Муниципальное казённое образовательное учреждение Сузунского района
«Малышевская средняя общеобразовательная школа»
«Как ваше имя отзовется или как выбирают имена?»
(ученическая исследовательская работа)
(лингвистическая секция)
Выполнила: Эрфурт Д , ученица 7 кл.
Руководитель: Чичаева Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы.
Малышево, 2013
Содержание
Введение 3 Глава 1 Антропонимика – наука об именах 4
1.1 Что есть антропоним? 4 1.2 Имя собственное 5 1.3 Имя личное 5
Глава 2 «Что в имени тебе моем?» 6
2.1 С чем связан выбор имени 6
2.2 Воплощение имени 9
Глава 3 Практическая часть 11 3.1 Имена в моей семье 11
3.2 Имена в школе, в селе 15
3.3 Результаты анкетирования 22
Заключение 23
Приложения 24
Список литературы 31
Введение
Каждому человеку интересно узнать, что обозначает его имя? Почему его назвали именно так? Почему? Да потому, что имя человека - одна из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром оно входит первым компонентом в структуру самопознания человека.
Существует такая наука о собственных именах – антропонимика.
Антропонимика является богатейшим источником для формирования познавательной сферы, патриотической, историко-культурной, эстетической сторон личности. Антропонимика помогает узнать, как толкуются имена (Н.А. Петровский, Б.Ю. Хигир, А.М. Щетин, А.А. Угрюмов), как и когда появились на свет ( Л.В. Успенский, В.А. Никонов, А.В. Суперанская, А.В. Суслова).
В настоящее время живой интерес к антропонимике, интерес к слову, его истории, к этикетным формам речи, к «тайне имён», к психологии личности, к традициям народной педагогики, где имя собственное занимает не последнее место.
В своем исследовании мы попытаемся, доказать, что имя очень важно для человека, что существует связь между характером и именем человека и у каждого имени своя история. Работа актуальна, потому что антропонимика в последнее время очень редко становится объектом исследования, а в школе вообще не изучается. Между тем, человек ничем так не интересуется, как собой и своим именем.
Все вышеуказанное позволило нам сформулировать тему исследовательской работы: « Как ваше имя отзовётся, или как выбираются имена?»
Объект исследования: антропонимика.
Предмет исследования: имя человека.
Цель исследования: знакомство с антропонимикой, исследование истории некоторых личных имен. Задачи исследования:
1)Исследовать историю личных имён и выбрать важную информацию;
2)Поработать со словарём имён собственных;
3)Собрать исследовательский материал про имена по школе и по с. Малышеву;
4)Провести опросы, анкетирование респондентов с целью выяснения причины выбора имени своим родственникам;
5)Сделать выводы о современных тенденциях в выборе имён собственных; Гипотеза исследования: имя - важная составляющая человеческой индивидуальности. Методы исследования: анализ, синтез собранной информации, сравнение, анкетирование, опрос.
Работа была выполнена в период с ноября 2012 года по февраль2013 года на базе МКОУ «Малышевская средняя общеобразовательная школа».
Работа содержит: введение, 3 главы, заключение, приложения.
Глава 1 Антропонимика – наука об именах.
1.1 Что есть антропоним?
Антропонимы, как и все прочие имена собственные, существуют только потому, что выполняют определённые функции. В структуре этих функций, как указывает И.В. Бестужев-Лада, выделяются по своему значению пары, тесно связанные между собой:
-
Функция различения индивидов друг от друга (различительная) -единственно необходимая и рациональная. Без неё антропонимы вообще теряют смысл.
2.Функция, указывающая на место индивида в социальной структуре общества (социальная). Эта функция имеет практическое значение для жизни общества. Обе функции иногда рассматривают как единую социально-различительную функцию.
3. Функция соответствия традициям, обычаям, моде, личным вкусам и т.п. (ритуальная). Эта функция не необходима и иррациональна, но неизбежна в силу стихийных факторов, определяющих прошлую и современную антропонимику.
4. Функция, связанная с верой в сверхъестественную силу имени,- защита от злых и покровительство со стороны добрых духов, богов, святых и т.п. (харизматическая). Функция не необходимая, но неизбежная в обществе с религиозной идеологией или с пережитками таковой.
Последние две функции также можно рассматривать как единую ритуально-харизматическую функцию.
Все эти функции противоположны: первая стремится максимально расширить круг антропонимов, последние по разным причинам стремятся сузить его. Это противоречие в условиях изменений конкретной исторической обстановки и является главной движущей силой эволюции системы антропонимов.
В общем виде механизм развития системы И.В. Бестужев-Лада описывает следующим образом: усиливая своё влияние, три последние функции постепенно подавляют первую, а так как без неё система не может существовать, то наступает кризис, в ходе которого система трансформируется и всё начинается сначала, но на более высоком уровне
( соответственно прогрессивному развитию социальной структуры общества).
Современная система антропонимов на какое-то время ослабила противоречия между различительной и социальной, ритуальной и харизматической функциями. Личное имя в ней приняло на себя почти всю тяжесть последней пары функций, выполняя требования обычаев, традиций, моды, религии. Между тем пережитки социальных отношений, обычаи, требования, мода, вообще ритуал и харизма «консервируют» сложившуюся систему, сохраняют и даже увеличивают число тёзок, подрывая тем самым различительную функцию.
1.2 Имя собственное
Имя собственное лишено значения, его нельзя истолковать, оно принадлежит только одному единственному предмету, который мы хотим выделить из суммы однородных, является как бы его «визитной карточкой». С именем собственным у носителей языка обычно связаны определённые представления, имя собственное вызывает определённые ассоциации (связи между представлениями) и эмоции (чувства). Например, имена литературных героев связаны для нас с представлениями об их характере, поступках, с оценкой этих поступков: Евгений Онегин, Василий Тёркин; имена реальных деятелей ассоциируются для нас с событиями истории, в которой они оставили свой след: Дантес, Екатерина II , Наполеон, Ленин.
Лингвистический энциклопедический словарь даёт следующее определение имени собственному:
Собственное имя (калька лат. nomen proprium; от греч. onoma- имя, название) - слово, словосочетание или предложение, которое служит для выделения именуемого им объекта из ряда подобных, индивидуализируя и идентифицируя данный объект.
А.В. Суперанская указывает 3 признака имени собственного:
-
оно даётся индивидуальному объекту, а не классу объектов, имеющих черту, характерную для всех индивидов, входящих в этот класс;
-
именуемый с помощью имени собственного объект всегда чётко определён, ограничен, очерчен;
-
имя не связано непосредственно с понятием и не имеет на уровне языка чёткой и однозначной коннотации (способности характеризовать предмет, оценивать его).
1.3 Имя личное
Личные имена имеют ряд семантических, словообразовательных, номенклатурных и иных особенностей по сравнению с остальными именами собственными. Т. Е. Никольская отмечает следующие особенности личных имён собственных:
-
Личные имена, являясь элементами системы какого-либо языка, имеют грамматическое значение;
-
Личные имена несут понятийное содержание;
-
Личные имена содержат оценку, которая формируется в результате воздействия действительности на имя;
-
Личные имена ассоциируются с представлениями о мире и сознанием народа, которому принадлежат имена.
Вывод по главе : таким образом, изучив собранную информацию, мне стало ясно, что антропонимика имеет ряд функций, важных для жизни человек. Антропоним, или имя собственное, личное является неотъемлемой индивидуальной частью каждого человека.
Глава 2 «Что в имени тебе моем?»
2.1 С чем связан выбор имени?
Родители, как правило, очень серьёзно подходят к выбору имени для своего ребёнка. Особенно чётко это обозначилось в последние годы, поскольку у нас во многих семьях ребёнок только один. Естественно, ему отдаётся вся любовь, теплота, ласка и всё это концентрируется в одном единственном слове – имени. Опрос молодых родителей показал, что они стремятся к тому, чтобы имя было красивым, современным, соответствующим духу эпохи. Красивым – значит звучным, хорошо звучащим. О вкусах не спорят. Красивы почти все наши календарные имена. Еще А. С. Пушкин, комментируя выбор имени героини романа «Евгений Онегин», отмечал: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филипп, Федора, Фёкла и прочие. Они употреблялись только между простолюдинами.» Действительно, в высшем обществе в то время отмечалось ярко выраженное стремление именоваться на западный манер, поскольку языком двора в то время был французский (даже Татьяна к Онегину писала по-французски). Следовательно, необходимо было, чтобы имена русских людей согласовывались с французским звучанием. Поэтому имя ребенку заранее выбирали, исходя из этих требований, а крестили по русскому обряду тем именем, которое было в календаре в день крестин. Так невольно возникала двуименность.
Звучны и поэтому красивы многие древнерусские и общеславянские имена и имена многих народов нашей страны и зарубежных стран. Звучны, потому что в течение многих тысячелетий они специально культивировались как особые слова, приспособленные для именования людей. Нередко мы не замечаем этого, потому что теряем некоторые имена из поля зрения, забываем об их существовании.
Исторически сложилось так, что для наречения русских людей предлагался определенный набор имен, из которых можно было выбирать. Пока имена регулярно печатались в календарях, весь их состав был более или менее обозрим и каждый мог выбрать имя по своему вкусу. Но после 1930 г. публикация имен в календарях прекратилась, а то, что не попадает в поле нашего зрения, естественно, забывается. Как следствие этого с 40-х годов у нас началось ощутимое сужение круга имен. Остались имена проверенные, знакомые, которыми звались родные и близкие. Часто это было связано с памятью о человеке, не вернувшемся с войны.
В 50—60-е годы фактор моды нередко оказывался ведущим при выборе имени. Люди хотели дать своему ребёнку самое модное, самое «современное» имя, но «возраст» имени часто оказывается обманчивым. Модные имена были всегда, несмотря на то, что до революции выбор имени в значительной мере зависел от календаря. Однако , в некоторые дни в календаре числилось по нескольку имен, или совсем не было, что позволяло не только выбирать из тех, которые значились в день крестин, по и забегать по календарю вперед и заглядывать назад.
Правда, иногда наблюдались случаи насильственного присвоения ребенку имени против воли родителей. Бывало, называя ребенка в соответствии с календарем, священник не интересовался, есть ли в семье другие дети и как их зовут. Так в некоторых семьях получалось по два Ивана, тем более, что это имя числилось в календарях до 70 раз в году. Мода на имена - это явление объективное, которое нельзя ни отменить, ни запретить. Связано оно прежде всего с психологией. В любом случае, когда имеет проблема выбора, одни люди стремятся к частотному, другие — к единичному, индивидуальному.
Понаблюдайте на вокзале или в метро, где есть несколько дверей: большинство людей стремится пройти только в одну - две двери, в то время как остальные почти свободны. Так и с выбором имени: стоит во дворе появиться ребенку с более или менее интересным именем, его тут же подхватывают соседи: У Ивановых Игорь, значит, и у нас будет Игорь; у Петровых Марина — у нас тоже. При этом обычно не задумываются, как будет себя чувствовать ребенок с широко распространенным именем. Это подводит нас к проблеме частотности имен. Имена массовые наряду с редчайшими, существовали во все эпохи. Менялся лишь их состав. Так, если в конце прошлого века самым частым женским именем было Анна, то теперь его место заняло другое имя..
Во многих семьях детям давали имена родителей, дедов, бабушек, любимых братьев и сестёр родителей и т.д. Это способствовало тому, что набор имён в отдельных семьях оставался стабильным.
Выбирая имя для ребёнка, нередко забывают о том, что системы имен, сложившиеся у каждого народа, формировались тысячелетиями, что имена внутри каждой системы хорошо согласуются друг с другом, а принадлежащие к разным системам имена нередко противоречат друг другу. В 20 – 30- е годы, давая своему ребёнку иностранное имя, многие недооценивали тот факт, что у ребёнка будет ещё отчество и фамилия и что все эти компоненты наименования должны между собой согласовываться. Например, сочетания Эльвира Гавриловна Башмакова или Антуанетта Юрьевна Кочергина звучат карикатурно, потому что в них сталкиваются компоненты с ярким отпечатком разных именных систем. Но те же имена в сочетаниях донья Эльвира де Рамос или Антуанетта Дарсонваль не кажутся странными. Хотя эти сочетания в целом воспринимаются как нерусские, внутри них каждое слово стоит на своём законном месте и находится в своей языковой системе.
Давая новые, специально сконструированные или заимствованные имена своим детям, люди мало заботились о соответствии имени человеку, забыли о воспитательной роли имени, о том, что имя к чему-то обязывает. Разве не должны быть примером для всех и во всем люди с такими именами, как Идеал, Май, Октябрь? Услышав, что девушку зовут Астра или Гортензия, ожидаешь увидеть изящное хрупкое существо. Имя дается ребенку, когда ему едва исполнилось несколько дней и когда еще невозможно сказать, каким он вырастет. А что если Идеал окажется прогульщиком, если Астра со временем превратится в крупную, полную женщину, если Гортензия будет некрасивой? В этих случаях возникают диспропорции тех образов, которые складываются в нашем сознании в связи с некоторыми именами, и действительного облика людей. Тогда имя из друга и спутника превратится в предателя, рисующего своего хозяина в карикатурном виде. И кто знает, сколько может еще возникнуть совершенно неожиданных осложнений, сопряженных с новыми, но достаточно апробированными именами.
Все эти неудобства привели к коренным изменениям общественных вкусов и оценок в 50-е годы. Победили старые русские имена. Правда, они немножко потеснились, уступив место некоторым новым именам, но они по-прежнему сохранились как «основной костяк» русских имен. Ушли в прошлое имена типа Закхей, Фалалей, Вукол, Нероним, Африкан, Усфая, Урвая или Иродиада, Феофюила, Феонила, , Малрина и им подобные, плохо согласующиеся с особенностями нашего языка. А ведь именно против непонятных имен, чуждых по своему звучанию русскому языку и протестовали люди, давая в первые послереволюционные десятилетия своим детям такие имена, как Трактор, Энергина, Никель и т. п., стремясь противопоставить ничего не значащему набору звуков имена с конкретным смыслом, имена, значение которых понятно каждому, говорящему по-русски. Но именно это и сделало многие новые имена недолговечными, а некоторые — и смешными, поскольку в русском языке сложилась слишком прочная традиция несвязанности имён со смыслом. Имена, смысловая сторона которых преобладала над их способностью употребляться в качестве имени, звучали диссонансом на общем фоне, и испытание временем выдержали лишь те из них, смысловая сторона которых не выступала столь отчётливо.
Календарные имена, оставшиеся в широком употреблении в настоящее время, никем и никому не навязываются. Они полюбились русскому народу, прошли через все бури и выдержали конкуренцию новых имён. Выбирая имя по звучанию, одни стремятся к тому, чтобы оно начиналось на тот же звук, что и отчество: Вера Васильевна, Николай Никитич. Другие стараются избегать подобных созвучий. Нам представляется, что желательно избегать того, чтобы конец имени и начало отчества совпадали: Владимир Маркович, Антон Николаевич, Эдуард Дмитриевич, Варвара Аркадьевна, Марина Иннокентиевна, Анжелика Константиновна. Имя с отчеством должны звучать как строка хорошего стихотворения, а подобного рода повторы — враги стиха. Они неизбежно влекут к выпадению каких-то элементов имени, а значит и к разрушению его. В хорошем стихотворении есть ритм, ритм есть и в сочетании имен и отчеств. Обратите внимание на их ударные и безударные слоги. Наиболее удобны для произношения те сочетания, где между двумя ударными слогами имеется один или два безударных: Антон Петрович, Иван Александрович. Если безударных слогов больше: Татьяна Константиновна, Афанасия Аполлинарьевна или нет совсем: Пётр Павлович, такие сочетания выговаривать труднее.
Выбирая имя для ребенка, следует поинтересоваться ,какие у него сокращенные ласкательные формы и не является ли оно само сокращенным вариантом другого имени. Проникновение неофициальных, сокращенных форм в сферу официального употребления — по-видимому, всеобщая закономерность. В течение длительного времени происходило массовое заимствование русских имён в их сокращенной, разговорной, фамильярной форме .Обычно такие заимствования осуществлялись устным путем, в процессе бытового общения, вне официальной регистрации. Позже такие формы попали в актовые записи. Однако это нежелательно, потому что уменьшительные и ласкательные формы предназначены прежде всего для общения с детьми. В документах же должны писаться те формы имён, которыми зовут взрослых людей.
Не следует забывать, что от имени мальчика со временем придется образовать отчество. В Ленинграде был однажды случай: появился папа по имени Петя. Ему предложили либо заменить домашнюю форму имени на официальную, либо смириться с тем, что его сын будет Алексей Петевич. Он предпочел первое и стал Пётр.
У нас свобода выбора имен. Поэтому, если Вам нравится иностранное имя, Вы можете назвать им своего ребёнка. Но делайте это с пониманием, а не механически подражая моде. Если Вы посмотрели польский фильм, и там была славная девушка по имени Малгожата, прежде чем так назвать свою дочь, поинтересуйтесь, что это за имя. В русской традиции ему соответствует Маргарита, в немецкой — Грета.
2.2 Воплощение имени
Имена как особые слова становятся достоянием человечества лишь благодаря языку. Но язык – это часть народа, его образа жизни, культуры, истории. Во многих европейских странах национальность человека устанавливается на основе того, на каком языке он говорит и культуры , какого народа считает своей.
Народная культура уходит своими корнями в глубочайшую древность. Она связана с верованиями, обычаями, обрядами, запретами. Обращение к так называемым мировым религиям не исключает сохранения остатков язычества, которые у каждого народа свои. В России приобщение к христианству не изжило языческих верований в леших, русалок, домовых, в магическую силу слова, о чём свидетельствуют народные заговоры от болезней и сохранившиеся в архивах судные дела над колдунами в XVI-XVII вв.
И в религиозных обрядах, и в языческих действах важное место отводится имени. Поэтому имена изучаются этнографами, страноведами, фольклористами и, разумеется, лингвистами. В странах, принявших христианство, первый обряд, который в обязательном порядке проходит каждый новорождённый, - крещение, посредством которого он приобщается к религии и через данное ему имя устанавливает связь со своим небесным заступником. Круг календарных, или крёстных имён ограничен числом святых, признаваемых православными.
Красота имени – понятие относительное. У многих тюркоязычных народов существовало в прошлом поверье, что ребёнок не должен прельщать, соблазнять окружающих ничем, в том числе и своим именем. Так создавались имена, повторяющие названия малоценных предметов домашней утвари.
В стихотворении А.С. Пушкина находим глубокие мысли о воплощенном имени:
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след. Подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине
Произнеси его тоскуя:
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Вывод по главе 2: таким образом, имена изучаются этнографами, страноведами, фольклористами и, разумеется, лингвистами. Выбирая для своего ребенка имя, родители должны понимать, что обозначает это имя, подходит ли оно ребенку, будет ли созвучно с отчеством. Очень важно, чтобы ребенок, став взрослым, не изменил имя, данное родителями.
Глава 3 Практическая часть
3.1 Имена в моей семье
Мою маму зовут Светлана. Это имя ей дал папа.(т.к.она родилась светленькой с голубыми глазами), несмотря на то, что мама хотела назвать её Аллой.
Светлана (светлая, чистая) - имя славянского происхождения. Имя это удивительно теплое, ласковое. Давая его, родители как бы венчают свою дочурку со светом. Светлой мелодией звучит это имя.
Это имя стало популярным именно в XX в, особенно в советское время.
Основные черты: легкая, светлая, активная и общительная личность.
Характер: Светлана - лед и пламень, сплошные противоречия. Доброта к людям и редкостное умение причинять им боль, завышенная самооценка и бескорыстный альтруизм, настойчивость, решительность и неумение в самые важные моменты жизни взять судьбу в свои руки. Светлана самостоятельна и трудолюбива, дипломатична, добра, кокетлива, предпочитает мужское общество, потому что с женщинами ей труднее находить общий язык. Очень заботится о своей семье. Мало обращает внимания на общественное мнение, не считается с пересудами. Сила воли сочетается у нее с высокими нравственными принципами и даже склонностью к самопожертвованию. Обладает чувством милосердия. Окружает всех любовью и нежностью. Постоянно находится в состоянии борьбы с собой и с обществом. Всегда остается объективной, но ей не хватает уверенности в себе. В работе ответственная, четкая. С большим рвением стремится к успеху, желая самоутвердиться, доказать самой себе, что она чего-то стоит, что она может преодолеть свои комплексы. Хорошо развита интуиция, что позволяет ей не допускать ошибок. Серьезно подходит к выбору профессии.
«Осенняя» — рассудительна, недоверчива. Это программист, инженер-строитель, парикмахер, стоматолог-протезист, директор ателье, бармен, повар, искусствовед, нотариус, продавец, бухгалтер, фармацевт. «Весенняя» — не уверенная в себе, вечно сомневающаяся. «Летняя» Светлана — добродушна, но несколько замкнута. Это фотокорреспондент, педагог, воспитатель, биолог, художник-модельер, художница по росписи эмали, архивариус, инспектор в загсе, администратор, музыкант, проводник.
Тип: фельдмаршал в юбке.
Счастье - в самой Светлане: судьба к ней непоследовательна. Родителям Светланы придется подумать, какой бы они хотели ее видеть, и взять на себя ответственность за ее судьбу, так как она в равной степени открыта и добру, и злу. Светлану окружающая жизнь, родные, близкие и, наконец, она сама - какой захочет, такой и будет. Она в полном смысле создает себя сама.
Психика
В жизни Светланы преобладают духовное начало, чистота помыслов и устремлений, легкость, артистичность, доброжелательность. Она легка на подъем и всегда там, где ее ждут. Однако характер у нее контрастный.
Светлана интеллигентна и тонка. Ей важна прежде всего духовная близость с родными людьми.
Светлана благотворно влияет на окружающих. Она может своевременным советом, добрым словом бескорыстно помочь людям, оставить в их душах благородный свет, тепло и надежду. Обладает незаметным очарованием. Это женщина-загадка, с ней всегда интересно.
Здоровье
Светлана полна энергии и жизнелюбия.
Прежде чем выйти замуж, она убедится, что ее избранник достойный человек и испытывает к ней настоящие чувства. Способна быть гибкой и дипломатичной с мужем и родственниками, поэтому все относятся к ней с любовью. Очень привязана к детям, стремится дать им хорошее образование. Образцовая хозяйка. Это идеальная жена и мать.
Достарыңызбен бөлісу: |