначала назвали новое строение. Но позже немецкий «дом для упражнений» переименовали во французский «Манеж». Размеры его были обусловлены требованием свободного маневрирования пехотного полка численностью две тысячи человек или нескольких конных эскадронов. Для свободного перестроения войск. Восторженные журналисты сравнивали здание с древнеримским Пантеоном, имевшим в поперечнике также 45 метров, но перекрытым куполом.

Уже через год после сдачи здания в двух стропильных фермах возникли трещины, причиной чему послужила жара, пересушившая дерево, возможно, и скорое строительство. Летом 1819 года треснули еще несколько элементов. Стало ясно, кровля нуждается в усовершенствовании. В 1823 году по приказу императора создана Комиссия по обследованию конструкции кровли. Инженер Баус Р.Р. рассчитал и осуществил новую кровлю, увеличив число ферм с 30 до 45, и улучшил некоторые детали. Отделка фасадов Манежа первоначально мало беспокоила московские власти. К тому времени Бетанкур уже умер, и к проектированию привлекли Осипа Ивановича Бове, который разработал и

7

воплотил проект декоративного скульптурного убранства на тему античных военных доспехов. Декоративные детали в виде военных атрибутов римских легионеров, выполненные по рисункам Бове, были укреплены снаружи и внутри здания летом 1825 г. Аркады оконных проемов, разделенные тосканскими колоннами, делали здание изящным и строгим. Бове хотел установить 12 чугунных горельефов, задуманных Бетанкуром, но не смог. В 1825 г. император Александр I умирает, а новый не проявил интереса к строительству Манежа. Манеж приобретает свой окончательный вид.



В 1838 году со стороны Александровского сада к фасаду пристраивается ротонда ( круглая постройка), где разместили престол разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. (В советское время эта пристройка была уничтожена, поскольку мешала прокладке трамвайных путей по Манежной улице).

Легенды и интересные факты

По легенде термин «слуховые окна» родился в 1817 году при строительстве московского Манежа: на лесах вокруг новеньких стен Манежа трудилась артель строителей крепостного

мужика Слухова, который, как гласит предание, и дал имя техническому новшеству.

Для сохранения деревянных конструкций в начале XIX века весь чердак был засыпан махоркой на 0,5 м (против грызунов и насекомых). По легенде, всю махорку выкурили революционные солдаты после Октябрьской революции (по другой версии — в голодные годы Великой Отечественной войны), после чего чердак засыпали опилками, не так хорошо спасавшими дерево от вредителей и сырости.

С работой Бове над внешним обликом Манежа связана история, которую любили вспоминать в советское время как пример успешного восстания художника против власти: считается, что московский генерал-губернатор настойчиво рекомендовал украсить фронтоны скульптурой, но Бове взбунтовался, и фронтоны остались гладкими и белыми.

8

2.2. Создатели Манежа

Историки архитектуры долгое время связывали строительство Экзерциргауза только с именами инженеров Бетанкура и Карбонье и архитектора Бове. Но ленинградский исследователь В. Н. Шуйский обнаружил в ЦГАЛИ документ, свидетельствовавший, что проект Манежа выполнен Бетанкуром и Монфераном. Упоминание в числе авторов Огюста Монферана объясняется следующим: Бетанкур, занимавший видное положение, являлся его другом и покровителем и постоянно приглашал на свои объекты.

Осип Бове

Осип (Джузеппе) Иванович Бове - российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после 1812 года, родился 24 октября (4 ноября) 1784г в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (18021807). Во время Отечественной войны Бове участвует в ополчении, в 1813 году возвращается на городскую службу. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города. В 1814 году Бове был назначен главным архитектором, надзирающим за проектами, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. Творил преимущественно в стиле классицизма. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи. В 1816 году Бове получает звание архитектора от совета Императорской Академии художеств.

Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкции Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Александровский сад, построен Манеж, создана Театральная площадь (18181824) с Большим (Петровским) театром (1821—1824; проект был доработан А. А. Михайловым). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828—1833).Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827—1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе. Умер Бове в Москве 16(28) июня 1834 года, похоронен на кладбище Донского монастыря.

9

Августин Бетанкур

Бетанкур Августин Августинович (наст. Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина) родился 1 февраля 1758г. в Пуэрто-де-ла-Крус, Канарские острова., испанский и российский ученый, изобретатель, инженер-механик и строитель, генерал-лейтенант российской службы (1809), член-корреспондент Парижской академии наук (1809). Испанский дворянин Августин Бетанкур окончил Королевскую академию изящных искусств Сен-Фернандо в Мадриде (1781). В студенческие годы он проявил талант изобретателя, усовершенствовав технологию прядения шелка и производства шелковых тканей. В 1798 году Бетанкур руководил строительством первого в Испании оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом. Он создал в Испании Корпус путей сообщения, с 1800 года был его генерал-инспектором, а также всех дорог и мостов Испании; с 1803 года — главный интендант испанской армии. С целью совершенствования своих знаний Бетанкур прошел стажировку во Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах. В 1807 году по политическим соображениям он навсегда покинул Испанию, уехал в Париж, где опубликовал «Курс построения машин». В ноябре 1808 года Бетанкур был принят на русскую службу и зачислен в армию в чине генерал-майора. В 1816 году Бетанкур возглавил Комитет по делам строений и гидравлических работ в Петербурге, куда должны были представляться проекты всех строений и сооружений столицы; в 1819 году стал главным директором путей сообщения России. Он руководил технической частью строительства Исаакиевского собора в Петербурге. По планам и под руководством Бетанкура было сооружено здание Манежа в Москве. В 1820 году на территории Нижегородской ярмарки по проекту Бетанкура был сооружен Гостиный двор. В 1818—1822 годах при его участии была построена первая крупная в России шоссейная дорога Петербург—Новгород—Москва. По его инициативе в 1810 году был учрежден в Петербурге Институт путей сообщения, которым Бетанкур руководил до конца жизни; в 1819—1820 годах были открыты Военно-строительная и Кондукторская школы в Петербурге. В 1816—1818 годах по проекту Бетанкура и при его участии сооружено здание Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге (ныне Гознак), для которого он разработал станки и механизмы. Бетанкур занимался разработкой и образцов новых ассигнаций, и способов их производства, и штатами будущего учреждения. Он подбирал и обучал кадры специалистов и рабочих, которые направлялись на обучение на бумажные фабрики и типографии. В феврале 1824 года Бетанкур ушел в отставку. Умер 14 (26) июля 1824г в Петербурге. Уже после его смерти осуществился его последний замысел: началось издание «Журнала путей сообщения».

10

2.3. Манеж в царское время


Первоначально Манеж предназначался для проведения военных парадов и учений. В нем свободно размещалось до 4 тысяч солдат. При парадах и в ненастье Манеж вмещал пехотный полк. Некоторое время помимо выездки кавалеристов в стенах Манежа размещались дворцовые конюшни. Однако, вскоре здесь больше не проводятся конные выездки царских полков, а устраиваются выставки, концерты, гуляния

В 1831г. проводится Выставка проектов и моделей чугунного Москворецкого моста


в 1852г. - Московская сельскохозяйственная выставка. В историю московской культуры вошел грандиозный концерт, устроенный в этом здании в 1867 году. Оркестром дирижировали Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн (500 музыкантов и 350 хористов), на концерт пришли 12 тысяч зрителей. С 1865 по 1867 годы в здании Манежа проходила этнографическая выставка с целью показа повседневного быта всех народов России, которую посетил сам император Александр III, назвав фигуры людей уродами, быстро удалился. Но именно отсюда в 1896 году народ проводил своего императора в последний путь. В 1872 году в Манеже работала Политехническая выставка. В начале 20 века сюда загоняли бунтующих студентов. В начале ХХ века его зал оборудовали для новой заграничной игры - лаун-тенниса, устраивали здесь зимние катания и гонки на только что вошедших в моду велосипедах. 1908 год - Первая международная выставка автомобилей и велосипедов.

11

2.4. Манеж в XX веке

После октября 1917 года в Манеже разместился самокатный полк, а затем правительственный гараж. Его состояние ухудшается — балки проседают почти на метр. В 1930 году в целях безопасности их укрепляют металлическими листами и подпирают колоннами, которые разрушают простор интерьера. В 1941 году Манеж замаскировали под жилое здание, в которое попадает немецкая фугасная бомба, впрочем, не причинившая особого вреда. В послевоенные годы деревянные стропила были усилены металлическими, которые сохранили внешний контур кровли, но потребовали установки внутри промежуточных опор. Со стороны площади тройные въездные ворота были заменены трехарочным входом, к которому ведут гранитные ступени

После смерти Сталина здание возвращают городу. Работы по реставрации здания ведутся знаменитым реставратором Дм. Кульчинским. Производятся взрывы эстакад для

автомобилей, очистка стен от масляной типографской краски, которой покрасили Манеж в войну для маскировки, восстановление по уцелевшему образцу рельефов с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем, сбитых революционно настроенными товарищами. Здание облицевали пластиком. Одно из звеньев фермы со стороны Александровского сада было заменено металлическим треугольником. Кровля Манежа была выполнена из железа с использованием традиционного (двойного) фальцевого соединения. Надо заметить, что появляющаяся временами информация о том, что кровля когда-то была медной, не соответствует действительности. Естественно, железо неоднократно менялось, сначала изредка, потом все чаще и чаще, потому что городская среда становилась все агрессивнее.
Из воспоминаний лауреата Госпремии в области архитектуры Дмитрия Николаевича Кульчинского:

- В 1957 году я впервые попал на подкровельное пространство чердака Манежа. Брусья фермы были сделаны из целых сорокапятиметровых сосен, которые даже в верхней своей части были достаточно крепки и толсты для того, чтобы выпилить из них брусья с одинаковым, примерно двадцатисантиметровым сечением. Древесина фермы имела золотистый оттенок и неповторимый «лесной» аромат, делавшие чердак удивительно уютным. Технолог по дереву из ЦНРПМ, который проводил исследования древесины в конце прошлого века, говорил, что ее прочностные характеристики были настолько высоки, что вызывали недоверие специалистов – дескать, такого дерева не бывает. Несмотря на некоторые деформации ферм, которые неудивительны, если учитывать возраст



12

конструкции, она находилась в очень и очень приличном состоянии. Когда в Манеже проходила выставка монументального искусства, на нее привезли громадную копию головы из монумента в честь Сталинградской битвы. Голова оказалась настолько тяжелой, что пол под ней просел. И знаете, что произошло с поддерживающими потолок столбами? Они, прикрепленные к фермам, буквально повисли на них, вместо того чтобы их поддерживать! Под столб можно было просунуть руку, что я и делал. И это несмотря на то, что они долгое время не «настраивались». Крышу Манежа, как огромную арфу или скрипку, требовалось периодически настраивать. Между прочим, крыша Манежа стала причиной того, что меня даже несколько раз таскали в КГБ. С нее вдруг начали падать модульоны – архитектурные детали, расположенные под карнизом. Стали проверять мои чертежи, но ошибок не было. В конце концов, я попросил специальную машину – были такие для ремонта трамвайных линий, оборудованные телескопической вышкой, – и поднялся к крыше снаружи. Начал обстукивать коробки-модульоны и почувствовал, что что-то не так. Вскрыв одну из

них, я обнаружил, что внутри полно льда. Строители не учли одну деталь – превратившись в выставочный зал, Манеж стал отапливаемым и активно посещаемым. Пар, проникая на чердак, конденсировался на железе кровли, превращался в воду и стекал по внутренней стороне крыши. Вода попадала в модульоны, которые находились уже на холоде, и быстро превращалась в лед. Лед распирал коробки, они трескались и падали. Кроме этого в начале эксплуатации починенные слуховые окна были закрыты, и чердак перестал проветриваться. Мы совместно с инженерами Метростроя приподняли карниз и сделали незаметную для глаза щелку и продух на коньке. Метростроевцы выполнили паро- и теплоизоляцию (в то время для этого использовалась стекловата). Результат был положительным – модульоны падать перестали. Во время реконструкции 1957 года крыша внешне практически не изменилась. Ну, металл заменили – положили оцинкованное железо, а так как краска к нему не приставала, то пришлось подождать пару лет и только потом окрасить. В мастерской Ю. Шивердяева в «Моспроекте» разрабатывался проект замены деревянных конструкций на металлические. Одновременно один из наших инженеров Герман Бессонов – сделал свой проект приведения в порядок и усиления ферм без перерыва в эксплуатации здания. Даже было завезено специальное дерево, добытое через Министерство автостроения (требования именно этой отрасли к пиломатериалам были наиболее высокими) и долго лежавшее в торцевой части здания. Работы были начаты, но… не закончены. Дерево куда-

то делось. Однако все же удалось не допустить разборки уникальной деревянной конструкции и замены ее безликой металлической. Для этого несколько раз приходилось
13

доказывать прочность деревянных ферм специальным комиссиям, особенно перед каждым открытием очередной выставки.
С 5 ноября 1957 года здание известно как «Центральный выставочный зал», ставший местом проведения выставок крупнейших советских и российских художников, ярмарок и других мероприятий.

1 декабря 1962 года  здесь проходит «Новая реальность», выставка художников-авангардистов, во время посещения которой Никита Хрущёв подверг резкой критике творчество авторов выставлявшихся картин, заявив буквально: «Нашему народу такое не нужно!». Результатом негативного впечатления Хрущёва от этой выставки стала кампания против абстракционизма и формализма, развёрнутая в СССР.

В 1970-е гг. зрители устремляются в Манеж смотреть Глазунова.

В 1990 году площади было возвращено историческое название

В 1990-е гг. в Манеже поселяется ярмарка авангардного искусства «ART-MIF».

В 1996 году впервые проводится выставка «АРТ-Манеж».

В ноябре 1999 г. была проведена градостроительная выставка «Москва, XXI век».

В первые годы XXI века в стенах Манежа проходят всероссийские ярмарки мёда.

В 1992 году началась очередная реконструкция площади, которая, согласно планам московского правительства, должна была закончиться полной реконструкцией самого Манежа. В конце 2003 года был объявлен открытый конкурс для инвесторов, желающих впоследствии использовать площади Манежа. С 1998 года московские власти пытались начать реконструкцию зала и вели поиск инвестора ( стоимость проекта первоначально оценивалась в 250 млн.долларов). Планировалось создание подземного гаража, ресторана, замена старых балок и стропил, ликвидация подвесного потолка. Но жизнь распорядилась иначе.


14
3. Пожар в Манеже




3.1 Хронология пожара


  • 14 марта 2004 года в 21.20 поступил сигнал о пожаре в здании старого Манежа.

  • К 22 часам обрушилась часть кровли, поступило сообщение о гибели двух пожарных.

  • В 22.45 раздается сильный треск - средняя часть крыши проваливается внутрь. Стекла, которые не успели лопнуть от жара, вылетают.

  • К 23 часам в Манеже обрушились остатки кровли, стены трескались и осыпались. Крыша крупными кусками обрушилась на всей площади, составляющей 9тыс. Кв. Метров, включая фронтон здания.

  • 23.30 произошло обрушение торцевых стен, которые рухнули внутрь постройки.

  • В 23.46. пожар был локализован

Когда первые пожарные расчеты прибыли на место горел участок крыши до 500 м2, и пожар стремительно разрастался. По старым деревянным перекрытиям огонь уходил в глубину здания. Манеж пылал уже с двух сторон. К месту происшествия были направлены около 60 пожарных расчетов и 100 единиц спецтехники, работали около 500 пожарных, подтянуты 5 отрядов спасателей. Для тушения пожара был задействован специальный вертолет. Площадь пожара превышала 2000 м2, языки пламени выбрасывало на 30 м вверх. Дым и зарево были видны за несколько километров. Пожарные одновременно проливали здание Манежа как снизу, так и сверху. Пламя поднималось на высоту до 50 м, выше стен Кремля. Пострадали находящееся на его территории здание церкви святой Татьяны и университетская библиотека. Крыша церкви задымилась и ее успели залить водой, а в здании библиотеки из-за большой температуры лопнуло несколько стекол. В ближайших домах от высокой температуры плавились и лопались стекла. Пожарные демонтировали троллейбусные пути, расчищали подъезды для спецтехники, пока не были запущены мощные водометы, пришлось действовать в непосредственной близости от раскаленных стен Манежа.

По мнению пожарных, трагедии можно было избежать, если бы администрация Манежа соблюдала элементарные правила безопасности. «Здание не было оборудовано системами автоматического пожаротушения, оповещения о пожаре, дымоудаления из подвального помещения, – рассказал «НИ» начальник Центра общественных связей Пожарной охраны Москвы Евгений Бобылев. – Кроме того, в 1994 году администрация Манежа отказалась от
15

услуг пожарной охраны. Несколько раз им отправлялись предписания, их штрафовали, но все оставалось по-прежнему».

Пожару была присвоена 5 высшая категория сложности. Интерьеры практически полностью уничтожены пожаром. Обгорело большинство витражей. От здания остались практически одни стены. Несколько пожарных расчетов осуществляли патрулирование прилегающих к Манежу улиц, чтобы не допустить возгорания близлежащих зданий. Находившиеся на крыше Библиотеки имени Ленина бойцы УГПС поливали из брандсбойдеров крыши близлежащих домов. Тушение велось сразу с нескольких сторон, столб воды поднимался со стороны Моховой улицы Александровского сада, Манежной площади, где работал пожарный кран

Пожар был ликвидирован около трех часов ночи. В девять часов утра из развалин еще сочился дым, пожарные приступили к разбору завалов. От исторического здания, простоявшего почти 200 лет, остались лишь одни стены и старинные барельефы.

Пожар погубил не только уникальное здание, но и красивейшую   юбилейную выставку театральных художников "Итоги сезона". В числе безвозвратно утраченных работ - макеты Давида Боровского, Олега Шейнциса, Бориса Мессерера, Владимира Арефьева. Многие из этих шедевров сценографии существовали в единственном экземпляре.

3.2 Герои-пожарные
Пожар в Манеже тушили почти все пожарные Москвы. В огне погибли старший пожарный 47 пожарной части ЦАО 28-летний прапорщик Геннадий Золотков и старший пожарный 2 пожарной части ЦАО 32-летний прапорщик Эдуард Фомин.

Расчет Эдуарда Фомина прибыл одним из первых. Они работали в верхней части Манежа. Это был самый сложный участок. Разведочная группа пожарной охраны вошла в горящее здание, чтобы обследовать его состояние и протянуть так называемую магистраль – сеть из пожарных рукавов, чтобы можно было тушить пожар изнутри. Ребята поднялись на верхние этажи Манежа, протягивая наверх рукава. Когда они уже подходили к чердаку, пламя вырвалось в открытое пространство выставочного зала, крыша занялась и, прогорев за считанные секунды, начала рушиться. Пожарные стали прыгать из окон второго и третьего этажей. Прапорщик Дмитрий Пантюхин, получивший при пожаре сильные ожоги верхних дыхательных путей, спас жизнь двум новобранцам, просто столкнув их с лестницы. Геннадий Золотков и Эдуард Фомин пошли назад по рукаву, который должен был вывести

16

их наружу. Но дойти до нижних этажей они не успели: пожарных накрыло балками.



Что нового? – спросил ты у меня,

Что нового ответить я не в силах.

Как рассказать о гибели ребят,

О двух вчерашних вырытых могилах.

Как рассказать о слезах матерей,

Про жен рыданья и детей обиды.

Про то, как двое лучших из парней,

Манеж, спасая, головы сложили.

Огонь пылал там, где еще вчера

Художники картины выставляли,

Где были на параде юнкера,

Где в гараже авто порой стояли.

Манеж пылал у самого Кремля,

Зевак толпа за этим наблюдала,

А в это время, в пламени огня,

Любовь, и чья-то вера погибала.


3.3. Интервью с участником события
Среди пожарных частей, принимавших участие в тушении пожара в Манеже, была и 45 ПЧ ФПС при ГУ МЧС России г. Москвы, с которой мы тесно сотрудничаем на протяжении 5 лет, участвуя в работе школьной Дружины юных пожарных «Горячие сердца» и эксперименте по внедрению противопожарных знаний среди учащихся. Огромную помощь в работе над проектом оказал начальник части Демин Александр Евгеньевич, который рассказал нам о происшествии, подарил нам фотографии с места события и познакомил нас с непосредственным участником событий на Манежной площади старшим лейтенантом, начальником караула Журавлевым Вадимом Викторовичем. Мы взяли у него интервью


  • - Мы слышали, что Вы принимали непосредственное участие в тушении Манежа. Можете ли Вы что-нибудь рассказать об этом ?

Какой категории сложности?
17

  • - Повышенной категории сложности, 5. Пожар осложнялся тем, что деревянное строение, плюс наличие картин, отделочных материалов, здание старое, пустоты, огонь распространялся очень быстро, а мы находимся на значительном расстоянии, пожар был очень крупный и безуспешный досрочному тушению. Отстаивали, как могли, много подразделений работало, но тем не менее произошло то, что есть.

  • -А сколько пожарных расчетов было задействовано на тушении пожара?

  • - С уверенностью я сказать не могу, но по-моему около 50 расчетов

  • - А из вашей части?

  • - Из нашей части были задействованы 5 человек, автолестница и цистерна.

  • - Говорят горели картины, их удалось спасти?

  • - К сожалению, нет. Здание старой постройки, одноэтажное, крыша была полностью из дерева, деревянные стропила, все это быстро загорелось

  • - Были жертвы на пожаре?

  • - Погибли 2 пожарных. Прямо в начальной стадии произошел выброс пламени, обрушение конструкций, был перекрыт выход на лестницу, и их просто завалило, они сгорели заживо. Да, остались лишь остатки противогаза и личные вещи (жетоны).

  • - Вы были не готовы к такому пожару?

  • - Каждый пожар развивается по индивидуальному сценарию. Никто не предполагал, что сразу произойдет выброс пламени, обрушится стена и перекроет выход на лестницу, а в дыму это все в 10-20 раз хуже, чем на открытом воздухе. Здесь, как я уже говорил, сыграла роль специфика здания , дерево тушить очень проблемно, оно горит быстро и огонь поймать просто невозможно. Тем более здание не было обработано специальным составом, а сухое дерево горит гораздо быстрее, чем влажное, поэтому пожар развивался очень быстро. Когда впервые пожарные подразделения прибыли, площадь пожара составляла всего 10-20 кв.м.

  • - А как Вы думаете, из-за чего могло произойти возгорание?

  • - Предположительно, это короткое замыкание, над этим работают другие подразделения.

  • - Огромное спасибо за интересное интервью!

18
4. Манеж сегодняшний


4.1. Реконструкция здания после пожара

Процесс восстановления был трудным. Клееные деревянные конструкции, заменившие фермы Бетанкура, должны были в точности повторять габариты своих исторических прототипов. Клееные деревянные фермы пролетом 47,3 м в количестве 45 штук были собраны из отдельных элементов и смонтированы методом надвижки укрупненными блоками (по 3 фермы в блоке). Сверление отверстий под слуховые окна требовалось выполнять по месту, также требовалась высокая точность разметки, – и эти непростые действия приходилось выполнять на высоте. Когда было принято решение о соблюдении «исторической кривизны» здания (фасад Манежа в буквальном смысле слова идет волнами с амплитудой около метра), пришлось делать специальный карниз «по стене», а не как обычно – прямой и ровный. Также нельзя было закрывать спрятанный за лепниной «продув». Возникли проблемы с проектировщиками, которые предоставили фирме неправильные размеры, – в результате карниз пришлось переделывать три раза. Практически не существовало штатного оборудования для работы на такой нестандартной крыше. Все пришлось придумывать заново. Чего стоил только монтаж на высоте 25 м , а расстояние между стропилами составляет 3,85 м по осям. Кстати, высота, на которой производились монтажные работы, менялась в течение строительства, – когда кровельщики приступили к делу, подвал Манежа (3-й этаж) еще был открыт, что добавляло высоты. Пришлось приглашать специальную бригаду кровельщиков-альпинистов. Альпинистам удалось справиться с этим сложным заданием, несмотря на то, что работать приходилось достаточно быстро, – сроки были весьма сжатыми. Работы по укладке кровли начались 21 сентября, 27 октября было закончено утепление кровельного «пирога», а 5 ноября положен последний лист кровельного покрытия, при этом кровельщики буквально «наступали на пятки» рабочим, устанавливавшим 45 привезенных из Нижнего Новгорода гигантских ферм из клееной древесины. Особую трудность представляли так называемые домики – слуховые окна. Их расположение посреди пространства между двумя фермами заставило кровельщиков пережить массу острых ощущений. Благодаря тому, что в заново отстроенном здании нет подвесных потолков, можно увидеть воссозданные потолочные крепления.

В ходе реконструкции фермы обработаны противопожарной пропиткой, в крышу встроены устройства паро-, тепло-и гидроизоляции. Сверху Манеж покрыт крышей из металлопласта.
19

Таким образом, в рамках восстановления здание Московского Манеже было полностью перестроено, укрепили стены, восстановили украшавшие фасад барельефы, оборудовали комплекс современными системами пожаротушения, вентиляции и кондиционирования.


Общая площадь здания составляет 20920 кв. метров, из них наземная часть - 10600 кв. метров, подземная - 10270 кв. метров. Полезная выставочная площадь увеличилась за счет возведения антресольных этажей и подземной части. Строительство даже одного подземного этажа решило целый ряд важных задач. Первая и главная из них - укрепление фундамента. Вторая задача подземной части - разнести основные выставочные площади и вспомогательные помещения. В подземной части размещены двухсветный выставочный зал с галереями, вестибюль с гардеробом и санузлами для посетителей, инженерно-технические подсобные помещения, а также кольцевой коммуникационный коридор. В надземной части находятся выставочный зал, два антресольных уровня с административными помещениями, конференц-залом, кафе-рестораном для посетителей, а также вестибюль главного входа со стороны Манежной площади, который связан лестницами и эскалаторами с вестибюлем подземной части и антресольными уровнями. Соединяют подземные помещения с основным залом четыре эскалатора и два пассажирских лифта. Таким образом, оценить удобства Манежа и посетить выставки смогут и люди с ограниченными возможностями передвижения. Наконец, помимо восстановления исторического облика Манежа и устранения его застарелых проблем, перед строителями стояла еще одна задача. Она заключалась в том, чтобы приспособить памятник двухсотлетней давности к требованиям XXI века. Для этого восстановленный Манеж оснащен по последнему слову техники - новейшая система кондиционирования и мощная вентиляционная система. Благодаря им внутренние помещения Манежа избавятся от сырости. С одной стороны, это позволит лучше сохранять экспонаты выставочного зала. С другой - деревянные фермы крыши не нужно будет защищать от сырости по дедовским рецептам, посыпая махоркой. Теперь Манеж оснащен несколькими системами пожаротушения. Одни в случае возгорания распыляют воду по всему объему помещения, другие создают «водяные завесы». Кроме того, само здание будет разделено на «пожарные отсеки» огнеупорными перегородками.
В обновленном выставочном зале будут также установлены металлодетекторы и камеры видеонаблюдения.

Обновленный Манеж открылся через год после пожара в апреле 2005 года.


20

4.2 Археологические раскопки



Весной и летом 2004 года круглосуточно специалисты и рабочие Центра археологических исследований Главного управления охраны памятников Москвы (ЦАИ) вели раскопки в московском Манеже, связанные с восстановлением после пожара этого выдающегося памятника архитектуры и истории. Архитекторы получили возможность провести под пепелищем раскопки – найдены интересные древние находки, позволяющие даже говорить об изменении даты основания города. По словам главного археолога Векслера, под бетонным основание Манежа находятся 4 культурных горизонта, толщина культурного слоя превышает 7 метров.

Перед началом было выполнено предварительное археологическое проектирование: изучены архивные документы, исторические планы, данные о бурении и др. Исследовать сразу всю площадку внутри стен Манежа было невозможно, потому что под зданием находятся и охранная зона метро, и теплотрассы, и коммуникации, а также подвалы и глубоко расположенные технические помещения, сохранившиеся с тех времен, когда здесь располагались правительственные гаражи.

Верхний горизонт под мощной бетонной плитой составляли отложения XVIII - начала XIX веков, в среднем трехметровой толщины. В толще битого кирпича, извести, строительного мусора с включениями угля и золы встречались и бытовые предметы, посуда, осколки стеклянных штофов, глиняные курительные трубки, гладкие печные изразцы с ручной сюжетной и орнаментальной росписью. Переборка земли вручную и использование металлодетекторов позволили обнаружить немало интересных бытовых вещей, в том числе многочисленные монеты, чеканенные при Петре Великом и его преемниках вплоть до Александра I. Уникальна золотая двухрублевая монета, появившаяся в результате денежной реформы Петровского времени. Она отчеканена в 1720 году на Кадашевском монетном дворе в Замоскворечье. На лицевой стороне монеты - подгрудное изображение императора Петра I в лавровом венке и латах, поверх которых надет плащ, скрепленный на правом плече пряжкой. На груди императора - пальмовая ветвь. Слова круговой надписи на лицевой стороне: "ЦРЬ ПЕТРЬ АЛЕЗШВИЧЬ. ВР (ВСЕЯ РОССИИ) САМОДЕРЖЕЦЬ" разделены точками. На оборотной стороне - изображение в рост святого апостола Андрея Первозванного, который обнимает левой рукой вертикальный косой крест, находящийся позади фигуры святого. Круговая надпись на оборотной стороне: "МОНЕТА. НОВА. ЦЕНА. ДВА РУБЛI 17-20". Цифры даты разделены фигуркой святого. Подобные монеты не встречались прежде при раскопках ни в Москве, ни в других российских городах.
В горизонте XVIII века отмечены развалы кирпича, белого камня, мощные деревянные

21

конструкции от стоявших здесь крупных купеческих домов. Торговые заведения, лавки и харчевни стояли тогда по всему берегу. Их вещественные следы обнаружили археологи в напластованиях верхнего горизонта культурного слоя.



В горизонте второй половины XVI-XVII веков, мощность которого составляла от 1,5 до 2 м, выявилась мощенная деревом Тверская дорога. Она проходила от кремлевской отводной башни Кутафьи в сторону Большой Никитской улицы, далее шла по Моховой и, свернув к Тверской, поднималась в гору. Мостовые состояли из округлых бревен и плах диаметром 20-30 см, уложенных на продольные мощные бревна-лаги. Археологам удалось проследить три-четыре яруса этого дорожного мощения, выполненного в разное время, - от царя Ивана Грозного до Алексея Михайловича. Близ мостовых найдены многочисленные железные обувные подковки, изрядное количество потерянных монет (медных пул и серебряных копеек), западноевропейских и русских торговых пломб. В этом горизонте обнаружен также разнообразный бытовой инвентарь: изделия из кованого железа, ножи, ножницы, светцы для лучин, конские удила, хомуты. В погребах сохранились крупные толстостенные сосуды для хранения зерна, так называемые "корчаги". В жилых срубах ярко выделялись пятна обожженной глины от печей, встречались рельефные изразцы: красные (без поливы), муравленые (зеленые), "ценинные" (полихромные). Особый интерес представляют стоявшие во дворах живших тут стрельцов открытые печи из глины, из сырцового кирпича: летом пища готовилась на воздухе. Неоднократно отмечены в этом горизонте находки оружия и предметов воинского снаряжения: железные наконечники стрел, свинцовые пули, обрывки кольчужных доспехов, что вполне естественно, поскольку со времен Ивана Грозного в районе будущего Манежа и Манежной площади располагалась слобода Стремянного стрелецкого полка личной гвардии государя.

Под горизонтом без сооружений и находок выявлены глубокие бревенчатые погреба XIV-XV веков, следы застройки посада Занеглименья великокняжеского времени. Здесь обнаружены разнообразная хозяйственная утварь, украшения, ремесленные инструменты. Сооружения этого горизонта датированы не только по стратиграфии и комплексам керамики, но и по монетам. В числе редчайших нумизматических находок - одна из первых русских монет: серебряная "денга", чеканенная в конце XIV - самом начале XV века князем Владимиром Андреевичем Храбрым, героем Куликовской битвы. Наряду с этим отечественным уникумом обнаружен западноевропейский "артиг", монета Ливонского ордена крестоносцев. В Москве за многие десятилетия археологических исследований такая монета найдена впервые.

22

И, наконец, особое место среди находок археологического комплекса этой эпохи занимает стальной меч, обнаруженный в материковой яме под слоем угля вместе с



керамикой конца XIV века. Предположительно, меч был укрыт на сгоревшей феодальной усадьбе при внезапном нападении на Москву хана Тохтамыша в 1382 году. Владельцем меча, найденного археологами, мог быть дружинник великого князя, который после одного из самых трагических событий в истории Москвы XIV века так и не смог вернуться за своим оружием.
При исследованиях самого нижнего горизонта напластований под Манежем, на 6-7-метровой глубине, отмечены находки раннего периода истории города. Найденные в материковых впадинах обломки стеклянных браслетов, шиферные пряслица, грубая, так называемая "серая", керамика датируются XII-XIII веками.
Неожиданным сюрпризом для исследователей оказались обнаруженные в материке более четырех десятков захоронений. В погребальном инвентаре есть украшения, характерные для восточных славян: перстнеобразные колечки, которые гирляндами свисали у висков, сложновитые проволочные браслеты и решетчатые перстни на руках, аналогичные находкам в курганах вятичей, в области груди у одной из женщин оказалась серебряная витая гривна. Любопытно, что в то же захоронение положили и медный пинцет, который и тогда славянки использовали для косметических целей. Кстати, по форме пинцет почти не отличается от современного. Некрополь, обнаруженный в основании напластований, - древнейший из известных за пределами Кремля. Теперь мы знаем, как складывался исторический ландшафт исследованной территории.

Самый ранний горизонт - 12-13 века, - сохранился в отдельных окраинных местах этой Москвы. Часть находок "доставило" кладбище неизвестного по документам храма 12-13 веков. На найденном планшете есть изображение Манежа в 1817 году, напротив него - старая церковь Николы в Сапожках. При церкви обыкновенно был погост. При раскопках предполагали его увидеть, он мог быть и ранее 15 века. Но на этом месте его не оказалось. Однако кладбище, самое раннее за пределами Кремля, обнаружилось в двух других раскопах. Сначала обнаружили погребение без сопутствующих предметов, которые могли бы указывать на время захоронения, но затем открылись и первые предметы. Женщина, которая была погребена в этом месте, судя по ее браслетам, колечкам и другим украшениям, была горожанкой, современницей Юрия Долгорукова - это была москвичка 12-го века. Именно окружающие останки предметы, отличные от захоронений в курганах вятичей, очень характерны для городского некрополя и свидетельствуют о том, что это была горожанка,


23

подчеркнул А.Векслер. - "Это важно сказать, это было нашими коллегами признано, что это интересное открытие. Археологическое открытие в самом центре Москвы".

Первые признаки освоения террасы реки Неглинной человеком представлены пахотным горизонтом. Его остатки выявлены в ряде мест на склоне террасы.
Так, уже первые результаты химических анализов показали высокую концентрацию некоторых элементов, свидетельствующую о наличии на исследуемой территории металлургического производства, а также об использовании москвичами различных веществ в быту. В некоторых из проанализированных костяков выявлены повышенные концентрации ряда токсических элементов, это свидетельствует о связях жителей района с производством, а также позволяет сделать заключение о влиянии этих веществ на здоровье и поведенческие реакции древних москвичей. С помощью методик естественных наук получена предварительная информация о составе и датировке древесных пород, из которых укладывались мостовые, строились дома и хозяйственные постройки.
После завершения раскопок коллекция находок была представлена в Белых Палатах - популярном у москвичей выставочном зале Главного управления охраны памятников Москвы. В дальнейшем предполагается создание постоянной археологической экспозиции уже в просторных подземельях Манежа. Во время работ по восстановлению Центрального выставочного зала "Манеж" было обнаружено более 3500 редких археологических находок.

4.3. Манеж после реконструкции

Центральный выставочный зал "Манеж" - это самый большой выставочный зал Москвы был открыт после реконструкции 18 апреля 2005 года в день исторического и культурного наследия. Первая экспозиция в новом центре – это вернисаж Школы акварели Сергея Андрияки.
В "Манеже" проходят самые различные выставки - от последних достижений отечественной индустрии и до Международного дня памятников и исторических мест 18 апреля, а также Салон изящных искусств, АртМанеж, выставки Московского дома фотографии и многие другие, семинары, конференции, презентации различного уровня.

24
5. В Ы В О Д




  • При пожаре в здании Манежа сгорели экспонаты выставки театральных художников Москвы.

  • Народный художник России Борис Мессесер отметил:

«Гибель Выставочного Зала Манежа является национальной трагедией. Это замечательная архитектура Бове, это еще и гибель совершенно гениальной конструкции инженера Бетанкура, который перекрыл гигантское пространство чередой ферм, сделанных из дерева, и является абсолютно неповторимым шедевром своей эпохи»

  • Поэтому мы должны задуматься, как сберечь и сохранить следующим поколениям историческое и культурное наследие России, приложить все усилия для того, чтобы такие трагедии не повторялись.

25
6. Использованная литература


1.Васькин А.А. , Гольдштадт М.Г. От снесенного Военторга до сгоревшего Манежа. - М.: Издательство "Спутник +", 2009. - 400 с.:

2. Вострышев М. Москва. Большая иллюстрированная энциклопедия. Москвоведение от А до Я – М: Эксмо, 2006, 768 с.

3. Вострышев М. Москва Все улицы, площади, бульвары, переулки – М: Эксмо, 2009, 712 с.


4. Гиляровский В.А. Москва и москвичи – М: Аст, Астрель, 2010, 512 с.

5. Друбачевская И., Литвинов К., Меркина И. Самые красивые места Москвы- М: Аванта+, 2009, 184 с.

6. Зодчие Москвы.- М: Московский рабочий, 1981, 302 с

7. Пыляев М.Старая Москва. История былой жизни первопрестольной столицы, - М: Эксмо, 2007, 496 с

8. Покровская З.К. Осип Бове.- М: Стройиздат, 1999, 352 с.

9. Школьник Ю, Москва. Полная энциклопедия, М: Эксмо, 2010, 256 с.

10. Шокорев С. .Москва. Все культурные и исторические памятники – М: Алгоритм, 2009, 512 с.



Интернет- сайты

www. ntv. ru



www.fire.rumate. ru

http://ru.vikipedia.org

http://www.nkj.ru

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет