КОШЕВЕРОВА
НАДЕЖДА
НИКОЛАЕВНА
КИНОРЕЖИССЁР
(1902 – 1989)
РОССИЯ
23 СЕНТЯБРЯ
Советский кинорежиссер Н.Н. Кошеверова родилась 23 сентября 1902 года в Петербурге. Она, как и все девочки, с удовольствием играла с куклами, но увлечение это осталось с нею и в юности – кукольный театр. В 1923 году окончила актерскую школу при петроградском театре «Вольная комедия», а потом играла в различных театрах. С 1928 года она работала на киностудии «Ленфильм». Свой приход в кино Надежда Николаевна объясняла тем, что «кинематограф подобен кукольному театру, ибо над созданием фильма трудятся много человек, а зритель видит только то, что ему положено видеть».
Свою работу на «Ленфильме» Надежда Кошеверова начала ассистентом (помощником) режиссера. Она позднее стала знаменитым режиссером в жанре сказки, но в 1930-40-е годы она делала совсем другое кино. И не сразу пришла к сказкам. Кошеверова начала свой творческий путь лирической комедией «Аринка» (1939). Первый опыт оказался удачным. Фильм рассказывал о семье советских железнодорожников, появился на экранах в марте 1940 года, и его посмотрели 22,9 млн. зрителей. До начала Великой отечественной войны Кошеверова успела снять еще один фильм - «Галя» (1940). Возможно, запрет этой картины о финской войне стал одной из причин ухода Кошеверовой от «серьезного» кино. А первым обращением к сказке стал фильм-опера «Черевички» по одноименной опере Чайковского (1944), причем Н.Н. Кошеверова стала также и автором сценария к фильму. На этой работе Кошеверова впервые встретилась с Михаилом Шапиро - режиссером невероятно изобретательным и прекрасно чувствовавшим музыку. Так, в трудные военные годы, на студии ЦОКС в Алма-Ате, родился блестящий режиссерский дуэт Н. Кошеверовой и М. Шапиро.
После окончания войны Н. Кошеверова своим главным творческим направлением избрала сказку, и первый же ее фильм, снятый в этом жанре, вошел в сокровищницу кинематографа. В 1947 году на экраны страны вышел замечательный фильм-сказка «Золушка», поставленный Н. Кошеверовой и М. Шапиро. Жанр, избранный Надеждой Кошеверовой, был совсем не простым. Сказки начали снимать многие известные режиссеры и было это в непростые для сказки времена. С огромными трудностями выходили к маленьким зрителям замечательные фильмы «По-щучьему велению», «Василиса» и «Кащей Бессмертный» режиссера Роу, «Каменный цветок» Птушко (получил премию Каннского фестиваля!). Власти указали, что сказки – это слишком лёгкое кино, а надо снимать серьёзные документальные ленты. Но детям было бы так скучно смотреть их… На экран после войны прорвалась только «Золушка» Кошеверовой.
Главными носителями добра, кроме самой Золушки, были Король и Принц - первые положительные короли на советском экране. Кошеверова и Шапиро первыми в кино поняли, что дети воспринимают прежде всего форму, а уже потом - содержание. Форма - это, прежде всего, декорации, костюмы, художественное оформление в бедном послевоенном 1947 г. выглядевшие просто роскошно (художником фильма был Николай Акимов). Не менее важную роль играл и блистательный текст Евгения Шварца.
Кошеверова сняла в заглавной роли девочки Золушки… 38-летнюю Янину Жеймо. По сценарию Золушке должно было быть 16 лет, тем не менее режиссеры даже не думали искать другую актрису. Н. Кошеверовой и М.Шапиро удалось собрать прекрасный творческий коллектив - Янина Жеймо (Золушка), Алексей Консовский (Принц), Эраст Гарин (Король), Фаина Раневская (Мачеха), Василий Меркурьев (Лесник), Варвара Мясникова (Фея), ленинградский школьник Игорь Клименков (маленький Паж), Сергей Филиппов… Герои фильма - и особенно Мачеха (Ф.Раневская) с ее комическими репризами - пополнили галерею самых памятных персонажей отечественного кино, любимых не только юным, но и взрослым зрителем. Евгений Шварц никогда не допускал изменений в его тексте, никакой импровизации актеров на съемочной площадке. Только Фаине Раневской он позволил что-то добавить от себя. А Эраст Гарин именно роль Короля в фильме «Золушка» считал одной из лучших своих ролей. Любое появление Фаины Раневской или Эраста Гарина превращалось в импровизированный театр безо всяких сценариев...
Из воспоминаний Раневской: «...Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья - это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!»
Кошеверова была женщиной удивительно смелой. В 1954 году она выступила в жанре комедии, причем на экзотическом и сложном для постановки материале из жизни артистов цирка. Фильм «Укротительница тигров» (совместно с А. Ивановским) стал одним из шедевров. В 1965 году Кошеверова еще раз обратилась к теме цирка в комедии «Сегодня новый аттракцион». В этой ленте свою последнюю роль в кино сыграла Фаина Раневская. А потом Кошеверова вернулась к сказке. Театрализованная фантазия «Старая, старая сказка» (1968) поставлена на темы Андерсена и может быть интересна и взрослым, и детям. Есть в ней и сказочник (Олег Даль), живущий в бедном и сером мире, и от него уходит жена (Марина Неелова). Он сочиняет сказку, в которой сам в образе храброго солдата находит огниво и ему помогает добрый волшебник (Георгий Вицин). Солдат полюбил избалованную, капризную принцессу (тоже Неелова), загадывающую, как и полагается принцессе, загадки многочисленным женихам. Ее отец, король (Владимир Этуш), очень хочет видеть мужем солдата, так как думает, что у того очень много золота. В сказке все кончается очень хорошо, а вот в жизни у сказочника все складывается плохо. «Но жизнь ведь не сказка», - говорит уходя жена.
После «Старой, старой сказки» у Кошеверовой были практически только сказочные фильмы, но ни один из них такого шумного успеха уже не имел. В 1972 году вышла музыкальная сказка «Тень», снятая по одноименной пьесе Е. Шварца, написанной по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена. Герой сказки однажды обнаруживает, что его тень зажила собственной жизнью... В 1974 году на экраны выходит музыкальная сказка-комедия по мотивам русского фольклора «Царевич Проша». А потом - еще две прекрасные сказки - «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) и «Соловей» (1979).
Лента «Ослиная шкура» (1982), снятая по мотивам сказок Шарля Перро, рассказывает о короле нищего королевства, у которого родилась дочь. Злая волшебница предсказала ей большие жизненные испытания. Они начались, когда Тереза полюбила бедного принца Жака. Тогда Добрая фея одела девушку в ослиную шкуру и подарила колечко, с помощью которого можно менять свой облик... Фильм «Ослиная шкура» стал призером 1-го кинофестиваля «Сказка» в Киеве.
«И вот пришел Бумбо» (1984) - экранизация весьма реалистического рассказа А. Куприна «Девочка и Слон», который можно отнести к классу беллетристики. Однако весьма показательно, что и здесь содержатся сугубо кукольные сцены, пущенные методом параллельного монтажа со сценами «реальной действительности». Дневная жизнь девочки Саши перемежается фантасмагоричными «полуночными светскими раутами» - коллекция куколок-барышень вовсю обсуждает поведение и настроение хозяйки. Когда Сашенька заболела, самые известные врачи города не могли поставить диагноз. Но однажды к дочери Ильи Митрофановича пришел бывший студент-медик Костя, который работал теперь в цирке уборщиком. Он рассказал девочке о слоне Бумбо - и она захотела, чтобы слон пришел к ней. Костя позвал на помощь цирковых артистов и выполнил ее просьбу. Девочка выздоровела, а Костя и Бумбо отправились на гастроли...
Свою творческую биографию Кошеверова завершила фильмом-сказкой по сценарию М.Вольпина и В.Фрида «Сказка про влюбленного маляра» (1987) о приключениях молодого и веселого маляра Макара, влюбившегося в принцессу и прошедшего через всевозможные испытания и героические подвиги.
Женщина-режиссер - на «Ленфильме» это звучало как анекдот, да и вообще было не очень распространено в советском кино. Но Кошеверова мужской характер вырабатывала тщательно и добилась желаемых результатов. На съемках она была предельно жесткой; недаром в ее фильмах не найти ни одной сентиментальной сцены. Кошеверова ставила почти исключительно комедии - при этом многие отмечали, что в жизни, в быту, у нее совершенно отсутствовало чувство юмора.
Надежда Кошеверова поставила 18 кинофильмов, многие из которых стали лучшими образцами кинематографа. Ее фильмы отличаются лиризмом, мягким юмором, занимательностью сюжета, музыкальностью. Она безумно любила театр и потому ее сказки прекрасно костюмированы и просто красивы. Н.Н. Кошеверова, один из самых лучших кинорежиссеров-сказочников, предпочитала традиционные волшебные сказки для детей. В историю кино эта женщина безусловно, войдет как соавтор «Золушки», фильма на все времена.
«Надежда Николаевна сама была как из сказки. Или из XIX века. Всегда в длинных платьях, кофтах, от которых веяло стариной и уютом, по-старомодному вежливая и трогательная. На съемочной площадке не ругалась. Актеры от нёе … даже литературного ругательства не слышали.»
Михаил Боярский
Где узнать больше:
http://funeral-spb.narod.ru/necropols/komarovo/tombs/kosheverova/kosheverova.html
Как закрепить:
Задание – кукольный театр! Сказка, на Ваш выбор! Играем в пальчиковый театр, или шитыми куклами на руку, или просто своими же игрушками. На этот раз обратите внимание на декорации – если действие Вашей сказки происходит в домике или в лесу, потрудитесь изготовить (может, вырезать из старой книжки) соответствующий пейзаж.
Для девочек: что можно добавить к костюмам героев? какую-нибудь шапочку или платочек, бантик…
Обязательно привлекайте ребенка к работе над декорациями. Нарисовать или наклеить деревце, окошечко и занавесочку – это вполне по силам!
И если удастся, посмотрите фильмы Надежды Николаевны – это настоящие сказки!
Достарыңызбен бөлісу: |