МБОУ КСОШ №4
Научно – исследовательская работа по искусству «Абстракционизм
Василия Кандинского»
Работу выполнила ученица 9 класса
Гриченко Анастасия
Руководитель – учитель Искусства
Кудинкина Валентина Владимировна
с.Кулунда
2014г.
Содержание
Введение---------------------------------------------------------------------------с.3
Абстракционизм в искусстве--------------------------------------------------с.4-6
Художники В.Кандинский и его теория цвета-----------------------------с.7-9
Заключение-------------------------------------------------------------------------с.10
Приложения------------------------------------------------------------------------с.11
Введение
Издавна люди пытались отобразить красоту окружающего мира, сцены из жизни в рисунках, картинах. Со временем картины наиболее талантливых людей превратились в произведения искусства. Появилось множество различных направлений в искусстве: импрессионизм, модернизм, абстракционизм, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм, сюрреализм и др. Каждое направление охватывает единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения.
Меня заинтересовала эта тема потому что абстракционизм один из самых сложных и спорных направлений в современном искусстве. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. И поэтому очень мало людей знают об этом направлении.
Объект моего исследования является абстракционизм в живописи.
Его предмет абстракционизмом в России.
Цель познакомиться с творчеством Василия Кандинского.
Задачи:
- узнать историю возникновения нового направления;
- выяснить основные направления абстракционизма;
- познакомиться с теорией цвета Кандинского;
- применить эту теорию на практике.
Методологией данный работы являются книги: Горкин А.П. « Современная иллюстрированная энциклопедия. Искусство», Базыма Б.А«Психология цвета: Теория и практика».
Глава I
Абстракционизм в искусстве
Живопись - едва ли не древнейшее из искусств, известных человечеству. До наших дней дошли изображения животных и людей сделанные еще в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. Как и всякая самостоятельная ветвь художественного творчества, живопись обладает целым рядом неповторимых, оригинальных особенностей. Она повествует о жизни, изображает людей, природу, окружающих человека предметный мир посредством зрительных образов. Эти образы создаются при помощи целой системы приемов, разработанных и усовершенствованных многими поколениями художников. В отличие от писателя художник не может показать цепь событий, происходящих в разных местах, в разное время. Воплощая сюжет, живописец ограничен пределами одного момента и неизменной обстановки. Поэтому он стремится отыскать и рельефно изобразить такую ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются характеры действующих лиц, их взаимоотношения и весь смысл запечатленного события жизни.1
Так что же такое абстракционизм? Абстракционизм (от лат. - отвлеченный) - направление в искусстве ХX века. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-либо реально существующее — людей, предметы, пейзажи, события, хотя для её создания используются привычные средства живописи: точки, линии, плоскости, цвет. В их соединении художники иной раз добиваются декоративных эффектов. 2
Но абстракционисты не считают свои картины эскизами для ковров - в большинстве случаев они пытаются придать сочетаниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям и чувствам художника, передающие его отношение к миру и философские позиции. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное уже в эпоху Возрождения — что по-разному проведённые линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определённые настроения. О таком воздействии говорит и то, что мы считаем одни цвета, например, тёплыми, а другие — холодными, что называем одни радостными, другие — мрачными, одни — нежными, другие — грубыми и т.д.
Модернистские течения XX века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении “Филеб” тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных “неправильных” форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.
«Отцом абстракционизма» считают русского художника Василия Кандинского (1866—1944). В 1910 г. он написал первые акварели, состоявшие из одних только цветных пятен и не изображавшие никаких реальных предметов. Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи - искусства, тесно связанного с повествованием, - и приблизил ее к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.3
Для молодых советских художников, воспитанных в традициях застывшей академической системы с незыблемыми правилами и приоритетами повествовательной содержательности и единственно верного материалистического видения мира, открытие абстракции означало возможность воспроизведения личного субъективного переживания. Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной». Подобные чувства испытывали молодые живописцы в СССР, осмыслявшие незнакомое им актуальное искусство и одновременно строившие собственные формы сосуществования с властями или противостояния им. Рождался андеграунд, и среди художников-неформалов обращение к абстрактному искусству было общепринятым и широко распространенным.
Кандинский говорил, что «сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов, из которых надлежит создавать искусство». Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев.
Основные направления в абстракционизме:
Лучизм (Rayonismus, от франц. rayon луч) - направление в русском изо-искусстве 1910-х гг., связанное в первую очередь с именем М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой. Один из вариантов абстрактного искусства, основанный на красочной игре лучей, светопреломлений, как бы высвобождающих внутренние энергии мироздания.4
Кубизм (фр. Cubisme) — кубисты Сводили к минимуму, а зачастую и вовсе отказываясь от изобразительно-познавательной функции искусства, стремясь строить свои произведения из сочетания элементарных, "первичных" форм, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированном тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.5
Супрематизм (от лат. Supremus-наивысший)- создан в середине 1910-х гг. в России К. С. Малевичем. Супрематизм воплощался в лишённых изобразительного начала сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур (прямоугольников, треугольников, полос и т. п.), образующих пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные композиции.6
Орфизм(французское orphisme, от Orphee - Орфей) - течение в западноевропейской живописи 1910-х гг., близкое к кубизму и футуризму. "Орфисты" (Р.Делоне, Ф. Купка) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в яркие чистые тона.7
Неопластицизм(гол. neoplasticism)- одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 нидерландским живописцем П. Мондрианом и рядом других художников, входивших в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, чётко разделённых перпендикулярными линиями чёрного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).8
Ташизм (фр. Tashisme, от Tache — пятно) — течение в западноевропейском абстракционизме 1950—60-х годов. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. 9
Итак, как мы видим, существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями; общее название «абстракционизм» расплывчато, условно и не выражает действительной сущности этого явления. Поэтому нередко употребляется название «беспредметное искусство».
Глава II
Художники В.Кандинский и его теория цвета
В русской живописи XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич.10
Василий Кандинский - один из крупнейших художников XX века, он создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов. Также у Кандинского была своя теория цвета. Кандинский писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия — рождается чисто физическое воздействие и ... психическое воздействие». Под первым Кандинский понимал известные феномены физиологии цветового зрения, например, индукции, контраста и т.д. Психическое воздействие, по Кандинскому, рождает «вибрацию души». Кандинский подходил к изучению цвета субъективно. Чтобы понять, как действует цвет, Кандинский советовал сначала сконцентрировать внимание на изолированной краске.
Центральным положением концепции Кандинского можно считать утверждение о двух факторах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». В результате рождаются четыре возможных «звука» красок.
Первый фактор связан с отношением желтый — синий. Оба этих цвета, в терминологии Кандинского, связаны с «горизонтальным движением»: желтый «движется» навстречу зрителю, а синий — от него. Второй фактор — это отношение белого и черного. Здесь Кандинский также говорит о движении, но о «статической» его форме. Кроме «горизонтального движения», у желтого с синим есть еще «центробежное» (желтый) и «центростремительное» (синий). Кандинский образно сравнивает синий с домиком улитки. Однако, если желтый сделать «холоднее» (прибавлением синего), краска становится зеленоватой и теряет в двух своих «движениях». Рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности. Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают. Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво. Его (желтый) можно сравнить со звуком трубы. Через «охлаждение» желтый становится болезненным и является красочным выражением (символом) безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия, слепого бешенства. Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве, рождающей краски безумной мощи. Желтый, по выражению Кандинского, «земная краска» т.к. его нельзя углубить. Синий — «небесная краска», зовет человека к бесконечному. Здесь мы наблюдаем «движение» от человека и к центру. Очень углубленный синий выражает покой, а опущенный (еще один термин Кандинского) до черного — печаль. Светлое синее становится равнодушным и безразличным к человеку. Чем светлее синий, тем он беззвучнее. В то же время, средне-синий, по Кандинскому, символизирует звук флейты, темно-синий — виолончель, а наиболее углубленный орган. Из смешивания желтого и синего рождается зеленая краска. В ней как бы сокрыты, парализованы силы желтого и синего. Это самая покойная краска. Здесь нет движения, нет звучания, — ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить. Главное значение абсолютно зеленого — пассивность. В духе политической символики, Как главный тон лета, зеленый — символ природы, погруженной в самодовольный покой. При добавлении желтого, зеленый оживляется, становится «моложе, веселее». И, наоборот, вместе с синим он приобретает серьезность, вдумчивость. При усветлении (добавлении белого) или утемнении (черного) зеленый «сохраняет свой элементарный характер равнодушия и покоя». Белый усиливает аспект «равнодушия», а черный — «покоя». Средние тона скрипки, по Кандинскому, выражаются зеленым цветом. Белый для Кандинского — символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не доходит оттуда. Белый — это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как «ничто», предшествующее началу и рождению (ср. значение белого у Ндембу, как символа нового рождения). В отличие от белого, черный — «ничто» без возможностей, мертвое ничто, вечное молчание без будущего, законченная пауза и развитие. За этим следует рождение нового мира. Черный — окончание, погасший костер, самая беззвучная краска. Белые одежды выражают чистую радость и непорочную чистоту, а черные — величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый «безутешной неподвижностью». Особенно это касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе. Говоря о красном, Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный) и ему соответствует звук фанфар. Киноварь — равномерно пламенеющая страсть, уверенная в себе сила, «пылает» внутри себя. Здесь нет безумия желтого. Цвет, особо любимый народом. Углубление красного приводит к снижению его активности. Но остается внутренняя раскаленность, предчувствие будущей активности. Охлажденный красный — фиолетовый, характеризуется Кандинским как болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием фагота и свирели.
Соединение красного с желтым (оранжевый) сохраняет серьезность красного.
Красный с зеленым и фиолетовый с оранжевым составляют третью и четвертую цветовые пары, вслед за желтым — синим и белым с черным.11
Таким образом, Василий Кандинский отличался не стандартным восприятием, т.е. ощущал "звучание" цвета, его фактуру, вес, температуру, движение, Свои цветомузыкальные ассоциации он изложил в своих трудах. Литературное наследие Кандинского составило значительный вклад в науку о цвете для художников.
Вершиной творчества В. Кандинского считаются «Композиция VI» и «Композиция VII», написанные в 1913 году. Как пишет искусствовед Н.Б. Автономова, по комбинациям живописных форм и линий картины эти многосоставны и разнообразны. В них нет глубины пространства в привычном для нас понимании, однако при этом она все же сохраняется. Характер распределения форм, наложенных друг на друга, и свойства самой краски (которая, по словам В. Кандинского, «может отступать или выступать, стремиться вперед или назад») помогают ему построить «идеальную плоскость» и вместе с тем дать ее «как пространство трех измерений». Сам он называл это рисуночным (или живописным) «растяжением пространства».
«Композиции», над которыми В. Кандинский работал долго и напряженно, имеют свою живописно-пластическую драматургию. Художник исполнил много графических и живописных набросков и эскизов, он мыслил свои «Композиции» как некие новые миры, возникающие так же, как возник «космос» — «путем катастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер».
«Композиция VI» и «Композиция VII», почти одинаковые по размеру, различны по характеру содержания и его воплощения. Каждый из мотивов, достигая своего крайнего напряжения, действительно уподоблен некой катастрофе — своего рода взрыву или потопу. Линии «Композиций» движутся по поверхности холста плавными изгибами то широко и свободно, то группируются в виде параллелей. Взаимодействуя, они сталкиваются друг с другом, изменяют свое направление, перерезают друг друга, ломаются или складываются в те или иные комбинации. Пятна и линии здесь действуют, как живые существа. И то, что это абстрактные линии (а не конкретные люди, животные или предметы), лишь усиливает выразительность события. Теряя в конкретности, пластическое событие приобретает характер всеобщности. Трагедия, которая разворачивается в условном времени, содержит в себе катарсис (очищение), гармоничное развитие, казалось бы, неразрешимых противоречий.
«Хор красок», состоящий из множества голосов — разных по характеру, тембру и силе, звучит мощно и взволнованно. В. Кандинский в своих «Композициях» творит новую реальность, не имеющую ничего общего с окружающим нас миром. Но в этой новой реальности ощутим весь сложный, исполненный великих потрясений духовный мир человека начала XX века12.
Практическое применение цвета в рисунках. По теории Кандинского рисунок можно разобрать как музыку, например в рисунке преимущественно больше синего цвета, так светло синий цвет символизирует звук флейты, темно-синий — виолончель, а наиболее углубленный-орган. Черный цвет это что бездвижное, как труп, молчание тела после смерти. То есть если прочувствовать рисунок то можно сказать то что эта музыка на похоронах, когда смерть уносит душу в бесконечное движение и хаос.
Заключение
Рассмотрев абстракционизм как новое течение в живописи, я пришла к выводам: абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало как сторонников, так и противников этого, как, впрочем, и любого другого вида искусства. Но любое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять, ни скрывать. Искусство не терпит прямо говорения, его сила в метафоре. Реализм в искусстве бывает очень разным и это самым убедительным образом доказывает искусство абстракционизма.
Узнав историю возникновения нового направления можно сказать что абстракционизм сделал революцию в искусстве порывая с традиционными формами, провозглашая свободную игру линий, красок, форм, цветовых пятен.
Благодаря абстракционизму появилось много различных направлений в современном искусстве, хотя разделение искусства на направления в достаточной степени относительно.
Произведения Кандинского – это чистый абстракционизм. Смотря на его картины, приходится домысливать изображенное. Что хотел отобразить в своих картинах Кандинский для многих остается загадкой до сих пор. Хотя сейчас идея создания подобных картин не нова. Однако в те времена он был первым рьяным абстракционистом, который использовал в своих произведениях подобное сочетания разнообразных форм и цветов.
Восприятие искусства в высшей степени субъективно. Отношение к произведениям художников-абстракционистов можно выразить словами нидерландского философа XVII века Б. Спинозы: «Не плакать, не возмущаться, но понимать». Укоренившаяся глубоко привычка воспринимать сугубо реалистическую художественную форму не означает, что направление, «непохожее на жизнь», неинтересно, а тем более абсурдно. Радость искусства в том, что оно разное.
Но постепенно отвлеченные формы превратились в геометрические.
Эти картины уже рисовали при помощи циркуля и линейки
В.Кандинский
«В черном квадрате»
Список используемой литературы:
-
Базыма Б.А.; Психология цвета: Теория и практика;Изд:Речь 2005
-
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
-
Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007
-
«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
-
Современная энциклопедия. 2000.
Интернет ресурсы:
-
http://www.krugosvet.ru
-
http://ru.wikipedia.org
-
http://dic.academic.ru
-
http://www.ur911.narod.ru
-
http://www.websib.ru/fio/class1/napris/abstraktcionism.htm
-
100picture.info›86.html
Приложение
Кандинский великий художник современности! Он создал революцию в живописи. Опередив время, использовал приемы компьютерной графики. И работая над своим проектом, я убедилась, что с помощью компьютера художники могут создавать произведения в разных жанрах живописи.
Достарыңызбен бөлісу: |