Керамический комплекс низовьев Дона в XI-XV вв.: типология и хронология. Исторические науки



бет1/2
Дата13.07.2016
өлшемі413.49 Kb.
#196020
түріАвтореферат диссертации
  1   2


Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт археологии Российской академии наук

На правах рукописи


Масловский Андрей Николаевич



Керамический комплекс низовьев Дона

в XI-XV вв.: типология и хронология.

Исторические науки:


Специальность – 07.00.06 – археология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук



Москва 2012
Работа выполнена в Отделе теории и методики Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии Российской академии наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела теории и методики ИА РАН Ковалевская Вера Борисовна
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств Руденко Константин Александрович

кандидат исторических наук, заведующий сектором института культурного и природного наследия им. Лихачева Волков Игорь Викторович


Ведущая организация: Институт истории Академии Татарстана

Защита состоится «30» марта 2012 г. в 14 часов на заседании совета Д002.007.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте археологии Российской академии наук по адресу: Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, 4 этаж, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИА РАН по адресу: г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19.
Автореферат разослан «20» февраля 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета

доктор исторических наук Е.Г. Дэвлет



ОБЩАЯ ХРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Для изучения истории Золотой Орды источниковая база явно недостаточна. Проявлениями этого являются не разработанность ряда вопросов общеисторического характера, длительные и малорезультативные дискуссии по, казалось бы, очевидным вопросам (о двух Сараях). Это объясняется обрывочностью письменных источников, малочисленностью, а иногда и полным отсутствием ряда других категорий источников. Единственным постоянно пополняемым фондом являются археологические данные. Но они используются совершенно недостаточно, преимущественно как иллюстративный материал. Для их полноценного использования необходимы новые методические подходы и усовершенствование старых, что позволит существенно повысить полноту и достоверность наших знаний о Золотой Орде. В особенности это относится к истории её городов, весь путь которых от зарождения до окончательной гибели, как правило, не превышал 100-150 лет. Эта сверхзадача распадается на ряд конкретных источниковедческих проблем. Одним из таких частных вопросов является изучение керамики.

В результате многолетних раскопок средневековых памятников степной зоны Восточной Европы, и прежде всего золотоордынских городов, накоплен огромный массив находок керамики. Они являются наиболее многочисленной, а подчас и единственной категорией находок. Между тем, для максимального извлечения из них исторической информации, необходима разработка специальных методик для анализа массового керамического материала. В настоящее время исследования, как правило, ограничиваются типологическими классификациями. При этом вне поля зрения исследователей остается масса фрагментов сосудов. В очень слабой мере используются исследователями возможности, представляемые керамикой для разработки вопросов, связанных с хронологией. В силу ряда причин, и прежде всего объема и качества полученных керамических коллекций, золотоордынский Азак является в некоторой степени эталонным памятником.


Источниковая база исследования состоит из коллекций, полученных при раскопках Азака, хранящихся в Азовском музее-заповеднике, а также материалов с поселений его округи, синхронных ему, и предшествующего хронологического периода, хранящиеся там же. Общее число использованных предметов составляет несколько сотен тысяч единиц. Использованы также отдельные отрывочные свидетельства византийских, итальянских, русских, турецких письменных источников, связанные с производством и торговлей керамикой.

Цель и задачи исследования состояли в разработке ряда тем, связанных с культурой золотоордынского города, его торговлей, этническим составом и развитием. К ним относятся следующие задачи.

Технологическая и морфологическая классификация продукции местных мастеров.

Вопросы складывания гончарного производства в Азаке.

Максимально полное выделение всех групп импортной керамики поступавшей в Азак, как из его ближайшей округи, так и из удаленных регионов мира, а также их морфологическая классификация по мере возможности и определение их происхождения.

Изменение состава керамического комплекса во времени и взаимосвязь этих изменений с событиями политической и экономической истории Азака и всей Золотой Орды.

Возможность проследить по составу керамического комплекса этнический состав населения



Территориальные рамки исследования охватывают микрорегион включающий в себя сам Азов, дельту Дона и примыкающий к нему район левобережья до долины р. Мокрой Чубурки на расстояние нескольких десятков километров от Азовского моря.

Хронологические рамки исследования XI-XV вв. определяются временем, когда впервые после исчезновения салтово-маяцкой культуры появляются памятники с керамическим материалом и до периода окончательного превращения Низовий Дона в окраину «Дикого поля».

Методологической основой исследования является сравнительный типологический и технологический анализ, а также количественный и качественный анализ.

Научная новизна работы в том, что впервые предпринята попытка максимально более полного анализа такого сложного по составу керамического комплекса, каким является керамический комплекс Азака и сделана попытка проследить изменения керамического комплекса на памятниках в низовьях Дона с точностью в пределах четверти столетия. В ней проведен детальный анализ массового археологического материала и показаны возможности его использования как исторического источника.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе по систематизации коллекций при написании научных отчетов, при обработке музейных коллекций в процессе составления описей, каталогов и баз данных, а также написании обобщающих работ по истории и археологии Золотой Орды. Материалы диссертации могут быть востребованы для разработки специальных вузовских курсов по археологии, истории России.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации делались доклады на международных и всероссийских научных конференциях: Ялта 1998, Ростов 1998, Саратов 2000, Нижний Новгород 2001, Ялта 2007, Азов 2008, Казань 2009, Краков 2009, Венеция 2009, Ялта 2011, Великий Новгород - Старая Русса 2011. Результаты исследования были обсуждены на заседании отдела теории и методики Института археологии РАН. Основные положения диссертации были опубликованы в 39 печатных работах.

Основные положения, выносимые на защиту: керамический комплекс любого средневекового поселения представляет собой сложную систему, постоянно изменяющуюся во времени. Анализ этой структуры и её отдельных элементов позволяет разработать хронологическую шкалу, предоставляющую возможность датирования даже при отсутствии индивидуальных находок.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав и заключения. К работе прилагается список использованной литературы и архивных материалов, альбом иллюстраций, графики и таблицы со статистическими данными.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение. Обосновывается актуальность исследования, определяются хронологические и территориальные его рамки, задачи исследования, характеризуется его источниковая база. Дается краткий очерк изучения керамики и методические основы данного исследования.

Раздел. 1. Обрисовываются основные особенности социально-экономического развития региона, связанные с господством здесь кочевого скотоводства. Это делало затруднительным развитие здесь оседлых поселений. При этом контакт с оседлым населением был необходим, прежде всего, именно кочевникам. Широкое распространение оседлой жизни становилось возможным только при наличии в степях сильного государства. Время от исчезновения салтово-маяцких памятников в сер. X до окончательного превращения степей в «Дикое поле», после гибели золотоордынских городов и сельских поселений в XV в., является предметом рассмотрения диссертации. Выделяется четыре хронологических этапа. На первом этапе (2 пол.X-XI вв.) оседлое население в регионе практически отсутствует. На втором этапе - (кон. XI - 1 треть. XIII вв.) в дельте реки появляется сеть небольших поселков. Их возникновение стало возможным, во-первых, благодаря стабилизации политической и хозяйственной системы кочевников и, во-вторых, благодаря наличию здесь ценного ресурса (рыбы) в котором была заинтересована Византия. Третий этап - (сер. XIII-XIV вв.) связан с развитием в золотоордынский период густой сети оседлых поселений. И главное Азака, единственного крупного города в Подонье, ставшего средоточием торговли и ремесленного производства. Четвертый этап (XV в.) начинается с гибели Азака и его округи после нашествия Тимура 1395 г. Оседлая жизнь в степях, и в частности в Азаке, агонизирует и некоторое время продолжает существовать только благодаря наличию на месте Азака итальянских замков.

Ограничение рамок работы левобережьем низовьев Дона связано с тем, что именно здесь концентрировалась на протяжении рассматриваемого периода основная масса оседлого населения. К тому же, только этот микрорегион Нижнего Подонья относительно неплохо изучен.



Раздел 2. История изучения керамики. Методика изучения керамики Восточной Европы прошла длительный путь. Начало этих исследований было положено В.А. Городцовым. В дальнейшем, целый ряд исследователей разрабатывали отдельные вопросы, связанные с методикой изучения керамики. Результатом длительных исследований стала методика, изложенная в монографии А.А. Бобринского «Гончарство Восточной Европы» (1978 г.). В ней предложен комплексный подход к изучению керамических производств, с детально разработанной терминологией. Археологам представлена методика сбора информации, о работе гончара, начиная с отбора и подготовки сырья, этапах самого изготовлении сосуда (начин, полое тело, формообразование) и обработки его поверхности. В развитии навыков гончаров по использованию возможностей гончарного круга выделено 7 ступеней (РФК-1-7). Дальнейшие работы А.А. Бобринского и его последователей (И.Н. Васильевой и др.) развивали и детализировали предложенную методику. К сожалению, практическое применение этих теоритических разработок нашло очень ограниченное применение.

Существуют сотни научных публикаций, посвященных керамике Золотой Орды. Первые попытки её классификации были предприняты А.Ю. Якубовским. В дальнейшем, помимо публикаций материала, выходил ряд обобщающих работ Л.Л. Полевого, Н.М.Булатова, С.Е. Михальченко, Г.А. Федорова-Давыдова, В.И. Волкова, С.А. Курочкиной, а также большое число подборок по отдельным видам изделий с конкретных памятников. Т.А. Хлебниковой была разработана классификация керамики, в которой в группы объединялась продукция с едиными этнокультурными истоками. К сожалению, данная классификация не охватывала всего керамического комплекса. Кроме этого предполагалось, что обычная керамика на любом памятнике будет местной.

Памятники низовьев Дона периода, предшествующего возникновению Азака, на настоящий момент исследованы слабо. Есть обзоры материалов с отдельных памятников: Казачьего Ерика (А.В. Гадло), Семеновская крепость (В.А. Ларенок, П.А. Ларенок, И.В. Волков), Куричанском (С.В. Рязанов), Мартышкиной Балке (А.Н. Масловский). Сделан краткий общий обзор памятников XII-XIII вв. И.В. Волковым. К сожалению, данная работа слишком кратка и недостаточно иллюстрирована.

Керамика Азака начала изучаться с начала 1960-х гг. Первой печатной работой стала публикация материалов гончарного горна Л.Л. Галкиным. Помимо простых публикаций материалов, рядом исследователей предпринимались попытки обобщающих работ. Особенно большое число исследований было опубликовано В.И. Перевозчиковым. К сожалению, этим работам присущ ряд методологических недостатков, и в целом они написаны на недостаточно высоком научном уровне. Например, им длительное время отстаивался тезис о единстве гончарства в Азаке, даже после того, как всем исследователям стало ясно, что в городе работали две группы мастеров.

Этапными стали исследования И.В. Волкова, который на основе материалов Азака и их сопоставления с данными других золотоордынских памятников разработал хорошо продуманную классификацию пригодную для изучения всего золотоордынского керамического комплекса. Им было выделено большое число групп керамики, выполнен их технологический анализ и произведена локализация их производств. Вместе с тем, из-за относительно небольшого объема использованного материала в данной классификации не нашла отражения значительная часть керамического комплекса.

Раздел 3. Методика исследования. В работе использованы методические приемы и терминология, предложенная А.А. Бобринским. В силу специфики работы – необходимости классификации и анализа сотен тысяч фрагментов керамики – результаты технологического анализа приводятся в сокращенной форме (определение общего уровня навыков гончаров, основных видов начинов и некоторых специфических признаков, характеризующих работу конкретных гончарных центров). Главное внимание уделялось выделению признаков приспособительных навыков гончаров (состав формовочной массы и особенности обжига). Более глубокий технологический анализ отчасти ранее уже был проделан И.В. Волковым, а отчасти является задачей будущих исследований.

В основу классификации положена с небольшими дополнениями схема, предложенная И.В. Волковым. Используется четыре уровня деления материала. Основой классификации являются группы, в которые объединяется продукция мастерской или группы родственных мастерских, расположенных в конкретном центре или регионе. В случае возможности выделяется подгруппа, в которую объединена продукция конкретного гончарного центра или мастерской. Использование различных технических навыков, главным образом при обработке поверхности является основой для выделения отделов внутри продукции конкретной группы (керамика с лощением по ангобу, штампованная, поливная с орнаментом сграффито). Следующим уровнем классификации является выделение видов, в которые объединяются сосуды с одинаковым функциональным назначением и общими основными морфологическими признаками (амфора, кувшин, чаша на кольцевом поддоне). Низший уровень классификации составляют типы. Они объединяют сосуды с одинаковыми устойчивыми особенностями технологических и морфологических признаков. Для тех видов, где число типов, их морфологическое многообразие и разница в размерах очень велики, выделялись подвиды, объединявшие типы с близкими морфологическими признаками. Специально для поливной орнаментированной керамики выделяется пятый дополнительный уровень классификации – серия, в которую объединяются изделия с идентичным построением орнаментальных композиций.

Огромный объем материалов из закрытых комплексов, датированных монетами, позволяет разрабатывать хронологию изменений керамического комплекса с продолжительностью временных отрезков в рамках конца XIII-XIV вв. в пределах 10-20 лет. Примерно такой продолжительности были периоды между массовыми выпусками новых типов медной монеты для городского рынка. На настоящий момент выделяется 7 таких отрезков, датируемых монетами: В добрый час, 1315 г, 1321-1326, 1336/7, 1351/1353, 1361-1369, 1381-1395 гг. Потенциально может быть выделено еще два отрезка датируемых монетами с нечитаемыми надписями последней четверти XIII в. и 1343 г. Хронологическая шкала может быть дополнена вниз до сер.XIII в. и вверх на XV в. Однако, здесь точность снижается из-за немногочисленности закрытых комплексов и отсутствия надежных монетных датировок. Простое сопоставление материалов из комплексов с одинаковыми монетами показывает их близость по составу, а сопоставление материалов из разновременных комплексов выявляет заметную разницу. Простые статистические подсчеты позволяют наглядно увидеть направления изменений керамического комплекса.

Глава 1. Керамический комплекс поселений XI – 3 чет. XIII вв.

Рассмотрены материалы памятников существовавших в низовьях Дона на протяжении первых двух и начала третьего хронологических этапов, т.е. до момента становления Азака как города. Из-за скудости имеющихся в нашем распоряжении материалов дать исчерпывающий анализ керамического комплекса этого времени затруднительно. Поэтому для каждого из временных отрезков представлен памятник, существовавший относительно короткий период времени, с которого имеется набольшее число находок.



Раздел 1. Посвящен материалам кон. X – кон. XI вв. Для этого периода известно только одно поселение Переволочный Ерик, но и оно археологически не изучено и известно по маленькой коллекции фрагментов, так называемых кувшинов «тмутараканского типа». Есть находки таких кувшинов и на некоторых многослойных поселениях. Все остальные находки - это лепные горшки с примесью навоза, изготовленные огузским населением. Неясным остается вопрос о возможности сохранения островков оседлости и вместе с ними традиций салтово-маяцкого гончарства на Нижнем Подонье. О таких пунктах известно по данным письменных источников (Сугров, Балин и др.). Таким пунктом являлась и Белая Вежа. Но в пределах рассматриваемого региона такие очаги, по всей видимости, отсутствовали.

Раздел 2. Посвящен материалам кон. XI – 1 трети XIII вв., которые рассмотрены на примере наиболее исследованных поселений Рогожкино XII и Казачий Ерик. На поселении Рогожкино XII представлены 5 групп керамики. Датирующими являются фрагменты триллийских амфор двух хронологических фаз – с воротничковым венчиком и высоко поднятыми ручками с отогнутым наружу венчиком. Трапезундские амфоры представлены единичными находками. Лощеная керамика, изготовленная в постсалтовских гончарных традициях, демонстрирует переход от восстановительного к окислительному обжигу и для данного поселения, безусловно, является импортом. Таким же импортом являются древнерусские горшки. Большинство находок составляет лепная керамика с примесью навоза. Выделяются слабопрофилированные горшки с насечками на венчике. Найдены также кружка, лепной котел без ручек и светильники. Единичными находками представлены другие группы керамики, связанные с наследием салтово-маяцкой культуры, в частности лепной котел с внутренними ушками.

К другому этнокультурному кругу и более позднему времени принадлежит поселение Казачий Ерик. Здесь выделяется минимум 12 групп керамики. Наиболее многочисленны триллийские амфоры (65%) хронологической фазы датирующейся XII в. Этим же временем датируются трапезундские амфоры, составляющие около 10%. Единичными находками представлены ещё две группы амфор – группы клейма SSS и светлоглиняные амфоры с воронковидным горлом. Помимо амфор, имеется и другая тарная керамика. Она представлена крупными красноглиняными кувшинами, производства Юго-Западного Крыма, изготовленными при помощи ленточного налепа. Двумя группами представлены древнерусские горшки. Из них красноглиняная керамика отмечена и на других синхронных поселениях дельты Дона (Донской, Петровский) и вполне вероятно является продукцией местных гончаров. Также двумя группами представлены сосуды, изготовленные в традициях восходящих к салтово-маяцкой культуре. Мастера первой группы специализировались на кухонных горшках. Мастера второй группы изготавливали лощеные сосуды. Единичными находками представлена продукция Юго-Западного Крыма, изготовленная на уровне РФК-7. Найдены также белоглиняные и красноглиняные поливные византийские чаши и ряд других групп.



Раздел 3. Посвящен материалам сер.-3 чет. XIII в., т.е. начальному периоду существования Золотой Орды, до возникновения Азака и появления в нем собственного гончарного производства. Классификация проведена отдельно для материалов Азака периода его становления и материалов наиболее изученного и недолго существовавшего поселения Мартышкина балка, поскольку уже на этом этапе существует значительная разница между городскими и сельскими материалами.

Для обоих памятников характерна очень высокая доля амфор группы клейма SSS (30-40%), представленных продукцией нескольких производственных центров. На втором месте находятся трапезундские амфоры (10-25%). Находки триллийских амфор единичны. К тарной керамике относятся также фрагменты небольших пифосов с маленьким трапециевидным венчиком (3,5-5,5%). Единичны находки продукции Юго-Восточного Крыма (менее 1%). Заметную долю (13-40%) составляют сосуды, изготовленные в постсалтовских гончарных традициях. Перед нами продукция нескольких небольших производственных центров. К отличиям же памятников следует отнести присутствие в Азаке византийской поливной керамики со скупым орнаментом сграффито, кухонных горшков, привезенных из-за моря, заметный процент древнерусской керамики (5%), попавшей сюда с русскими колонистами. Разницей в этнической принадлежности и имущественном достатке объясняется и существенная разница в доле керамики постсалтовской гончарной традиции. Неясным остается вопрос о существовании в это время местного производства в Азаке. Фрагменты сосудов, которые можно отнести к местному производству составляют менее 3%. Вероятно, в это время гончарство в Азаке только начинает складываться.



Глава 2. Типология керамического комплекса Азака. На настоящий момент помимо самого Азака в его округе известно уже свыше 60 поселений. Набор керамики на них, в целом аналогичен городскому, с поправкой на меньший имущественный достаток местных жителей. Наибольшую долю в комплексе занимает продукция самого Азака, где существовало две группы гончаров генетически между собой несвязанных. Мастера первой группы работали в традициях восходящих к временам салтово-маяцкой культуры. Группа сложилась в результате переселения сюда населения с Северного Кавказа. Возможно, участие в сложении производства принимали гончары и ранее проживавшие на территории Подонья. Сосуды изготовлены методом скульптурной лепки, в большинстве своем на уровне РФК-3-4. Присутствуют также сосуды без признаков машинного заглаживания и сосуды, изготовленные на более высоком технологическом уровне РФК-5-6. Гончары использовали формовочную массу из неочищенной глины с добавлением мелкодробленого шамота или глиняного концентрата. Характерен трехслойный обжиг с черно- серой сердцевиной, составляющей не менее 1/2 толщины и светло-коричневыми внешними слоями. Встречаются гончарные клейма. Для орнаментации характерно использование налепных тонких горизонтальных валиков и зубчатого штампа. При помощи последнего наносились узкие пояски прямых или волнистых линий. Несколько особняком стоит подгруппа А, для которой характерен более высокий технологический уровень и почти полное отсутствие лощения. Появление этой подгруппы - следствие влияния гончаров, владевших более совершенными техническими навыками. По характеру обработки поверхности выделяется 4 отдела: с красным ангобом и полосчатым лощением, с полосчатым лощением по черепку, с красным ангобом, без ангоба и орнамента. Несмотря на одновременную работу нескольких десятков мастерских заметна высокая степень стандартности продукции.

Ассортимент изделий включает свыше 30 видов. Однако, основу ассортимента (свыше 90%) составляют одноручные кувшины, горшки с ручкой, корчаги, амфоры, водолеи–афтобы, двуручные тарные кувшины. Причем, кувшины составляют 2/3 всех сосудов. Встречены также чаши и миски плоскодонные, разных размеров с ручками и без; чаши на кольцевом поддоне, блюда, кубышки, кружки, тазы, туваки, рукомойники, светильники, канделябры, копилки, трубы, дигирные сосуды, желоба, сопла, трапециевидные формочки, шары, ступы, игрушки, печные изразцы. Большинство форм находит свои аналогии в материалах времени существования салтово-маяцкой культуры. Инновациями являются появление копилок, чаш на кольцевых поддонах и, возможно, водолеев-афтоб, заимствованных у мастеров второй группы, а также дигирных сосудов, тазов и, вероятно, некоторых других форм, источник заимствования которых неочевиден. В случае с амфорами, а возможно и с другими видами изделий мастера копировали привозные образцы.

Вторая группа мастеров работала на значительно более высоком технологическом уровне. Практически все сосуды изготовлены путем вытягивания на круге (РФК-6-7) и имеют сплошной обжиг. В зависимости от того, покрывался ли он поливой или нет, и соответственно проходил один или два обжига, черепок может иметь цвет от бежевого до темно-красного. Черепок поливных сосудов может иметь поверхность значительно более темную (вплоть до черного) окраску, чем излом. Формовочная масса не имеет искусственных примесей, но имеет малозаметную природную примесь мелкого песка. Одна из мастерских изготавливала и сосуды с полосчатым лощением по черепку. Группа появилась в Азаке в результате переселения сюда небольшой группы гончаров либо с территории Закавказья, либо из городов Нижнего Поволжья. Судя по разнице в технике изготовления поддонов, перед нами гетерогенная группа мастеров

Мастера изготавливали как поливные, так и неполивные сосуды. Однако неполивная часть ассортимента, за исключением копилок, туваков и тазов, вне производственных комплексов встречается крайне редко. По характеру обработки поверхности выделяются следующие отделы – неполивная с полосчатым лощением по черепку, неполивная без ангоба и лощения, поливная по черепку, поливная по ангобу, поливная с орнаментом сграффито, поливная с росписью ангобом, поливная с орнаментом в технике резерва, штампованная.

Неполивная часть ассортимента состояла: из амфор, кувшинов разного размера, горшков с ручкой, кружек, чаш, афтоб, тазов, туваков, подсвечников, копилок, труб, дигирных сосудов. Поливная часть ассортимента состояла из кувшинов, горшков с ручкой, кружек, афтоб, аптечных амфор, альбарелло, чаш разного размера, блюд, тарелок, светильников, туваков и др. Основу ассортимента (более 90%) составляют чаши, небольшие кувшины и горшки с ручкой. На настоящий момент выделяется свыше 30 серий поливных чаш.

Значительную долю комплекса составляет привозная продукция, начиная от горшков сельских мастеров ближайшей округи до диковин типа селадоновых чаш из Китая. Причиной ее высокой доли были: развитие торговли и активная миграция различных групп населения. Сосуды могли перемещаться в результате торговых контактов, что касается, прежде всего, тары и поливной столовой керамикой. В результате торговли, однако, могли перемещаться кухонные горшки и другая керамика из близлежащих сельских поселений и сосуды, взятые в дорогу купцами. Керамика могла перемещаться и в результате миграций не связанных с торговлей, как одномоментных (переселение), так и регулярных (кочевание). При этом мы имеем дело, как правило, лишь с небольшой частью ассортимента гончаров других центров, а зачастую только с одним их видом. Описание групп импортной керамики дается в следующем порядке. Сначала представлены центры, которые являлись главными торговыми контрагентами Азака. Затем центры перечисляются в следующем порядке: Причерноморский регион, группы керамики генетически родственные первой группе Азака, Древняя Русь, Средняя Азия, Ближний и Дальний Восток, Средиземноморье. В конце описаны группы, место производство которых нельзя считать установленным или встреченные в Азаке в крайне малом количестве. Генезис производства в этих центрах в целом лежит вне пределов данной работы.

Юго-Восточный Крым (Солхат, Судак, Каффа, Алустон). Керамика изготовлена из очень пластичной глины с примесью шамота. Продукция Солхата выделяется большей концентрацией и размером шамота. Для неполивных сосудов характерно использование коричневого ангоба. Технологический уровень изготовления может различаться. Крупные тарные кувшины могли изготавливаться на уровне РФК-4-5. Основная масса продукции изготовлена на уровне РФК-6-7. Неполивная часть ассортимента, поступавшего в Азак, в основном состоит из крупных тарных кувшинов. Встречены также небольшие кувшины, миски с ручками (подойники?), горшки с ручкой, афтобы, подсвечники, трубы, копилки, штампованные кувшины.

Поливная керамика данной группы намного более многочисленна и представлена следующими отделами: с орнаментом сграффито, с орнаментом сграффито и полихромной расцветкой, с орнаментом в технике резерва, с росписью ангобом, с полихромной росписью, с рельефным орнаментом, штампованной, монохромные. Она составляет в среднем около 50% всей поливной керамики, а в некоторых комплексах, её доля достигает почти 100%. Её ассортимент в Азаке состоит из чаш на поддонах разного размера, плоскодонных чаш с ручками, блюд, тарелок, блюдец, кувшинов, ваз, горшков с ручками, афтоба, светильников, аптечных амфор, альбарелло, крышек и туваков, штампованных кувшинов, фляг и водолеев. Однако более 90% находок относится к чашам среднего размера, тарелкам, небольшим кувшинам и аптечным амфорам.

Продукция городов Нижневолжского региона представлена, как и в Азаке, изделиями двух групп мастеров разного технологического уровня. Обе группы использовали глину со значительной природной примесью мелкозернистого песка и крошки известняка, последний, как правило, выгорает, оставляя характерные поры. Мастера первой группы использовали скульптурную лепку сосудов (РФК-3-4) и на раннем этапе использовали полосчатое лощение по черепку. В основном в материалах Азака представлены тарные кувшины. В небольшом количестве, а иногда и единично представлены также небольшие кувшины, горшки с ручками, афтобы, ямы, тазы, крышки, трубы. Выделение материалов второй группы нижневолжского производства встречает большие затруднения, поскольку ни технологии, ни характер использованных глин и обжига, ни стилистика орнаментов заметно не отличаются от местной продукции. Немногочисленными исключениями, являются сосуды с заметной примесью обломочного известняка, с высветленной из-за присутствия солей поверхностью, с голубой глазурью или сосуды, идентичные найденным среди гончарных браков в мастерских Нижнего Поволжья.

Заметную долю (до 10%) составляет продукция Маджара также представленная двумя группами. Мастера первой группы изготавливали сосуды методом скульптурной лепки на этапе РФК-3-4. Использована глина без заметных грубых примесей с мелкими слюдистыми чешуйками. В качестве отощителя использовался шамот. Черепок сквозного или трехслойного обжига, но в отличие от Азака, границы между слоями размыты, а толщина внутренней прослойки составляет не более 1/3 толщины. Часто использовался красный ангоб и лощение, орнаментация налепными валиками, зубчатый штамп. В Азак поступали преимущественно тарные кувшины с грушевидным туловом. Остальные формы известны по немногочисленным находкам – это двуручные тарные кувшины, корчаги, горшки с ручкой, амфоры, крышки, афтобы, кубышки, плоскодонные чаши разных форм. Сосуды, изготовленные мастерами Маджара второй группы, сильно различаются технологическим уровнем. Отличительной особенностью является использование в качестве отощителя сильно измельченной органической примеси, из-за чего сосуды имеют очень высокую пористость. Обжиг, как правило, сквозной. Черепок имеет бледную окраску светло-розового, желтого или бежевого цвета. Для неполивных сосудов мог использоваться красный ангоб и лощение. В Азаке в основном встречены среднего размера кувшины с лощением. Остальные формы единичны. Среди поливной керамики отмечены горшки с ручкой и аптечные амфоры, отличительной особенностью которых, является наличие поддона, а также разнотипные чаши.

До 10% керамического комплекса составляют трапезундские амфоры, представленные в основном хронологической фазой со стыковкой элементов без дополнительного жгута за счет излишков глины на верхнем элементе с образованием слабо выраженной складки обращенной вниз. Найдены также небольшие плоскодонные амфоры, изготовленные на этапе РФК-7. Сосуды изготовлены из глины с большой примесью остроугольного песка и слюды.

Немногочисленной (не более 3-5%), но хорошо заметной группой является продукция Юго-Западного Крыма. Сосуды очень тонкостенные, изготовлены путем вытягивания сосудов из комка глины с четкими волнами вытягивания (РФК-7). Формовочная масса с примесью слабо окатанного цветного песка. Черепок темно-коричневого или красно-коричневого цвета. Для части ассортимента характерна роспись белым ангобом или реже тремя цветами (белым, красным, черным). В Азаке встречены в двуручные кувшины разного размера и горшки. Значительно реже встречаются сосуды, изготовленные из другой глины. В Азаке встречены одно и двуручные кувшины, горшки с ручкой, водолеи и кружки.

К продукции причерноморских центров относится две группы крупных круглодонных преимущественно двуручных горшков, изготовленных по емкостно-донной программе. Мастера первой группы применяли ленточный налеп для тулова, которое стыковалось с отдельно вытянутым венчиком. Нижний прилеп ручки утапливался в стенку. Группа представлена продукцией не менее трех центров, но подавляющее большинство сосудов имеют примесь крупного остроугольного песка черного цвета.

Вторая группа отличается более высоким технологическим уровнем и использованием в качестве отощителя крупной кварцевой дресвы.

В сотни раз реже, чем трапезундские амфоры встречаются амфоры триллийской группы. Сосуды изготовлены из пластичной глины с небольшой примесью шамота и навоза. Ярким отличительным признаком является намного большая концентрация навоза в ручках сосудов. В период существования Азака стенки тулова оформлялись при помощи зубчатого штампа либо мелким горизонтальным рифлением, либо косыми крестообразно расположенными расчесами. Преобладают сосуды небольшого размера.

В малом количестве в Азак поступали небольшие по размеру пифосы с четко профилированным трапециевидным венчиком и маленьким утолщенным дном в виде короткого цилиндра. Формовочные массы имеют значительную примесь дресвы. Применялась орнаментация налепными валиками с овальными оттисками. Представлена продукция двух центров, которые хорошо различаются по составу формовочной массы, цвету черепка и использованию гончарами одного центра ангоба.

Несколькими группами представлена византийская поливная керамика. Все византийские мастерские работали примерно на одном технологическом уровне и изготавливали поддоны чаш по единой схеме. В монолитной заготовке выбиралась выемка сегментовидной формы, поверхность которой тщательно заглаживалась. Мастера первой из выделенных групп работали, очевидно, в нескольких провинциальных центрах. Это относительно толстостенные сосуды со скупым небрежно выполненным орнаментом. Некоторое время, до начала широкого выпуска поливной керамики золотоордынскими центрами, именно эта группа составляла большинство, порой до 100%, всей поливной керамики в Азаке. Большинство находок происходит из одного центра, где использовались глины с естественной примесью мельчайших слюдистых чешуек и мелких рыхлых темно-коричневых частиц. В Азаке представлены следующие отделы этой группы – без орнамента, с орнаментом сграффито, с орнаментом сграффито и росписью ангобом, с орнаментом сграффито и полихромной расцветкой, с расцветкой пятнами. В материалах Азака представлены чаши разного размера, блюда, тарелки, кувшины. Данная группа поливной керамики, вероятно, производилась на территории Трапезундской империи.

Вторая группа представлена в основном сосудами закрытых форм, декор которых и детали профилировки (псевдозаклепки, налепы, полые поддоны) имитировали металлическую посуду. Их орнамент сочетает элементы, выполненные в технике резерва и сграффито. В Азаке встречены кувшины, водолеи, блюдце. Учитывая данные письменных источников, логично выглядит предположение об их производстве в Константинополе.

Ещё одна группа сосудов представлена исключительно тонкостенными изящными сосудами с орнаментом, который также часто сочетал орнамент в технике резерва и сграффито. Встречены в основном маленькие чашечки-кубки, плоскодонные колоколовидные чашечки. Сосуды принадлежат к ограниченному числу серий. Мастерская по производству такой керамики обнаружена в Константинополе.

Последней группой византийской поливы являются светлоглиняные сосуды, преимущественно кухонного назначения, для изготовления которых в формовочную массу добавлялась примесь мелкой дресвы. Немногочисленные столовые сосуды такой примеси не имеют. Черепок, как правило, сквозного или двухслойного обжига от почти белого до серого или розового цвета. Представлены отделы с поливой по черепку, с поливой по ангобу без орнамента и с орнаментом сграффито. Ассортимент изделий поступавших в Азак включает горшки, низкие котлы с ручками, кувшины, кружки. Крайне редки столовые кувшины и чаши.

Крайне немногочисленную группу составляют сосуды, изготовленные при помощи вытягивания на круге с полосчатым лощением по красному ангобу. Часть их, вероятно, следует связывать с производством Волжской Булгарии, часть с нижневолжским регионом.

Специфическую группу составляют сосуды, изготовленные при помощи скульптурной лепки (РФК-3-4) в традициях близких к традициям мастеров Азака первой группы, но с рядом архаических особенностей. К ним относятся очень качественное почти сплошное лощение, орнамент из налепных шариков, гофрирование тулова, изготовление слива на венчике из отдельного куска глины, орнамент из налепных валиков в виде бараньих рогов. Место их производства, вероятно, находилось на территории Северного Кавказа в относительно изолированных очагах. В Азак поступали кувшины, в том числе такая архаическая форма характерная для салтово-маяцкой культуры, как трехручные кувшины, а также корчаги и крышки.

В достаточной мере условно в одну группу объединена продукция большого числа гончарных центров, работавших в постсалтовских гончарных традициях с использованием скульптурной лепки основной части сосуда (РФК-3-4) и полосчатого лощения. При общей генетической близости таких центров продукция этой группы заметно отличается от продукции крупных золотоордынских городов низким технологическим уровнем, низкой стандартизацией форм и наличием архаических черт орнаментации.

Число таких очагов гончарства, вероятно, составляло несколько сотен. Некоторые находились в непосредственной близости от Азака, некоторые возможно были удалены от него на сотни километров. В некоторых случаях перед нами возможно продукция мастеров, переселившихся в Азак совсем недавно и ещё не приспособившихся к существующим здесь традициям и условиям. Существенно различались и масштабы производства. Наилучшим образом изучено производство очень крупного поселения, возможно, малого города спутника Азака – Платоно-Петровского поселения. Здесь мастера изготавливали широкий ассортимент изделий. В других случаях ассортимент ограничивался кувшинами, корчагами, горшками с ручкой, плоскодонными чашами и светильниками.

Небольшим числом находок представлена продукция древнерусских гончаров. Сосуды изготовлены путем скульптурной лепки с профилированием венчика (РФК-3-4) и очень небрежным машинным заглаживанием поверхности. Встречена продукция целого ряда центров различающихся формовочными массами и режимом обжига. Примерно одинаково часто встречаются серо и белоглиняные сосуды. Вероятно, мы имеем дело с продукцией сельских мастерских юго-восточных окраин Древней Руси, привезенной сюда переселенцами. Никаких попыток наладить её местное производство не зафиксировано.

К числу редких групп относятся круглодонные котлы, с лощением изготовленные по емкостно-донной программе. Их производство, по всей видимости, имеет среднеазиатские истоки.

Редкой, хотя и устойчиво встречающейся группой, является продукция Хорезма. Сосуды изготовлены путем вытягивания из комка глины (РФК-5-6). Формовочные массы, как правило, не имеют заметных примесей или реже содержат небольшое количество мелкого песка или чешуек слюды. Обжиг всегда сквозной, серого цвета, что является хорошим отличительным признаком группы. Есть специфические детали орнаментации. Большая часть сосудов, найденных в Азаке, относится к отделу штампованной керамики. Из обычной керамики встречены в основном фрагменты кувшинов с рифленым туловом. Встречены также плоскодонные фляги, кубки с лощеным орнаментом, крышки и кувшины с врезным орнаментом. Штампованная керамика представлена кувшинами и флягами двух видов.

Особняком стоят сфероконусы, служившие для перевозки ртути, а также других химических веществ и препаратов, и просто ценных жидкостей. В силу своей специфической функции сфероконусы могли перемещаться на очень большие расстояния. В некоторых случаях их могли производить в специализированных гончарных мастерских. В других случаях только они и доходили до Азака из всего ассортимента, производившегося в гончарном центре. Но некоторые сфероконусы производили и относительно недалеко, например в Маджаре, но последних крайне мало. Наиболее многочисленна группа сероглиняных сфероконусов, орнаментированных вогнутым «семечковидным» штампом.

Керамика, производившаяся из особого состава, получившего в российской археологической литературе обозначение кашин, составляет в Азаке не более 2-3%, но весьма примечательна. Она производилась и в городах Нижнего Поволжья и в Иране и Сирии и в Хорезме. Поскольку на настоящий момент определение места производства конкретного образца часто затруднительно, мы вынуждены объединять всю эту керамику в одну группу. Сосуды изготавливались путем отливки в форму состава, включающего кремнистый минерал, размолотый в порошок и связующие добавки, и всегда покрывались глазурью. В Азаке встречены следующие отделы – без орнамента, с полихромной росписью и рельефом, с подглазурной полихромной росписью, с подглазурной монохромной росписью, с рельефным орнаментом, с росписью люстром, с росписью эмалями. Ассортимент изделий из раскопок Азака составляют кувшины, чаши разного размера, блюда, тарелки, блюдца, гульабданы, вазы, бутыли, чернильницы, альбарелло, водолеи, крышки, мухоловки.

Крайне редкой является группа поливной керамики, вероятно малоазийского происхождения, с глухой бирюзовой глазурью, нанесенной по черепку. Встречены кувшины на поддоне и небольшие блюдца.

Спорадически в комплексах Азака встречается поливные сосуды производства городов Ширвана. Отличительными особенностями этой группы является крупный поддон с вырезанной полостью, в центре которой часто оттиснуто клеймо. Формовочная масса без видимых глазом примесей с мелкими порами. Глазурь нанесена очень тонким слоем. Группа в Азаке представлена отделом с орнаментом сграффито в сочетании с полихромной расцветкой. Практически все встреченные сосуды – большие чаши.

Продукция Китая представлена селадоном, фарфором и керамикой типа «цы чжоу». Последняя группа представлена в основном сосудами с маленькими петлевидными ручками с кремовой поверхностью и подглазурной коричневой росписью.

Второй по численности группой импортной тарной керамики в Азаке являются небольшие плоскодонные пифосы, изготовленные из отдельных элементов с их последующей стыковкой. Формовочная масса приготавливалась из очень пластичной глины с примесью крупного шамота. Достаточно убедительным выглядит предположение И.В. Волкова об их производстве на Крите. К числу редких находок относятся амфоры с воронковидным горлом и петлевидными ручками изготовленные из глины с большим количеством слюдистых чешуек. Черепок имеет светло-желтую окраску.

Ряд групп поливной керамики Азака имеет западно-средиземноморское происхождение. Из Северной Италии (Фаэнца) происходят протомайоликовые кувшины с бихромной росписью под бесцветной глазурью. Из Южной Италии (Отранто) происходят небольшие чаши с трехцветной росписью (зеленый, коричневый, розовый) под бледно-желтой глазурью. Есть крайне редкие находки еще нескольких групп керамики с росписью или с орнаментом сграффито в сочетании с полихромной расцветкой. Небольшое число находок принадлежит сосудам с люстровой росписью из Испании. Намного более многочисленна монохромная керамика из Венеции (до 10-15% в комплексах 1330-х гг.). Её отличительными особенностями являются поддоны с вырезанной полостью и отсутствие ангобного покрытия. Керамика редко орнаментировалась подглазурной росписью коричневым или зеленым. Ассортимент представлен чашами разных размеров, блюдцами и кувшинами.

В наиболее ранних комплексах встречаются амфоры группы клейма SSS. Сосуды изготовлены по донно-емкостной программе с отдельно изготовленным дном (РФК-6). Формовочные массы позволяют выделить несколько подгрупп. Для всех них характерные довольно грубые по фактуре глины с природной примесью тёмно-коричневых частиц и часто грубыми отощителями. Помимо небольших по размерам амфор крайне редко встречаются горшки. И.В. Волковым высказано мнение об их палестинском происхождении. По мнению автора диссертации более вероятным представляется их производство в Западной Грузии.

Остальные группы, выделенные в диссертации, представлены небольшими сериями. Это лепные тарные кувшины, очень крупные красно-коричневые пифосы, поливные сосуды из Средней Азии, хумы мастерской Ананда сына Саркиса, светлоглиняные пифосы с отпечатком мерного шнура и ряд других. Больше других заметна группа представленная главным образом округлодонными котлами с маленькими ручками, орнаментированными штампованными розетками. Сосуды изготавливались в нескольких центрах и ввозились в Азак очевидно из различных поволжских центров. Особняком стоит группа представленная почти исключительно светлоглиняными штампованными кувшинами с росписью глазурями.



Глава 3. Керамический комплекс XV в.

Существование оседлого населения в низовьях Дона протекало на фоне перманентного политического кризиса в Золотой Орде и катастрофических последствий нашествия Тимура 1395 г. Остатки золотоордынского города Азака быстро агонизируют. Неудивительно, что вскоре остался лишь маленький поселок большей частью внутри стен итальянских замков в окружении безбрежной кочевой степи. В этих условиях местное гончарное производство деградирует, в значительной части замещаясь импортами.

Как ни удивительно, в итальянской Тане сохраняется местное производство керамики 1 группы (10-15% процентов комплекса), хотя признаки группы существенно меняются. Теперь вся керамика производится путем вытягивания из комка глины (РФК-6) из-за чего сосуды становятся заметно более тонкостенными. Исчезает покрытие красным ангобом и лощение. Остальные признаки (состав формовочной массы, режим обжига) меняются незначительно. Существенно меняется в сторону обеднения ассортимент продукции. По сути, остаются только кувшины, появляется новая форма – сосуды баночной формы, сохраняются светильники и, вероятно, трубы.

Продолжают поступать амфоры трапезундской группы (6-8% комплекса). Большая часть сосудов поступает из одного центра. Их особенностями являются темно-красный цвет обжига, очень жидкий белый ангоб, стекающий длинными каплями и увеличившиеся размеры.

Резко возрастает доля продукции Юго-Восточного Крыма. По сути именно она теперь составляет основу керамического комплекса. Не только абсолютное большинство поливной керамики, но и значительная часть неполивной керамики Таны XV в. поступает из городов Юго-Восточного Крыма. По сравнению с XIV в. несколько изменяется режим обжига, концентрация шамота, беднеет орнаментация, ухудшается качество глазурей, но в целом признаки группы существенно не меняются. Неполивная часть ассортимента представлена кувшинами разных форм и афтоба. Поливная керамика представлена следующими отделами: без орнамента, с орнаментом сграффито, с орнаментом сграффито и полихромной расцветкой. Поливная часть ассортимента состоит из кувшинов, аптечных амфор, плоскодонных чаш с ручками, чаш, блюд и тарелок. Орнамент сграффито очень часто наносился при помощи двух- трезубого штампа.

Новой, характерной только для XV в., группой, являются горшки с черным песком. Сосуды вытянуты из комка глины (РФК-7), очень тонкостенны. На дне фиксируется песчаная подсыпка. Формовочные массы со значительной примесью мелкого черного песка. Черепок в изломе оранжевого цвета. Помимо горшков известны кувшины разного размера.

Заметной группой становятся сосуды с росписью люстром испанского производства. Встречены плоскодонные чаши и блюда.

Только для XV в. характерной является группа, в литературе условно называемая «керамика стиля Милет». Сосуды вытянуты из комка глины в один прием, включая поддон. Отверстие в его центре закрывалось вставкой из глины иного состава, особенность, не отмеченная более ни для одной группы керамики. Представлена одним отделом - с подглазурной полихромной росписью по белому ангобу. Ассортимент ограничен крупными чашами.

Выразительной серией представлена продукция Италии (возможно, «сграффито Падана»). Формовочная масса с примесью слюдистых частиц. Обжиг светло-оранжевого цвета. Поддоны с вырезанной полостью. Глазури, слабо окрашенные или зеленые. Орнамент сграффито с полихромной расцветкой. Ассортимент представлен тарелками и крупными плоскодонными чашами.

Ещё несколько групп керамики представлено единичными находками



Глава 4. Эволюция керамического комплекса низовьев Дона в XI-XV вв.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет