Исследовательская работа ученицы 9 класса школы №119 города Казани Бабушкиной Ксении



Дата26.06.2016
өлшемі1.54 Mb.
түріИсследовательская работа


Открытая научно-практическая конференция

для учащихся 6-11 классов "Вышгрод-2014"

Маркеловские чтения

Секция: этнография

Отражение старинных верований и традиций в русских и татарских играх. Народные подвижные игры в современной культуре.

Исследовательская работа

ученицы 9 класса

школы № 119

города Казани

Бабушкиной Ксении



Руководитель:

Павлова А. Н., учитель физкультуры

Жуковец Л.М., учитель русского языка

и литературы

Казань 2014

Содержание:

Введение ..…………………….…3

Основная часть

Глава 1

Игра – народная традиция …………………….…..3



Глава 2

Виды, описание игр. …………...……………9



Глава 3

Подвижные игры ……….…………..........9

Мои новые игры ………………….........16

Выводы …………...…………..17

Список используемой литературы …...…………………..19

Приложение 1 ….……………………20



Введение.

Однажды в школе мы готовились к мероприятию, посвященному обрядовому празднику, и мне учитель физкультуры Альбина Николаевна дала задание: найти описание подвижных народных игр. В кабинетах русского и татарского языка много книг по народным традициям, и в ходе их изучения я заметила, что у народа очень богатые традиции, что существовало много игр, магических заклинаний, считалок, которые сейчас кажутся просто выдумкой. Даже Владимир Иванович Даль, составитель словаря, интересовался ими и записывал. Я для школьного праздника собрала очень интересный материал и решила продолжить исследование по теме: какие разновидности игр были раньше, из каких традиций они берут начало, с какими старинными обрядами связаны, а также - в какие народные игры играют сейчас, и что изменилось в правилах игры.



Итак, цель исследования: дать описание обрядов и традиций, на основе которых построены народные игры, определить их место в современной физической культуре.

Задачи работы:

  1. Узнать о традициях и обрядах в основе игр и дать их описание

  2. Значение и степень популярности народных игр в наше время

  3. Создать из элементов известных игр свои новые, интересные игры

Гипотеза, выдвинутая мной, состоит в том, что игры родились во «взрослом» мире и связаны, как мне кажется, с хозяйством, охотой, свадебными, поминальными обрядами, и только спустя время игры перенеслись в «детский» мир, потеряв первоначальное ритуальное значение, которое я и попытаюсь восстановить.

Объектом исследования являются народные подвижные игры.

Практическая значимость исследовательской работы в том, что собранный материал может пригодиться на мероприятиях, посвященных народной культуре, на уроках физкультуры, на переменах и вообще в жизни каждого ребёнка. Ведь эта тема актуальна для всех детей, т.к. невозможно представить детство без игры.
Глава 1. Игра – народная традиция.

В настоящее время разрабатываются проекты, направленные на то, чтобы приобщить детей к народной культуре, к национальным культурным традициям, обычаям, обрядам, ритуалам. Несомненно, это будет способствовать всестороннему развитию личности, умственному, физическому, нравственному воспитанию, поможет усвоить традиционные ценности.

Давайте постараемся разобраться, что такое традиции, что можно к ним отнести. Слово «традиция» (от лат. traditio — передача) означает исторически сложившиеся и предаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Народные традиции — это часть культурного наследия. Важнейшие в Поволжье обряды и праздники были связаны с трудом, жизнью природы, олицетворением ее сил. Поэтому много игр, которые воспроизводят различные трудовые процессы: («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста»), или связаны с обрядами и праздниками (в честь масленицы, сабантуя и др.).

 Наиболее простые из игр напоминают игры животных. Это игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.). Но родились они в процессе обучения детей ловкости, сноровке, ведь славяне очень ценили силу и ловкость.

 Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением значимых для народа событий («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники»).

 Данные археологии, как я узнала из справочников «Русская культура», «История татарского народа» говорят о высоком уровне развития игр еще тысячу лет назад. На территории Поволжья (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов. Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Исследователями истории культуры установлено, что еще в период 6-8 вв. у древних народов существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои» (фехтование), метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, бег, плавание, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «игра с домашним быком», «Горелки», хороводные игры.

    Но как объяснить странные правила многих игр, непонятные названия, заклинания, такие слова, как «чур» («Чур, я в домике»)? В ходе исследования, работы со справочниками и этимологическими словарями я узнала, что в детских играх сохранились отголоски древней старины,

Например, разнообразные игры в прятки — отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. То же самое «Чур, я в домике» произошло от имени бога очага Чура, которое имеет значение оберега, сохранения границ земельных владений. Считалось, что нарисовав вокруг себя магический круг, человек будет в безопасности - под охраной Чура.

Горелки изначально не были детской игрой: в неё играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. О такой функции игры идёт речь в «Повести временных лет»: «Схожахуся на игрища, на плясанье, и ту умыковаху жены собе». В настоящее время горелки считаются детской игрой, но в ходе опроса я поняла, что современные дети ее не знают.

А лапту сначала начали применять как средство физической подготовки солдат, но позже она применялась и как средство физического воспитания детей. Интересна также игра ручеек. Изначально это был обряд проводов покойника, затем водящий в этой игре стал как бы олицетворять Злые силы, которые, выбрав жертву, уводят ее в царство тьмы.

Мы, дети, любим веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Откуда же они произошли? В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. А ещё старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Эти «тайные» слова и «тайный» счет могли входить и в текст считалок. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться ими в считалках.

Люди в старину были убеждены, что слово обладает силой воздействия на человека и природу.



Пчелушки, Серые, малые, Крылышки алые, Носики вострые, Сами пестрые. В поле идут, Гудут, гудут. С поля идут, Медок несут, - так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания, которые затем перешли в игры Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Многие русские игры носили сезонный характер и были связаны с праздниками, такими, как Пасха, Рождество, Святки, Масленица. На масленицу, например, проводились катания на тройках, «Кулачьи бои», «Взятие снежного городка», устраивались карусели на льду и др. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Наиболее торжественным, ярким и, пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество — начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их. 7 января — Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший церковный день, подобно тому, как и в другие важнейшие праздники, играет солнце. Накануне Рождества в ряде мест России было принято жечь костры, что связывалось с представлениями о возрождении солнца, о начале нового солнечного года. Традиционными были и прыжки через костер, так как славяне верили в очистительную силу огня. В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Коляда — это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали веселые озорные песни, загадывались загадки. Загадывание загадок, по мнению специалистов когда-то носило языческий магический характер.

А какими же были традиционные народные игры у татарского народа?

Именно на основе народных игр мы знакомимся с особенностями жизни своей республики, своего народа.

История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.

В татарских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны.

Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» ( Баба-яга), «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные) «Минлебай», « Курсэт эле, ускэнем»; подвижные игры «Унике таяклы» (Двеннадцать палочек), «Эбэк», «Качышлы»(Догонялки) и другие.

Игра «Молчанка» присутствует у всех почти народов, так и у татар, есть игра «Кап, та коп». Тому, кто не выдержит и засмеётся, назначают фант и предлагают исполнить танец или песню.

Игра «Уголки» - «Дурт почмак». Водящий старается занять свободный уголок, пока играющие перебегают.

Помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» у татар существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «праздник плуга». Сабантуй – это массовое гуляние, и конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом, бои на бревне – имеют ярко выраженный развлекательный характер. А вот Карла Фукса, создателя книги «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях", привлекала особенно на празднике одна игра. На расстоянии друг от друга не более двух шагов садятся кругом человек 12- 20. Участник держит узел, затем передает другому и отходит. Узел бросают от одного игрока к другому по кругу, и молодец бежит за ним, чтобы поймать. Когда это удается, он меняет того из сидящих, у которого поймал узел. Шар летал из рук в руки с такой быстротой, что направление полета менялось ежесекундно. Все участники этой игры должны были быть ловкими и проворными.

Народные игры безусловно связаны со временами года, сезонами полевых работ и укладом жизни народа. Как и в культурах и традициях всех народов, татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первое «весеннее торжество» (бэйрэм) связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу — «смотреть лёд», боз озатма — проводы льда, зин киту — ледоход. Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители деревни. Молодёжь наряжалась, играла на гармони, играла в подвижные игры. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому.

Еще одна из традиции, когда ранней весной дети отправлялись по домам в своей деревне собирать крупу, масло, яйца. Из собранных ими продуктов на улице при помощи поварих постарше, дети варили в большом котле кашу и ели ее. Чуть позже наступал день сбора крашеных яиц (Кызыл йоморка).

Любимыми играми у татарского народа являются подвижные игры. Они широко доступны людям самого разного возраста.

А вот у такого народа как кряшены соединились две религии - ислам и христианство. Многие предпочитают их называть крещеными татарами, но сами же они именуют именно кряшенами. Основная часть кряшен проживает на территории Республики Татарстан и Башкортостан, более мелкие поселения существуют и в других регионах России. Культура и обычаи кряшен весьма интересны и своеобразны. Большинство их праздников связаны с христианским календарем, однако, традиции празднования имеют, несомненно, древнетюркские корни, которые органично вошли в христианские традиции. В ряду почитаемых праздников находится и день Св. Троицы – Тройча или Тройча Жыены, который фактически в народном сознании отождествился с праздником березы – «Каен бэйрэме». Праздник апостолов Петра и Павла – Питрау ассоциируется с началом сенокоса; иногда его называют еще праздником цветов, так как в этот день было принято собирать цветы, плести из них венки и одевать на голову, а также украшать цветами дом. Один из кряшенских травников поведал нам о том, что именно на Петров день он собирает 41 вид цветов и эти цветы дают особенно хороший лечебный эффект. Этот праздник – один из наиболее почитаемых в кряшенской среде, его иногда называют еще кряшенским сабантуем. Традиционные же татарские сабантуи проходят обычно до этого дня. И часто призы с сабантуя хранятся до Питрау, что дает возможность кряшенам использовать их и на этом празднике. Сам праздник состоит из двух частей: Питрау каршылар – встреча Питрау и Питрау Заты – проводы Петрова дня. Множество праздников образованных от православных: «Раштуа» (Рождество Христово), «Качману» (Крещение), «Май чабу» (Масленица), «Бэрмэнчек» (Вербное Воскресенье), «Олы кон» (Пасха), «Покрау» (Покров), «Элжен» (Ильин день) и др. В них традиционно бывают игры молодежи, качания, хороводы, пения и пляски. В Приложении 1 представлены игры народов Поволжья.

Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.


.
Глава 2. Виды, описание игр

По второму направлению я провела исследование так: изучила научную литературу, сходила в библиотеку, поискала информацию в интернет ̶ ресурсах и выделила из изученного материала основные понятия, определенные виды игр, правила, провела опрос, касающийся популярности игр.

Что обозначает слово «игра»? Игра - это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Игры имеют большое значение для развития способностей. Они влияют на все стороны развития. В играх мы учимся искать, ползать, бегать, прыгать, бросать, ловить и т.д. А это развивает физические навыки, мышление, внимание, память, речь, что помогает нам в учебе.
Виды игр:


  • подвижные игры (способствуют укреплению здоровья, развивают движения).

  • строительные игры - с кубиками, специальными строительными материалами, развивают конструктивные способности, служат подготовкой к овладению трудовыми умениями и навыками;

  • дидактические игры - специально разрабатываемые, например, для обогащения научных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);

  • сюжетно-ролевые игры - игры, в которых подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности, например, игры в дочки-матери, магазин, железную дорогу;

  • игры-драматизации представляют собой исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким и неизменным, в отличие от спектакля.

  • творческие игры направлены не только на развитие воображение, но и способствуют развитию личности.

Мы рассмотрим только одну группу игр - это подвижные игры.

Глава 3. Подвижные игры.

Народные подвижные игры – это достояние нашей культуры, они помогают развивать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека.




Как я выяснила из справочника «Спортивные и подвижные игры», в свою очередь подвижные игры делятся на:
Командные игры веселые, азартные, динамичные командные соревнования, которые быстро и эффективно включают в игру, а также позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников. Командные игры позволяют весело, интересно и увлекательно отдохнуть. Они учат работать в команде, помогать и поддерживать друзей по команде. В них каждый может не только раскрепоститься, но и снять эмоциональное напряжение. Таким образом, игры в команде развивают социальные навыки, учат сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации, а также помогают сплотиться в группе, почувствовать себя единой командой, ближе познакомиться друг с другом, обрести друзей, и просто повеселиться и отдохнуть.

  • Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой)..

  • Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

  • В играх-забавах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько человек выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы доставляют зрителям много радости.

К бессюжетным играм с предметами относятся также игры с использованием предметов («Тише едешь-дальше будешь», «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В младшем возрасте играют в них по упрощенным правилам.


Как выбирать и проводить игру?

Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:



Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать….

Или:

Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:



Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:



Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять

Вышел красный месяц

А за ним – луна, поводи одна.

Шесть, семь, восемь, девять, десять

Царь решил меня повесить

А царица не дала

И повесила царя.

Или:

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты.

Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику. Считалки могут начинаться как загадки:



Сидела баба на пече, на каленом кирпиче,

Не могла стерпеть, начала пыхтеть….

Или как сказки:



Жили-были два гуся…

Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” – это заключительный элемент считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой выразительностью.

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам: Мати, мати, Что вам дати? и спрашивают, кто из них кого выбирает: Какого коня – сивого или златогривого? Или: За печкой заблудился или в стакане утопился? И т.д.

Большим преимуществом детских игр являются правила. Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности,  а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Именно в игре ребенку объясняют, что существуют различные правила, как можно играть, и как нет, как надо себя вести, и как не стоит. Ребенок, с детства привыкший играть по правилам, и в будущем будет стремиться соблюдать все общественные нормы, а малыш, не привыкший к правилам, будет долго к ним приспосабливаться и может до конца не понять, зачем нужны такие строгие ограничения.
Правила поведения во время игры.


  • Играй честно, дружно, по правилам.

  • Поддерживай игроков своей команды.

  • Не унижай соперников.

  • Отстаивай свои права спокойно, терпеливо.

  • Выиграл – не зазнавайся.

  • Проиграл – не унывай. Поблагодари победителя за игру; постарайся взять верх при следующей игре.

  • И помни что девиз каждой команды в игре «Один за всех и все за одного»!

Теперь, когда мы выбрали водящего и уточнили все правила игры, нам нужно выбрать подходящую игру.

Игры

«Жмурки» — игра, которая проводится у всех народов. Она имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами— «жмурка» — должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.

"Прятки"

Для начала игры определяется водящий при помощи считалок. Далее водящий становится лицом к стене или к дереву, закрывает глаза и начинает считать, когда закончит, громко кричит: "Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать. Кто не спрятался - я не виноват!"

После этого идёт искать спрятавшихся. Тот, кто успевает раньше водящего добежать к стене, считается "незастуканным", кого "застукали" первым - становится водящим в следующей игре.

«Пятнашки»

Это одна из самых любимых и популярных игр. Все играющие разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится пятнашкой.



"Море волнуется раз"

Перед началом игры выбирается водящий, он отворачивается от участников и говорит:



Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится ведущим.
"Вышибалы"

Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся напротив друг друга, у них мяч. Между ними посередине игроки второй команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. Задача вторых – не дать себя выбить


"Горячая картошка"

По правилам игры участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков не отбил и уронил мяч, то он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается.Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он,ловит в две руки и быстро ("картошка же горячая, обожжёмся ") перекидывает следующему игроку. Если кто-то замешкался - тоже идет в круг "провинившихся".



«Краски»

По правилам игры выбирается продавец и покупатель, все остальные краски. Каждая краска загадывает свой цвет. Покупатель подходит к игрокам и говорит: Покупатель: "Тук-тук". Продавец: "Кто там?" Покупатель: "Я монах в синих штанах" Продавец: "Зачем пришел?" "За краской!" Продавец: "За какой?" Покупатель: называет краску. Если такой краски нет, продавец отвечает: "Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!" Покупатель прыгает кружок на одной ножке и возвращается за новой краской. Если же такая краска есть, то продавец говорит: "Есть такая. Платите столько-то" (называет число, как правило, возраст игрока). Покупатель должен быстро расплатиться. Краска в это время убегает, а покупатель должен поймать её. Если получалось, то пойманный игрок становился покупателем. Если краске удавалось вернуться на скамейку непойманной, игра начиналась сначала с прежним покупателем.



«Кошки и мышки»

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.



«Глухой телефон»

Играющие загадывают любые слова шепчут их соседям справа. Водящий задает вопросы, на которые ответом будут загаданные слова. Если ответ вполне реалистичен, действительно подходит к вопросу, то ведущий и игрок, который дал ответ, меняются местами. Игра продолжается.



«Путаница»

Все игроки собираются в круг. Это будет «клубок». Выбираем водящего – «бабушку». «Бабушка» отворачивается, а «клубок» держится за руки и «запутывается». Здесь можно переступать через руки друг друга, закручиваться, но соблюдать главное условие: руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Бабушка, бабушка, распутай нас!» Бабушка должна распутать веселую кучу-малу, так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя…



Результаты опроса


Игры

Девочки

Мальчики

Всего

Подвижные игры

  1. Прятки

  2. Догонялки

  3. Жмурки

  4. Колечко, колечко

  5. Глухой телефон

  6. Вышибалы

  7. Пятнашки

  8. Цепи, цепи…

9

5



5

2

3



1

2

6


̅

2



̶

1

̶



1

1

6


9

7



5

3

3



2

3

12



Спортивные игры

(Футбол, пионербол, баскетбол)


4

7

11


Настольные игры

(Шашки, шахматы, карты)

5

1

6

Мне захотелось узнать, в какие игры играют младшие ученики нашей школы. И я провела опрос:


В результате я пришла к выводу, что ребята начальных классов ещё не забыли все эти русские народные игры, и сейчас с большим удовольствием играют в них.
Мои новые игры

Я придумала свою интересную игру «Ёжик в тумане». Она была придумана на основе «жмурок».

«Ёжик в тумане». Территория для игры желательно детская площадка с турниками, лавочками, качелями и др. Выбирается водящий. Затем игра начинается. Участники разбегаются. И водящий говорит: «Один десять два ноля». Закрывает глаза и ищет детей, может использовать команды:


  • «Земля горит» – не находится на земле. Кто последний окажется на земле, тот и водящий.

  • «Дом горит» – не трогать предметы. Участник, который последний тронет какой-нибудь предмет, тот и водящий.

  • «Стоп кадр» - замереть в одном положении. Кто движется, тот следующий водящий.

  • «Семейный кадр» - все участники должны подбежать друг другу и замереть для «снимка». Кто последний подбегает к группе участников, тот и водящий.

  • «Замедленная съёмка» - продолжение движения участников в замедленном действии. Если движение одного участника окажется быстрым, он станет водящим.

  • «Стойка оловянного солдатика» - встать прямо руки по швам. Кто окажется последним, тот водящий.

А вот еще одна игра под названием «Магический круг». Суть игры состоит в том, что

по команде ведущего участники должны занять место в домиках, представляющие собой обручи. С каждым этапом домиков становилось все меньше и меньше, и не удержавшиеся участники выходили из магического круга, а, следовательно, из игры. Выигрывал тот, кто продержится дольше всех.

Мои игры получились очень весёлые, интересные, забавные. А самое главное с ними справились все дети, они были заряжены позитивом и морем положительных эмоций.
Выводы.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. И одними из традиций являются игры. Игра - исключительно ценный народный дар. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у человека появляется чувство команды, личной значимости в игре.

Хорошо, что народные подвижные игры не утеряны, а применяются в школе на уроках и во внеклассных занятиях. Подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-8 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми борьбой или лыжами. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с помощью специальных упражнений.

Роль народных подвижных игр в системе воспитания огромна: игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры приобщают ребенка к культурному наследию. Игра также способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию. Разнообразные движения и действия детей во время игры эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью игр обеспечивается всестороннее физическое развитие.

Учитывая все это, я считаю, что работа, проделанная мной, имеет несомненную практическую ценность. В ходе исследования я постаралась найти максимальное количество народных игр, всего собрав 14 народных (в том числе и забытых) и 22 современные. Я выяснила историю их возникновения, описала ход игры, придумала на их основе свои новые игры, кроме того, создала свой буклет с описаниями и правилами игр, так как была вожатой детского лагеря «Светофорик» - сделала это в помощь вожатым.

Я считаю, что моя работа имеет практическую значимость, потому что её материалы можно использовать во время проведения школьных праздников, детских вечеров, внеклассных мероприятий и даже во взрослых семейных торжествах.



Список литературы


  1. А. Сипинев. Русская культура и словесность - С.-П.2002

  2. Л.А. Харисова. Культура народов Татарстана. - Казань: Магариф, 2005

  3. Мусульманские праздники и обряды. - М., 1990

  4. Под ред. Ю. И. Портных. Спортивные и подвижные игры. – Изд. 3-е перераб.,доп./ – М.: Физкультура и спорт, 1984.- 344с., ил.

  5. Сборник детских народных игр

  6. Этнография татарского народа.- Казань, 2004

Приложение 1


Игры народов Поволжья
Татарские народные игры
Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Эй, дружок, продай горшок!

Покупай.

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.


Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.



Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре разные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Угадай и догони (Читанме, бузме)

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.



Правила игры. В случае если водящий не поймает товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.

Чувашские народные игры

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрз)

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные—рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.



Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Луна или солнце (Уйохпа хзвель)

Выбирают двух игроков, которые будут капи­танами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по од­ному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Башкирские народные игры

Юрта

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.



Марийские народные игры

Биляша

На площадке чертят две линии на расстоянии 3 -4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрок – нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.



Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место.

Мордовские народные игры

Раю-раю

Для игры выбирают двух детей —• ворота; остальные играющие —

мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,



А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью входят в ворота. Дети ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну

из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки, остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль

Круговой

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.



Удмуртские народные игры

Водяной

Очерчивают круг — это пруд или озеро. Выбирается ведущий — водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: — Водяного нет, а людей-то много. Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано

большинство игроков.

Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловушками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Серый зайка

На площадке чертится квадрат (6x6 м) — это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) располагаются полукругом в 3—5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят: — Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел? На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками. Правила игры. Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.





Каталог: files -> vyshgorod -> conference -> workshop112
conference -> Задача исследования: узнать, как Италия двигалась по пути европейской интеграции
conference -> Микоян Анастас Иванович (Ованесович) выдающийся советский государственный и политический деятель, Герой Социалистического Труда(1943)
conference -> Аристофан Лягушки Действующие лица
conference -> Изображения Тесея в афинской вазописи VI-V в до н э. как исторический источник
conference -> О чем спорят историки (вместо вступления) глава что скрывается за цифрами
conference -> Западные хронисты о завоевании Кипра Ричардом I бернард казначей
conference -> Практическая работа по изготовлению заалтарного витража храма Иоанна Богослова 7 8


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет