кАмЕнный ВЕК
Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным историческим источникам. Человек существует на земле более 2 миллионов лет. Останки ископаемого человека найдены на юге Африки. Этого ископаемого человека назвали «южная обезьяна» - связующее звено между высшей обезьяной и низшим человеком.
Формирование современного человека происходило в Северо-Восточной Африке и Юго-Западной Азии. В Кении между горой Килиманджаро и оз. Виктория в Олдовайском ущелье сохранились останки «человека умелого», возраст которых 1 млн. 750 тысяч лет. Объем мозга этого человека был 652 куб. см (больше, чем у человекообразных обезьян). Прародиной человека является южная и юго-восточная Африка.
Дальнейший шаг развития человека - «человек выпрямленный». Представителями его были питекантроп и синантроп. На острове Ява найдены останки питекантропа, который жил около 1 млн. лет тому назад. По сравнению с «человеком умелым», питекантроп имел больший объем мозга - 950 куб. см, череп и челюсти его были менее массивными, ноги стали длиннее, а руки короче. Синантроп («китайский человек») был найден в 1927 году недалеко от Пекина.
Следующей ступенькой в эволюции человека был неандерталец. Первая находка такого человека была сделана в местечке Неандерталь в Германии. Объем мозга 1300-1400 куб. сантиметров. В 1938 г. в пещере Тешик-Таш в Южном Узбекистане был найден скелет мальчика-неандертальца 8-9 лет.
В Южном Казахстане (хребет Каратау вблизи Жамбыла) археолог Х.А. Алпысбаев в 1958 г. нашел стоянки первобытного человека древнекаменного века (около 1 млн. лет).
Каменный век получил свое название от каменных орудий, первых орудий, которые сделал человек. Каменный век подразделяется на палеолит – древний каменный век и неолит - новый каменный век. Палеолит делится на нижний (ранний), средний (мустье) и верхний (поздний). Переходная эпоха между палеолитом и неолитом называется мезолит. Каждый из этих периодов отличается от предыдущего более совершенными орудиями труда, производительностью труда, уровнем развития материальной и духовной культуры.
Древний (нижний) палеолит (2 млн.-140 тыс. лет до н.э.)
Первые следы человека на территории Казахстана относятся к раннему палеолиту (на терр Казахстана 800-140 тыс. лет назад). Древнейшие люди Казахстана были современниками питекантропа и синантропа. Наиболее благоприятными местами для расселения человека были горы Каратау в Южном Казахстане. Здесь на террасах реки Арыстанды (Жамбылская область) были обнаружены наиболее ранние каменные орудия.
Первые люди были охотниками и собирателями. Первые люди жили стадами, т.к. сообща легче охотиться, противостоять опасности. Первобытные обитатели Каратау уже были знакомы с огнем.
Пользовались древние люди в работе грубыми рубящими орудиями дисковидной формы. Основным поделочным материалом для изготовления орудий служили кремень, кварцит, обсидиан, сланцы. Эти минералы удобны при обработке и при раскалывании дают острые режущие края. Главным сырьем служила речная галька. Гальку, обработанную с одной стороны крупными сколами, называют чоппер, обработанную с двух сторон чередующими сколами - чоппинг. Найдены стоянки Шабакты, Барыказган в Жамбылской области. На них собрано свыше пяти тысяч разнообразных орудий из кремня - ручные рубила, остроконечники, отщепы (т. е. каменные пластины).
На стоянке в урочище Казангап на р. Чу было найдено около 300 каменных изделий. Около 15 тысяч каменных изделий собрано на стоянке Карасу.
Каменные орудия, найденные на палеолитических стоянках на территории Казахстана, представляют тип рубящих орудий. Эти орудия изготовлялись методом скалывания заготовок от краев к центру. В качестве отбойника использовались орудия из камня, кости, рога, в качестве сырья - кремень и близкие ему породы камня. Отщепы, которые откалывались в результате ударов, также имели острые края, их использовали в качестве орудия.
Острые края для увеличения прочности подправляли рядом мелких ударов. Такая обработка называется ретушью.
Одним из достижений нижнего палеолита, говорящем о заметном развитии сознания первобытных людей, было то, что они научились при изготовлении орудий из большой разновидности камней выбирать кремний, т. к. он очень крепок, при ударе раскалывается на плоские и острые части, легко обрабатывается.
Средний палеолит (мустье, 140-40 тыс. лет до н.э.)
Основными способами добычи пищи для человека оставались охота и собирательство. Люди этого периода жили большими общинами, т.к. загонная охота на крупных животных требовала участия большого количества охотников.
Крупнейшим достижением мустьерского человека было открытие способа добывания огня трением. Он уже строил себе жилище из костей крупных животных.
В этот период появилась начальная форма матриархальной родовой общины. Появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований (в захоронениях умерших клали набок с подогнутыми ногами, а в гроте Тешик-Таш умерший мальчик был положен в яму, огражденную рогами козла).
Древние люди мустьерского времени, жившие на территории Казахстана, были современниками неандертальцев.
Получает распространение прием изготовления орудий из дисковидных нуклеусов (ядрищ). Пластины с таких нуклеусов (заготовок) получались посредством сколов, направленных от краев к центру. Широкие отщепы, отколотые таким путем, затем оббивались по краям, изготавливались остроконечники и скребла, которые стали ведущими типами орудий.
Одним из центров расселения человека оставались горы Каратау в Южном Казахстане. Стоянки: в урочище Токалы, Кзылрысбек (оз. Аккуль). Наиболее изученным памятником мустьерского времени является стоянка в урочище Арыстанды (им. Ч. Валиханова). В урочище Ушбулак обнаружены разработки поделочного камня - халцедона.
Стоянки: сопка Обалысай (Жезказганская обл.), в местности Музбель (среднее течение р. Сарысу), в урочище Батпак (в верховьях р. Ишим, севернее Караганды), в районе аула Канай (в верховьях Иртыша).
Верхний палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.)
Мамонт - наиболее распространенное животное палеолита. Последние мамонты жили 11-12 тысяч лет тому назад.
Появились новые виды оружия: копье с деревянным древком, каменным или костяным наконечником, дротик, гарпун, копьеметалка, бола или болас (связка из трех шаров, используемая как метательный снаряд). Более совершенные орудия, владение огнем, умение строить жилище позволили человеку из южных районов расселиться на север, до ледников, где обитали мамонты, северные олени, бизоны, гнездились перелетные птицы.
С этой эпохой связано появление человека современного физического типа или, как его назвали ученые - «человек разумный». Первые останки такого человека были обнаружены во Франции, в пещере Кро-Маньон, поэтому этого человека называют еще и кроманьонцем (объем мозга, как и у нас, 1500-1800 см³).
Новые орудия: копье, дротик, гарпун для охоты на крупную рыбу.
Идет формирование матриархальной родовой общины с возникновением рода.
Люди жили в построенных жилищах. На территории Казахстана пока не раскопали жилища этого времени, но бесспорно, они существовали и были похожи на те, которые строились в соседних регионах.
Скребки и резцы были ведущими орудиями в трудовых процессах.
Совершенствовалась техника обработки камня. Теперь не только сколы, но и отжимная ретушь - оформление лезвия путем отделения или скорее отдавливания тонких чешуек камня с помощью костяных и роговых пластин позволило изготавливать разнообразный набор орудий. Теперь с одного нуклеуса скалывают не две-четыре пластины, а по нескольку десятков острых, тонких пластин, которые использовались в качестве ножей. Археологи называют такие орудия ножевидные пластины. Основным поделочным материалом были кремень и яшма.
Древняя живопись на стенах пещер изображала животных, сцены охоты и ритуальные пляски. Из кости вырезали фигурки. Особенно популярным был образ женщины-матери, которая символизировала прародительницу рода, племени. Черепа животных и берцовые кости использовали в качестве барабанов.
О развитии сложных религиозных представлений говорят находки погребений. Вместе с умершим в могилу клали украшения, посыпали тела красной охрой, символизирующей жизнь.
Стоянки: в Южном Казахстане - Ачисайская стоянка, в Центральном Казахстане - Батпак 8, Карабас 3, Агренсор 2. На стоянке Карабас 3 собрано 172 порфиритовых изделия.
Эпоха палеолита была эпохой становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры.
Мезолит (12 тыс.- 5 тыс. лет до н.э.)
14-12 тыс. лет назад началось резкое потепление климата, бурное таяние ледников. Изменился растительный и животный мир, вымерли мамонты. Количество многих животных сократилось. Охотиться стало труднее, прокормиться на одном месте сложнее, люди стали кочевать вслед за животными.
Новые орудия охоты: лук со стрелами, бумеранг, ловушки и силки. Луки были простые (из одного куска дерева) и сложные (из нескольких кусков дерева, обложенных пластинами из кости и рога). Наконечники стрел в виде шарика использовались для охоты на пушного зверя, чтобы не испортить мех. Использовались отравленные и зажигательные стрелы. Дальность боя лука составляла 80-100 м, а тяжелого сложного лука - до 450 м. Скорострельность составляла до 20 выстрелов в минуту.
Развивалось рыболовство, изобретена рыболовная снасть, а затем и лодка.
Люди научились шлифовать, сверлить, пилить камень.
Ножевидные пластины и пластинки все больше вытесняли все остальные орудия, появились так называемые вкладышевые орудия, у которых основа сделана из дерева, а в нее вставлялись каменные пластины. Однако широкое распространение такие орудия получили в следующую эпоху - эпоху неолита.
Неолит (5 тыс.- 3 тыс. лет до н.э.)
Люди начинают заниматься скотоводством и примитивным земледелием. Появился настоящий производительный труд. В науке это событие называется неолитической революцией.
Техника обработки камня достигла высочайшего уровня. Люди научились пилить, шлифовать, полировать камень, изготавливать миниатюрные каменные пластины (микролиты), которые служили вкладышами составных орудий - ножей, серпов. Это деревянная или костяная основа ножа, в которой пропиливались пазы, куда вставлялись и закреплялись с помощью смолы или рыбьего клея пластины. Получалось удобное легкое орудие с острыми режущими краями.
Новые приемы обработки камня: отжимная ретушь, а позднее шлифовка и сверление постепенно приводят к большей специализации в производстве неизвестных ранее орудий труда, таких, как зернотерки, ступки, топоры, мотыги.
Из глины научились лепить и обжигать на кострах прочную посуду - керамику. Сделанная вручную, она отличалась ассиметричностью линий, несложный геометрический орнамент наносился по сырой глине.
Появились зачатки горного дела, началось освоение металла: меди, золота, свинца. Из меди изготавливались первые орудия и боевое оружие, из золота - украшения. Из шерсти и растительных волокон люди стали ткать и шить одежду с помощью костяных шильев и игл.
Расширилась сфера деятельности женщин, изменилось их положение в обществе. Родовая община представляла собой материнский род (родственников по линии матери). На орудия и средства производства сохранялось общественная собственность. Дела решал родовой совет.
Погребения эпохи неолита свидетельствуют о возникновении зачаточных религиозных представлений. Усопших укладывали в могилы, иногда обложенные камнями, а иногда оставляли в пещере, закрытой большим камнем. В могилу клали различные дары - украшения, каменные орудия, пищу. В Северном Казахстане у с. Железинки обнаружено погребение с сожжением (кремацией) трупа.
Наиболее известная неолитическая стоянка является Саксаульская (Кзылординская обл.) в Приаралье, где найдены кварцитовые изделия. Стоянки: Ботай (Костанайская область), Каратургай (Центр. Каз.), Караунгур (Каратау, Юж. Каз.).
БРОНЗОВЫЙ ВЕК (II -I тыс. до н.э.)
Во II тысячелетии до н.э. была изобретена технология получения бронзы - сплава меди и олова. Орудия из металла стали вытеснять каменные. Это время названо бронзовым веком (II-I тысячелетия до н.э.)
Эпоха бронзы делится на три периода: ранний, средний и поздний.
Главной отраслью у племен, населявших территорию Казахстана в период бронзы, было скотоводство. Постепенно создавались условия для перехода к кочевому скотоводству. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось еще в 4 тысячелетии до н.э., т.е. люди вели комплексное хозяйство.
Развитие скотоводства требовало больше мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе. Происходит крушение матриархального рода. На смену ему пришли патриархальные семейно-родовые отношения. Зарождается первое общественное разделение труда, пастушеские племена выделяются из остальной массы населения.
На базе трех составляющих: древней металлургии бронзы, пастушеского скотоводства и мотыжного земледелия происходит ускоренное развитие человеческого общества эпохи бронзы.
Андроновская культура - самая крупная культура эпохи бронзы, распространенная от Енисея до Урала. Первые памятники андроновской культуры обнаружены у села Андроново близ города Ачинска в Южной Сибири. Один из основных районов расселения - Центральный Казахстан, где изучено свыше 30 поселений и более 150 могильников. Культура эпохи бронзы в Казахстане названа Бегазы-дандыбаевской по названию памятников – мавзолеев Бегазы и Дандыбай. В Северном и Западном Казахстане открыты андроновские памятники: Алексеевское и Садчиковское (близ р. Тобол), Петровка и Боголюбово (Приишимье). Предшественник древних городов - Аркаим на границе Костанайской и Челябинской области. В Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопления рисунков в Тамгалы и в горах Каратау. В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открыт памятник эпохи поздней бронзы - мавзолей Тегискен. Покойника сжигали вместе с мавзолеем.
Важную роль играло в жизни андроновцев скотоводство. Разводили, в основном, коров, также овец, коз и лошадей, двугорбых верблюдов – бактрианов (верблюд был приручен в III тыс. до н. э., в Казахстане - во II тысячелетии).
Первые пастушеские племена были оседлыми. Земледелие было примитивным (мотыжным) и играло в хозяйстве вспомогательную роль. Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. При нем женщины и дети занимаются земледелием, а мужчины весной уходят со стадами на дальние пастбища, а осенью возвращаются домой. Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад. По мере перехода к кочевому и полукочевому скотоводству менялся состав стада, в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, зато увеличивалось число баранов и коней. В Х - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.
Глиняную посуду лепили вручную, гончарного круга не знали, затем обжигали. Керамику украшали геометрическим орнаментом, фестонами и меандрами. Орнамент оберегал содержимое сосудов от «сглаза» и «порчи».
Горное дело и древняя металлургия в эпоху бронзы были широко распространены на территории Казахстана и играли важную роль в хозяйстве андроновских племен. Рыхлые руды добывали «кайлованием». В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором разводили костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой и рудное тело давало трещины.
Остатки плавильных печей обнаружены на Атасу, Суукбулаке, у аула Канай. Использовались ковка, литье, тиснение и чеканка. Развивалось ткацкое ремесло. Андроновцам уже были известны ткацкий станок и веретено. На стоянках Атасу, Канай, Алексеевское найдены каменные и костяные деталей от веретен.
Ювелирное искусство на территории Казахстана зародилось во II тысячелетии до н.э. (XVI-XIV вв.). Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами из медной проволоки, обернутой листовым золотом. Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом.
Жили андроновцы в землянках и полуземлянках, они же использовались для содержания скота зимой. Юрта возникла в древности, и прототипом ее, прообразом было легкое круглое жилище андроновцев.
Поселение Аркаим имеет признаки города: система фортификаций – укреплений; наличие строгого плана застройки; деление на несколько зон - жилую, производственную, общественную.
Переход к скотоводству положил начало патриархально-родовым отношениям. На смену материнскому роду пришел отцовский род. Весь скот, излишки продуктов и товары, полученные в обмен, принадлежали мужчине, потому что он стал главным производителем материальных благ. Орудия труда, домашнее имущество и животные были общими. Продукты коллективного труда делились поровну. Все дела решало народное собрание. Оно избирало старейшин рода и смещало их, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций.
Труд человека стал производительнее. Теперь отдельная семья могла прокормить себя. На смену родовой коллективной собственности пришла собственность отдельной семьи. Вторым следствием перехода племен к скотоводству было зарождение семейной, а затем частной собственности и имущественного неравенства. Появились родовые вожди, жрецы и военачальники.
У андроновцев культ мертвых занимал особое место. В раннем периоде андроновской культуры (XVIII-XIV вв. до н.э.) покойника сжигали на костре. Этот ритуал был связан с культом огня. Позже обычай трупосожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп в скорченном состоянии на левом или правом боку. Все погребения андроновских могил ориентированы головой на запад или на юго-запад, потому что круглый курган с могилой в центре считался подобием мира. Ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром. Труп в могилу клали в скорченном виде - это поза младенца в утробе матери. Покойника связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку. Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались священными. Это был культ предков.
Казахстан богат наскальными рисунками - петроглифами. Рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район Семиречья (урочище Тамгалы). Изображение дикого быка-тура - один из наиболее распространенных рисунков на скалах Казахстана. Бык - символ плодородия, могущества и силы. Главное божество – солнцеголовый Митра сравнивается и отождествляется с быком.
На рисунке в горах Ешкиольмес Митра с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. Излюбленным сюжетом в наскальном искусстве был образ двугорбого верблюда - бактриана. Распространено изображение колесниц, в Каратау их 49.
Проведение первой борозды должно было обеспечить богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю.
Люди имели европеоидный антропологический тип, язык - индоиранский.
В эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производства металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к миграции племен в поисках новых земель для заселения. Культурные и экономические связи со Средиземноморьем и Малой Азией способствовали расцвету культуры племен эпохи бронзы.
СОЮЗЫ ПЛЕМЕН И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА
Саки
В начале I тысячелетия до н.э. люди освоили казахстанские степи. VIII - VII вв. до н.э. для племен, населявших территорию Казахстана, началась эпоха открытия и широкого использования железа. В Казахстане были богатые месторождения меди и олова, и железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу.
Развивалось кочевое скотоводство. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходит борьба за землю, начинаются войны. Побежденные племена вынуждены уходить в другие районы. Выделяются более сильные племена. Внутри союза племен происходит постоянно процесс хозяйственного, политического и культурного взаимодействия, духовного сближения, слияния языков.
Уникальные памятники раннежелезного века – курганы (долина Чиликты, южнее оз. Зайсан; на правом берегу р. Или; Тасмола в Центральном Казахстане).
Сведения об эпохе раннего железа на территории Казахстана встречаются в священной книге древних иранцев – Авесте, греческих и латинских трудах Геродота, Страбона, Птолемея. Наиболее интересны тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса
Территории Казахстана в VII - IV вв. до н.э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Были и другие племена, но о них нет исторических сведений.
Саки говорили на восточно-иранских и протюркских языках, имели монголоидные черты. Многие греческие авторы называли их восточными скифами. Материальная культура и общественный строй сакских племен имеет сходство со скифами, населявшими степные районы европейской части России и Украины.
Древние персидские письменные источники называют саков «могучие мужи», иранские источники - «туры с быстрыми конями».
Сакские племена делились на три группы:
1. Заморские саки-тарадарайя проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи).
2. Саки-тиграхауда, носящие остроконечные шапки - в районе средней Сырдарьи и Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане. Их изображение встречается на рельефах дворца Ксеркса в Персеполе.
3. Саки-хаомаварга, изготовляющие напиток хаому, расселялись в долине Мургаба.
Господствующее место в хозяйстве саков занимало скотоводство, в сочетании с земледелием, образ жизни: оседло-кочевой.
Существовало три вида скотоводства:
1. Кочевое скотоводство (Западный и Центральный Казахстан). Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд - наиболее приспособленные для дальних кочевок.
2. Полукочевое скотоводство (Восточный Казахстан, Семиречье, районы Центрального и Западного Казахстана, подножие Тянь-Шаня и Алтайских гор).
3. Оседлое (юг Казахстана, долины Сырдарьи, Чу, Келеса). Здесь преобладало поливное земледелие, а в стаде было много крупного рогатого скота.
Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Важную роль играли бараны, верблюды разводились в Западном и Южном Казахстане. Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, поля орошались с помощью каналов. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля.
Высокого уровня развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла и его обработкой. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются произведениями искусства. Саки совершенствовали обработку железа и производство железных изделий.
В
Достарыңызбен бөлісу: |