Историяармени и история Армении заслуживает внимания в той же мере



бет1/9
Дата28.06.2016
өлшемі12.94 Mb.
#162741
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




И С Т О Р И Я А Р М Е Н И И
«История Армении заслуживает внимания в той же мере,

как история самых значительных народов, сделавших

свой самостоятельный вклад в культуру человечества...»

(В.Брюсов. «Летопись исторических судеб армянского народа»)
«Армянский народ - один из древнейших современных народов.

Он пришёл в мир из такой глубины веков, когда не только

не существовали современные нам европейские народы, но и

едва зарождались народы античной древности – римляне и эллины».

ДРЕВНИЙ ПЕРИОД

_________________
История государства Урарту
Первые следы человека на территории современной Армении относятся к палеолиту (приблизительно 50 тыс. лет назад).
Палеолит - от греческого "палеос" - древний и "литос" - камень.
На Армянском нагорье приблизительно 10 тыс. лет назад на смену собирательству и охоте приходит примитивное земледелие, главным образом около устьев горных рек и ручьев. Наступает эпоха неолита (от греч. "неос" - новая и "литос" - камень).
Армянское нагорье — среднее из трёх переднеазиатских нагорий.

Большая часть Армянского нагорья находится в пределах современных Турции и Армении. К Армянскому нагорью относится также западная часть Ирана, юг Грузии и западная часть Азербайджана.

Рис. 1

В эпоху энеолита и ранней бронзы (4-3 тыс. до н.э.), наряду с земледелием, интенсивно развивается скотоводство. На рубеже 3-2 тыс. до н.э. происходит первое крупное общественное разделение труда между скотоводческими (на горных склонах) и земледельческими (обитатели низин) родами; возникает примитивный товарообмен.


С середины 2 тыс. до н.э. на западе нагорья появляются первые государственные образования - Алзи, Исува, Хайаса. Самым могущественным среди них было царство Хайаса на северо-западе нагорья.
В IX веке до н.э. формируется государство Урарту, которое впервые объединяет все Армянское нагорье под властью одного царя. В течение первой половины VIII века до н.э. Урарту было самым мощным государством Древнего Востока, которого страшились Ассирия и другие соседние царства. Столицей государства был город Тушпа (современный Ван, на берегу озера Ван, - Турция), по имени которого Урарту часто называют Ванским царством.

Рис. 2
Когда к 800 году до г.э. над странами Передней Азии (Турция, весь Аравийский п-ов, Иран) нависла угроза ассирийского порабощения, казалось, что натиску ассирийских армий не может противостоять никто - ни слабые мелких "осколков" Хеттской державы, ни вожди племен, населявших Иранское нагорье

(на юг от Каспийского моря) и Закавказье (соврм. Грузия, Армения, Азербайджан).



Рис. 3
Ассирийцы до поры до времени не обращали внимания на события, происходившие на северных окраинах их державы. Они относились к урартам как к одному из многочисленных полудиких племен и явно недооценили их.

Рис. 4
Цари Урарту Менуа (810-786 гг. до н.э.) и его сын Аргишти I (786-764 гг. до н.э.) постепенно прибрали к рукам районы Муцацира (к востоку от ассирийских столиц Ниневия - на реке Тигр и Ашшур - ниже по течению Тигра) и Северной Сирии

(к западу от столиц).

Тем самым урарты перерезали главные торговые пути ассирийцев, оставляя им для торговли только одно направление - южное. А там находился непокорный Вавилон, и без того доставлявший ассирийским царям немало хлопот.


1 – торговый путь из Анатолии

2 – торговый путь из Египта

3 - торговый путь в Аравию
рис. 5
Слабым местом ассирийской державы оказалась ее зависимость от ввоза вырья (прежде всего - руд металлов) и готовых металлических изделий из Малой Азии и Закавказья. Урарты же располагали своими собственными рудниками. Раскопки поселения Техут (около Эчмиадзина) свидетельствуют о том, что еще 5-4 тыс. до н.э. на территории Армении существовала довольно развитая для того времени медная металлургия. Археологические исследования городища Мецамор (около Армавира - 30 км на юго-восток от Еревана), относящиеся к 3-1 тыс. до н.э., выявили древний центр горно-металлургического производства; на территории поселения размещалось более 200 плавилен. К тому же урартская сталь была лучше ассирийской. Сами ассирийцы предпочитали оружие, изготовленное в Закавказье, и во время походов против Урарту стремились захватить как можно больше мечей, кинжалов, наконечников копий.
Но жизненные центры Урарту располагались слишком близко от ассирийских владений, и вражеские войска могли выйти к ним всего за несколько переходов (см. рис. 4 – столица Урарту – город Ташупа на оз.Ван). Поэтому для Урарту вопросом жизни и смерти стал перенос государственных кузнец и зернохранилищ в северные районы. В связи с этим урартские цари Аргишти I и его сын Сардури II (764-735 гг. до н.э.) начали освоение обширных земель, располагавшихся между реками Кура и Аракс (см. рис. 2).
Кура - крупнейшая из рек Закавказья, впадает в Каспийское море, протекает по территории трёх государств: Турции, Грузии, Азербайджана.

Аракс - крупнейший правый приток Куры; на значительном протяжении среднего течения по Араксу проходят границы Армении и Азербайджана с Турцией и Ираном.
Всего за несколько десятилетий эти земли покрылись садами и виноградниками; в горных долинах выросли оживленные города.
О высокоразвитой культуре Урарту свидетельствует существование развитой письменности (вариант вавилоно-ассирийской клинописи), высокий уровень земледелия, скотоводства, строительства крепостей-городов, военного дела и металлургии. Здесь очень рано научились сплавлять вместе медь и олово, получая

бронзу; здесь же, по-видимому, впервые началось широкое производство железа и изготовление железного оружия и орудий труда. Изделия кузнецов Урарту из серебра и бронзы ценились чрезвычайно высоко и распространялись по всему Средиземноморью. Археологи обнаружили изготовленные в Урарту металлические предметы в Малой Азии, на греческих островах Эгейского моря, в материковой Греции. Достигали они и древней Италии.


Малая Азия — полуостров на западе Азии. Омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским и Средиземным морями и проливами Босфор и Дарданеллы, отделяющими Азию от Европы. Полуостров далеко по сравнению со всеми остальными частями Азии выдвинут на запад. Восточной границей Малой Азии как физико-географической зоны обычно считают линию от побережья Рис. 6

Средиземного моря южнее залива 1- пролив Босфор

Искендерун, далее между 40-м 2 – Мраморное море

меридианом и озером Ван, а на севере 3 – пролив Дарданеллы

граница примерно совпадает с 4 – Эгейское море

нижним течением реки Чороха – река 5 – залив Искендерун

в Турции и Грузии, протекает по

Армянскому нагорью, впадает в Чёрное

море около города Батуми.
Чаще всего мастера украшали металлические чаши и блюда сценами сражений, бега колесниц, фигурами всадников. Воинственный характер урартов проявлялся и в обычае жертвовать храмам специально изготовленные из драгоценных металлов щиты, шлемы и колчаны для стрел. Металлические изделия урартских мастеров имели успех не только у ассирийцев и жителей Средиземноморья. Стиль и техника изготовления драгоценностей очень заинтересовали персов и мидян. Примерно с 600 года до н.э., после возникновения сначала Мидийской, а потом Персидской державы, опыт закавказских кузнецов широко распространился по всему Переднему Востоку.
Урарты были не только искусными кузнецами, но и трудолюбивыми земледельцами. Они переняли у других народов Древнего Востока приемы орошаемого земледелия и прорыли немало сложных, разветвленных каналов; некоторые из них достигали протяженности 70 км. Следует особо упомянуть проведенный при Минуа и существующий поныне 70-километровый оросительный канал, подававший воду столице. На его каменных стенах сохранились надписи о сооружении и наречении «Каналом Минуа». Орошение полей в горных долинах позволило получать высокие урожаи, накапливать огромные запасы продовольствия и содержать большое число солдат и чиновников.
Урарты создали высокую культуру городского строительства. Часть урартских городов построена по заранее составленному плану, что бывало на Древнем Востоке довольно редко. Основатели городов стремились использовать особенности рельефа - возвышенности, берега рек, чтобы лучше "вписать" город в окружающую местность и защитить его от нападений. Наиболее распространенным был тип города-крепости—сочетания цитадели, сооруженной на холме площадью в 4—6 гектаров и окруженной мощными стенами, иногда в 2—3 ряда, и простиравшейся вокруг нее на протяжении десятков, а иногда и сотен гектаров собственно городской части, также окруженной стеной. Для города были характерны прямые, параллельные улицы. В цитадели обычно жил начальник области со своими приближёнными и челядью и располагался гарнизон. Некоторые города имели правильную прямоугольную планировку; перед их оборонительными стенами оказывалось бессильным даже прославленное военное искусство ассирийцев. В 735 г. до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар III не смог взять крепость Тушпе. А в 714 г. до н.э. его преемник Саргон II, опустошивший всю территорию Урарту, к Тушпе даже не подошел, помня о неудаче своего предшественника.
На территории современной Армении самыми значительными урартскими крепостями-городами были Эребуни, Тейшебаини и Аргиштихинили. Урартский царь Аргишти I в 782 году до н.э. основал город Эребуни на территории современного Еревана, имя которого восходит к этому древнему названию (в 2008 году Еревану исполняется 2790 лет); а в 775 году до н.э. - город Аргиштихинили, который располагался близ современного города Армавир (30 км на юго-восток от Еревана). Этот город впоследствии перерос в первую столицу Армянского государства и стал называться Армавир. Тейшебаини также находится на территории Еревана (холм Кармир-Блур), он был основан последним царем Урарту Русой II (685-645 гг. до н.э.).
По четкому архитектурному плану строились и дворцы урартских правителей, также отличавшиеся этим от царских дворцов в других странах Востока: там подобные сооружения чаще всего достраивались вокруг центрального ядра, разрастаясь, как снежный ком, и превращаясь в довольно бесформенные здания. Дворцы и храмы Урарту украшались росписями и каменными изваяниями. Храмы урартов также довольно сильно отличались от современных им сооружений. Стиль местной архитектуры немного походил на позднейший греческий. Изобретения урартских инженеров и строителей впоследствии широко распространились в Передней Азии. Внутренняя поверхность дворцовых или храмовых стен покрывалась многоцветной росписью, образцы которой представлены на Аринберде (Эребуни). В росписях изображались боги, священные животные, культовые и охотничьи сцены, окаймленные растительным и геометрическим орнаментом. Изобразительное искусство урартов было представлено также скульптурой.
Урарты имели свою богатую мифологию. Хотя сами мифы до нас не дошли, но об их существовании свидетельствуют такие, например, явления, как наличие в пантеоне божеств рек, гор и озер. Объектом культа были различные черты бога Халди—его величие, могущество, благодетельность и т. п. Со всем этим должны были быть связаны мифы и легенды. Заметим, что отголоски урартской мифологии обнаруживаются в древнейших пластах армянской духовной культуры.
Урартское государство в течение почти трех веков своего развития достигло крупных успехов, однако же, не поднялось выше военно-политического объединения разнородных этнических элементов. В 745 г. до н.э. на ассирийский престол взошел Тиглатпаласар III - весьма толковый и энергичный правитель. Он подавил внутренние смуты в стране и провел военную реформу. Ассирия стала располагать мощной армией из наемных, прекрасно обученных солдат. И первые же стычки урартов с ассирийскими наемными войсками показали, что противник урартов непобедим. В 713 г. до н.э. разгром Урарту был полный. Около 640 г. до н.э. царь Урарту Сардура III добровольно признал себя подвластным Ассирии. А еще через 30 лет эта территори была завоевана Мидией. Политический кризис, охвативший Переднюю Азию на грани VII и VI вв. до н. э., который смел с исторической арены Ассирию, оказался гибельным и для ослабевшего Урартского государства. Но своим существованием оно подготовило почву для возникновения армянского государства, сложившегося на иной, уже монолитной базе, на базе этнической общности.


  • Образование армянского народа

и древнеармянского государства
* 1. Происхождение армянского народа

* 2. Образование армянского государства

* 3. Армения в раннеэллинистический период

* 4. Создание армянского объединенного государства

* 5. Держава Тиграна II

1. Происхождение армянского народа.
Армянский народ образовался в конце II—начале I тыс. до н.э. на Армянском нагорье в результате постепенного слияния проживавших на нем издревле племен и их союзов, а также некоторых других племен, осевших здесь в конце II тыс. до н.э. Наряду с этим в образовании армянского народа приняли участие также индоевропейские племена арменов, давшие народу его второе имя «армяне». В XIII—XII вв. до н.э. армены проникли в Малую Азию (впрочем, в последние годы высказано мнение, что прародина индоевропейцев находилась именно в восточной части Малой Азии). Затем они продвинулись дальше на Армянское нагорье. Обо всем этом говорят сообщения ряда древнегреческих авторов, начиная с «отца истории» Геродота (V в. до н.э.). Ассирийские клинописные надписи называют этих протоармян - уруме. Заметим, что часть страны, где начался процесс образования армянского народа, ассирийцы по названию племен уруме переименовывают в Уруме, а урарты, соприкасавшиеся с этими племенами несколько позднее, называют ее Урме. Урартское государство почти со времени своего возникновения сталкивалось со страной Урме. Минуа возвещает о победе над ней, Аргишти I заявляет о том же, Сардури I сообщает об овладении страной, разрушении населенных пунктов, угоне населения. Очевидно, что страна упорно сопротивлялась урартским нашествиям и, несмотря ни на что, выживала. Причем, протоармяне составляли значительный пласт и в населении Урарту. Распространение армяноязычного населения по отдельным областям территории Урарту началось еще в VIII в. до н.э., в период расцвета этого государства. К этому вела политика переселения жителей завоеванных или подвергавшихся нашествию стран в различные районы государства. Так, Аргишти I посетил в новооснованном городе-крепости Эребуни 6600 воинов, вероятно армяноязычных, вывезенных из стран Хате и Цупа. А 10 тысяч жителей Урме были переселены Сардури II из завоеванной страны в район озера Ван и т. п.

Распространение армянского этноязыкового элемента по нагорью внешне напоминает распространение урартов, имевшее место на этой же территории примерно двумя столетиями ранее. Однако тогда, в случае с урартами, результатом было лишь объединение территорий военной силой, в процессе чего население их не слилось в единый народ, а возникло лишь военно-политическое государственное образование, этнически весьма пестрое. Теперь же, наряду с неизбежным военным фактором, при наличии и активном распространении армяноязычного цементирующего элемента произошло не объединение, а слияние племен и народностей, при возобладании армянского языка, в единый народ. Разноязычное население нагорья, в том числе и сами урарты, постепенно привыкает к армянскому языку как к средству межплеменного общения, одновременно обогащая этот язык своей лексикой, а затем переходит к употреблению только этого языка, который тем самым превращается в общенародный язык качественно новой единицы —армянского народа, образовавшегося из многих этнических компонентов.


На этой основе складывается уже не государство древневосточного типа, этнически пестрое и удерживаемое лишь военной силой, а государство нового типа - основанное на идущих к сближению и слиянию этнических элементах и оказавшееся несравненно более жизненным.
В труде армянского историка V в. н. э. Мовсеса Хоренации (Моисея Хоренского) сохранились важные сведения о событиях конца VII в. до н. э. Из клинописных и других источников известно, что в этот период Мидия и Вавилония выступали в тесном союзе против Ассирии. В 614 г. мидяне овладели одним из важнейших центров Ассирии — городом Ашшуром, а в 612 г. совместными усилиями союзников была взята и предана огню ассирийская столица Ниневия. В течение нескольких лет Ассирия была окончательно разгромлена и перестала существовать как государство. По преданию, сохранившемуся в труде Мовсеса Хоренаци, участниками этих событий были и армяне, руководимые своим вождем Паруйром. Они помогли мидянам справиться с Ассирией, за что Паруйр был увенчан короной и стал первым армянским царем. Это предание, несомненно, имеет историческую подоплеку.
В период падения Ассирии (конец VII века до н. э.) об Урарту, как об активной силе, уже ничего не слышно. Это и понятно, ибо урартское государство к этому времени утратило былое могущество, распалось и находилось накануне гибели. После Урарту эстафету истории на этой земле приняло древнее Армянское царство.

2. Образование армянского государства
Спустя 60—70 лет после падения Урарту в знаменитой Бехистунской трехъязычной надписи персидского царя Дария I, относящейся к 520 г. до н. э., в двух ее — персидском и эламском—вариантах упоминается страна Армина. В третьем — вавилонском - варианте надписи эта страна названа Урарту. Итак, Урарту превратилось в Армину. Если ранее Урме (в действительности произносилось «Арме») обозначало лишь один из уголков Армянского нагорья, то теперь происходящее от него название Армина применяется для обозначения всей территории Урарту, т.е. большей части Армянского нагорья.
Таким образом, в 520 г. до н.э. мы встречаем упоминание армянского государства Армины, или, как именовали ее древние греки, — Армении. Однако, судя по ряду данных, оно возникло ранее, в начале VI в. до н.э.
Это армянское царство вышло на историческую арену в качестве союзника могущественной тогда Мидии. Но такой союз просуществовал недолго: Мидия стремилась овладеть наследием Урарту. Борьба завершилась в пользу Мидии, и Армения попала под ее верховное владычество с условием выплаты дани, предоставления военной помощи и отказа от сооружения укреплений. Подробные сведения об армянском государстве дошли до нас в предании, сохранившемся в историко-нравоучительном произведении греческого историка V—IV вв. Ксенофонта «Киропедия». Из него явствует, что армянское царство оказалось столь сильным, что вскоре прекратило выплату дани и отказалось от прочих обязательств. В распоряжении армянского царя были огромные богатства, 40 тысяч пехоты и 8 тысяч конницы. Имени царя Ксенофонт не упоминает, но называет его сыновей — Тиграна и Сабариса, одного из военачальников — Эмбаса; при этом Тигран представлен товарищем по охоте Кира, будущего основателя персидской Ахеменидской державы (Кир II Великий). То обстоятельство, что эти сведения Ксенофонта имеют подлинную историческую основу, подтверждается параллельным преданием, сохранившимся в труде «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци, героем которого выступает Тигран, опять-таки как друг и союзник Кира. Это предание донесло до нас и имя отца Тиграна армянского царя Ерванда Кратковечного.





Рис. 7

Как известно, Кир Великий (558-529 гг. до н.э.) в 550 г. до н. э. сокрушил мидийскую державу и основал новое, еще более обширное государство, которое охватывало Малую Азию, Сирию, Палестину, Междуречье, Иранское нагорье, Среднюю Азию. Его сын Камбис (529-522 гг. до н.э.) вторгся также в Египет, где, однако, нашел свою смерть.


В борьбе за трон победителем оказался Дарий, сын Гистаспа, представитель другой ветви того же рода Ахеменидов. Армения, вошедшая ранее в состав державы Кира, вероятно, как полузависимое царство, с приходом к власти Дария восстала против него подобно большинству стран, составлявших державу Ахеменидов. В 522—520 гг. Дарий был занят подавлением этого мощного движения. Именно прославлению этих его деяний и посвящена упомянутая выше Бехистунская надпись. Против восставшей Армины, т. е. Армении, Дарий направил две армии для удара с обоих флангов. Одну из армий вел полководец Дадэршиш, родом армянин, другую — перс Вахумиса. Лишь после нескольких сражений с армянскими войсками удалось подавить восстание, и Армения вошла в состав персидской Ахеменидской державы.
Согласно древнегреческим источникам, территория Армении была распределена между двумя административными единицами — сатрапиями. Однако в надписях самих ахеменидских царей она постоянно выступает как отдельная единица. Армения выплачивала весьма большую дань золотом и конями, ее войска принимали участие в походах персидских царей. Так, например, в составе войск царя Ксеркса, направлявшихся в Грецию, был и армянский отряд. Правившие Арменией сатрапы, за отдельными исключениями, принадлежали к одному и тому же роду, в котором распространено было имя Ерванд (в греческих источниках — Оронт). Вероятно, по своему происхождению они были связаны с династией, правившей в армянском государстве VI в., один из представителей которой, как отмечалось, именовался Ервандом. Зависимое положение Армении от Персии продолжалось около двух столетий.
В 401 г. до н. э. Армению, по пути из Месопотамии к Черному морю, пересек десятитысячный отряд греческих наемников. Отряд отступал после поражения и смерти своего вождя, брата персидского царя, пытавшегося завладеть короной. Через Армению отряд вел вышеупомянутый выдающийся греческий писатель и историк Ксенофонт, автор «Киропедии». Свои впечатления о походе Ксенофонт изложил в книге «Анабасис», которая является ценнейшим первоисточником по истории ряда стран Востока и, особенно, Армении.
Правителем Армении в эту пору был Ерванд (Оронт), сын Артасуры. Женатый на царской дочери, он занимал важное положение при персидском дворе. Часть Армении, именовавшаяся «Западной Арменией», управлялась Тирибазом, также значительной фигурой при дворе. Границы Армении в это время примерно совпадали с границами бывшего урартского государства. Греческий отряд, пересекая Армению, не встречал городов, крепостей и храмов. Вероятно, греки попросту обходили их, избегая излишних столкновений и прокладывая свой путь через беззащитные деревни, которые и удостоились особого внимания Ксенофонта. Он описывает деревенские дома и жизненный уклад древних армян. Основной общественной организацией у армян была сельская община, возглавляемая старшиной - комархом. Община делилась на семьи. Каждая семья занимала один дом. Под одной кровлей в таком доме жили глава семьи, его сыновья женами и детьми. Из ряда таких домов состояли общинные поселки - деревни, окруженные волами. Население деревень занималось скотоводством и земледелием. Земля составляла коллективную собственность общины. Основными полевыми культурами были пшеница и ячмень. Высокого развития достигли виноградорство и виноделие.
Итак, хотя армянское государство, сложившееся на развалинах Урарту, далее попало под верховное владычество Мидии, а затем — под власть Ахеменидского Ирана, тем не менее, оно, имея устойчивую основу (консолидирующийся армянский народ), даже пребывая в составе упомянутых держав, сумело сохранить свое единство и территорию, вероятно, и правящую династию. Когда же при Дарий III Ахеменидская держава, уже с начала IV в. до н.э. вставшая на путь распада, пала под ударами Александра Македонского, то Армения восстановила свою независимую государственность.
3. Армения в раннеэллинистический период

В VI в. до н.э. ослабление государства Ахеменидов привело к тому, что подвластные персам области Закавказья либо вышли из-под власти Персидского государства, либо сохранили чисто номинальную зависимость от него. Поэтому завоевания Александра Македонского и перспективы подчинения армянских областей македонянам представляли угрозу независимости армян. В борьбе Дария III против Александра армянские вожди держали сторону персов.


В 331 г. до н. э. в битве при Гавгамеле решилась судьба одной из могущественных держав Древнего Востока — персидской Ахеменидской державы. Властитель ее Дарий III сделал последнюю попытку отразить натиск Александра Македонского, который за три года до этого во главе греко-македонских войск вторгся в Азию. Одержав ряд крупных побед, Александр уже успел завладеть западной частью государства Ахеменидов, включая Египет, и теперь преследовал Дария III, намереваясь нанести решительный удар. В битве при Гавгамеле в составе персидской армии принимали участие и армянские отряды. Дарий III проиграл сражение, несколько позже был убит своими же приближенными, а Александр продолжал свой поход на восток, в Среднюю Азию, затем в Индию, завладев, таким образом, и восточной частью государства Ахеменидов и даже выйдя за его пределы. Так возникло гигантское государство Александра Македонского, столицей для которого он избрал город Вавилон — древнейший культурный центр.

Рис. 8

После победы Александра над персами в битве при Гавгамелах армяне, признав формально подчинение македонянам, продолжали упорно сопротивляться попыткам греков проникнуть в Закавказье. На базе политических объединений, сложившихся еще при Ахеменидах, возникли сильные, почти независимые армянские государства - Малая Армения, Софена и Великая Армения (рис. 9).





Рис. 9

Обширная империя Александра просуществовала недолго. После смерти властителя (323 г. до н. э.) его удачливые полководцы выкроили из оставшегося наследства свои самостоятельные царства, из которых со временем выделились три основных — государство Птолемеев в Египте, государство наследников Антигона в Македонии и Греции, государство Селевка в Передней Азии (рис.10). Наиболее обширным из них было последнее; оно охватывало почти все азиатские завоевания Александра и представляло большую угрозу для образовавшихся в эти же времена в северной зоне Передней Азии менее могущественных государств: Понта, Каппадокии, Малой Армении, Иберии (Грузия), Великой Армении, Атропатены и других.





Рис. 10

Собственно Армения, или, как ее именуют античные авторы, Великая Армения, осталась вне пределов государства Александра и восстановила свою независимость. Здесь воцарился участник битвы при Гавгамеле Ерванд (Оронт). Это армянское царство было носителем древних государственных традиций. Правящая династия род Ервандаканов накопила значительный опыт государственной власти. Она была также, родственна Ахеменидам. Все это укрепляло позиции Армянского царства в системе новосозданных эллинистических государств.


В течение III в. Селевкиды не раз пытались овладеть Арменией, принудить ее к выплате дани. Иногда они достигали цели, но большей частью Армении удавалось отражать эти попытки и, сохраняя независимость, вести самостоятельную, притом явно антиселевкидскую политику.

Центральной областью своего царства Ервандаканы сделали Араратскую долину, а столицей — город Армавир, образовавшийся на базе урартского города Аргиштихинили.



Араратская равнина — узкая равнина (долина) в среднем течении реки Аракс, ограничена горными поднятиями Арарата на юге и Арагаца на севере. Высота над уровнем моря — 850—1000 метров. Длина 90 км. Большая часть (левобережье Аракса) принадлежит Армении, меньшая — Турции. На севере равнины расположена столица Армении — г. Ереван.

Рис. 11

В этих районах они развили строительную деятельность, основали ряд городов и поселений. У места впадения реки Ахурян в Аракс был построен большой город Ервандашат, который вскоре стал столицей армянского царства, заменив Армавир. Последний, однако, продолжал оставаться важным культовым центром. Новый культовый центр был создан в Багаране, на берегу реки Ахурян; здесь верховными жрецами назначались братья армянских царей. Были основаны поселения Ервандакерт и Ервандавам.


В первой половине III в. до н.э. власть Ервандаканов распространилась и на заевфратскую страну Коммагену. В странах Софене и Коммагене правили цари из рода Ервандаканов (см. рис. 9).
В 212 г. до н.э. Селевкидский царь Антиох III (223—187 гг. до н.э.) осадил столицу Софены. Однако, когда возникла возможность примирения, он снял осаду, заключил союз с царем Софены Ксерксом и даже выдал замуж за него свою сестру Антиохиду. Продолжая свой знаменитый восточный поход, Антиох III победно прошел через Парфию, дошел до Средней Азии и через Гиндукуш спустился в Индию. Окрыленный победами на Востоке, Антиох III стал готовиться к западному походу, имея целью подчинить непокорные малоазиатские царства и стать твердой ногой в Европе. В 201 г. до н.э. он велел сестре Антиохиде отравить своего мужа

Ксеркса и овладел Софеной. Был устранен и царь Армении Ерванд, захвачено его царство, а также Коммагена и Малая Армения. Этими акциями Антиох III укреплял свой тыл накануне похода на запад. Армянские государства были превращены в сатрапии и поставлены под начало находившихся на службе Антиоха полководцев. Правителями (стратегами) Армении и Софены были назначены, соответственно, Арташес и Зарех — представители армянской знати, в Малой Армении - Митридат, племянник Антиоха и сын армянского династа; в Коммагене, основательно эллинизированной, правителем был поставлен македонец Птолемей. Это положение продолжалось около десяти лет. В течение этих лет Антиох III осуществил свой поход и в 192 г. до н.э., перейдя Геллеспонт, вторгся в Грецию. Однако он недооценил силы уже вполне сформировавшейся в это время и набравшей мощь Римской республики. Рим перешел в контрнаступление, и его войска, изгнав Антиоха из Европы, в свою очередь впервые вступили на землю Азии. В 190 г. до н.э. в битве при Магнесии римляне нанесли сокрушительное поражение Антиоху III.


Эти события сыграли существенную роль в судьбе Армении. По сообщению греческого географа и историка Страбона, Арташес и Зарех пошли на сближение с Римом и в 189 г. до н.э. объявили себя независимыми царями, первый — в Великой Армении (Арташесом I), второй — в Софене. Обрели самостоятельность также Малая Армения и Коммагена, куда вскоре вернулись представители династии Ервандаканов. В это время к Великой Армении были присоединены области Малой Армении и все области вокруг, где говорили на армянском языке. Присоединение же Софены к Великой Армении затянулось на 70 лет, до времен Тиграна II.
Трехсотлетний период, последовавший за завоеваниями Александра, принято именовать периодом эллинизма, ибо одной из важных особенностей его было широкое распространение эллинской (греческой) цивилизации и ее плодотворное взаимодействие с тысячелетними восточными цивилизациями. Для периода эллинизма характерно как ускорение темпа социально-экономического развития, так и создание новой, состоявшей из многих — восточных и западных — компонентов богатой эллинистической культуры. Эпохе был свойствен также небывалый расцвет городской жизни: рядом с древними городами образовались новые, носящие имена царей-основателей. Все эти явления, как мы увидим, были свойственны также Армении этого периода.
4. Создание армянского объединенного

государства

К III в. до н. э. окраины Армянского нагорья уже были вовлечены в сферу армянского языка и этноса, однако частично они продолжали оставаться в пределах других государств. Небольшие армянские царства на западе охватывали лишь часть армянского этноса. В этих условиях Великая Армения, занимавшая центральные области нагорья, оказалось тем ядром, вокруг которого должно было образоваться объединенное армянское государство. Это произошло при Арташесе I (189—около 160 гг. до н.э.), одном из виднейших деятелей древней Армении.


Это государство при Арташесе I расширилось во все стороны — на север, юг, восток и запад. На западе Армения сталкивалась со сложной и трудной политической обстановкой, сложившейся между малоазийскими небольшими, но весьма сильными государствами. В 183—179 гг. до н.э. здесь велась ожесточенная война между двумя группировками стран — с одной стороны, Понтом и его союзницей Малой Арменией, которая в первой половине II в. до н.э. вошла в сферу политического влияния Понтийского царства, с другой стороны — Каппадокией и ее союзниками. Этот второй лагерь пользовался поддержкой Рима, а за спиной первого стояли Селевкиды. Царь Понта Фарнак и властитель Малой Армении Митридат, достигшие поначалу определенных успехов, в итоге, однако, проиграли войну и вынуждены были заключить мир на тяжелых условиях.
Позиция Армении в отношении двух лагерей была весьма определенной традиционно-антиселевкидской, т. е. она поддерживала Каппадокию и Пергам против Понта и Малой Армении. Именно в этих условиях, воспользовавшись поражением Малой Армении и поддерживавшего ее Понта, Арташес, видимо, и сумел путем военного или дипломатического нажима завладеть и присоединить к своему государству области, которые, как указано у Страбона, «примыкают к Малой Армении или входят в ее состав».
Наиболее опасным соседом Армении продолжало оставаться Селевкидское государство. После Антиоха III Великого здесь царствовал его сын Селевк IV (187—175 гг. до н.э.). За эти годы Армения окрепла, усилилась и стремилась охватить в своих границах окраинные армяноязычные области.
В первой половине II в. до н. э. Армения выросла в сильное, самостоятельное и обширное государство и, естественно, нуждалась в различного рода преобразованиях в экономической, политико-административной, военной и других областях. В Армении стали чеканить собственные монеты с греческими надписями - показатель усиления торгового обмена и денежного обращения в стране. До нас дошли надписи Арташеса I на арамейском языке, сделанные на межевых камнях; Мовсес Хоренаци указывает, что Арташес этими камнями размежевал общинные частновладельческие земли. Имеются некоторые сведения о перестройке военного дела при Арташесе, в частности, о создании четырех воеводств. Новое административное деление имело цель облегчить управление обширным государством. Основой подобных преобразований был экономический подъем страны, заметный как в деревне — в области сельского хозяйства, — так и в городе — в развитии ремесленного производства и торговли.
Во II в. до н. э. продолжался процесс роста городов. Крупное историческое значение имело основание Арташата, столицы армянского государства (рис. 11). Не случайно, что Арташат был основан в Араратской долине. Именно здесь располагались почти все столицы исторической Армении — Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Двин. Араратская долина уже в IV в. до н. э. становится сердцем Армении. Здесь скрещивались торговые транзитные пути, ведшие с юга на север и, по долине Аракса, с запада на восток, что было существенным градообразующим фактором; город стал не только политическим, но и важнейшим торговым центром. Арташат был основан Арташесом I и назван по обычаю эллинистического времени именем царя основателя. Время его основания совпало со временем установления сухопутных торговых отношений с Индией и Центральной Азией и транзитных - с Китаем. Плутарх называл Арташат "Карфагеном Армении" и писал о славе, которой пользовался в римском обществе этот крупный и красивый город. По сообщениям историков Страбона и Плутарха, в выборе места будущей столицы и составлении ее плана армянскому царю помогал знаменитый карфагенский военачальник Ганнибал, бежавший после поражения, нанесенного ему римлянами, на Восток. Возможно, что Ганнибал и непричастен к созданию Арташата, однако из свидетельства Плутарха, во всяком случае, явствует, что город был построен по предварительно разработанному единому и увязанному с местностью плану, несомненно, по нормам эллинистического градостроительства. Страбон сообщает, что Арташат был хорошо заселенным городом с царской резиденцией, что его с трех сторон омывала река Аракс, а с четвертой стороны город был защищен рвом и валом. Ведущиеся в настоящее время археологические раскопки Арташата, располагавшегося на берегу Аракса на нескольких холмах вокруг Хор Вирапа открывают много нового и подтверждают сведения античных авторов. По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата, прежней столицы Армении - обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.
5. Держава Тиграна II

Вслед за Арташесом в Армении царствовали один за другим два его сына — Артавазд I и Тигран I (около 160— 95 гг. до н.э.). В этот период в Передней Азии происходит коренная перестановка политических сил. Еще в середине III в. до н.э., до н. э. на Иранском нагорье образовалось Парфянское государство. Во II в. до н.э. оно переживало подъем. Вступив в борьбу с Селевкидами, парфяне добились преобладания в Передней Азии.


Первые десятилетия I в. до н.э. в истории Армении занимают особое место. В этот период новый царь Армении Тигран II, прозванный Великим (95—55 гг. до н.э.), встав на путь внешних завоеваний, создал большое государство. Армения превратилась в одну, из самых могущественных держав того времени.
Тигран II начал свою деятельность с того, на чем остановился его дед, Арташес I, — с присоединения Софены — армянской приевфратской области, бывшей до того отдельным царством. В Софене правил потомок Зареха Артан. Уже в 94 г. до н.э. войска Тиграна без труда овладели страной. Этот шаг вывел Армению в сферу оживленных международных отношений. Софена с давних пор была связана политически с соседней Каппадокией, с чьей помощью в основном и сохраняла самостоятельность. Теперь Каппадокия сама находилась под угрозой поглощения безмерно усилившимся соседним Понтийским государством. Царь Понта Митридат VI Евпатор стремился сблизиться с Арменией. Он направил к Тиграну посольство с предложением заключить союз. Для Тиграна союз с могущественным Понтом был выгоден и желателен. Союз был закреплен браком между Тиграном и юной дочерью Митридата Клеопатрой. В числе прочего, стороны договорились о захвате Каппадокии, причем по договору территория этой страны должна была отойти к Понту, а Тигран мог забрать всю движимость и депортировать население. Каппадокии предстояло стать тем источником, откуда Армения черпала бы необходимые ей людские массы — городское население и рабов.
Первый поход армянских войск в Каппадокию был предпринят в 93 г. до н.э. Страна была захвачена, царь Ариобарзан бежал в Рим. По приказу из Рима Сулла, губернатор Суровой Киликии, ставшей к этому времени римской провинцией, восстановил власть каппадокийского царя. Однако уже в 91 г. до н.э. военачальники Митраас и Багой вновь овладели Каппадокией. Лишь два года спустя Риму удалось вернуть Ариобарзана на престол.
На пути осуществления завоевательной программы Тиграна II стояли в первую очередь парфяне, завладевшие Мидией Атропатеной, странами Северной Месопотамии и обосновавшиеся на Армянском нагорье в области «Семьдесят долин». Около 87 г. до н.э. армянские войска вступили в эту область и, продвигаясь далее, вторглись в Медию-Атропатену и собственно Мидию. Преследуя парфянские войска, они подступили к Экбатанам — одной из резиденций парфянского царя. Во время осады города был предан огню расположенный за его стенами царский замок. Устрашенный парфянский царь поспешил заключить мир и не только отказался от «Семидесяти долин», но и передал Тиграну власть над Мидией Атропатеной и странами Северной Месопотамии. Он отказался также от традиционного титула парфянских властителей «царь царей» в пользу Тиграна II. Последний закрепил свою власть над Мидией Атропатеной браком своей дочери с царем этой страны и обратил свое внимание на юг.
Далее власть Тиграна распространилась и на соседнее небольшое царство Кордуену, на расположенную вдоль среднего течения Тигра Адиабену, и Осроэну с городом Эдессой. Теперь уже только Евфрат отделял владения Тиграна от стран, оставшихся под властью Селевкидов.
Селевкидские цари уже потеряли былую мощь. Центральная власть была бессильна обеспечить политическую целостность государства, безопасность торговли, сплотить вокруг себя важнейшую составную часть государства эллилистические города. Господствующий класс не был удовлетворен царской властью и помышлял о смене ее. Римский историк Юстин повествует: «Некоторые думали, что надо пригласить Митридата Понтийского, другие — египетского Птолемея... Все сошлись на кандидатуре Тиграна, который, не только имел свою военную силу, но и был союзником парфян и тестем царя Митридата. Итак, будучи приглашен занять престол Сирии, Тигран в течение 17 лет правил в полном спокойствии; он не мешал другим войнами и никто его не тревожил, так что воевать не было необходимости».

Так в 83 г. до н.э. Тигран II воссел на селквидский трон. Его войска продвинулись далее на юг вдоль Средиземного моря и заняли Финикию. Были завоеваны также Равнинная Киликия и Коммагена. Армянская держава стала непосредственно граничить с Римской республикой, обосновавшейся до этого в Горной Киликии.


Держава Тиграна II охватывала значительную часть Передней Азии. Она простиралась от Средиземного моря до Каспийского и от реки Куры до Месопотамии. Кроме того, в сфере ее влияния находились сопредельные страны и народы—Иберия и Албания на севере, многие арабские племена — на юге. Новосозданная держава была типичным эллинистическим государством, хотя и меньшим по величине, но вполне сходным по структуре и функциям с предшествовавшими ей державами Селевкидов и Александра Македонского, прототипами которых, в свою очередь, были Ахеменидское, Мидийское, Ассирийское государства. Все они, как и держава Тиграна, являлись экономически и этнически пестрыми военно-политическими объединениями, состоявшими из обществ, находившихся на самых разных уровнях развития.
Наиболее важной, экономически и культурно развитой из завоеванных Тиграном стран была Сирия — ядро некогда обширной державы Селевкидов. Южнее Сирии, по западному побережью Средиземного моря, тянулись древние финикийские города, которые в I в. до н.э. все еще сохраняли свое значение в традиционной торговле между Востоком и Западом. Они являлись также крупными рынками работорговли. К южным границам Великой Армении примыкали самые плодородные области Северной Месопотамии.
С завоеванных стран взималась дань, по-видимому, весьма тяжелая, если судить по накопленным Тиграном богатствам, роскоши его двора, размеру государственного строительства, величине военных расходов. Понятно, что тяжесть налогов и податей падала и на саму Армению. Покоренные страны обязаны были предоставлять Тиграну войско.
Одним из важнейших мероприятий Тиграна было упорядочение торговли. Оно было важно не только для купцов, но также для землевладельцев, владельцев ремесленных мастерских, сбывавших свои изделия на рынках многих стран. Основные торговые пути с запада на восток, включая средиземноморские порты, откуда эти пути начинались, располагались на территории новосозданной державы. Некоторые арабские кочевые племена были поселены Тиграном вдоль торговых путей, в местах переправ, горных проходов и т. п., чтобы сделать эти пути безопасными, удобными, а также наладить сбор таможенных пошлин.
Хорошо понимая огромную роль городов (в особенности богатых и влиятельных сирийских городов) в системе державы, Тигран II проявлял к ним большое внимание. Ряд городов получил право чеканки монет и другие привилегии.
Старая столица Армении Арташат осталась на севере, новая — Антиохия — находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в такой области Армении, чтобы она одновременно могла служить центром державы. В 80-х годах до н.э. на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра, в армянской области Ахдзник был основан город Тигранакерт — новая столица державы.
Тигран совершил ряд насильственных переселений из городов Киликии, Каппадокии и Месопотамии. Конечно, эти громадные, порядка полумиллиона, массы людей не могли быть поселены в одном только Тигранакерте. В античных источниках Тигранакерт предстает как большой, великолепно отстроенный и богатый город, со стенами высотой в 25 метров, с царскими дворцами и загородными парками. Однако первый этап жизни этого города, до его разрушения римлянами, длился всего 10—15 лет, и в течение этого времени население его не могло бы достигнуть цифры, превышающей 100 тысяч. Остальные переселенцы размещались, стало быть, в других городах и местностях. Известно, в частности, что, помимо столичного города Тигранакерта, при Тигране появилось еще два города с таким же названием в области Утик и Арцах, и Тигранаван в Гохтне. Кроме того, пополнялось также население старых городов Арташата, Ервандашата, Зарехавана, Заришата и др., о чем можно судить по данным армянских источников. Чужеземное население армянских городов, если не считать евреев, чьи общины в этих городах сохранялись еще в IV в. н.э., скоро вступило на путь ассимиляции с армянами.
Наиболее сильным было привнесенное переселенцами, а также проникавшее еще ранее через множество других каналов влияние эллинистической культуры. Особенно подвергались ему верхние слои общества, в частности, царский двор, что было не исключением, а правилом для своего времени, когда эллинистическая культура проникала во все переднеазиатские страны, адоптировалась верхними слоями их обществ. Путь для проникновения этой культуры прокладывал греческий язык, который стал к тому времени языком международных и торговых сношений. Конечно, несравненно более слабым было влияние эллинистической культуры на широкие массы народа, если не считать часть городского населения.
Этот этап царствования Тиграна Великого нашел свое отражение также в устном народном творчестве. Предание о нем дошло до нас на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци.


  • Армения, Рим, Парфяне



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет